Судейство в подвижных играх кратко

Обновлено: 05.07.2024

Объективное и беспристрастное судейство – обязательное условие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каждая команда заинтересована в выигрыше.

Во время игры судья должен расположиться так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться своевременно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.

6. Дозирование нагрузки в игре

Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.

2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в начале игры.

Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры – это характер предшествующей деятельности и настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную, исключив приемы, требующие больших напряжений.

Во время игры руководитель не всегда должен полагаться на самочувствие детей. Необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе, так как дети могут быть увлечены игрой, что теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего утомления.

Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре.

Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром темпе, если же они в теплых костюмах, интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей.

Таким образом, подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и интенсивности нагрузки занятия в целом.

7. Окончание игры

Длительность игры зависит от ее характера, условий занятий и состава занимающихся. Такие факторы, как количество участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраст (дети младшего школьного возраста не должны испытывать длительное напряжение), содержание игры (игры, требующие большой нагрузки, должны быть короче), место проведения, темп, предложенный руководителем, его опытность (у малоопытного руководителя игры короче), также оказывают влияние на продолжительность игры.

Момент окончания игры определяется по первым признакам утомления: рассеянность внимания, нарушение правил, неточность выполнения движений, недостаточное проявление настойчивости в достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у большинства участников. В случае их появления игру следует заканчивать.

Руководитель перед игрой может сообщать отведенное на нее время. Учитывая это, участники соответственно распределяют свои силы. За 1-3 мин до окончания установленного времени надо предупредить игроков. Если игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам количество повторений игры.

Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Руководитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания.

Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение. Руководителю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям.

В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных качеств.

Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали помогать друг другу лучше выполнять отдельные приемы. В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока.

Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры.

Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры.

Объективное и беспристрастное судейство – обязательное условие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каждая команда заинтересована в выигрыше.

Во время игры судья должен расположиться так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться своевременно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.

Наблюдение за ходом игры и поведением играющих

Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Руководитель заранее предупреждает детей о выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания.




Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение. Руководителю важно следить за психологическим климатом подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям.

В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных качеств.

Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали помогать друг другу лучше выполнять отдельные приемы. В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока.

Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры.

Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры.

Объективное и беспристрастное судейство – обязательное условие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каждая команда заинтересована в выигрыше.

Во время игры судья должен расположиться так, чтобы видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться своевременно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.

Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в ее ходе.

Выбор игры в первую очередь зависит от общих задач урока, при постановке которых основными критериями являются возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся.

При выборе игры необходимо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка). Урок и перемена ограничены по времени; задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке; на праэднике используются в основном массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной физической подготовленности.

Выбор игры напрямую зависит от месгпа ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, игры, в которых участвуют по очереди. В большом спортивном зале или на площадке хорошо проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, коньках, санях, игры с постройками из снега.

При организации игр на улице надо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха низкая, выбирается игра с активными действиями участников. Нельзя использовать игры, в которых приходится долго стоять, ожидая своей очереди. Малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочередно, хороши в жаркую погоду.

Наличие пособий и инвентаря также влияет на выбор игры. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря или при неудачной его замене игра может не состояться.

Руководитель использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, распространенные среди детей, новые варианты игр, творчески переработанных детьми и руководителем. Последние приобретают новые формы, иногда более эффективные в воспитательном отношении для данного контингента детей.

Каждая игра требует объективного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не будет внимательного и строгого наблюдения за выполнением правил. Объективное и точное судейство особенно важно в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревнование, и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья следит, чтобы были равные команды по количеству играющих и по силам, чтобы были равные условия и инвентарь. Для объективного и точного судейства нужно найти удобное место. Судье следует не вступать в споры, замечания делать корректно, от судьи зависит правильное подведение итогов игры. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам игры.

Дозировка нагрузки.

Приступая к игре, нужно учитывать характер предшествующей работы и настроение детей. Если игра проводится после большой умственной работы и физических усилий, надо предложить малоподвижную игру. Во время занятий надо чередовать интенсивные игры с малоподвижными. Нужно учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре возрастает. Играющие дети переоценивают свои силы, не чувствуют усталости. Существуют различные методические приёмы для изменения нагрузки:

- в процессе игры делать короткие перерывы;

- уменьшить продолжительность игры;

- сократить число повторений;

- уменьшить количество правил;

- замедлить темп игры;

- ослабить интенсивность движений;

- уменьшить размеры площади.

Окончание игры

Продолжительность игры зависит от характера игры, условия проведения, состава занимающихся, от количества учащихся, от возраста, от содержания игры, от места проведения, от темпа, предложенного руководителем, от опыта руководителя. Рекомендуется заканчивать игру, если она оказывает следующее влияние на играющих:

- нарушение правил игры многими играющими.

- неточность выполнения упражнений.

- недостаточная настойчивость в достижении цели.

- учащенное дыхание у большинства играющих.

Об окончании игры нужно предупреждать за 1-2 минуты до конца. Неожиданное окончание игры вызывает отрицательную реакцию у детей.

Подведение итогов игры (результат игры, разбор игры).

Необходимо, чтобы в разборе игры участвовали сами играющие. Ни в коем случае не допускать пререканий игроков с судьями.

Сразу после окончания игры руководитель объявляет результаты игры.

Подведение итогов состоит:

- из определенных результатов;

- из разбора игры.

Несколько советов руководителям, практикантам, студентам:

1. Не беритесь за игру, которую не усвоили;

5. Нужно хорошо помнить любимые игры воспитанников и просить самих ребят помогать организовывать игры и праздники. Это сначала нужно попробовать лишь с несколькими ребятами, чтобы потом с ними выйти ко всему отряду, классу, группе;

6. Не забывайте подводить итоги игр, выделяя лучших, наиболее умелых организаторов и их помощников, поощряя всех совершенствовать свои способности;

7. Не упускайте возможности посетить с играми малышей. Подросткам нравится пробовать себя в роли воспитателя;

8. Советуем познакомить ребят с правилами игры.


Каждая игра требует объективного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не будет внимательного и строгого наблюдения за выполнением правил. Объективное и точное судейство особенно важно в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревнование, и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья следит, чтобы были равные команды по количеству играющих и по силам, чтобы были равные условия и инвентарь. Для объективного и точного судейства нужно найти удобное место. Судье следует не вступать в споры, замечания делать корректно, от судьи зависит правильное подведение итогов игры. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам игры.

Дозировка нагрузки.

Приступая к игре, нужно учитывать характер предшествующей работы и настроение детей. Если игра проводится после большой умственной работы и физических усилий, надо предложить малоподвижную игру. Во время занятий надо чередовать интенсивные игры с малоподвижными. Нужно учитывать, что с повышением эмоционального состояния играющих нагрузка в игре возрастает. Играющие дети переоценивают свои силы, не чувствуют усталости. Существуют различные методические приёмы для изменения нагрузки:

- в процессе игры делать короткие перерывы;

- уменьшить продолжительность игры;

- сократить число повторений;

- уменьшить количество правил;

- замедлить темп игры;

- ослабить интенсивность движений;

- уменьшить размеры площади.

Окончание игры

Продолжительность игры зависит от характера игры, условия проведения, состава занимающихся, от количества учащихся, от возраста, от содержания игры, от места проведения, от темпа, предложенного руководителем, от опыта руководителя. Рекомендуется заканчивать игру, если она оказывает следующее влияние на играющих:

- нарушение правил игры многими играющими.

- неточность выполнения упражнений.

- недостаточная настойчивость в достижении цели.

- учащенное дыхание у большинства играющих.

Об окончании игры нужно предупреждать за 1-2 минуты до конца. Неожиданное окончание игры вызывает отрицательную реакцию у детей.

Подведение итогов игры (результат игры, разбор игры).

Необходимо, чтобы в разборе игры участвовали сами играющие. Ни в коем случае не допускать пререканий игроков с судьями.

Сразу после окончания игры руководитель объявляет результаты игры.

Подведение итогов состоит:

- из определенных результатов;

- из разбора игры.

Несколько советов руководителям, практикантам, студентам:

1. Не беритесь за игру, которую не усвоили;

5. Нужно хорошо помнить любимые игры воспитанников и просить самих ребят помогать организовывать игры и праздники. Это сначала нужно попробовать лишь с несколькими ребятами, чтобы потом с ними выйти ко всему отряду, классу, группе;

6. Не забывайте подводить итоги игр, выделяя лучших, наиболее умелых организаторов и их помощников, поощряя всех совершенствовать свои способности;

7. Не упускайте возможности посетить с играми малышей. Подросткам нравится пробовать себя в роли воспитателя;

Читайте также: