Похороните меня за плинтусом кратко о фильме

Обновлено: 04.07.2024

Похороните меня за плинтусом

Смысл фильма

О чем фильм?

Сюжет повествует о семейной драме, развернувшейся вокруг восьмилетнего мальчика Саши. Он учится на дому; бабушка запрещает ему гулять с друзьями, праздновать собственный день рождения, а самое главное – видеться с мамой. Ребенок постоянно болеет, его возят по врачам и заставляют принимать множество таблеток каждый день. Помимо Саши в доме живут его дедушка, известный советский актер Семён Михайлович Савельев, и бабушка, Нина Антоновна.

Бабуля держит весь дом в страхе. Свою дочь она не уважает и считает неспособной вырастить ребенка. У Нины случаются постоянные истерики и припадки, во время которых она оскорбляет внука и всячески унижает его.

На протяжении всего фильма зрителю раскрывают подробности прошлого бабушки, их жизни с внуком в настоящем и борьбы матери за своего сына.

Смысл фильма

Рассмотрим для начала личность бабушки, чуть ли не самого центрального персонажа. В молодости она вышла замуж за актера Семена Михайловича, чтобы переехать с ним в Москву и стать актрисой. Ее надежды не оправдались, так как тот женился на спор, а не по любви, соответственно, возник несчастный брак. После началась война, во время которой женщина потеряла первого ребенка. Это сильно отразилось на ее психике, и муж запер ее в психбольнице на некоторое время, что женщина и по сей день припоминает, как гнусное предательство. После Нина беременеет вторым ребенком, отдает всю себя воспитанию дочери, но в итоге отвергает ее и забирает у той сына от первого брака, Сашу.

Бабушка любит Сашу, однако эта любовь разрушает и ее, и объект этой любви. Непрощенные обиды на жизнь, на мужа, на судьбу делают из женщины настоящего тирана, не довольного каждым шагом мужа и внука. Бабушка заботиться о Саше. Это видно по тому, сколько денег она тратит на врачей и лекарства, однако чрезмерная опека делает мальчику только хуже, лишая его возможности учиться и расти в коллективе. Вместо этого каждый день ему приходиться терпеть унижения и ругань за малейшую мелочь. Бабушка не только вымещает свою злость на ребенке, но еще и видит в нем способ самореализации, абсолютно не понимая, что таким отношением лишь рушит психику ребенка и делает его несчастным.

У Саши есть и мама, которая изо всех сил хочет вернуть ребенка себе, однако преградой этому служит бабушка. Ольга смогла вырваться из-под опеки матери и пойти учиться на актрису, как, в свое время, сделала и Нина Антоновна. Карьера ее не увенчалась успехом, однако второй брак оказался крепким и надежным. Ольга вышла замуж за художника Анатолия, периодически выпивавшего; однако он является добрым и верным человеком, который, несмотря на безумные трудности с деньгами и родителями своей жены, остается с той до конца. Дедушка и бабушка считают Ольгу и Анатолия алкоголиками и людьми весьма низких моральных ценностей, поэтому даже короткие встречи с ребенком им запрещены. На протяжении всего фильма мать пытается добиться от Нины встречи с сыном.

Саша, выслушивая постоянную брань в сторону родителей, возгласы о том, что он вскоре обязательно умрет, невольно начинает думать о своей смерти, и только мысли о маме не дают ему ослабеть духом.

Смысл финала фильма

В итоге бабушка разрешает матери увидеться с сыном, но во время встречи срывается: она выкидывает принесенный матерью подарок в окно, отталкивает Сашу, кричит и покрывает бранью собственную дочь. В итоге мать и бабушка буквально разрывают мальчика на куски, крича друг на друга. Сердце бабушки не выдерживает, и та падает замертво. Конечная сцена – сцена похорон, на которых искренне плачут и муж, и дочь погибшей.

Саша теперь будет жить с любящей мамой и отчимом; он знает, где бабушка хранила деньги, поэтому материальные проблемы семьи также решены. Лучшего конца для мальчика нельзя было придумать, ведь он наконец-то избавился от психологического насилия и издевательств, которые ему приходилось терпеть долгие восемь лет.

Этот фильм наглядно показывает, как чрезмерная любовь и опека могут вылиться в фанатизм и тиранию. Бабушка Саши служит примером деструктивного родителя, который своими действиями причиняет ребенку лишь вред, пытаясь удержать его возле себя любой ценой. Причинами этого могут быть затаенные обиды, неудовлетворенность жизнью, отсутствие других целей, чреды неудач или серьезные психические заболевания. Последствия такого воспитания – психологические травмы и фобии.

Похороните меня за плинтусом кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Сергей Снежкин

Сергей Снежкин

Владислав Гурчин

Святослав Курашов

Мария Гринь

Леонид Литвак , Михаил Литвак , Владимир Железников

Александр Дробитько , Светлана Крючкова , Алексей Петренко , Мария Шукшина , Константин Воробьёв

Фильм, западающий в душу зрителя и оставляющий неизгладимое впечатление. Безусловно, тяжелый для восприятия и оставляющий ощущение боли и какой-то безнадеги. Ужасаешься, что так мог кто-то жить или даже живет… Тем не менее, сюжет фильма основан на реальных событиях, он снят по одноименной автобиографичной повести Павла Санаева. Хотя сам Санаев говорит о произведении, как не полностью биографическом описании своего детства. Это художественное произведение, где акцент больше идет на передачу эмоционального состояния героев, нежели четкого описания хронологий их жизни. Но некоторые сцены описаны непосредственно из жизни Павла.

Предназначение фильма

похороните меня за плинтусом актеры

Аномальная любовь

похороните меня за плинтусом актеры и роли

Актерский состав

В фильме "Похороните меня за плинтусом" актеры и роли подобраны очень удачно. Главных героев играют известнейшие актеры: роль бабушки сыграла гениальная Светлана Крючкова, роль дедушки Саши сыграл великий Алексей Петренко, Сашу – Александр Дробитько, маму восьмилетнего мальчика, Ольгу, – потрясающая Мария Шукшина, гражданского мужа Ольги, отчима Саши, – Константин Воробьев. Кинолента "Похороните меня за плинтусом" (актеры и роли уже нами рассмотрены) не оставляет равнодушным даже самого искушенного зрителя и критика. Даже те, кто читал книгу, видя существенную разницу между повестью и снятым кино, не остаются равнодушными, не могут сказать, что фильм плохой… Нет, он гениальный, он затрагивает такие стороны жизни, которые люди предпочитают часто не замечать, или уходить от разговора – слишком это тяжело и болезненно! Но так живут и живут тысячи семей, эта семья - не исключение, поэтому такая тема должна подниматься и неоднократно… В повести мальчик все же ездит с мамой в Сочи, дружит с ребятами, живущими по соседству. В киноленте он обречен на клизмы, лечение, упреки, бесконечное недовольство бабушкой в сторону его мамы, некоторым безразличием дедушки и ощущением приближения смерти.

похороните меня за плинтусом фильм актеры

Работа съемочной группы

актеры похороните меня за плинтусом

Герои второго плана

похороните меня за плинтусом актеры мальчик

Монолог о себе и истинная любовь

Подводя итог, можно сказать, что весь фильм – это монолог Нины Антоновны о себе любимой, такой обиженной судьбой, героически несущей тяжелую ношу. Отчим для нее – карлик-кровопийца, дочь – шлюха, муж – предатель… Мальчика она спасает, но он - неблагодарная тварь… Вот сцена, как она танцует, вот она уже удаляется на задний план, но каждая вещь и весь дух комнат говорит о ней… Кажется, деспотизм старухи остановить под силу только смерти. И вот настал этот момент. Кажется, все станет иначе. Однако на похоронах в голосе Ольги Саша услышал именно тот деспотичный тон умершей бабушки Нины. Фильм рекомендован всем мамам и бабушкам, которые помышляют, что авторитарный режим может воспитать полноценную личность. Конечно, нет! Только любовь, которая милосердствует, долго терпит, не упрекает и всему верит… Любовь дает силы принять ближнего таким. как он есть, помочь ему стать лучше, добрее светлее. Любовь безусловна и лишена всякого рода тирании.


Маленький мальчик живет с бабушкой и дедушкой, потому что его мама его бросила, чтобы жить с мазилой-кровопийцей – по крайней мере, так мальчику говорят. Бабушка из кожи вон лезет, лишь бы мальчика накормить и полечить, дедушка – народный артист, приносит домой бешеные деньги, мальчик все время болеет. Иногда, очень редко, раз в год на день рождения мама приходит, она хочет его забрать. Бабушка жульничает и вырывает страницы из календаря, чтобы дня рожденья не было. Бабушка кричит, проклинает внука – от любви, всепожирающей и всеудушающей.


Снежкин действительно очень сильно сжал действие – в полтора дня, оставив от мальчика тень. В книжке это живой и хитрый пацан, живущий с бабушкой по ее правилам, изредка припадающий к матери, как к единственному эмоциональному источнику, тайком прыгающий по крышам и падающий в яму с цементом. В фильме – страдательное причастие, чистое дитя. В книжке мы смотрели на мир его глазами – в кино такое мог бы сделать разве что Ролан Быков, прототип мазилы-убийцы.

Санаев написал про мальчика, Снежкин сосредоточился на бабушке, которая любит своего внука, как умеет – страшная, плотоядная бабушка (гениальная Светлана Крючкова). В жизни маленького мальчика из повести, наряду с клизмами, был отпуск с мамой в Сочи, дружба с соседскими мальчишками. В жизни Саши из фильма нет ничего кроме клизм и ощущения близкой смерти – похороны мышонка, угрозы бабушки, собственная болезненная полупрозрачность. А в жизни бабушки этот ребенок – последнее, что связывает ее с реальностью. Первенец умер в эвакуации, дочь – шлюха, муж – предатель, и вот это вот мерцающее маленькое существо – последнее, что у нее осталось, ее любовь, ее собственность, ее пища, лишившись которой, она немедленно умрет, и она это очень хорошо знает.


Некто написал повесть про жизнь, другой некто снял по ее мотивам фильм про смерть – в первый раз что ли?

С таким же успехом можно упрекнуть режиссера в том, что у него в кадре яблоки – не "симиренко", а "гренни смит", и кухня не того дизайна и даже гроб у бабушки не такой, как полагается жене народного артиста, а дешевый, обтянутый красной синтетикой. Яблоки, гробы…Снежкину в этом фильме было что сказать, и он сделал это максимально аккуратно, профессионально и абсолютно безжалостно. Редкость по нынешним временам.

Читайте также: