Полхов майданская роспись кратко
Обновлено: 05.07.2024
Народный промысел, сформировавшийся в с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области) в 1920-е годы. Один из самых молодых художественных промыслов России, представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками.
История возникновения промысла в Полховском Майдане во многом легендаризирована. Не сохранилось ни первых игрушек, ни документов, связанных с их происхождением.
Согласно наиболее распространенной версии, крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду в своих мастерских, в конце XVIII века. Первые токарные изделия не расписывались.
Свое развитие промысел получает в 1910-1920-х годах. Известно, что в 1916 году крестьянин-кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат. Возможно, под влиянием аналогичных изделий сергиевских мастеров посуду и игрушки начинают покрывать выжженным контурным рисунком.
Вскоре контур начинают раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов на смену им приходят более яркие анилиновые красители, разведенные на спирту. Постепенно выжженный контур заменяет рисунок тушью. С начала 1980-х годов начинает применяться роспись по обожженному паяльной лампой фону.
Изготовлением аналогичных токарных расписных предметов занимаются и в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.
Самая большая коллекция изделий Полхов-Майданского промысла хранится в Вознесенском историко-краеведческом музее. В выставочном зале музея представлено около 1500 матрешек.
Культура России – это классический балет, великие композиторы и большая литература. Так, кажется, принято считать и именно так среднестатистический обыватель ответит на вопрос, чем славится русское искусство. А еще вспомнит Репина, Васнецова и Шишкина. Но даже такой краткий список требует быстрого дополнения: народное творчество определяет русскую культуру так же значительно, как и труды гениев. Полхов-Майданская роспись – одна из ярких страничек народного искусства. О том, как она сформировалась, чем прославилась и как получить собственный художественный опыт в этом направлении, читайте далее.
История появления и развитие полхово-майданской росписи
Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.
Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.
Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.
Мотивы и орнаменты
Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.
Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.
Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:
- в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
- самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
- приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.
Цвета
Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.
Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.
Особенности росписи матрешки
Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.
И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.
Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.
Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.
Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.
- стройная, вытянутая по форме;
- плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
- яркие цветы на сарафане;
- на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
- большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.
Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.
Технология росписи
Роспись матрешки поэтапно:
- Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
- Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
- Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
- Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
- На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
- На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
- Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
- После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.
В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.
Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.
Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.
Это третий центр нижегородской росписи, расположенный на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. как производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской губернии. Считается, что крестьяне села Полховский Майдан переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду у себя в монастыре с конца XVIII в.Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали. Однако известно, что в 1916 г. кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат, после чего и посуду, и игрушки начали покрывать выжженным рисунком как это делали и мастера Сергиева Посада. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов и яркими анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный рисунок заменили рисунком тушью, а с начала 1980-х годов применяется роспись по фону обожженному паяльной лампой.
Получили широкую известность и миниатюрные расписные игрушки полховско-майданского мастера П.Е. Сентюрёва: лошадки, балалайки, самовары, шкатулки с секретом 3-4 сантиметра размером. Другое поколение мастеров: его внучка В.А. Масягина, Е. Танкова, В.И. Дёмин, В.В. Юртов, П. Курилкина в сложных рыночных условиях стараются продолжить традиции полховско-майданских промыслов, выполняя самые разные формы матрешек, свистулек, фигурок животных, забавные вещи как бирюльки. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В.В. Юртов. Изделия Юртова- Курилкиной имеют статус народно-промысловых.
Полхов-Майданская роспись
На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Шкатулка с выжиганием и росписью
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Копилка с сельским пейзажем
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.
Гриб расписанный в технике полохов-майданской росписи
В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
Технология росписи
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости
от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.
Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного
Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками,
разведенными горячей водой температурой 70 – 80 0 С (6 -8 г краски на1 л воды).
Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта.
Читайте также: