Поэзия это кратко для детей

Обновлено: 01.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ознакомление детей с поэзией в детском саду

1. Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста……………………………………………….…. 4

2. Требования к отбору поэтических произведений в детском саду……. …10

3. Методика заучивания поэтических произведений в детском саду. ……. 13

4. Приемы обучения выразительного чтения стихов………………………. .20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..………. 24

Ознакомление с поэзией в детском саду преследует важную цель – речевое развитие дошкольника.

Задачи и содержание ознакомления детей с поэзией определены на основе знания особенностей восприятия и понимания поэтических произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к поэзии, развивать способность к целостному восприятию поэтических произведений, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях поэтического произведения, об её специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение поэтического произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений; развивать поэтический слух.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Цель работы – рассмотреть методику ознакомления с поэзией в детском саду.

Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста.

Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.

Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.

В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история.

Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.

В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.

В детском саду поэтические произведения:

читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи лирические занятия, учат стихи наизусть, драматизируют, инсценируют, разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений).

В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения.

Ученые и психологи выделяют три стадии восприятия поэтического произведения:

Первая стадия - непосредственное восприятие произведения, то есть воспроизведения и переживания образов произведения. На этой стадии ведущую роль играет воображение, произведение воспринимается "сердцем", а потом уже умом.

Вторая стадия - понимание содержания произведения. Ведущим становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито, оно не отражает эмоциональности восприятия произведения, а углубляет его.

Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений.

Влияние на личность ребенка должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны определенные требования.

простота и четкость ритма;

краткость самого стишка и отдельных строк;

простота и ясность знакомых детям образов;

при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;

разнообразие видов поэзии.

Рассмотрим кратко каждый из вариантов занятий.

В старших группах практикуется проведение лирических занятий.

На таких занятиях воспитатель особое внимание уделяет лирической атмосфере. Этот вид занятий интегрирует музыку, живопись, литературу. Центральным звеном этого сочетания является искусство слова, поэтому желательно, чтобы поэтические образы стихотворного текста нашли своеобразное отражение в репродукциях картин, музыкальных произведениях, детских рисунках.

Цель этих занятий - воспитывать художественно - эстетическое восприятие образной сущности, мелодичности, ритма, красоты поэтического слова, ощущение выражение ясности языковых средств, придают особую наглядность картинам стихотворения.

Большое значение на этих занятиях предоставляется правильно организованной речевой работе:

- художественному анализу образной строения стихотворного текста (через конкретные вопросы, выявляющие степень осознания значения выразительных языковых средств;

- построение синонимических рядов;

- поиск антонимических пар.

Выполнение творческих заданий лирического направления, разыгрывание психологических эмоционально ярких этюдов, подбор иллюстраций, рисование по теме, творческий рассказ - все это поможет детям глубже прочувствовать идею и характер стиха, привлечет внимание детей к высокой поэзии.

Как вариант занятия на основе поэтических текстов является использование стихов-шуток. Шуточные стихи, стихи-размышления помогают развить выразительность, точность речи, а также способствуют становлению поэтического вкуса, воспитывают интерес к красоте художественного слова. Благодаря шутливой ситуации дети воспринимают их охотно, весело, как игру, поэтические шутки. Эти фрагменты прекрасно дополняют разнообразные коллективные занятия, оживляют бытовые моменты, поднимают настроение, когда-либо украшают детские развлечения.

Для использования этих стихов необходима доброжелательная, приятная атмосфера в группе, воспитатель, поддерживает хорошее настроение детей, демонстрирует им богатые возможности культурного проявления веселого настроения.

Следующим вариантом работы мы рассмотрим изучения стихотворения наизусть.

Согласно традиционной методике ознакомления дошкольников с художественной литературой, одним из обязательных фронтальных или групповых видов литературных занятий считалось заучивания наизусть стихов. Но исследования психологов показали, что заучивание наизусть - процесс глубоко индивидуальный, связанный с особенностями памяти, эмоциональной сферы каждого ребенка, поэтому его нельзя приспосабливать к коллективной форме организации занятий. Настаивать на этом - насиловать детскую природу.

Есть множество самых дидактических приемов, которые способствуют развитию основных каналов восприятия у детей дошкольного возраста. Особого внимания взрослого требует проявление уважения к природным особенностям ребенка дошкольного возраста. Сколько детей - столько физических, психологических и социальных портретов. Именно поэтому нужно учитывать методы заучивания, которые лучше

Методы заучивания поэтических произведений:

Визуальный: этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не в строку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слуховая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким детям два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение полностью.

Логический: не у многих дошкольников ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы вынуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз после вашего считывания, пусть ребенок вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

С детьми старшей группы 1-2 раза в год проводят вечера поэзии, на которых дети читают, драматизируют и инсценируют знакомые стихи.

Работа над игрой-драматизацией начинается с подбора художественного произведения. Сюжет его должно быть динамичным и интересным, богатым диалоги, яркие персонажи. Без этого невозможно заинтересовать детей произведением, его героями.

Игра-драматизация: она заключается в изображении, разыгрывании в лицах литературных произведений с сохранением последовательности эпизодов. Сюжет игры, последовательность событий, роли, поступки, речь героев определяются текстом литературного произведения. Игра-драматизация происходит с заданным сюжетом и предусматривает роли, регламентированы пределами авторского текста. Детям необходимо дословно запомнить текст, осознать ход событий, образы героев сказки или рассказы и изобразить их именно такими, какие они в произведении. Литературное произведение своему содержанию определяет, какие действия необходимо выполнять, однако он не содержит указаний относительно способов их воплощения - движений, мимики, интонации. Такая игра значительно сложнее для детей, по сравнению с той, в которой наследуется увиденное в жизни. Она помогает увидеть идею произведения, его художественную ценность, учит детей выражать свои чувства, способствует развитию памяти, речи, проявления самостоятельности, творчества в отборе изобразительных и выразительных средств для создания образов

2. Требования к отбору поэтических произведений в детском саду.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений. Стихи следует подбирать доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать яркие, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведением является изобразительность и выразительность художественного образа. Изобразительность помогает реально представить цвет, форму, пропорции, то есть внешние признаки объектов и явлений действительности. Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства и слушателя, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки. Она заостряет впечатления и воображение, то есть устанавливает мыслительную деятельность человека. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие: простота и четкость ритма; краткость самого стишка и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Так как мышление ребенка в 3-4 года отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно "нарисовать" себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, Е. Благинина "Огонек"; Д. Хармс "Кораблик", стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина "Мамин день", "Не мешайте мне трудиться"; С. Маршак "Мяч" и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин "Ель растет перед дворцом"; И. Суриков "Зима"; Е. Благинина "Посидим в тишине"; Е. Серова "Незабудки"; С. Есенин "Белая береза"). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова "Стрекоза и Муравей", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Рак и Щука". Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа.

ВложениеРазмер
znakomim_detey_s_poeziey.docx 31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим детей с поэзией

Знакомство дошкольников с поэтическими произведениями является неотъемлемым компонентом воспитательной работы детского сада.

Поэтическое искусство развивает у детей эстетическое восприятие текста, чувство гармонии, красоты, фантазии, инициативы, воспитывает художественный вкус, способность эмоционально откликаться на образное говорение.

Поэзия закладывает основы духовности, патриотизма, дает возможность ребенку воспринимать окружающий мир во всем его неразрывном единстве.

Для дошкольников поэзия — это, прежде всего, открытие. Открытие образного звучания слова, поэтической рифмы, волшебной мелодии, художественного образа.

Приобщение маленького слушателя к настоящим истокам высокой поэзии является основной целью работы воспитателей. Реализация этой цели во многом зависит от самого педагога, от его умения интересно, ярко, доступно донести художественный образ до ребенка, вызвать эмоциональный отклик на этот образ, раскрыть эстетические качества поэтического произведения.

Когда приобщать детей к поэтическим произведениям?

Знакомство детей с поэтическими произведениями может происходить не только в процессе специальных занятий, но и в индивидуальном порядке при проведении коротких минуток поэзии, в процессе других видов деятельности, во время подготовки к календарным и народным праздникам.

Большая часть стихов, с которыми знакомятся дошкольники в детском саду, заучиваются на память. Поэтому от педагогического мастерства воспитателей зависит их художественное чтение детьми.

Некоторые поэтические произведения педагог может использовать не только для заучивания с дошкольниками на память, но и для ознакомления маленьких слушателей с мелодией звучания художественного слова, его образностью и выразительностью.

Дети могут разыгрывать поэтическое содержание стихотворных произведений, инсценировать их.

Заучивание стихов с ребенком на память помогает отработать навыки правильного четкого произношения звуков, слов, словосочетаний.

Методы приобщения детей к поэзии

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом художественного восприятия поэзии. Дошкольники очень любят слушать и читать стихи. Они отдают им явное преимущество в сравнении с прозаическими произведениями.

В раннем детстве при слушании художественного стихотворного произведения его непосредственное содержание не имеет для детей никакой значимости и остается на втором плане.

Стихи, с которыми воспитатель знакомит дошкольников, должны быть высокохудожественными, доступными пониманию детей, способными вызвать у них определенные эмоции.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с поэзией имеет свои особенности. Для младших дошкольников необходимо подбирать стихи небольшие по объему (4-6 строк), близкие и доступные по содержанию, ритмичные. Они должны обязательно иметь динамическое движение, музыкальную рифму, передавать полное действие.

Поэзия в младшей группе

Знакомство детей с игрушками также может сопровождаться чтением интересных стихотворений.

Образец художественного чтения стихотворения воспитателем позволяет ему настроить время в художественно-речевой деятельности определенный эмоциональный контакт с детьми.

А многократное повторение поэтического произведения, которое сопровождается определенными действиями, направленными на определение основных черт вещи, дает возможность ребенку наглядно увидеть то, о чем рассказывается красивыми образными словами.

Игровые приемы при ознакомлении с поэзией

После того как воспитатель с использованием различных приемов познакомит детей со стихотворением, можно вызвать детишек, если они сами того пожелают, повторить стихотворение самостоятельно. При чтении стихотворения детьми воспитатель должен поощрять их рассказывать дальше, подсказывать слова или целые строки, которые ребенок не успел запомнить.

Художественно-речевые занятия по заучиванию стихотворений с младшими дошкольниками определяются определенной структурой. Чтение стихотворения всегда сопровождается выполнением активных действий.

Поэтические произведения, которые заучиваются на память с детьми на занятиях, можно повторять утром, в ежедневных делах в течение дня, во время игр, при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях других разделов программы.

Ознакомление с поэзией в средних группах

Методы и приемы проведения занятий по ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с поэзией значительно расширяются.

Так, в начале занятий с ними уже можно проводить вступительную беседу. При этом воспитатель обращается к дошкольников с вопросами, которые связаны с содержанием произведения, или предлагает им вспомнить соответствующие события. Здесь же можно показать картину или вещь, о которых дети будут учить стихотворение.

Такая беседа перед чтением стихотворения даст возможность обратиться к собственному опыту ребенка, вызывает у него соответствующие ассоциации.

Рассматривание репродукций картин

Во время беседы в детей уточняют, каких лесных зверей они знают, Кто из лесных жителей, более других сладостей, любит орехи?

Предлагают описать этого зверька так, чтобы сразу все догадались, После такой беседы воспитатель читает стихотворение детям.

Как уже отмечалось, кроме вступительной беседы перед чтением стихотворения, можно рассматривать с детьми определенную вещь или игрушку, живое существо или растение.

Игровые ситуации и проблемные задачи

Начинать художественно-речевые занятия по заучиванию стихов в среднем дошкольном возрасте можно с создания игровой ситуации или решения проблемной задачи.

Воспитатель сам может приобрести в этом магазине все овощи, о которых рассказывается в произведении, а потом прочитать детям стихотворение.

Подготовив детей к восприятию стихотворения, педагог выразительно читает текст, после делается его элементарный анализ.

Вопросы ставятся таким образом, чтобы определить, понятен ли ребенку текст, а также с целью закрепления отдельных слов и выражений.

При этом желательно включить в вопросы слова и выражения из самого стиха. Потом воспитатель поощряет детей прослушать стихотворение еще раз и запомнить его.

Если это необходимо, педагог может прочитать стихотворение еще раз. Далее начинается заучивание стихов с ребенком индивидуально, читают наизусть сами дети.

Чтение стихотворения начинают с тех, кто хорошо запомнил. Во время рассказывания стихотворения детьми можно подсказывать им отдельные слова и даже целые строки, одновременно необходимо учить детей рассказывать произведение выразительно, с интонацией.

Заучивание стихов с ребенком или инсценирование во время рассказывания

По этому поводу желательно даже проводить время в инсценировании стиха, где воспитатель читает стихотворение от автора, а ребенок выполняет при этом определенную роль в соответствии с содержанием стихотворения.

При дальнейшем восстановлении этого поэтического произведения можно вызваться уже двух детей. Такой прием способствует более сознательному усвоению содержания стихотворения, помогает овладеть соответствующей интонацией, выразительностью чтения.

Воспитанники среднего дошкольного возраста должны уметь воспроизводить стихотворение ясно и точно. При этом педагог большее внимание направляет на отработку их исполнительных умений.

Необходимо учить дошкольников управлять силой голоса, передавать смысл читаемого путем постановки ударения, пауз. Дети уже должны уметь замечать, в каком месте меняется интонация и почему.

Не меньшую роль выполняют во время чтения стихотворения жесты, мимика. Для их отработки можно предложить детям передать содержание стихотворных строк выразительными жестами.

Точные и очень выразительные жесты находят дошкольники во время чтения русских народных стишков и песенок.

Детям этого возраста, предлагая стихи для заучивания, необходимо давать право выбора, учитывать их интересы.

Чтобы стихи не забывались, их необходимо читать чаще: на праздниках, вечерах отдыха, коротких минутках поэзии и т. д.

Поэзия в жизни старших дошкольников

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются стихи с более сложным содержанием и большим размером.

Чтобы воспитанники могли глубже воспринять стихотворение и понять его смысл, педагог проводит наблюдения за явлениями природы.

С особым вниманием воспитателю необходимо отнестись к стихам, которые богаты на поэтические выражения и незнакомые слова.

После первого чтения с детьми уточняют определенные слова и словосочетания. После повторного чтения проводят беседу по содержанию стихотворения.

Воспитатель предупреждает, что стихотворение дети будут учить наизусть и поэтому необходимо его внимательно слушать. Она читает текст еще один раз, а потом вызывает детей по одному для повторения стихотворения.

Хоровое заучивание стихов с ребенком в детском саду не рекомендуется.

Дети старшего возраста быстро запоминают стихотворение, но не всегда сознательно усваивать его содержание. Если поэтическое произведение относится к лирике, то характер проверки его восприятия будет иметь свои особенности.

Знакомство детей с пейзажной лирикой

Например, если это пейзажная лирика, то будет правильным помочь детям увидеть, ощутить и запомнить картину, которую создал поэт, состояние природы, которое отображено в стихотворных строках, почувствовать мелодию, музыку стиха, его настроение, определить личное настроение при чтении стихотворения. При этом очень важно обратить внимание на тот образный язык, которым написаны стихи, на их ритм.

Отдельно необходимо остановиться на восприятии юмористических стихотворных произведений дошкольниками. Воспитатель должен обратить внимание детей на смешные строки в тексте, но не заниматься их подробным объяснением. Смешное, веселое принимается не логикой, не анализом, а особым чувством, чувством юмора.

Если педагог все же пытается объяснить такие произведения, то смешное перестает быть смешным. Для дошкольника все юмористические произведения, в первую очередь, являются своеобразной словесной игрой, правила которой определены самим назначением стиха.

Заучивание стихов с ребенком — как учить?

В старшем дошкольном возрасте при воспроизведении стихотворения ребенок читает его от начала до конца. Воспитатель только подсказывает отдельные слова или ставит наводящие вопросы до тех слов, которые ребенок забывает.

Подражая воспитателю, дети учатся читать выразительно, с соответствующей интонацией.

Воспитатель может объяснить дошкольникам, как читать определенные места стиха, где с умилением, с нежностью, где с особой интонацией.

Чтение по ролям

Старшие дошкольники читают тексты по ролям и инсценируют их.

После заучивания стихотворения воспитатель распределяет роли среди детей и разъясняет им, когда и какую часть стиха необходимо читать. Чтение по ролям развивает внимание ребенка, заставляет его следить за текстом.

Детям старшего дошкольного возраста можно на одних занятиях знакомиться с несколькими стихами разных авторов на одну близкую тему. При этом один стих заучивается по памяти, а другие просто читаются с их последующим художественным анализом.

Детям очень интересно отыскать в различных стихах слова, которыми поэты передают одни и те же событии, сравнить, сопоставить их между собой.

Каждый педагог сталкивается с трудностями при заучивании стихов. Если это предназначается для утренников, то самый легкий вариант — отдать, пусть учат с родителями.

И чаще всего при таком подходе нет ни четкости, ни интонации, ни красоты поэзии и слова.

Как же проводится заучивание стихотворений в старшей и подготовительной группах?

Затем однажды утром или вечером, когда за окном воет метель, на окнах изморозь, которые описаны в стихотворении, вы обращаете на это внимание детей.

И вот наступило время послушать стихотворение о зиме. Вы читаете, а половина слов — знакомые. Вам только остается установить логические связи.

Затем разбирается содержание, но не по стандартным вопросам, а ориентируясь на эмоциональное восприятие: «Вы слышали, что я вам читала, или видели?

Затем читается стихотворение полностью, воспитатель позволяет тем, кто хочет, нарисовать все, что понравилось в стихе. Но это будет секрет. Никто никому не показывает. Дети рисуют.

Если есть в стихотворении простой язык, то дети по желанию выполняют чтение в ролях. Замечено, что скорее всего дети запоминают тексты в ролях или в играх, когда читают текст и помогают движениями. Один-два раза — и текст изучен.

Произвольное заучивание стихов с ребенком

Заучивание стихов с ребенком или группой детей проходит произвольно. Дети могут договаривать, даже поиграть, а после воспитатель позволяет им посмотреть на картинки и угадать, какая строка изображена, и как она звучит в стихотворении. Остальные дети помогают. Не нужно добиваться, чтобы обязательно каждый проговорил стих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства".

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл.

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл.

Дети и поэзия

Представляю собственную методику развития речевой деятельности детей в процессе обучения выразительному чтению наизусть и рассказыванию. В качестве примеров представляюпрактиечский материал, куда вошл.


Дети и поэзия Зауралья

Из опыта работы. Ознакомление дошкольников с поэтами родного края способствует воспитанию у детей патриотических чувств к малой Родине.


Проект "Дети и поэзия"

Цель проекта:Создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами художествонно-эстетитческой и музыкально-театрализованной деятельности.


Презентация проекта "Дети и поэзия"

Проект осуществлялся в средней группе "Теремок",МБДОУ д/с №2,г.Таганрог,Ростовская обл.

Знакомство детей с поэзией начинается в прямом смысле с пеленок. Мелодичные колыбельные напевы звучат над кроваткой ребенка с первых дней жизни. Это песни, создавал народ, они поются веками. В нашей местности часто мы слышим от мамочек, бабушек:

Кто-то первый напел эти слова, ребенку запомнился этот напев и текст, и он сохранил это в памяти. Потом пел их над колыбелькой своих детей. Под ритм качающейся колыбели. В колыбельных нежность матери, любовь к ребенку, пожелание ему сна и счастливого будущего.

Современные колыбельные песни, как правило, имеют своего автора. Они так же лиричны, проникновенны, так же создают атмосферу безопасности, покоя, любви и зовут ко сну.

Спят усталые игрушки, книжки спят…

(Музыка А. Островский, слова З. Петрова)

Народные потешки, прибаутки так же развивают ребенка. Потешки уже до года должны слышать дети. Например, с их помощью мама налаживает контакт с ребенком. Покачивая на коленях, касаясь головы, рук, ног, знакомит с телом и окружающей действительностью:

Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Человеческая речь в поэтической форме льется в приятном для малыша материнском голосе. А при умывании:

Не боимся мы воды,

Самые первые книжки и тексты, которые читаем детям мы взрослые - это именно забавные смешные стихи малышам. Например, мы никогда не пропустим стихи Агнии Барто:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Далее идет не только семейное (материнское, бабушкино, но и воспитание в детском саду, чтение стихов, пение песенок. Дети любят отгадывать загадки. Они тоже чаще всего встречаются в стихотворной форме:

Бегают по свечке (верба)

Всё это – подготовка ребенка к восприятию и воспроизведению художественных произведений, в данном случае – стихов.

В детском саду дети фактически не умеют читать, а читающие дети еще не могут осознать полностью прочитанного, поэтому в этом возрасте так необходима помощь взрослого, помощь направляющей руки друга. Детям доставляет огромное удовольствие слушать чтение воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, искать положительных героев, выявлять правильные поступки, находить родное, близкое в художественных произведениях.

Любой ребенок готов многократно услышать то или иное стихотворение. И чем лучше получается, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и их социализации.

В детском возрасте закладываются основы театральной способности ребёнка, его артистичности. Вспоминая детство, многие артисты рассказывают о волшебном стульчике, с которого они читали гостям стихи – к праздникам и по иным поводам.

Чтение стихов в детском саду для большинства ребят дает большую пользу, чем домашнее чтение. В детском саду воспитатели стараются разнообразить тематику стихотворений, работают с теми поэтами, которые подходят по возрасту, стараются дать познавательный материал о стране, природе, людях. Дома мы зачастую идем на поводу своего ребенка, читаем ему то, что он любит, повторяя один и тот же текст, читая стихотворения одного и того же поэта.

В детском саду дети любят заучивать наизусть, что также приносит огромную пользу. Большое значение имеет тот факт, что в группе дети имеют возможность читать стихи поочередно, обыгрывать стихи, потому что их много. В группе любимые стихотворные строки мы зачастую превращаем в игру. Например, дети садятся на стульчики, посадив себе на колени зверушек и с удовольствием поют:

Мы едем, едем, едем

Таким образом, развивается воображение, дети готовы участвовать в театральных представлениях, им легко даются сценки.

Конечно, это всё – игра, развлечение, но это и основа для восприятия поэзии, поэтизации природы и жизни в целом. Поэтическая форма изложения жизненного опыта позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что заложено в ребёнке.

Значение поэзии в воспитании ребенка нельзя выразить только простыми словами. Сказать явное, подводя итоги, что рифма учит познавать гармонию звуков, способствует умственному развитию, развивает память, выразительность речи, усиливает воображение – недостаточно. Хочется сказать возвышенно: без поэзии жизнь бедна, бесцветна. Раскрасить белый свет очень помогают поэзия и песни, созданные в содружестве хорошими стихами и музыкой.

Фотоотчёт о проектной деятельности на тему Поэзия русского народного Зашла на свою страницу на МААМ и увидела в ленте очень много фотоотчётов о проделанной работе. И задала себе вопрос, неужели у меня за.

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

- закреплять умение подбирать рифмы, развивать чувство ритма и интонационную выразительность речи.

Цель:

- знакомство детей с Всемирным днем поэзии;

- привитие любви к поэтическому творчеству;

- эстетическое и творческое развитие детей дошкольного возраста.

Ход НОД.

Воспитатель: Дети, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну поэзию. А чтобы наше путешествие было увлекательным и интересным, нам надо взять с собой отличное настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь потрите свои ладошки. Быстро-быстро. Молодцы! Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло друг друга, тепло сердца и души.

Это мы так передаем тепло и доброту друг другу.

Есть прекрасная страна

Чувств и слов она полна!

Ритмы, рифмы подбери

И стихами говори.

Воспитатель: Что это за страна?

Дети: Страна поэзия.

Воспитатель: Кто живет в этой прекрасной стране?

Воспитатель: Что делают поэты?

Дети: Пишут, сочиняют, придумывают.

Воспитатель: Что же они сочиняют?

Дети: Стихи, поэмы, считалочки, шуточки.

Дети: Снежок, пирожок, лужок, дружок, сапожок.

Воспитатель: А сейчас мы начинаем наше путешествие по стране поэзии. Рассмотрим эти предметы. И попробуем угадать из каких произведений эти предметы и кто автор.

Дети отгадывают предметы из произведений А.Л. Барто и читают стихотворения.

Воспитатель: Посмотрите на портрет этого великолепного поэта. Он вам знаком?

Дети: Да. Самуил Яковлевич Маршак.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Попробуем угадать произведения этого поэта.

(К.И. Чуковский) Все произведения К.И. Чуковского несут добро. Вглядитесь в его лицо. Видите смешинки вокруг его глаз, как его губы расплываются в улыбке. Мы с вами знаем, что добро всегда побеждает зло. Так и в его сказочных стихотворениях. Вспомним их названия. (Дети называют произведения К.И. Чуковского.)

Воспитатель: Умнички! Следующий поэт очень знаменитый в мире. Это А.С. Пушкин. Жил поэт очень давно. В его времена не было компьютеров, не было ручек и фломастеров. Люди писали письма и стихи пером. А.С. Пушкин восхищался красотой природы. Она отражается в его произведениях, которые читает весь мир. Писал он и для детей. Его произведения нам известны.

Воспитатель: Умнички! Молодцы! Много поэтов посвящали свои стихотворения, поэмы своему родному краю. Не можем мы не сказать несколько слов о нашем любимом городе. Городе, в котором мы живем. Это Санкт-Петербург. (Презентация).

- А вот интересная поэтесса Елена Благинина. Все свое творчество, всю свою жизнь, она посвятила поэзии, поэзии для детей. Много стихотворений посвящено самому дорогому, любимому человеку на земле – маме. (Презентация).

Воспитатель: Я очень рада, что мы сегодня совершили такое великолепное путешествие по стране поэзии. Когда вы вырастите, вы станете поэтами и художниками, музыкантами и математиками, учителями и пилотами. Все вы умеете видеть и ценить прекрасное, красоту окружающего мира, любите своих родных и близких. Я вас всех люблю! Большое спасибо!

Читайте также: