Политические учения современности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

теория заинтересованных групп (А. Бентли);

теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

социологическая теория государства (М. Вебер);

теория олигархизации власти (Р. Михельс);

психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

новая теория демократии (И. Шумпетер);

плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

концепция национального интереса (Г. Моргентау);

теория элитарной демократии;

силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

концепции глобального или международного порядка;

концепции общественного уровня;

концепции политической сферы общества и политического развития;

концепции важнейших подсистем политической системы общества;

концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности:

По специфике предмета и объекта исследования:

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).

Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978).

Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).

Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды. Первый период - становление современной политической науки (конец 19-го - конец 40-х гг. 20-го в.). Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

- теория заинтересованных групп (А. Бентли);

- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

- социологическая теория государства (М. Вебер);

- теория олигархизации власти (Р. Михельс);

- психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

Второй период - активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х - вторая пол.70-х гг.) - характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

- новая теория демократии (И. Шумпетер);

- плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. - наст. время). В этом периоде разрабатывались и развивались:

- футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);

- концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- концепция национального интереса (Г. Моргентау);

- теория элитарной демократии;

- силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

- По уровню исследуемых объектов политики: концепции глобального или международного порядка; концепции общественного уровня; концепции политической сферы общества и политического развития; концепции важнейших подсистем политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений.

-По политико-идеологической направленности: либеральные; консервативные; социал-реформистские; марксистские; анархистские.

- По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые; социологические; психологические; эмпирические.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. Англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). Польская - проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 - 1978). Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 - 1923), Г. Моска (1838 - 1941), Р. Михельса (1878 - 1936).

Политическая мысль от своего зарождения до современного состояния прошла довольно сложный путь. На протяжении длительного периода политическая наука не выделялась из общего комплекса политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики является её религиозно-мифологическая трактовка.

Все существовавшие представления об общественном порядке при некоторых особенностях и различиях исходили из тезиса о божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка. Такое понимание, осознание природы власти, государства в наиболее завершённом виде сформировалось в политической мысли Древнего Китая (конфуцианство; легизм; даосизми др.) и Древней Индии.

Примерно с середины 1 тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами античных философов и мыслителей. Среди наиболее известных античных учёных можно выделить Платона (427-347гг. до н.э.); Аристотеля (384-322 гг. до н.э.); Цицерона (106 - 43 до н.э.) и др.

В средние века (V - XV века н.э.) в Западной Европе господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Выдающимися учёными средневекового периода являются Аврелий Августин (353-430) и Фома Аквинский (1225 - 1274).

В эпоху Возрождения наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил итальянский учёный Николо Макиавелли (1469-1527), которого называют основателем новой политической науки. Именно он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти.

Политические теории Нового времени (XVI - XIX вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. В тот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Можно говорить о существовании трёх направлений в развитии политической мысли Нового времени:

либерального направления (Локк, Радищев и др.);

• радикально-демократического направления (Руссо и др.);

авторитарно-государственного направления (Гоббс и др.).

Заметный вклад в мировую политическую науку в конце XIX - начале XX в. внесли российские учёные: М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханови др.

Рассматривая развитие украинской политической мысли второй половины XIX - начала ХХ ст., можно сказать, что она не была сплошным потоком, а представляла собой несколько параллельных, хотя и взаимосвязанных направлений:

- демократическое народничество (украинский социализм) (М. Драгоманов (1841-1895), М. Грушевский (1866-1934), и др.);

- консерватизм (В. Липинский (1882-1931), П. Кулиш и др.);

- национал-демократия (или государственный национализм) (И. Франко, Ю. Бачинский и др.).

Среди многообразия течений в политической мысли Украины конца ХІХ -начала ХХ в. можно выделить и еще два влиятельных течения: национал-коммунизм (В. Шахрай, Н. Хвылевой)и интегральный национализм (Д. Донцов, Н. Михновский и др.).

В конце XIX - начале XX в. происходят качественные изменения в механизмах и способах организации политического процесса. Многие социальные мыслители этого периода констатировали неэффективность существующих классических политических теорий для объяснения новой политической реальности. Стремясь по-новому взглянуть на государство и политику, учёные переходят от анализа формальной структуры власти к исследованию ее реальной организации, выявлению её мотивов и оснований.

Новые тенденции анализа политической жизни выразились в трудах американских ученых А. Ф. Бентли, Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл и др.

методологии в политических исследованиях стало развитие новой теории демократии, сформулированной австрийским учёным Й. Шумпетером.

Политическая наука во Франции оформилась в определенной мере как итог развития конституционного права. Значительно расширили традиционные рамки правовой науки Л. Дюги, М. Ориу, сформулировшие понятия политического института, которое стало одним из основных в современной политической теории.

Заметным вкладом в развитие политических исследований стали работы М. Острогорского, А. Зигфрида, Р. Арона, Ж. Бюрдо,а также М. Дюверже, который первым стал рассматривать политическую науку как самостоятельное направление исследований.

Главной особенностью развития современной немецкой политологии является сохранение теоретико-философского характера, продолжение традиций немецкой классической философии.

В структуре современной немецкой политической науки можно выделить три направления:

- фундаментальную политическую философию (Э. Фегелин, Л. Страус,
А. Бергштрассер, К. Поппер).

- научные концепции, связанные с традиционной философией государства и общими учениями о государстве и праве, (К. Шмитт, Э. Френкель, Г. Хеллер, О. Штаммер).

- глобальные политико-социологические теории общества, (Н. Луман, Ю. Хабермас, Р. Дарендорф).

В Украине в конце 50-х годов ХХ в. особым событием в культурно-политической жизни стало появление нового поколения отечественной политической мысли - А. Горской, Л. Костенко, И. Драчаи пр.

Политическая мысль Украины получила новое развитие после появления в 1990г. Декларации о государственном суверенитете Украины и принятия Акта провозглашения независимости (1991г.), создания независимого, суверенного государства.

С обретением независимости Украины активно развивается национальная школа политологии. Анализом социально-экономической и политической ситуации занимаются украинские специалисты всех направлений обществоведения, а также политические лидеры, правительственные функционеры и самые высокие государственные руководители. Среди представителей новой политической мысли Украины можно выделить Д. Выдрина и Д. Табачника, В. Гринёва, А. Дергачёва, В. Полохало, Н. Томенкои др.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Сравните основные идеи политической мысли Китая и Индии.

2. Существуют ли расхождения в политических учениях Востока и античных Греции и Риме? В чём они проявляются?

3. Чем понимание государства у Аристотеля отличается от его трактовки Платоном?

5. В чём расхождение взглядов Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на сущность государства?

6. Охарактеризуйте вклад О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма в политическую науку.

7. Выделите преимущества и недостатки марксистской теории в понимании политики и политических явлений и процессов.

8. В чём значение политических идей М. Вебера?

9. Назовите основные течения и школы новой западной политологии.

10. Охарактеризуйте развитие украинской политической мысли. Назовите факторы, обусловившие особенности развития украинской политической науки.

11. Назовите ученых и общественных деятелей конца ХІХ - начала ХХ в., повлиявших на развитие политической мысли Украины.

12. Охарактеризуйте современное состояние развития политической мысли в Украине.

Темы для рефератов

1. Политическая мысль Древнего мира.

2. Политические идеи Нового времени.

3. Политические идеи утопического социализма.

4. Европейская политическая мысль второй половины ХХ в.: тенденции, теоретические проблемы, перспективы развития.

5. Развитие политических идей в Украине.

Литература

1. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений - Вып. 1 – М., 1994

2. Аристотель. Политика. Сочинения: в 4-х томах. Т. 4. – М., 1984

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993

4. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1960

5. Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991

6. История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985

7. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. – М., 1986

8. История политических учений - Вып. 2 – / Под ред. Мартышина О.В. -М., 1996

9. Краснов Б.И. Введение в историю политической науки. // Социально-политический журнал. – 1995, № 2

10. Локк Дж. Избранные философские произведения. - М., 1960

11. Макиавелли Н. Государь. – М., 1990

12. Мир политической мысли. Хрестоматия. В 2-х т. – М., 1994

13. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955

14. Платон. Диалоги. – М., 1986

15. Политология. Краткий энциклопедический словарь. М., 1997

16. Руссо Ж.Ж. Избранные произведения: в 3-х томах. - М., 1961

17. Современная западная политологическая наука. // Основы политологии. Курс лекций. – К., 1991

Первый этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.

В этот период увидели свет: теория заинтересованных групп (А.Бентли); теория элиты (правящего класса) (Г.Моска, В.Парето); социологическая теория государства (М.Вебер); теория олигархиза- ции власти (Р.Михельс); психологическая теория власти (ГЛассуэл).

Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали: новая теория демо­кратии (И.Шумпетер); плюралистическая теория демократии (Р.Даль); теория партисипаторной демократии (К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер); концепция государства благосостояния, об­щества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер).

Третий этап (середина 70-х гг. XX в. - н.в.) характерен раз­работкой и развитием новых парадигм политической науки. В этот период были разработаны: футурологическая концепция единого ми­рового государства (С.Кларк, К.Сон); концепция постиндустриаль­ного общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт, З.Бжезинский); кон­цепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит, Е.Масуда); концепция национального интереса (Г.Моргентау); тео­рия элитарной демократии; силовая концепция власти.

В современной зарубежной политологии выделяются сле­дующие основные школы:

англо-американская - разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (СЛипсет, К.Райт, С.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф);

французская - занимается проблемами типологии политиче­ских режимов, легитимности, партийно-политической инфраструкту­ры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье, Р.Арон);

немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Флетчер);

польская - проводит исследования политической жизни обще­ства, главных направлений демократизации политической системы (Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка).

Таким образом, в истории становления и развития мировой политической мысли можно выделить следующие этапы: политиче­ские учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения эпо­хи Просвещения и Нового Времени; современную политическую науку.

Современный мир противоречив и динамичен. Его дифференциация является источником многообразия интересов отдельных общностей людей, которые воплощаются в политических идеях.

    Выделяются три уровня их функционирования:
  1. На концептуально-теоретическом уровне они представляют собою совокупность принципов, идеалов.
  2. На уровне политической практики – реализуются в деятельности групп интересов, включенных в борьбу за власть, поисков средств воздействия на нее, программах политических партий. В наши дни наблюдается усиление прикладного характера современных политических идей, их использования для решения конкретных социальных и экономических проблем.
  3. Актуализированный уровень – отражает то, как массовое сознание усваивает политические идеалы и цели.

Чтобы объективно оценить место, роль политических идей в общественной жизни, необходимо рассматривать их в контексте социально-экономического развития мира, страны, учитывать динамизм меняющейся реальности. Такой подход, в частности, лежит в основе классификации политических идей на традиционные, имеющие длительную историю развития, и новые, связанные с осмыслением современного этапа цивилизации. Важно учитывать, что традиционные идеи в своем развитии стремятся совместить верность базовым принципам и необходимость адаптироваться к меняющейся исторической реальности. Их анализ в контексте исторического развития:
во-первых, позволяет выявить все многообразие реакции политических сил на динамизм социально-экономических процессов;
во-вторых, определить новые возможности для взаимопроникновения или противопоставления политических течений.

В процессе работы над темой вам необходимо:
- выявить основные положения традиционных политических идей, проследить их приспособление к меняющейся исторической обстановке,
- определить специфику идеологического процесса в России на современном этапе.

Раскрывая содержание первого вопроса, обратите внимание на исторические условия появления либеральных и консервативных идей, их противодействие и взаимопроникновение.

Становление классического либерализма связано с эпохой буржуазных революций XVII – XVIII веков. Он появился как политическая идеология буржуазии и провозгласил свободу в качестве приоритетной ценности. Возникновение консервативных идей относится к рубежу XVIII – XIX веков. В этот период консерватизм выражал интересы земельной аристократии и выступал как феодальная реакция на французскую буржуазную революцию. В ходе исторического развития менялась его социальная база, и с конца XIX – начала XX века он превращается в идеологию буржуазии.

Продуманному освоению материала поможет знание ключевых принципов современных политических течений. Выделим основные понятия каждого из них.

Наибольшее воздействие на общественную жизнь либерализм оказал в 60-е годы ХХ века, затем его влияние стало заметно ослабевать, он вступил в полосу идеологического и политического кризиса. Теоретики либерализма предпринимают попытки обеспечить его возрождение путем соединения основных принципов с потребностями современного этапа развития. Примером такого синтеза является, в частности, евролиберализм.

Второй вопрос посвящается анализу идей левых сил современности. На рубеже 80-90-х годов прошлого века в европейском рабочем движении сложились два направления: реформистское и революционное, которые постепенно переросли в самостоятельные идейно-политические течения.

Политические события, происшедшие в мире на рубеже 80 – 90 годов, распад СССР, вызвали пристальный интерес к судьбе социалистической идеологии.

Однако, несмотря на сложности и противоречия в развитии, социализм выступает как одно из основных направлений современной политической мысли.
(к содержанию)

В работе над третьим вопросом следует учесть, что актуальность данной проблемы определяется тем, что плюрализм политической, идеологической жизни стал реальностью современного российского общества. Политическая дифференциация России выдвигает проблему использования накопленного теоретического потенциала для осмысления происходящих в обществе процессов, для вовлечения в демократические преобразования различных социальных сил.

Анализ идеологической ситуации должен опираться на осмысление переходного состояния современного общества. Социально-экономическое развитие страны сопровождается резкой поляризацией общества, политической нестабильностью. Переходное состояние всех сфер жизни приводит к несформированности социальных интересов и путей их реализации, неоднородности политической элиты. Существенное влияние оказывает динамизм в развитии политической ситуации, меняющаяся расстановка сил, смена той или иной группой идеологических ориентиров. С точки зрения необходимых предпосылок гражданского мира, в стране отсутствует согласие относительно прошлого, согласие по поводу будущего. Конфронтационный характер политической, идеологической жизни проявляется в противопоставлении либеральных, социалистических идей; борьбе либеральной и националистической идеологий; противостоянии приверженцев демократии и диктатуры.

Смена общественного строя объективно приводит к необходимости замены старой идеологии новой, но - какой? Этот вопрос является предметом размышлений, дискуссий, как представителей теоретической мысли, так и практических политиков. Несомненно, одно: переход от идеологического монизма к плюрализму является отличительной чертой современного этапа общественной жизни России.
(к содержанию)

Читайте также: