Политические проблемы африки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Единственная межправительственная организация в Африке – это Африканский союз (АС), созданный в мае 2001 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) и объединяющий 52 государства Африки. Основными задачами АС, которые фактически так и остались на бумаге, были провозглашены экономическая интеграция, ведение диалога с мировым сообществом с единых позиций, защита суверенитета, территориальной целостности государств-членов, содействие поддержанию мира, безопасности и стабильности на континенте, эффективное разрешение региональных конфликтов. Парламент Африканского союза, в который входят 265 членов национальных законодательных органов из 54 стран континента и который создавался для продвижения демократии, осуществления тесного политического сотрудничества и обеспечения экономического роста стран Африки, оказался на грани банкротства из-за того, что ведущие страны континента, такие как Ливия, Нигерия, Алжир, Египет и Южная Африка, не платят членских взносов.

Большой интерес к африканской нефти проявляют Соединенные Штаты Америки, которые после 11 сентября 2001 года целенаправленно и активно ищут эффективные способы покончить с чрезмерной зависимостью от арабской нефти. Американские компании готовы инвестировать десятки миллиардов долларов в реализацию существующих и новых проектов в Африке. Вполне возможно, что США в ближайшее время увеличат свое военное присутствие в Африке для того, чтобы гарантировать безопасность поставок нефти. Например, островное государство Сан-Томе и Принсипи, обладающее значительными запасами нефти (по оценкам, 6-11 млрд. баррелей) уже пригласило американцев построить там базу ВМС и военный порт для патрулирования Гвинейского залива.

В последние годы серьезным соперником Соединенных Штатов в Африке в сфере энергоресурсов стал Китай, который предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки и обеспечения растущих потребностей своей экономики. Недавно Китай приобрел 45% акций огромного месторождения Akpo на глубоководном шельфе в Нигерии за 2,3 млрд. долл. США. Российские компании также проявляют интерес к энергетическим проектам в Анголе, Алжире, Египте, Ливии, Нигерии, Судане, что, безусловно, будет способствовать увеличению веса России в энергетическом секторе мировой экономики.

Вероятно, в перспективе в результате значительного повышения роли Африки в удовлетворении мирового спроса на энергоносители Черный континент может стать одним из мировых центров многополярного мира. Но в настоящее время еще трудно назвать нефть и газ Африки геополитическими ресурсами, благодаря которым регион становится финансово и экономически успешным, влиятельным и авторитетным в современном геополитическим пространстве. Несмотря на значительные поставки нефти на мировые, прежде всего американский, рынки, собственные нефтеперерабатывающие заводы Нигерии, например, пребывают в упадке и речь идет об их продаже. Внешний долг Нигерии на 1 января 2004 года достиг 30,9 млрд. долларов. Несмотря на увеличение доходов от продажи нефти и других природных ресурсов, регион Центральной Африки погряз в нищете.

Если рассматривать Африку со стороны экономических и социальных факторов, то cовременная Африка мало чем отличается от своей исторической копии. На данном этапе развития Африканский континент представляет собой неоднородную по социальным и политическим процессам местность, где население вынуждено жить в устрашающих условиях, будь то экономика, минимальная санитария или безопасность.

Если рассмотреть, что понимается под Африкой с точки зрения географии и цифр, можно отметить, что это второй в мире по своей площади материк (первое почетное место досталось Евразии), численность населения которого неустанно растет и на данный момент составляет 1,3 миллиарда человек.

Причем, несмотря на то, что называть Африку развитым континентом не приходится, она обладает большим потенциалом и вполне благоприятными условиями для развития промышленности и предпринимательства. Так, например, такие страны как Ливия, Алжир или Нигерия обладают крупными запасами нефти и газа, не говоря уже о плодородии их земель.

Если говорить про экономическую составляющую, то хотелось бы напомнить, что именно Африка является крупнейшим поставщиком пряностей, фруктов, чая / кофе и т.п. по всему миру как в Евразию, так и в Америку.

Причем, в разрез с такими преимуществами и возможностями, весть континент прозябает в бедности. Если, опять же, обратиться к статистике, можно обратить внимание на то, что 33 африканские страны (напомним, что на континенте их 55) являются самыми неразвитыми в мире. Также, интересным является тот факт, что доля населения Африки относительно всего мира составляет 11%, однако на это количество приходится всего 5% производства, что прямо говорит о неразвитости промышленности на материке.

Если провести ретроспективный анализ XX века, то можно подытожить, что, несмотря на некоторые определенные успехи, африканская экономика пережила серьезный спад. Например, для сравнения еще в 1960 году Африканский континент смог обеспечить себя продовольствием самостоятельно, тем не менее уже с 1980 года выживание население зиждиться исключительно на помощи различных международных организаций. Тем не менее, несмотря на явную экономическую нестабильность, наблюдается серьезный прирост населения, причем, число растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Многие ученые считают что с такими темпами роста населения уже к 2030 в мире году каждый пятый человек будет африканской национальности.

Но, даже несмотря на всю оказываемую международную помощь и поддержку, составляющую около 20 миллиардов долларов в год, решить проблемы африканских стран крайне проблематично. Наиболее остро встают следующие вопросы:
Бедность населения и голод. Крайне тяжелая ситуация наблюдается в следующих странах

Синдром приобретенного иммунодефицита. Число зараженных данным всемирно известным заболеванием постоянно растет (кране быстрое увеличение числа зараженных наблюдается в странах, расположенных южнее Сахары).

Мигранты и беженцы. Из-за нестабильной экономической и социальной обстановки многие граждане выбирают миграцию в другие более стабильные страны, тем не менее в последнее время наплыв мигрантов стал действительно огромным. По подсчетам 50% мигрантов от показателей миграционных процессов по миру составляют африканцы.

Положительные тенденции в развитии стран Африки

Лишь после того, как удалось хоть немного сгладить углы и заглушить крупные конфликты, на континенте начали наблюдаться положительные тенденции в разных частях Африки:

Так после того как был отменен апартеид в южной части африканского материка можно было наблюдать положительные сдвиги.

В Анголе, Мозамбике и Намибии были разрешен ряд политических конфликтов, были нормализованы и взаимоотношения Танзании, Уганды и Кении.

Гражданская война в Эфиопии, которая длилась почти 17 лет, была наконец окончательно завершена в 1993 году благодаря обретению Эритреей независимости. Тем не менее не все так хорошо, как могло сразу показаться, так как на теперешнем этапе на межгосударственном уровне наблюдается конфликт Эфиопии и Эритреи. По сути существующий конфликт плавно вытек из продолжительной гражданской войны.

Было сформировано федеративное государство Объединенные арабские Эмираты, или как кратко его называют ОАЭ. В состав данного государства входят 7 эмиратов, каждый из которых вправе самостоятельно без ограничений распоряжаться своими запасами углеводорода. Такая политика нацелена на обеспечение, урегулирование и некоторое предубеждение возможных внутренних стычек и конфликтов. Итак, к таким эмиратам относятся:

  • Аджман;
  • Расаль – Хайама;
  • Дубай;
  • Умм-эль-Кайвайн;
  • Абу-Даби;
  • Шарджа;
  • Фуджера.

Интеграционные объединения в Африке

Первые попытки создания интеграционных объединений в Африке начались еще в 1910 году. Тогда там был создан Южноафриканский таможенный союз или как сокращенно он назывался SACU.

Свое начало более серьезные и значительные интеграционные процессы получили только в 1960 году. Так в Африке были сформированы более 40 международных объединений. Различные страны с разного рода проблемами и неравным уровнем развития объединялись по всей стране.

Наиважнейшей организацией является основанная в 1963 году Организация Африканского Единства (сокращенно – ОАЕ), в2002 году была переименована и стала называться Африканский союз. В состав Африканского союза по разным входят 53 страны (Судан и ЦАР приостановили свое участие). Основной задачей организации является организация и согласование методов, средств и действий в таких областях как экономика, политика, дипломатия, оборона и безопасность. Также определены принципы деятельности объединения, основанные на невмешательстве во внутреннюю политику каждого отдельного участника, уважение суверенитета и целостности территорий, а также урегулирование споров и конфликтов исключительно проведением переговоров.

На современном этапе наблюдается активизация интеграционных процессов.

Так, в 1967 году было собрано Восточно-африканское сообщество или как его коротко называют – ВАС. В состав данной организации входят 6 стран Африки. Причем в данном случае наблюдается некоторое непостоянство, так как уже спустя 10 лет договор был расторгнут, а зимой 1993 года после шестнадцатилетнего перерыва снова заключен, правда уже не шестью, а тремя странами (Кения, Танзания и Уганда).

В 1975 году было создано еще одно региональное объединение под названием Экономический союз стран Западной Африки или наиболее известное как ЭКОВАС. В состав данного объединения входят 16 стран-участниц. Основная цель, которую преследует данная организация – обеспечение безопасности и противостояние бедности.

Соглашение о создании преференциальной торговой зоны для восточной и южной частей Африки было подписано 21 декабря 1981 года и вступило в силу 30 сентября 1982 года. Позднее данное соглашение было заменено действующим Договором о создании Общего рынка восточной и южной частей Африки (КОМЕСА), который был подписан 5 ноября 1993 года и ратифицирован 8 декабря 1994 года. Концепция КОМЕСА предусматривает "создание полностью интегрированного, конкурентоспособного на международном уровне регионального экономического сообщества с высоким уровнем жизни для всего его народа, готового к интеграции в Африканское экономическое сообщество".

Сообщество по вопросам развития стран юга Африки (САДК) - это региональная группа из
15 государств-членов, основанная в 1980 году. Видение САДК - это общее будущее, будущее в рамках регионального сообщества, которое обеспечит экономическое благосостояние, повышение уровня жизни и качество жизни, свобода и социальная справедливость и мир и безопасность для жителей Южной Африки. Это общее видение основано на общих ценностях и принципах, а также на исторических и культурных связях, существующих между народами Южной Африки.

Миссия САДК заключается в содействии устойчивому и справедливому экономическому росту и социально-экономическому развитию посредством эффективных производственных систем, более глубокого сотрудничества и интеграции, благого управления и прочного мира и безопасности, с тем чтобы регион стал конкурентоспособным и эффективным игроком на международном уровне. отношения и мировая экономика.

В марте 1998 г. в Аддис-Абебе прошел первый крупный форум по инвестициям в развитие экономики в странах Африканского континента.

Многочисленные проблемы современного мира — неравномер­ность распределения доходов, появление новых видов инфекцион­ных заболеваний и их стремительное распространение, загрязне­ние окружающей среды, трудности становления демократии, нару­шения прав человека — иногда достигают высокой степени концентрации и географической локализации. В бедственном по­ложении находится целый огромный континент — Африка.

В настоящее время в Африке представлены все виды угроз, с ко­торыми сталкивается человечество на рубеже XX-XXI вв.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкнове­ния, голод, производство и вывоз наркотиков, морское пиратство, эпидемии смертоносных болезней (особенно СПИД, его уровень в Африке самый высокий в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.

В результате на сегодняшний день около 50 % населения Африки живёт менее чем на 40 центов в день, что в два раза ниже международного стандар­та бедности. Из 20 самых бедных в мире стран 18 расположены в Африке. Наиболее сложная ситуация в таких странах, как Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали. В конце XX в. ВВП африканских стран южнее Сахары с общим населением 600 млн человек был равен по объёму ВВП Бельгии с населением 10 млн человек. Если в Швеции в конце XX в. было 180 тыс. выпускников средней школы, то в Анголе с таким же количеством жителей — всего лишь 4700.

Лагерь беженцев тутси

Военные конфликты в Африке

Авторитарные правители африканских стран тратят большие средства на приобретение военной техники, полицейских приспособ­лений, благодаря которым они могут контролировать общество. В та­ких странах власти мало заинтересованы в развитии. Режимы этих стран часто напоминают авторитарные государства прошлых эпох. Единственное различие состоит в том, что они использовали весьма продвинутые технологии для сохранения своей властной монополии.

Межнациональные конфликты в Африке

Для Африки в целом характерна нестабильность, которая носит в том числе этно-религиозный характер. С момента получения независимости большинство стран Африки - это было еще в 1960-м году, то есть прошло уже полвека - так и не смогли развить целостные и прочные политические системы. Там прошел процесс обратного развития в политическом отношении и сейчас большинство стран Африки испытывают проблемы в том, что касается и открытости и транспарентности политической борьбы, смены руководства.

Причем, такая ситуация характерна не только для таких стран как Кот-Д’Ивуар, например, но и для более крупных стран – например, аналогичная проблема есть в Нигерии. То есть, там приблизительно схожие проблемы: и на выборах в парламент, и на выборы в президенты страны периодически случаются серьезные кризисы, которые характеризуют Африку как достаточно неустойчивый регион в политическом отношении.

Племенная организация никуда не ушла, просто она перенеслась на такой урбанистический уровень. Кроме того в этих странах есть и религиозные отличия - часть населения исповедует христианство, а часть ислам - это тоже все ведет к обострению ситуации.

В Африке конфликты не кончались никогда, их сплошная череда – то в одном месте вспыхивает, то в другом.

Случай с Кот-Д’Ивуаром примечателен только тем, что на его территории активизировалась Франция, которая преследует свои цели, вмешавшись в политический конфликт между двумя сторонами. Франция традиционно была одним из операторов на африканском направлении, но сейчас в условиях роста влияния Китая в Африке и сохранении традиционной роли в этом регионе Соединенных Штатов, французам хочется восстановить свои позиции.

Сенегал недавно отказался от военного партнерства с Францией и заявил о желании закрыть все военные французские базы на своей территории. Это может быть воспринято как сигнал и другими странами. У Франции очень много друзей в Африке - достаточно просто посмотреть, с кем они в свое время проводили парад на Елисейских полях, посвященный взятию Бастилии - там все эти африканские государства были представлены своими контингентами. Конечно, Франция может воспринять это как угрозу, потому что вслед за Сенегалом от военного партнерства способны отказаться и другие игроки.

Естественно, в этой ситуации необходима демонстрация силы, что мы сейчас и видим. Сюда можно добавить и операцию в Ливии, а ведь у нее есть очень серьезный подтекст регионального масштаба, потому что Каддафи, в период когда у него была полнота власти в Ливии, старался выстраиваться в союз с государствами Центральной Африки, альтернативное по сути политическое образование Африканскому союзу и системе связей, которые были у Франции.

Большинство стран, с которыми Каддафи контактировал - это как раз были государства, где французский является либо государственным, либо официальным языком, то есть языком официального общения африканского населения. Естественно, это французы воспринимали как еще одну проблему на континенте, с которым помимо Китая и США приходилось сталкиваться, причем, проблему в собственной зоне влияния. Естественно сегодняшнее участие Франции в операции "Одиссея. Рассвет" оно в том числе продиктовано желанием ослабить потенциального конкурента и помимо этого подтвердить свои права на присутствие в Африке.

Другое дело насколько это продуктивно - французы воюют за использование природных ресурсов африканских государств, но они ведь имеют очень серьезную издержку из-за миграции, и насколько такой баланс между миграцией и природными ресурсами будет их устраивать в дальнейшем - сказать сложно. Потоки мигрантов - это по сути плата за использование африканской ресурсной базы. Они могут очень серьезно изменить демографический и этно-религиозный состав самой Франции, потому что в силу специфики французского законодательства у них пока нет реальных действующих серьезных механизмов, которые способны бы были остановить эту миграцию.

Такая политика была продуктивна в 70-80 годы, но сейчас, мне кажется, она будет давать сбои и французам предстоит поставить вопрос о том, готовы ли они платить и дальше миграционными послаблениями за использование природных ресурсов Черного континента.

Максим Минаев
, специально для Актуальных Комментариев

Читайте также: