Лев толстой золотой век кратко

Обновлено: 05.07.2024

Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века.

Понятие Золотого века русской литературы присуще XIX веку, так как именно в этот период истории России начался невероятный расцвет и богатство творческих шедевров. Произведения того времени отличаются смелостью и дерзостью. Вместе с тем, можно отметить пик популярности чувственного романтизма. Основные темы эпохи:

  • проблемы общества;
  • политические изъяны;
  • ценностные факторы;
  • эстетические нормы.

Влияние поэзии на социум усиливалось. Участники общественных отношений проявляли интерес к произведениям, прислушивались к мыслям авторов. Особенностью данного периода является обретение популярности русской литературы за рубежом. Основные тезисы, раскрытые в произведениях, не теряют актуальности в современном мире. По этой причине XIX век носит заслуженное название Золотого века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Возникновение

Начало Золотого века отмечено реформой Александра I. Согласно данному закону, укреплялась феодально-абсолютистская политика, в которой власть принадлежала буржуазии. Творцы мысли выражали протест против данного факта посредством искусства. Появлялось большое количество литературных произведений, в которых воспевалась свобода.

Характерные черты эпохи

Литературе XIX века свойственно обновление форматов и стилей. В эпоху Золотого века наблюдается активное развитие малоизвестных по тем временам направлений. Можно выделить характерные черты данного периода:

  1. Сентиментализм трансформируется в романтизм, который тесно перекликается с политическими вопросами.
  2. В поэзии появились прекрасные стихотворения о любви, авторы которых обрели титул пророков.
  3. Во многих произведениях наблюдается философский подтекст. Авторы рассуждали о человеке и окружающем мире, что существенно влияло на самосознание людей. Они принимали на себя огромную ответственность в качестве просветителей и учителей.
  4. Активно развивалась проза, какспособ выражения мыслей. Нередко авторы черпали вдохновение в романах В. Скотта и других зарубежных произведениях, что послужило толчком для успешного продвижения данного направления в России.
  5. Сатирические произведения позволяли максимально точно передать образы с недостатками общественных устоев и людских пороков. Это послужило началом применения абстрактного и необычного гротескного способа написания произведений, который проявлялся в разных формах, включая абсурдные ситуации, сочетания несочетаемого, высмеивание в ужасной манере конкретных предметов и явлений.
  6. Реалистические произведения играли значимую роль в кризисный период крепостничества. В характерный период эпохи авторы придавали огласке жестокость событий, которые происходили в реальной жизни того времени. Таким образом, писателям удавалось обратить внимание общественности на проблемы бедности конкретных слоев общества и беспредел властвующей буржуазии.
  7. Декадентство отодвинуло реализм на второй план, когда закончилась революция, и сменился политический строй. Для творческих произведений стали характерны мистицизм и религиозность. Авторы излагали видение предполагаемого будущего и грядущих изменений. С течением времени литература приобрела символический характер.

Особенности Золотого века

Популярность писателей XIX века объясняется разнообразием жанров и острой социалистической тематикой. Практически каждый автор Золотого века поднимал в своих произведениях тему борьбы за права угнетенных и обиженных. Такой характер творчества побуждал общество к бунту, приобщал к освободительным движениям большое количество последователей, придавал уверенность в действиях. Для данной эпохи характерно разнообразие стилей. Русские писатели экспериментировали, смешивая жанры, используя новые направления в литературе.

Особенности Золотого века:

Романтизм — направление в литературе с характерным изображением идеального мира и героя, который вступает в борьбу с обществом.

Реализм — это литературный жанр, в котором окружающая действительность воспроизводится максимально объективно и правдиво.

Декадентство — литературный жанр, в котором ярко прослеживаются пессимистические и упаднические взгляды, отсутствие веры.

Представители Эпохи

К эпохе Золотого века относятся такие писатели, как:

  • Ф.М. Достоевский;
  • А.С. Пушкин;
  • И.А. Гончаров;
  • Н.В. Гоголь;
  • Л.Н. Толстой;
  • Н.М. Карамзин;
  • М.Е. Салтыков-Щедрин;
  • И.С. Тургенев;
  • А.П. Чехов;
  • А.С. Грибоедов;
  • Е.А. Баратынский;
  • В.А. Жуковский;
  • И.А. Крылов;
  • В.К. Кюхельбекер;
  • А.И. Одоевский;
  • К.Ф. Рылеев и другие талантливые писатели.

В русской литературе XIX века отчетливо прослеживается влияние европейского романтизма того времени. Ярким представителем жанра являлся поэт Байрон, творчеством которого был вдохновлен известный русский писатель А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин

Пушкин Александр Сергеевич является гением литературы Золотого века. По мнению многих историков, родоначальник русского литературного слова играл роль лирического новатора и талантливого рифмоплета. Пушкин одним из первых авторов смешал языковые жанры и проводил эксперименты со стилями. Развитие классического реализма наблюдается в произведениях писателя, в которых описывались окружающий мир, явления, события, мысли, философия человека. Известный писатель вдохновлял своим творчеством многих начинающих поэтов того времени.

А.П. Чехов

Драматургический жанр является неотъемлемой частью Золотого века русской классики. Ярким представителем уникального литературного жанра является Антон Павлович Чехов. Пьесы талантливого автора с момента создания и по сегодняшний день ставят во многих театрах по всему миру. Тонкая сатира позволяла писателю высмеивать пороки человеческой сущности, выражать презрение к недостаткам дворянских сословий.

Н.М. Карамзин

Проведенная Н.М. Карамзиным реформа русского литературного языка оказала значительное действие на поэзию XIX века. При этом в качестве образца грамматики использовался французский язык, а от использования церковного славянского языка было решено отказаться в пользу современных средств русского языка.

М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов считается мистическим поэтом Золотого века, который обладал широкой душой и глубоким внутренним миром. Характерными особенностями произведений великого автора являются символичность, тайный подтекст и философия, отражающие переживания главных героев, их мысли и стремления. Наиболее часто в произведениях поднимается тема проблемы одиночества и духовного дисбаланса в формате жанров романтизма и реализма.

В.А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский известен, как один из основоположников романтизма в литературе. Произведения автора отличались задушевной романтикой и трепетной мечтательностью. Стихи помогали читателю отстраниться от серой обыденности, погрузиться в возвышенный мир чувств. Творчество Жуковского повлияло на становление великих писателей, включая А.С. Пушкина.

А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов входил в круг суровых судей аристократии. В произведениях автора прослеживается презрение к высшим слоям общества, их тщеславию, эгоизму, лицемерию и моральной распущенности. Особенностью литературных творений писателя является отказ от романтизма в пользу реализма. Масштабная комедия, написанная автором, затмила все последующие произведения. Однако, Грибоедов на долгое время сохранился в памяти народа, как талантливый человек с уникальной личностью и яркой писательской судьбой.

Лучшие произведения эпохи Золотого века

Золотой век русской литературы характеризуется множеством достойных произведений великих авторов. К числу лучших шедевров относятся следующие:

Период расцвета истинного писательского искусства — Золотой век, считается временем активного развития культуры и литературы России. Великая эпоха богата шедеврами творчества, которые сегодня представляют собой культурное наследие и пользуются популярностью по всему миру.

Толстой вывел в своем романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно совершающих великие подвиги. Эти люди представляют народную Россию, которая бесконечно далека от фальшивой жизни господствующих классов. Величие полководца Кутузова Толстой также видит в его отчужденности от узких интересов господствующих верхов и в близости к народу. Россия победила в войне 1812 г. потому, что война эта носила патриотический, общенародный характер.

Толстой -- гениальный психолог, мастер изображения народной жизни--уже в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых поднялась мировая литература.

Золотой век русской литературы подразумевает период литературного творчества от А. С. Пушкина до А.П. Чехова.

Н. В. Гоголь (1809-1852)

Помимо этого, Гоголь отличался своим стремлением к служение обществу, в дальнейшем благодаря этой черте он стал обличать пороки общества и возвышать просветляющую функцию искусства.

Готовые работы на аналогичную тему

А.П. Чехов (1860-1904)

Чехов первым показал образ провинциального обывателя. Этот герой не имеет никаких интересов и стремлений. Чехов осуждал пошлость и нежелание людей жить полной жизнью.

Наиболее известными произведениями Антона Павловича являются:

Он был свидетелем больших общественных и политических явлений. В своем творчестве он отразил свои мысли по поводу них. Толстой выступал против самодержавия, буржуазии, писатель хотел смены господствующего строя, хотя и не имел конкретных революционных идей.

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - еще один известный представитель прозы золотого века русской литературы.

В основном Салтыков-Щедрин работал в жанре сатиры. Его сатирические произведения чрезвычайно злободневны для того времени. Он высмеивал пороки провинциальной бюрократии.

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский писатель-реалист, поэт, он внес огромный вклад в развитие русской литературы. Отличительной чертой творчества Тургенева является его способность детально и чувственно описывать красоту русской природы России. Описание пейзажей Тургенева сравнимы с кистью художника.

В своих произведениях Тургенев давал обзор жизни крестьянских людей, их быта и нравов. Он пишет о тяжелой жизни крепостных крестьян. Тургенев рассказывает о проблемах, связанных с крепостным правом, призывает в своих произведениях к переменам.

В своем творчестве Иван Сергеевич поднимает немало важных и всегда актуальных тем: любовь, семья, надежда, отчаяние.

Романы Толстого — это подготовка на основе художественного обобщения к высшему культурному синтезу. Роман как жанр есть сам по себе художественный синтез.

В глубинах человеческой души Толстой пытался выявить божественное измерение. Оно стало для него к концу жизни основным. По такому же пути шли Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, оставаясь в лоне православной церкви.

Оба героя оказываются на каторге. Однако есть существенные отличия: преступление Раскольникова уголовно наказуемо; преступление Нехлюдова не правовое, а нравственное. Наказание Раскольникова состоит из судебного приговора и его душевных мук.

Наказание Нехлюдова — это нравственное самоосуждение. Заканчивается золотой век. Ушло в прошлое радостно-беззаботное время Онегиных и Печориных и настало время переоценить порывы молодости, что и делает Толстой в образе Нехлюдова.

Имея в виду эволюцию от критического реализма к психологическому реализму Достоевского, что можно сказать о Толстом? Отношение Достоевского к Толстому в чем-то аналогично соотношению 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

Интерес Толстого смещается от изображения психологии героев до глубинной характеристики социума, от индивидуального сознания и подсознания к коллективному сознанию и бессознательному. Данный процесс закономерен: после углубленного изображения индивидов естествен переход к глубинному анализу всего социума.

Толстой был самой масштабной русской личностью. В нем соединились художественный гений (сродни Пушкину и Достоевскому), глубокий мыслитель (сродни Соловьеву и Бердяеву), страдающий и сострадающий интеллигент (сродни Радищеву и Некрасову).

Толстой приподнялся над гигантами великой русской культуры XIX в., став ее достойным завершением: религиозным деятелем (сродни Никону и Аввакуму), политическим реформатором (сродни Сперанскому и Столыпину), экологическим мыслителем (сродни Вернадскому и Швейцеру).

В результате он создал оригинальное учение, получившее название толстовства.

Равного духовному синтезу Толстого никто ранее не создавал в русской и мировой культуре. Это был синтез отраслей и типов культуры — русской, западной и восточной.

Завершая золотой век русской культуры, Толстой включил в круг своих интересов Китай и Индию, и недаром великий индус Махатма Ганди назвал его своим учителем (это же пытались осуществить в мистической форме основательница теософии Е. П. Блаватская и уже в XX в. супруги Н. К. и Е. И. Рерихи).

Иммануил Кант синтезировал философию и науку, Георг Гегель — философию и религию. Толстой был первым, кто соединил искусство, религию, философию, науку, мудрость Запада и Востока в одну систему, поднявшись на высшую ступень мировой культуры.

Сделать это смог русский человек благодаря всечеловечности русского национального характера.

Духовный синтез прельщает нас в титанах Возрождения. По разносторонности интересов Толстого можно сравнить с Аристотелем и Леонардо да Винчи. На новом уровне Толстой воспроизвел культурный синтез, который характерен для выдающихся деятелей европейского Возрождения.

Стержнем учения Толстого было нравственное самосовершенствование личности, а ступенью к нему — непротивление злу насилием.

Сам Толстой писал, что государство — главный источник насилия — будет необходимо еще долго. Пафос Толстого в утверждении нравственной ущербности насилия. Да ведь и Ильин в своей книге соглашался, что даже при соблюдении всех условий совершивший насилие прав, но не праведен.

Толстовское непротивление противостояло прежде всего западной агрессивности, утвердившейся и в России, идеям действия, не сдерживаемого моральными нормами. Оно и сейчас является актуальным.

Во всех направлениях его взгляды были по-настоящему революционны. В России не было западного протестантизма, его заменил один Толстой, что вызвало соответствующую реакцию церкви.

Однако Толстой не мог согласиться с революционностью, которой была подвержена значительная ее часть.

Великий представитель культуры тот, кто в наибольшей степени выразил основное свойство ее души. Основное свойство русского национального характера — широта, и в наибольшей степени она присуща Толстому, который стремился к реализации своей духовно-душевной целостности и преодолению себя в движении к Богу.

Логическое завершение преодоления — уход из Ясной Поляны. Толстой, которого, не поняв, мы потеряли, ушел не только от семьи: он оказался далеко впереди всех.

Чем это объясняется? Писатели далеко не всегда хвалят коллег по перу, как прежних, так и настоящих. Известен уничижительный отзыв Толстого о Шекспире, и то, в каких сложных личных отношениях он был (как и Достоевский) с Тургеневым.

Так в чем же причины подобного единства взглядов в данном случае? Можно предположить, что Пушкин, Гоголь, Достоевский и Толстой одинаково понимали задачи искусства.

Сходство понимания задач определяется тем, что они шли в одном направлении — реализации в наиболее полной степени основных черт русского национального характера.

В реальности было место, к которому одинаково тянулись Гоголь, Достоевский и Толстой, — Онтина пустынь, такой же духовный центр, как и великая русская литература.

Конкретные творческие задачи, которые решали Пушкин, Гоголь, Достоевский и Толстой также близки. Сюжеты, подаренные Гоголю, первоначально заинтересовали самого Пушкина.

Читайте также: