Политическая коммуникация это кратко

Обновлено: 02.07.2024

Одной из важных составляющих функционирования политических акторов является политическая коммуникация. Она позволяет осуществлять взаимодействие политических интересов, наполняя смыслом политический процесс. С помощью коммуникации развертывается логическая последовательность политических событий, создается их сюжетная линия.

1. политическая коммуникация – это непрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и между политическими силами общества с целью достижения согласия (Р.-Ж. Шварценберг)[216];

2. политическая коммуникация – это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами (Л.Р. Посикера)[217];

3. политическая коммуникация - весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай).

В целом, политическую коммуникацию можно определить как процесс обмена информацией между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.

Каждой политической системе свойственна своя сеть политической коммуникации, в соответствии с возможностями и уровнем развития. В частности, исследователи отмечают наличие прямой связи между уровнем социально-экономического прогресса и развития средств массовой информации. В то же время существует более широкое соотношение между коммуникацией и политическими изменениями. Система коммуникации развивается параллельно политической эволюции.

Не менее важным фактором, оказывающим влияние на политическую коммуникацию, является тип политической культуры. В то же время политическая коммуникация также воздействует на развитие политической культуры, являясь одним из средств ее трансляции. Она воспроизводит нормы и ценности, принятые в данном обществе. Роль, например, телевидения в процессе политической социализации оказывается очень значимой. Средняя семья в составе трех и более человек уделяет просмотру передач шестьдесят один час в неделю. По мнению Дж. Карлсона, телевидение развивает адекватные ориентации в отношении политической системы.[219] Телевизионные программы скорее способствуют усилению социальных и политических норм, чем проявлению форм девиантного поведения. В процессе политической коммуникации особое место занимает обмен информацией между управляющими и управляемыми (или между политической системой и средой) с целью получения их согласия последних на принятие решения. В этом процессе управляемые стремятся выразить свои нужды и добиться, чтобы о них узнали. Согласие между этими двумя сторонами может быть достигнуто только с помощью коммуникации, обмена.

Можно выделить две модели политической коммуникации, описывающие по-разному роль управляющих и управляемых в политическом процессе.

В первой – модели Ж.-М. Коттрэ - особая роль предписывается управляющим. В результате взаимодействия между управляющими и управляемыми возникает три типа отношений: идентичности (управляющие идентичны управляемым); включения (управляющие все и постоянно являются субъектами политики) и пересечения (в процессе реализации власти управляющие постепенно отделяются от управляемых).

Модель Ж. Коттрэ

Референдум, Политические Средства

Выборы и неполитические массовой

Во второй модели К. Сайнне уделяет внимание роли политической элиты в процессе реализации политической коммуникации. Политическая элита осуществляет политическую власть над обществом, как правило, не непосредственно, а опосредованно, путем использования различных промежуточных звеньев (например, бюрократического аппарата или средств массовой коммуникации). Важно отметить, что, по мнению К. Сайнне, элиты стараются доводить до масс информацию, которая бы укрепляла их легитимность.

Модель К. Сайнне

обратная Промежуточные Прямая

связь группы коммуникация

1. побудительные (приказ, убеждение);

2. собственно информативные (реальные или вымышленные сведения);

3. фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

1) обслуживает органы власти и управления (циркулирует в основном служебная информация);

2) образует информационную среду деятельности партий, профсоюзов, общественных движений (циркулируют программы, уставы и другая информация);

3) обращается непосредственно к общественному мнению, к массовому сознанию, к политическому поведению больших групп людей (этот уровень делает политическую систему открытой, готовой взаимодействовать с гражданским обществом.

Политическая коммуникация выполняет следующие функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу:

· информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании);

· регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом);

· функция политической социализации (формирует важные и необходимые нормы политической деятельности и политического поведения);

· манипулятивная (формирует общественное мнение по наиболее важным политическим проблемам).

Итак, политическая коммуникация является одной из важнейших характеристик всех видов политических процессов. Направленность политико-коммуникационных процессов, их ориентация на диалог и достижение взаимопонимания, доминирующие ценности, передаваемые каналами информации, определяют уровень стабильности и эффективности политической системы.

В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.

Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.

Следует учитывать влияние новых электронных средств связи, которые делают привычным набор услуг телекоммуникационной сети, позволяющей своим пользователям более свободно отправлять и принимать информацию и личного, и общественного характера.




Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников, самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.

В политологии различают два вида политической коммуникации: горизонтальный, когда коммуникации осуществляются между относительно рядом расположенными оппонентами, и вертикальный, когда отношения устанавливаются между различными иерархическими уровнями макро-политической структуры.

Чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической информации, сопряжение господствующего коммуникационного потока, инициируемого государством, с информационными потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.

Следует учитывать влияние новых электронных средств связи, которые делают привычным набор услуг телекоммуникационной сети, позволяющей своим пользователям более свободно отправлять и принимать информацию и личного, и общественного характера.

Диалоговая модель относится к случаю распространения информации в реальной коммуникационной сети: индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя центр или посредников, самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена. Эта модель также имеет широкий круг применения: от простой личной переписки и телефонных переговоров до использования Интернета и электронной почты.

Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики (Р. Ж. Шварценберг).

История развития

Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Фундаментальные работы в этой области появились в конце 40-х гг. ХХ века. В 1948 году Г. Лассуэлл предложил коммуникационную формулу (модель коммуникационного процесса), включающую пять элементов:

Франкфуртская школа (Адорно - Хоркхаймер) указывает на ведущую роль средств массовой коммуникации в поддержке или дестабилизации существующего социального и политического порядка. Так, например, партийная пресса конца XIX – начала ХХ вв. послужила важным элементом социальных изменений в России.

Каналы политической коммуникации

Исследователи выделяют три основных канала коммуникации:

  • средства массовой информации;
  • общественно-политические институты (когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми);
  • неформальные контакты (слухи, сплетни, граффити, анекдоты).

Символика и знаковость

К политическим коммуникациям, основанным на написанном или произносимом слове относят также те, в основе которых лежит иная символика и знаковость, посредством которой передается смысл. Например, такие символические акты, как сожжение повестки о призыве в армию, участие или неучастие в выборах, манипуляция с национальной символикой (политические хеппенинги) – сожжение или демонстрация национальных флагов, разрисовка теми или иными противоборствующими символами неугодных святынь и т. п.

Классификация

Виды политической коммуникации

Различают два вида политических коммуникаций:

Функцию политической коммуникации выполняют современные средства массовой коммуникации (СМИ): пресса, радио, телевидение, компьютерная сеть и традиционные каналы передачи политической и другой социальной информации: различного рода личные контакты между людьми в первичных социальных группах – семью, трудовой коллектив, родственные группы, церковные или сельские общины и т. п.

  • побудительные (приказ, убеждение);
  • собственно информационные (реальные или вымышленные сведения);
  • фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики).

Функции

Д. Макквейл выделил следующие функции средств массовой коммуникации, имеющие политически релевантный характер:

  • Информационная: информирование о событиях и существующих условиях в стране и мире; обозначение существующих отношений власти;
  • Корреляционная: объяснение и интерпретация информационных событий; обеспечение поддержки существующим властям и господствующим номам; социализация; координация усилий отдельных субъектов; достижение консенсуса; фиксация социальных статусов и приоритетов;
  • Континуитивная: трансляция доминирующей культуры; поддержание общности социальных ценностей;
  • Развлекательная: обеспечения средств расслабления; смягчение социальной напряженности;
  • Мобилизационная: проведение кампаний в поддержку тех или иных действий в области политики, экономики, труда и т.п.

Критерии оценки политической коммуникации

Г. Алмонд предлагает учитывать следующие факторы при оценке систем политической коммуникации в разных обществах:

Неформальные средства политической коммуникации

Необходимо помнить, что эмоциональная окраска, которая придается информации с помощью неформальных средств политической коммуникации, делает ее более привлекательной, способствует ее быстрому и глубокому запоминанию, упрощает ее восприятие и доступность для всех социальных групп.

Источники

Ссылки

К сожалению, ваш браузер безнадежно устарел. Чтобы использовать этот сайт, вам понадобится установить свежую версию любого браузера на ваш вкус:

Это не рекламное объявление. Все браузеры бесплатны, а установка занимает всего несколько минут.


В обыденном смысле коммуникацией называется взаимодействие между людьми. В гуманитарных науках коммуникация рассматривается уже как феномен, связанный с социальным взаимодействием, которое может осуществляться как непосредственно, т. е. лицом к лицу, так и опосредованно, т. е. с использованием техники или других участников коммуникации.

В начале XXI века в западной литературе отмечалось три основных способа политической коммуникации: коммуникация с помощью средств массовой информации; коммуникация с помощью организаций, в частности, политических партий, которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми, и групп давления; коммуникация с помощью неформальных каналов.

Таким образом, политическая коммуникация представляет собой процесс, протекающий в сфере политики, в рамках которого происходит обмен политической информацией между индивидами, социальными группами, институтами или государствами. Целью данного процесса является достижение определённого политического эффекта. Процесс коммуникации структурирует политическую деятельность, придавая ей новое значение.

  1. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт: учеб. пос.: в 2 ч. Ч. 1: Исследование и преподавание политической коммуникации / З. Ф. Хубецова; науч. ред. С. Г. Корконосенко. — М., 2017. — 11 с.
  2. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 77.
  3. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 79.
  4. Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Политические исследования. — 2002. — № 3. — С. 5–18.

Основные термины (генерируются автоматически): политическая коммуникация, коммуникация, политический эффект, политическая деятельность, процесс коммуникации, вторичная информация, коммуникативная среда, ответ реципиента, политическая информация, социальное взаимодействие.

Читайте также: