Политические конфликты виды причины последствия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политические конфликты – это вопросы, представляющие общественный интерес и возникающие между различными группами внутри сообщества. Такие конфликты могут происходить на уровне муниципалитетов, регионов, областей или всего государства.

Политические конфликты обычно имеют более широкий размах, чем все виды других конфликтов. Они обычно связаны с неоднозначными и радикальными политическими решениями в правительствах. В политический конфликт вовлечено больше людей. Они сопряжены с более высокими затратами и более серьёзными последствиями для общества и всей окружающей среды.

Оппонент – это лицо, которое имеет противоположный взгляд, альтернативное мнение и выступает в споре со своей критикой. Оппонировать – означает оспаривать чужое мнение, возражать. По этой причине с оппонентом возможно строить диалог:

  • защищать свою точку зрения;
  • уточнять идеологические позиции каждой из сторон;
  • принимать к сведению обоюдные претензии, отыскивать компромиссы и взаимовыгодные соглашения.

Противник – это лицо, которое настроено против кого-то или чего-то. Есть ряд значений этого термина:

  • лицо, относящееся отрицательно (враждебно) к другому лицу;
  • человек, который стремится победить другого человека;
  • враг, недоброжелатель.

Условия предупреждения политических конфликтов

Условия предупреждения политических конфликтов

  1. Существование действенной нормативно-правовой базы, работающей правовой системы, в основании которой лежат правовые нормы, способные предотвратить социально-политическую напряжённость, урегулировать и разрешить возможные противоречия. Прежде всего это обеспечивается Конституцией и иными законодательными актами. На международном уровне конфликты сдерживаются коллективными международными законодательными нормами, правовыми актами.
  2. Готовность и желание всех общественно-политических субъектов исполнять имеющуюся правовую систему.
  3. Организация и осуществление мониторинга по раскрытию вероятных конфликтных зон и поиск возможных мер по предупреждению социально-политических конфликтов.

Действия в случае появления политических конфликтов

В случае появления открытого политического конфликта нужно принять ряд мер:

  • обнаружить причины конфликта, его мотивы, объективную сторону конфликта и субъективные интересы участников;
  • установить настоящих субъектов конфликта, у которых может быть свой личный интерес в возникшем конфликте;
  • проявить конфликтные установки (цели, задачи, намерения и ожидания) каждой из сторон;
  • дать оценку внешним факторам и условиям, которые могут влиять на динамику конфликта;
  • институционализировать конфликт – выяснить общие правила и принципы в урегулировании конфликта;
  • легитимировать конфликт – добиться соблюдения каждой из сторон принятых решений, норм и правил ради конструктивного разрешения конфликта;
  • структурировать конфликтующие группы – обнаружить носителей, которые могут преследовать в конфликте свои интересы;
  • определить количественные и качественные свойства каждого из участников конфликта;
  • последовательно ослабить течение конфликта посредством его перевода на новый уровень (редукция).

Способы разрешения политических конфликтов

Способы разрешения политических конфликтов

К самым распространённым способам разрешения политических конфликтов относятся:

  • переговоры, предпринимаемые в поисках решений, которые удовлетворили бы обе стороны конфликта;
  • посредничество, т.е. переговоры, предпринимаемые для поиска решений, подходящих для обеих сторон конфликта, но с деятельностью посредника (а посредник при этом всегда нейтрален);
  • эскалация насилия – стороны начинают открыто бороться друг с другом, конфликт разрешается победой одной стороны, вторая сторона должна подчиниться воле, навязанной победителем;
  • избегание конфликта – когда одна из сторон отказывается от своих позиций и аргументов, чтобы избежать конфликта;
  • арбитраж – конфликт разрешает третье лицо – арбитр, решения которого являются обязательным для всех сторон (арбитр независим и выбирается обеими сторонами конфликта);
  • суд, который используется, когда одна из сторон не соглашается на переговоры, посредничество или арбитраж в качестве метода разрешения конфликта или эти методы не удовлетворяют обе стороны (ни одна из сторон не имеет никакого влияния на состав суда, а его решения являются обязательными);
  • голосование на выборах – используется в демократических странах, как правило, для разрешения политических конфликтов.

В истории политики существует множество примеров разрешения конфликтов:

Процедурные модели разрешения конфликтов

Процедурные модели разрешения конфликтов

Конфликты как в частной, так и в политической сфере могут привести к драматической эскалации. Из-за страха перед этими последствиями, конфликта иногда удаётся избежать, сдавшись или избегая его. Однако это обычно порождает или увековечивает несправедливость и насилие.

Выход из этого цикла насилия может быть достигнут только путём конструктивного урегулирования конфликта. Эта мера характеризуется отказом от принудительных мер, уважительным диалогом и поиском решений, которые могут поддержать все участники. Это основы для различных процессов консенсуального разрешения конфликтов:

  • прямые переговоры противоборствующих сторон, если они равны друг другу, или более сильная сторона отказывается от своих полномочий по санкционированию и принятию решений;
  • консультации и переговоры, если в споре участвуют все стороны;
  • модерация как форма переговоров, поддерживаемая нейтральной третьей стороной;
  • посредничество как внешняя, беспристрастная поддержка конфликтов, в которых сильные эмоции затрудняют или делают невозможным правильное решение проблемы, а также для обострения споров;
  • судебное разбирательство и примирительные постановления;
  • арбитраж или третейский суд, если стороны, участвующие в конфликте, готовы разрешить разработку предлагаемого решения сторонним лицам.

Различают необязательные и обязательные арбитражные решения: в первом случае участвующие стороны могут выбрать, хотят ли они принять арбитражное решение или нет.

Во втором случае стороны договариваются, что арбитражное решение приобретёт юридическую силу, обязательную для всех.

Прямые переговоры между двумя сторонами в споре – наиболее распространённый и подходящий способ урегулирования конфликта. Переговоры могут протекать быстро, они не требуют длительной организационной подготовки, ничего не стоят в финансовом плане и в значительной степени самоопределены.

Но поскольку стороны в обостряющихся конфликтах обычно не могут продвинуться вперёд без внешней поддержки, а любое вмешательство воспринимается как пристрастное и подрывающее автономию, то посредничество становится наиболее полезной процедурой в этой ситуации. Поэтому следует кратко описать отличия посредничества от других средств разрешения политических конфликтов.

Принципы постепенности и синхронности в урегулировании политических конфликтов

Принципы урегулирования политических конфликтов

Принцип синхронности означает то, что каждая из сторон конфликта должна находится на одной и той же фазе одновременно.

Принцип постепенности даёт возможность всем сторонам конфликта к началу непосредственного разрешения конфликта:

  • поиску точек зрения и идеологических позиций;
  • снижению напряжённости в коммуникациях;
  • улучшению взаимного доверия разных сторон конфликта друг к другу;
  • прорабатыванию всевозможных вариантов решений;
  • согласованию конечного решения.

В случае вооружённого конфликта принцип постепенности означает урегулирование конфликта через ряд этапов:

  • остановка насильственных мероприятий — снижение уровня противоборства, выравнивание ситуации;
  • осуществление диалога, организация переговорного процесса;
  • начало переговоров;
  • достижение договорённостей;
  • соблюдение этих договорённостей.

Конфликт ценностей

В политических конфликтах группы с разными системами ценностей обычно сталкиваются друг с другом, независимо от того, основаны ли они на политических взглядах, идеологии, религии или принадлежат к определённой культуре. Фактические споры быстро становятся чем-то принципиальным, что затрудняет решение.

Эта ситуация может быть разрешена только в том случае, когда системы ценностей противоборствующих сторон не будут поставлены под вопрос и не будут подвергаться сомнению, а скорее станут результатом определённого поведения и действий, которые воспринимаются другими как нарушение.

На этом конкретном, ограниченном фактическом уровне конфликты также могут конструктивно разрешаться людьми или группами с разными ценностями. В процессе доверительного сотрудничества многие образы врага также будут релятивизированы, и понимание идеологических взглядов другой стороны будет только возрастать.

Принципы и процесс посредничества в политическом конфликте

Процесс посредничества в политическом конфликте

Участие посредника в политическом конфликте требует нескольких предварительных условий, чтобы он действительно помог, а не обострил конфликт.

  1. Вовлечение всех сторон в конфликт. Урегулирование конфликта с помощью посредничества заключается в том, чтобы все заинтересованные стороны конфликта вступили в диалог друг с другом для достижения мирного решения. Если отдельные конфликтующие стороны отсутствуют, то конфликт не может быть разрешён.
  2. Нейтралитет и беспристрастность. Посредники не должны участвовать в конфликте или влиять на его исход. Потому что это может ограничить их беспристрастность. Нейтралитет является главным приоритетом.
  3. Готовность к посредничеству. Добровольное участие – лучшая предпосылка для продуктивного и успешного процесса.
  4. Конфиденциальность. Чтобы иметь возможность говорить открыто при посредничестве, не бояться потерять лицо, не допустить негативных последствий, содержание разговора должно анализироваться посредниками конфиденциально.
  5. Личная ответственность. Посредники несут ответственность за процесс переговоров, а участники конфликта несут ответственность за содержание. Это даёт участникам максимальную автономию в отношении результатов посреднического процесса.
  6. Консенсусные решения. Конфликт разрешается только тогда, когда все участники соглашаются с решением, поддерживают его и внедряют. Это означает, что в посредничестве нет решений большинства.

Переговоры как средство урегулирования конфликта

Переговоры – это метод мирного разрешения имеющихся конфликтных противоречий, их урегулирование посредством взаимодействия всех сторон ради определения взаимовыгодных решений и законодательного оформления полученных соглашений.

Переговоры являются не только средством урегулирования конфликтов, но и их предупреждением. Так, в случае появления конфликтной ситуации, стороны могут начать переговоры и предотвратить непосредственное противоборство между собой (не допустить открытого столкновения). Даже если конфликт уже находится в открытой стадии и его нельзя окончательно разрешить, то стороны посредством переговоров и частичных договорённостей способны предотвращать расширение и эскалацию конфликта, держать течение конфликта под своим контролем.

В зависимости от того, какие субъекты участвуют в конфликтах, последние различаются на: межиндивидуальные; групповые; классовые; межнациональные; межгосударственные; конфликты всемирного масштаба (мировые войны).

По динамике развития: разрастающиеся; хронические; угасающие.

По остроте протекания: антагонистические; неантагонистические.

По применяемым средствам борьбы: вооружённые; экономические санкции; идеологическое воздействие.

По целям и последствиям: не затрагивающие основ режима; изменяющие основы социально-экономического строя.

Можно проследить три аспекта проблем политической власти в конфликтах общества:

– конфликты в самой власти, противоборство между различными политическими силами за обладание властью;

– роль власти в конфликтах в других сферах жизни общества, которые как-то влияют на основы существования самой власти;

– роль государственной власти как посредника в неполитических конфликтах (экономических, юридических, межнациональных и т.п.).

Основные конфликты в сфере власти в современных условиях выступают как:

- конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);

- конфликты внутри парламента; - конфликты между политическими партиями и движениями;

- конфликты между звеньями управленческого аппарата и др. Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ.

Крайние формы протекания политического конфликта сопровождаются применением средств вооружённого насилия. Это – война, гражданская война, акты политического терроризма и экстремизма.

Политический кризис: причины, виды и последствия. Компромиссы и консенсусы.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

·правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами; · парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

·конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

·социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.)

Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением.

Кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, поэтому опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления.

Консенсус (с лат.переводится как согласие) означает наличие между двумя и более субъектами сходных взглядов и позиций по каким-либо проблемам, и достижение на этой основе договорённостей между ними. Для достижения консенсуса необходимы особые условия.Стороны должны признать, что интересы другой стороны имеют равные права и сих собственными.

Необходимо предварительно отказаться от любых форм силового давления и шантажа.

Важно также отказаться от решения спорных вопросов методом голосования для того, чтобы избежать диктата большинства.

Принцип консенсуса – основной принцип взаимодействия в особенно значимых и болезненных сферах человеческой жизнедеятельности.

Например, в ООН на его основе строится взаимодействие постоянных членов Совета безопасности, решающих судьбы мира. Правда, полный, стопроцентный консенсус – это невозможный в реальности идеал. В жизни же приходится довольствоваться не желаемым, а возможным. Поэтому любой консенсус достигается на основе компромисса – выработанного на основе взаимных уступок приемлемого для всех общего решения

Политический конфликт — это противоборство двух или более сторон в рамках политического взаимодействия при оспаривании властных полномочий друг друга, распределения и удержания ресурсов и благ.

Конфликт в целом, как явление, присущ любому социальному явлению, в том числе и политическому обществу, представляя собой регулярную борьбу за власть. Изучением политических конфликтов занимается не только политология, но и психология, конфликтология, юриспруденция, международное право. Предметом изучения ученых является политический конфликт в различных его проявлениях. Политологи и конфликтологи выделяют следующие теории в сфере анализа политических конфликтов:

  • теория политических структур;
  • теория политической стабильности;
  • этнополитические теории.

Разные направления нашли отражение в концепциях разных ученых. Так, например, первое направление изучалось В. Парето, Г. Моской (разработал теорию элит), Ж. Сорелем, Ф. Оппенгеймером. Вторая теория была подробно освещена Ж. Блонделем, Д. Итоном, С. Липсетом, Д. Сандерсом. Последняя теория широко представлена в трудах И. Гектера, Т. Нейрна, Дж. Ротшильда.

Последствия политических конфликтов

Последствия политических конфликтов можно разделить на две основные группы: положительные и отрицательные.

Выделяют следующие положительные последствия политических конфликтов:

  • Стабилизация политической обстановки. После основных действий наблюдается некая стабилизация отношений между сторонами. разрядка напряженности. Стороны способны прийти к конструктивному диалогу.
  • Налаживание коммуникаций меду субъектами. Субъекты способны не только к взаимодействию, но и к интеграции. Они проверяют, осознают свои интересы, пытаются установить баланс сил, в том числе между политическими силами, группами, государствами и т.д.
  • Осуществляется интеграция общественных ценностей, норм, идеалов, форм политического взаимодействия. Стороны переосмысливают многие моменты, в том числе в политической сфере.
  • Стимуляция перемен. Ввиду активного взаимодействия стороны способны прийти к компромиссу, наладить взаимодействие, создать новые формы и структуры, осуществлять реформирование политических систем и структур.
  • Катализатор позитивных политических изменений. Способствует принятию ряда позитивных решений, в том числе касающихся политической сферы. Стороны получают возможность публично заявить о своих претензиях.
  • Появление ярких публичных личностей. Политический конфликт – это повод для политических лидеров раскрыть свои таланты, повлиять на ход истории, проявить себя как политического лидера, показать свои сильные качества. Именно в период политических конфликтов зарождаются яркие, великие личности, которые способны привести к переменам, в том числе, носящим позитивный характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют следующие отрицательные последствия политических конфликтов:

  • Наблюдается разрушение традиционных форм взаимодействия в политике. Возможно ухудшение отношений не только между конкретными политическими субъектами, но и между политическими системами в целом.
  • Наблюдается дестабилизация и дезинтеграция общества.
  • Политический конфликт становится источником гражданских войн, массовой гибели людей, потери материальных ценностей, способен привести к развязыванию войны между государствами.
  • При развязывании политических конфликтов существуют приемы и способы, которые способны отвлечь общественность от истинных виновников конфликта, создать образ мнимого врага, который может внести как внутреннюю, так и внешнюю угрозу.
  • При политических конфликтах серьезно истощаются ресурсы, причем как материальные, так и духовные, человеческие.
  • Наблюдается ослабление политической системы, устоев и ценностей.
  • Возможен приход к власти экстремистских группировок, что способно полностью уничтожить политическую систему, существующую в государстве. При перевороте используется насилие, в том числе, в отношении граждан государства.

Способы разрешения политических конфликтов

Стороны, разрешая политические конфликты, могут прибегнуть к самым различным способам. В том числе, возможны следующие варианты:

Рисунок 1. Последствия конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом.

Причины конфликтов, как правило, являются основой политической конфронтации, базирующейся на:

- неправильных действиях лидеров политических партий, организаций, движений, руководителей государственных органов; излишний радикализм или консерватизм проводимой политики в целом;

- несовпадении статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов, потребностей во власти и т.п. Эти причины часто находят выражение в противоречиях между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы различных политических и социальных общностей;

- расхождении людей в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и иных событий. Эти конфликты чаще возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности. В современной России такие мнения существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, суверенитета государства, приоритетов сотрудничества.

- процессах, вызываемых идентификацией граждан, осознании ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям. Конфликты данного рода возникают чаще всего в нестабильных обществах,там, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства (например, русские в Прибалтике, в Киргизии; в Казахстане и т.п.).

Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий, как типология конфликтов.

Наиболее значимые основания в системе их классификации, которые часто используются учеными и политиками, это:

1. По зонам и масштабам их проявления, иначе говоря, это внутриполитические (межгосударственные) и внешнеполитические (межсистемные) конфликты. Внутриполитические конфликты - это конфликты, возникающие внутри общества, внутри политической системы, политической партии или иной общественно-политической организации, между элитами.

2. По временным характеристикам. Имеются в виду долго- и кратковременные конфликты. Примером долговременного политического конфликта может служить конфликт между Израилем и рядом арабских государств, в первую очередь Палестиной.

3. По динамике развития. Различают остропротекающие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся конфликты.




5. По уровню публичности. Здесь имеются в виду конфликты, выраженные в открытой (гласной) форме конфронтации сторон или закрытой (латентной), когда властные полномочия оспариваются теневыми способами. Первый тип конфликтов - это митинги, забастовки, манифестации и т.п., второй - скрыт от постороннего глаза (например, противоречивые взаимодействия различных ветвей власти, отношения внутри правящей элиты).

7. По основному предмету политические конфликты подразделяются на: радикальные и частичные. Предметом радикальных конфликтов является существующая система государственной власти в целом, господствующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Его субъекты - властвующие силы и подвластные слои населения, а также участвующие в системе власти, но неудовлетворенные своим политическим статусом.

Частичные конфликты затрагивают бытие отдельных частей политической системы или политики правящих кругов, не соответствующие интересам и целям социальных носителей системы. Их разрешение связано с частичными изменениями в политике властей, во властных структурах. Субъектами частичного политического конфликта выступают институты и организации, осуществляющие власть и управление в рамках данной политической системы, но занимающие различные статусы и позиции (представители трех ветвей власти, институты федеральной власти и субъектов Федерации, партии, общественные и корпоративные организации).

Общую схему урегулирования политических конфликтов можно представить следующим образом:

- правильное определение действительных интересов сторон, лежащих в основе конфликтных событий;

- поиск третейского судьи для разрешения конфликта;

- сбор и концентрация сил, чтобы показать противнику возможные последствия его нежелания идти по пути мирного решения проблемы;

- игнорирование провокаций со стороны противника, последовательное проведение своей линии с определением тех уступок для достижения консенсуса, которые существенно не влияют на реализацию коренных интересов;

- вовлечение в переговоры как можно большего количества участников, а не только двух конфликтующих сторон, что позволяет получить дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации;

- проявление внимания к действиям и намерениям не только противника, но и поведению союзников как своей, так и противоположной стороны.

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей, взглядов, ценностей. Такими субъектами могут быть отдельные личности, социальные группы, классы, политические партии, государства, военно-политические и политико-экономические организации, а также социально-политические системы в целом.

Причины конфликтов, как правило, являются основой политической конфронтации, базирующейся на:

- неправильных действиях лидеров политических партий, организаций, движений, руководителей государственных органов; излишний радикализм или консерватизм проводимой политики в целом;

- несовпадении статусов субъектов политики, их роли, функций, интересов, потребностей во власти и т.п. Эти причины часто находят выражение в противоречиях между правящей элитой и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы различных политических и социальных общностей;

- расхождении людей в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и иных событий. Эти конфликты чаще возникают в странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности. В современной России такие мнения существуют по поводу приватизации, купли-продажи земли, суверенитета государства, приоритетов сотрудничества.

- процессах, вызываемых идентификацией граждан, осознании ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям. Конфликты данного рода возникают чаще всего в нестабильных обществах,там, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства (например, русские в Прибалтике, в Киргизии; в Казахстане и т.п.).

Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими, необходимо опираться на такой инструментарий, как типология конфликтов.

Наиболее значимые основания в системе их классификации, которые часто используются учеными и политиками, это:

1. По зонам и масштабам их проявления, иначе говоря, это внутриполитические (межгосударственные) и внешнеполитические (межсистемные) конфликты. Внутриполитические конфликты - это конфликты, возникающие внутри общества, внутри политической системы, политической партии или иной общественно-политической организации, между элитами.

2. По временным характеристикам. Имеются в виду долго- и кратковременные конфликты. Примером долговременного политического конфликта может служить конфликт между Израилем и рядом арабских государств, в первую очередь Палестиной.

3. По динамике развития. Различают остропротекающие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся конфликты.

5. По уровню публичности. Здесь имеются в виду конфликты, выраженные в открытой (гласной) форме конфронтации сторон или закрытой (латентной), когда властные полномочия оспариваются теневыми способами. Первый тип конфликтов - это митинги, забастовки, манифестации и т.п., второй - скрыт от постороннего глаза (например, противоречивые взаимодействия различных ветвей власти, отношения внутри правящей элиты).

7. По основному предмету политические конфликты подразделяются на: радикальные и частичные. Предметом радикальных конфликтов является существующая система государственной власти в целом, господствующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Его субъекты - властвующие силы и подвластные слои населения, а также участвующие в системе власти, но неудовлетворенные своим политическим статусом.

Частичные конфликты затрагивают бытие отдельных частей политической системы или политики правящих кругов, не соответствующие интересам и целям социальных носителей системы. Их разрешение связано с частичными изменениями в политике властей, во властных структурах. Субъектами частичного политического конфликта выступают институты и организации, осуществляющие власть и управление в рамках данной политической системы, но занимающие различные статусы и позиции (представители трех ветвей власти, институты федеральной власти и субъектов Федерации, партии, общественные и корпоративные организации).

Общую схему урегулирования политических конфликтов можно представить следующим образом:

- правильное определение действительных интересов сторон, лежащих в основе конфликтных событий;

- поиск третейского судьи для разрешения конфликта;

- сбор и концентрация сил, чтобы показать противнику возможные последствия его нежелания идти по пути мирного решения проблемы;

- игнорирование провокаций со стороны противника, последовательное проведение своей линии с определением тех уступок для достижения консенсуса, которые существенно не влияют на реализацию коренных интересов;

- вовлечение в переговоры как можно большего количества участников, а не только двух конфликтующих сторон, что позволяет получить дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации;

- проявление внимания к действиям и намерениям не только противника, но и поведению союзников как своей, так и противоположной стороны.

Читайте также: