Политический режим ельцина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первый российский Президент родился в 1931 году в сибирском селе Бутка. Окончив школу и отслужив в армии, Ельцин получил строительное образование, работа инженером, начальником, а далее началась его партийная карьера. Будущий президент почти десятилетие был секретарем обкома Свердловской области. В 1985 году по приглашению Е.К,Лигачева и М.С, Горбачева Ельцин переезжает в Москву на должность первого секретаря Московского горкома партии. Вскоре, после письма Горбачеву, где он критически отозвался о его политике перестройки, Ельцин был вынужден покинуть пост и уйти в отставку.

На выборах 1990 года Борис Николаевич был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Во время августовского путча 1991 года Ельцин выступил в оппозиции как ГКЧП, так и Горбачева. В 1992 году он подписал Беловежские Соглашения, означавшие распад СССР и был одним из создателей СНГ. Избирался на пост Президента дважды. Умер в 76 лет в апреле 2007 года.

Начало президентства Б.Н. Ельцина

Приняв страну с огромным количеством проблем в социальной и экономической сфере, страну, которая нуждалась в реформах при смене формы государственного устройства и отмене идеологии и государственной плановой экономики, Ельцин столкнулся с большими трудностями, которые подтолкнули его к введению в действие реформ. Начало первого срока Президента отмечено гиперинфляцией, падением экономики, переделом сфер влияния в криминализированном обществе, зарождающимся в стране предпринимательством. Правительству в таких условиях удалось провести ряд реформ и решить острые проблемы, в том числе продовольственную, стоявшую особенно остро. Другой заслугой ельцинского правительства того времени стали договоры о ядерном паритете с бывшими союзными республиками.

Чеченские кампании 90-х годов

Одной из острых проблем эпохи правления Ельцина стали войны в Чечне. Республика объявила суверенитет, на что в 1994 году туда были введены федеральные войска. Эта война стала одной из самых страшных с момента окончания Второй Мировой, приведя к росту терактов по всей стране со стороны сепаратистов Чечни. Ельцин впоследствии называл эту войну ошибкой. После перемирия 1996 года проблема не исчезла, так как чеченцы постоянно захватывали людей, процветала работорговля. После нападения террористов на Дагестан в августе 1999 года , страна была вынуждена возобновить кампанию.

Итоги президентства Б.Н. Ельцина

Будучи первым избранным президентом страны, Ельцин стал и первым правителем, добровольно ушедшим в отставку. Последний год президентства был кризисным, доверие населения, падение экономики, попытка импичмента стали решающими. Пред уходом в отставку, Президент извинился перед народом за то, что не выполнил все, что обещал перед избранием.

особенности: - гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов; - номинальность разделения властей - законод и испол, центральной и региональной, приводящая к их пол.борьбе за влияние на пол., эконом, социал и иные ресурсы власти; неэффективность гос-ва как основного соц. института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общест. жизни, решить проблемы бедности; сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью; фактическая подконтрольность прав-ва только президенту и его полная зависимость от пол конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства; множественность режимов(частичное соблюдение дем. процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов); концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и крупных собственников, разбогатевших нелегитимными методами, что приводило к использованию криминальных методов гос-управ и хоз. деят-ти; малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию - посредника между властью и обществом; широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит; отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

Недемократические тенденции в П.Р. сов. России В сов России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. Усиление авторитарных тенденций в П.Р. России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону испол власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.Усилению авторитарных тенденций спосоюствуют: распространение терроризма; перманентный рост преступности; природные катаклизмы; этнорегиональные и конфессиональные конфликты; нестабильность ситуации внутри правящих элит;

Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

Дем. тенденции в П.Р. сов России Власть на федеральном и местном уровне выбираема и сменяема, система разделения властей, свободный и конкурентный рынок в экономике, многообразие форм собственности, независимые СМИ, гарантированы основные права человека, НУЖНЫ: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования. Вектором развития пол. власти в совр России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации пол конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.

Аватар

В 1996 году Борис Ельцин победил во многом благодаря олигархом, которые во время второго срока его правления получили ещё большее, чем раньше влияние в стране. При продолжавшихся и даже усиливавшихся в стране экономических проблемах они лишь богатели и начали претендовать на формирование государственной политики.

Последние годы правления характеризовались частой сменой составов правительств. С одной стороны, на получавших отставку премьер-министров сваливалась ответственность за экономические неудачи (например, правительство Кириенко пало после кризиса 1998 года), с другой стороны, президент, видимо, искал среди них преемника и в итоге нашёл его в лице Владимира Путина.

Новых радикальных экономических реформ не проводилось. Но было понятно, что сформировавшаяся система не жизнеспособна. Она могла существовать, только если бюджет постоянно пополнялся за счёт инфляции и кредитов (как внешних, так и внутренних), причём последние требовали выплат всё возраставших процентов.

В российской политической истории 1991 г. стал водоразделом, отделившим бюрократическое государство советского типа от полицентрического государства, образовавшегося в период правления Б. Ельцина. Следствием запрета КПСС стало разрушение всей прежней системы власти, которая в меньшей степени коснулась низов политического класса, но имела самые радикальные последствия для его верхушки. Запрет КПСС вызвал: ликвидацию традиционных институтов советской власти; ликвидацию института номенклатуры с ее порядком подбора и продвижения руководящих кадров для всех сфер жизни общества; передачу полномочий союзных органов власти российским и другие.

После принятия ряда указов Ельциным была создана политическая система, схематическое изображение которой представлено на рисунке 3.


Рисунок 3. Фрагментация верховной власти при Ельцине

Президент обладал верховными полномочиями, но его власть была ограничена. Вскоре после образования такой конструкции стали происходить два параллельно развивающихся процесса: 1) центры власти начали конкурировать друг с другом, так как многие функции исполнялись ими параллельно; 2) выяснилось, что президент имеет склонность устраняться от участия в повседневной государственной работе на все более длительные периоды. Поскольку власть не терпит пустоты, функции подготовки и принятия решений за отсутствующего президента стали брать на себя его доверенные лица, со временем становящиеся все более могущественными.

Происходит цепная реакция ослабления всех институтов власти, и начинается этот процесс с разрушения института верховной власти. Федеральная властная элита постепенно утрачивает центральное положение. Она ослабляется вместе с властью федеральною центра. За счет ее ослабления укрепляют свои позиции другие, прежде всего региональные элиты и новая элита бизнеса. Сохраняя название федеративного государства, Россия фактически начинает превращаться в конгломерат региональных политических режимов.

Институты политической системы вступают в борьбу друг с другом: администрация президента хочет управлять экономикой и борется с правительством; парламент борется с органами исполнительной власти; даже на региональном уровне заложен системный конфликт между губернаторами и мэрами столичных городов.

В Совете Федерации — верхней палате российского парламента — оформились ассоциации губернаторов, объединенных по территориальному признаку, образовался клуб лидеров регионов-доноров, а входящие в него губернаторы все энергичнее отстаивали свои интересы. Лидером этой группы стал столичный мэр Ю. Лужков. В Государственной Думе продолжалась межфракционная борьба, и все попытки кремлевской администрации установить контроль над Думой были безуспешными. Региональные элиты становились все строптивее, так как, будучи избраны населением своей территории, они не находились в отношениях прямого подчинения президенту. Правительство постоянно конфликтовало с администрацией президента, вмешивающейся в экономическую деятельность.

За девять лет своего правления Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. Ни одна государственная структура не смогла стать доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, ожесточенно конкурируя между собой за право выступать от имени президента. Но этот процесс создания полицентрического государства имел мало общего с настоящим разделением властей: относительная независимость законодательной власти от исполнительной оставалась только в федеральном центре и была скорее результатом плохого управления, нежели осмысленной политики. О независимости власти судебной никто и не помышлял. Суды оставались во власти исполнительных органов как в центре, так и в регионах и, кроме того, испытывали давление и со стороны органов прокуратуры. Таким образом, в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению ветвей, а к управленческому хаосу.

Читайте также: