Дешт и кипчак кратко

Обновлено: 02.07.2024

Улусы найманов и кереитов.

Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. На западе от кереитов жили найманы, на севере — меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.




Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

Улусы найманов и кереитов.

Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. На западе от кереитов жили найманы, на севере — меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.

Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитаями и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.

Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплеменными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.


Деление

В домонгольскую эпоху население Дешт-и-Кыпчак не образовывало единую этно-политическую общность. Народы и племена Дешт-и-Кыпчак, занимавшие различные природно-климатические регионы, различались как по общественно-политической организации, так и по способам хозяйствования, В XIII веке Дешт-и-Кыпчак завоевали монголо-татары и он стал ядром улуса Джучи (Золотой Орды).

Литература

    Древняя Русь и Великая Степь. — М., 2006.
  • Кудряшов К. В. Половецкая степь. — М., 1948.
  • Плетнева С.А. Кочевники Средневековья: поиски исторических закономерностей. — М.: Наука, 1982. — 190 с.
  • Плетнева С.А. Половцы. — М.: Наука, 1990. — 210 с.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дешт-и-Кипчак" в других словарях:

Дешт-и-Кипчак — (Кипчакская степь), название в арабских и персидских текстах XI XV вв. степей от р. Иртыш до р. Дунай, от Крыма до Болгара Великого, где кочевали кипчаки (половцы). В XIII в. захвачена монголо татарами. В XVI XVIII вв. Дешт и Кипчак называлась… … Энциклопедический словарь

ДЕШТ-И-КИПЧАК — (Кипчакская степь) название в арабских и персидских текстах 11 15 вв. степей от р. Иртыш до р. Дунай, от Крыма до Болгара Великого, где кочевали кипчаки (половцы). В 13 в. захвачена монголо татарами. В 16 18 вв. называлась только восточная часть… … Большой Энциклопедический словарь

Дешт-и Кипчак — Половецкая степь. Евразийские территории кыпчаков, конец XI начало XII вв. Исторический герб Комании Карта Азии в XII веке, показывает половецкие земли и их … Википедия

Дешт-и-Кипчак — Дешти Кипчак, или Кипчакская степь, название, известное из арабских и персидских источников XI–XV вв. и закрепившееся за полосой степей, простирающейся в Европе и Азии, от Дуная до Иртыша (Украина, Россия и Казахстан). Протяжённость ок. 4000 км,… … Географическая энциклопедия

ДЕШТ-И-КИПЧАК — Кипчакская степь, назв. в араб. и перс. источниках 11 15 вв. степей, простиравшихся от верховий Сыр Дарьи и зап. отрогов Тянь Шаня до устья Дуная. Впервые термин Д. и К. встречается у перс. автора Насира Хосрова в 11 в., когда кипчаки, или… … Советская историческая энциклопедия

Дешт-и Кыпчак — Половецкая степь. Евразийские территории кыпчаков, конец XI начало XII вв. Исторический герб Комании Карта Азии в XII веке, показывает половецкие земли и их … Википедия

Дешт-и-Кыпчак — Половецкая степь. Евразийские территории кыпчаков, конец XI начало XII вв. Исторический герб Комании Карта Азии в XII веке, показывает половецкие земли и их … Википедия

Дешти-Кипчак — Половецкая степь. Евразийские территории кыпчаков, конец XI начало XII вв. Исторический герб Комании Карта Азии в XII веке, показывает половецкие земли и их … Википедия

Аджиев, Мурад Эскендерович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аджиев. Мурад Эскендерович Аджиев Имя при рождении: Мурад Эскендерович Аджиев Псевдонимы: Мурад Аджи Дата рождения: 9 декабря 1944(1944 12 09) (68 лет) … Википедия

Дешт-и-Кипчак в начале XIII века

Дешт-и-Кипча́к [1] , или Полове́цкая степь, Кипча́кская степь [1] , в западной Европе Кумания [2] (перс. دشت قپچاق ‎ [dašt-i qipčāq], тадж. Дашти Қипчоқ ‘кыпчакская степь’, крымскотат. Deşt-i Qıpçaq , кирг. Дашт-и-Кыпчак , каз. Дешті Қыпшақ даласы ; башк. Дәште Ҡыпсаҡ ; тат. Дәште Кыпчак, Däşte Qıpçaq ; узб. Dashti Qipchoq, Дашти Қипчоқ ; кум. Дешт-и Къыпчакъ ) — исторический регион Евразии, представляющий собой Великую Степь от низовий Дуная до Иртыша и озера Балхаш. И от Нижней Сырдарьи и Крыма до Булгарии Волжско-Камской [3] .

В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство.

В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.

В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.

Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере.

Территорию кыпчаков можно условно разделить на:

  • Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги
  • Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра

Столица — Сыгнак.

Этническая история

Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным, длительным процессом и делится на 3 этапа:

  1. VII-VIII вв — кыпчаки населяли земли от северного Алтая и Иртыша, составили этническую основу кимакского племенного союза.
  2. VIII-IX вв — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе.
  3. XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном Восточном Дешт-и-Кыпчаке.

В русских летописях кыпчаков называли -половцами, венгерские источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках -комонами или куманами.

Общественное устройство

Хан — титул правителя, избирали из династийного рода — ель-борили. Ставка хана — Орда

Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:

  1. Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урал, Волги, полуостров Мангыстау. Ставка -г.Сарайшык на р. Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили;
  2. Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка г. Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени уран.

Строго соблюдалось иерархическая система господствующей аристократической верхушки -ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Рабы — самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность — скот. Мерила богатства — число лошадей. Например, богатые кыпчаки владели более 10 тыс. табунами. Посягание на собственность строго каралось, например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. В XI-XIII вв. кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Антропологический тип кыпчаков относится — к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.

Политическая история

Кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии Караханидов. Караханиды предпринимали походы в восточные пределы Кыпчакского ханства. В 1065 г. правитель сельджуков Алып-Арслан предпринимает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район Мангыстау. К концу XI в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. В 1069 г. кыпчаки совершали набеги на Хорезм.

В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями. Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156 гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.

Причины ослабления:

  • ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;
  • сложение крупного объединения канглы;
  • усиление междоусобной борьбы.

Во второй половине XII в. Хорезм шах Текеш (1172-1200) вел политику на сближение с кыпчакскими ханами. Женился на дочери кыпчакского хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма имели цель — исламизация кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, особенно территория между городами Жент и Фарабом до конца XII в. исповедовали языческую религию.

В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р. Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с Мухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана.

Кыпчаки принимали активное участие в политической жизни многих государств, стали участниками крупных политических событий:

Кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса Джучи.

Читайте также: