Политические кризисы и пути их разрешения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Политология относит конфликт к одному из аспектов социальной и политической действительности и соответственно в современной литературе уделяется большое внимание теории социальных конфликтов. Ее классиками признаны К. Маркс и немецкий философ и социолог Г. Зиммель.

Существуют разные подходы к классификации причин и типов социальных конфликтов. По Марксу, социальные конфликты коренятся в недостатке общественного богатства. Поляризация по материальному обеспечению порождает несовпадение и даже противоположность интересов различных социальных групп. И соответственно конфликт тем вероятней и острей, чем неравномернее распределение социального блага.

Зиммель относит конфликт к универсальным явлениям и видит его сущность в нарушении гармонии, что является во многом тем же разделением общественного организма. Однако источник такой социальной дисгармонии он связывает не столько с дефицитом социальных благ, сколько с особенностями внутренней биологической природы человека.

Современные исследователи предпринимают попытки объединить эти два подхода. Например, Козер считает, что причина конфликтов – в системе распределения благ при одновременном существовании психологических предпосылок.

Современная политология определяет следующие основные типы политических конфликтов:

– конфликты интересов, вытекающие во многом из социальных и классовых характеристик;

– конфликты ценностей, отражающие их дефицит и их несовместимость;

– конфликты идентификации, состоящие в альтернативных подходах к одному и тому же явлению, факту и т.д. В качестве примера можно привести конфликты, возникающие иногда между политическими партиями идентичной идеологической ориентации.

Участниками конфликтов могут оказаться самые разные субъекты политических отношений: индивиды, социальные группы, слои, классы, этнические и конфессиональные общности, а также целые государства и народы, политические партии, общественные объединения. Ситуация, при которой открытые столкновения между ними не только возможны, но и неизбежны, называется конфликтной ситуацией.

Помимо основной причины конфликт может порождаться дополнительными обстоятельствами, которые становятся поводом к открытому столкновению.

Характер открытого столкновения во многом определяет форма последующего развития конфликта. И хотя при аналогичных обстоятельствах не бывает двух абсолютно одинаковых конфликтов, наукой все же определяются их те или иные типологические черты.

– по причинам, их породившим (этот перечень может быть обширный);

– по составу конфликтующих сторон (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, межклассовые, межнациональные, международные);

– по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, обостряющиеся, разрастающиеся, угасающие, хронические);

– по формам действий сторон (с применением насилия и без применения насилия);

– по социальным целям и последствиям (не затрагивающие основ социально-политического строя, предполагающие преобразования социальной системы).

Из этих типов в политологии чаще всего рассматриваются два последних.

В конфликтах, не затрагивающих общественно-политического устройства, развитие происходит в рамках институтов соответствующей политической системы. Конфликты, приводящие к изменению всей социально-политической системы, приводят к общественному расколу. В этих условиях большинство старых общественно-политических структур разрушаются. И здесь очень важно добиться разрешения противоречий не механическим, а диалектическим путем. В противном случае неизбежен политический кризис, то есть состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Кризис подразделяется, в свою очередь, на внешнеполитический (международный) и внутриполитический кризис. Первый связан с расстройством системы отношений между государствами, что приводит к усилению проблем между ними, к перерастанию этих противоречий в конфликтную стадию и далее – если отношения остаются не отрегулированными – к военному конфликту. Поэтому при возникновении того или иного очага напряженности на планете всегда прилагаются усилия погасить их политическими средствами.

Внутренний кризис связан, как правило, с деятельностью политических структур.

– Правительственный кризис выражается в потере со стороны исполнительной власти контроля над ситуацией.

– Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии создавать законодательную базу, соответствующую реалиям самой жизни.

– Конституционный кризис обозначает фактическое прекращение действия основного закона страны. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении действующей конституции или принятии новой.

Пути урегулирования социальных конфликтов. Урегулирование социальных конфликтов – это снижение их остроты, прекращение противодействия сторон, что бывает особенно эффективно в контексте разрешения накопленных противоречий. Однако набор используемых для этого средств достаточно устойчив. Многие ученые обобщают их до нескольких основных. Это отрицание (или завуалирование) предпосылок конфликта вместо их коренного разрешения, что, как правило, приводит к негативным последствиям; устранение первопричины конфликта – наиболее эффективный путь его разрешения; силовое разрешение конфликтов за счет победы одной из сторон (в качестве примера – возможное преодоление военных конфликтов).

В современном мире самым эффективным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Компромисс основывается на поиске взаимоустраивающих решений, на взаимных уступках для достижения общей цели.

Это путь перевода конфликта в институциональные рамки развития, что позволяет стабилизировать ситуацию, восстановить над ней контроль. Если же противоречия, порождающие конфликт, носят сущностный характер, тогда требуются меры по коренному устранению причин напряжения. Однако какой бы ни была природа конфликтов, их последствия могут быть разными с учетом конкретных условий. И здесь многое зависит от мудрости политиков и сознания общества.

Кризисная ситуация в политическом пространстве Республики Беларусь сложилась в начале 90-х годов.

На первом этапе реформ (1991–1994) отмечались следующие взаимосвязанные признаки, характерные для социально-политического пространства Беларуси того периода: отсутствие структурированного общества – отсутствие рынка социально-политических идей. Это привело к противоречию между формально обновленным статусом Верховного Совета, предназначенного (в условиях парламентской республики, какой фактически являлась тогда Беларусь) стать высшим государственным органом и депутатским корпусом, не подготовленным к данной задаче. Не отражая градацию интересов социальной среды, Верховный Совет не смог выработать концептуальный курс демократических реформ, что стало сущностной причиной основного противоречия на пути трансформации власти.

Диалектический анализ сторон этого противоречия, а именно: разрушения административных рычагов управления при одновременном дефиците правовой базы реформ, дает возможность квалифицировать состояние власти в обозначенный период (начало 90-х годов) как кризисное. Индикаторами кризиса власти выступали: дезориентация государственного руководства в осуществлении политической линии, отсутствие действенного механизма осуществления власти, нарушение субординации в сфере управления, наличие саботажа. Типичность данных признаков для состояния каждой из трех ветвей власти подчеркивала сущностный характер кризисных явлений.

В 1994 г. самой жизнью была привнесена идея о трансформации всей системы государственной власти путем введения института президентства.

Однако сильная президентская власть вводилась на фоне не уступавшей ей в конституционных полномочиях парламентской структуры, что порождало в Беларуси элементы двоевластия. Стремление Верховного Совета к своему превосходству, его вмешательство в деятельность других ветвей власти усугубляло кризисные явления. Соответственно для преодоления кризиса потребовались более радикальные и неотложные меры.

Переломным моментом явилось вынесение на всенародное голосование (референдум 1996 г.) двух взаимоисключающих проектов дополнений и изменений в Конституцию страны (1994 г.). С победой Президента начался новый этап трансформации власти, квинтэссенцию которого составляет создание правового социального государства и восстановление единого политического поля.

К числу основных тенденций данного периода относится преодоление былого кризиса власти конституционным путем. Этот путь является диалектическим разрешением вышеобозначенных противоречий. Их первопричину – дефицит у государства концептуального курса реформ – удалось устранить за счет определения стратегии развития, инициируемую Президентом страны. Дефицит правовой базы был преодолен за счет принятия пакета концептуальных законов, а также Указов и Декретов Президента.

Одновременно с наполнением правовой базы государство возродило и ряд утраченных в период парламентской республики управленческих функций. Однако предпринимаемые государством меры не являются возвратом к традициям административного правления. Ведь одновременно в Беларуси формируется гражданское общество, повышается ответственность, развивается инициативность самого населения. Выработанный Президентом и поддержанный народом путь является путем устойчивого развития.

Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 20254
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Политический кризис - это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур.

несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционныйкризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;

внешнеполитический кризис - характеризуется обострением
противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ.

Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу.

Политическая культура: понятие, структура, функции, типология.

Политическая культура – это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм и методов политического поведения всех субъектов политического процесса.

1. познавательный компонент: доминирующие в обществе представления и знания о политической действительности.

2. эмоциональный – психологический компонент: чувства и эмоции, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни общества

3. оценочный компонент: оценка политических явлений.

4. поведенческий компонент: мотивы и модели политического поведения.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Познавательная функция подразумевает усвоение гражданами необходимых общественно- политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов.

Коммуникативная функция способствует передачи из поколения в поколение политического опыта, традиций

Интегративная функция обеспечивает достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей

Мобилизационная функция организует граждан на решение определенных политических и социальных задач.

Нормативно-регулятивная функция способствует регулированию политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ориентаций и ценностей.

Социализирующая функция проявляется в обретении человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы.

3 основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура. Данную культуру характеризует политическая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, неучастие в политической жизни.

2. Подданническая политическая культура. Характеризуется сильной позитивной ориентацией граждан на политическую систему и слабой степенью личного участия.

3. Активистская политическая культура. Отличается стремлением граждан играть существенную роль в политических делах, что предполагает и высокий интерес к политике и политическую активность индивида.

Международные отношения: сущность, уровни, виды, формы.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Масштабные уровни

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

групповые уровни:

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Политические (правовые, дипломатические, организационные и т.д.);– играют главенствующую роль и находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений

Экономические и научно-технические (финансовые, торговые, кооперативные). В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами.. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Существуют и специфические нормы, которые регулируют специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения-это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств

Культурные отношения связаны с процессами интернационализации общественной жизни, взаимопроникновением и обогащением культур, систем образования, бурным развитием средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

43 Геополитика.

Геополитика - это наука, которая изучает роль и воздействие природно- пространственных, географических факторов на политику любого государства.Зарождение геополитических идей.Мысли о влияниигеографической среды (климата ,почвы, рек, морей), географического положения страны на историю и человека высказывали Геродот, Гиппократ, Парменид, Полибий, Аристотель и другие античные мыслители.Формирование и развитие геополитических концепций (XVI – XIX вв.)Ш.Монтескье впервые разработал основные принципы географического направления в социологии, согласно которым географическая среда определяют дух народа и характер общественного развития.Формирование геополитики как самостоятельной науки (XIX- XX вв.)Появились научные школы, изучающие и по-разному трактующие геополитические проблемы. Со второй половины XX в предмет геополитики значительно расширился. В центре ее внимания глобальные проблемы человечества, тенденции развития международных отношений и внешней политики государств

Основным объектом геополитических исследований является географическая среда страны, которая характеризуется рельефом, размером и расположением территории в мировом геополитическом пространстве

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии. Под ними понимают оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе

Политика в любом ее конкретном воплощении неотделима от конфликта. Не только политический анализ, но и политическая история любой страны и любого общества подтверждают, что конфликт имманентно (т. е. внутренне, неразрывно) связан с политикой, присущ любым властным отношениям — будь то сфера собственно политического или многообразные политические аспекты и проявления любых общественных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава I. Характеристика политических конфликтов и кризисов 5
1.1. Природа и сущность политического конфликта 5
1.2. Политический кризис. 10
1.3. Причины возникновения и функции политических конфликтов 14
Глава II. Классификация по различным основаниям 16
Глава III. Механизм разрешения 19
3.1. Стадии развития политических конфликтов и кризисов 19
3.2. Механизм разрешения: способы, методы разрешения 20
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

g конфликты и кризисы.docx

По дисциплине: Политология

Студентка 4 курса

Сухилина Татьяна Владимировна

Глава I. Характеристика политических конфликтов и кризисов 5

1.1. Природа и сущность политического конфликта 5

1.2. Политический кризис. 10

1.3. Причины возникновения и функции политических конфликтов 14

Глава II. Классификация по различным основаниям 16

Глава III. Механизм разрешения 19

3.1. Стадии развития политических конфликтов и кризисов 19

3.2. Механизм разрешения: способы, методы разрешения 20

Список используемой литературы 24

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки - конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Между тем на Западе есть солидная школа конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Актуальность темы исследования приобретает особое значение в современное время, особенно в странах Ближнего востока и северной Африки, таких как Ирак, Иран, Египет и Ливия. Человечество на протяжении всего времени его развития сопровождали и сопровождают различные конфликты. С появлением первых государств, распределением определенных благ и возникновением власти, властной элиты, отделяющуюся от остальной массы населения, а также формирование различных традиций, убеждений внутри одного общества, порождающих определенные противоречия создают собой почву для возникновения политических конфликтов.

Сложно найти государство или общество, которое на разных этапах своего развития не переживало кризисных явлений различной степени тяжести, связанные с проблемами в политической, экономической и социальной сферах жизни общества. Кризисы, в т.ч. их развитие, проявление и последствия являются в последнее время острейшими проблемами современной науки и политики.

Наибольшую опасность представляют кризисы политические, потому что политический кризис – это результат нестабильного развития политической системы или тупикового состояния политических отношений, наивысшее проявление политических противоречий. Последствиями политического кризиса могут быть развал всей системы управления и социальная катастрофа. Проблема урегулирования и успешного разрешения политических кризисов может считаться одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день, потому что с помощью механизмов и технологий урегулирования политических кризисов можно обращать кризис из деструктивного процесса в конструктивный и стабилизировать социальную систему.

Политика в любом ее конкретном воплощении неотделима от конфликта. Не только политический анализ, но и политическая история любой страны и любого общества подтверждают, что конфликт имманентно (т. е. внутренне, неразрывно) связан с политикой, присущ любым властным отношениям — будь то сфера собственно политического или многообразные политические аспекты и проявления любых общественных отношений.

При выполнении курсовой работы использовался метод теоретического анализа научной литературы

В ходе выполнения данной работы были использованы труды следующих авторов: Барышников Д. Н, Василик М. А., Гозман Л. Я., Демидов Н. М., Ланцова С. А., Фельдман Д. М., Филатова М. Н., Шестопал Е. Б.

Источниковая база включает в себя учебники по политологии для высших учебных заведений по специальности юриспруденция, хрестоматия по конфликтологии, учебные пособия по политологии, а также самостоятельные издания по политологии, конфликтологии, политической психологии и политической конфликтологии.

    1. Природа и сущность политического конфликта

    Прежде чем начать рассматривать политический конфликты, а также политические кризисы необходимо уяснить, что представляет собой конфликт как социальное явление.

    В настоящее время взгляды на природу и формы конфликтов настолько многообразны, что возникли целые школы и направления и даже научные дисциплины, в частности конфликтология.

    Чаще всего под конфликтом понимается какое-либо столкновение. В учебнике по политологии под редакцией Василика конфликт определяется, как представляет - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. 1

    В словаре Ушакова дано несколько определений конфликта. С одной стороны это – столкновение между спорящими несогласными сторонами. А с другой - осложнения в международных отношениях. Второе определение конфликта носит уже политический окрас. 2

    Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. 5

    На протяжении всей истории человеческого общества понятия политика и конфликт следуют неразрывно. В сфере обыденной речи они чаще используются как синонимичные. Действительно, конфликт выступает в качестве фундаментального аспекта политического процесса. Являясь исходной формой или оболочкой существования и взаимодействия различных интересов и убеждений в политике, конфликт возникает внутри политических сообществ или между ними, принимая разнообразные конкретные формы. Не требует особых доказательств утверждение, что природа любого политического конфликта лежит в различии интересов социальных групп, которые (интересы) требуют реализации целенаправленными и организованными усилиями последних.

    Если проследить противоречия, возникающие между структурами и субъектами политического действия, обнаружится, что самыми заметными будут противоречия, возникающие между элитой и остальной частью общества. В ситуациях такого рода большие массы людей перестают воспринимать и ощущать структуры власти и управления в качестве органов, выражающих и представляющих их собственные интересы. Наоборот, они начинают смотреть на них, как на группу, принуждающую их к реализации посторонних интересов, ассоциирующихся с каким-либо меньшинством.

    Конфликты могут возникать и между различными частями (фракциями, группами) самой правящей элиты общества, которые, разделяя некий совместный интерес, расходятся во взглядах на конкретные проблемы. И, разумеется, конфликты присущи взаимоотношениям различных политических сил (партий, движений) и социальных слоев (сословий, классов), не принадлежащих к правящей элите общества.

    Конфликты формируются и на уровне индивидуумов и отдельных групп (например, семей), но в этом варианте очень сложно, с одной стороны, выделить в чистом виде собственно политические интересы, реализующиеся на общественном и государственном уровне. Вместе с тем политическая вражда или несогласие между отдельными людьми не обязательно предполагает наличие взаимных симпатий или антипатий эмоционального характера. Политические противники могут быть лучшими друзьями, а политические союзники врагами в личных отношениях.

    Из выше написанного следует, что в основе любого конфликта лежат различные противоречия. Но следует отличать сами противоречия и конфликты. Если противоречие, выступающее основанием политического конфликта, может не осознаваться участниками политических отношений, то конфликт всегда осознан и предполагает действия сторон друг против друга. Политическому конфликту предшествует социальная напряженность, формирование предубеждений, скрытой враждебности и подозрения между субъектами будущего конфликта, устанавливающееся осознание расхождения их интересов, стремление к доминированию или реваншу. 6

    Предметом конфликта, т. е. тем, по поводу чего возникает конфликт между сторонами, могут выступать два вида дефицита: позиционный дефицит (т.е. дефицит социальных позиций – социальных статусов, ролей) и дефицит (т.е. дефицит определенных материальных или духовных ресурсов). Конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. В политике идет борьба не только за монополию применения инструментов власти, ее ресурсов, но и за монополию мобилизации групп. Поэтому сводить сущность политического конфликта лишь к завоеванию власти совершенно неправомерно.

    Общая природа конфликта заключается в несовместимом приложении интересов и претензий сторон при ограниченности или невозможности их взаимного удовлетворения. Отсюда логично следует вывод, что конфликт по своей сути – вечная форма общественного бытия, поскольку невозможно представить себе такой общественной системы, которая раз и навсегда распределила, а потом постоянно в равной степени удовлетворяла бы различные потребности, интересы, желания людей, отвечая идеальным представлениям о социальной справедливости. Это невозможно уже потому, что тот же контроль и регулирование должны были бы осуществлять люди или группы, по определению исключенные из системы всеобщего равенства.

    Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.

    Политический конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.

    Типы политических конфликтов:

    1) по времени действия: затяжные или скоротечные;

    2) по интенсивности: слабые или сильные;

    3) по масштабам действия: локальные или региональные;

    4) по формам проявления: мирные и немирные;

    5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;

    6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;

    7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;

    8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;

    9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;

    10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;

    11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;

    12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.

    Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.

    Так же различают три основных типа политических конфликтов. 1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является торг по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (как это, так и то). 2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как свобода, равенство, терпимость труднодостижим, если вообще возможен. 3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникаете условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты -ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты -региональные политические силы), местным.

    Основные способы и пути решения политических конфликтов и кризисов

    Типичными путями являются:

    1) компромисс (лат compromissum - согласование между противоположными сторонами, достигнутое взаимными уступками) на основании сохранения позиций: согласие, построена на взаимных уступках, уменьшение ресурсов одни иеи из сторон понимания прав и интересов противника Чаще это путь примирения, связан не с односторонним навязыванием воли, а с активностью обеих конфликтующих сторонн;

    2) примиреннисть на основании принуждения (способ насилие), что позволяет игнорировать аргументы противника В основе этого средства навязывания одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характерн них взаимоотношений может быть:

    - явное преобладание сил и ресурсов у одной из сторон и их дефицит в другой;

    - изоляция одной стороны конфликта, снижение его статуса, а также другое состояние \"что свидетельствует об ослаблении ее позиций, поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;

    - уничтожение, \"тотальное истребление противника\" (X Шпейер)

    Разрешение конфликта - это не просто ослабление его насильственного и разрушительного потенциала, но и устранение онтологического содержания самого конфликта, его предмета, его основу Конфликт является решенным если все участники безоговорочно признают достигнутые договоренности, а проблемы, которые породили политическое противоборство, не становятся предметом конфликту.

    Возможны два варианта разрешения конфликта:

    - решение самими участниками конфликтующих сторон Переговоры позволяют прийти к согласию, когда открывают путь к сотрудничеству между противоположными сторонами Этот метод использовался со времени возникновения к конфликтов вообще, т.е. с возникновением человеческого общества Одним из важнейших требований при проведении переговоров является отказ от позиционных торгов Когда стоят твердо на позициях, не вникая в интересы друг друга, согласия, конечно, не достигают В современных условиях это самое видим вокруг событий на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии и т.д. Чтобы сделать разумного решения, необходимо примирить ин ресы, а не позиции Основная проблема переговоров заключается не в конфликтных позициях, а в конфликтах между потребностями, желаниями, заботами и опасениями каждой из сторон А такие потребности, желания и е интересам самиересами;

    - сближение позиций и интересов противоположных сторон через посредника - медиатора - посредничество, посредничество в споре третьей стороны, третьего государства, не участвует в супер речци) Задача медиатора - дать сторонам готовое решение, которое стороны готовы и должны выполнять, договориться, прийти к согласию Медиация не является чем-то отличным от переговоров, а лишь особый вид перегово рного процессрного процесу.

    Одной из форм решения политических конфликтов является референдумы с правовыми последствиями - например, принятие конституции, определения статуса территории и др. Другой формой являются выборы В роли арбитра как в пе ершому, так и во втором случаях выступают сами гражданни.

    Важным арбитром в политических конфликтах выступает Конституционный Суд Конечно. В большинстве стран Конституционный Суд решает конфликты, возникающие:

    а) между законодательными и исполнительными органами;

    б) между центральными органами и ее субъектами;

    в) между государственными органами и политическими партиями, общественными организациями и объединениями.

    Читайте также: