Политическая культура и поведение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Политическая культура.
Политическое поведение и участие.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.doc

Московский Государственный Университет Геодезии и Картографии

По политологии и социалогии

“Политическая культура и политическое поведение”.

Выполнила ст-ка 5 курса СПГ

  1. Политическая культура.
  2. Политическое поведение и участие.
  3. Список литературы.

1. Политическая культура

Первый — объективный — подход осуществляется в рамках структурного функционализма (Т. Парсонс), когда ценности рассматриваются как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие в обществе и в малых группах. Ценности объективны и исследуются в той мере, в какой поддерживают нормальное функционирование системы. Сторонник этой позиции Д. Истон выработал представление о политической культуре как совокупности лишь тех верований и представлений, которые явно определяют политические действия.

Заслуга сторонников политико- культурного подхода состояла в том, что они предприняли попытку поставить в центр политологических исследований человека с его заботами, интересами, эмоциями, стереотипами, мифами и т. д. В рамках этого подхода удалось соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т. д.

Политическое сознание и политическое поведение — элементы структуры политической культуры. В ней можно выделить следующие компоненты.

Ценности. Они придают смысл поступкам субъекта политического действия, выступают как мотивационный базис политической культуры. Их разрушение способствует деградации культуры, регулирующей поведение людей, толкает их на поиск иных ценностей. Для определения характера политической культуры важную роль играют:

  • во-первых, ценности порядка, ориентирующие на поддержание стабильности социальной системы, и ценности развития, ориентирующие на изменения;
  • во-вторых, ценности равенства, обеспечивающие равные условия или возможности для всех, и ценности свободы, снимающие ограничения с деятельности личности.

В реальной политической культуре преобладает тот или иной вид ценностей. Для России сложился сдвиг в сторону ценностей изменения и равенства, хотя события последнего времени говорят о тенденции сдвига в сторону порядка и равенства в глазах значительной части общества.

Дополнительную окраску ценностям придают характерные для той или иной социальной группы типичные представления: о политической системе и ее институтах, о политическом режиме, механизме власти и управления, о принятии решений и их реализации, о носителях властных полномочий, о своем месте в политической жизни и т. д.

Установки. Они способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям (например, стремление к получению политических знаний" или негативное к этому отношение; установка на активное или пассивное участие в политической деятельности);

Поведенческий аспект. Включает образцы или стереотипы политического поведения. Поскольку на готовность субъекта к типу политического действия влияют политические ориентации, постольку выделяют три доминирующих типа поведения: политическое отчуждение, политически пассивное, политически активное.

Нормы политической культуры. Отражают укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения. Через нормы осуществляются регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация и т. д. В политике ведущая роль принадлежит не нормам-обычаям, а нормам-предписаниям, специально установленным для регулирования политических отношений, например программам партий, регламентам деятельности органов власти. Видом норм являются политические символы (эмблемы политических партий, гербы, гимны государств), которые выполняют объединяющую и мобилизующую роль.

При изучении политической культуры в качестве источников информации используются опросы, интервью, контент-анализ документов (от выступлений государственны х деятелей до детских рассказов), передачи телевидения, литература, рок-музыка, юмор, слухи, анекдоты, кино и т. д.

Любая политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, нации, региона и других субъектов политической жизни. Для отражения процесса изменения политической культуры вводится понятие типа политической культуры.

Для анализа и сравнения политических культур используется типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделяют три основных типа, сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации власти:

  1. патриархальная политическая культура — отсутствие интереса к политической жизни;
  2. подданническая политическая культура — сильная ориентация на политическую систему, сочетающаяся со слабым участием граждан в ее функционировании;
  3. активистская политическая культура — ориентация на политическую систему и активное участие в ней.

На практике эти типы взаимодействуют, образуя смешанные формы. В современном обществе господствуют второй и третий типы.

Развивая указанную типологию, В. Розенбаум (США) выделяет: фрагментированные и интегрированные типы политической культуры, между которыми находятся различные модели и промежуточные типы.

Фрагментированная политическая культура характеризуется отсутствием консенсуса относительно основополагающих принципов политического устройства общества. Этот тип господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, отчасти в Северной Ирландии и Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национально-этническая и иная фрагментация общества. Этой культуре свойственны идеологическая непримиримость и бескомпромиссность между конфликтующими группами, нежелание выработать общепринятые правила политической игры.

Интегрированная политическая культура отличается сравнительно высокой степенью согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия, высокой степенью различных форм плюрализма.

Типы политической культуры сменяются не сразу. Переходные периоды характеризуются многообразием политических ориентации, частой сменой политических предпочтений, вспышками экстремизма с использованием крайних форм (забастовки, голодовки, митинги). В этот период меняются социальные нормы, регулирующие поведение. Это свойственно и российской политической культуре.

Политическая культура выполняет в обществе определенные функций:

  1. идентификация — реализация потребности человека в понимании групповой принадлежности;
  2. ориентация — объяснение смысла политических явлений;
  3. адаптация и социализация — освоение навыков поведения для реализации своих прав;
  4. интеграция — сохранение ценностей государства через интеграцию интересов групп;
  5. коммуникация — взаимодействие субъектов и институтов на основе символов, стереотипов.

Для политической культуры общества характерны фрагментарность, наличие субкультур. Речь идет об особенностях политической культуры отдельных общественных групп (по социальным, этническим, демографическим, ролевым и другим признакам) в их отношении к государству, власти, политическим партиям, которые обусловлены различным положением этих групп в обществе. Наиболее важное значение, имеет субкультура элит, лидеров с точки зрения их умения выражать общенациональные интересы, связанные с прогрессивным, демократическим вектором развития общества.

В современных условиях России точнее говорить не о переходе к демократической политической культуре, а о формировании демократической субкультуры, рядом с другими все еще влиятельными субкультурами — национал-консервативной и коммунистической.

2. Политическое поведение и участие

Политическое поведение — это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т. п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие — это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработка политических решений. К политическому участию можно отнести: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш.

Выделяются два основных типа политического участия: ортодоксальное и неортодоксальное.

  • К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженных в законных формах.
  • К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований и направленные против политической системы (протестное поведение).

В отдельный тип выделяются политические преступления, т. е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия.

Сходную с А. Маршем позицию занимает У. Милбрайт (США), подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и не конвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям).

К конвенциональному участию он относит голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами.

В не конвенциональное участие он включает участие в демонстрациях, бунтах, решительные протесты против безнравственных действий власти, участие в митингах протеста, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Не конвенциональное участие подразделяется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т. п.) и насильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т. п.).

Сочетания форм политического участия ( приемлемые и неприемлемые) и степеней активности (активное и пассивное) позволяют получить четыре типа политического участия.

Политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие — это свободная добровольная деятельность индивидуумов, преследующих личные и групповые интересы.

В отличие от него мобилизационное участие носит принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Подобное участие ни в коей мере не является средством реализации групповых интересов, поэтому в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Современный английский учёный Д. Каванах выделяет следующие типы политической культуры:

  • гомогенную, характеризующуюся единством общества по основополагающим ценностям, толерантностью;
  • фрагментарную — с конфликтной оппозиционностью различных субкультур;
  • смешанную, в которой ценностные ориентации отличаются от норм и ценностей существующего режима;
  • искусственно гомогенную, отличающуюся апатичностью, подданническим характером, соединяемую с мобилизованным участием.

Учитывая особую роль государства в воспроизводстве традиций, образцов политического мышления, различают официальную (поддерживаемую государством) и реальную политическую культуру. Можно говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается как разновидность бизнеса, как свободный обмен деятельностью граждан, и об этатистской, в которой государство играет главную роль в жизни общества.

Американский ученый У. Розенбаум предлагается оценивать политическую культуру по степени фрагментарности и интегрированности. Для фрагментарной культуры характерна разобщённость общества, в ней отсутствует базовый консенсус (единое мнение) между основными социально-политическими силами, а местные интересы превалируют над общими.

Интегрированная политическая культура, напротив, характеризуется наличием национального консенсуса, лояльностью по отношению к политическому режиму и процедурам разрешения конфликтов. Впрочем, любая политическая культура в нормальном режиме обеспечивает тот или иной тип национального консенсуса.

Формы и модели политической культуры

К сфере политической культуры относят культуру политического мышления, культуру политической деятельности и управления, правовую культуру и т. д. Отмечают такие проявления политической культуры, как опыт политического управления, уровень политических знаний, зрелое политическое поведение, наследие прошлой политической культуры и т. д.

Практически политическая культура той или иной страны представляет собой сочетание различных субкультур. Но если возникает их противостояние, то речь идёт о культурном расколе — не формируются единые ценности политического устройства страны, не обеспечивается внутренняя целостность государства и общества.

К странам с различными субкультурами можно отнести Россию, Беларусь. В таких обществах важно укрепление духовной свободы граждан, вовлечение их в перераспределение материальных ресурсов, контроль за управляющими.

Нынешняя авторитарная политическая культура существенно отличается от своих исторических форм — автократии и тирании. Если последние означали правление немногих от имени немногих, то современный авторитаризм — правление немногих от имени многих (народа).

Либерально - демократическая модель политической культуры предполагает разнообразие мнений, учёт противоположных позиций. Тем не менее либеральное умонастроение идеологично, как всякое другое.

Россия и Европа - культурно-политическое противостояние

В каждой политической культуре можно выделить совокупность черт, которые придают ей особый колорит и специфику. Например, нельзя говорить о единой модели политической культуры для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и дальневосточного региона и т. д. Однако, выделяя специфику государств и регионов, не следует забывать и об общих чертах, присущих политическим культурам на определённых этапах исторического развития.

Работницы в поле. Коллективизация в одной из стран Восточной Европы

Значение соотношения общего и особенного в политических культурах разных стран можно продемонстрировать на примере России и европейских государств.

Именно потому, что Россия вынуждена была догонять Запад, заимствуя главным образом технико-организационные формы, раскол между верхами и низами и раскол внутри верхов приобретали, помимо прочего, политике - культурный, идеологический характер. Отсюда и маятниковый характер российского цивилизационного консенсуса: от авторитарно-мобилизационного — к авторитарно-охранительному.

Существует точка зрения, что Россия является единственной страной Европы, в которой отсутствуют демократические традиции. Действительно, за столетиями самодержавия почти сразу же последовало почти столетие тоталитаризма, от разрушительных последствий которого страна пытается сейчас освободиться. Поэтому русские западники не видят перспектив для демократии в России. Но некоторые политики убеждены, что в русской традиции можно найти собственную модель благотворного порядка, который будет намного лучше западной демократии.

Следует заметить, что, даже если демократия в России и не имела глубоких корней, это не означает, что наша страна является своего рода аутсайдером в демократической Европе. Ведь демократия в её сегодняшнем понимании во многих европейских государствах также не имела традиций. Достаточно вспомнить, что к началу XX столетия большинство из них по своему политическому устройству были монархиями, хотя многие имели конституции, содержащие демократические элементы. Но основная характеристика современной демократии — всеобщее избирательное право — отсутствовала практически везде. Женщины не обладали правом голоса даже в старейших республиках Европы (например, в Швейцарии) чуть ли не до конца XX в.

Первая мировая война разрушила старый порядок. Революции в Европе, а также пример США ускорили развитие демократических процессов. Однако в 1920—1930-х гг. демократический эксперимент потерпел поражение во многих странах: в 1922 г. — в Италии (к власти пришёл Муссолини), в 1923-м — в Испании (Примо де Ривера), в 1926-м — в Польше (Пилсудский), в 1932-м — в Португалии (Салазар), в 1933 г. — в Германии (Гитлер), в 1933 г. — в Австрии (Дольфус), в 1936 г. — в Греции (генерал Метакас).

Два вождя. Муссолини и Гитлер в Мюнхене. 1938 г.

Первыми восстановились и стабилизировались после Второй мировой войны демократии в Германии, Италии и Австрии, а в Греции, Португалии и Испании этот процесс длился значительно дольше.

Среди факторов, способствовавших укреплению западной демократии после Второй мировой войны, надо назвать экономическое благосостояние и хозяйственное развитие. Это позволило финансировать социальные программы государства без ожесточённой борьбы за распределение. Экономические кризисы могли бы стать для демократии серьёзным испытанием.

Сегодня можно отметить иные общественные противоречия, нежели в XIX и XX столетиях. Если тогда опасались, что наёмные рабочие и безработные в качестве демократического большинства принудят общество перераспределить национальное богатство в свою пользу, то теперь в западных индустриальных государствах опасность состоит в том, что большинство работающих и хорошо зарабатывающих игнорируют потребности и нужды маргинальных групп. Тогда требованием большинства была справедливость, сегодня большинство часто препятствует справедливому распределению.

Что касается развития демократии в России, то ряд исследователей видят наиболее перспективную форму политической культуры в либеральных идеях и традициях.

Формирование политической культуры

1960-е годы являются своеобразным пиком популярности исследований проблем политической культуры и связанной с ней политической социализации. Под политической социализацией понимается процесс вхождения личности в систему политических отношений общества, политическую деятельность и освоение опыта предшествующих поколений в этой области.

  • потребность в политической активности людей и их политической развитости:
  • политическое отчуждение современного человека от власти и её институтов и его самоотчуждение.

Почему и как эти тенденции сосуществуют в современном обществе, можно понять благодаря анализу формирования политической культуры и проблем политической социализации.

В формировании политической культуры, в процессе политической социализации есть как стихийное, так и целенаправленное начало. Под целенаправленным началом имеют в виду информационно-идеологическую деятельность общественных и политических институтов, разнообразные идеологические концепции, которые внедряются в сознание граждан на нескольких уровнях.

Ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне создаёт его представления о политике. На гражданском уровне, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает понимание своего политического статуса. На собственно политическом уровне ценностных представлений он формирует отношение к конкретным формам правления режима, к своим союзникам и оппонентам и т. д. Причём отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы.


Одним из ключевых в политологии является понятие политической культуры. Оно помогает нам охарактеризовать конкретный социум. О сути и типах политической культуры поговорим в нашей статье.


Суть понятия

Политическая культура – это система убеждений, оценок и моделей политического поведения граждан, а также образцов коллективной жизни субъектов, включая сюда и функционирование общественных институтов.


Политической культурой обладают конкретные граждане, а не общество или партия в целом. Политическая культура в стране – это калейдоскоп политических культур личностей.

На формирование политической культуры влияют многие факторы:

  • исторический опыт;
  • собственная память граждан о каких-либо социальных или политических событиях (например, жестокое подавление восстания);
  • сформированные в обществе политические ценности и навыки;
  • личные убеждения граждан, имеющие влияние на политическое поведение.

Две составляющие

По мнению С. Н. Гаврова, рассматривающего критерии политической культуры, она характеризуется и нормами поведения, которые сложились исторически и под влиянием религиозных убеждений, и самоощущением людей как членов нации, и их представлением о взаимосвязи своего и других народов. Исследователь выделяет две составляющих:

  • креативная(активное включение инокультурных, то есть свойственных другим народам, элементов);
  • консервативная(стремление сохранить в целостности и чистоте собственную культуру).

которые читают вместе с этой





Функции политической культуры

Хорошо или нет, что существует такой вид культуры? Дает ли он что-то обществу или, наоборот, мешает? Верны ли суждения о политической культуре как о чем-то ценном для людей и государства?

Обычно роль политической культуры расценивается как положительная. Она позволяет формировать общество с учетом убеждений граждан, снижает риски непопулярных решений власти, способных вызвать непредсказуемые реакции большинства, в том числе дестабилизирующие. Такую функцию можно охарактеризовать, как социализация.

Культура влияет на характер взаимоотношений человека и государства, человека и власти, так как определяет меру их зависимости друг от друга и меру их взаимовлияния. В конечном итоге низкий или высокий уровень политической культуры влияет и на форму государственного правления, так как находится с ним во взаимосвязи. Данная функция называется коммуникативная. Так, например, большой процент граждан с активным типом политической культуры позволяет надеяться на то, что становление демократического государства пройдет успешно. В других случаях это маловероятно: низкая политическая культура и пассивное отношение граждан сделает невозможным даже проведение справедливых выборов.


Типы политической культуры

Интерес к этому понятию возник в середине прошлого века. Тогда же и возникла первая типология. Ее авторы – Г. Алмонд и С. Верба.

Какие же типы они выделили в понятии политической культуры и какие компоненты составляют основное содержание каждого из них?

Алмонд и Верба считали, что можно выделить три типа:

  • патриархальная(иначе приходская) политическая культура;
  • подданническая(или зависимая);
  • активистская(культура участия).

Посмотрим, какой смысл вкладывают обществоведы в каждый из них.

Патриархальный тип

Подданнический тип

Активистский тип

Гражданин отлично представляет себе структуру власти и считает себя способным влиять на нее на всех уровнях с помощью участия

  • в выборах;
  • в деятельности какой-либо партии;
  • в акциях поддержки или протеста (митингах, демонстрациях и т.п.).

Именно с этим видом политической культуры принято связывать развитие в направлении правового демократического государства.


Приведенная классификация была создана более полувека назад; сейчас ее берут за основу, но особенности развития общества требуют выделения еще ряда типов.

Фрагментарная и интегративная политическая культура

Характеризуя общество в целом, выделяют также интегративную культуру (в обществе царит согласие, низкая конфликтность, общие представления о развитии государства) и фрагментарную. Последней свойственна, напротив, разобщенность, наличие нескольких противоборствующих сил, высокий уровень конфликтности.

Что влияет на тип политической культуры?

В реальном обществе особенности всех типов политической культуры перемешаны. Главное значение имеет то, какой из них преобладает. Принято считать, что в российском обществе около половины граждан относятся к подданическому типу, примерно 30% – к патриархальному, а 20% – к активистскому. В Беларуси политическую культуру обычно рассматривают как подданническо-активистский тип.

Что мы узнали?

Итак, политическая культура характеризует граждан и позволяет охарактеризовать социум в целом; это система убеждений и моделей поведения. По классификации Алмонда и Верба (уже нуждающейся в доработке), существуют патриархальный, подданнический и активистский типы культуры. В обществе все они перемешаны, важен преобладающий. Построение демократического государства считается возможным при преобладании активистского типа.

Политическая культура – это система установившихся в общественной среде ценностей и убеждений, проявляющих себя в политической деятельности или суждениях по отношению к происходящему в политике.

Политическая культура

Особенности политической культуры

В любой культуре существуют определенные черты, по которым ее можно распознать. Так, для политической культуры характерны:

  • Формирование и изменение на протяжении всего существования общества. Политическая культура и общество взаимосвязаны.
  • Закрепление наиболее устойчивых догматов политического опыта. Чем стабильнее установившаяся ценность, тем дольше она будет частью политической культуры.
  • Влияние на ход политики государства. Яркий пример – фундаментализм, кода подчинение религиозным традициям плавно переходит в формирование политической культуры.
  • Создание вида целостности политики для населения. При наличии культуры политика в глазах общества становится более понятным и прозрачным явлением, которое можно контролировать и отслеживать.
  • Координация жизни общества и сочетание интересов всевозможных групп населения. Политическая культура может выступать в качестве национальной идеи, задающей направление развитию государства и создающей сплоченность среди социальных групп и классов.
  • Установление норм взаимоотношений между властью и гражданами. Политическая культура показывает, как взаимодействовать друг с другом.
  • Отражение политического сознания и поведения населения. Традиции, установившиеся в обществе, влияют на интересы и мнения гражданина, тем самым формируя его политические взгляды.

Функции политической культуры

Функции политической культуры

Политическая культура имеет множество функций.

Как видно, функции политической культуры очень похожи на друг друга. Чтобы не запутаться в них, нужно понимать, что значит каждое из определений.

Состав политической культуры

Рассмотрим термины, являющиеся компонентами политической культуры.

Политическое поведение

Политическим поведением называют проявление взглядов и мнений гражданина с помощью разных форм и типов общественной деятельности. К данному понятию относятся все действия, связанные с политикой – от голосования на выборах до организации массовых протестов.

Политическое сознание

Политическое сознание

Политическое сознание – это идеологические и психологические компоненты личности, вместе образующие мировоззрение человека. Знания и мнения взаимодействуют с особенностями характера индивида, образуя определенную точку зрения.

Есть два вида политического сознания: обыденное и идеолого-теоретическое. Первое формируется стихийно и размыто, с точки зрения бытовой жизни. Второе включает в себя систематизированные знания о политике и ее процессах.

Рассмотрим, из чего состоит политическое сознание:

  • Политические знания. Осведомленность населения о политике, системе, государственном строе и близких по сфере вещах.
  • Политические ценности. Всевозможные взгляды и суждения о политике – от социальной справедливости до свободного рынка.
  • Политические убеждения. Мнение личности о том, какая политическая система является наилучшей.

Также к политическому сознанию относятся два понятия: политическая идеология и политический опыт. Первое выражает систему взглядов и идеалы субъекта, второе – традиции и обычаи общества по отношению к политике.

Типы политической культуры

В политологии рассматривается несколько разделений политической культуры.

Типы политической культуры

В зависимости от уровня

  • Общая культура характерна для большинства граждан;
  • Субкультура характерна только для определенных социальных слоев.

По согласованности взаимодействия

  • Интегрированная культура формируется в том случае, когда общее мнение всех членов – единое.
  • Фрагментарная культура формируется в том случае, когда мнение всех членов может разниться по некоторым вопросам.

По отношению к правящей верхушке

  • Господствующая культура – основная идеология;
  • Контркультура – оппозиционные учения к господствующей культуре;

По отношению к изменениям

  • Замкнутая культура не стремится к установлению новых ценностей и придерживается традиционных устоев;
  • Открытая культура ориентирована на реформы.

По стилям политического поведения

  • Рыночная культура определяет свободу граждан в бизнесе и других сферах;
  • Этатистская культура отдает главенствующую роль государству в политике и устанавливает условия политической деятельности гражданина.

Подданическая культура

По степени ориентации личности на проявление деятельности в политических процессах страны

Выделяют патриархальную, подданическую и активистскую культуру.

Патриархальная культура

Для данного типа политической культуры характерны стабильность, слабая роль в политической жизни страны, лояльность к власти. Из этих особенностей создаются следующие – узкий кругозор населения и отсутствие ожиданий каких-либо перемен.

Подданическая культура

Характерна для тоталитарных режимов, где свобода личности ограничена до минимума. Человек, относящийся к данному типу культуры, характеризуется следующими особенностями:

  • Он пассивно относится к политической жизни страны и не ждет перемен.
  • От государства ждет либо поощрения, либо наказания.
  • Быстро мобилизуется наряду с остальным обществом для необходимых или выдуманных преобразований. Это достигается благодаря жесткому контролю со стороны власти.
  • Подчиняется государству, так как установлен жесткий централизованный аппарат контроля населения.

Активистская культура

Данная политическая культура характерна для демократии. Ей присущи следующие особенности:

  • Заинтересованность граждан в политике и активная политическая деятельность.
  • Осведомленность о политических событиях среди населения.
  • Стремление к реализации своих идей и целей с помощью власти.
  • Мнение граждан имеет вес при принятии решений.
  • Уважение к установленным в государстве законодательным актам и порядкам.

Пути формирования политической культуры

В первую очередь, за политическую культуру общества отвечает государство, политические партии и организации. Они устанавливают основные устои и принципы, нарушение которых может караться законом.

Далее в ход идет воздействие церкви и СМИ. Религия в большей степени пропагандирует традиционные ценности, СМИ – те ценности, которые требуются власти.

Не стоит забывать, что на политическую культуру личности сильно влияет его близкое окружение. Семья, друзья и рабочий коллектив постоянно взаимодействуют с человеком, формируя его взгляды.

Политическая символика как способ формирования политической культуры

Политическая символика

Символика создана для воздействия на личность или общество. Рассмотрим основные ее формы.

Национально-государственная символика

В нее входят: флаг, герб и гимн. Они привлекают внимание население и стремятся объединить его для выполнения масштабной национальной идеи, побуждают к выполнению конкретных действий.

Политическая ритуально-процессуальная символика

Нужна для поддержания традиций, напоминания об исторических событиях и установления авторитета власти. Почетные караулы, инаугурация президента, военные парады – все это лишь малая часть выражения данной формы политической символики.

Скульптурно-архитектурная политическая символика

Находит отражение в архитектурных сооружениях. Яркий пример – Московский Кремль, известный не только гражданам России, но и людям по всему миру.

Условно-графическая политическая символика

Сюда входят как символы, так и определенные цвета. Православный крест, серп и молот, подкова – все это подразумевает конкретный смысл. В случае с цветами, каждый имеет свое значение, в особенности на флаге государства.

Наглядно-агитационная политическая символика

Выражается в виде лозунгов, призывов и карикатур. В истории России широкое применение нашло в эпоху Советского Союза, где плакаты, листовки и портреты политических деятелей применялись при любой возможности.

Подводя итоги, отметим, что без политической культуры невозможно наличие стабильной политической системы в обществе. От уровня ее развития зависит качество жизни в стране. Отражая взгляды и мнения населения, политическая культура оказывает влияние на развитие и формирование политических институтов.

Читайте также: