Музыка германии 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Движение Реформации содействовало распространению хоровой музыки. Руководитель Реформации Мартин Лютер считал музыку могучим фактором воздействия на верующих. Он содействовал организации певческих школ, переводил латинские и церковные тексты на немецкий язык, сочинял тексты и мелодии хоралов.

С 15 века на развитие немецкой музыки оказывал влияние полифонический стиль нидерландской школы. Её выдающиеся представители – композиторы: Орландо Лассо, Йоханнес Окегем работали в это время при дворах немецких князей.

В 16 веке в развитии немецкой музыкальной культуры наблюдался некоторый застой, связанный с сильным влиянием итальянского и французского искусства. Одним из наиболее известных немецких композиторов этого времени был Генрих Шютц, создававший преимущественно церковную музыку: кантаты, пассионы, духовные концерты.

Основой немецкого музыкального искусства 17 – середины 18 века была церковная музыка: кантаты, пассионы, органные произведения. Как правило, руководителями музыкальной жизни немецкого города были органисты крупнейших церквей.

Наивысшего рассвета органные и ораториальные жанры достигли в творчестве И.С.Баха, предопределившего пути развития европейской музыки 19 – 20веков.

В середине 18 века появляется зингшпиль – немецкая комическая опера, с танцами и разговорным текстом. Тогда же композиторами мангеймской школы окончательно формируется жанр классической симфонии.

На развитие немецкой инструментальной и симфонической музыки 19 века мощное влияние оказало творчество Людвига ван Бетховена. Его музыка, открывшая дорогу романтизму, тесно связана с идеями немецкой классической литературы и философии. Основная тема произведений Бетховена – борьба против деспотизма и тирании, оптимистическое разрешение сложных трагедийных конфликтов.

В области симфонической музыки выдающееся место занимает творчество Феликса Мендельсона. Мендельсон, кроме того, основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. Вслед за Лейпцигом, консерватории открылись в Кёльне, Штутгарте, Франкфурте, Берлине.

Вершиной немецкой инструментальной и вокальной музыки 30 – 40 годов 19 века стало творчество Роберта Шумана, выражающее мечты и стремления его современников.

Антиподом Вагнера в области симфонического творчества был Иоганнес Брамс, крупнейший немецкий симфонист – романтик второй половины 19 века.

В конце 19 начале 20 века в немецкой музыкальной культуре еще были сильны традиции Вагнера и Брамса. Тем не менее, это время отмечено исканиями новых путей. В музыке переплетаются течения неоклассицизма, экспрессионизма и неоромантизма. Нередко признаки всех этих влияний можно проследить в творчестве одного и того же композитора. К самым талантливым композиторам этого периода относятся Рихард Штраус, Макс Регер, Пауль Хиндемит.

В 20 – 30 годы двадцатого столетия в музыкальной культуре Германии наступает расцвет исполнительского искусства. В многочисленных концертных залах и оперных театрах выступают крупнейшие певцы, инструменталисты, дирижёры: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, пианисты Вальтер Гизекинг, Артур Шнабель.

Но в годы фашизма многие выдающиеся музыканты и композиторы вынуждены были покинуть Германию.

Сейчас в Германии работают: оркестр Баварского радио, оркестр Берлинской филармонии, Гамбургская опера, Берлинская опера, Дрезденская Штатскапелла и другие коллективы.

Гордостью немецкого искусства стали дирижёры: Герберт фон Караян, Карлос Клайбер, Рафаэль Кубелик, певцы: Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф, пианист Вильгельм Кемпф и другие.

История музыки Австрии

Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов: славян и венгров. Носителями традиций австро-немецкой культуры издревле были странствующие музыканты – шпильманы и ваганты, важнейшими центрами музыкальной культуры – монастыри, где развивались традиции духовной музыки и музыкального образования.

С 12 – 13 веков при дворах тирольских и штирийских вельмож развивалась светская культура, а также рыцарское искусство миннезингеров.

В эпоху Возрождения здесь возникают многочисленные хоровые и инструментальные капеллы.

В 15 – 16 веках центры музыкальной культуры перемещаются в города.

В 1620 году в Вене открывается первый общедоступный театр, где ставятся музыкально – драматические произведения – кайзершпили.

Испытав, как и другие страны, влияние итальянской музыки, австрийская музыкальная культура постепенно обретает свою самобытность и к середине 18 века превращается в одну из самых значительных в Европе. Вена становится крупнейшим европейским центром музыкальной жизни. Здесь открываются Кертнертертеатр, Бургертеатр, общество музыкантов профессионалов, общество любительских концертов.

Во второй половине 18 века сформировалась Венская классическая школа, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Их деятельность, синтезирующая достижения не только австрийской, но и европейской музыки, охватывала все существующие жанры и стили. Венская классическая школа определила дальнейшие пути развития европейской музыкальной культуры.

Начало 19 века в европейской музыке знаменуется переходом от классицизма к романтизму. Выдающимся выразителем этого нового направления в Австрии стал Франц Шуберт. Он создал новые песенные жанры, основанные на венской народной песне.

Венские танцевальные капеллы способствовали возникновению венского вальса, который в последствии приобрёл черты самостоятельного жанра. Его создателями считаются композиторы Йозеф Ланнер и семейство Штраусов.

Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом венской оперетты. Авторами классических оперетт были Иоганн Штраус – сын, Франц Зуппе, Карл Миллёкер.

В начале 20 века в Австрии возникла новая венская школа, оказавшая влияние на ряд течений современного музыкального искусства. Её представители – Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг – внесли большой вклад в развитие экспрессионизма о тональности, серийной и додекафонной техники.

Приемником классических традиций был немецкий композитор Иоганнес Брамс, работавший в Вене, крупнейшие австрийские симфонисты конца 19 века – Антон Брукнер и Густав Малер.

Австрия всегда славилась высочайшей исполнительской культурой. В первой половине 20 века прославились пианисты: Теодор Лешетицкий, Леопольд Годовский и Эмиль Зауэр; скрипач Фриц Крейслер; дирижёры: Густав Малер, Рихард Штраус, Эрнст Краузе.

После второй мировой войны в Вене работали дирижёры: Герберт фон Караян, Карл Бём, Лорин Маазель; певцы: Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг и многие другие.

В Австрии действуют многочисленные музыкальные коллективы, среди которых выделяются Венская Государственная опера, Венский филармонический оркестр, Народная опера, Общество друзей музыки, Моцартеум. На родине Моцарта, в Зальцбурге, регулярно проводятся фестивали, имеющие большое значение в музыкальной жизни Австрии.

Вершиной не только нем., но и всей европ. муз. культуры стало творчество Л. ван Бетховена, уроженца Бонна, работавшего с 1792 в Вене. В его музыке раскрылись богатейшие возможности симф. метода, унаследованного им от старших представителей венской классической школы - Гайдна и Моцарта. Героико-драм. симфонизм Бетховена впитал идеи, рождённые эпохой Великой франц. революции; его творчество связано с идеями нем. Просвещения, "Бури и натиска", с эстетикой Г. Э. Лессинга, лит.-философскими концепциями Шиллера и Гёте, с развитием диалектики в нем. философии и нац.-патриотич. движением в эпоху наполеоновских войн. Новаторство Бетховена проявилось во всех областях муз. творчества. Он преобразил классич. формы (сонатную, вариационную, рондо и др.), симфонизировал камерные жанры. Творчество Бетховена оказало мощное воздействие на развитие инструментальной музыки в 19 в., а также на ряд выдающихся композиторов 20 в. Особое значение имела 9-я симфония (1824, с хором на ел. "Оды к радости" Шиллера), открывшая пути развития синтетич. вок.-инстр. жанров. Последние произв. Бетховена (фп. сонаты - с 1816, квартеты - 1822-26, 9-я симфония) предвосхитили мн. характерные выразительные средства романтизма, развивавшегося на протяжении 19 в.

Тесно связанный с отечеств. лит-рой нем. романтизм отличался ярко выраженной психологич. направленностью и большим интересом к фольклору, эпосу, сказочности. Осн. идеи музыкального романтизма, развивавшегося в преемственной связи с иск-вом венских классиков, воплотились в творчестве австр. комп. Ф. Шуберта - создателя романтич. песни, фп. миниатюры, нового типа симфонии, основанной на претворении песенных принципов. Все эти жанры получили развитие и в творчестве нем. композиторов. Ранний этап нем. романтизма связан с формированием нац. оперной школы. Первая нем. романтич. опера "Ундина" (пост. 1816, Берлин) написана Э. Т. А. Гофманом - писателем-романтиком, муз. критиком и композитором. Это произв., возникшее на основе нем. зингшпиля, во многом определило последующее развитие нем. романтической оперы с её контрастами реального и фантастического (романтич. принцип "двоемирия"), лейтмотивностью, вниманием к муз. декламации. Утверждение нац. оперы происходит в творчестве K.M. Вебера. "Вольный стрелок" ("Фрейшюц", пост. 1821, Берлин), восторженно принятый в Германии, а затем и во всей Европе, открыл дорогу на оперную сцену образам нар. быта, природы, сказки. "Эврианта" (пост. 1823, Вена) определила путь "большой" нем. романтич. оперы (с речитативами) к операм Вагнера 30-х и 40-х гг. ("Тангейзер", "Лоэнгрин") и Шумана ("Геновева", 1849, Дрезден). Этот тип оперы опирался на легендарный ср.-век. сюжет "из рыцарских времён" и тяготел более к психологич. углублённости и красочности, чем к драм. действенности. Нем. романтич. опера представлена именами Л. Шпора ("Фауст", пост. 1816, "Йессонда", пост. 1823) и Г. Маршнера ("Вампир", пост. 1828, "Храмовник и еврейка", пост. 1829, "Ганс Гейлинг", пост. 1833). В творчестве А. Лорцинга ("Царь и плотник, или Два Петра", пост. 1837, и др.) продолжалось развитие зингшпиля. Лорцинг и близкий ему по творч. направлению О. Николаи работали в Берлине и в Вене. Линия комической оперы ведёт к "Багдадскому цирюльнику" Корнелиуса (пост. 1858, Веймар).

Достижения симфонизма Вебера, особенно ярко воплотившегося в его увертюрах к операм, имели большое значение для развития романтич. орк. письма (не только в нем. музыке, но, напр., и в творчестве Берлиоза). В области симф. музыки выдающееся место принадлежит Ф. Мендельсону. Его творчество обнаруживает непосредств. связь с музыкой Вебера, Шуберта, традициями венских классиков. Мендельсон нашёл новые сферы романтич. образности и выразительных средств, особенно в области орк. колорита в увертюрах "Сон в летнюю ночь" (1826), "Фингалова пещера" (1832), а также в симфониях. Важный вклад в развитие нац. культуры внесли оратории Мендельсона "Павел" (1836) и "Илия" (1846), связавшие традиции Генделя с лирико-романтич. направлением. Последнее закрепилось в кантатно-ораториальных произв. Шумана ("Рай и Пери", сцены из "Фауста" и др.).

Большое значение имела муз.-просветительная деятельность Мендельсона в качестве дирижёра, пианиста, органиста, организатора муз. жизни Дюссельдорфа и Лейпцига, основателя первой в Германии Лейпцигской консерватории (1843). Вслед за Лейпцигской появились консерватории в Кёльне, Штутгарте, Франкфурте и др., в Берлине - Высшая школа музыки. Интенсивно развивается конц. жизнь (пианисты Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, пианистка К. Вик, скрипачи Ф. Давид, Л. Шпор, певица Г. Зонтаг). Массовый характер приобретает развитие хор. иск-ва. Ещё в 1795 в Берлине была основана Певч. академия. Её рук. К. Ф. Цельтер (учитель Мендельсона, друг Гёте) стал организатором первых хор. об-в ("лидертафель"), получивших с 1809 широкое распространение. Организуются песенные празднества и фестивали (Всегер-манский певч. праздник, 1845). Песенная традиция нем. иск-ва получила развитие в творчестве собирателя нар. песен Ф. Зильхера, композиторов К. Лёве (осн. жанр - баллада), Р. Франца и др.

Высокий профессионализм отличал композиторов, работавших в инстр. жанрах, - Ф. Лахнера, Р. Фольк-мана, Ф. Хиллера, позже К. Рейнеке.

Вершиной нем. музыки 30-40-х гг. 19 в. стало творчество Р. Шумана, сконцентрировавшее лучшие черты нем. романтизма на его зрелом этапе и далеко вышедшее за пределы нац. значения. Музыка Шумана открывала мир муз. образов углублённого психологизма, с "исследованием" тончайших движений человеческой души, с остротой и характеристичностью муз. портретов и афористичностью высказывания. Творчество Шумана связано с нем. романтич. лит-рой - Жан Поль (И. П. Рихтер), Э. Т. А. Гофман, Й. Эйхендорф, Г. Гейне (на тексты последнего написаны мн. песни, вок. циклы Шумана, в т. ч. "Любовь поэта", 1840). Тяготение к программности характерно для его фп. творчества 30-х гг.- наиболее новаторской области шумановского наследия ("Карнавал", 1835; "Крейслериана", 1838; "Симфонические этюды", 1834; фантазия, 1838). Принципы чуткого взаимодействия слова и музыки в его песнях определили важнейшую тенденцию в развитии вокальной музыки 19 в. Симф. творчество Шумана (4 симфонии, 1841-51; концерт для фп. с оркестром, 1845, и др.) продолжило развитие романтич. симфонизма Шуберта и Мендельсона. Его увертюра из музыки к "Манфреду" Байрона проложила путь от симфоний Бетховена к лирико-драм. симфонизму Чайковского. Значительны и камерно-инстр. ансамбли Шумана (особенно фп. квинтет, 1842). Публицистич. острота, исключит. богатство муз.-поэтич. фантазии свойственны также критич. деятельности Шумана (во многом продолжал традиции Э. Т. А. Гофмана). Его статьи и заметки (в издававшемся им с 1834 журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik", Лейпциг) сыграли большую роль в утверждении прогрессивных, новаторских принципов муз. иск-ва.

На протяжении 19 в. интенсивно развивалась нем. мысль о музыке. Ещё в кон. 18 в. выдвинулся И. Н. Форкель, автор первой монографии о И. С. Бахе (1802). В 1-й пол. 19 в. в Берлине работали крупные муз. учёные и педагоги: теоретик З. Ден, у к-рого брал уроки М. И. Глинка, теоретик и историк А. Б. Маркс, выпускавший "Берлинскую всеобщую музыкальную газету" ("Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung", 1824-30). Выступали как критики Р. Шуман и Ф. Лист. С сер. 19 в. началось регулярное и фундаментальное исследование музыки прошлого. Важнейшие вехи на этом пути - организация в 1850 в Лейпциге Баховского об-ва (инициаторы - Р. Шуман, историк О. Ян, видный теоретик и педагог М. Гауптман), а затем в 1856 - Генделевского об-ва (основатели Г. Гервинус и Ф. Кризандер). В 1842 при Корол. б-ке в Берлине было создано муз. отделение - хранилище рукописей, нот, книг, вскоре ставшее крупнейшим в Европе. В 1869 началась публикация "Памятников музыкального искусства" ("Denkmдler der Tonkunst"), положивших начало подобным изданиям в др. европ. странах. В 1868 в Берлине было основано Муз.-науч. об-во под рук. Р. Эйтнера, специалиста по библиографии и нотографии, автора 10-томного биобиблиографич. словаря музыкантов и муз. учёных "Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des 19 Jh." (Лейпциг, 1900-04). Историч. ветвь нем. музыковедения представлена такими именами, как Г. Кречмар, Ф. Шпитта (основоположник баховедения, создатель школы историков музыки). Среди теоретиков - X. Риман, глава функциональной школы, оставивший многочисл. труды по мн. разделам муз. теории, истории, акустики, эстетики; составитель муз. словаря (1-е изд. 1882).

К кон. 19 в. выдвигается ряд исполнителей мирового масштаба, гл. обр. дирижёров, в т. ч. X. Бюлов (также пианист и композитор), А. Никиш (венг. дирижёр, в 1895-1922 возглавлял оркестр Гевандхауза в Лейпциге), Г. Леви, Ф. Мотль (с 1886 дирижёр Байрёйтского т-ра), К. Мук (дирижёр Берлинской придв. оперы, в 1901-31 - Байрёйтских фестивалей), а также Б. Бильзе (в 1867 создал и возглавил симф. оркестр в Берлине), Г. Цумпе, З. Оке.

Крупнейшим нем. композитором, симф. и оперным дирижёром на рубеже 19-20 вв. явился Р. Штраус - автор симф. поэм с блестящей виртуозной оркестровкой. Штраус исходил из разработанных Ф. Листом форм программной музыки, вместе с тем в произв. композитора ощущается влияние Г. Берлиоза и Р. Вагнера. Эффектная яркость орк. красок, образная наполненность, острота изобразит. приёмов и характерность муз. тем отличают лучшие поэмы Штрауса ("Дон Жуан", 1888; "Тиль Уленшпигель", 1895; "Жизнь героя", 1898). Вместе с тем в ряде его произв. проявились черты иллюстративности и натуралистичности ("Дон Кихот", 1897; "Домашняя симфония", 1903; "Альпийская симфония", 1915). Славу оперного композитора принесла Штраусу опера "Саломея" (пост. 1905) по О. Уайльду. Декоративность, контрасты оркестровки характерны и для след. оперы Штрауса "Электра" (пост. 1909). Мрачность образов, сложность муз. языка сближают эти произв. с иск-вом экспрессионизма. В последующее время происходит поворот творчества Штрауса к моцартианскому классицизму (оперы "Кавалер роз", пост. 1911; "Ариадна на Наксосе", 2-я ред. 1916; "Женщина без тени", пост. 1919; "Елена Египетская", пост. 1928; "Арабелла", пост. 1933; балет "Легенда об Иосифе", пост. 1914).

Творчество М. Регера выросло на почве позднего романтизма. Развивая эстетич. принципы И. Брамса, композитор преодолевал влияние Р. Вагнера, хотя и не отрицал его достижений в области муз. языка. Регер, далекий от оперного театра, работал в области инстр. музыки. Его творчество было двойственным, обнаруживая родственную связь с немецким романтизмом и тяготение к классическим и доклассическим образцам нем. музыки. Произв. Регера оказали большое влияние на формирование нем. неоклассицизма. Принципы неоклассицизма были сформулированы итал. композитором Ф. Бузони (с 1894 жил в Германии). Он оказал влияние на развитие нем. музыки не только своим творчеством, но и деятельностью в качестве крупнейшего пианиста и публициста. В противовес романтич. преувеличениям, импрессионизму, экспрессионизму, Бузони отстаивал принципы "нового классицизма" ("Junge Klassizitдt"), к-рый, но его мнению, должен был утвердиться в иск-ве вопреки излишествам позднего романтизма, перенапряжённости экспрессионизма, приведшим к гипертрофии субъективного начала в музыке.

Общественно-политическая и культурная обстановка в Германии второй половины XIX века

40-е годы XIX века — время интенсивного подъема немецкой музыкальной культуры. В расцвете творческих сил Мендельсон, Шуман. Выдвигается мятежный бунтарь Вагнер, проявляющий кипучую энергию во многих направлениях как композитор, дирижер, писатель-публицист. Вскоре к нему присоединяется Лист, который с 1847 года обосновывается в Германии; разносторонняя деятельность Листа отмечена большим размахом, идейной целеустремленностью.

Возобновляются после длительного периода реакции лучшие традиции идей просвещения и гуманизма. Подобно Гейне, Шуман (в годы расцвета творческих сил), а вслед за ним Вагнер и Лист, основным в своей деятельности будут считать подготовку новой поры в искусстве, освобожденном от сковывающих его пут социального угнетения, моральных предрассудков. Это — главное направление их художественных исканий. И несмотря на нечеткость общественно-политической платформы и романтическую расплывчатость теоретических положений, их прогрессивная устремленность несомненна.

Однако предательство буржуазии, отказавшейся от демократического объединения Германии, вновь надолго задержало развитие прогрессивных сил. Поражение революции 1848—1849 годов привело к главенству реакционных течений в идеологической жизни страны. В ближайшие десятилетия их влияние все более усиливалось.

Несмотря на общность исторических условий, немецкая музыка того же периода, в отличие от литературы, вписала важные страницы в историю мировой художественной культуры, выдвинула выдающихся композиторов и исполнителей, творческая деятельность которых приобрела международное значение.

Противоречия в развитии немецкой музыки. Их проявления во вражде веймарской и лейпцигской школ

Все же не следует преувеличивать значение названных двух школ в истории немецкой музыки. Это — один из частных эпизодов присущей ей борьбы группировок и направлений. Вскоре борьба приняла иные формы: враждующие лагери образовались вокруг творческих фигур двух крупнейших музыкантов Германии — Вагнера и Брамса.

Таким образом, оба эти окружения приносили бесспорный вред делу развития немецкой музыки: воинственный пыл враждующих лагерей обострил идейный разброд в рядах музыкантов, не дал возможности распознать общего врага. Для Вагнера и Брамса таким врагом являлось немецкое филистерство, затхлый провинциализм; каждый по-своему, они отстаивали принципы высокой идейности и гуманизма. В их творчестве получили отражение разные стороны немецкой действительности, они разработали различные методы ее отображения, писали в разных жанрах музыкального искусства. Но один композитор не исключал другого, а, наоборот, дополнял, своей индивидуальностью обогащал отечественную культуру. Эта стало ясным к концу века, после смерти Вагнера, когда остыл полемический пыл и произведения обоих мастеров получили всеобщее признание.

Расцвет музыкальной жизни в конце XIX века

Активно проявляет себя славная плеяда листовских учеников, и первый среди них — выдающийся дирижер и пианист, пропагандист Вагнера и Брамса, поклонник русской музыки, и прежде всего оперного творчества Глинки, Ганс Бюлов (1830—1894). Вообще немецкая дирижерская школа, возглавленная Рихардом Вагнером, вырастает в явление международного масштаба. Среди ее лучших представителей Артур Никиш (венгр по происхождению, 1855—1922), Феликс Вейнгартнер (1863—1942), Рихард Штраус (1864—1949).

Все это — показатели большого, разностороннего расцвета немецкой музыкальной культуры, которого она достигла усилиями нескольких поколений своих лучших, прогрессивных деятелей XIX века.

Героика, мятежность, драматизм и проникновение в сокровенные тайники человеческой души, эпическая широта мысли и субъективно-утонченная психологизация лирического образа, опора на классические традиции, почитание Баха, Бетховена и смелая борьба против устаревших канонов, углубление концепционности и тяга к демократизации искусства — таковы лишь некоторые грани богатейшего наследия немецких и австрийских композиторов-романтиков.
В 30—40-е годы наступает второй период в развитии музыкального романтизма в Германии и Австрии. На смену Шуберту,
Гофману, Веберу, положившим начало романтическому направлению в музыке, пришло новое поколение: выдающийся композитор и музыкально-общественный деятель, основатель первой консерватории в Германии (Лейпциг), крупнейший дирижер, возглавивший немецкую концертную жизнь,— Феликс Мендельсон-Бартольди; мятежный Роберт Шуман, чьи художественные открытия необыкновенно обогатили музыкальное творчество и эстетическую мысль; гениальный оперно-симфонический драматург Рихард Вагнер и многие другие.
В этот знаменательный период — между Июльской революцией 1830 года во Франции и европейскими революциями 1848—1849 годов — романтизм в музыке достигает своей зрелости. После 1848—1849 годов намечается переход к позднему, заключительному периоду, охватившему почти всю вторую половину XIX века.

1

Общественное и культурное развитие Германии в 30—40-е годы отмечено глубокой противоречивостью. Страна продолжала оставаться раздробленной на множество самостоятельных государств и княжеств. Вместе с тем под воздействием крестьянских волнений, стихийных восстаний пролетариата и создания первых социалистических организаций немецких рабочих (Союз справедливых, 1836 г.) общественно-политическая обстановка в Германии заметно накалялась, что привело к буржуазно-демократической революции 1848—1849 годов.

Большое число филармонических концертных, театральных учреждений, певческих обществ, адресовавшихся к широким демократическим слоям общества, развертывали свою деятельность, существуя рядом со старыми, все более отживавшими формами придворной музыкальной жизни1 (при княжеских дворах служили и Брамс в Детмольде, и Лист в Веймаре, многие монархи были известными меценатами, среди них Людвиг II Баварский, герцог Саксен-Мейнингенский и др.). Деятельность выдающихся музыкантов (начиная с Мендельсона) способствовала воспитанию общественного вкуса, пробуждению более серьезных музыкальных интересов по сравнению с увлечением модными виртуозами. Однако филистерство и рутина стояли на пути Листа и Брамса так же, как и на пути Мендельсона и Шумана, что, несомненно, способствовало переезду Листа из Веймара в Рим в 1861 году и Брамса из Гамбурга в Вену в 1862 году.
Интенсивность концертной жизни создавала почву для творческой активности композиторов, но репертуар подчас составлялся из посредственных произведений. Если энергичная, отмеченная подлинным новаторством и размахом деятельность Листа в Веймаре содействовала выдвижению этого города на передовые позиции немецкого музыкального искусства, то Лейпциг, напротив, после отъезда Шумана (1844) и смерти Мендельсона (1847) утратил свое прежнее значение средоточия высокой музыкальной культуры и ведущего центра просвещения. Сужение репертуара концертов Гевандхауза, замкнутость в рамках узкопрофессиональных интересов, укреплявшаяся в консерватории, становятся отличительными чертами музыкальной жизни Лейпцига. Все больше укоренявшееся в практике (а затем отраженное в музыковедческой литературе) противопоставление веймарской и лейпцигской школ было основано именно на обнажившихся в 50-е годы противоречиях между новым и старым. В своем отношении к классическим принципам музыкального искусства, к традициям оркестровых, камерных инструментальных и вокальных жанров лейпцигцы стояли на сугубо консервативных позициях, воинственно отстаивая незыблемость, неприкосновенность этих принципов, превращая их тем самым в академическую догму и препятствие для подлинно творческих исканий. Отсутствие боевого духа, живой, свежей мысли времен Мендельсона и Шумана, превалирование строгого технологического профессионализма стали тормозом в развитии новых идей.

Читайте также: