Полифонизм романов достоевского кратко

Обновлено: 02.07.2024

Но прежде чем пояснить это убеждение, надо сказать о М. М. Бахтине и его книге.

М. М. Бахтин (1895–1975) — один из самых известных (если не самый известный) исследователей Достоевского, великолепно эрудированный и блестяще одаренный. Он оказал сильнейшее воздействие на литературную науку не только в России, но и за ее границами. Учился Бахтин сначала на историко-филологическом факультете Новороссийского (позднее названного Одесским), затем Санкт-Петербургского университетов. Изучал европейскую философию и литературу, занимался проблемами поэтики и эстетики, историей и теорией искусствознания и культуры в широком плане. Много работал в провинции. Судьба не слишком баловала ученого. Его жизнь полна невзгод и лишений (о которых, кстати сказать, Бахтин не любил распространяться), он был арестован (1929), и если годы репрессий его не уничтожили, то только потому, что эту разрушительную работу оставили болезни (хроническому костному заболеванию), которой Бахтин страдал с юных лет и которая привела его к тяжелой инвалидности (в конце концов, в 1938 г., — к ампутации ноги).

— Алешка, есть Бог?

— Иван, а бессмертие есть.

— Нет и бессмертия.

— Алешка, есть бессмертие?

— А Бог и бессмертие?

— И Бог, и бессмертие. В Боге и бессмертие.

Скажем (по необходимости очень кратко) и об отрицании, и об его опровержении.

Иван отрицает Бога довольно своеобразно. Согласно логике героя, в конце концов, неважно, есть Бог или нет, поскольку если он есть, то, так сказать, ему же хуже. Иван отрицает мир Божий. И делает это на том основании, что в этом мире страдают ни в чем не повинные дети. Если представить себе Бога (такова мысль героя) наделенным истинно божественным разумом бесконечно высокой сущности (как это и должно быть), то один только факт, что этот разум спокойно допускает страдания детей, уже свидетельствует о его и впрямь нечеловеческой природе, а следовательно, утверждает Иван, он человеку абсолютно чужд и непонятен. Непонятен не столько уму (потому что перед лицом Бога с собственной глупостью можно и смириться), сколько человеческому сердцу: ведь страдания невинных детей возмущают естественное нравственное чувство. Логика Ивана в пределах его речи неопровержима. Неопровержим также (уже не только в этой речи, но в целом романе) главный аргумент, направленный героем против Божьего мира в его нынешнем виде: этот мир нельзя принять до тех пор, пока в нем страдает хотя бы один ребенок. Этот вывод вполне разделяет Достоевский.

Исследование Бахтина, на мой взгляд, скорее ставит вопросы, чем отвечает на них. Но в науке, как известно, постановка вопроса не менее важна, чем ответ.

Говоря о полифоничности романа, мы имеем в виду не только то, что в них получают право голоса люди с самыми различными убеждениями, но и то, что мысли и поступки действующих лиц романа существуют в тесном сцеплении, взаимопритяжении и взаимоотталкивании, каждый персонаж выражает тот или иной ход или оттенок авторской мысли, каждый нужен писателю в его поисках единственной верной идеи. Проследить развитие авторской мысли невозможно без пристального внимания к каждому из действующих лиц романа. Герои Достоевского раскрывают ход мысли автора во всех ее поворотах, а мысль автора делает единым изображаемый им мир и высвечивает главное в идейно-нравственной атмосфере этого мира.

ПРИМЕР полифонического проведения идеи в романе "Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи в монологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге с Порфирием. Сначала статью излагает Порфирий, и притом излагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Это внутреннее диалогизированное изложение все время перебивается вопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этого последнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, все время перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями. В результате идея Раскольникова появляется перед нами в интериндивидуальной зоне напряженной борьбы нескольких индивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеи неразрывно сочетается с последними жизненными позициями участников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей.

“Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету.
Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял “Преступление и наказание” как полифонический

В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В “Преступлении и наказании” о себе рассказывают сами герои. Их точки зрения на мир равнозначны.

Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами.

В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека.

Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства. Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь “вытягивает” из Родиона его теорию о “высших” и “низших” людях. Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина.

Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает.
В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев. Здесь на первый план выходят их истинные позиции: “- Нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романович, тут не Миколка!
– Так…кто же…убил. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
– Как кто убил. – переговорил он, точно не веря ушам своим, – да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… – прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом”.
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В “Преступлении и наказании” основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона.

К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова. Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса.

Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями.

В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою “мысль решить”.
Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион.

Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах “Преступления и наказания” идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф. М. Достоевского “Преступление наказание” обладает новаторской структурой. Это полифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным.

Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Кольцова Наталья Юрьевна

В условиях современной жизни остро встают вопросы духовности, культуры. Каждый учитель литературы старается помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, уберечь, от проявлений эгоизма, пассивности, безразличия.

1.Личностные

Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

2.Метапредметные

-познавательные

Формирование умения анализировать и систематизировать информацию с помощью графического организатора - логико –смысловой модели (ЛСМ)

-регулятивные

Тренинг умения осуществлять целеполагание, планирование и рефлексию учебной деятельности

-коммуникативные

Тренинг умения работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3.Предметные

Методы, технологии

Организационные формы

Фронтальная беседа, работа в малых группах

1. Организационный этап. Установление контакта с аудиторией.

Слово учителя:

- Звучит отрывок многоголосной музыки, в котором одновременно звучат несколько самостоятельных равноценных мелодий.

Учитель: В чём особенность этого музыкального стиля?

В ходе беседы выясняются существенные признаки полифониии.

Полифония - вид многоголосия при одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

В ходе беседы выясняется, что какофония это сочетание звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение, полифония же предполагает гармонию, порядок, системность.

Учитель организует проблемную ситуацию, задавая вопрос:

Учащиеся рассуждают, проводя аналогии между литературным и музыкальным произведением. Учитель акцентирует их внимание на существенных признаках полифонии.

В результате беседы выясняется:

В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах.

У каждого героя – своя идея, своя позиция.

Их точки зрения на мир равнозначны. Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже.

Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа.

Авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.

Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев

3. Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос учителя:

- Что делает это многоголосие полифонией?

Что является системообразующими факторами? Что стягивает все голоса в систему.

О человеке, который совершает убийство из благих намерений.

- Что обсуждают многочисленные голоса романа?

Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается в этом непрерывном диалоге сознаний героев.

Далее беседа ориентирована на следующие проблемные вопросы и соответствующие позиции.

- Как можно сформулировать главный вопрос романа?

- Почему именно этот вопрос лёг в основу романа?

Обобщение учителя:

4. Целеполагание.

- Как из полифонии голосов возникает идея романа? Что нужно нам сделать, чтобы понять художественное высказывание Достоевского?

Чтобы понять идею произведения мы должны увидеть выстроенную Достоевским художественную систему в её основных взаимосвязях и образах. В этом заключается главная задача нашего урока.

5. Выбор средств. Чтобы увидеть произведение как систему, наглядно представить её основные компоненты и связи, необходимо выбрать наиболее эффективный способ работы.

Учитель предлагает рассмотреть возможности системы образов романа.

hello_html_m684e4553.jpg

Эта система не отражает идейно-художественной структуры романа. Обозначены только герои и семейные связи. Необходимо обратиться к другому инструменту – логико-смысловому моделированию.

Логико-смысловая модель позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности,

на ней можно показать сравнительную характеристику двух явлений, событий, формул, найти сходства и различия между ними,

Установить причинно-следственные связи,

выявить основную проблему и найти её решение.

6. Построение логико-смысловой модели

Сочетание фронтальной работы учителя со всем классом и самостоятельной работой учащихся, объединённых в малые группы.

Фронтальная работа на доске и в тетради:

Учащиеся разбиваются на 4 группы. 3 группы учащихся определяются в соответствии с ветвями ЛСМ. Можно делить класс и на 8 групп – 8 лучей. Все эпизоды, которые нужны для аргументации, были проанализированы на предыдущих уроках.

Какая теория овладела умом и сердцем главного героя?

В чём символический смысл его фамилии?

Кого из героев романа можно назвать двойниками Раскольникова?

Какие идеи определяют их жизненную позицию?

Зачем Достоевский выстраивает систему двойников для Раскольникова?

Кого из героев романа можно назвать антиподами Раскольникова?

Какие идеи определяют их жизненную позицию?

Зачем Достоевский выстраивает систему антиподов Раскольникова?

Какую роль в жизни Раскольникова играет Соня? В чём заключается символический смысл её имени?

Какой смысл заложен писателем в образ Лизаветы?

Прочтите библейские легенды и подготовьте ответы на вопросы:

Есть ли аналогии в судьбах Каина и Родиона Раскольникова?

В чём суть их наказания?

Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?

совершенно охранен от преследования

и совершенно одинок — отлучен от общества людей.

Существенное положение в романе Достоевского занимает мысль, что Каинова печать не снимается покаянием, потому что покаяние под Каиновой печатью — невозможно.

В революции мы приняли на себя Каинову печать как наказание, и задача — в том, чтобы совлечь с себя Каинову печать. Как для личности, так и для народа одинаково достоверно, что печать Каина не снимается покаянием. Только — страданием.

В этом смысл тоталитарного режима и внутреннего террора в России после революции. В этом смысл участия народа в самой жестокой из войн мировой истории. Народ понес великое страдание и через внутренний режим, и через войну с внешним врагом. Самое важное сейчас — усвоить то всенародное страдание.

Необходимо с предельной ясностью видеть связь пережитого страдания с отступничеством всех сословий от исторических начал жизни нации, извлечь духовный смысл и сделать его своим. Не только кровь мучеников за веру мистически нас укрепляет, но все совокупное народное страдание — даже тех, кто стал соучастником утопии , совершил ошибку, соблазнился, был виновен и пострадал.

Самый умышленный город

У́ мысел — одна из форм вины , противопоставляемая неосторожности .

В уголовном праве умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния , предвидение его последствий и наличие воли , направленной к его совершению

Каким изображён Петербург в романе Достоевского?

Что олицетворяет образ семьи Мармеладовых? Почему Достоевский выбрал такую фамилию?

Символика имён и фамилий

Разумихин : ум+душа= разум

Дуня : душа

Лужин : ассоциируется с мелким грязным водоемом, а также - лживый уж (змий)

Соня : София, мудрость. София – мать святых Веры, Надежды, Любви

Капернаумов : Капернаум — древний город, упоминается в Новом Завете. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес.

Как можно трактовать сон Раскольникова о забитой лошади?

- Докажите, что Достоевский исследует главный вопрос о возможности крови по совести,

а следователь расследует преступление?

-Какими методами пользуется один и другой?

Какое значение имеет каждая из встреч для развития сюжета?

За что Раскольникову смягчают наказание и отправляют на каторгу всего на 8 лет?

В какой части романа голос М.Ф.Достоевского звучит отчётливо и ясно? Почему? (Эпилог)

Важным средством раскрытия героев в романе являются диалоги и монологи.

Не менее важна их форма.

Монологи имеют форму спора героя с самим собою. Одновременно высказывают противоположные точки зрения на происходящее

Монологи в романе диалогичны (разные точки зрения на один факт) – признак полифонизма.

Диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

- Когда происходит нравственное прозрение Раскольникова. Зачитайте данный отрывок. (Работа с текстом)

- Сравните Раскольникова преступившего и Раскольникова покаявшегося? (Важно отметить новые возможности Раскольникова, открывшиеся перед ним: принятие христианских ценностей, духовное очищение, позитивность, возможность будущего)

- Герои Ф.М.Достоевского реалистичны, но являются ли они типичными в наше время? Приведите примеры. (Обратить внимание на вневременную важность поднятой Ф.М.Достоевским проблемы духовного обнищания человека)

- Какие уроки преподаёт нам Ф.М.Достоевский? (необходимость сохранения высоких моральных качеств, христианских ценностей; великая сила любви и т.д.)

Далее следует презентация докладов от групп и совместное заполнение ЛСМ на доске и в тетради.

hello_html_m4b498b05.jpg

7. Формулировка идеи произведения на основе анализа и обобщения ЛСМ

Фронтальная беседа, приводящая к общему выводу:

Итак, ЛСМ закончена в том виде, который перед вами. Остаётся последний этап к тому моменту, чтобы полифония зазвучала так, как задумал её писатель, или так. как вы поняли его сочинение. Соедините логическими пунктирами точки на лучах. Объясните, почему вы сделали именно так.

Можно выслушать несколько ребят, они не должны повторяться, а дополнять друг друга.

Читайте также: