Государство сарир кратко и интересно

Обновлено: 05.07.2024

25 октября 2005

"Сарир" – предтеча Дагестана

Что есть Дагестан? Ответ на этот вопрос заранее определяет наличие или отсутствие у Дагестана собственной истории. Во всяком случае – ранее 20-го года прошлого века — даты образования Дагестанской автономии в составе Российской Федерации или 60-го года XIX века – даты образования Дагестанской области в составе Российской империи.

Этим вопросом задался преподаватель ДГУ Тамерлан Гаджиев, который с получением на него ответа получил и степень доктора исторических наук. Так как для большинства из нас истинное или фальшивое знание истории Дагестана почти не простирается глубже этих двух вех, то представляется весьма полезным познакомиться с мнением о предшествующем этим датам периоде нашей истории человека, отдавшего его изучению много сил и времени. Одобрение в Москве компетентными специалистами его докторской диссертации также побуждает к такому знакомству.

Итак, речь пойдет о ранних дагестанских государственных образованиях. Редакция рассчитывает на 3-4 публикации, которые в достаточно популярной форме, исключающей для экономии места полновесную научную аргументацию, главное внимание уделяют информативности. Перед вами первая такая публикация, посвященная самому раннему из таких достоверно известных дагестанских государственных образований — царству Сарир.

В современной дагестанской историографии утвердилось мнение, связывающее государство Сарир только с одним дагестанским этносом – аварским. Кропотливое изучение письменных источников позволило обнаружить происхождение этого ошибочного заключения. Оно ведет начало от статьи В.В. Бартольда "Дагестан", написанной для немецкой "Энциклопедии Ислама", которая была издана в Лейдене-Лейпциге в 1913 году. На нее впоследствии ссылался В.М. Бейлис в работе "Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир)", которая впоследствии легла в основу многих трудов, и "отождествление", якобы сделанное самим академиком В.В. Бартольдом, таким образом, было растиражировано историками.

В чем заключалась ошибка? Не вдаваясь в подробности, она в том, что В.В. Бартольд, прекрасно владея источниками, подчеркивавшими, что Сарир – имя царства, но не народа, отнюдь не отождествляя его с каким-либо народом, интересуясь территорией, помещал Сарир чуть ли не в прибрежной зоне, ошибочно полагая, что эта территория в 1913 году была населена не кумыками, а аварцами. Цитирование нескольких его предложений придало незначительной ошибке В.В. Бартольда значение, которое она не должна была иметь. В правоте сказанного убеждают другие источники и факты, сопоставление которых приводит к однозначному выводу: государство Сарир наряду с предками нынешних аварцев населяли предки и других дагестанских народностей.

Его название в четырехтомной "Истории Дагестана" дается как Сарир, тогда как в "Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен и до конца XVIII в." – как Серир. В свое время (1939 г.) С.Т. Еремян предложил выводить название государства Сарир из иранского слова, обозначающего – "гора", что приводило к привлекательному построению, согласующемуся к тому же с грузинским словом, обозначающим – "страна гор" или "страна горцев". В осетинском языке это слово переводится как "голова, верх, верхняя часть, крышка, начало, причина, личность". Восходит оно к иранскому "sarah" – "голова", которое является общим индоиранским словом, обозначая при этом "голову, верхушку, вершину".

В том же ключе рассмотрим и название политического центра государства, по-разному звучащее в различных источниках, однако сводимое всеми исследователями к общеупотребимому, – Хунзах. Повествуя о его возникновении, Леонти Мровели писал, что именно после вторжения хазар в прикаспийские области, вследствие которого брат хазарского царя обосновался в "уделе Лекана", некто "Хозаних, что был самым знаменитым в роду Лекана, ушел в горную теснину, воздвиг там город и дал ему свое имя – Хозонихети". Эти слова указывают, что столица Сарира – Хунзах возник как результат изменившейся политической и военно-стратегической ситуации в приморской зоне Восточного Кавказа, являя собой ядро нового политического объединения. Подтверждение этому мы находим у авторов "Истории Дагестана с древнейших времен до конца XV в.", которые свидетельствуют: "Согласно широко бытующему преданию, первоначальной столицей Аварии был не Хунзах, а лежащее близ него селение Тануси, которое оставалось резиденцией местных правителей (нуцалов) до возвышения Хунзаха".

Исторические сведения о государстве Сарир дошли до нас из арабской географической литературы. Так, Ибн-Русте, рассказывая о крепости царя Сарира, указывал: "Она стоит на вершине горы, которая имеет площадь 4x4 фарсаха и окружена каменной стеной. Все обитатели крепости – христиане, а все остальные жители страны – язычники. Царю принадлежит 20 тысяч долин, населенных людьми разного рода, которые имеют там свои поместья и деревни". И заключает: "Их царь зовется Авар".

Может сложиться впечатление, что словом "авар" зовется царь язычников, проживающих за пределами крепости. Поэтому В.Ф. Минорский специально поясняет, "что это имя не относится к местному населению". Однако слово "авар" не только сохранилось в истории, но и стало со временем этнонимом одного из народов Дагестана – аварцев. Хотя еще в XIX веке считалось установленным, что сам народ не знал этого слова. "По мнению жителей, – писал П.К. Услар, – название "авар" дано чужестранцами, оно "совершенно чуждо самому краю" и "может относиться исключительно к Хунзаху". Полное согласие с мнением языковеда высказал в свое время и Б. Малачиханов, сам аварец по национальности. Его объяснение происхождения слова "авар" даже без того, чтобы быть полностью принятым, приоткрывает завесу над той необходимостью, которая побудила Ибн-Русте упомянуть его в качестве уточнения. "Тюркские слова "ава" (равнина) и "яр" (скала), – писал Б. Малачиханов, – слившиеся воедино, по-видимому, и участвуют в словообразовании "аваяр", "авар" в топографической характеристике известного в Нагорном Дагестане плато (Хунзахского – Т.Г.)". Реальные же обстоятельства возникновения государства в Дагестане, которые можно выяснить только из письменных источников, мы вряд ли когда-либо узнаем. Они окутаны легендой, связанной с именем героя и первым укрепленным пунктом, им воздвигнутым, что типично для любого изначального государства, будь то Древний Рим или Киевская Русь. В нашем конкретном случае речь идет о самом знаменитом у дагестанских народов Лекане (как он именуется в грузинских источниках) и об одном из его потомков – Хозанихе, основавшем политический центр – укрепление Хунзах.

Корни этого государства могут уходить в период господства в равнинных зонах Северного Кавказа ски-фо-сарматских племен, под которыми можно понимать хазар, как в работе Леонти Мровели, в конце IV – начале V века в период господства здесь "всего тюрко-язычного гуннского массива". Как бы то ни было, само имя легендарного героя Хозаниха, восходящее к древнеиранскому "сокровище", "хранилище", "богатство", позволяет думать, что процесс его становления должен был начаться именно в тот период.

Датой возникновения государства Сарир при возможной незначительной погрешности следует признать 562 год – год, когда Хосров Ануширван заключил с Византией мир, развязавший Ирану руки для решения на своих северных границах проблем, возникших в связи с вторжением в равнинные районы Северного Кавказа хазар. Историческая традиция приписывает Хосрову Ануширвану строительство комплекса оборонительных сооружений Дербента. Строительные работы были завершены в 567 году. Поддержка царя Сарира со стороны Ирана выражалась в значительных денежных субсидиях, долей в военной добыче, выделении крупных земельных угодий, а по некоторым данным – и в передаче под его начало отдельных воинских контингентов. Все это было обусловлено заинтересованностью Ирана, совпадавшей с интересами Сарира, обеспечить прочный военно-политический союз, направленный против хазар. Как бы ни были надежны крепостные сооружения Дербента, значение естественной крепости, которую представлял собой Сарир под началом царя-союзника, не могло не учитываться в стратегических планах Хосрова Ануширвана.

Название государства Сарир происходит, как уже было сказано, от иранского слова "вершина", означая

при этом "страна вершин", т.е. "горная страна". Территория, на которую распространялась власть правящей из Хунзаха династии царей Сарира, охватывала обширную часть Восточного Кавказа, включавшую в себя как горные, так и равнинные земли. Это государство, как свидетельствуют письменные источники, граничило с Грузией, тюркскими народами, теми же хазарами, Ширваном и Дербентом. Естественно, границы между Сариром и Хазарией, как и границы вообще, не были постоянными. В периоды могущества хазар они превращались для Сарира из северо-восточной в восточную, а в периоды их ослабления за восточной границей Сарира простиралось Каспийское море. К западу от Сарира простиралось грузинское царство. На юге сопредельным царству Сарир было царство Ширвана. Граница между ними шла по территории "царства Лакз", под которым понимались различные дагестанские субэтнические общности, начиная от лезгин на юге, и кончая дидойцами на северо-западе.

Эти субэтнические общности попеременно находились в зависимости то от правителей Ширвана, то от правителей Сарира. При этом некоторые из них вполне могли не подчиняться никому. Но при всех случаях не только "царство Лакз", но и более определенно проступающие из источников владения: Табасаран, Хайдак, Зарикаран и другие не могут считаться независимыми по той причине, что, как подчеркивал А.П. Новосельцев, ". нет доказательств, что все эти политические объединения можно рассматривать как государства". Источники,говоря о полиэтничности Сарира, свойственной и сегодняшнему Дагестану, приводят явно преувеличенные сведения о двадцати тысячах "народов и вер" и "двадцати тысячах долин, населенных людьми разного рода, которые имеют там свои поместья и деревни". Все они являлись подданными царя Сарира, который назван "хаканом гор", т.е. отмечен титулом верховного правителя, под началом которого находились другие владетели, ниже рангом. Место в этом ряду по праву принадлежит правителям Хайдака, Табасарана, а также Тануси. Об исключительном положении, занимаемом царем Сарира по отношению к этим "малым царям", свидетельствуют династические браки, заключенные в его семье. Так, дочь царя Сарира, по свидетельству ат-Табари, была замужем за тбилисским эмиром Исхаком ибн Исмаилом. Сам царь Сарира был женат на сестре царя Алан, за которого, в свою очередь, выдал замуж свою сестру. Позднее, в 1025 году царь Сарира выдал свою дочь замуж за эмира Дербента Мансура. В то же время устанавливаются междинастические родственные отношения с владетелями Ширвана. Однако нигде нет свидетельств о браках, заключенных правителями Сарира с владетелями Табасарана, Кайтага и им подобным общностями.

Царство Сарир, состоя из различных мелких этно-политических общностей, городов-укреплений, представляло собой раннефеодальную федерацию. Государственным устройством оно напоминало и Кавказскую Албанию, и сасанидский Иран. Здесь также не было единой государственной организации и, как следствие – единой общественной системы. Источники называют нам тарханов, батриков, "патрициев", раисов (старейшин). Сообщается, что Дербент служил портом для Сарира, а центры ремесленного производства, такие как Зарикаран, указывают на наличие в Сарире наряду с купеческим слоя ремесленников. О земледельческом сословии говорить не приходится, о его возможностях говорит ал-Белазури. Есть свидетельства, что царь Сарира доставлял ежегодно в зернохранилище Дербента 100 тысяч мер зерна. Косвенные данные говорят о достаточно развитом скотоводстве, виноградарстве, садоводстве.

Источники, имеющиеся в нашем распоряжении, ничего не сообщают о внутренней политике царя Сарира. Однако встречающиеся в них свидетельства о наличии в государстве множества крепостей, говорят о его озабоченности поддержанием внутреннего порядка и целостности федерации. "Издавна государи ради упрочения своей власти возводят крепости, – писал Н. Макиавелли, – дабы ими, точно уздою и поводьями, сдерживать тех, кто замышляет крамолу, а также дабы располагать надежным убежищем на случай внезапного нападения врага". Если же вспомнить, какую естественную крепость представлял собой Сарир, то вывод, что его владетель преследовал первую цель из двух, названных Макиавелли, окажется неизбежен. Его правоту в XIX в. подтвердит царская военная администрация, возведя близ каждого этнополитического центра (Ахты, Кумух, " Хунзах и т.д.) соответствующую крепость. Вместе с тем, можно сделать дополнительный вывод о наличии у царя Сарира необходимых материальных средств, людских ресурсов и властных полномочий, естественно подкрепленных воинской силой, для их возведения.

С вторжением на Кавказ арабов главным в политике в этом регионе стала их борьба с хазарами. Сарир на первых порах оставался в стороне от нее. Но страшный разгром, учиненный арабами хазарам в 737 году, позволил им приступить к беспрепятственному завоеванию Сарира. Здесь они встретили упорное сопротивление, на преодоление которого им пришлось затратить семь лет-с 738 по 744-й.

Первая крепость, с которой столкнулись арабы, называлась ал-Балал. Взять ее удалось только месяц спустя, и была учинена кровавая расправа. Следующей была взята крепость Амик, которую исследователи отождествляли с Кумухом. После этого арабы приступили к осаде крепости Хайзадж (Хунзах), длившейся целый год. После взятия столицы Сарира арабы приступили к поэтапному захвату остальной территории: не локализованные исследователями Туман, Шандан и те области, до которых успели добраться до наступления зимы, чтобы потом возвратиться в Дербент. На побежденных владетелей, и, прежде всего на царя Сарира. была наложена дань: провиантом, деньгами и людьми.

Зависимость Сарира от арабов продолжалась относительно недолго, чему способствовало аббасидское движение, приведшее к смуте в самом халифате и к смене династий. Попытки арабов вернуться в эти места встретили резкий отпор. На протяжении IX – первой половины X века государство Сарир усиливалось и

даже расширяло свою территорию в южном направлении. Напротив, хазары в этот отрезок времени слабели и практически утратили политическое влияние на восточном Кавказе. Могущество Сарира продолжало возрастать и в первой половине XI века, но вдруг к его концу исчезает и само название Сарир.

Спустя какое-то время наследникам прежней династии с помощью аланов все же удалось вернуть и удерживать в течение 24 лет власть в Хунзахе. Ко времени "реставрации" там уже появилось значительное число мусульман из числа влиятельных лиц. По сведениям того же источника, "правнук шейха Абумуслима. спасся бегством в Кумух", где к этому времени правил "и получал подати с разных стран" шамхал.Те же, кто принял сторону законных наследников прежней династии, оказались вместе с ними во враждебном окружении, и, как сообщал Мухаммед-Рафи,". оскудели их средства продовольствия; поддерживать жизнь сделалось весьма трудным; они утомились войною, и кровопролитие им опротивело; посему они раскаялись и снова приняли Ислам. ".


Под Сериром нужно понимать большую часть нагорного и предгорного Дагестана. Границы основного ядра территории государства Серир представляли довольно внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и предгорную часть современного Дагестана, но и сопредельные земли. Опираясь на данные арабоязычных авторов, видно, что Серир граничил на севере с аланами и хазарами. Ал-Масуди, Ибн Руста подчеркивают соседство Серира с Аланией.

Ал-Йакуби располагает Серир между Дербентом и Аланией, а также сообщает, что большинство поселений Аррана принадлежит владетелю Серира [1]. В анонимном труде Х в. говориться, что горная цепь идет между хазарами и сарирами и доходят до пределов аланов [6].

Ал-Истахри и Ибн Хаукаль указывают, что от хазарской столицы Семендер до границ Серира 2 фарсаха [7]. Следовательно, исходя из выше приведенных сведений, граница государственной территории Серира доходит до приморского Дагестана. Очень проблематично и спорно утверждение о вхождении в Серир владений Филан. Д. М. Атаев считал, что Филан входил в Серир, основываясь на сведении Масуди, что титул Филаншах имя всех царей Серира и исходя из сведений Белазури о расположении Филана между Табасараном и Сериром [8].

В первой половине IX в. Кайтаг и часть территории Шандана также оказались в составе Серира, а в Х в. в зависимость от Серира попал и Гумик [11].

В IX-XII вв. территория Серира значительно расширилась. Только увеличением государственной территории этого образования можно объяснить сведения автора XIII в. Йакута о влиянии Сахиба ас-Сарира на Арран.

В географическом сочинении XIII в. на персидском языке дано также интересное и подробное описание этого владения: Сарир это область (вилайят) между Абхазом (Грузией), Кипчаком, Ширваном и Дербентом.

В имени Лекетии, по мнению исследователей, скрывается конкретное наименование Серир [14]. Все это свидетельствует о том, что Серир объединявшее, видимо, в себе ряд обществ, стоящих на разных ступенях развития.

В зависимость от Серира попали в различные времена те или иные соседние владения. Вероятно, процесс укрепления Серира в IX-XII вв. нельзя отождествлять с образованием монолитного государства с крепкой центральной властью. Государственная территория не была стабильной.

Арабские авторы, писавшие о внутреннем Дагестане, наиболее подробные сведения дают о Серире.

Серир предстает перед нами как крупнейшее государство, которое по количеству входящих в него селений превосходит другие государства Восточного Кавказа.

Согласно широко бытующему преданию, первоначально столицей Аварии был не Хунзах, а лежащее близ него селение Тануси, которое оставалось резиденцией местных правителей (нуцалов) до возвышения Хунзаха. Автор дагестанской исторической хроники Мухаммедрафи при описании событий до Х в. говорит о Тануси, но для более поздних событий он упоминает только Хунзах. Однако арабская историческая и географическая литература Х в., в частности ал-Масуди, не знает Тануси, а пишет только о Хунзахе. Вполне возможно, что предание о Тануси носит отголоски исторической действительности и что перенесение резиденции в Хунзах имело место до Х в. В противовес устной традиции о древности Тануси, существует легенда о Хунзахе, о том, что «до введения магометанства Хунзах был единственным и огромным селением во всем Хунзе и находился несколько выше нынешнего селения Итля, на северном склоне горы Чина, где и доныне видим его развалины. При начале войны с аравитянами, продолжавшихся долгое время, хунзахцы для лучшей защиты своей земли, рассеялись по ней и основали остальные и доныне существующие селения Хунза [17].

В конце XI начале XII в. в социальной структуре и социальной жизни Серира происходят существенные изменения. Это крупное независимое единое государство, сыгравшее значительную роль в политической жизни Восточного Кавказа и в формировании аварского народа, распадается на более мелкие владения [1].

  1. Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI-XI вв. исторические записки. М., 1963. Т.III. С.259.
  2. Бартольд В. В. Сочинение. Т. III. М., 1965. С.410.
  3. Гаджиев В. Г. Сочинение И.Гербера. С.169.
  4. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963. С.47, 51–52.
  5. Хвольсон Д. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских. Абу Али Ахмед бек Омара ибн Даста. СПб., 1869. С.73.
  6. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. С.98.
  7. Караулов Н. А. Сведения арабских географов в IX-X вв. о Кавказе, Армении, Азербайджане.
  8. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала., 1963. С.247.
  9. Шихсаидов А. Р. К вопросу о локализации Филана. Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976. С.78–87. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII d/ C/45/
  10. Генко А. Н. Арабский язык и кавказоведение. Труды второй сессии Ассоциации арабистов. М., 1941. С. 108.
  11. Шихсаидов А. Р. Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик). Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С.72.
  12. Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969. С.201.
  13. Миклухо-Маклай Н. Д. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. Учёные записки Института востоковедения. Т.IX. С.205–206.
  14. Гадло А. В. Экономическая история Северного Кавказа IV-X вв. Издательство ЛГУ. М., 1979. С.183–184.
  15. Туманский А. Г. Новооткрытый персидский географ X столетия и известия его о славянах и русских.
  16. Jacuts Geographisches Worterbuch, hrsd. Von F.Wustenfeld Leipzig I III С. 222.
  17. Комаров А. В. Народонаселение Дагестанской области. Тифлис, 1869. С.29.
  18. Мровели Леонтии. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. Пер. с древнегрузинского. Предисловие и комментарии Г. В. Цулая. М., 1979. С.25.

Основные термины (генерируются автоматически): серир, IX-XII, X-XI, Дербент, сведение, селение, IX-X, Восточный Кавказ, государственная территория, грузинский историк.

Эта статья о Кавказ средневековое государство. Для звезды см. Тета Большая Медведица. Для области в Ливии см. Поле Сарир.

Содержание

Источник

Сарир был впервые задокументирован как политическое образование в 5 веке нашей эры. Память о его основании передавалась устно среди Кавказские аварцы. Согласно одной легенде, царство основал персидский генерал, которого послал контролировать Кавказ. Сасанидский король. Эта легенда подтверждается именами местных царей, которые обычно имеют персидскую или даже сирийскую этимологию.

Сарир граничил с Хазары на север, Дурдзукс на запад и северо-запад, Грузины и Дербент На юг. Поскольку государство было христианским, арабские историки ошибочно рассматривали его как зависимость Византийская империя. Столицей Сарира был город Хумрадж, ориентировочно отождествляемые с современной деревней Хунзах. Царь жил в глухой крепости на вершине горы.

История

Вовремя Арабо-хазарские войны в VII и VIII веках цари Сарира объединились с хазарами. После победного похода Мерван ибн Мухаммад в 737–739 годах Сарир был вынужден подчиниться Халифавторитет. [ нужна цитата ] Он платил дань и предоставлял людей для арабского гарнизона Дербента до девятого века, когда, ободренный сдвигом в движении на юге, Сарир утвердил суверенитет над значительной частью Кавказа, включая Гумик, Филан и некоторые части Арран.

Когда гегемония Халифата рухнула, Сарир постоянно находился в состоянии войны с его государствами-преемниками, такими как Дербент и Ширван. В этих войнах он обычно побеждал и позволял Сариру манипулировать политикой Дербента. Одновременно цари Сарира отошли от хазарского союза и совершили несколько вторжений в хазарские степи. Схема смешанных браков между королевскими домами Сарира и Алания скрепил антихазарский союз двух христианских государств.

Распад

Встревоженные растущим христианским превосходством на Кавказе, мусульманские державы региона пообещали взаимную помощь против Сарира. Их экономическое и военное давление вкупе с внутренними раздорами привели к распаду государства в начале 12 века. После еще одного столетия господства мусульман, ислам стала доминирующей религией в регионе. В XIII веке кавказские авары образовали новое мусульманское государство, традиционно известное как Аваристан.

Правила группы "Аварцы" 1. Не материться! За мат дается бан в 1 день. 2. Не втягивать участников в беседы оскорбительного характера. За оскорбления друг друга бан в 1 час обоим участникам. 3. Не писать в постах того, в чем вы не разбираетесь, и не сеять смуту. На важные заявления приводить достоверные ссылки. 4.Не оскорблять другие народы. За оскорбительные высказывания в адрес других народов бан на 1 неделю. 5. Гостям данной аварской группы не делать выпады против аварского народа. За нарушение

Читайте также: