Политическая география ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Продолжительный второй период вошел в историю политической географии многочисленными прикладными работами по классическим политико-географическим описаниям различных государств с акцентом на таких темах, как состав и история формирования территории, государственные границы, спорные районы, сепаратизм. Новую концепцию геополитического развития мира, основанную на идее Больших пространств – панрегионов, предложил немецкий географ К. Хаусхофер. Политико-географы активно привлекались к разработке концепций геополитического устройства после мировых войн, в период создания военно-политических блоков и глобального противостояния в условиях гонки вооружений. Американский географ И. Боумен, возглавляя Совет внешних сношений в 1917-1950 гг., выдвинул в межвоенный период идею отказа США от концепции изоляционизма, писал о необходимости распространения доминирования США после победы во Второй мировой войне на ключевые регионы мира.

Четвертый, современный этап в развитии политической географии совпал с качественным переломом в развитии мирового хозяйства, рубежом которого стал энергетический кризис, положивший конец экстенсивным источникам развития производства на основе безудержной эксплуатации природных ресурсов.

Несколько другой подход в периодизации этапов развития политической географии предложил Н. В. Каледин (1996). Генезис и исторические формы ее развития он рассматривает как смену важнейших научных парадигм.

Историческая политическая география России - важная, но практически неизученная тема. Многообразие ее сюжетов далеко не исчерпывается тем поверхностным описанием границ и перечнем республик, которыми ограничивались традиционные учебники.

В этой теме в первую очередь нас будет интересовать эволюция политико-административного деления. Затем сосредоточимся на политической географии России XX века, обращая особое внимание на политическую роль российских регионов и их электоральную и внепарламентскую борьбу с центральным правительством. В заключение обсудим политико-географические проблемы советской федерации перед её распадом.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИИ

Любым даже небольшим государством невозможно управлять без представителей власти на местах. Всякая центральная власть нуждается в проводниках своего влияния на подчиненных территориях. С одной стороны, они лучше знают местные условия, с другой стороны, в силу своего положения, обладают определенными властными полномочиями и заинтересованы использовать их для проведения в жизнь политики центрального правительства. Необходимость в территориальной децентрализации государственной власти появилась давно, и неудивительно, что административно-территориальное деление оказывается очень старым изобретением. Россия с ее традициями сильной центральной власти активно использовала его на протяжении всей своей истории.

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

В XVII веке территория Московского государства была разбита на уезды. Их центром, как правило, был город, управляемый воеводой и имеющий более или менее тесные хозяйственные связи со своей территорией. Уезды напрямую управлялись из Москвы, так же, как и некоторые отдельные волости, и зависели по разным статьям от разных приказов.

Все это делало взаимоотношения центра и провинции крайне запутанными.

В царствование Федора Алексеевича (1676-1682) было задумано разделить всю территорию России на 8 обширных округов, с тем, чтобы каждый из них мог выставить отдельную армию и сам собирать подати на ее устройство и содержание. Петр I вспомнил об этой идее в разгар войны со Швецией, когда ему пришлось заботиться о поисках средств для армии, и в 1708 году разделил всю территорию России на 8 губерний, а через несколько лет добавил к ним еще 2.

Губернии оказались очень большими по размерам. К портовым городам - Петербургу, Риге, Азову, Архангельску и Астрахани - для обеспечения флота были приписаны огромные внутренние территории, а для содержания войск в Малороссии к ней приписали Орел и Тулу.

Число губерний, по мере их разукрупнения и присоединения к империи новых территорий, все возрастало. Но несмотря на это, губернии оставались еще велики по размерам, и это означало, что власти с трудом могли контролировать огромные пространства страны.

Этот недостаток в полной мере проявился во время восстания Пугачева в 1776-1777 годы, и сразу же после его подавления Екатерина II разделила территорию страны на 40 губерний. Из них к 1900 году лишь 10 сохранили свои границы, остальные изменили их или распались на более мелкие губернии и области. Такая судьба постигла, например, Полоцкую, Азовскую и Колыванскую губернии.

К 1917 году Российская империя подразделялась на 77 губерний и 18 окраинных областей. Губернии и области делились в свою очередь на уезды и округа. Вся губернская сетка была создана для удобства управления территорией и очень редко отражала этнические границы. Это было сделано для того, чтобы лишить этнические группы возможности правовой институционализации, предотвратить сепаратизм и не допустить территориально-ациональных конфликтов.

ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Революция 1917 года создала совершенно новое государство - федерацию, основанную на национальном принципе. Старое административно-территориальное деление подверглось радикальным изменениям и неизбежно должно было отразить все особенности советского варианта федеративного устройства.

Союз Советских Социалистических Республик, основанный в 1922 году, внешне выглядел как типичная федерация, но в действительности оставался столь же централизованным государством, как и его предшественник.

В границах СССР проживали представители более 100 национальностей, распределенных по 15 союзным республикам и 38 автономным единицам разного ранга. Несмотря на неоднократные заявления о том, что национальная проблема в СССР полностью решена, национальный вопрос оставался одним из самых серьезных. Общие для всех многонациональных государств мира трудности интегрирования национальностей с различными культурными и историческими традициями были усилены противоречивой политической и институциональной структурой, в которой должно было происходить советское национальное строительство. С одной стороны, официальная политика узаконила существование различных национальных групп, а федеральная структура обеспечивала базу для их развития. Но в то же время имперские традиции, централизм советского государства и демографическая, экономическая и политическая гегемония русских делали почти невозможным отделение советской интеграции от ассимиляторской русификации.

Ленин поддержал национальное самоопределение как силу, способную взорвать царскую империю изнутри. Он долго колебался, прежде чем одобрить федералистский принцип построения государства и в конце концов принял его как временную уступку мощным националистическим движениям. Если большевистская декларация о праве наций на самоопределение, принятая в декабре 1917 года, породила надежды на подлинное равноправие народов, то начавшаяся гражданская война быстро возродила доминирующие позиции русских. В 1918 году все национальности России были связаны воедино в высокоцентрализованной РСФСР.

Создание Российской Федерации отвечало сталинской концепции регионального федерализма. Сталин рассматривал ее как короткую промежуточную стадию на пути к унитарному государству. Попытки Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана и Грузии уклониться от этого курса и создать независимые национальные республики были пресечены в 1920-1921 годы решительными действиями Красной Армии, и только ее поражение под Варшавой в 1920 году не позволило вернуть Польшу.

Ленин понимал возможные последствия такого курса и был обеспокоен угрозой всплеска русского шовинизма. Он настоял на создании федерации республик и стал основателем СССР, создание которого закрепила Конституция 1924 года. Учитывая экономическое и политическое превосходство РСФСР, другие существовавшие тогда союзные республики - Украинская, Белорусская и Закавказская, были равны с ней только на бумаге.

В 1920-е годы, в эпоху НЭПа и некоторого смягчения коммунистического режима, предпринимались неоднократные попытки усилить развитие национального самосознания и создать действительно национальную по содержанию культуру. Но сталинская социальная и экономическая революция 1930-х годов покончила с такой политикой, а репрессии 1934-1938 годов уничтожили местные политические и культурные элиты, способные ее осуществить.

Государственная политика русификации, проводимая несмотря на положения Конституции, еще больше усилилась во время Второй мировой войны, когда советский патриотизм по существу слился с великорусским шовинизмом.

Во время хрущевской десталинизации были осуждены наиболее вопиющие эксцессы сталинской национальной политики, включая депортацию в 1943-1946 годы 7 небольших народов Крыма и Северного Кавказа за их нелояльность и сотрудничество с немцами. Более терпимый политический климат и экономическая децентрализация усилили борьбу республик за их большую автономию, а это опять стимулировало восстановление прежнего централизованного контроля.

После падения Хрущева в 1964 году в стране поднялась волна дебатов о проблемах федерации, в результате которых обозначились два подхода, одинаково, впрочем, заявлявших о своей верности ленинским заветам.

Федералистская школа защищала федеральную структуру, обеспечивающую сближение национальностей. Ассимиляционисты, наоборот, выступали за отмену федеративного устройства и ускоренное слияние всех групп в единую советскую нацию. Эти противоречия отразила Конституция 1977 года, которая колебалась между этими двумя подходами. С одной стороны, структура федерации образца Конституции 1936 года осталась почти неизменной, с другой стороны, в Основной закон была вставлена статья о появлении "советского народа - новой исторической общности людей", что было явной уступкой ассимиляционистам.

Если Брежнев следовал в своей национальной политике прагматическому курсу, соединяя достаточно гибкий контроль над республиками с отпором любым признакам их неповиновения, то политика Горбачева во многом повторила колебания в годы хрущевской оттепели - от либерализации к растерянности перед усиливающимися национальными движениями и к попыткам их подавления. Но в отличие от эпохи Хрущева эти попытки оказались неэффективными, и в декабре 1991 года СССР прекратил свое существование.

Образование страны

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

Образование СССР произошло 7 ноября 1917 года по новому стилю. Именно в этот день случилась Октябрьская Революция, которая свергла Временное правительство и плоды февральской революции, провозгласив лозунг о том, что власть должна принадлежать рабочим. Так образовался СССР, Союз Советских Социалистических Республик. Однозначно оценивать советский период истории России крайне сложно, поскольку он был весьма противоречивым. Без сомнения можно сказать о том, что в это время были, как положительные, так и отрицательные моменты.

Столицы

Изначально столицей СССР был Петроград, в котором собственно и случилась революция, приведшая большевиков к власти. Первое время о переносе столице не было и речи, поскольку новая власть была слишком слаба, но в дальнейшем это решение было принято. В результате столица союза советских социалистических республик была перенесена в Москву. Это достаточно символично, поскольку создание Империи было обусловлено переносом столицы в Петроград именно из Москвы.

Факт переноса столицы в Москву сегодня связывают с экономикой, политикой, символизмом и многим другим. На самом деле все гораздо проще. Переносом столицы большевики спасали себя от других претендентов на власть в условиях гражданской войны.

Руководители страны

Основы могущества и процветания СССР связаны с тем, что в стране была относительная стабильность в руководстве. Была четка единая линия партии, и руководители, долго находившиеся во главе государства. Интересно, что чем ближе страна подходила к развалу, тем чаще менялись Генсеки. В начале 80-х годов и вовсе началась чехарда: Андропов, Устинов, Черненко, Горбачев – страна не успевала привыкнуть к одному руководителю, как на его месте оказывался другой.

Герб и флаги республик СССР

Общий список руководителей следующий:

  • Ленин. Вождь мирового пролетариата. Один из идейных вдохновителей и реализаторов октябрьской революции. Заложил основы государства.
  • Сталин. Одна из самых противоречивых исторических личностей. При всем том негативе, которые в адрес этого человека льет либеральная пресса, факт заключается в том, что Сталин поднял с колен промышленность, Сталин подготовил СССР к войне, Сталин стал активно развивать социалистическое государство.
  • Хрущев. Получил власть после убийства Сталина, развивал страну и сумел достойно противостоять США в Холодной войне.
  • Брежнев. Эпоху его правления называют эпохой застоя. Многие ошибочно связывают это с экономикой, но там никакого застоя не было – все показатели росли. Застой был в партии, которая разлагалась.
  • Андропов, Черненко. Толком ничего не сделали, подталкивали страну к развалу.
  • Горбачев. Первый и последний президент СССР. На него сегодня вешают всех собак, обвиняя в развале Советского Союза, но главная его вина была в том, что побоялся принимать активные действия против Ельцина и его сторонников, которая фактически устроили заговор и государственный переворот.

Интересен также другой факт – наилучшими правителями были те, кто застал время революции и войны. Это же касается и партийных деятелей. Эти люди понимали цену социалистического государства, значимость и сложность его существования. Как только к власти пришли людей, которые ни войны, ни уже тем более революции, не видели – все пошло прахом.

Становление и достижения

Союз Советских Социалистических Республик начал свое становление красным террором. Это печальная страница истории России, огромное количество людей было убито большевиками, стремившимися укрепить свою власть. Руководители партии большевиков, понимая, что власть они смогут удержать только силой, убивали каждого, кто хоть как-то мог помешать становлению нового режима. Возмутительным является то, что большевики в качестве первых народных комиссаров и народной полиции, т.е. тех людей, кто должен был следить за порядком, набрали воров, убийц, бездомных и т.п. Одним словом всех тех, кто был неугоден в Российской Империи и всячески пытался отомстить всем, кто хоть как-то был с ней связан. Апогеем этих злодеяний стало убийство царской семьи.

После становления нового строя, СССР, возглавляемый до 1924 года Лениным В.И., получил нового вождя. Им стал Иосиф Сталин. Его управления стало возможным после того, как он выиграл борьбу за власть у Троцкого. В период правления Сталина огромными темпами стала развиваться промышленность, сельское хозяйство. Зная о растущей мощи гитлеровской Германии, огромное внимание Сталин уделяет развитию оборонного комплекса страны. В период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Союз Советских Социалистических Республик был вовлечен в кровопролитную войну с Германией, из которой вышел победителем. Великая Отечественная Война стоила советскому государству миллионы жизней, но только так можно было сохранить свободу и независимость страны. Послевоенные годы были тяжелыми для страны: голод, бедности и разгул бандитизма. Сталин жесткой рукой навел в стране порядок.

Международное положение

СССР послевоенный состав

После смерти Сталина и вплоть до развала СССР, Союз Советских Социалистических Республик динамично развивался, преодолевая огромное количество трудностей и препятствий. СССР было вовлечено США в гонку вооружения, которая продолжается и по сей день. Именно эта гонка могла стать фатальной для всего человечества, поскольку обе страны в результате находились в постоянной конфронтации. Этот период истории получил название холодной войны. Только благоразумие руководства обеих стран сумело удержать планету от новой войны. А эта война, с учетом того, что обе нации были уже на тот момент ядерными, могла стать роковой для всего мира.

Особняком всего развития СССР стоит космическая программа страны. Именно советский гражданин первым полетел в космос. Им был Юрий Алексеевич Гагарин. США на этот полет человека в космос ответили своим первым полетом человека на Луну. Но советский полет в космос, в отличие от американского полета на луну, столько вопросов не вызывает, и у специалистов нет ни тени сомнения в том, что этот полет действительно был.

Население страны

Каждое десятилетие советская страна демонстрировала прирост населения. И это несмотря на многомиллионные жертвы Второй мировой войны. Залогом увеличения рождаемости были социальные гарантии государства. Ниже на диаграмме представлены данные по численности населения СССР в целом и РСФСР в частности.

Население СССР и РСФСР - таблица

Также следует обратить внимание на динамику развития городов. Советский союз становился индустриальной, промышленной страной, население которого постепенно переходило из деревни в города.

Крупнейшие города СССР по численности населения
Город 1926 год (тысяч человек) 1989 год (тысяч человек)
Москва 2080 8774
Санкт-Петербург 1614 4460
Новосибирск 120 1437
Екатеринбург 140 1365
Нижний Новгород 222 1438

К моменту образования СССР в России было 2 города миллионника (Москва и Питер). К моменту распада страны таких городов уже было 12: Москва, Ленинград Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и Пермь. В союзных республиках также были города с миллионным населением: Киев, Ташкент, Баку, Харьков, Тбилиси, Ереван, Днепропетровск, Одесса, Донецк.

Карта СССР

Карта СССР на 1991 год
Союз Советских Социалистических Республик

Экономика

Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:

Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.

Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.

Союзные республики

Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Основные области исследований политической географии:
1. Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;
2. Исследование формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ; Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);
3. Анализ расстановки партийно-политических сил;
4. Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.

Политическая география находится на стыке разных дисциплин тесно связана со многими общественными науками, в первую очередь с политологией, историей, социологией, международным и государственным правом, что делает её довольно интегрированной в общественную жизнь. В то же время данная наука входит в систему географических наук, так как целью имеет изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов и взаимосвязей между их элементами.

Содержание

История

Происхождение политической географии лежит в происхождении экономической географии непосредственно, и ранние практики были заинтересованы, главным образом, с военными и политическими последствиями отношений между физической географией, государственными территориями, и государственной властью. В особенности была тесная связь с региональной географией с ее вниманием на уникальные особенности областей, и экологическим детерминизмом с ее акцентом на влияние физической среды на деятельности человека. Эта ассоциация нашла выражение в работе немецкого географа Фридриха Рацеля, который, в 1897 в его книге Politische Geographie, развивал понятие жизненного пространства (жилая площадь), которая явно связала культурный рост страны с территориальной экспансией, и которая позже использовалась, чтобы обеспечить академическую легитимизацию для империалистического расширения немецкого Третьего Рейха в 1930-ых.

Основные исследователи

Зарубежные

Отечественные

Несколько основных исследователей в области советской и российской политической географии последних лет: Колосов В.А.(институт географии), Туровский Р.Ф., Мироненко Н.С.(геополитик), Калинин, Аксенов(оба СПбГУ). В их работах показано влияние политико-географического положения стран и районов на расселение населения, развитие и размещение производительных сил. Изучение политической карты мира ведётся с учётом разделения мира на группы стран: социалистические, развитые капиталистические, развивающиеся (с выделением среди последних стран социалистической ориентации). Советские географы обычно рассматривают политическую географию как неотъемлемую составную часть экономической географии; некоторые учёные считают полит. географию самостоятельной географической дисциплиной, связанной с экономической географией. Некоторые буржуазные учёные нередко отрывают политическую географию от экономической географии, что неизбежно ведёт к игнорированию и даже искажению социальной сущности географии.
Для развития советской идеи в полит. географии основополагающее значение наряду с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса имели труды В. И. Ленина "Развитие капитализма в России" (1899), "Новые данные о законах развития капитализма в земледелии" (1915), "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция" (1917) и др. В первом из названных трудов В. И. Ленин впервые научно обосновал деление России на экономические районы, во втором — деление США на промышленный Север, колонизуемый Запад и рабовладельческий Юг. В трудах В. И. Ленина экономический район показан как категория общественно-историческая, неразрывно связанная со способом производства материальных благ.
Большое значение для развития политической географии в СССР имели решения партийных съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС, содержащие научный анализ мирового экономического и социально-политического развития. В России термин "политическая география" впервые применил В. Н. Татищев, пользовался им и М. В. Ломоносов. В 1758—72 был опубликован первый учебник по политической географии, составленный И. М. Гречем и С. Ф. Наковальниным. В географических трудах, изданных в последней четверти 18 в. и в течение 19 в., вопросы политической географии получили наибольшее отражение в соч. А. Н. Радищева, П. И. Челищева, К. И. Арсеньева, К. Ф. Германа и П. П. Семёнова-Тян-Шанского.

Литература

Читайте также: