Полхов майданская роспись кратко

Обновлено: 05.07.2024

Народный промысел, сформировавшийся в с. Полховский Майдан (Вознесенский р-н Нижегородской области) в 1920-е годы. Один из самых молодых художественных промыслов России, представляет собой технику росписи деревянных токарных игрушек и предметов утвари анилиновыми красками.

История возникновения промысла в Полховском Майдане во многом легендаризирована. Не сохранилось ни первых игрушек, ни документов, связанных с их происхождением.

Согласно наиболее распространенной версии, крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду в своих мастерских, в конце XVIII века. Первые токарные изделия не расписывались.

Свое развитие промысел получает в 1910-1920-х годах. Известно, что в 1916 году крестьянин-кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат. Возможно, под влиянием аналогичных изделий сергиевских мастеров посуду и игрушки начинают покрывать выжженным контурным рисунком.

Вскоре контур начинают раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов на смену им приходят более яркие анилиновые красители, разведенные на спирту. Постепенно выжженный контур заменяет рисунок тушью. С начала 1980-х годов начинает применяться роспись по обожженному паяльной лампой фону.

Изготовлением аналогичных токарных расписных предметов занимаются и в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.

Самая большая коллекция изделий Полхов-Майданского промысла хранится в Вознесенском историко-краеведческом музее. В выставочном зале музея представлено около 1500 матрешек.

polhov-majdanskaja-rospis

Культура России – это классический балет, великие композиторы и большая литература. Так, кажется, принято считать и именно так среднестатистический обыватель ответит на вопрос, чем славится русское искусство. А еще вспомнит Репина, Васнецова и Шишкина. Но даже такой краткий список требует быстрого дополнения: народное творчество определяет русскую культуру так же значительно, как и труды гениев. Полхов-Майданская роспись – одна из ярких страничек народного искусства. О том, как она сформировалась, чем прославилась и как получить собственный художественный опыт в этом направлении, читайте далее.

История появления и развитие полхово-майданской росписи

polhov-majdanskaja-rospis

Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

postavok-polkhovskij-majdan

Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

  • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
  • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
  • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

polhov-majdanskaja-rospis

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

Особенности росписи матрешки

Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.

polhov-majdanskaja-rospis

И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

polhov-majdanskaja-rospis

  • стройная, вытянутая по форме;
  • плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
  • яркие цветы на сарафане;
  • на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
  • большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.

Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

Технология росписи

polhov-majdanskaja-rospis

Роспись матрешки поэтапно:

  1. Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
  2. Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
  3. Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
  4. Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
  5. На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
  6. На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
  7. Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
  8. После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.

В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

Стоит сказать, что и самостоятельные мастера вынуждены работать быстро, не концентрируясь на одной куколке долго. Нижегородские и московские заказчики торопят, покупать более искусных, художественно-совершенных кукол им не выгодно. На роспись таких матрешек тратится больше времени, а значит, и стоят они дороже. А вот окупаемость их ниже. Разве что ценители могут позволить себе приобрести более тонкую работу, обычному же покупателю нужен красивый и доступный по цене сувенир.

Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

Полховско-Майданская роспись

Это третий центр нижегородской росписи, расположенный на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась на рубеже ХIХ-ХХ вв. как производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской губернии. Считается, что крестьяне села Полховский Майдан переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших деревянную посуду у себя в монастыре с конца XVIII в.Первые токарные изделия (посуду), продававшиеся на ярмарках, не раскрашивали. Однако известно, что в 1916 г. кустарь Павел Никитич Полин привез в село выжигательный аппарат, после чего и посуду, и игрушки начали покрывать выжженным рисунком как это делали и мастера Сергиева Посада. Вскоре контур начали раскрашивать масляными и клеевыми красками, а с середины 1930-х годов и яркими анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный рисунок заменили рисунком тушью, а с начала 1980-х годов применяется роспись по фону обожженному паяльной лампой.

Получили широкую известность и миниатюрные расписные игрушки полховско-майданского мастера П.Е. Сентюрёва: лошадки, балалайки, самовары, шкатулки с секретом 3-4 сантиметра размером. Другое поколение мастеров: его внучка В.А. Масягина, Е. Танкова, В.И. Дёмин, В.В. Юртов, П. Курилкина в сложных рыночных условиях стараются продолжить традиции полховско-майданских промыслов, выполняя самые разные формы матрешек, свистулек, фигурок животных, забавные вещи как бирюльки. Традиции полховско-майданской росписи сегодня продолжает ИП В.В. Юртов. Изделия Юртова- Курилкиной имеют статус народно-промысловых.

Полхов-Майданская роспись

На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.


Шкатулка с выжиганием и росписью

Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.


Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.


Копилка с сельским пейзажем

Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.


Гриб расписанный в технике полохов-майданской росписи

В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.


На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.


Технология росписи

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости

от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками,

разведенными горячей водой температурой 70 – 80 0 С (6 -8 г краски на1 л воды).

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта.

Читайте также: