Политическая власть лекция по политологии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти


Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра политологии и социологии
П/р Колмаковой Н.Н.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.
(к содержанию)

Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.

Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.

Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.

Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.

III. Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей.

Теория разделения властей, то есть теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье, в последующее время разрабатывалась многими юристами, философами, политологами.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа – одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти.

Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти.

Современная демократия как форма организации политической власти и всей общественной жизни является на сегодняшний день высшим и наиболее совершенным достижением человечества в этом плане с точки зрения самоценности личности. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
(к содержанию)

Когда в обществе появляется необходимость достижения определённой цели, начинают формироваться группы людей, усилия которых направлены на выполнение поставленной задачи. В такой ситуации совершается размежевание на ведущих и ведомых. Благодаря авторитету, богатству или силе происходит выделение руководителей, определяются подчинённые. Лидеры используют всевозможные ресурсы, чтобы осуществлять политическую власть.

Установление и поддержание определенной формы политической власти

Politica potestas

Признаки политической власти

В политике власть означает возможность и умение подчинить своей воле действия других людей. Могущество предполагает способность определять, направлять и контролировать поведение общественных классов для решения задач в интересах страны и нации. При этом задействуются всевозможные организации, включая государственные учреждения. Политическое господство обладает специфическими атрибутами.

Отличительные черты, которыми характеризуется политическая власть:

Что такое политическая власть

  • верховенство, которое обеспечивает обязательность исполнения принятых постановлений;
  • публичность — управление процессами происходит от имени всего общества;
  • моноцентричность, что предполагает принятие решений в едином центре;
  • возможность использования различных ресурсов;
  • наличие властных институтов, позволяющих легально применить силу в гражданском обществе.

Не следует путать власть политиков с государственным управлением. Основное отличие состоит в соотношении воздействия на социум. Политическое влияние осуществляется не только государственными органами, но и общественными организациями, профсоюзами и партиями. Государственная власть построена по иерархическому принципу — низшие ячейки подчиняются высшим звеньям. В то время как достижение политического могущества происходит по горизонтали в результате соперничества или сосуществования идейных движений.

Осуществление политической воли в обществе не происходит само по себе. Для этого необходимо наличие элементов, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Составные части политической власти:

  • источник;
  • субъект;
  • объект;
  • ресурсы.

Составные части политической власти

Основными источниками власти являются богатство, авторитет и сила. Имущественная состоятельность придаёт вес поступкам и словам лидера общества. Традиционные социальные отношения наделяют авторитетностью уважаемых людей, например, старейшин, аксакалов, шаманов. Авторитетом обладают люди, которые монопольно владеют закрытой информацией, или специалисты. Научные знания также придают значимость и престиж. И, наконец, тот, кто обладает реальной силой, способен управлять народными массами.

Субъект — тот, кто обладает политической властью — может соответствовать одному из двух типов. К первым причисляются яркие личности и лидеры общественных групп. Ко вторым относятся политические организации. Субъекты могут действовать открыто и публично, а также имеют основания для закулисной игры, чтобы не афишировать свою работу.

Объектами политической воли считаются общество в целом, отдельные социальные группы или конкретный индивид. Воля объекта подчиняется главной идее политического движения.

Чтобы доминировать над объектом, субъекту необходимо обладать ресурсами. Силовые методы принуждения предполагают ограничение каких-либо благ. Это могут быть штрафы или судебное преследование. Особыми ресурсами считаются родовые обычаи и народные традиции. Подчинение стимулируется и регулируется различными социальными программами, которыми объект вознаграждается субъектом политической силы.

Функции политической власти

Ошибочно мнение, что политическое могущество является только инструментом ущемления общественных интересов. Притеснение народа вызвано заботой об улучшении благосостояния людей. Когда устанавливаются ограничения в социуме, политическая элита реализует свои интересы, одновременно укрепляя стабильность в обществе, что помогает развитию нации.

Функции, которые выполняет политическая элита:

  • организационная миссия;
  • управление;
  • контроль;
  • воспитание.

Функции политической власти

Организационная роль выражается в формировании плодотворного взаимодействия между различными партиями, общественными ассоциациями и группами, простыми гражданами. Таким образом, создаётся структурная система, которая обеспечивает в социуме господство и руководство.

Управляя жизнью общества, политические силы реализуют на практике стратегический план субъекта власти. Господствующая элита призвана вовремя принимать управленческие решения, обязательные к исполнению повсюду, и давать своевременные корректирующие указания.

Контроль обеспечивает соблюдение законов, правил и норм общественной жизни. Контролирующие функции выполняют силовые структуры, правоохранительные органы и ревизионные комиссии.

Воспитание народных масс делает граждан законопослушными членами общества, укрепляет авторитет политического режима. Совершенствование образования, развитие культуры и науки способствуют формированию у субъекта власти умения и осуществления волевого руководства. При этом объект готовится к добровольному подчинению. В воспитательных целях используется народное образование, издание печатной продукции, публичные библиотеки и средства массовой информации.

Легальность и легитимность

Что такое легитимность

Легальность обозначает существование в рамках правового поля, когда деятельность официальных органов и рядовых граждан основана на законах и нормативных актах. Гарантом легальности выступает государство.

Легитимность подразумевает положительное отношение общества к действующим государственным институтам, добровольное признание правомерности органов власти. Взаимоотношения доверия между господствующим субъектом и многочисленными объектами составляют ядро легитимности.

Классификация факторов, которыми достигается легитимность:

  • традиции;
  • легальность;
  • харизма общественного вождя.

В многовековых национальных традициях закреплены схемы подчинения и управления. Нарушение традиционных отношений оценивается обществом негативно. Наоборот, социум одобряет легальные действия. Харизматические, исключительные качества лидера привлекают народные массы и пополняют ряды его сторонников.

Знаменитости говорят о политике

Политики всех времен

Интересны характеристики власти, которые дали руководители двух великих держав — США и СССР. Авраам Линкольн утверждал, что если есть желание испытать характер человека, то следует вручить ему бразды правления. Иосиф Сталин писал, что портит людей не всевластие, наоборот, к руководству стремятся испорченные люди.

Уинстон Черчилль, говоря о политическом господстве, высказывает парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что власть гораздо приятней отдавать, чем брать. А Н. С. Хрущёв в мемуарах, наоборот, не сомневался в том, что может надоесть всё: женщины, драгоценности, еда, и только невозможно пресытиться властью, которую хочется всегда.

Литераторы также не обошли своим вниманием политическое могущество. Вильям Шекспир писал, что опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. Русский поэт Гавриил Державин воспевал государственного человека, который отличается тем, что его поступками управляет любовь к Отечеству.

Власть притягивает словно магнит. Это универсальная возможность существенного обогащения и улучшения условий собственного бытия. Но не каждый человек способен достойно нести бремя управления чужими судьбами.

Существуют поведенческий и социологический подходы к определению природы власти. В рамках этих подходов выделяют различные концепции власти, каждая из которых представляет собой определенный способ понимания и трактовки власти.


Мифологическая концепция власти.

Теологическая концепция власти.

Согласно данной концепции вся государственная власть происходит от Бога, а монархи – исполнители божественной воли.

Биологическая концепция власти.

Согласно данной концепции власть – механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека как биологического существа.

Бихевиористская концепция власти

Власть связана с особенностями человеческого поведения, согласно которым одни люди командуют, а другие – подчиняются. Политическая власть зависит от индивидуальных стремлений к власти. Стремление подчинять своей воле других индивидов – доминирующий мотив политической активности человека.

Психологическая концепция власти

Мотивы и истоки власти находятся в сфере бессознательного. Стремление к власти – это проявление психологической энергии. Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания.

Структурно-функциональная концепция власти

Власть – это способ самоорганизации общества, который основан на разделении функций управления и исполнения. Власть – это отношения неравноправных субъектов, поведение которых зависит от выполняемых ими ролей.

Конфликтологическая концепция власти

Власть – это отношения господства и подчинения одних классов другим (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Господство обусловлено экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Класс, обладающий собственностью, может подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Дуалистическая концепция власти

Происхождение власти дуально (двойственно): с одной стороны, власть основывается на прямом принуждении, с другой стороны, на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения.

↑ Понятие власти

↑ Сущность власти

Определение власти, сформулированное Вебером, помогает выделить важные положения, характеризующие сущность политической власти:

↑ Признаки власти


  • всеобщность, т.е. способность проникать во все сферы деятельности отдельных индивидов, человеческих общностей и социальных институтов;
  • порядок и согласованность действий сторон, обусловлен­ных различными факторами, например общей материальной заинтересованностью, духовной близостью, страхом, подра­жанием, привычкой и т.д. В конечном счете любая власть опирается на добровольный или вынужденный консенсус сторон, готовность к подчинению;
  • объективные потребности и интересы конкретного ин­дивида, социальной группы либо класса.

↑ Виды власти

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти.

Так, с точки зрения социального уровня различают власть: в масштабе всего общества; внутри коллектива (социальной общности); в отношениях между индивидами.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть: тоталитарную; авторитарную; либеральную; демократическую.

С точки зрения эволюции власти проводится различие между общинной или недифференцированной властью (при родовом строе), индивидуализированной и персонифицированной властью (при племенном строе, теократических и феодальных режимах) и институализированной, т.е. автономной в правовом отношении (современное государство).

По содержанию можно выделить власть: семейную, чувственно-­эмоциональную, духовную, религиозную, экономическую, полити­ческую, информационную и др.

Политическая власть и государственная власть

Государственная власть
Политическая власть
Государственная власть формализована, легализована, закреплена в правовой форме, реализуется специальным государственным аппаратом, выполняет арбитражную роль в обществе. Это один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны.Политическая власть — опирается на группы давления, политические партии, представительство в органах государства, использует общественное мнение. Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Специфика государственной власти определяется, прежде всего, ее монополией на легальное, легитимное и универсальное принуждение от имени общества, обладанием юридического верховенства в обществе, универсальностью и суверенностью.

↑ Власть и авторитет

Власть связана с личностью лидера. Власть создает благоприятные правовые или юридические возможности для осуществления политического лидерства, которое, в свою очередь, опирается на авторитет и доверие.

Авторитет - безусловное признание достоинств политического лидера и его влияние на своих последователей.

Лидер использует свой авторитет для осуществления целей и задач политической деятельности. Обычно авторитет лидера определяется либо личными качествами политика, либо престижем проводимой им политики или статусом возглавляемого им органа.

Специфической особенностью авторитета является то, что он основан на добровольном признании личных заслуг и достоинств субъекта авторитета, а не на навязывании чужой воли.

В политологии авторитет рассматривается в качестве одного из методов осуществления политики, как один из мотивов подчинения властным органам, как выражение отношений субъекта и объекта политической деятельности. В основе авторитета лежит вера объекта политики в то, что политический лидер обладает определенными качествами для политического управления.

Политологи выделяют два вида авторитета руководителей:

  • должностной, обеспеченный положением,
  • личный, приобретенный самим руководителем.

Применительно к системе власти можно предположить, что авторитет представителей высших эшелонов власти (президент, премьер-министр и т.д.) в большей мере является должностным.

На более низких уровнях (региональные, местные администрации) все более определяющую роль начинает играть психологический авторитет, что объясняется меньшей дистанцией между властью и населением.

В основе политического авторитета лежит доверие объекта авторитета субъекту, вера объекта в то, что субъект обладает определенными основаниями и качествами для того, чтобы подчиняться ему. Доверие по отношению к политическим лидерам возникает в том случае, если люди уверены (или предполагают), что политический лидер сможет разделить их ценности. Особенности его выражения основаны на прошлом опыте лидера и его окружения и определяются сложившимися нормами и ценностями данной общности людей. Человек доверяет тем людям, взгляды и представления которых соответствуют сложившейся у него системе ориентаций и ценностей. Он воспринимает как истинную информацию, поступающую в первую очередь от вызывающих у него доверие людей. Не случайно кредит доверия (равно, как и его отсутствие) существенно влияет на поведение как политического лидера, так и его последователей.

Политическая власть в том смысле слова, в котором мы его используем, существовала не всегда. Она возникла с образованием классовых обществ, когда появилась необходимость в регулировании интересов и согласовании коллективных действий составляющих их социальных групп. Политическая власть, как и любая другая, предполагает возможность управления одних людей другими. При этом она отличается от других форм власти, имеет свою специфику.


Понятие и признаки

Политическая власть – способность социальной группы или индивида осуществлять свою волю в политике. Она реализуется через систему государственных органов и институтов, охватывает систему негосударственных методов воздействия на общество и граждан. Политическая власть носит общественный характер, поскольку затрагивает интересы больших групп людей. Она строится на основе доминирования той или иной группы и используется для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов.

Политическая власть реализуется в политической деятельности людей и через политические отношения в обществе. Она оказывает воздействие на деятельность людей посредством права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия, тактику компромиссов. Отличительные признаки политической власти:

  • публичность – действует на основе права и от имени всего общества;
  • обязательность властных решений для подвластных;
  • моноцентричность – наличие единого центра принятия решений;
  • верховенство над другими видами власти внутри государства;
  • монополия на насилие и государственное принуждение;
  • делегирование властных полномочий одними людьми другим через специально уполномоченный аппарат;
  • всеобщность и общепризнанность – распространяется на всех граждан в пределах определенной территории и компетенции и должна быть признана всеми.

Источниками власти являются авторитет и насилие. Авторитет основан на личностных качествах лидера и уважении со стороны подвластных. Насилие внушает страх и принуждает к подчинению. Применяемое со стороны авторитетной власти, оно даже находит оправдание со стороны общества и лица, в отношении которого применено.

Структура

Политическая власть имеет сложную субординационную и координационную структуру, разделяется на виды:

  • Государственная власть – организованное руководство делами общества посредством государственного аппарата. Она имеет принудительный характер, имеет четко определенную институциональную структуру и осуществляется в установленных процедурных формах.
  • Общественная власть – распределение власти на местах, решение вопросов местного значения в рамках территориальных единиц с помощью представительных органов, не зависящих от государственной власти.

Политическая власть выстраивается по вертикали и по горизонтали. Горизонтальная организация власти предполагает деление на 3 обособленные, независимые друг от друга ветви:

  • Законодательную – государственные органы, уполномоченные издавать законы: общегосударственный представительный орган (парламент) и местные законодательные органы.
  • Исполнительную – совокупность полномочий по управлению внутренними и внешними государственными делами, исполнению действующего законодательства, охране прав и свобод человека.
  • Судебную – совокупность полномочий по совершению правосудия, обязательному толкованию норм права и обеспечению субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.


При вертикальном распределении политическая власть делится на:

  • центральную – главный руководящий властный узел государства;
  • региональную – власть на уровне административно-территориальных единиц первого порядка;
  • местную – властные инстанции на уровне местного самоуправления;

Политическая власть осуществляется на 3-х уровнях:

  1. Макроуровень – высшие центральные политические институты, государственные учреждения, партии и организации.
  2. Мезоуровень – региональное, областное, районное управление.
  3. Микроуровень – политическое взаимодействие людей, малых групп, самоуправление.

Структурными элементами политической власти являются:

  • субъекты – носители политической власти и источники политической активности: государство, социальные общности, политические партии и организации, правящие элиты, группы влияния, отдельные личности;
  • объекты – участники политических отношений, на которых направлено властное воздействие;
  • ресурсы – средства обеспечения влияния на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Политическая власть обусловлена существованием социальной иерархии, проявляется на всех ее уровнях. Отношения власти носят универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности людей, охватывают всех членов общества.

Функции

Политическая власть является инструментом социального управления, выполняет следующие функции:

  • формирование политической системы общества;
  • сохранение целостности и равновесия общества;
  • управление делами общества, руководство органами власти и государственным аппаратом;
  • определение целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества;
  • реализация властно значимых интересов социальных групп;
  • регулирование общественных отношений;
  • контроль над соблюдением законов;
  • воспитание уважения к власти и сознательного законопослушания;
  • поддержание баланса производства и потребления.

Политическая власть призвана создавать комплекс условий, обеспечивающих:

  • последовательность реализации основных задач деятельности и развития общества;
  • согласованность действий элементов системы управления;
  • защиту общества от социальных и экономических потрясений.

Функционирование власти направлено на удовлетворение потребностей людей, повышение их уровня жизни и благосостояния. Власть эффективна, если она выполняет свои функции, реализует ожидания граждан.


Главное условие эффективности политической власти – ее легитимность, подразумевающая длительное согласие большинства принять правление данного класса, иерархии в качестве законных и правомерных. Выделяют 3 типа легитимности власти:

  • традиционный– сложился в патриархальных и сословных обществах, характеризуется признанием власти в силу сложившихся традиций;
  • харизматический – возникает в условиях социально-политического кризиса, когда народ наделяет властью человека с выдающимися личностными качествами, вселяющего веру в то, что может изменить сложившуюся ситуацию к лучшему;
  • рационально-легальный – передача власти осуществляется в рамках юридических норм и политических процедур.

Фактор легитимности власти имеет важное значение в политической жизни, обеспечивает ее стабильность. Политическая власть всегда осуществляется меньшинством, элитой. Она возникает на основе взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают власть и организаций, через которые она концентрируется и реализуется.

Что такое политический режим?

Политический режим – совокупность средств и методов организации политической власти, система взаимоотношений государства, общества и личности. Понятие также включает в себя представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества. Политическая власть может осуществляться единолично, коллегиально или всенародно. По режиму правления выделяют следующие типы политической власти:

  • Авторитаризм – самый древний и один из самых распространенных видов политической власти. Он характеризуется централизацией власти в руках одного человека или в одном государственном органе, командным методом руководства и безоговорочным повиновением. В авторитарных обществах полностью или частично отсутствуют политические свободы, ограничена деятельность партий и общественных организаций, подавляется оппозиция. При авторитаризме народные массы пассивны, поскольку полностью отстранены от политических процессов.
  • Тоталитаризм – крайнее проявление авторитаризма; вид политической власти, характеризующейся полным подчинением общества, его социальной, идеологической, духовной и бытовой жизни. При тоталитаризме функционирует только одна партия, преданная господствующей идеологии и руководимая одним человеком. Власть осуществляет монополистический контроль над средствами массовой коммуникации, всеми общественными организациями и институтами. Тайная полиция обеспечивает защиту интересов правящей верхушки.
  • Демократия– понимается как власть большинства, предполагает участие народа в управлении государством и контроле над властью. Демократическую форму правления характеризует верховенство закона, свобода и равенство граждан, незыблемость прав человека, политический плюрализм. Народ признается основным источником власти, которая становится результатом его законно осуществляемого свободного волеизъявления.


Ни один из представленных типов власти не представлен в чистом виде, преобладают переходные и смешанные типы.

Политическая власть в политологии

Политическая власть является фундаментальным понятием политологии. Феномен власти не ограничивается политическим пространством, поскольку это явление социальное и социально-психологическое, это всегда отношения между людьми. В изучении политической власти политология использует подходы:

  • Бихевиористский– определяет власть как отношение командования и подчинения, сводит ее к способности одного индивида навязывать свою волю другому вопреки сопротивлению последнего. Согласно это концепции, некоторым индивидам присуще стремление к власти, они видят в ней источник наслаждения.
  • Психологический– объясняет стремление к власти потребностью в доминировании, а свойство подчиняться – стремлением к защищенности, восприимчивости людей к внушению.
  • Системный – рассматривает власть как свойство социальной системы, в которой заложено разделение индивидов на управляющих и управляемых, где система статусов и ролей позволяет контролировать ресурсы и средства влияния.
  • Реляционистский – трактует власть как асимметричное взаимодействие объекта и субъекта, когда неравное распределение ресурсов приводит к господству одних индивидов над другими.
  • Институциональный – рассматривает властные отношения как набор правил, норм, статусов и ролей, регулирующих политическое поведение.

Все эти концепции едины в 2-х моментах: 1) власть – это единство управления и подчинения; 2) главная цель власти – обеспечение преимущественного доступа к социальным благам.

Заключение

Всякая власть – это насилие. Оно неизбежно, потому что невозможно удовлетворить потребности каждого и реализовать интересы всех людей. Всегда будут недовольные, всегда будут те, кто не хочет следовать выбранному пути или установленным правилам поведения. Социальное неравенство тоже будет существовать всегда. Власть необходима для подчинения меньшинства общим целям и задачам, обеспечения правопорядка, сохранения общественного равновесия.

1. Что такое политическая власть? Понятие политической власти. Отличительные признаки:

  • публичность;
  • всеобязательный характер властных решений;
  • моноцентричность;
  • верховенство над другими видами власти;
  • монополия на насилие;
  • делегирование властных полномочий одних людей другим;
  • всеобщность и общепризнанность.

2. Источники власти.

3. Структура власти. Виды власти:

4. Организация власти по горизонтали: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

5. Организация власти по вертикали: центральная, региональная и местная власть.

6. Уровни политической власти:

  • макроуровень;
  • мезоуровень;
  • микроуровень.

7. Структурные элементы публичной власти:

8. Функции политической власти.

9. Понятие легитимности власти. Типы легитимной власти:

  • традиционный;
  • харизматический;
  • рационально-легальный.

10. Виды власти по режиму правления:

  • авторитаризм;
  • тоталиторизм;
  • демократия.

11. Политическая власть как понятие в политологии. Подходы к анализу власти:

Читайте также: