Политические идеи аристотеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы.

После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола — будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу — Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "Политика" и "Никомахова этика". К ним примыкает сочинение "Афинская полития", содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.

Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать. Форма — это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией — учением о целесообразном строении мира.

Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений Протагора и других софистов о возникновении общества.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое".

В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. "Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.

Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство — это "общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел — быть рабами у греков. "Варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества.

В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них — естественные (природные) различия между людьми. На страницах "Политики" неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. "Такая война, — говорил он, — по природе своей справедлива".

Аргументацию рабства "от природы" дополняют доводы экономического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потребностями ведения хозяйства и производственной деятельности. "Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. "Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим". К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

Классификация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным — олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.

В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии — неимущим. "Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство". Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальные противоречия, определявшие развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. "Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан", — отмечал философ. Только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать на устойчивость". Экономику как умение правильно вести хозяйство Аристотель противопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради наживы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расширенную торговлю, ростовщичество и т.п. Помимо ограничения размеров собственности в таком государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. "Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим", — утверждал Аристотель.

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в "Законах", Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит "только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания". Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. В политии власть "сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет". Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Некоторые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу — крестьянам.

Политически этот строй характеризуется сочетанием демократических и олигархических методов осуществления власти. Аристотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Уравнивающая справедливость, принципом которой является "арифметическая пропорция", затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и некоторые другие преступления. Закон при этом "обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем". Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принципом служит "геометрическая пропорция" — воздаяние по достоинству и заслугам. Применяется распределяющая справедливость в политических отношениях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они "знали друг друга". Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климат Эллады.

Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны "по половине" и даже с "уклоном в сторону демократии", аристократические элементы в государстве получили явное преобладание.

Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможности решать государственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.

В качестве примеров смешанного государственного строя в "Политике" названы аристократическая Спарта, Крит, а также "прародительская" демократия, введенная в Афинах реформами Солона.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости". Право отсутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

Политическое право делится на естественное и условное (установленное). "Естественное право — то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено [это безразличие прекращается]". Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции "от природы" существуют и соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. "Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов".

Направленная против учений рабовладельческой демократии, аристотелевская концепция была призвана умалить значение писаных законов, подчинить их нормам обычного права и предустановленной, как считал Аристотель, в природе справедливости. "Законы, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные", — утверждал философ.

Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. По мере проникновения частной собственности и рабовладельческих отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно, перешли от традиционных воззрений к признанию экономической роли рабства, правовых методов регулирования общественной жизни ("Законы" Платона), к апологии частной собственности и равенства граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в "Этике" Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, "умеренной", или "средней", собственности и патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей "избытком добродетели", законы не нужны.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организа­цию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Опреде­ление государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовеща­тельной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокуп­ность граждан.

Аристотель выдвигает не экономическую и не божественную, а естественную теорию происхождения государства. Человек - общественное животное, следовательно государство - это единственно возможный способ существования человека.




В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государей Согласно этой теории власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добредете. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражники и воины, которые охраняют государство. Третий слой - крестьяне и ремесленники, которые обеспечивают материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом.

1) аристократия предполагает принцип добродетели;

2) олигархия богатство;

3) демократия - свободу.

Такой симбиоз трех различных форм и принципов, по мнению Аристотеля, мог бы дать наилучшую (идеальную) форму правления государством.

Аристотель был противником чрезмерной концентрации богатства в руках олигархов, он считал, они всегда стремятся узурпировать власть и деньги. Также он был против чрезмерной нищеты ибо ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности Аристотель считает людей среднего достатка: чем больше таких обществе, тем более стабильно оно развивается. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.

Религия и политика

С точки зрения истории и политологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют в обществе как стабилизирующий и гармонизирующий фактор, укрепляющий положение властных структур. Но в то же время, религия может выступать и дестабилизирующим фактором.

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических же странах принципом взаимоотношения государства и церкви становится их автономность друг от друга. А 20-й век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

Взаимоотношения церкви и государства:

1.Теократический период – это слияние светской и церковной власти. Символическим выражением этой идеи стала церемония коронования и миропомазания императора. Монархия обеспечивала единовластие, а церковь укрепляла и освещала её своим авторитетом.

3. Тенденции разделения церкви и государства (с кон. 18 в.) – что означало полное вытеснение церкви из всех значимых сфер социальной жизни.

4. Марксистская концепция религии (атеизм) – полное уничтожение религии.

5.Современный период: улучшение взаимосвязи между государством и церковью. Этот период начинается со времён новой политики М.С. Горбачёва с 1985 г.

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организа­цию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Опреде­ление государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовеща­тельной и судебной власти данного государства. Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокуп­ность граждан.

Аристотель выдвигает не экономическую и не божественную, а естественную теорию происхождения государства. Человек - общественное животное, следовательно государство - это единственно возможный способ существования человека.

В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государей Согласно этой теории власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добредете. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражники и воины, которые охраняют государство. Третий слой - крестьяне и ремесленники, которые обеспечивают материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом.

1) аристократия предполагает принцип добродетели;

2) олигархия богатство;

3) демократия - свободу.

Такой симбиоз трех различных форм и принципов, по мнению Аристотеля, мог бы дать наилучшую (идеальную) форму правления государством.

Аристотель был противником чрезмерной концентрации богатства в руках олигархов, он считал, они всегда стремятся узурпировать власть и деньги. Также он был против чрезмерной нищеты ибо ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности Аристотель считает людей среднего достатка: чем больше таких обществе, тем более стабильно оно развивается. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.

Религия и политика

С точки зрения истории и политологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют в обществе как стабилизирующий и гармонизирующий фактор, укрепляющий положение властных структур. Но в то же время, религия может выступать и дестабилизирующим фактором.

Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических же странах принципом взаимоотношения государства и церкви становится их автономность друг от друга. А 20-й век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.

Взаимоотношения церкви и государства:

1.Теократический период – это слияние светской и церковной власти. Символическим выражением этой идеи стала церемония коронования и миропомазания императора. Монархия обеспечивала единовластие, а церковь укрепляла и освещала её своим авторитетом.

3. Тенденции разделения церкви и государства (с кон. 18 в.) – что означало полное вытеснение церкви из всех значимых сфер социальной жизни.

4. Марксистская концепция религии (атеизм) – полное уничтожение религии.

5.Современный период: улучшение взаимосвязи между государством и церковью. Этот период начинается со времён новой политики М.С. Горбачёва с 1985 г.

Основные положения учения Аристотеля о политическом

Сфера политики, по мысли Аристотеля, тесно связана с этикой. В основе ее должно лежать стремление к нравственности, следование устоявшимся моральным установкам. Этика – это своего рода введение в политику. Исходя из этого, предметом политической философии является изучение того, как в политическом проявляется справедливость.

Справедливость имеет два модуса смысла:

Учение о государстве

Готовые работы на аналогичную тему

Государство Аристотель понимает как политическое общение. При этом государство включает в себя предшествующие ему виды общения. Таковыми являются семья и селение. Как естественная необходимость толкает мужчину и женщину соединяться в семью, так и людей, членов сообщества, побуждает к образованию государства стремление к утверждению своего экономического благосостояния и безопасности.

На основе общения нескольких селений образуется общество. Главная его функция – совместное достижение блага. Поэтому государство – это естественным путем возникающая общественно-политическая структура для достижения определенных целей как экономических (достижение блага), так и морально-нравственных (воспитание в человеке понимания этической категории справедливости).

Государство, по мнению Аристотеля, является незыблемым установлением, т.к. по своей природе человек является существом политическим. Это выражается в том, что человеку присуща такая черта, как властность.

Формы правления

Аристотель в своей политической философии формулирует классификацию политических форм правления.

В целом, Аристотель делит все формы на два широких класса:

  1. Правильные, среди которых монархия, аристократия и полития.
  2. Неправильные – тирания, олигархия и демократия.

Наихудшей формой правления древнегреческий мыслитель считает тиранию. Резко критикует он и ту демократию, что всецело отдает власть народу, при этом умеренные проявления демократических принципов устройства государства Аристотель принимает, считая, что они способствуют консолидации богатых и бедных.


Один из самых популярных философов древней Греции, мыслитель, основоположник логики и политических учений – это Аристотель. Он появился на свет во Фракии, его отец был придворным врачом македонских царей. В 17 лет Аристотель поступил в академию Платона, где он сначала только учился, а потом стал преподавать. Считают, что в академии он провел не менее двадцати лет.

После смерти отца, Аристотель много путешествует. А в конце 340-го года ему предложили стать учителем сына царя Филипа Александра Македонского. В возрасте 50 лет философ вернулся на родину в Афины и открыл свою школу – ликей, где он проработал до смерти.

Политико-правовое учение не было самостоятельной частью познания, оно представляет собой одну из составляющих философии и этики. Аристотель отрицал наивный идеализм, который ранее был рассмотрен его учителем Платоном. Он смог определить четыре базовых начала для мира:

Философ считал, что все вещи состоят из материи и формы. Материя обладает пассивным и бездейственным характером, сама она ничего не способна создать. Суть предмета и источник ее бытия виде отдельного образца представлен формой. Материя может приобрести завершенный вид только под действием целесообразности, которая есть в природе.

Основываясь на этом, философ определил государство, как форму общежития граждан, которые используют определенное политическое устройство. Цель государства – это не только исполнение экономических и правовых задач, но и запрет людям быть несправедливыми с другими, удовлетворение их материальны, обеспечение счастливой жизни.

Аристотель писал, что общество граждан должно быть не просто для жизни, а для комфортной и радостной жизни. Но для достижения подобного эффекта имеет значение наличие у человека таких качеств, как мужество, благоразумие, рассудительность. Эти качества не являются врожденными, а вырабатываются в течении жизни. Также философ отмечал, что его учение связано с этикой и благодаря ему животных можно отличить от людей.

Основа политического постулата философа

Политическая доктрина – это целое учение о политике, включая содержание и назначение в обществе. Аристотель говорил, что политика объединяет всех граждан для цивилизованного проживания вместе. Цель политики – не удовольствие отдельного представителя, а благо и счастье целого государства.

Каждый политик должен брать во внимание степень испорченности природы человека, из-за подверженности порокам и желаниям. Ученый говорил, что без основных добродетель, человек превращается в дикое, необузданное существо, особенно в половом плане. Поэтому не нужно ставить за цель воспитание только нравственных граждан, достаточно, чтобы они просто повиновались законам.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Реализация желания в общении и воспитании добродетели происходит в пределах государства, которое работает на всеобщее благо. Речь идет об определенной форме общественного общежития, которое обладает политическим устройством, порядком. Состоит оно из:

  • Трех типов власти – законодательная, административная и судебная;
  • Власти закона, которая защищает государство.

Государство состоит из граждан, которых можно считать основными элементами, они принимают решения во власти. Также граждане должны проходить военную службу и служить богам. Первая форма общежития – это семья, которая бывает трех типов:

  • Господские;
  • Супружеские;
  • Родительские.

В ходе роста потребностей и развития, формируются селения, а из них возникает государство. Стоит отметить, что ученый перенес патриархальный устрой и на государство, также он пытался отыскать идеальную форму правления и устройства.

Основное в политической доктрине

В своей работе философ выделили несколько форм государства, опираясь на несколько составляющих:

  • Количественная;
  • Качественная;
  • Имущественная.

По двум первым составляющим можно выделить три правильных формы – монархия, аристократия и политик. Есть и неправильные формы – тирания, олигархия и демократия. Каждая из неправильных форм не ведет к благу государства, не соответствует природе человека. Что касается олигархии, то ее Аристотель считал направлением, которое служит интересам небольшой группы граждан.

Философ считал, что государства – это наиболее совершенная форма жизни, так как воплощает собой справедливость и служит на всеобщее благо. Но при этом, ученый не говорил, что каждая из возможных форм правления сможет в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому многое зависит от того, какую форму правления выберет население государства.

Одна из самых старинных форм – это монархия, ее можно использовать при наличии в государстве превосходящего человека. Он отличается от простых людей и является неким божеством. Гораздо проще и предпочтительнее – аристократия, когда власть сосредоточена в руках нескольких лиц. Эта форма подойдет в том случае, если граждане ценят благородство. Одна из лучших форм правления – смешенная, то есть, республика. В этом случае власть принадлежит среднему классу, который находится в большинстве. Такие граждане обладают воинской добродетелью, придерживаются ее. Средний класс – обладает средним достатком, имуществом и властвованием.

Стоит отметить, что Аристотель был большим прагматиком, чем Платон. Потому что последний считал, что лучшая форма правления осталась в прошлом, а первый говорил, что есть две формы – лучшая и реально возможная.

Лучшая форма подразумевала следующее:

  • Все граждане стремятся достичь блага;
  • Ограниченная численность и территория государства;
  • Среди населения не должно быть торговцев, ремесленников и землевладельцев;
  • Все граждане должны принимать участие в совместных мероприятиях.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При этом Аристотель понимал, что достижение идеальной формы государства – невозможно. Реально возможная форма отличается умеренностью, смешанным характером. Также ей свойственны другие особенности:

  • Средние размеры владений;
  • Преобладание среднего класса;
  • Большая часть власти сосредоточена у землевладельцев;
  • Политическая власть – у воинов;
  • Все граждане получают благи в равной мере.

Что касается справедливости, то она основывается на уравнивании и распределении. А вот абсолютное неравенство свойственно олигархии.

Право философа отличается политическим характером, так как такие характеристики, как мужество, рассудительность, умеренность возникают в процессе воспитания. Это и есть задача государства – поспособствовать развитию и становлению гражданина. Как и Платон, Аристотель, уравнивал право и закон, так как они созданы для воплощения политической справедливости. А без нее невозможно равномерное распределение благ, стабильность и устойчивость государства.

Если же говорить о двойственной природе человека в виде политического животного, то право можно разделить на две части – естественное и условное. Естественное право – не равные между собой, но оба включены в состав политики. А политическая справедливость, по мнению ученого, возникает только в том случае, если граждане равным и свободны между собой, принадлежат к одному полису и форме правления.

Волеустановленное право – равная мера, становление которой происходит с целью урегулирования отношений людей на основе их согласия. Эта мера закрепляется законам и обычаями. Но законы, которые принимались на народном собрании, имели не такую правовую силу, как говорил Аристотель. Он не считал демократию – лучшей формой правления, увеличивая значение законов, основанных на обычаях, как более справедливых. При этом каждый закон должен приниматься в соответствии с политической справедливостью. И только правильные формы правления отличаются правовым характером и могут обеспечить достижение всеобщего блага.

Естественное право – система общих представлений и требований, которые максимально отражают природную склонность человека общаться, жить вместе для достижения общего блага, счастья и комфорта. При этом важна равная мера за равное, а их формирование происходит в соответствии с политической природой гражданина. А действию подчинена семья, борьба с захватчиками, отношения к имуществу. Это значит, что естественное право является правом человеческого разума.

Читайте также: