Погребальные маски ацтеков кратко

Обновлено: 04.07.2024

5 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – усечённые 4 х-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана и ювелирные изделия.

7 АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Теночтитлан был основан около 1325 г. на острове посреди солёного озера Тескоко. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. Теночтитлан делился на четыре квартала. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной. Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

8 АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Ацтеки верили во многих богов и богинь. Боги-создатели мира - это непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными богу войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями. Слева : статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца. Справа : ритуальная игра в мяч ( реконструкция )

9 АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Главный храм Теночтитлана ( реконструкция )

10 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Ацтекский скульптор мог иметь дело с различными материалами, начиная от изумруда размером с горошину и кончая огромными глыбами, такими большими, как огромный каменный календарь, весящий 24 тонны. У скульптора были самые простые инструменты: каменные резцы, шила и свёрла. Наряду с тяжеловесными, грандиозными культовыми статуями из грубого камня, внушающими благоговейный трепет и страх были очень выразительные скульптурные произведения: кролик из белого кварца, прозрачный, чистый и очень красивый; маска из чёрного обсидиана (вулканического стекла); фигура склонившейся женщины, перемалывающей зерно. Скульптуры делались так, что их можно было осматривать со всех сторон.

11 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Ваятелям не хватало полного понимания пропорциональности форм в изображаемых телах. Скульптура была тесно связана с архитектурой. Скульптура была не внешним элементом, а её фундаментальной составляющей. Были созданы скульптурные фризы из камня, огромные кариатиды, колонны. Искусство ацтеков было содержательным, функциональным и принадлежало религии. В жизни ацтеков не было искусства ради искусства. Искусство имело свое назначение, оно было священным. Религия была жизнью, а жизнь была религией.

12 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гипсовая маска из Теночтитлана Фигурки богини Коатликуэ Коатликуэ – богиня земли и смерти. Её змеиная голова, ожерелье из человеческих сердец и кистей рук, пальцы с когтями, её юбка, состоящая из массы извивающихся змей внушают зрителю благоговейный трепет. Вокруг ацтеков было много смертей, и они передали ощущение страха не только грубым монументальным статуям, но и фигуркам, маскам.

13 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Тескатлипока ("курящееся зеркало«) - бог ночи, севера и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений и жрецов, наказывающий преступников, повелитель звёзд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения, искуситель людей. Один из трёх главных богов, соперник Кецалькоатля. Носит с собой магическое зеркало, которое кадит дымом и убивает врагов; ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.

14 СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Каменная статуя бога плодородия Шипе-Тотека, одетого в человеческую кожу. Тело бога окрашено в красный цвет. Вид спереди показывает разрез в груди жертвы (потом аккуратно зашитый), через который доставалось сердце. Лицо бога видно в раскрытом ротовом отверстии маски. Вид сзади показывает, как кожа завязывалась на спине статуи.

16 КАМЕНЬ СОЛНЦА Камень Солнца ("Ацтекский календарь«) - памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Ацтекский календарь имел черты, сходные с календарём майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл – солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

18 СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Лежащий ягуар.

19 ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды – из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики. Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом. Гранильщики создавали и крупные вещи (например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана). Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. Жертвенный нож из дерева, мозаики и обсидиана. Маска Тескатлипока.

21 АЦТЕКСКИЕ МАСКИ Ритуальная маска из бирюзы ( гг ). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея. Ритуальная мозаичная маска Кецалькоатля. Мехико (15-16 вв. н. э.). Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо. Коллекция Британского музея. Погребальные маски

22 ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. Использовали ковку, чеканку, тиснение, покрытие золотыми пластинами, золочение, создание золотой оболочки. Золотые серьги ( вверху ) и кольцо ( снизу ).

23 ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Головной убор правителя Монтесумы. Венский этнографический музей. Справа : священная птица кетцаль. Длина перьев на хвосте достигает более 60 см., а в полёте птица напоминает извивающуюся змею.

24 ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Мастера, работавшие с перьями, образовывали замкнутую общину в одном из кварталов Теночтитлана. Они украшали перьями щиты, создавали из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов. Жёсткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из нескольких слоёв маленьких пёрышек, посаженных на клей (использовался трафарет для рисунка). При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани. Использовались перья разных птиц: кетцаля (кетсаля, зелёные перья), орла, розовой цапли (алые), попугая (жёлтые), яркие перья котинги (синие) и колибри (бирюзовые). Слева : ритуальный щит, украшенный изображением животного. Перья птиц. Глаза, когти, зубы и контур животного сделаны из тонких золотых полосок. Венский этнографический музей.

26 СТЕННАЯ РОСПИСЬ Стены храмов и светских зданий были украшены фресками и барельефами. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали во время конкисты. В Тисатлане сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле. Процессия воинов. Повреждённая роспись в храме в Малиналько. Воин в шкуре ягуара. Роспись в храме в Малиналько.

27 КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную. Каждая семья имела большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и горшок, в котором на ночь замачивался маис. Кукурузные лепёшки готовились над огнём на комале, круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью (нижняя её сторона была шероховатой, чтобы жар распределялся равномерно). Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца. Тарелка. Керамика ацтеков.

28 Помимо основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитка из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтекская керамика.

29 КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Каждая книга ацтеков, или кодекс, состоит из полосы длиной около 12 метров и высотой около 20 сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современная карта. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимся рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками, а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница обычно читалась сверху вниз и слева направо. Ацтекский кодекс XVI века. Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI век.

30 КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Ацтекская бумага изготавливалась из внутреннего слоя коры различных видов фигового дерева. Кора вымачивалась в реке или в известковой ванне, волокна отделялись от древесной массы, затем их клали на гладкую поверхность и колотили каменным орудием с рифленой поверхностью. Добавлялось вяжущее средство (скорее всего, смола), и волокна сбивались в тонкую однородную массу-страницу. После выравнивания и просушки обработанные волокна превращались в хорошо узнаваемую бумагу, но поверхность ее все еще была пористой и неровной, непригодной для рисования до тех пор, пока ее не покрывали белой известковой глазурью или краской. Лопатка для изготовления бумаги. Плоский камень заключён в рукоять из гибкой лозы. На этой поверхности писцы рисовали свои фигуры, сначала намечая контуры чёрным, затем добавляя кистью другие цвета. Основными цветами были красный, синий, зелёный и жёлтый, иногда красители смешивали с маслом, чтобы добавить рисунку глянца. Ацтеки пользовались пиктографическим письмом с элементами иероглифики.

32 МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой около метра. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. Деревянный вертикальный барабан с резным рельефом. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, мелодическую линию вели флейты.

33 МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли. Музыка не записывалась, поэтому ни одна ацтекская мелодия до нас не дошла. У ацтеков не было чёткого разграничения между музыкальным и литературным искусством. Стихи пели или декламировали под музыкальное сопровождение. Слева : в представлении артистов участвуют музыканты, жонглёр, горбуны и карлик ( Флорентийский кодекс ).

Задолго до открытия европейцами Американского континента на территории Центральной и Южной Америки возникли куль­турные цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков, имев­шие оригинальный и самобытный характер. Разобраться в этом своеобразии возможно, лишь учитывая исторические особеннос­ти, при которых слагалась и развивалась художественная культура так называемой доколумбовой Америки (до 1492 г., времени открытия Христофором Колумбом Американского материка).

Крупнейшим центром художественной культуры стала Мезоамерика, включавшая территорию современной Мексики (кроме пустыни на севере) и простиравшаяся к югу примерно до Никарагуа. Эта уникальная цивилизация, являющаяся крупнейшим достоянием мировой культуры, представляла собой удивительное созвездие наций, городов-государств, церемониальных, политических и экономических центров, известных сегодня всему миру: Теночтитлан, Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица.

Структура и смысл художественного языка Мезоамерики дают возможность постижения идей и представлений, лежавших в основе сложной картины мира, в которой неразрывно соединены миф и человек. В этом культурном ареале сформировался неповторимый архитектурный стиль, неразрывно связанный с другими видами искусства и отразивший представления об устройстве Вселенной и движении звезд.

Что же характерно для искусства этих народов? Прежде всего утверждение всемогущества и величия священного божества, культ предков, прославление побед над врагами, возвеличивание правителей и верховной знати.

Художественная культура классического периода

Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканско­го залива во II—I тысячелетиях до н. э. Исследования показа­ли, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предме­ты декоративно-прикладного искусства, иероглифическая пись­менность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков со­хранилась плохо, так как в качестве строительного материала ис­пользовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штука­турки.

Мировую известность получила скульптура ольмеков, пред­ставленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40 т. До сих пор точно неизвестно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигант­ские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поража­ют монументальностью, мастерством исполнения, реалистиче­ским воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широ­ким и плоским, как бы сплющенным посередине носом, толсты­ми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25 т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката — неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке (II в. до н. э. — VII в. н. э.). В этом городе, находящемся недалеко от современного Мехико, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

Наиболее грандиозное архитектурное сооружение — пирамида Солнца (Мексика), имеющая в настоящее время высоту 64,6 м (по всей вероятности, в древности она была еще выше). В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно суживающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были соору жены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивавших монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик из перьев, символизирующий особо почитаемое божество света.

В середине IX в. город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в XI в. новых завоевателей — ацтеков, создавших свою цивилизацию.

Художественная культура ацтеков

Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в XVI в. насчитывалось более 40 тысяч.

Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно, что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ — богини земли и весеннего плодородия — матери верховного божества войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей и клыков ягуаров, человеческих черепов и ладоней, перьев, извивающихся змей, лап орлов и т. д. Все это нагромождение различных предметов строго симметрично и уравновешенно.

Немногочисленные сохранив­шиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастер­ством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и тонкостью моделировки.

Художественная культура майя

Особых успехов достигла циви­лизация народов майя. Задолго до покорения испанскими завоевателя­ми в IX—X вв. майя изобрели точ­ный солнечный календарь, опреде­ляли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в мате­матике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели разви­тую иероглифическую письменность. Искусство народов майя от­личали изысканность и совершенство.

Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура: величественные пирамиды, великолеп­ные дворцы и белокаменные города, затерявшиеся в непрохо­димых джунглях Центральной Америки. К достижениям архи­тектуры следует добавить прекрасные памятники скульптуры, уникальные многоцветные фрески, росписи на сосудах, грациоз­ные статуэтки, ювелирные изделия, замечательные произведе­ния, выполненные в технике резьбы по дереву, кости и перла­мутру.

Происхождение цивилизации майя окутано пеленой за­гадочности. Ее появление относится к рубежу нашей эры, когда легионы Цезаря подчиняли власти Рима все новые земли, ее бурный расцвет приходится на VII—VIII вв. н. э. Лишь к концу IX в. замерли величественные города, опустели дворцы, на широ­ких площадях городов майя смолкло эхо человеческих голосов.

Что стало причиной гибели некогда процветавшей цивилиза­ции, до сих пор неизвестно. На этот счет существует несколько версий: землетрясение, резкое изменение климата, истощение ранее плодородных земель, эпидемии страшных болезней, чуже­земное нашествие, бесконечные войны.

Из памятников художественной культуры майя до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитек­туры. В них поражают удивительное чувство пропорций, вели­чественная монументальность, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворцы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы.

В отличие от египетских пирамид, здесь строили четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых возводился храм с двумя или тремя помещениями. От подножия пирамиды к двери святилища вела длинная широкая лестница, иногда такие лестницы располагались на всех четырех сторонах пирамиды.

Дворец в Паленке (в настоящее время сильно разрушен) стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. Внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землей на высоту около 24 м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лест­ница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифиче­скими надписями, благодаря которым храм и получил свое на­звание.

Как известно, ступенчатые пирамиды с плоским верхом не­редко служили усыпальницами почитаемых людей. Вот почему цари и жрецы устраивали здесь ритуалы с целью установить магическую связь с духами предков. Внутри пирамиды, на глубине 25 м, в 1952 г. была обнаружена великолепная гробница одного из правителей майя. О многом сумел рассказать ученым рельеф на крышке саркофага этого правителя. Древние мастера воспроизвели в камне Семь Пещер — прародину многих мекси­канских племен и мировое древо, связывающее подземный и верхний мир. В изображение древа были вплетены многие сим­волы, связанные с верованиями майя (например, крупная птица кецаль с широко раскрытым клювом, символизирующая связь между мирами, возрождающая души умерших).

Не менее своеобразны так называемые стадионы — соору­жения с площадками для культовой игры в мяч. Они представ­ляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллель­но друг другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча рука­ми или ступнями ног. Играть можно было только локтями, пле­чами и боками. Побеждала та команда, которая первой забра­сывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене.

Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

Изобразительное искусство майя также имело свои ха­рактерные черты. В нем существовал канон, который определял­ся культом обожествляемого правителя и его предков. Особого со­вершенства он достиг в произведениях скульптуры. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседа­ющим на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты его внешности или внутренние душевные

качества, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Перед зрителем представал некий идеализированный человек, застывший в неподвижной позе, ли­шенный чувств и особенностей ха­рактера. Его лицо передавало равно­душие и спокойную величавость. По­коренным пленникам оно внушало страх. Им, в отличие от правителя, были ведомы человеческие чувства: горе, боль от ран, молчаливое пови­новение. Изображение правителя сопровождалось коротким иерогли­фическим текстом, содержавшим ин­формацию о его рождении, правле­нии, военных победах и других успе­хах.

Художественная культура наро­дов майя оказала огромное влияние на американскую культуру после­дующих эпох.

Художественная культура инков

Одна из древнейших легенд рассказывает, что, когда из озера Титикака вышли супруги, получившие волшебный золотой жезл от своего отца Солнца, им было предсказано в определенном мес­те основать город и страну. Долго они искали это место, и вот од­нажды после долгих поисков жезл неожиданно ушел в землю. Здесь и возникла столица империи инков — Куско, руины кото­рой можно увидеть и сегодня.

В историю мирового искусства инки вошли благодаря красоте и величию своих храмов. На побережье Перу до настоящего вре­мени сохранилось множество пирамид, но, в отличие от других цивилизаций Америки, они служили для коллективных захоро­нений бальзамированных тел умерших. Некоторые ступенчатые пирамиды имели в плане не прямоугольную, а круглую форму.

Определенных успехов добились инки и в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. На лицевой стороне огромного монолитного каменного блока высечен рельеф с изображением верховного божества. Божество стоит на возвышении с жезлами в обеих руках. Его головной убор напоминает лучеобразно расходящихся змей. Фигура божества приземиста, у него неестественно маленькие ноги, а лицо широкое и квадратное. По обе стороны от него расположены три ряда второстепенных божеств, или крылатых гениев, обращенных к нему взором. Рельеф производит впечатление спокойного величия и силы власти. Самым загадочным в этом сооружении является фриз-календарь с изображением человеческих фигур, животных и орнамента. Среди множества животных, высеченных на Вратах Солнца, можно обнаружить даже слона.

Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инкские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовали причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а также эпизоды из повседневной жизни (охота, рыболовство, ткачество).

Шабалина Светлана Николаевна

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ АЦТЕКОВ Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики - тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица ацтеков Теночтитлан , выстроенная на острове среди озера Тескоко , имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – усечённые 4х-гранные каменные пирамиды , строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев , полихромная керамика , мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана и ювелирные изделия .

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Теночтитлан был основан около 1325 г. на острове посреди солёного озера Тескоко. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. Теночтитлан делился на четыре квартала. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной. Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Ацтеки верили во многих богов и богинь. Боги-создатели мира - это непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы , где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами , посвященными богу войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями. Слева: статуя богини Коатликуе – матери бога Солнца. Справа: ритуальная игра в мяч (реконструкция)

АРХИТЕКТУРА ТЕНОЧТИТЛАНА Главный храм Теночтитлана (реконструкция)

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Скульптура была самым крупным вкладом ацтеков в искусство. Ацтекский скульптор мог иметь дело с различными материалами , начиная от изумруда размером с горошину и кончая огромными глыбами, такими большими, как огромный каменный календарь, весящий 24 тонны. У скульптора были самые простые инструменты : каменные резцы, шила и свёрла. Наряду с тяжеловесными, грандиозными культовыми статуями из грубого камня, внушающими благоговейный трепет и страх были очень выразительные скульптурные произведения: кролик из белого кварца, прозрачный, чистый и очень красивый; маска из чёрного обсидиана (вулканического стекла); фигура склонившейся женщины, перемалывающей зерно. Скульптуры делались так, что их можно было осматривать со всех сторон.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Ваятелям не хватало полного понимания пропорциональности форм в изображаемых телах. Скульптура была тесно связана с архитектурой. Скульптура была не внешним элементом, а её фундаментальной составляющей. Были созданы скульптурные фризы из камня, огромные кариатиды, колонны. Искусство ацтеков было содержательным, функциональным и принадлежало религии. В жизни ацтеков не было искусства ради искусства. Искусство имело свое назначение, оно было священным. Религия была жизнью, а жизнь была религией.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Гипсовая маска из Теночтитлана Фигурки богини Коатликуэ Коатликуэ – богиня земли и смерти. Её змеиная голова, ожерелье из человеческих сердец и кистей рук, пальцы с когтями, её юбка, состоящая из массы извивающихся змей внушают зрителю благоговейный трепет. Вокруг ацтеков было много смертей, и они передали ощущение страха не только грубым монументальным статуям, но и фигуркам, маскам.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Тескатлипока ("курящееся зеркало«) - бог ночи, севера и колдовства, покровитель жестоких зрелищ и увеселений и жрецов, наказывающий преступников, повелитель звёзд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения, искуситель людей. Один из трёх главных богов, соперник Кецалькоатля. Носит с собой магическое зеркало, которое кадит дымом и убивает врагов; ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире.

СКУЛЬПТУРА АЦТЕКОВ Каменная статуя бога плодородия Шипе-Тотека , одетого в человеческую кожу. Тело бога окрашено в красный цвет. Вид спереди показывает разрез в груди жертвы (потом аккуратно зашитый), через который доставалось сердце. Лицо бога видно в раскрытом ротовом отверстии маски. Вид сзади показывает, как кожа завязывалась на спине статуи.

КАМЕНЬ СОЛНЦА Камень Солнца ("Ацтекский календарь«) - памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) с резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Ацтекский календарь имел черты, сходные с календарём майя. Основу ацтекского календаря составлял 52-летний цикл – солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Ацтекский календарь был тесно связан с религиозным культом. Каждая неделя, дни месяца, часы дня и ночи были посвящены различным божествам.

СКУЛЬПТУРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ Лежащий ягуар.

ГРАНИЛЬНЫЕ РАБОТЫ Наибольшей популярностью у ацтеков пользовались жадеит, бирюза и горный хрусталь, но ацтекские гранильщики также работали с обсидианом, аметистом, янтарём, гелиотропом, сердоликом и разнообразными цветными материалами. Многие из них импортировались: раковины доставлялись с побережья, изумруды – из Колумбии, бирюза и жадеит – с запада Мексики. Твёрдые камни обрабатывались медными инструментами, при этом использовались вода и особая разновидность абразивного песка. На последней стадии поверхность изделия шлифовалась – сначала песком, затем камышом. Гранильщики создавали и крупные вещи (например, сосуды в виде животных из алебастра и обсидиана или человеческие черепа из обсидиана). Мозаичными орнаментами украшали маски, щиты и нагрудные пластины, шлемы и короны, скипетры, браслеты, посохи, деревянные и глиняные сосуды. Жертвенный нож из дерева, мозаики и обсидиана. Маска Тескатлипока.

АЦТЕКСКИЕ МАСКИ Ритуальная маска из бирюзы (1400-1521гг). На щеках стилизованное изображение бабочки более тёмного цвета. Коллекция Британского музея. Ритуальная мозаичная маска Кецалькоатля. Мехико (15-16 вв. н.э.). Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо. Коллекция Британского музея. Погребальные маски

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ АЦТЕКОВ Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. Использовали ковку, чеканку, тиснение, покрытие золотыми пластинами, золочение, создание золотой оболочки. Золотые серьги (вверху) и кольцо (снизу).

ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Головной убор правителя Монтесумы. Венский этнографический музей. Справа: священная птица кетцаль. Длина перьев на хвосте достигает более 60 см., а в полёте птица напоминает извивающуюся змею.

ИЗДЕЛИЯ С ПЕРЬЯМИ Мастера, работавшие с перьями, образовывали замкнутую общину в одном из кварталов Теночтитлана. Они украшали перьями щиты, создавали из них головные уборы и штандарты, туники и накидки, а также разного рода мелочи вроде опахал, браслетов и султанов. Жёсткие предметы, такие, как щиты, украшались мозаикой из нескольких слоёв маленьких пёрышек, посаженных на клей (использовался трафарет для рисунка). При изготовлении накидок или флагов перья привязывались или пришивались к ткани. Использовались перья разных птиц : кетцаля (кетсаля, зелёные перья), орла, розовой цапли (алые), попугая (жёлтые), яркие перья котинги (синие) и колибри (бирюзовые). Слева: ритуальный щит, украшенный изображением животного. Перья птиц. Глаза, когти, зубы и контур животного сделаны из тонких золотых полосок. Венский этнографический музей.

СТЕННАЯ РОСПИСЬ Стены храмов и светских зданий были украшены фресками и барельефами. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали во время конкисты. В Тисатлане сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле. Процессия воинов. Повреждённая роспись в храме в Малиналько. Воин в шкуре ягуара. Роспись в храме в Малиналько.

КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтеки не знали гончарного круга и глазури. Все гончарные изделия лепились вручную. Каждая семья имела большой кувшин для воды, горшок для приготовления бобов и горшок, в котором на ночь замачивался маис. Кукурузные лепёшки готовились над огнём на комале , круглой плоской сковороде с гладкой верхней поверхностью (нижняя её сторона была шероховатой, чтобы жар распределялся равномерно). Ещё одним специальным сосудом была чаша, обычно с тремя маленькими ножками, внутренняя поверхность которой была испещрена перекрещивающимися насечками. Чаша использовалась для растирания стручкового перца . Тарелка. Керамика ацтеков .

Помимо основной утвари гончары производили целый ряд тарелок, блюд, кубков для напитка из агавы, специальные кувшины для какао, соусники и черпаки, хотя только состоятельные люди могли позволить себе иметь весь сервиз подобного рода. Для храмов изготавливались разного рода курильницы и ритуальные сосуды, а глиняные жаровни требовались как в частных домах, так и в общественных зданиях. КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ Ацтекская керамика.

КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Каждая книга ацтеков, или кодекс , состоит из полосы длиной около 12 метров и высотой около 20 сантиметров, изготовленной из бумаги, волокон агавы или оленьей шкуры и сложенной зигзагом или гармошкой, как современная карта. Концы полосы приклеивались к тонким деревянным пластинкам, служившим обложками и иногда украшавшимся рисунками или бирюзовыми дисками. Обе стороны полосы были покрыты письменами и рисунками , а отдельные страницы были разделены на секции красными и черными линиями. Каждая страница обычно читалась сверху вниз и слева направо. Ацтекский кодекс XVI века. Изображение Кетцалькоатля из кодекса Мальябекиано, XVI век.

КОДЕКСЫ АЦТЕКОВ Ацтекская бумага изготавливалась из внутреннего слоя коры различных видов фигового дерева. Кора вымачивалась в реке или в известковой ванне, волокна отделялись от древесной массы, затем их клали на гладкую поверхность и колотили каменным орудием с рифленой поверхностью. Добавлялось вяжущее средство (скорее всего, смола), и волокна сбивались в тонкую однородную массу-страницу. После выравнивания и просушки обработанные волокна превращались в хорошо узнаваемую бумагу, но поверхность ее все еще была пористой и неровной, непригодной для рисования до тех пор, пока ее не покрывали белой известковой глазурью или краской. Лопатка для изготовления бумаги. Плоский камень заключён в рукоять из гибкой лозы. На этой поверхности писцы рисовали свои фигуры, сначала намечая контуры чёрным, затем добавляя кистью другие цвета. Основными цветами были красный, синий, зелёный и жёлтый, иногда красители смешивали с маслом, чтобы добавить рисунку глянца. Ацтеки пользовались пиктографическим письмом с элементами иероглифики.

МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки. Главную партию исполнял вертикальный барабан , сделанный из полой колоды высотой около метра. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. Деревянный вертикальный барабан с резным рельефом. Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался из панциря морской или пресноводной черепахи. Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, мелодическую линию вели флейты.

МУЗЫКА, ТАНЦЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли. Музыка не записывалась, поэтому ни одна ацтекская мелодия до нас не дошла. У ацтеков не было чёткого разграничения между музыкальным и литературным искусством. Стихи пели или декламировали под музыкальное сопровождение. Слева: в представлении артистов участвуют музыканты, жонглёр, горбуны и карлик (Флорентийский кодекс).

Погребальные маски. Погребальные маски ацтеков Погребальные маски ацтеков

В прежние времена одежда имела гораздо большее значение. Она была чем-то гораздо большим, чем облачение для тела. Часто одежда была настоящим произведением искусства, которое могло многое рассказать о культуре, происхождении, статусе в обществе и даже об убеждениях людей. В нашем обзоре самые невероятные церемониальные костюмы древних.

1. Церемониальные краски варумунгу


Варумунгу - коренное племя, которое когда-то жило на севере Австралии. Перед тем как племя насильственно вывезли с их родины, варумунгу проводили регулярные церемонии, которые передавались из поколения в поколение. Мужчины надевали для этих церемоний специальные костюмы, шляпы из коры дерева и раскрашивали себя полосами красного и белого цвета. Затем они исполняли целые представления, разыгрывая сценки из повседневной жизни, а также истории о своих предках или духах.

2. Самая древняя маска


Люди использовали маски для ритуалов в течение, по крайней мере, 9000 лет. По крайней мере, именно столько лет исполнилось самой древней маске, которую когда-либо находили. Сейчас можно только строить догадки о том, как именно она применялась. Исследователи считают, что данная маска была смоделирована на основе черепа старика и когда-то должна была выглядеть, как лицо усопшего.

3. Жуткие одежды селькнамов


Народ селькнамов жил на крайнем юге Патагонии (современные Аргентина и Чили). Он был примечателен своими жуткими одеждами, которые как будто были взяты прямиком из Silent Hill. А использовались эти жуткие одеяния на церемонии инициации подростков во взрослую жизнь. Молодых людей заводили в дом, внутри которого было темно, ни о чем не предупреждая. Затем на них выскакивал из темноты кто-то из племени, одетый в подобный костюм, и старался напугать, изображая из себя демонического духа. Так селькнамы учили юношей преодолевать свой страх.

4. Маски ацтеков


Маски ацтеков не просто были похожи на человеческие черепа, некоторые из них были сделаны из них. Ацтекские воины иногда срезали лица своих жертв и использовали их, чтобы сделать маски. Другие же маски делали из черепов, которые приносили в храм, где их покрывали черным камнем, деревом и обсидианом.

5. Глиняные призраки Асаро


6. Тибетские маски читипати


7. Церемониальная одежда монгольских шаманов


До того, как в Монголию пришел буддизм, в стране особым авторитетом пользовались шаманы, которые носили очень сложные и причудливые костюмы. Шаманы верили, что их одежда придает им магические силы. Оленьи рога даруют им скорость, орлиные перья - силу, а совиные перья - способность видеть ночью. Монголы выбирали человека шаманом после того, как у него случались галлюцинации. Это воспринималось как признак того, что этот человек может увидеть мир богов и духов, поэтому его начинали обучать.


9. Маски шаманов юпиков


Народности юпиков живут в условиях постоянного холода (в Сибири и на Аляске), где испокон веков добыча пищи была довольно трудным занятием. Поэтому неудивительно, что когда охотники выходили на поиски пищи, они полагались на магию шаманов. Шаманы юпиков, надевая невероятные раскрашенные маски из дерева, проводили специальные церемонии, чтобы охота прошла удачно, и просили помощи у духов. Также шаманы были деревенскими знахарями. Если кто-то заболевал, то они просили духов вылечить больного. Когда европейцы пришли на север, народности юпиков были обращены в христианство. Традиционные танцы были запрещены, а маски стали просто украшениями.

10. Церемониальная одежда навахо


В 1930-е годы фотограф по имени Эдвард Кертис решил лично пожить среди народа навахо. Он фотографировал индейцев в их традиционных костюмах, решив сохранить память о культуре навахо для будущих поколений. Сохранились снимки церемоний навахо, где они носили невероятные маски, а также костюмы, в которых индейцы выглядели похожими на богов, в которых они верили. Они танцевали и разыгрывали целые спектакли, прося помощи у духов.

В то время, как одни стремятся выделится из толпы, другие мечтают быть незаметными. Итак, .

…Их находят в египетских пирамидах, в шахтовых гробницах Микен, в ступенчатых усыпальницах , в курганах Причерноморья и Енисея. Лица из золота и полудрагоценного камня нефрита, из терракоты и гипса, воска и глины, дерева и полотна… Это погребальные маски. Историкам, антропологам, искусствоведам, изучающим прошлое, они могут рассказать о многом.

Культ мертвых и связанный с ним культ черепов, широко распространенный в разное время и у разных народов мира, породил обычай изготовлять портретные маски умерших и класть их в могилы. По представлениям древних такие маски должны были помочь душам опознать своих хозяев.

Застывшие лица из золота и бронзы, нефрита и терракоты, гипса и воска раскрывают ученым некоторые страницы истории человечества.

Зеленая нефритовая маска, относимая к VII веку, принадлежала верховному вождю майя. Древний ваятель изготовил ее из кусочков священного камня, налепив их на гипсовое основание. Антропологи считают, что владелец маски по происхождению был иноплеменник: его антропологический тип несколько отличен от майя. Маску нашли в пирамиде близ Паленке (полуостров Юкатан).


Монте-Альбан (Мексика). Золотая маска ацтекского бога весны Шипе. Символом бога была одежда из кожи раба, которого приносили в жертву; она означала растительный покров, в который одевается земля каждую весну…


Эта маска найдена археологами на территории нашей страны: в могильнике Уйбатский чаатас (в 80 километрах от Абакана). Маска имеет солидный возраст: она ровесница нашей эры, а может быть, и старше. Раскраска маски передает татуировку, которая была в моде у таштыкцев — жителей приенисейских районов.

Рассекречены артефакты ацтеков, найденные более 100 лет назад.
Ацтеки, чьей мифической прародиной считается Ацтлан, десятилетиями скитались по миру в поисках места для поселения, которое соответствовало бы их верованиям и предсказаниям. Однажды они нашли нужную местность и основали город Теночтитлан.
Сначала ацтеки платили дань Кулуакану, потом государству Аскапоцалько. Однако затем в 1429 году им удалось уничтожить своих угнетателей и обрести независимость. Ацтеки могли гордиться собой, ведь они сумели менее чем за 200 лет пройти путь от небольшого кочевого племени до целой грозной империи, контролировавшей значительную часть Центральной Америки.

Вместе с городами-государствами Тлакопаном и Тескоко был образован Тройственный союз, который только посодействовал росту влияния ацтеков в регионе. Скоро Тлакопан стал вассалом Ацтекской империи, а Тескоко не смог соперничать в мощи с ацтеками и превратился из союзника в завидующего недруга.


Империя ацтеков была одним из наиболее развитых государств континента до тех пор, пока не была разрушена 13 августа 1521 года испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом.


Секретные артефакты цивилизации ацтеков были обнаружены в Халиско (Мексика) более ста лет назад. Однако рассекретить их решили только сейчас. Возможно, эти предметы использовались при общении с другими цивилизациями, как это делали, например, майя.


Есть много предметов в форме маски-шлема с удлиненными чертами лица и большими глазами. Большинство из них вручную изготовлялись из золота и меди. Некоторые артефакты сделаны из камня. Но удивительно то, что встречаются фигурки похожие на кометы и космические корабли.


Рассматривая артефакты и фигурки цивилизации ацтеков, можно засомневаться, действительно ли это принадлежит древней индейской культуре. При исследованиях следует тщательно отделять истину от огромного количества мифов и предположений, которые делают древние цивилизации еще более таинственными.


Эти артефакты были сделаны с использованием методов, очень близких к современным по качеству обработки материала. Что бы ты подумал, попади к тебе в руки такая хитроумная штука?


Странно, что все эти предметы, похоже, моделируют современный космический корабль или летающую тарелку. Некоторые фигурки похожи на существ с крыльями, которые якобы прилетели из другого мира. Эти артефакты выглядят чрезвычайно любопытно.


Сложно пока понять ценность находок, но подобных предметов насчитывается около 400 штук. Именно на территории Мексики чаще всего люди видят НЛО. Многие предполагают, что подобная активность представителей внеземных цивилизаций связана как раз с наследием ацтеков.


Весьма впечатляет и форма артефактов. Может, они являются подтверждением того, что неизвестные нынешней науке существа уже жили бок о бок с людьми. Возможно, это были даже не инопланетяне, а представители какой-то другой цивилизации.



Особая культурно-географическая область - Мезоамерика - включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.


Существование древней культуры в мезоамерике, которая процветала около 1100 лет н.э. по-прежнему озадачивает историков. Речь идет о загадочных ольмеках. Их религиозные ритуалы далеко не до конца поняты, так же как не понято само происхождение ольмеков. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э.


По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.


Некоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.


Ольмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.





В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.



погребальная маски короля Пакаля



Красная Королева


Теотиуакан "место, где были сделаны боги; Город Богов" это имя, данное ему был одним из крупнейших городов в Центральной Америке во время доиспанской эпохи.















Мексиканские традиционные маски созданные для ритуалов, несут не только художественные, но и религиозные функции. Существует бесчисленное множество фестивалей, где маски используются в сочетании христианских традиций и традиций коренных народов. Эти фестивали часто включают парады и уличный театр. Эти маски, вырезанные из дерева, расписанную украшений и веревкой сизаля, рогов животных или зубов.

Читайте также: