Политическая пропаганда это кратко
Обновлено: 04.07.2024
распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов,идей, их внедрения в общественное сознание и воздействия на процесс формирования соответствующей социально-политической ориентации масс.
Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .
Смотреть что такое ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ в других словарях:
ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
от лат. propaganda подлежащее распространению) распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов,идей, их внедрения в общественное сознание и воздействия на процесс формирования соответствующей социально-политической ориентации масс. смотреть
ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. propaganda — подлежащее распространению) — деятельность по распространению специально подготовленной информации и, как правило, популистских идей. Ее цель — сформировать определенное отношение к политическим институтам, лидерам, политической системе в целом, а также выработать определенные модели политического поведения. смотреть
ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. propaganda ‹ propagare распространять) - деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального расширения круга их сторонников. (Словарь, с. 230) . смотреть
ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
(лат. propaganda ‹ propagare распространять) деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального расширения круга их сторонников. (Словарь, с. 230). смотреть
ПРОПАГАНДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ
систематически осуществляемые усилия (обычно с помощью СМИ) повлиять на сознание людей, групп, общества для достижения определенного, заранее намеченного результата в политической сфере. смотреть
лат. propaganda propagare распространять)- деятельность по распространению идей, направленная на формирование в обществе определенных настроений и закрепление в сознании граждан тех или иных ценностей и представлений с целью максимального расширения круга их сторонников.
лат. propaganda — подлежащее распространению) — деятельность по распространению специально подготовленной информации и, как правило, популистских идей. Ее цель — сформировать определенное отношение к политическим институтам, лидерам, политической системе в целом, а также выработать определенные модели политического поведения.
от лат. propaganda подлежащее распространению)
распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов,идей, их внедрения в общественное сознание и воздействия на процесс формирования соответствующей социально-политической ориентации масс.
Политическая пропаганда представляет собой основную форму односторонней и монологической организации информационных потоков в сфере власти, формирующуюся без учета мнений реципиента и на основе остро критического отношения коммуникатора к позициям своих конкурентов.
Рационально оценивая различные политической пропаганды теоретические подходы, следует, прежде всего, высветить три основные черты пропагандистского типа коммуникации: целенаправленное распространение информации, игнорирование интересов реципиента и неприятие позиций оппонентов.
Причем первые два параметра не могут иметь только позитивной или негативной оценки. Так, придание информационному потоку целевой формы организации отражает характер самой политической деятельности актора. В этом смысле пропаганда является способом информационного обеспечения целей актора, тем механизмом и инструментом, который способен концентрировать и оформлять его политические усилия.
Все сказанное не отрицает того, что самым глубоким источником пропаганды является необходимость непрерывного распространения ценностей и целей, обеспечивающих позиционирование политического актора в пространстве власти. Точнее, необходимость непрерывного распространения информации о собственных целях, интересах и вообще о своем присутствии в политическом пространстве позволяет разнообразным акторам обособиться от иных контрагентов и занять в сфере борьбы за власть собственную нишу или же по крайней мере претендовать на нее (поскольку в политике ничего не дается без борьбы).
Пропаганда прежде всего призвана позиционировать положение того или иного актора, легитимизировать его политический статус, а также способствовать укреплению его властных позиций. Интенсивность же использования пропагандистских методов зависит от того, насколько критично положение актора и на какие властные ресурсы он претендует. Так что если перед ним стоит задача обеспечить свое политическое выживание или завладеть существенными общественными ресурсами, пропаганда становится если не единственной, то основной формой информационного обеспечения его усилий.
Учитывая опыт применения в политической истории пропагандистских методик и технологий, можно выделить ряд основополагающих функций пропаганды, которые не зависят от характера режима власти и содержательных особенностей этого способа организации дискурса. К таким функциям можно отнести:
· управление интерпретациями событий на основе убеждения реципиента в правомерности взглядов и позиций коммуникатора. Пропаганда не столько информирует реципиента, сколько стремится перестроить его восприятие таким образом, чтобы создать преимущество исходным оценкам и суждениям коммуникатора. В публичной политике она пытается задавать массовой аудитории совершенно определенные образцы мышления, оценивания или диагностики событий с целью обеспечить идеологический контроль и унификацию политического мышления граждан. Пропаганда нередко становится орудием политических акторов, стремящихся к монополии на информацию об их интересах и целях; контроль за сознанием, превращающий пропаганду в определенный инструмент более общего, политического контроля, который используется для привлечения сторонников тех или иных идей и целей и поддержания их подчиненного положения;
· практическая активизация сознания, перевод знаний и представлений политического актора в сферу поведенческой мотивации;
· борьба с идейными противниками, нейтрализация враждебных действий, когда структура и содержание пропагандистского воздействия сознательно выстраиваются таким образом, чтобы подавить политические позиции оппонентов, снизить мобилизующее воздействие их программ, целей, ценностей. В крайних случаях пропагандистское оформление идеологической борьбы приводит не только к поляризации политического дискурса в обществе, но и к переносу этой атмосферы напряженности из политической сферы на другие виды общественных отношений, в том числе и на частную жизнь человека. Наличие данной функции характеризует пропаганду как дихотомическую модель коммуникации; обязательный ответ на выпады политического противника, нейтрализация его усилий, что закрепляет в структуре пропагандистского действия технологии и процедуры контрпропаганды.
Политическая пропаганда представляет собой основную форму односторонней и монологической организации информационных потоков в сфере власти, формирующуюся без учета мнений реципиента и на основе остро критического отношения коммуникатора к позициям своих конкурентов.
Рационально оценивая различные политической пропаганды теоретические подходы, следует, прежде всего, высветить три основные черты пропагандистского типа коммуникации: целенаправленное распространение информации, игнорирование интересов реципиента и неприятие позиций оппонентов.
Причем первые два параметра не могут иметь только позитивной или негативной оценки. Так, придание информационному потоку целевой формы организации отражает характер самой политической деятельности актора. В этом смысле пропаганда является способом информационного обеспечения целей актора, тем механизмом и инструментом, который способен концентрировать и оформлять его политические усилия.
Все сказанное не отрицает того, что самым глубоким источником пропаганды является необходимость непрерывного распространения ценностей и целей, обеспечивающих позиционирование политического актора в пространстве власти. Точнее, необходимость непрерывного распространения информации о собственных целях, интересах и вообще о своем присутствии в политическом пространстве позволяет разнообразным акторам обособиться от иных контрагентов и занять в сфере борьбы за власть собственную нишу или же по крайней мере претендовать на нее (поскольку в политике ничего не дается без борьбы).
Пропаганда прежде всего призвана позиционировать положение того или иного актора, легитимизировать его политический статус, а также способствовать укреплению его властных позиций. Интенсивность же использования пропагандистских методов зависит от того, насколько критично положение актора и на какие властные ресурсы он претендует. Так что если перед ним стоит задача обеспечить свое политическое выживание или завладеть существенными общественными ресурсами, пропаганда становится если не единственной, то основной формой информационного обеспечения его усилий.
Учитывая опыт применения в политической истории пропагандистских методик и технологий, можно выделить ряд основополагающих функций пропаганды, которые не зависят от характера режима власти и содержательных особенностей этого способа организации дискурса. К таким функциям можно отнести:
· управление интерпретациями событий на основе убеждения реципиента в правомерности взглядов и позиций коммуникатора. Пропаганда не столько информирует реципиента, сколько стремится перестроить его восприятие таким образом, чтобы создать преимущество исходным оценкам и суждениям коммуникатора. В публичной политике она пытается задавать массовой аудитории совершенно определенные образцы мышления, оценивания или диагностики событий с целью обеспечить идеологический контроль и унификацию политического мышления граждан. Пропаганда нередко становится орудием политических акторов, стремящихся к монополии на информацию об их интересах и целях; контроль за сознанием, превращающий пропаганду в определенный инструмент более общего, политического контроля, который используется для привлечения сторонников тех или иных идей и целей и поддержания их подчиненного положения;
· практическая активизация сознания, перевод знаний и представлений политического актора в сферу поведенческой мотивации;
· борьба с идейными противниками, нейтрализация враждебных действий, когда структура и содержание пропагандистского воздействия сознательно выстраиваются таким образом, чтобы подавить политические позиции оппонентов, снизить мобилизующее воздействие их программ, целей, ценностей. В крайних случаях пропагандистское оформление идеологической борьбы приводит не только к поляризации политического дискурса в обществе, но и к переносу этой атмосферы напряженности из политической сферы на другие виды общественных отношений, в том числе и на частную жизнь человека. Наличие данной функции характеризует пропаганду как дихотомическую модель коммуникации; обязательный ответ на выпады политического противника, нейтрализация его усилий, что закрепляет в структуре пропагандистского действия технологии и процедуры контрпропаганды.
Управление сознанием масс - одна из ключевых целей власти любого государства любого исторического периода. Путем невидимых механизмов каждая политическая организация и институт пытаются манипулировать общественным мнением, тем самым меняя его в ту сторону, которая наиболее выгодна в тот или иной момент. Одним из таких механизмов влияния является политическая пропаганда, термин которого появился в 1622 году и трактовался как распространение веры с помощью миссионерской деятельности. Ряд ученых и исследователей придерживаются мнения о том, что политическая пропаганда, как явление возникло задолго до появления самого термина, а именно еще в Древнем Риме, когда появлялись первые прообразы средств массовой информации, задачей которых являлась активное распространение идеологических взглядов правящей элиты. Однако наибольшее развитие политическая пропаганда приобрело к девятнадцатому - двадцатому веку.
Термин "пропаганда" приходит в наш лексикон из латинского языка и дословно означает "подлежащая распространению". Ряд ученых, исследователей, мыслителей и философов выделяли свое значение данного понятия, которые отражали в своих научно-исследовательских работах.
В своем сочинении "О задачах социалистов в борьбе с голодом в России" Г.В. Плеханов, российский философ, теоретик и пропагандист марксизма, пишет, что пропаганда это передача многих идей, выгодных для той или иной группы, которая пропагандируется исключительно одному или нескольким лицам в обыкновенных, будничных условиях жизни. Выдвигая этот тезис философ подчеркивает разницу между понятиями таких явлений, как "пропаганда" и "агитация", которые на тот момент имели почти одинаковое значение.[2] В работе под названием " Закон экономического развития общества и задачи социализма в России" Плеханов Г.В. выделил метафизическую сущность пропаганды, определив ее, как "способность изменять по произволу ход истории".[3] В последующем данные идеи были отражены в работах В.И. Ленина, российского революционера и крупного теоретика марксизма. В своей публикации "О пропаганде и агитации" В. И. Ленин подчеркнул много идейность и узко направленность пропагандирования, иными словами идеи направлены для усвоения на сравнительно небольшую аудиторию.[4]
1. поддержание дружественных, дипломатических отношений с государствами-союзниками
2. попытка сделать возможным гарантированного сотрудничества с нейтральными государствами, в случае неудачи- сохранение добрых с ними отношений
3. возбуждение как у других государств, так и у граждан собственного государства ненависти к противнику/ неприятелю
4. подавление, деморализация и дезорганизация государств- противников
Кроме того, ученый считал, что пропаганда является основным оружием в борьбе с неприятелем, государством - противником, поэтому помимо стратегических целей пропаганды, выделил тактические цели, к ним отнес:
1. борьбу с распространением идей, противоречащих основной идеи государства и способной ослабить влияние на массы
2. возбуждение определенных, специфических интересов в отдельно взятых группах населения.
Абсолютно новое, от части противоречащее иным теориям понимания явления и понятия пропаганды нашло свое место в работах американского ученного, социолога и политического деятеля Ч. Сипманна. В работе "The Nature of Propaganda"[6] он выдвинул теорию о том, что пропаганда как явление носит вечный характер, то есть нельзя точно назвать период появления, она возникает автоматически при формировании человеческого общества и использования такого средства коммуникации, как речь. Именно с появлением речи, по мнению Ч. Сипмана, и возникает некое психологическое воздействие одного субъекта общения на другой. Данный подход несколько размывает границы понятия пропаганда, однако подчеркивает его системообразующее значение и в некотором роде избавляет от негативных коннотаций, делая акцент на естественность этого феномена. Кроме того, в данной теории отсутствует ключевое свойство пропаганды, а именно оказывание социально-политическое влияние с целью навязывания определенных идеологических идей, следовательно, автоматически теряется и роль пропаганды в обществе и его политической жизни.
Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что пропаганда представляет собой многокомпонентную систему методов и технологий, которые направлены на управление обществом с помощью формирования у реципиентов информации таких социальных установок, которые полностью или в большей степени совпадают с интересами коммуникатора.
Из определения понятия "политическая пропаганда" вытекает цель пропаганды, которая заключается в появлении желаемого состояния и действиях реципиента (личностей, социальных групп, государств). Так же одной из ключевых целей политической пропаганды можно выделить легитимацию политической власти, путем формирования желаемого образа правящего политического режима в сознании масс.
Исходя из сущности явления пропаганды и его основных целей можно выделить ряд фундаментальных функций:
1. Контроль и управление сознанием масс. В этом случае пропаганда является одним из инструментов политического воздействия, контролирующего восприятие общества происходящей действительности.
2. Практическая стимуляция сознания масс. Процесс передачи коммуникатором идеологических знаний, представлений и идей реципиенту приводит к поведенческой мотивации и активизации деятельности общностей.
3. Борьба с идейными оппозиционерами. Ликвидация или ослабление действий оппонента, путем осознанного выстраивания собственных пропагандистских мероприятий, с целью снижение мобилизующего влияния идеологических идей противника.
4. Деморализация политического противника. Политическая пропаганда выступает в качестве контрпропаганды тем самым нейтрализует идеи оппозиции.
5. Управление восприятием и интерпретацией определенных событий. Коммуникатор путем пропаганды интерпретирует происходящие явления через призму идеологических представлений, изменяя при этом восприятия масс, с целью унификации политического сознания.
Изучением пропаганды, как науки, занимались и современные социологи, и политологи. В своей работе "Технологии пропаганды" Герасимов К. Д. и Новиков В. В. [7] рассматривают пропаганду как распространение информации с целью ее дальнейшего внедрения в сознание общества и активизация практической деятельности людей. Изучая воздействие такого политического влияния и реакцию общества, выделили несколько типов политической пропаганды по характеру воздействия: стабилизирующая, конструктивная и дестабилизирующая, деструктивная. Анализировав разные способы политической пропаганды, политологи определили и описали наиболее эффективные рычаги управления сознанием, а именно: создание образа "врага" и создание образа "героя".
В конце 90-х годов прошлого века Байков В. Г. в своей работе "Манипулятивная семантика и контрпропаганда"[8] провел сравнительный анализ двух самых распространенных методов влияния на сознание общественной массы: манипуляции и пропаганды; выделив основное отличие. Манипуляция по своей сути подразумевает управление сознанием и имеет позитивный характер, в отличие от пропаганды, которая выражается незакамуфлированным процессом и отмечается агрессивностью и наступательным характером.
Отметим, что ряд политологов, как например, Т.С. Мельникова[9] рассматривают пропаганду как политически мотивированное информационно-психологическое воздействие на эмоциональную и волевую сферу сознания общества, внедряя при этом определенные политические взгляды, идеи и установки, формируя тем самым политическое поведения как отдельных индивидов так и групп людей.
Проанализировав сущностное содержание и функции пропаганды можно сделать вывод о том, что она является естественным инструментом политической власти, направленным на формирование благоприятного общественного мнения, а в более системном виде – унификацию массового сознания. Данный подход не позволяет избавить термин от негативных коннотаций, что, впрочем, обусловлено и самим целеполаганием коммуникаторов, использующих данный инструмент. Таким образом, политическая пропаганда – это спорное и комплексное явление.
Читайте также: