Политическая мысль средневековья и эпохи возрождения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.

Платон. Дальнейшее развитие античной политической мысли связано с именем знаменитого философа Платона. Впервые политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". Древнегреческий философ продолжил уже наметившуюся традицию обоснования идеальной формы государства. Отметим, что античная политическая мысль отождествляла общество и государство. Подобный подход сохранится вплоть до эпохи Нового времени. Другая проблема, которую затронул Платон, - смена государственных форм.
По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив его телу или душе человека.

· Трем частям души человека - разумной, яростной и вожделеющей - должны соответствовать три сословия:

o правители, достоинством которых является мудрость;

o воины, которых от других отличает храбрость;

o производители (ремесленники, торговцы, земледельцы, актеры), для которых характерно желание насытить свой желудок и эмоции.

Подобное выделение сословий определяется необходимостью разделения труда, ибо каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархично. Высшим сословием являются правители, так как они, обладая мудростью, способны обеспечить общее благо. Низшее положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о примешивании богом к каждому сословию определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость как принцип совершенного государства заключается в том, что каждое сословие занимается свои делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.
Другая черта идеального государства - аристократическое правление, при котором правят только разумные люди. Способность постичь мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присуща философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в упразднении какой-либо собственности и семьи для сословий правителей и воинов. Государство остается идеальным до тех пор, пока каждое сословие занимается своим делом, в чем и выражается, по мысли Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подвластных, необоснованные претензии других сословий (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к разложению идеального государства и к его последовательной замене более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованное в форме монархии (царской власти) либо в форме аристократии (правления философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию (власть немногих, которую Платон понимает как плутократию - господство богатых). Чрезмерное имущественное неравенство вызывает возмущение народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется наихудшим государством - тиранией. Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, видимо, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решения народа не всегда были мудры, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Наконец, Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ высказывает проницательную мысль об опасности чрезмерной свободы, ибо из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторские режимы возникали из кризисов, спровоцированных состоянием анархии и распадом сложившихся форм взаимоотношений между людьми, доминированием в настроениях людей идеи ничем не ограниченной свободы.

· Отметим, что и великие революции прошлого, вдохновленные демократической идеей в конечном счете заканчивались диктатурами:

o якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции;

o диктатура Кромвеля в Англии;

o диктатура большевиков в России.

В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма: приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии женщин, считая, что достойнейшие из них могут стать правителями.

Аристотель. Большой вклад в развитие политической мысли внес Аристотель. Его можно назвать "отцом" использования сравнительного метода в политологии. Вместе с учениками он проанализировал 158 конкретных видов государственного устройства и создал классификацию государственных форм, которая в течение последующих веков считалась классической. Он использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на то, сколько властвуют: один, немногие, большинство. Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, базирующиеся на этих принципах, Аристотель признал правильными и соответственно те из них, где правители нарушают законы и заботятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Хорошая власть одного - это монархия, извращением которой является тирания. Власть немногих, основанная на добродетели и воспитании, - аристократия - "правительство, сформированное из самых лучших людей". Ее искажением является олигархия - власть, основанная на богатстве и устранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию, или конституцию - правление большинства, признающего закон. Ей противопоставляется демократия, где во власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на последующую политическую мысль было значительным, и его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель дифференцированно подходил к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически властвуют демагоги. В то же время его трактовка политии как правления большинства на основе закона в определенной степени соответствует современному представлению о демократии. Именно эта форма государства выступает политическим идеалом для Стагирита. Он был сторонником следования принципу "правильной меры" - нахождения во всем "золотой середины". В организации полисной жизни искомая величина ему виделась именно в политии, представляющей собой сочетание олигархического и демократического элементов. Полития - это своеобразный компромисс между благосостоянием и равенством.
Многие идеи Аристотеля противоположны позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Великий художник отразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон указывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, представляющая собой отражение идей. Оба мира, согласно мыслителю, соединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, указывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это относится и к политической жизни. Учитель и ученик разошлись и по вопросу о наилучшем социально-экономическом строе полиса. Аристотель критиковал идею Платона об упразднении частной собственности и семьи как противоречащую природе человека. В то же время он предупреждал об опасности чрезмерного имущественного расслоения в обществе, чреватого общественной нестабильностью и бунтами бедных против богатых. Выход из этого положения ему виделся не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании зажиточного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мысли, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и не слишком богатые, - достигаются общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.

Марк Туллий Цицерон. Древнеримская политическая мысль продолжила греческую традицию обоснования наиболее правильной формы правления, но уже с учетом новой политико-правовой практики. В 509 г. до н.э. в Риме утверждается республиканская форма правления. Виднейшим представителем политической мысли этого периода и защитником республиканского правления был знаменитый римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон. Он определял республику как "дело", "достояние народа", подчеркивая, что сам народ есть объединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Обращаясь к проблеме правильно устроенного государства, он отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающей в себе одновременно царский (монархический), аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, он видел аналог подобного правления в Римской республике, в частности в распределении властных полномочий между магистрами и, прежде всего, консулами, отвечающими за общую политику и командующими армией (царское начало), сенатом (аристократическое начало), народным собранием и народными трибунами (демократическое начало). В идеях Цицерона о правовом объединении граждан республики и правовой регламентации государственной деятельности, о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находилась под влиянием христианской религии и Римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая представлена им в образе "Града Божия", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, следующих божественным установлениям. Земной град, как результат греховной природы человека, построен на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух градов фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский. Идея духовного превосходства церкви над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении крупнейшего католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное предопределение, не исключено, что ее конкретные формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповедях Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.
Учения Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смещать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светской и церковной властями.

Никколо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Сменившая его эпоха Возрождения дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Никколо Макиавелли. Отвергнув философско-этическую и религиозную традиции предшествующих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь моралью. Из его рассуждений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребованным в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства либо другими высшими целями. В политическом же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на пренебрежении нормами морали, на интригах и на насилии.
Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы достигнуть справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, позволяющих эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Государь".

· Среди советов, которые он дает политикам, следующие:

o уметь играть человеческими страстями;

o полагаться на силу или закон;

o использовать страх и любовь, но предпочитать воздействие на подданных силой страха;

o прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, сочетающий качества льва и лисицы: силу, умение внушить страх у подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет об утилитарном использовании религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность и политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа государя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и предательствами (рис.) .
Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato).

Жан Боден. Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя, видного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он отметил главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: это "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право создавать и требовать исполнения законов. Концепция суверенитета стала важнейшим вкладом Бодена в политическую теорию. Дальнейшее развитие политической мысли будет связано с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (одно лицо или народ), должен ли суверенитет быть единым. Сам Ж. Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже смысл абсолютной власти монарха выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство - это я".

Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, ставящего вопрос о несправедливости сложившегося социального неравенства и защищающего интересы самых бесправных слоев населения, - утопического социализма. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все неосуществимые проекты преобразования общества в соответствии с представлением об идеальном общественном строе. Утверждение отношений социального равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, всеобщей обязательностью труда, с равным распределением общественных благ (рис.) Их проекты идеального общественного устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор сохранял рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое или монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшение жизни простого народа. Платон же, описывая идеальную организацию общественной жизни, оставляет без внимания сословие "производителей". Отличаются и их представления об организация политической жизни. Так, в городе Солнца функционирует народное собрание (Большой совет), который избирает и контролирует должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советника не могут быть смещены по воле народа. Политический строй на острове Утопия более демократичен. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора более соответствует "смешанному правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет выбираемый ежегодно сенат (аристократическое начало) и князь, который избирается пожизненно (монархическое начало).

Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти. Это положение связано со стремлением средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Он также пытался осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. При каждой из них реализуется определенная форма власти, и реализуется она прежде всего посредством соответствующей формы государственного правления. По мнению Аквинского, ни одна из названных выше форм государства не является совершенной, ибо не может создать всех необходимых условий для счастья и блага людей, хотя из них он предпочитал монархию. Если правитель пришел к власти путем обмана народа или же дворцового переворота, а также если он подавляет народ и в целом правит несправедливо, то, по мнению Аквинского, народ может восстать против такого правителя и лишить его власти. Он указывает на ситуации, когда подобное восстание будет оправдано: Если власть выступает против законов Бога и элементарных моральных принципов, в случае превышения властью ее компетенций, например, установления чрезмерных налогов, а также когда правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо. Нетрудно видеть, что подобная концепция выражает интересы Церкви, ее стремление подчинить светскую власть своему влиянию. Фома Аквинский выступал против идеи социального равенства. Он истолковывал политическое и правовое неравенство существовавших сословий как вполне естественное, вытекающее из различий природных способностей людей. Отсюда его вывод о неустранимости сословного неравенства.

Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI века характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. В это время создавали бессмертные произведения Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Джордано Бруно.

Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни.

Особенно интенсивно в это время развивались итальянские города-государства. Это закономерно обусловило то, что наиболее крупные политические мыслители в это время проявили себя именно здесь. Они рассматривали политическую жизнь с земных, практических позиций. Основное внимание мыслители этого времени уделили проблеме человека, его свободе. Например, Леонардо Бруни (1370—1441) сделал вывод о том, что свобода воли возможна только при республиканской форме правления. Идеалы республиканской формы организации общественной жизни отстаивали и другие мыслители.




Во-первых, Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.). Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки.

Во-вторых, он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного, реально существующего среди людей. Политическая наука, по Н. Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами - поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который он ввел в политологию, помог ей окончательно освободиться от религии.

Наилучшей формой государства Н. Макиавелли считал смешанную, то есть умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть - это постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми.

Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

В эпоху Возрождения наряду с политическими идеями, обосновывающими необходимость возникновения и утверждения буржуазного строя, имели место и учения, которые отрицали этот строй. Эпоха Возрождения — это время возникновения утопического социализма, представителями которого явились Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла и другие.

За свои убеждения Томас Мор был казнен королем. Политические идеи Т. Мора получили развитие в трудах Томмазо Кампанеллы (1568—1639) — итальянского философа, мужественного борца против средневековой схоластики и инквизиции, за освобождение своей Родины от испанского владычества. 27 лет Кампанелла провел в тюремном заключении.

По мнению, Кампанеллы, все люди рано или поздно, но неминуемо, придут к коммунистическим принципам организации общественной жизни соляриев. Это обязательно произойдет, полагал он, ибо человек по своей природе является общественным существом, коллективное начало в нем сильнее индивидуалистического.

Ф. Аквинский (1225 или 1226–1274]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ — ПРЕДТЕЧА РЕФОРМАЦИИ

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ — ПРЕДТЕЧА РЕФОРМАЦИИ Кто те святые, которые призваны управлять, когда придет Господь, если не бедные. Джон Арчер Чехия на рубеже XIV–XV столетий представляла собой редкостный образчик симбиоза католической религии и славянского менталитета. Однако если

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ – ПРЕДТЕЧА РЕФОРМАЦИИ

ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ – ПРЕДТЕЧА РЕФОРМАЦИИ Чехия на рубеже XIV—XV столетий представляла собой редкостный образчик симбиоза католической религии и славянского менталитета. Чешские философы были примечательным явлением своего времени. Так, Иероним Пражский получил

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности

Музыкальная культура античности, средневековья и эпохи возрождения Музыка античности Наиболее ранним историческим этапом развития европейской музыкальной культуры принято считать античную музыку, традиции которой берут свое начало в более древних культурах Ближнего

Вещь – это мысль, мысль – это вещь

Вещь – это мысль, мысль – это вещь Когда-то Эйнштейн сказал, что чем глубже наука проникает в материю, тем больше убеждается, что, вещи – это мысли. Эйнштейн, возможно, прав, что вещи все больше и больше становятся похожи на мысли, чем глубже вы проникаете в них, но с другой

Рим эпохи Возрождения

Рим эпохи Возрождения Это не ошибка, уважаемый читатель, мы не случайно написали последнее слово в предыдущей главе с большой буквы. Рим, Италия и Европа (по крайней мере, значительная часть ее) вступали в новую эпоху – эпоху Возрождения. Конечно, не стоит идеализировать


Оглавление

  • 1. Место политологии среди гуманитарных наук
  • 2. Структура политологии как научной дисциплины
  • 3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии
  • 4. Предмет и объект политологии
  • 5. Методы политологии
  • 6. Сравнительная политология как метод политологии
  • 7. Типы политических методологий
  • 8. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
  • 9. Политические отношения и сущность политики
  • 10. Человек как объект и субъект политики
  • 11. Политическая мысль античности
  • 12. Правильные и неправильные формы правления по Аристотелю
  • 13. Политические идеи Средневековья и Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

13. Политические идеи Средневековья и Возрождения

В средневековых мировоззрении, образе жизни, культуре было абсолютное господство религии. Это наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики рассматривались с позиций христианского учения, а политические проблемы виделись частью теологических проблем.

По мнению крупнейшего католического теолога Августина Аврелия (353–430), деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если государство от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений он видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Августин Аврелий обосновывает принцип безусловного приоритета церковной власти над светской

Конец ознакомительного фрагмента.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Читайте также: