От конца идеологии к реидеологизации кратко

Обновлено: 30.06.2024

Растущее влияние науки в жизнедеятельности современного общества, превращение ее в основной фактор социально-экономического развития вызвали к жизни в начале 60-х гг. XX в. теорию деидеологизации общества, авторами которой стали американские социологи Д. Белл (р. 1919), Э. Тоффлер (р. 1928), Дж. Гэлбрейт (1908–2006), а также другие аналитики западных стран.

Следует отметить, что теория деидеологизации возникла не на голом месте, она имеет как свои теоретические истоки, так и объективные основания.

Свое происхождение теория ведет от материалистической философии К. Маркса и Ф. Энгельса, которые определяли идеологию как ложное сознание и противопоставляли ей понимание сознания как результата отражения людьми реального процесса своей жизни, которое по мере преодоления классового деления общества будет освобождаться от ложных элементов, т. е. от идеологического налета. Но главным образом корни теории деидеологизации находятся в социологии знания К. Манхейма, который противопоставлял осознанную ложь как имманентную черту идеологии и непроизвольные заблуждения как неизбежную издержку процесса научного познания. Согласно К. Манхейму, учение об идеологии включает в себя только те формы неправильного и ложного восприятия, которые представляют собой осознанные ложь и маскировку, применяемые отдельными группами людей для достижения определенных целей; что же касается всех других видов заблуждений, которые не могут быть сведены к более или менее сознательному обману, то они находятся вне учения об идеологии и должны быть отнесены к социологии знания [46]. Такое понимание идеологии предполагает возможность преодоления осознанных ложных представлений путем их научной критики и тем самым освобождения сознания от идеологических элементов.

Объективной предпосылкой возникновения теории деидеологизации является тот факт, что со вступлением в постиндустриальную стадию западные общества действительно стали более консолидированными, прежняя острота социальных противоречий оказалась в них снятой. Теоретики заговорили о том, что все те проблемы, которые тщетно пытались решить революционеры и реформаторы, автоматически решаются в ходе научно-технического прогресса. Скачкообразно повышая производительность труда, научно-техническая революция ведет к вытеснению тяжелых, опасных и вредных видов труда и повышает уровень жизни, делая элитное по прежним меркам потребление доступным для всех категорий населения. В этих условиях необремененные заботой о хлебе насущном потребители могут организовываться уже не по идейно-политическим мотивам, а главным образом по своим досуговым интересам. Теория деидеологизации отражает снижение значения частных идеологий в новом обществе и выдвижение на приоритетное место теоретических, а по сути идеологических, построений, отражающих общенациональные интересы и цели.

Подобные взгляды на тот момент были широко распространены, их развивали политики и известные представители интеллигенции в различных странах.

Результатом соответствующих усилий стала теория реидеологизации, которая является одновременно и отрицанием, и своеобразным продолжением теории деидеологизации. Сохранив основной тезис концепции деидеологизации – противопоставление науки и идеологии, авторы концепции реидеологизации признают, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах и целях. Ответы на подобные вопросы, считают они, призвана давать идеология. Поэтому авторы данной концепции разработку и обновление идеологии возводят в ранг постоянной задачи по самовоспроизводству общества.

Оказывается, это была не деидеологизация, а лишь смена идей и убеждений, т. е. процесс замены одних идеологий другими.

Основные понятия и термины по теме: кейнсианство, конфессия, пиар, структурализм, тоталитаризм, экуменическое движение.

План изучения темы:

— экономическая теория в современных условиях;

— социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей;

— структурализм как направление современной философской мысли.

— интернационализация духовной жизни человечества.

Краткое изложение теоретических вопросов.

Общественные науки

Экономическая теория в современных условиях:

— постоянно усиливающаяся математизация экономических исследований,

эмпирический поворот в экономических исследованиях,

Социология и политология как прикладные науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения людей. Их предметом стало исследование широкого спектра проблем, от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов. Крупный немецкий психолог и социолог Эрих Фромм в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. В 1933 г. ученый эмигрировал в США. Опираясь на психоанализ, идеи неомарксизма и экзистенциализма, он создал свою собственную социальную философию . Большое место в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.

От конца идеологии к реидеологизации

Идеология — целостная система идей и взглядов

Сегодня государство вновь стало задумываться о нравственном воспитании. В жизнь общества возвращается цензура (запрет на экстремистскую, нецензурную, умаляющую честь и достоинство информацию).

Ситуационная задача.

Редакция журнала подвергалась нападению террористов за карикатуры на пророка Мухаммеда. Тогда вся Европа встала за защиту ценности европейской демократии – свободы слова.

Церковь и общество на рубеже веков


Экуменическое движение , главной его целью является сближение христианских церквей во всем мире. Важным этапом в его развитии стала Всемирная ассамблея христианских церквей в Амстердаме (1948 г.), на которой был создан Всемирный совет церквей, призванный координировать деятельность входящих в экуменическое движение религиозных организаций.

Сегодня религия переживает новый этап развития:

— с одной стороны, увеличилось количество верующих;

— с другой стороны, нельзя не считаться с научно-техническим прогрессом и изменением общества (легализация в Европе однополых браков, искусственное оплодотворение, генная инженерия – люди идут наперекор традиционным религиозным устоям).

В христианском мире наблюдаются тенденции сближения католической церкви и православной (Римский Папа Франциск предложил отмечать Пасху в единый день, по православному исчислению).

В исламе наблюдается озабоченность использования веры лицами с экстремистскими наклонностями. Из-за их действий, в обществе начинают соединять ислам и терроризм и относиться к мусульманам с недоверием.

СМИ и массовая культура

СМИ становятся ангажированными (подкупленными), они создают не объективную реальность, а заранее запланированный виртуальный мир.

В мире искусства наблюдается акцент на коммерциализацию. Сегодня созидатели больше ориентируются на массового потребителя и формируют досуговую сферу.

Работа с текстом

Международный язык эсперанто.

Эсперанто — плановый (т.е. созданный искусственно) язык, проект которого разработал в 1887 г. польский врач Л.Заменгоф. Его основу составляют интернациональные слова, часто понятные без перевода, и очень простая грамматика. Структура и словарь эсперанто достаточно просты, чтобы человек без особых способностей к языкам мог за очень короткое время научиться вполне свободно объясняться на нем. К тому же знание эсперанто облегчает дальнейшее изучение других языков.

Относительная простота эсперанто не делает его каким-то ущербным языком: он очень благозвучен (напоминает итальянский) и обладает прекрасными выразительными возможностями, позволившими перевести на него многие произведения мировой классики (от Данте и Пушкина до Булгакова и Толкиена) и создать интересную литературу, оригинально на нем написанную. На эсперанто ежегодно издается более 200 книг и выходит около 300 периодических изданий.

Эсперанто, в идеале, предназначен стать вторым языком для всех во всемирном масштабе. Это позволило бы, во-первых, всем народам на равных развивать свои национальные языки и культуры, не боясь нежелательного чуждого влияния и ассимиляции; и, во-вторых, позволило бы достичь большего взаимопонимания между народами, так как на нейтральном и легко изучаемом международном языке могут осуществлять прямые контакты не только власть имущие или специалисты, но все простые люди. Поэтому эсперанто — путь к миру, демократии и подлинному интернационализму во всем мире.

Вопросы для обсуждения:

Как по вашему мнению, почему созданный еще в 1887 году язык эсперанто так и не нашел своего массового употребления?

Вопросы для самоконтроля по теме:

2) Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы по-прежнему занимать лидирующее положение в духовной жизни человека? Насколько им это удается?

3) Что вы знаете об экуменическом движении? Почему его возникновение стало возможным именно в XX в.? Рас­скажите о его развитии на современном этапе, исполь­зуя материалы СМИ и Интернета.

5) Оцените результат влияния массовой культуры на жизнь общества и отдельного человека. Какую роль она играет в современной жизни?

Презентация на тему: " 1.Теории общественного развития 2. От конца идеологии к реидеологизации 3. СМИ и массовая культура." — Транскрипт:

2 1.Теории общественного развития 2. От конца идеологии к реидеологизации 3. СМИ и массовая культура

4 В отличие от формационного подхода К. Маркса, цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм производственной деятельности. Большое значение придавалось факторам историко- культурных, политических особенностей и традициям отдельных цивилизаций, положению личности в обществе. Акцент на личности, мотивах ее поведения, в том числе социального в ходе избирательных компаний, вообще был свойственен науке ХХ в. Она опиралась на подходы, разработанные З. Фрейдом.

5 Зигмунд Фрейд ( 6 мая сентября 1939 )

6 Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной филосовской мысли, как структурализм. Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека и т.д.) состоит из определённых элементов-единиц, находящихся во взаимосвязях, которые и становятся объектом изучения.

8 Иррационализм, проявляющийся в обществе, поведение людей, пытались объяснить философы- постструктуралисты Ж. Деррида, Ж. Бодрияр и др. Они отрицали способность людей постичь рациональные начала мироздания, если они вообщ существуют, с помощью интеллекта.

9 Модернизационные процессы, затрагивающие жизнь большинства народов мира, порождают массу проблем духовного порядка. Невозможность их решения ведет к серьезным общественно-политическим потрясениям. Даже научно обоснованные модели модернизации зачастую отторгаются, вступая в противоречие с традициями, политической культурой общества.

10 СМИ и массовая культура Радиовещание Телевещание Компьютерные сети Стали условием для интернационализации духовной жизни человечества.

11 Массовая культура содействовала формированию целой индустрии досуга, производства аудио- и видеопродукции, имеющей не только развлекательный характер.

13 По мнению Х. М. Мак-Люэна, человек воспринимает мир непосредственно, органами чувств, и это обеспечивает единство человека и природы, целостность мышления. Распространение книг, печатного слова, воспринимающегося преимущественно визуально, содействовали абстрагированию мышления от реальности, распространению индивидуализма.

14 В то же время феномен массовой культуры рассматривается многими философами, социологами, культурологами как тревожащее явление. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности

15 Тем не менее как бы не относились к массовой культуре те или иные мыслители, она стала реальностью и неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.

16 1. От модернизма к постмодернизму 2. Расцвет национальных культур 3. Духовная оппозиция в СССР

17 От модернизма к постмодернизму Абстракционизм – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и культуре.

18 Пол Дже́ксон По́ллок (18 января августа 1956)

19 Поп-арт – направление в изобразительном искусстве х годов, возникшее как реакция на абстракционизм ( граффити - разновидность поп- арта). Возник в США.

20 Р.Гамильтон (1829–1912) Основатель поп-арта (1956г.)

21 Гипперреализм – синоним фотореализм. Характерная черта- фотографическая чёткость изображения реальных предметов. Зародился в Германии в 1960-х. гг. Минимализм – сочетает в себе элементы поп-арта и абстракционизма. Характерная тенденция к упрощению форм, двухмерности полотен.

22 Сонористика – один из видов современной композиционной техники в академической, джазовой, авангардной, рок-музыке.

23 Кши́штоф Пендере́цкий (23 ноября 1933) современный польский композитор и дирижёр.

24 Алеаторика – техника композиции в музыке ХХ- ХХI в.в., опирающаяся на представление о незакреплённости нотного текста.

26 Расцвет национальных культур Один из парадоксов массовой культуры состоял в том, что она стимулировала подъём национальных, самобытных культур во многих регионах мира. Главными поставщиками информационной, развлекательной продукции были корпорации индустрии досуга и новостей небольшой группы развитых стран, прежде всего в США.

27 В итоге получили развитие движения деятелей искусства, науки в защиту национальных обычаев, культурных традиций.

30 Духовная оппозиция в СССР С разоблачением преступлений сталинизма Н. С. Хрущёвым на ХХ съезде КПСС в отечественной литературе, несмотря на запреты, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее облик тоталитаризма.

33 А. И. Солженицын (11 декабря 1918 года, Кисловодск 3 августа 2008 года, Москва)

35 С установлением в России демократического режима политическая цензура была отменена, страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Араб-Оглы Э. А., Ложные антиномии бурж. идеологии, в кн.: Социальные исследования духовной жизни сов. общества, М., 1977 ; Филос. проблемы идеологич. борьбы М., 1978 , гл. 13; Яковлев М. В., Идеология, М., 1979 ; Habеrmas J., Technik und Wissenschaft als Ideologie, Fr./M., 19693; Wiener A. J., The prospect for mankind and a year 2000 ideology, [N. Y.l, 1972 ; L ember g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg., 19742; Feuer L. S., Ideology and the ideologists, Oxf., 1975 ; Lodge G. G., The new American ideology, N. Y., 1975.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Читайте также: