Допрос коммунистов иогансон описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

«Когда-то я служил в театре у Каменного моста — был там декоратором и даже выступал в отдельных ролях. В эти годы в театре шла пьеса. Запомнил только одну сцену: стояла в полушубке девушка, которую допрашивал какой-то офицер. И все. Казалось, я начисто забыл этот эпизод.

Потом, спустя добрый пяток лет, пришлось мне быть в Музее Красной Армии, где я увидел фотографию наших коммунистов и неподалеку — фотографию бандитов-анненковцев. Возникло естественное сопоставление. И вот тогда из глубины памяти поднимается нечто виденное мной: где-то я видел в полушубке стоящую девушку. Неожиданно явилась мысль столкнуть их где-то в избе, на допросе, друг против друга.

Сначала я представил, что мой положительный герой — девушка, она ассоциировалась с давно прошедшими воспоминаниями о пьесе. Потом возник образ юноши –— он больше подходил к моей идее мужества и стойкости.

Во втором эскизе художнику удалось подчинить бытовое историческому, добиться контраста между допрашивающими и допрашиваемыми. Накалить конфликт темным вечерним светом, придать картине не обезличенную наглядность, а истинную драматичность.

Но во главе всего — фигуры главных героев, рабочего-большевика и девушки-коммунистки. Они стоят плечом к плечу, в монолитном единстве. Здесь нет эффектной мимики и жестикуляции, экспрессии движения, но между тем чувствуется огромная внутренняя сила этих людей. Мужчина собран, спокоен — на его лице ни страха, ни сожаления. Он готов ко всему и вряд ли боится смерти.

Лицо девушки художник, напротив, сделал живее, эмоциональнее. Она не боится врагов — уверенно стоит, крепко сомкнув кисти рук. Хоть в выражении ее лица улавливается внутреннее волнение, нет сомнений — в коммунистке нет страха, она уверена в выбранном жизненном пути.

---
Подписывайтесь на нас во Вконтакте , Facebook и Instagram — там мы размещаем еще больше уникальных материалов каждый день.


Идёт допрос. Перед озверевшими от ненависти белогвардейскими офицерами стоят молодые мужчина и женщина. Совершенно понятно, что у главных героев картины выхода нет. Они будут казнены. Однако обречённые стоят спокойно, можно сказать, даже величественно. Молодость, уверенность, сила правоты делают их победителями, несмотря на то, что ждет их смерть.

Красный ковер, устилающий пол, словно отсвет пожарища, охватившего страну в тот период.

Художник сумел показать в своей работе столкновение представителей двух разных социальных систем. Это момент высшего испытания человеческой личности, когда сущность человека раскрывается как нельзя лучше.

Работа над картиной велась долго

Следует отметить, что подготовительная работа над картиной была длительной и несистематической.

«Меня лично, – вспоминал потом художник, – преследовала идея сопоставления классов, желание выразить в живописи непримиримые классовые противоречия.

Сложнее всего было найти сюжетное решение

«Когда-то,— рассказывает Иогансон,– примерно в самом начале двадцатых годов, я служил в театре у Каменного моста – был там декоратором и даже выступал в отдельных ролях. В эти годы в театре шла пьеса (автора и название пьесы не помню). Запомнил только одну сцену: стояла в полушубке девушка, которую допрашивал какой-то офицер. И все. Казалось, я начисто забыл этот эпизод.

Потом, спустя добрый пяток лет, пришлось мне быть в Музее Красной Армии, где я увидел фотографию с наших коммунистов и неподалеку – фотографию бандитов-анненковцев. Я был ошеломлён разительным контрастом лиц: с одной стороны-благородные, красивые, мужественные люди, с другой – отребье рода человеческого. Возникло естественное сопоставление.

И вот тогда из глубины памяти поднимается нечто виденное мной: где-то я видел в полушубке стоящую девушку. Сначала возникает приблизительное оформление идеи в сюжет. Надо столкнуть два класса – когда, в какой обстановке. Неожиданно явилась мысль столкнуть их где-то в избе, на допросе, друг против друга. Сначала я представил, что мой положительный герой – девушка, она ассоциировалась с давно прошедшими воспоминаниями о пьесе. Потом возник образ юноши – он больше подходил к моей идее мужества и стойкости класса пролетариев.

В итоге такого хода творческой мысли у художника определился первый эскиз картины. На нём изображена парадная комната сибирского кулака. Дорожка на полу, фикус у окна, ширма, пишущая машинка, на стене портрет Колчака.

За круглым столом – белые офицеры. Один разбирает бумаги, второй что-то пишет, а третий стоит и чистит щёточкой ногти. Допрашивает коммунистов офицер-анненковец. Он облокотился правой рукой на стол, в левой руке у него стек.

Под столом стоит большая корзина с бутылками вина. Допрашиваемых привели двое конвойных. Один из них – фельдфебель, с усами, в белой заячьей ушанке. Держа в руке наган, он оскалил зубы и подобострастно улыбается офицеру. Стоящий рядом с фельдфебелем, сзади коммунистки, пожилой, бородатый сибиряк прислушивается к происходящему допросу и что-то обдумывает.

Приведённые конвоем на допрос коммунисты стоят совсем близко от своих врагов, почти вплотную к ним. Первой к зрителю, слева, изображена коммунистка, в раскрытом коротком полушубке с меховым воротником. Мужчина-коммунист показан тоже в раскрытой одежде. Он средних лет, худой, голова его перевязана белой повязкой.

При работе над вторым эскизом, Иогансон старался сделать главных героев активными фигурами. Глядя на них, считал художник, зрители должен понимать, что большевики наступают и должны раздавить белых. Как только эта мысль сформировалась у художника окончательно, работа над эскизом резко продвинулась вперед к конечному решению композиции картины.

Казалось бы, после такого эскиза можно было приступить к непосредственному писанию картины, тем более, что приближался срок открытия выставки…

Учителем будущего художника был Коровин

В 1913 году Иогансон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Наставниками его стали художники-реалисты Николая Касаткин, Сергей Малютин, Леонид Пастернак, Абрам Архипов. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца оказал Константин Коровин. В его мастерской Борис с большим увлечением занимался. Именно от Коровина Иогансону передался интерес к цвету. Впоследствии он не раз с благодарностью вспоминал имя своего учителя.

Поездка по стране стала хорошей школой

Борис Иогансон окончил учебу в самом начале 1918 года. Захваченный бурными событиями гражданской войны, покинул Москву. За четыре года проехал почти всю страну — от Красноярска до юга Украины. Если верить художнику Алексею Смирнову, хорошо знавшему Бориса Иогансона, тот, будучи офицером в армии Колчака, писал портреты Верховного правителя.

Но чтобы там сейчас не говорилось, и как бы не обсуждалось, те годы стали для будущего мастера настоящей школой жизни. Именно они предопределили рождение в Иогансоне художника-гражданина.

Контрастное сопоставление персонажей

Иогансон был делегатом двух съездов

Иогансон был не только замечательным живописцем, но и талантливым педагогом. Он охотно делился своими знаниями и опытом с молодыми художниками. В 1932–1935 годах мастер преподавал в Московском полиграфическом институте, а позднее, в 1935–1939 годах, — в Московском институте изобразительных искусств. Художник написал целый ряд статей и книг по теории и практике живописи. В 1939 году он получил звание профессора и ученую степень доктора искусствоведения.

Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966—1970). Делегат XX и XXIII съездов КПСС.

Скончался 25 февраля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.



Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933



Борис Иогансон. Советский суд. 1928


Ещё одна знаменитая в СССР картина Иогансона (подробнее про рабфаковцев можно почитать здесь):



Борис Иогансон. Рабфак идёт. 1928

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий Б. В. Иогансон в течение ряда лет был вице-президентом, а затем президентом Академии художеств СССР, первым секретарем правления Союза художников СССР.

Борис Владимирович Иогансон.

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

Картины Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон. Рабфак идет.

Картина Бориса Иогансона

Борис Владимирович Иогансон. На старом уральском заводе.



Борис Владимирович Иогансон. Советский суд.



Борис Владимирович Иогансон. Допрос коммунистов.



  • ахрр
  • борис иогансон
  • допрос коммунистов
  • картины иогансона
  • на старом уральском заводе
  • народный художник ссср
  • рабфак идет
  • резидент академии художеств
  • советский суд
  • советское искусство

Допрос коммунистов — Борис Иогансон

Художник показал в картине момент остро драматический, когда столкновение представителей двух разных социальных систем привело к выявлению сущности человека -звериной жестокости с одной стороны и героизма с другой. Это момент высшего испытания человеческой личности. И нет большего подвига, нежели подвиг людей, жертвующих своей жизнью во имя правды и справедливости на земле.

Напряженности происходящего соответствует и колорит картины.

Красный ковер, устилающий пол, словно отсвет пожарища, охватившего страну. Красное пятнышко на груди женщины — то ли шарф, то ли майка, — видимое из-под полушубка, загорается как кусочек алого знамени, которому верны коммунисты. Красноватые тона контрастируют с синевой ночи за окном. Голубовато-зеленоватый мундир на одном из белогвардейцев вырывается ярким пятном, как и позолота кресла. Смелое созвучие красок, контрасты освещения — от ослепительного до провалов черного, — темпераментная, свободная, сочная живопись соответствуют напряженности чувств героев, нарастающей кульминации действия.

Читайте также: