Интеллектуальное авторское кино это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Н. И. Клейман.

Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Полезное

'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО' — • ИНТЕЛЛЕКТУА ЛЬНОЕ КИНО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КИНО (от лат. intellectus разум, способность мыслить, понимать, составить себе представление), термин, предложенный С. М. Эйзенштейном в 1928. Концепция И. к. возникла в процессе работы над ф. Октябрь … Кино: Энциклопедический словарь

Кино России — Эта статья о кинематографе Российской Федерации. См. также статьи Кинематограф Российской империи и Кинематограф СССР Российское кино киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. Содержание 1 Стиль и направления российского кино 1.1 Фильмы … Википедия

КИНО — искусство, не просто специфическое для ХХ в., но в определенном смысле создавшее сам образ ХХ в. Поэтому естественно, что К. разделяет с ХХ в. самую острую его онтологическую и эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности (см … Энциклопедия культурологии

Российское кино — Эта статья о кинематографе Российской Федерации. См. также статьи Кинематограф Российской империи и Кинематограф СССР Российское кино киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. Содержание 1 Стиль и направления российского кино 1.1 Фильмы … Википедия

Киноискусство — • КИНОИСКУ ССТВО КИНОИСКУССТВО, вид худож. творчества, сформировавшийся на технич. основе кинематографии; важнейшая составная часть иск ва экрана, включающего и произв., осн. на др. средствах аудиовизуальной коммуникации: ТВ, видеокассетах и… … Кино: Энциклопедический словарь

Кинематограф России — Основная статья: Кинематограф Режиссёр Никита Михалков на церемонии открытия XXXIII Московского международного кинофе … Википедия

Русский кинематограф — Эта статья о кинематографе Российской Федерации. См. также статьи Кинематограф Российской империи и Кинематограф СССР Российское кино киноискусство и киноиндустрия Российской Федерации. Содержание 1 Стиль и направления российского кино 1.1 Фильмы … Википедия

Сергей Михайлович Эйзенштейн — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия

Сергей Эйзенштейн — Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия

Эйзенштейн С. — Сергей Эйзенштейн Имя при рождении: Сергей Михайлович Эйзенштейн Дата рождения: 22 января 1898 Место рождения: Рига, Лифляндская губерния, Российская империя Дата смерти: 11 февраля 1948 (50 лет) … Википедия

Это не направление и не школа, ведь у него совсем иные цели и позиция.
Авторское кино — это личностное выражение автора, его взгляд на мир.

Режиссер в авторском фильме — ключевая фигура всего кинопроцесса, не смотря даже на то, что в съёмках участвует целая группа людей. Ведь главная задача такого фильма — отразить художественный замысел автора.

Такое кино отрицает стереотипы, консервативные ценности. В фильмах как правило нет религиозных, политических табу и ханжества. В этих фильмах все предельно естественно, жизненно и реально, либо наоборот, сюрреалистично и абсурдно.

Авторское кино — это про общечеловеческие проблемы

Вернемся в прошлое — 20 век, кризисные эпохи. Кино отражало эти проблемы, пройденные человечеством, и отражает сегодняшнее состояние мира.

Кинематограф выступает как отражение действительности, а затем фиксирует результаты этого отражения, которые соотносятся как познание и язык.

Авторское кино стремится по-новому подойти и к законам кинодраматургии. Постоянно экспериментируя, представители авторского кино создавали свой язык, наметив контуры будущего развития кино.

Необходимы были новые выразительные средства, новый подход к характеру, сюжету, конструированию фильма, да и к самому киноязыку. Режиссёры авторского кино исследовали и продолжают исследовать новые сферы образности и содержания, стиля и формы.

С появлением авторского кино у кинематографа появился новый язык общения с действительностью. Богатый киноязык используется в авторских фильмах для выражения глубинных уровней смысла, большей глубины подтекста. Языком символики и аллегории они повествуют не о совершённых ошибках, а о том, как сделать свой собственный вывод из чужих и своих ошибок.

Ингмар Бергман ввёл в киноязык понятие камерности . Это отразилось на смысловой нагрузке и на актёрской игре. Она достигла уровня передачи душевных порывов, при котором одним движением глаз молено разрушить грань между искусством и реальностью.

Новая чувственная подача сильно повлияла на мысли и чувства зрителя, объяснив подлинный смысл существования человека двадцатого столетия.

Авторское кино — это поэтическое кино

Опираясь на реальность, оно передаёт разные настроения, в которых есть место фантазиям, сновидениям и мифам. В основе авторских фильмов лежит поэтический образ. Он состоит из нескольких менее масштабных поэтических образов.

Именно поэтический образ помог авторскому кино прорваться через абсурдный мир XX века.

Авторские фильмы не предназначены для массового зрителя, они не выражают позицию масс. Они отражают личный мир автора, а также многое, что свойственно каждому человеку, важные этапы драмы ушедшего столетия.

Эти фильмы впитывали особенности и атмосферу тех периодов, в которых они создавались.

Авторское кино — это искусство, порождённое Новой Волной

Новая Волна — это движение, сформировавшиеся во Франции в 50-60е годы.

  • отказ от ориентации на дорогостоящий коммерческий фильм,
  • импровизационный метод съёмки, главным образом на натуре и в естественных декорациях,
  • нетрадиционная организация материала,
  • интерес к жизни молодого поколения,
  • скептическое отношение к социальным ценностям буржуазного общества.

 Photofest КАДР ИЗ ФИЛЬМА МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
 Photofest КАДР ИЗ ФИЛЬМА Ж.-Л.ГОДАРА БЕЗУМНЫЙ ПЬЕРО

Важно заметить, что это канон уже полностью интернациональный и кросс-континентальный, в отличие от прежних канонов, хотя и идея авторского интеллектуального кино, и идея поиска авторства в жанрово ориентированных кинематографиях вырабатывались в Европе и являются европейскими по своему культурному характеру.

 Photofest КАДР ИЗ ФИЛЬМА Ж.-Л.ГОДАРА НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ
 Photofest КАДР ИЗ ФИЛЬМА Ф.ТРЮФФО ЖЮЛЬ И ДЖИМ


Немного позже появляется Жорж Мельес, основавший первую киностудию, где он разработал технологии создания спецэффектов и снял первый фантастический фильм и первый фильм ужасов. Мельесовский кинематограф принято считать родоначальником игрового кино.

Все эти фильмы скорее можно отнести к зрительскому кино, хотя в те годы такого разделения еще просто не существовало. Первый режиссер, от которого историю кино принято отсчитывать как историю искусства, — Дэвид Гриффит.

Первые 50–60 лет работа в кинематографе — это работа над разработкой киноязыка, и большое влияние на развитие киноязыка в мире оказывают русские кинематографисты Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов.

На заре кинематографа разделения на зрительское и авторское кино как такового нет. Изначально эта техническая новинка воспринимается исключительно как источник дохода, а самые громкие имена – это имена людей, которые развивают киноязык. Киножанры только изобретаются.


Также за счет того, что в Европе власть над кино не сосредоточена в руках конкретных людей, как в США, ввиду отсутствия средств фильмы выпускаются небольшими кинокомпаниями, которые быстро разоряются, но не могут лишить авторов самовыражения. Появляются такие крупные мастера, как Жан Виго, Жан Ренуар.

Вторая мировая война также оказывает огромное влияние на кинематограф. Во время войны он становится средством для съемки хроник и пропаганды, все режиссеры игрового кино переквалифицируются в режиссеров кино документального.


Война снова не затрагивает существенным образом экономику США, снимаются коммерческие фильмы, а внутри киностудий возникает новый жанр — нуар. Нуар отличается атмосферой пессимизма, разочарования, цинизма. Это смесь детектива, криминального романа и немецкого экспрессионизма. Яркие представители — Орсон Уэллс, Джон Хьюстон, Фриц Ланг, Альфред Хичкок.


Зрительское кино

Мы упоминали, что во времена Дэвида Гриффита повелось разделять кинематограф на авторское и коммерческое, то есть зрительское, кино. Это разделение существует и в наши дни.

Зрительское кино — фильмы, ориентированные прежде всего на массового зрителя, так называемые блокбастеры — высокобюджетные картины, получившие широкую популярность среди зрителей. Здесь проявляется особая роль кинематографа, заключающаяся в его высокой социальной активности. Это кино про истории и переживания. Зритель легко может самоотождествиться с героем, начать сопереживать ему и прожить его историю вместе с ним. Продюсерам и кинокомпаниям такое кино необходимо для получения прибыли, зрителю — для отдыха и развлечения.


В процессе становления кинематографа развивалась система жанров, сюжетных построений, тем, персонажей. Сейчас существует огромное количество киножанров, у них сложные взаимосвязи, но отсутствует единая, общепринятая система классификации. Кинематограф развивается очень быстро — и вместе с этим происходит постоянная эволюция жанров, на развитие которых сильно влияют события, происходящие в мире, специфика конкретного времени. Как пример, описанный выше, — о том, что после Второй мировой войны появился запрос на драмы простых людей (неореализм). Основные жанры сформировались вместе с развитием кинематографа, к 1950-м годам. Каждый фильм можно отнести к нескольким жанрам, при этом существует основной и его поджанры.

На уроках сценарного мастерства чаще всего выделяют четыре жанра для построения драматургии будущего фильма: комедия, трагедия, драма, трагикомедия. Все остальные считаются дополнительными. По законам жанра строится сценарий и зрительского, и авторского фильма. Система классификации кинопроизведений постоянно усложняется, в авторском кино происходит размытие жанровых границ: схемы, которые использует жанр, ослабляются (убираются некоторые элементы).

Ниже приведен график изменения популярности различных жанров с 1910 по 2018 год. Для составления рейтинга популярности использовались данные о выходе фильмов с метками определенных жанров на сайте IMDB.


Авторское кино

Авторское кино — это некоммерческие фильмы, снятые небольшими киностудиями с иной целью, нежели зарабатывание денег. Такое кино, как правило, противопоставляется зрительскому. Авторское кино не ставит своей задачей потакать интересам зрителя. Оно выражает антропоцентрическую точку зрения на мир, то есть очень определенное и конкретное видение одного конкретного человека, автора, режиссера. Режиссер в таком кино — самый настоящий демиург.

Авторское кино – кинематограф поиска и обретения смысла, возможность делать то, что хочешь, средство для выражения себя, высказывания своих мыслей. Это психологическое исследование души отдельной личности.


Это реалистичное кино, в котором героиней становится девушка из неблагополучной семьи (ее мать — алкоголичка), а главный конфликт — что девушке обязательно нужно найти новую работу. Ручная беспокойная камера ни на секунду не оставляет Розетту, она бежит вслед за героиней, как в документальном кино, боясь упустить ее из виду. Авторское кино последних уже двадцати лет (после Розетты) придерживается постдокументальной эстетики, то есть игровое кино подражает документальному и часто балансирует на стыке с ним. Также к тенденциям последних двадцати лет относится медленное кино таких режиссеров, как Педро Кошта, Апичатпонг Вирасетакул или Лав Диас.


Позднее термин начали связывать с кино, не рассчитанным на широкую публику, часто — с независимым кинематографом (кино с минимальным бюджетом, найденным для съемок).


Таким образом, зрительское кино создаёт популярность среди массового зрителя и подпитывает индустрию деньгами, а авторское нащупывает пути развития через творческий поиск, который часто бывает безуспешным и убыточным, но у которого есть шанс стать шедевром искусства.



Артхаус — это кино, которое не рассчитано на широкую аудиторию. Его также называют авторским, независимым, фестивальным, некоммерческим, элитарным, интеллектуальным. Режиссеры артхауса, как правило, не стремятся к кассовому успеху своих картин. Они часто экспериментируют со смешением жанров и новаторскими методами съемки, наполняют фильмы символами, акцентируют внимание аудитории на социальной тематике или психологической составляющей картин.

Сейчас интеллектуальное кино Ларса фон Триера, Дэвида Линча, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино становится все более востребованным. Современный российский артхаус представляют Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев, Кантемир Балагов и другие режиссеры.

Читайте также: