Духовно культурные права и свободы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Носов С.И., доктор юридических наук, профессор, ученый секретарь Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Права граждан в области культуры являются неотъемлемой составной частью всей системы прав и свобод человека и гражданина.

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан представляется исключительно актуальным.

Далеко не всем проблемам, связанным с исследованием и нормативным обеспечением этой группы прав и свобод граждан, уделялось и уделяется должное внимание. В предшествующий период приоритетное внимание уделялось исследованию прав и свобод в политической, экономической, социальной сферах. Культурные права и свободы человека и гражданина являлись слабо разработанной категорией с точки зрения их видовой классификации и правового содержания. Между тем построение демократического, правового, социального государства предполагает высокий уровень развития правовой культуры, наличие разработанной и нормативно закрепленной системы прав человека и гражданина в сфере культуры и, безусловно, комплекс мер по эффективной реализации этих прав.

В 90-е годы XX столетия государство значительно сократило свое участие в поддержке отечественной культуры, надеясь на то, что формирующийся рынок сам решит все возникающие проблемы.

Это привело к резкому уменьшению влияния культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций населения.

Вместе с тем культура всегда была и остается важнейшим направлением деятельности государства, тесно связанным с состоянием духовной сферы жизни общества. Интерес рядовых граждан к вопросам культуры - индикатор духовного здоровья общества.

Особую важность в нашей стране приобретают проблемы сохранения и развития культуры, обеспечение и защита права каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

В последние годы наметилась положительная тенденция возрастания интереса государства к вопросам развития культуры. Это выражается не только в увеличении объемов финансирования этой сферы, но и в осознании обществом необходимости бережного отношения к объектам культуры, государственной охране объектов культурного наследия.

Актуальность проблемы обусловлена и основополагающей ролью культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества.

Кроме того, активное приобщение всех граждан к культурным ценностям неразрывно связано с развитием демократии, укреплением суверенитета государства, социально-экономическим прогрессом.

Наконец, всесторонняя разработка этой проблематики будет способствовать сохранению национальной самобытности народов, утверждению их достоинства, с одной стороны, а с другой - свидетельствует о стремлении к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.

Представляет исключительную важность дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации в сфере культуры в целях обеспечения и защиты конституционного права граждан на культурную деятельность, создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей.

Культурные права тесно взаимосвязаны с другими правами и свободами граждан. Вместе с тем анализ теоретических исследований о правах человека и гражданина со всей очевидностью показывает правоту авторов, полагающих, что вопросы культурных прав еще не находили должного освещения, эти права рассматриваются, скорее, как остаточная категория .

Ставенхаген Р. Культурные права с точки зрения социальных наук // Культурные права и проблемы, связанные с их признанием: Сб. очерков. М., 2003. С. 15.

Многие авторы придерживаются мнения, что культурные права должны рассматриваться в рамках личных либо социально-экономических прав человека и гражданина . Вместе с тем права граждан в области культуры несомненно требуют более широкого подхода в силу их важности и значимости, ведь речь идет о сохранении культурного наследия, культурной самобытности, о культурном развитии страны в целом.

Там же. С. 15 - 16.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003. С. 287 - 288.

Культурные права и свободы человека и гражданина обладают признаками, которые позволяют их отделить от других видов прав. В частности, культурные права и свободы:

  • имеют свою специфическую сферу действия. Они распространяются на духовно-культурную область жизни человека;
  • призваны обеспечить всестороннее духовно-культурное развитие человека, предоставляют возможность каждому гражданину стать активным участником культурной жизни, закрепляют право на пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Эти права относятся к основным правам и свободам, обладающим высшей юридической силой, закрепленным Конституцией Российской Федерации. Эти права жизненно важны и значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства.

Виды и содержание культурных прав и свобод человека и гражданина

В научной литературе нет единства мнений относительно того, что следует относить к категории культурных прав и свобод. Необходимо иметь в виду, что перечень и содержание прав и свобод человека и гражданина находятся в постоянной динамике и обусловлены этапом развития общества.

На виды и содержание культурных прав и свобод в нашей стране оказало несомненное воздействие и восприятие Россией неотчуждаемых прав человека, признанных международным сообществом.

Большинство отечественных авторов рассматривают культурные права в одной группе с социально-экономическими правами.

Между тем культурные права обладают существенной спецификой, так как касаются особой группы общественных отношений.

Следует подчеркнуть важность проведения исследований в целях дальнейшей разработки классификации культурных прав. Это позволит своевременно вносить предложения по изменению действующего законодательства и в большей степени реагировать на процессы в сфере культуры.

Много внимания закреплению прав человека в области культуры уделяется в международно-правовых актах.

Так, Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.) (ст. 27) закрепляет следующие права человека в области культуры:

  1. право каждого на свободное участие в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;
  2. право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является.

Развивая положения Всеобщей декларации прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16 декабря 1966 г.) устанавливает (ст. 15) право человека на:

  1. участие в культурной жизни;
  2. пользование результатами научного прогресса и их практического применения;
  3. пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными и художественными трудами, автором которых он является.

В Пакте закрепляется и обязанность государства уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

В ряде случаев нормы международного права устанавливают более широкий перечень прав и свобод граждан в области культуры по сравнению с национальным законодательством. Так, п. 1 статьи 2 Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 г. (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии, Резолюция 41) закрепляет принцип уважения прав человека и основных свобод. Принцип означает, что охрана и поощрение культурного разнообразия возможны только тогда, когда гарантированы права человека и такие основные свободы, как свобода выражения мнений, информации и коммуникации, а также возможность для отдельных лиц выбирать формы культурного самовыражения. Формы культурного самовыражения представляют собой результат творчества отдельных лиц, групп или обществ, которые имеют культурное содержание. Конвенция закрепляет также принципы международной солидарности и сотрудничества, взаимодополняемости экономических и культурных аспектов развития, равного доступа, открытости и сбалансированности.

В Российской Федерации конституционные права в области культуры могут быть подразделены на конституционные права в широком и узком смыслах.

К конституционным правам в широком смысле относятся не только права человека непосредственно в области культуры, но и права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации, тесно связанные со сферой культуры. В указанную группу прав относят :

  1. право на свободное развитие и достойную жизнь (ст. 7);
  2. право на пользование родным языком, на свободный вид общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26);
  3. свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию, не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рассматривать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);
  4. право на образование (ст. 43);
  5. свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);
  6. право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

К конституционным правам в области культуры в узком смысле относятся права, предусмотренные ст. 44 Конституции Российской Федерации:

  • свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Помимо конституционных (закрепленных в Конституции РФ) прав в области культуры, права и свободы в этой сфере могут закрепляться в законодательных и иных правовых актах.

Наиболее ярким примером такого рода актов является Закон РФ от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

Основы, устанавливая неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность и приоритетность этого права человека по отношению к правам государства, организаций и групп, закрепляют целую группу прав в этой области, в частности:

  • право на творчество;
  • право на личную культурную самобытность;
  • право на приобщение к культурным ценностям;
  • право на гуманитарное и художественное образование;
  • право собственности в области культуры;
  • право создавать организации, учреждения и предприятия культуры;
  • право создавать общественные объединения в области культуры;
  • право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности;
  • право на культурную деятельность в зарубежных странах.

Действующее законодательство закрепляет принцип приоритетности прав человека в области культурной деятельности по отношению к правам государства, организаций и групп. Так, согласно ст. 9 Основ законодательства Российской Федерации о культуре права человека в области культурной деятельности являются приоритетными по отношению к правам в этой области государства, общественных и национальных движений, политических партий, этноконфессиональных групп, религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Кроме того, Основы определяют права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры. В частности, закрепляются права и свободы народов и этнических общностей в области культуры: право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей; право на национально-культурную автономию; право на покровительство Российской Федерации в отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности; право на создание культурно-национальных организаций соотечественников за пределами Российской Федерации.

Права граждан в области культуры закреплены также федеральными законами "О национально-культурной автономии", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г., "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26 мая 1996 г. и рядом других. В этих законах закрепляются, например, права граждан Российской Федерации в области использования, популяризации объектов культурного наследия, право на свободу совести и вероисповедания.

Отмечая несомненную важность для развития культуры всего спектра конституционных прав граждан, связанного с этой областью (право на свободное развитие и достойную жизнь, свобода совести и свобода вероисповедания, право на образование), представляется необходимым рассмотреть более подробно права граждан, закрепленные Конституцией Российской Федерации, затрагивающие непосредственно сферу культуры.

Свобода творчества

Конституция Российской Федерации (ст. 44) гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Закрепление на конституционном уровне гарантий этой свободы имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности. Свобода творчества предполагает возможность гражданина заниматься любыми видами творческой деятельности, руководствуясь лишь своими интересами или желаниями. При этом для реализации этой возможности Конституция Российской Федерации наделяет гражданина правом создания различных творческих объединений. Таким образом, свобода творчества предполагает наличие следующих составляющих:

  • право каждого человека заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору;
  • право каждого самостоятельно выбирать форму (имея в виду профессиональную или непрофессиональную) творчества;
  • право каждого на создание любых творческих объединений для реализации этой свободы.

Свобода творчества неразрывно связана с правом интеллектуальной собственности. Без надлежащей охраны интеллектуальной собственности свобода творчества не может быть реализована в полном объеме. Неслучайно в Конституции Российской Федерации (ст. 44) закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность в нашей стране охраняется законом. Тем самым заложена конституционная основа для дальнейшего развития института интеллектуальной собственности и его охраны.

Часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации является логическим развитием этой конституционной нормы. Интеллектуальная собственность как совокупность результатов интеллектуальной деятельности принадлежит Российской Федерации и, являясь частью культурного достояния, находится под особой охраной государства .

Мишин Ю.Д. Конституционно-правовой режим авторского права Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 134.

Закрепляя конституционную свободу творчества, государство должно создавать условия для его реализации, гарантировать невмешательство в духовный мир человека, отсутствие идеологического контроля за творчеством.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям

Это право содержит 3 элемента:

  • право каждого на участие в культурной жизни;
  • возможность каждого пользоваться учреждениями культуры;
  • право каждого на доступ к культурным ценностям.

Изложенные выше положения означают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных или иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии, иных обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Гражданин имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музейным, архивным фондам, иным собраниям в области культурной деятельности.

Культурные ценности представляют собой нравственные и эстетические идеалы, нормы, образцы поведения, языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты .

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 221.

Международный опыт закрепления прав человека и гражданина в сфере культуры свидетельствует об отнесении к ним следующих видов прав: право выбирать (усваивать) одну или несколько культур, формы их выражения; право пользоваться благами культуры; право вносить вклад в развитие культуры; право на равенство возможностей и на отсутствие дискриминации; право на доступ к средствам распространения; право на международное сотрудничество в области культуры; право на доступ к информации.

Очевидно, что развитие российского законодательства осуществляется с учетом восприятия норм международного права в указанной сфере. В современной период развития России в обществе растет понимание того, что культурные права и свободы человека и гражданина имеют несомненную значимость и нуждаются в защите.

Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, разработки правозащитных механизмов. Это связано прежде всего с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав и, следовательно, степень их социальной ценности. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды – долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.




В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно: гражданского, трудового, семейного и др.

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

- Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

- О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

- О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

- О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

- О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. – Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. – Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. – Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. – Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. – Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 – 62.

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды – долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно: гражданского, трудового, семейного и др.

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

- Избирательный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

- О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

- О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

- О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

- О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. – Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. – Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. – Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. – Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. – Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. – Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 – 62.

Права, обеспечивающие развитие духовности человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

культурные права

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

культурные права человека

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

право на участие в культурной жизни

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи – возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

культурные права и свободы граждан

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае – понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

 конституция рф культурные права

Свобода совести

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

культурные права примеры

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это – одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов – бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.

Во времена буржуазных революций предметом основного внимания общества были гражданские и политические права, поскольку основным объектом внимания было равенство всех перед законом. На протяжении XIX – XX веков большее внимание общества сосредоточилось на экономических, а затем социальных правах и свободах человека. Дальнейшее развитие общества связано с его культурным и духовным обогащением. Так возрастает влияние и актуальность темы культурных, а ещё более точно духовно-культурных прав и свобод человека.

Духовно-культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся "личностные (соматические) права", так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям .

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: "Четвёртое поколение - это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества"[3].

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

- свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

- право защиты интеллектуальной собственности граждан;

- возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

- свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру[4].

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества — право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации" направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры[5].

Право на участие в культурной жизни —право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

- право на промышленную собственность;

- авторское право и смежные права.

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24, 29). Проблема защиты прав личности - защита персональных данных - защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы — права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания — право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов"[6].

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Читайте также: