Покровская церковь александров кратко

Обновлено: 02.07.2024

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг., Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х гг., ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.


Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Покровская церковь

Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершенным горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесенными на грани восьмерика.

Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казенной палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращенный к центру дворца Василия III (возможно, к тронному залу).



Роспись шатра Покровской церкви

К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.



Колокольня Покровской церкви

3 декабря 1564 года Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу.



Неврев Н. В. Опричники

Центром города является Советская площадь (в народе именуемая просто Площадью), на которой во времена опричнины располагались Посольский двор Ивана Грозного, древний базар, приказная изба.



В. Жученков. Опричники. 1960-е гг.

"Родомыслом был призван стать и Иоанн IV. Страшная трансфизическая судьба Грозного коренится в том, что некоторые свойства натуры сделали его легко доступным бессознательным духовным подменам, а неограниченная власть разнуздала его эмоции, развратила волю, расшатала ум, нанесла непоправимый ущерб его эфирному телу и превратила излучины его индивидуального пути, вернее падения, в цепь несчастий для сверхнарода и в катастрофу для государства.

Проследить и выявить внутреннюю сторону этого процесса, метаисторическую и психологическую, – задача особой монографии. Но всякий, даже и не специалист, заинтересовавшись этой темой, может легко проследить, как совмещались в Иоанне, то сливаясь, то вступая в борьбу, влияния демиурга сверхнарода и воинствующего демона великодержавия; как в 1564 году, во время его странного бегства из Москвы сначала к Троице, потом в Александровскую слободу, уицраор всецело подчинил его личность своим заданиям, и жуткая метаморфоза, происшедшая в государственном творчестве, душевном состоянии и даже во внешнем облике царя, потрясла его окружение. Учреждалась опричнина – то ядро абсолютной тирании, которое, по мысли его создателя, должно было организовать в себе и вокруг себя молодой дворянский класс, послушное орудие новой государственности. Вряд ли можно сомневаться в том, что опричнина мыслилась лишь первым этапом на пути превращения в зону абсолютной тирании всей страны, хотя бы ценой истребления целых классов и того стремительного и ужасающего снижения общего творческого и морального уровня, которое сопутствует всякому тираническому народоустройству.

Так отражалось в нашем трехмерном мире усиление того сооружения в мире демоническом, которое является перевернутым подобием Небесного Кремля и его трансфизическим полюсом; и которое сперва закачалось в зеркале истории бесовскою карикатурою на монастырь – Александровской слободою, а потом начало искажать Московский Кремль, осквернив его застенками, тюрьмами, плахами и богомерзкими оргиями. Это сооружалась и крепла в Друккарге черная цитадель, это создавали чертеж Грядущего великие игвы, это бесновались раругги, томимые жаждою крови и подстегиваемые безнаказанностью; это разнуздывались силы той исподней страны, которая была призвана стать несколько веков спустя средоточием планетарных сил, стремящихся вырвать из-под влияния Мировой Сальватэрры весь круг человечества.

Таким образом, Иоанн IV являет собой ярчайший пример не столь уж редкого в истории типа родомысла-тирана, то есть личности, призванной к обширной культурно-государственной деятельности демиургом сверхнарода, блистательно вступившей на это поприще и сорвавшейся в пучину инфрафизических слоев с той крутизны, на которую вознес ее демон государственности. Деятельность Грозного подготовила эпоху Великого Смутного времени – единственную в своем роде. Ее хроники озарены фантастическими отсветами массовых видений, сверхъестественных вмешательств, демонических вторжений. Если метаисторическое созерцание подготовило нас к пониманию таких свидетельств, как выражения массового душевного опыта сверхнарода, мы станем вчитываться в эти исторические события как в шифр, которым написана мрачная поэма всеобщего столкновения иерархий в начале XVII столетия".
Даниил Андреев

Прославленный композитор XVI в. Федор Христианин создает при дворе школу древнерусского пения.

Одно из крупных культурных явлений XVI века – грандиозный Лицевой летописный свод также связан со Слободой.

Дворцовые палаты, подвалы XVI века царя Ивана Грозного


Постройки царской резиденции в Александровской Слободе четко разделялись на три части: жилые покои, хозяйственные и парадные, предназначенные для торжественных сборов и праздничных столов.




Подвалы

Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.


Здесь в ноябре 1571 года состоялась свадьба царевича Ивана Ивановича с Авдотьей Сабуровой (причислена к лику святых).

Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В невесте ценили в основном, красота и здоровье. В XVI веке к царской брачной церемонии готовились тщательно. Этому предшествовала переписка о выборе невесты.



Ю. Пекуровский. Царь и Царская невеста. 2003 г.

Свадьбы Ивана IV и царевича Ивана в Александровской Слободе подтверждают тот высокий политический статус, который занимала Слобода во время пребывания здесь первого русского царя Ивана IV. События подобной важности, значимости и торжественности происходили в XVI веке лишь в столице государства – Москве.





Палаты освещались люстрами – паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками.

Порядок или обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником, они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник. Сначала подавались печеные и холодные закуски, затем жаренные и после всего похлебки и уха.

Царь сидел за отдельным столом, гости же помещались в соответствии со знатностью рода: чем древнее род – тем ближе к царю.

Прислуживали гостям стольники – придворные чины государева двора.


Бюст Ивана Грозного

Трон Ивана IV Грозного. Дерево, резьба. Копия.


Циферблат. Реконструкция по А. Мейербергу. Шестерни XVII в. Гиря XVII в. Вал XVII в.

Врата, оконные ставни из дворцовых построек Александровской Слободы. XVI-XVII вв.

Бытует множество версий о смерти старшего сына царя – Ивана. По наиболее распространенной, Иван погиб от удара железным посохом, которым во время ссоры царь ранил сына в висок. Трагедия разыгралась во дворцах Александровской Слободы. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.



Шустов Н.С. Иван Грозный у тела убитого им сына.

После гибели сына Иван Грозный часто болел, одолеваемый различными предчувствиями. Он скончался внезапно 18 марта 1584 года за игрой в шахматы, и нет полной уверенности в том, что его смерть не была насильственной.


Колокольня Троицкой (Покровской) церкви

Покровская церковь является частью Александровского кремля, одной из самых первых построек. Церковь долгое время служила единственным местом, где русские правители обращались к Богу с самыми искренними молитвами и заветными просьбами. В Покровскую церковь могли входить только цари и их семьи, кроме них, никого не подпускали к воротам храма.



Строительство храма великий князь Василий Третий поручил итальянским архитекторам. Решено было поставить церковь недалеко от Распятской церкви-колокольни. Материал для строительства – белый камень и красный кирпич (впрочем, как и все остальные строения царского дворца). Князь Василий приказал вырыть огромные погреба под будущим храмом. Согласно летописям, к строительству церкви приступили в 1510 году. Как и Распятская церковь-колокольня и Троицкий собор, Покровская церковь венчается большим шатром. Историкам удалось установить, что Покровский храм первый в России обзавелся шатром. После этого многие храмы начали украшать этой деталью, пришедшей в Россию из казанского ханства.

Уникальность Покровской церкви заключается в том, что она единственная в России имеет тематическую роспись. То есть, все фрески храма посвящены одному событию, описанному в Священном писании. Еще одна примечательная деталь – роспись шатра. Не было на Руси ни одного храма, в котором шатер расписывали. Фрески шатра способны привести в ужас любого пришедшего в храм. На черном фоне расположено несколько человеческих фигур в одинаковых позах. По утверждению историков, сам царь Иван Васильевич Грозный приказал расписать шатер храма в таких тонах. Он хотел показать двойственность этого мира, присутствие во всем сущем темного и светлого, доброго и злого. С внешней стороны шатер Покровской церкви был ярок и светел, зато изнутри – ужасен и мрачен.

Больше трех веков роспись шатра была скрыта от глаз посетителей храма, дело в том, что монахини, жившие в Александровском кремле, сильно изменили облик всех построек (как внутренний, так и внешний). Внутри Покровской церкви монахини решили изменить рисунки фресок на стенах и шатре. Нанесли новый слой штукатурки и заново расписали. Благодаря этому, роспись шатра сохранилась до наших дней. Фрески шестнадцатого века были обнаружены только в 1925 году, во время реставрационных работ. При удалении поздних слоев штукатурки, фрески были слегка повреждены, но в целом, они сохранили все изображения практически в первоначальном виде.

На фресках были изображены библейские персонажи, некоторые князья Руси и мученики, возведенные в лик святых. Начинается фреска с изображения ветхозаветных героев: Адам и Ева, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков. Далее изображены персонажи, описанные в Новом Завете: двенадцать апостолов, цари Соломон и Давид. За ними следуют русские князья Владимир, Борис и Глеб. Во многих фигурах невозможно узнать изображаемыхперсонажей, так как фрески очень быстро разрушаются. Исследователи изучали фрески во многом по фотографиям, которые были сделаны сразу после удаления штукатурки, закрывающей древние изображения.

С приходом в Александровский кремль женского монастыря Покровская церковь значительно изменилась внешне. Со всех сторон к стенам храма монахини пристроили небольшие помещения, кельи и звонницу. С правой стороны от входа в церковь расположены царские палаты. Там русские правители принимали послов в тронном зале, там же находятся небольшие спальни с поразительно толстыми стенами, охранявшими сон царских семей. В подклете (в подвале) здания разместилась царская столовая. До сих пор сохранилась посуда, из которой ели русские правители. Приборы, которые были в их руках, сосуды, из которых наливали вино, в настоящее время являются экспонатами музея.

Реставраторы и работники музея смогли восстановить несколько комнат царских палат. Каждый посетитель Александровского кремля может окунуться в атмосферу шестнадцатого века, посидеть за столом самого грозного. В прекрасном состоянии находится и опочивальня жестокого правителя Руси, до наших дней сохранилась дубовая кровать Ивана Васильевича.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".

Успенский женский монастырь

На востоке от Троицкого собора находится Покровская шатровая церковь. Основой здания стал небольшой домовый великокняжеский Троицкий храм на высоком подклете с глубокими сводчатыми подвалами. Как и все храмы Александровской слободы начала XVI века, он выстроен из кирпича и белого камня. Интересный в архитектурном исполнении приземистый кирпичный шатер, который считают прообразом всех последующих шатровых храмов, был покрыт черепицей. Алтарь церкви и шатер в 70-е гг. XVI века расписали, замечательные фрески частично сохранились до наших дней. Белокаменные порталы при входе украшала изящная резьба. К храму примыкали дворцовые палаты с подвалами.

После перестройки ок. 1682 г. церковь переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В построенном приделе разместилась ризница, т.к. в честь вмч. Феодора Стратилата был освящен отдельный, надвратный храм.

Неоднократно с XVIII до нач. ХХ века в Покровской церкви производились ремонтные работы, обновлялись иконостасы. В 60-е гг. XIX в. стены трапезной части храма были украшены живописью.

Русская Православная Церковь
Владимирская митрополия
Александровская епархия
По благословению Епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия

Покровский храм Александров2.jpg

Покро́вская це́рковь в бывшей Александровской Слободе, ныне городе Александрове — шатровый, на погребах и подклетах, трёхапсидный храм начала XVI века. В храме службы не проводятся, но он открыт для посещения как музейная экспозиция. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

Содержание

Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича. Со II половины 60-х годов XVI века до 1582 года священником собора был крупнейший композитор эпохи Ивана Грозного Фёдор Крестьянин.

С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора — в Троицкую.

До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы — 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).

В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В. В. Кавельмахера. В 1980—1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В. В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования сына В. В. Кавельмахера С. В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы. Но эта версия пока не подтверждается другими авторитетными исследователями.

Таким образом, можно предположить, что церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный).

Согласно одному из предположений, именно в Покровской церкви служил распевщиком один из первых известных по имени русских композиторов, Фёдор Крестьянин.

В XVI веке храм был расписан. Фрески сохранились главным образом в шатре, фрагменты найдены в средней апсиде и на откосах западного окна. В 1863 году иждивением купчихи Зориной древняя живопись была заменена новой, тогда же поменяли иконостас.

Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (воз­можно, к тронному залу).

Покро́вская, ранее Тро́ицкая, це́рковь в бывшей Александровской Слободе, ныне городе Александрове (в дальнейшем будем без оговорок называть эту церковь Троицкой) — шатровый, на погребах и подклетах, трёхапсидный храм начала XVI века.

Troitsa alexandrov.jpg


Согласно археологическим открытиям 1990-х годов, церковь была возведена в 1510-х годах, ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529—1532 годы). Соответственно, Троицкая церковь — первый каменный шатровый древнерусский храм.

Содержание

Датировка

До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы — 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).

В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В. В. Кавельмахера. В 1980—1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В. В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования С. В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы.

Соответственно, церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный).

Описание



Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания — южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (воз­можно, к тронному залу).

Зодчий

Настоящее время

Читайте также: