Политический кризис это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблематика социально-политического конфликта окончательно утверждается в политической науке с ХІХ в., отражаясь в работах М. Вебера, А. Токвиля, К. Маркса, Г. Зиммеля и др. При всём разнообразии подходов к определению и изучению данного явления (так, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи исходили из вторичности конфликта для понимания политики, его подчинённости базовым общественным ценностям, в то время как К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и др. рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений), общим для них является понимание политического конфликта как формы борьбы за власть между определёнными субъектами политического процесса. Проблематика конфликтов является определяющей в интерпретации социально-политических явлений и в работах Т. Парсонса, Р. Дарендорфа и др.

В современной политической науке под политическим конфликтом понимают столкновение противоположных интересов, взглядов, ценностей и приоритетов, обусловленное необходимостью взаимодействия между различными субъектами политического действия.К числу последних относятся отдельные личности, социальные и этнические группы, политические партии и движения, элиты, а также государства.

Воздействие конфликта как объективного фактора приводит к тому, что политический процесс постоянно протекает под знаком борьбы различных интересов. Эта борьба может носить скрытый или открытый, мирный или насильственный характер, осуществляться посредством переговоров и согласований или путем открытого столкновения. Общая природа конфликта заключается в несовместимом приложении интересов и претензий сторон при ограниченности или невозможности их взаимного удовлетворения.

Существует несколько вариантов типологизации конфликтов. Выделяют вертикальные (между субъектами политической власти различных уровней – центральными и местными государственными органами, гражданами и организациями) и горизонтальные (между индивидами, группами, слоями, классами) конфликты.

Конфликты могут возникать между элитой и остальной частью общества, а также между различными частями (фракциями, группами) самой правящей элиты общества. И, разумеется, конфликты присущи взаимоотношениям различных политических сил (партий, движений) и социальных слоев (сословий, классов). Такие конфликты проходят в форме политической борьбы между различными партийными и общественными организациями.

Область функционирования политического конфликта не ограничивается рамками государства и общества. Конфликты возникают между двумя, несколькими или целыми системами государств, отражая противоречия политических, экономических и социальных интересов различных наций.

Конфликты формируются и на уровне индивидуумов и отдельных групп, но при этом очень сложно, с одной стороны, выделить собственно политические мотивы разногласий, а с другой, навязать политические интересы, реализующиеся на общественном и государственном уровне. По глубине, интенсивности и регулируемости выделяют конфликты:

радикальные или глобальные, если возможности их урегулирования или альтернативные выходы из них вообще отсутствуют;

частичные, когда на периферии противоречий обнаруживается некий общий интерес или совпадающие представления о рамках действия конфликта.

Системный анализ конфликтов выявляет четыре стадии развития конфликта:

скрытая фаза, формирующая конкретное содержание конфликтных интересов;

фаза напряженности, то есть эволюция скрытого конфликта;

фаза антагонизма как показатель напряженности при условии отказа от попыток разрешения данного конфликта;

фаза несовместимости, представляющая собой конфликт в прямом смысле этого слова.

В зависимости от состава конфликтующих сторон политические конфликты можно подразделить на институциализированные (в том случае, если субъектами конфликта являются различные политические институты, партии) и неинституциализированные (когда одна из сторон конфликта не является партией или общественной организацией).

Существуют открытые конфликты (имеющие яркие внешние проявления) и латентные конфликты (скрытые, в которых преобладают теневые способы противостояния и борьбы участников конфликта).

По времени действия, существования конфликтов можно выделить долговременные и кратковременные политические конфликты.

Политические конфликты выполняют в обществе естественную функциюподдержания динамики общественно-политического процесса. Основой возникновения конфликта является наличие реальных факторов и обстоятельств, свойственных данному обществу. Вместе с тем конфликты выполняют и ряд других функций (например, укрепляют чувство идентичности и сопричастности членов групп интересов).

Переломный момент в развитии политического процесса в политике обозначается термином "кризис".

По своей сути, политический кризис- это сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношении между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Любой политический кризис может перерасти в конфликтную ситуацию.

Различают несколько видов (типов) политических кризисов:

1. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной
властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в
правительстве или его отставкой в полном составе;

2. Парламентский кризис - это такое изменение соотношения сил в органе
законодательной власти, когда он оказывается не в состоянии принимать
решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны.
Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и
назначением новых выборов.

3. Конституционный кризис - фактическое прекращение действия
Основного закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из него
состоит в качественном обновлении Конституции или принятии новой.

4. Внешнеполитический (или международный) кризис обусловливается расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если кризис не разрешается путем переговоров и уступок, он может перерасти в войну.

5. Общенациональный кризис означает поворотный момент в развитии социально-политического процесса, который не обязательно приводит к смене властвующей элиты или господствующей социальной группы. Выход из него может быть обеспечен частными перестановками внутри правящей группы и корректировкой политического курса без нарушения существующего соотношения между социально-политическими силами.

Среди основных проявлений открытых политических конфликтов в современном обществе можно выделить терроризм, войны, государственные перевороты, революции и т.д.

Вооруженные столкновения в ходе разрешения различного рода конфликтов свидетельствуют об острой фазе их состояния и называются войной. Различают войны внешние (между государствами) и внутренние, или гражданские.

Революционный способ решения конфликта предполагает устранение отживших общественных структур, что достигается вытеснением из общественной системы, не вписывающихся в идеальные представления о ней элементов и структур, а впоследствии и прямым их уничтожением.

Одной из крайних форм проявления конфликтной политической ситуации является политический переворот - открытая попытка замены господства одних политических сил другими. Сам по себе политический переворот не в состоянии восстановить стабильность системы, т.к. имеет поверхностный характер и не изменяет базовых структур системы (именно это и отличает переворот от глубинных социальных преобразований).

Партизанскую войну и терроризм как способы разрешения политического конфликта используют сторонники радикальных и экстремистских партий, которые стремятся к форсированным преобразованиям общества любыми способами. Характерной чертой международного терроризма является проведение государственными или общественными структурами террористических актов, за пределами данного государства, в отношении иностранных государственных структур и отдельных лиц, определенных в качестве внешнего противника.

Выходиз политического конфликта возможен путем установления консенсуса и заключения компромисса.

1) готовность большинства населения следовать принимаемым законам, установлениям, нормам;

2) позитивное восприятие большинством политических институтов, призванных претворять эти законы и установления в жизнь;

3) наличие у различных категорий граждан чувства принадлежности к общности, например к нации, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях.

Важную роль играют в политике компромиссы, которые заключаются на основе баланса реальных сил. Компромисс – это соглашение, достигнутое путем взаимных уступок сторон, вовлеченных в конфликт.

В развитых демократических странах большое значение также придается оппозиции как фактору, сдерживающему развитие конфликтных и кризисных ситуаций. Существуют различные виды оппозиции: внешняя и внутренняя, явная и латентная (скрытая), легальная и нелегальная, конструктивная и деструктивная, парламентская и внутрипартийная.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Что такое политический конфликт? В чем его особенности?

2. Чем обусловлено пристальное внимание современных политологов к проблемам изучения и прогнозирования политических конфликтов?

3. Определите основные подходы к изучению политических конфликтов.

4. Какие типы политических конфликтов можно выделить?

5. Назовите основные функции политических конфликтов.

6. Что такое политический кризис?

7. Назовите основные типы политических кризисов.

8. Какие способы разрешения политических конфликтов вы знаете?

9. Что такое политическая оппозиция?

Темы для рефератов

1. Основные этапы эволюции теории социально-политических конфликтов.

2. Политический конфликт и стабильность политических режимов.

3. Политические конфликты на постсоветском пространстве.

Литература

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования. – 1994, № 5

2. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993

3. Замковой В.И., Ильчиков М.З. Терроризм – глобальная проблема современности. - М., 1996

4. Козер Л.А. Функции социального конфликта. Американская социологическая мысль. – М., 1996

5. Козер Л.А. Завершение конфликта. Американская социологическая мысль. – М., 1996

6. Краснов Б.И. Конфликты в обществе. // Социально-политический журнал. – 1992, № 6-7

7. Кульчар К. Политический конфликт. // Политология вчера и сегодня. – Вып.3. – М., 1991

8. Ляхов Е. Г. Терроризм и международные отношения. – М., 1991

9. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997

10.Преториус Р. Теория конфликта.//Политические исследования.–1991, № 5

11.Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. – М., 1997

12.Соотла Г. Революции и конфликты в жизни общества: модели развития революционных кризисов. // Лекции по политологии. – Таллинн, 1991

13.Токвиль А. Старый порядок и революция. – М., 1996

14.Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992

15.Этингер Я. Межнациональные конфликты СНГ и международный опыт. // Свободная мысль . –1993, № 3

Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе.

Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов.

Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции.

Внешнеполитический, или международный , кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения политического кризиса в политологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

Кризис идентичности возникает тогда, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения и идентификации с определенной политической системой.

Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного управления проводить свои решения в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

Раз­ли­ча­ют Кризисы политические: кон­крет­ной об­щественно-по­ли­тической сис­те­мы, вла­сти (ис­пол­ни­тель­ной и/или за­ко­но­да­тель­ной, а так­же от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми), до­ве­рия об­ще­ст­ва к вла­сти, кон­крет­ных по­ли­тических струк­тур и ин­сти­ту­тов, кон­крет­но­го по­ли­тич. кур­са (в т. ч. на ме­ж­ду­народной аре­не) и др. Во всех слу­ча­ях Кризис политический оз­на­ча­ет, что сис­те­ма (по­ли­ти­ка, по­ли­тический ин­сти­тут), тем или иным об­ра­зом су­ще­ст­вую­щая, эво­лю­цио­ни­рую­щая, раз­ви­ваю­щая­ся или на­хо­дя­щая­ся в со­стоя­нии за­стоя, стаг­на­ции, дос­тиг­ла пре­де­ла сво­их внутренних воз­мож­но­стей (внутренний пре­дел сис­те­мы) или на­тал­ки­ва­ет­ся на мас­си­ро­ван­ное со­про­тив­ле­ние из­вне (внеш­ний пре­дел сис­те­мы) и тем са­мым ис­чер­па­ла ре­сур­сы сво­его су­ще­ст­во­ва­ния ли­бо су­ще­ст­во­ва­ния в дан­ном ви­де.

При­ме­ня­ют­ся различные клас­си­фи­ка­ции Кризисов политических: 1) по сте­пе­ни вне­зап­но­сти (ожи­дае­мые/про­гно­зи­руе­мые, не­ожи­дан­ные); 2) по про­дол­жи­тель­но­сти и ха­рак­те­ру про­те­ка­ния (ско­ро­теч­ные, за­тяж­ные, вре­мен­но за­ту­хаю­щие, с од­ной или не­сколь­ки­ми куль­ми­на­ция­ми); 3) по глу­би­не воз­дей­ст­вия (ре­во­лю­ци­он­ные, ве­ду­щие к кор­рек­ти­ров­ке сис­те­мы); 4) по ши­ро­те ох­ва­та (сис­тем­ные/струк­тур­ные, сег­мент­ные); 5) по внутренним ис­то­кам (ге­не­ти­че­ские, за­ло­жен­ные в сис­те­ме в мо­мент её об­ра­зо­ва­ния, например оши­боч­ное оп­ре­де­ле­ние по­ли­ти­ки, ор­га­нический де­фект по­ли­тической идео­ло­гии, сла­бость вла­сти и т. п.; функ­цио­наль­ные, воз­ни­каю­щие в хо­де функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­те­мы в ре­зуль­та­те на­ко­п­ле­ния оши­бок, из­ме­не­ния ус­ловий и т. д.).

В раз­ви­тии Кризисов политических обыч­но вы­де­ля­ют три фа­зы: 1) пред­кри­зис­ную (в ко­то­рой про­яв­ля­ют­ся пер­вые сим­пто­мы Кризиса политического, а сис­те­ма вхо­дит в т. н. зо­ну на­сы­ще­ния, ко­гда её по­тен­ци­ал ис­чер­пы­ва­ет­ся); 2) куль­ми­на­цию (дос­ти­же­ние пре­де­ла раз­ви­тия сис­те­мы); 3) за­клю­чи­тель­ную (раз­ру­ше­ние сис­те­мы, её кор­рек­ти­ров­ка, пе­ре­ход в но­вое со­стоя­ние, соз­да­ние но­вой сис­те­мы, например сме­на кур­са, вла­сти, ре­фор­ма, ре­во­лю­ция и т. д.). Во всех слу­ча­ях, в т. ч. в слу­чае раз­руше­ния сис­те­мы, Кризис политический мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как мо­мент раз­ви­тия, т. е. как пе­ре­ход сис­те­мы в но­вое ка­че­ст­во или об­ра­зо­ва­ние ка­че­ст­вен­но но­вой сис­те­мы. В этом смыс­ле он прин­ци­пи­аль­но от­лича­ет­ся от ка­та­ст­ро­фы, т. е. окон­чательного раз­ру­ше­ния сис­те­мы, пре­кра­ще­ния её раз­ви­тия ли­бо об­ра­зо­ва­ния но­вой сис­те­мы худ­ше­го ка­че­ст­ва.

особое состояние политической системы, характеризующееся разбалансированностью государственно-властных структур, снижением уровня управляемости всеми сферами общества, нарастанием социально-политической активности народных масс.

греч. krisis — поворотный пункт, исход) — вид политического процесса, крайняя форма проявления политического конфликта, характеризующаяся резким усилением политической напряженности. Возникает в ситуациях, когда конфликты не могут быть разрешены путем компромисса. Выделяют внутриполитические (парламентские, правительственные, конституционные) и внешнеполитические кризисы. Основными видами политического кризиса являются: кризис легитимности (возникающий в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями населения о формах и нормах политического регулирования), кризис идентичности (возникающий в ситуации, когда этнические различия становятся преградой на пути идентификации социальной группы с определенной политической системой), кризис политического участия (возникает вследствие создания политической элитой искусственных препятствий для включения в политическую жизнь определенных социальных групп), кризис проникновения (возникает вследствие расхождения между реальной политикой и провозглашенными целями, что приводит к снижению эффективности государственного управления), кризис распределения (возникает вследствие неспособности правящей элиты обеспечить доступность материальных благ для всех слоев населения).

political crisis, от гр. krisis) - нарастающее неустойчивое состояние политической системы общества, выражающееся в существующих конфликтах, в резком обострении политической напряженности. К.п. в своем становлении может проходить ряд этапов: предкризисное состояние общества или его политической системы, заключающееся в развитии конфликтных ситуаций до такой степени, когда они уже не могут быть нормально разрешены путем достижения компромисса; возникновение кризиса, выражающееся в неспособности правительства, властей разрешать стоящие перед обществом проблемы политическими методами, характерными для обычного функционирования политической системы; развитие и обострение кризиса, включающее порой распад тех или иных политических структур, усиление их недееспособности, приводящее к безвластию. Обострение кризиса может являться началом как его разрешения, так и дальнейшего обострения, выражающегося в возникновении предкатастрофической ситуации и даже собственно политической катастрофы. Выделяют внешнеполитические кризисы, связанные с международными конфликтами, конфликтами между военно-политическими блоками, и внутриполитические кризисы. Среди последних такие, как: конституционный кризис, связанный с фактическим прекращением действия основного закона государства; правительственный кризис, выражающийся в потере тем или иным правительством авторитета, в невыполнении исполнительными органами распоряжений правительства; внутрипартийный кризис, связанный с расколом той или иной партии потерей ею своих функций. В фокусе большинства К.п. - кризис власти (см.). В целом К.п. - тяжелое явление в судьбах общества, однако, при его успешном разрешении он почти всегда служит началом нового этапа подъема развития общества я его политической системы, ее радикального обновления.

Читайте также: