Политическая мысль древнего востока и периода античности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Политология имеет богатую длительную предысторию в виде эволюции политических идей. В ее фундамент легли идеи и концепции, которые лучшие мыслители прошлого разрабатывали на протяжении всей истории человечества. Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и прошла многовековой путь развития. Осмысление общественных проблем и морально-политических ценностей началось в глубокой древности. Разнообразные идеи, связанные с властью и правами, государством и личностью, демократией и деспотизмом, обнаруживаются в трудах мыслителей Древнего Китая, Арабского Востока, мусульманского мира, европейской цивилизации. Они проходили проверку исторической практикой, шлифовались в четкие формулы политических документов. Шел постоянный поиск оптимальных моделей общественного устройства, взаимоотношений личности, общества и государства, причем долгое время он осуществлялся в рамках философских и религиозных учений.

В III–II тысячелетиях до н. э. мышление людей еще находилось во власти мифологических представлений об окружавшем их мире. Отразилось это и на политической мысли: в ее основе была идея божественного происхождения политических порядков. Правда, взаимоотношения земных и небесных властителей трактовались по-разному.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги при любых обстоятельствах сами оставались вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. Например, бог находился в особых договорных отношениях с еврейским народом и считался главным их правителем, законодателем и судьей. У древних китайцев было несколько иное представление: для них император был единственным проводником воли небесных сил. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и возможности.

Подчеркивание божественного характера власти долгое время являлось сквозной темой и мифологического, и религиозного мировоззрения. Они освещали существовавшее общественное устройство непререкаемым авторитетом высших сил – иерархии богов или единого бога. Например, в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н. э. царь Хаммурапи изображал свое законодательство как осуществление воли богов. Поэтому деление на рабов и свободных, экономическое, правовое неравенство самих свободных нужно было воспринимать как справедливое, данное по воле богов.

В Древнем Иране примерно в VIII в. до н. э. зародилась религиозная доктрина зороастризма (Зороастр, Заратуштра). Эта доктрина оказала большое влияние на идейно-религиозные концепции как Востока, так и Запада (в том числе на становление христианства). Суть зороастризма – борьба в мире двух начал: добра и зла. Добро олицетворяет светлый бог – Ормузд, зло – темный бог – Ариман. Свет и темнота ведут борьбу друг с другом, и смысл бытия каждого человека заключается в активной борьбе против тьмы и зла. Заратуштра был убежден в конечной победе добра, хотя зло и может временно торжествовать. Государство согласно Заратуштре должно быть земным воплощением светлого бога Ормузда. Монарх выступает как его служитель и должен бороться против зла в государстве, прививая добро.

Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провозгласил установку на индивидуальный путь спасения.

В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его призывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.

Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нравственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десятидворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль в дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.

Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.

Возникновение политической мысли в истории развития человече­ской цивилизации обусловлено появлением элементов управления в об­ществе, образованием классов и государственности. Генезис политических идей охватывает территории Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), Древней Греции и Рима.

В своем возникновении политическая мысль у древних народов восходит к мифологическим истокам и опериру­ет мифологическими представлениями о месте человека в мире. Земные порядки рассматриваются как неразрывная часть общемировых, космиче­ских порядков, имеющих божественное происхождение.

Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхожде­нии и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной империи является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - лишь провод­ники личной власти правителя.

По представлениям древних евреев истинный бог находится в особом, договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Законы еврейского народа получены Моисеем пря­мо от Бога. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса, явления и т.

Согласно учению перса Заратустры (Зороастра) в мире происхо­дит борьба двух противоположных начал - добра и зла. Добро олице­творяется царством божества Ормузда, зло - царством Арикана. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель бы­тия. Государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх является служителем Ормузда и поэтому он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаж­дать добро. Сословное деление общества основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных со­словий должны стоять наиболее добродетельные люди. Повсюду долж­ны царить взаимная любовь, прощение, мир.

Другим представителем древнекитайской политической мысли яв­лялся Лао-цзы - основоположник даосизма (VI - V вв. до н. э.). Он характе­ризовал дао как независимый от небесного Владыки естественный ход ве­щей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную спра­ведливость. В отношении к дао все равны. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недея­ние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богатых, как призыв воздержаться от притесне­ния народа и оставить его в покое. Резкой критике Лао-цзы подвергал вся­кого рода насилие, войны, армию.

Третьим представителем древнекитайской политической мысли являлся Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.). Он исходил из принципа естест­венного равенства людей. Он обосновывал договорную концепцию воз­никновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Власть должна использовать не только наси­лие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Мо- цзы требовал учета интересов народа в процессе управления государст­вом.

Несмотря на значительный вклад мыслителей Древнего Востока в становление политической мысли, современная политология по своему происхождению является прямым наследником античной научной тра­диции. Период античности (от лат. antiquitas — древность) соотносят с греко-римской цивилизацией VIII в. до н. э.- VI вв. н. э. По своему со­циально-экономическому и политическому содержанию античность яв­лялась высшим этапом развития рабовладельческого общества. Труд невольников высвобождал свободных граждан для интеллектуальных и научных занятий, что привело к расцвету политической мысли.

Политическое знание в Древней Греции и Древнем Мире развива­лось главным образом в рамках философии, что предопределило гла­венство этического начала в подходах античных авторов к сущности политики.

Что касается политической мысли, то в античный период она от­личалась следующими общими чертами.

- главенство морального, этического начала во властных отно­шениях

Все мыслители признавали необходимость следования справедли­вости и добродетели в управлении государством и обществом. Только тот государственный строй признавался приемлемым, если он соответ­ствовал требованиям античной этики и морали.

- политический идеал античности предполагал полную подчи­ненность человека интересам общества

Главной ценностью политики мыслителями признавались коллек­тивные интересы города-государства.

Личная свобода полноправных граждан заканчивалась там, где начинались общественные интересы. При этом полис не только имел право руководить поступками людей, но и претендовал на господство над мыслями и духовным миром граждан.

- политическая мысль античности основывалась на исследова­нии как теоретических, так и практических источников, была тесно связана с политической реальностью

По мысли Платона (427-347 гг. до н. э.), идеальное справедливое государство исходит из того соответствия, которое существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожде­леющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещатель­ное, защитное и деловое, а этим последним соответствует три сословия - правители, воины, производители (ремесленники и земледельцы).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужое. Господствуют философы, вои­ны - (вооруженная защита), подчиняются первым; оба первых начала управляют началом вожделеющих.

Платон выступал за умеренный, средний достаток, что может преодолеть раскол общества на богатых и бедных.

По его мнению, лучшим государ­ственным устройством является аристократия (монархия - власть од­ного или аристократия - если власть принадлежит нескольким; но пра­вить должны только философы), основывающаяся на четырех доброде­телях - мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости.

Идеальному государственному устройству он противопоставил четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи го­сударственности.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению ча­стной собственности на землю и дома, превращению свободных в ра­бов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это - тимократия (власть военных).

Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и непра­вильные формы государства: в правильных формах - правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - только свое личное благо. Тре­мя правильными формами государства являются: монархическое прав­ление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них являются тирания, олигархия и де­мократия (табл. 1).

Формы политического устройства

Качественные показатели Количественные показатели
Власть
Один Немногие Большинство
Правильные формы го­сударства (имеют в виду общую пользу) Монархия Аристократия Полития
Неправильные формы государства (имеют в виду личное благо) Тирания Олигархия Демократия

Каждая форма имеет в свою очередь несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Аристотель первым сформулировал идеи о зависимости полити­ческого устройства от размеров территории, численности населения и характера граждан, а также о желательности такого устройства, которое бы сочетало в себе все лучшее из всех форм.

Учения Платона и Аристотеля оказали заметное влияние на поли­тические воззрения Цицерона (106-43 гг. до н. э.) - знаменитого рим­ского государственного деятеля и оратора.

Государство в трактовке Цицерона предстоит не только как вы­ражение общего интереса всех его свободных членов, что было харак­терно и для древнегреческих мыслителей, но и как согласованное пра­вовое общение.

В отличие от Платона и Аристотеля, для которых естественное право (истинный закон) и государство были неотделимы, Цицерон ут­верждал, что естественное право (истинный закон) возникло раньше, чем какое бы то ни было государство вообще было основано. Причина

возникновения государства состоит во врожденной потребности людей жить вместе. Семья является первоначальной ячейкой общества, из нее постепенно и естественным путем возникает государство.

Цицерон большое внимание уделял формам государственного устройства. Критерии различия форм он усматривал в характере и воле тех, кто правит в государстве. Цицерон выделял три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия). Все эти формы государства несовершенны и не наилучшие, но они вполне терпимы и могут быть вполне устойчивыми. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Наилуч­шей формой является смешанная, которая образуется путем равномер­ного смешивания положительных свойств трех простых форм правле­ния. Важнейшее достоинство такого государственного строя - проч­ность государства и правовое равенство его граждан. Его идеалом явля­лась римская сенатская республика, где царскую власть олицетворяли консулы, власть оптиматов - римский сенат, а народную власть - на­родное собрание и народные трибуны.

Цицерон считал, что управление государством есть сочетание науки и искусства, требующее не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага. Мудрый государст­венный деятель должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства. Лица, ведающие государственными делами, должны быть мудрыми, справедливыми, воздержанными и красноречивыми.

Таким образом, именно в античный период формируются базовые положения политического знания, возникают понятия и категории, ко­торые в последующем легли в основу современной политологии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте подход Сунь-цзы (Конфуция) к происхожде­нию политики.

2. Сравните формы государства, предложенные в трудах Платона и Аристотеля.

3. Определите характерные особенности развития политической мысли в античный период.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия). Главенствующее место в политическом сознании занимали мифы о божественном происхождении общественных порядков. Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль. В VIII – VI вв. до н.э. начался отход от религиозно-мифологических представлений к рационалистической трактовке социально-политических явлений. Политические взгляды приобретают определенную философско-этическую направленность.

Собственно политические теории возникают в VI-IV вв. до н. э. в рамках китайской общественной мысли, а у истоков стояли известные китайские философы Лао-цзы (579-499 гг. до н.э.) , Конфуций (551-479 гг. до н.э.), Мо–цзы (480 – 400 гг. до н.э.).

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге “Лунь юй” (“Беседы и высказывания”), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора (“ сына неба”) уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правительству, в послушании и почтительности ко всем “старшим”. Политическая этика Конфуция вцелом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.

Конфуцианство (а с VIв.н.э. – неокунфуцианство) было не только господствующей идеологией в Китае, но и получило распространение в Японии, Корее, Вьетнаме и других странах.

Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда не только обусловило рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но создало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис – город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть. Эта борьба нашла отражение в борьбе различных течений философской и политической мысли Древней Греции.

Высшим достижением греческой политической мысли явились политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений. Воззрения Платона изменялись на протяжении его долгого творческого пути. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах “Государство”, “Политик” и “Законы”. Платон был объективным идеалистом. Общество он понимал как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

Так, в “Государстве” его идеальное общество состоит из трех сословий: правителей –философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.

Государство регулирует всю жизнь граждан вплоть до заключения брака и рождения детей. Подлинная добродетель – истинное знание – возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию – правление философов-мудрецов: именно при ней возможен приход к власти самых лучших и благородных представителей общества.

Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о пяти видах государственного устройства: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю, дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это тимократия. Такое государство будет вечно воевать.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства – в результате скопления значительного богатства у частных лиц – к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе: у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. У неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода) , губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу и злоупотреблению последним. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как “ставленник народа”. Тирания наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол, насилие.

Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: “Платон мне друг, но больший друг – истина”.Аристотель – один из самых универсальных мыслителей в истории. К сожалению, многие из его произведений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представлений о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собой все остальные общения.

Аристотель проводит классификацию существующих форм государственного правления на правильные и неправильные. В основе этой классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильной он считает такую форму государственного устройства, при которой преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие, Неправильной – такую форму, при которой преследуются частные цели. Между этими двумя группами он устанавливает определенную взаимосвязь. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонения от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия (схема).

Типология форм политического устройства по Аристотелю

Качественный Количественный критерий

Одного немногих многих

Правильные формы правления монархия аристократия полития

(ориентация на общественное благо)

Неправильные формы правления тирания олигархия демократия

(ориентация на личное благо)

Однако, если Платон искал идеальное устройство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Тулий Цицерон (106 – 43 до н.э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. В отличие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писанного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идей “правового государства”. Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Политическая мысль Античности, Средневековья, Возрождения [20.01.15]

Темой данной работы является Политическая мысль Античности (Платон, Аристотель, Цицерон).

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей, обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Одна черта роднила все политические мысли древности, как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.

1 Политическая мысль Античности (Платон, Аристотель, Цицерон)

Античная Греция сыграла исключительную роль в формировании европейской цивилизации. Отличия греческой политической культуры от восточной очень существенны. На Востоке формой государственной организации стали огромные империи - восточные деспотии, страдающие от постоянного стремления окраин отделиться, а в Греции - маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах, хотя у них были общие язык, боги и герои, культура.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому.

К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.

Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа). Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.

2 Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский)

Развитие политической мысли продолжалось и в средние века.

Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.

Средневековье обычно ассоциируется с воцарением церкви, схоластики, подавлением каких бы то не было проявлений рационализма. Это не случайно. В 325 году, как известно, на первом Вселенском соборе представителей церковных верхов был оформлен союз между римской императорской властью и церковью. Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.

Для политической мысли средних веков характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).

3 Политические воззрения мыслителей эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден)

Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни.

Ж-Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми.

Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

Заключение

Политология, как наука, образовалась не так давно. Она берет свои истоки с древности, но до 19 века она была частью философии, а также тесно связана с религией. Религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью человека в овладении миром - духовным и практическим.

Впервые слово "полития" использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти.

История политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.

Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.

Так как в древние времена политика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель - улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм, учения Платона). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности.

Каждое учение служило основой для дальнейшего развития политической мысли и рождалось в конкретных условиях жизни данной страны.

Список использованной литературы:

1.Мухаев Р. Т. Политология: Хрестоматия:[Пособие для вузов]. - М.: ПРИОР, 2000. - 479 с.

2.Оришев А.Б. Политология: Учебник. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012.- 288 с.

3.Политическая философия: Учеб.пособие / И.А. Василенко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

4.Политические учения Древней Греции: Монография / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 272 с.

5.Азаркин Н.Н., Левченко В.Н. История политических учений, М., 2010.-321 с.

6.Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М., "Логос", 2011.-475 с.

7.Зеркин Д. П. Основы политологии. - Р-на/Д, "Феникс" 2009.- 289 с.

8.Коротец И.Д. Теория политологии- М., "Логос", 2008.-364 с.

9.Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. - М.:ИТРК РСПП, 2011.-400 с.

10.Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. Политология: курс лекций. – М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 519 с.

11.Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.- М.: Высшее образование, 2009. - 692 с.

12.Политология: Учебник / Под ред. В.К.Батурина. - 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 567 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: