Поль рикер биография кратко
Обновлено: 02.07.2024
Задача, поставленная мыслителем Полем Рикором, была огромной: разработать некое обобщенное понятие о человеке в XX веке. Такое понятие выстроено феноменологией, философией жизни, экзистенциализмом, персонализмом, психоанализом, герменевтикой, структурализмом, аналитической философией, философией морали, философией политики и т.д., словом, всеми основными течениями и тенденциями философии ХХ века, которые имеют глубокие корни, заложенные античной и еще более ранней — мифологической мыслью, и основаны на идеях своих ближайших предшественников: Канта, Гегеля, Фихте. Ricoeur пытается выявить исследовательские возможности каждого из этих учений и согласовать их в единую — многомерную и многослойную — концепцию феноменологической герменевтики.
После войны Рикор продолжал преподавать: 12 лет он преподавал историю философии в Страсбургском университете, затем общий курс философии в Сорбонне, а в 1967-1970 годах он работал в университете Нантера, одновременно преподавая в Чикагском университете на кафедре, ранее принадлежавшей Полю Тиллиху. Сейчас он преподает в университетах Франции, США, Швейцарии, Бельгии и во Французском университетском колледже в Москве.
Новый взгляд на философию истории во Франции
Человеческая деятельность… всегда происходит в обществе, состоящем из различных социальных сообществ с присущими им системами ценностей, которые вместе составляют семантическую структуру данного общества. С этой точки зрения, любое общество, любая культура функционирует как система значений, которая интегрирует и цементирует то, что общество, обеспечивает его единство и целостность, создает механизм культурной преемственности, но в то же время стимулирует людей к деятельности, направленной на изменение и преобразование существующих социальных структур и создание новых.
Такой подход подразумевает изучение не столько свойств вещей, сколько отношения человека к миру, выраженного через ценности, которые можно рассматривать как знаки, символы, через которые люди общаются друг с другом и достигают взаимопонимания.
Влияние идей Гуссерля и М. Мерло-Понти оказало влияние на целое поколение философов. До 1961 года считалось, что феноменологическое восприятие времени является ключом к пониманию истории. В то время Ж.-Ф. Лиотар заявил, что феноменологическое восприятие истины кладет конец вечным истинам и делает факт истины вопросом истории.
Для создания феноменологического проекта философии истории Мерло-Понти мобилизовал силы, которые после 1961 года обратились против всей феноменологии: Союзниками Мерло-Понти были социурическая лингвистика и структурная антропология К. Леви-Штрауса. Структурализм стал доминировать в историческом и социальном знании после смерти Мерло-Понти в 1961 году.
После Второй мировой войны происходит изменение подходов к теории исторического процесса: попытки создать единую универсальную теорию сменяются признанием нескольких версий истории, основой которой является ценностный плюрализм. Принцип историзма, требующий рассмотрения объекта в конкретных исторических условиях и отношениях при сохранении его неизменной сущности, заменяется принципом историчности, согласно которому история — это способ существования всего, и особенно человека.
Концепция герменевтики
Задача, поставленная мыслителем Полем Рикер, колоссальна: разработать своеобразную обобщенную концепцию личности в XX веке. Такое понятие было построено феноменологией, философией жизни, экзистенциализмом, персонализмом, психоанализом, герменевтикой, структурализмом, аналитической философией, философией морали, философией политики и так далее. Одним словом, все основные течения и тенденции философии XX века имеют глубокие корни в античности и, еще раньше, в мифологической мысли и основаны на идеях их ближайших предшественников — Канта, Гегеля и Фихте .
По словам Рикоэра, потребности, желания и привычки человека приобретают реальный смысл только по отношению к воле, которую он пробуждает и мотивирует; воля дополняет их смысл, она определяет его выбор.
Интерпретирующий конфликт
Если теория и ее отношение проявляются в решении проблем настоящего времени, то она также верна и для того, что было. Теории рождаются под влиянием жизненных процессов, и историк схватывает эти процессы, формирует гипотезы и экстраполирует их на то, как прошло человечество.
Освобождение человеческой личности
Меньше внимания в трудах Поля Рикера уделяется проблеме эмансипации человеческой личности в процессе исторического развития. История человечества, с точки зрения персоналистов, выглядит как процесс освобождения личности от всякого рода детерминизмов, ограничивающих возможности свободного творчества. Древний человек был неотделим от своего ближайшего окружения и семьи и был подвержен слепой судьбе; отсюда и страсть философов к безличному мышлению и поиску непреложного порядка, управляющего как природой, так и идеями. Христианство ввело идею множественности душ, идею человека в целом. Возникла и закрепилась идея свободы выбора. Феодальная эпоха не дала человеку возможности освободиться от заключения тяжелого физического труда и полуголодного существования и создать гражданское общество по другую сторону социального и классового разделения. XIX век усилил отчуждение человека в результате развития индустриальной революции и появления ранних форм индустриального капитализма, хотя и ввел новые степени свободы в политической сфере. Отсюда и растущий интерес к проблемам свободы в произведениях экзистенциалистов и марксистов, выступавших против нарушения категорического императива Канта: человека не следует рассматривать как средство, в данном случае как средство наживы. ХХ век — это время, когда человек начинает осознавать свою субъективность. Человек — это существо природы через его тело.
Опыт человечества зафиксирован в языке, символах и мифах. Обычное сознание является основой для развития всех других форм человеческого сознания. Таким образом, она становится объективной основой субъективного сознания.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Философия - это форма познания мира, и у каждого она своя. Есть такие люди, которые стараются донести философию до окружающих путем выступлений и сочинений, и в этой статье пойдет повествование о жизни одного философа.
Философы двадцатого века
Философия, как история и литература, условна разделена на столетия, но многие философы по-прежнему остаются нашими современниками (Платон, Кант или Декарт). Однако время не стоит на месте, происходит развитие во многих областях, и людям приходится под это подстраиваться и адаптироваться. Поэтому возникают новые направления в разных сферах, в том числе и в философии (феноменология, неомарксизм, структурализм, неопозитивизм и т.д.), соответственно появляются и философы, которые хотят донести суть этих направлений – Теодор Адорно, Мишель Фуко, Поль Рикер, Бертран Рассел и др. Рассмотрим жизнь и работы одного из них.
Поль Рикер: биография
В 1913 году в Валенсии 27 февраля родился один из самых знаменитых философов 20 века. Его имя Поль Рикер. Он рано осиротел, мать умерла практически сразу после его рождения, а отец, который был преподавателем английского языка, погиб на фронте во время Первой мировой войны. Его воспитателями стали дедушка и бабушка (родители отца), которые являлись протестантами и принадлежали к религиозному меньшинству, что было весьма заметно в католической Франции и повлияло на жизнь маленького Поля.
Начальное образование Рикер получил путем изучения Библии и хождения на церковные службы. Далее Поль смог поступить в университет в Ренне, затем поступил в университет в Сорбонне, а после окончания стал преподавать в лицее философию.
Когда началась Вторая мировая война, Поль стал солдатом французской армии, и вскоре попал в плен, но смог продолжать свои труды и занялся переводом Идей Гуссерля (немецкого философа, который основал феноменологическую школу).
После окончания войны Поль Рикер смог вернуться к преподаванию: сначала это был Страсбургский университет, затем Сорбонна, а далее университет Нантера. В 1971 году он стал профессором Чикагского университета, и в тоже время преподавал в Йельском университете.
Поль Рикер умер на 92 году жизни в своем доме во Франции, это случилось в 2005 году, когда он заснул и больше не проснулся.
Личная жизнь философа
Выдающимся философом 20 века был Поль Рикер. Личная жизнь его сложилась, когда ему было всего 22 года, однако свою жену он встретил еще в детстве, и они долгие годы были просто друзьями. Симона Лежа родила своему мужу 5 детей: 4 сыновей и одну дочь. Они прожили вместе много лет, воспитывая детей, а потом и внуков. К сожалению, один сын в середине 80-х покончил жизнь самоубийством, остальные живы до сих пор. Жена Рикера умерла незадолго до смерти философа.
Философское направление
Поль Рикер – философ и последователь феноменологии, которая появилась в Германии в начале 1910–х годов. Основная проблема, которая стояла в этом направлении, это знания человека как фундамента, на котором строится его жизнь. Как создать этот фундамент, из чего его построить, если не прибегать к химическим процессам мозга, вот что было главной задачей. Основной техиз, который был сформулирован философами, заключается в том, что любое знание – это явления (феномены) в сознании человека.
Поль Рикер пошел дальше и развивал идею такого направления, как герменевтика, которая являлась продолжением феноменологии, но выражалась посредством языка. Основной тезис был сформулирован так: истолковать мир можно также, как и истолковать текст с помощью определенных моделей.
Например, в герменевтике было такое понятие, как герменевтический круг – для понимания и истолкования какого-либо явления и события, необходимо знать его отдельные части (т.е. для понимания замысла литературного произведения, необходимо знать и понимать предложения, из которых состоит текст), так же должно происходить и в жизни: найти причину, почему произошло то или иное событие, докопаться до сути, разбирая его на части и т.д.
Данное направление и его методы исследования применяется в социальной теории, в литературе и эстетике.
Рикер считал, что феноменология и герменевтика неразрывно связаны между собой, первое направление исследует восприятие реальности, вторая - интерпретирует тексты. Т.е. мы воспринимаем мир определенным образом, а далее его интерпретируем на свой взгляд, организовывая свой мир. Тексты – это все что нас окружает, память, язык, слово, вера, история. Все это человеческий опыт и объекты восприятия.
Поль Рикер: интересные факты
Рикер прожил долгую жизнь, родившись в начале 20 века, пережив две мировых войны и побывав в плену, умер на 92 году в 21 веке. Он многое видел и многое понимал, всегда старался донести свои взгляды до людей, преподавая в университетах и занимаясь созданием литературы о философии. Есть несколько интересных фактов, которые показывают, насколько его жизнь была разносторонней.
Когда Поль Рикер находился в плену, он продолжал работать и занялся переводом Гуссерля. В лагере была насыщенная интеллектуальная жизнь – проводились лекции и семинары, а впоследствии это место стало учебным заведением.
В 1969 году в университете Нантар он был назначен деканом и проработал два года. Но после того, как оказался между двух огней: политикой и бюрократией, он принял предложение Чикагского университета и уехал работать туда на 20 с лишним лет.
На 91 году жизни он получил премию за достижение в гуманитарных науках.
Рикер был очень грамотным человеком и написал немало трудов о феномене человеческой жизни, при этом охватывал совершенно разные сферы: язык, символы, знаки, психология, религия, литература и история, добро и зло.
Награды Поля Рикера
В 2000 году Рикер стал лауреатом Киото, премии, которая вручается раз в 4 года в трех направления – фундаментальные науки, философия и передовые технологии.
В 2004 году он получил премию Клюге за свою работу в гуманитарных науках. Эта награда многими рассматривается как аналог Нобелевской премии.
Главные сочинения философа
Более 10 трудов создал философ в разные периоды своей жизни. Некоторые были выпущены более 50 лет назад, другие - в преклонном возрасте. Но прежде чем их видел мир, проводилась тщательная работа по сбору материалов, потому что по-другому быть не могло, именно так считал Поль Рикер. Фото его можно увидеть на просторах интернета и в нашей статье, а вот ознакомиться с трудами лучше всего, держа книгу в руках, для понимания заложенного смысла.
Известные цитаты философа
Поль Рикер был выдающимся философом своего времени. Спустя долгие годы его труды будут также востребованы, а цитаты актуальны, стоит лишь прочесть несколько и задуматься:
РИКЁР, ПОЛЬ (Ricoeur, Paul) (1913–2005), французский философ, разрабатывавший герменевтический вариант феноменологии. Место, занимаемое им во французской философии, сопоставимо с местом, занимаемым Х.-Г.Гадамером в немецком философском сообществе.
Своеобразным обрамлением корпуса сочинений Рикёра выступают его работы на политико-исторические темы (История и истина – Histoire et vérité, 1955), а также исследования по феноменологии (Феноменологическая школа – A l'ecole de la phénoménologie, 1986), теории деятельности (От текста к действию – Du texte à l'action, 1986), теории права (О справедливости – Au juste, 1995) и, наконец, выступления по злободневным вопросам современности (Лекции, I–III – Lectures, 1991–1994).
Поль Рикёр (фр. Paul Ricœur ; 1913—2005) — французский философ, один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня — феноменологии.
Содержание
Биография
Труды Рикёра высоко ценил его давний друг Кароль Войтыла (будущий Папа римский). В последние годы жизни Поль Рикёр часто ездил в экуменическую общину брата Роже Шютца в Тэзе, чтобы, по его собственным словам, пережить то, во что верил всем сердцем.
Философия
Почетный доктор Чикагского университета
Почетный доктор Университета Оттавы
Почетный доктор Падуанского университета
Член Американской академии искусств и наук
Почетный доктор Лувенского католического университета
Премия Гордона Дж. Лэнга ( ru ) ( 1985 г. )
Цена Гегеля ( d ) ( 1985 г. )
Премия Леопольда-Лукаса ( d ) ( 1989 г. )
Премия Карла-Ясперса ( 1989 г. )
Почетный доктор Мадридского университета Комплутенсе ( 1993 г. )
Почетный доктор Университета Сантьяго-де-Компостела ( 1996 г. )
Премия Бальзана ( 1999 г. )
Киотская премия в области искусства и философии ( 2000 г. )
Премия Оскара-Пфистера ( 2000 г. )
Премия Павла VI ( 2003 г. )
Резюме
биография
Семья и образование
Поль Рикёр родился в 1913 году. Он остался без матери и потерял отца на войне в 1915 году. Он открыл для себя философию в лицее Эмиль-Золя в Ренне вместе с Роланом Далбие . Он протестантской веры . В 1935 году он женился на Симоне Лехас, подруге детства, в Ренне, от которой у него было трое детей, родившихся до войны, и двое других - после войны. Он долгое время был сторонником пацифизма и радикального левого богословия и с опозданием пришел к выводу о важности государственных институтов.
Окончил в философии в университете Рена в возрасте двадцати лет, он был награжден вторым в агрегации в 1935 году.
Вторая мировая война
Карьера
В 1964 году он поступил на философский факультет факультета литературы Университета Париж-Нантер .
23 января 1970 года в его офис вторглись двадцать студентов, которые оскорбляли и угрожали ему. Три дня спустя на него нападает в коридоре группа из полдюжины человек, которые, оскорбив и приставая к нему, плюнули ему в лицо и накрыли голову мусорным баком и пнули его ногой. Анна Боскетти считает, что его ставят перед задачей как представителя мышления, критикуемого структурализмом . Эту агрессию осуждают несколько профсоюзов и ученых. Поль Рикер объявляет, что он подал жалобу на эти нападения.
Поль Рикер ушел в отставку 9 марта 1970 г. исполнять обязанности декана по состоянию здоровья. В своем заявлении об увольнении он ссылается на расстройства, связанные с переутомлением, отмеченные его врачом 25 февраля. Он также сожалеет о слишком быстром вмешательстве полиции в кампусе, а также о проблемах, с которыми сталкивается университетское учреждение.
Он принимает должность в Лувенском католическом университете , где хранятся архивы Гуссерля ; он преподавал там три года. Ведя известный семинар в Архиве Гуссерля в Париже, в 1970 году он поступил на философский факультет Чикагского университета, а затем разделил свое время между Соединенными Штатами и Францией.
С 1980-х годов Поль Рикер чередовал работы и сборники текстов, в которых философия вступает в диалог с законом, экзегезой, историей и т. Д.
В 1986 году его пригласили читать Гиффордские лекции в Эдинбургском университете , текст был опубликован в 1990 году под названием Soi-mêmecom un autre .
После избрания Эммануэля Макрона президентом республики многочисленные эссе и статьи пытаются осветить связи между философом и политиком на протяжении почти двух лет между 1999 и 2001 годами, когда Макрон помогал Рикёру в завершении его книги La Mémoire. , Histoire, L'Oublication. По сути, Эммануэль Макрон должен был предоставить ему помощь в редактировании его книги, но тогда между ними установились глубокие отношения. .
Конец жизни
В 7 января 1998 г. Симона Рикер скончалась после шестидесяти трех лет совместной жизни с мужем. До своей смерти в 2005 году философ продолжал свою деятельность.
Произведение искусства
Рикер находится на перекрестке трех великих философских традиций: экзистенциализма , феноменологии и ее открытости по отношению к герменевтике и аналитической философии .
Читайте также: