Поэзия 50 90 годов 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проблемы эволюции поэзии и типологии литературных направлений и стилей – одна из важнейших проблем современного литературоведения.

2. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Конец XIX – начало XX в. в России – это время перемен, неизвестности
и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения
приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии.

Модернизм (от фр. moderne – новый, новейший, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX в., характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. К этому понятию близок авангардизм, объединяющий наиболее радикальные разновидности модернизма, хотя оба понятия часто воспринимаются как синонимы. 1

Существует большое количество модернистских школ и течений. Следует остановиться на важнейших из них, получивших наиболее широкое признание и распространение.

К концу первого десятилетия XX века символизм приходит в упадок. Появляются отдельные произведения поэтов-символистов, но влияние его, как школы, утрачено. Все молодое, жизнеспособное, бодрое уже вне его. Символизм не дает уже новых имен. 2

Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, а также С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Набурт в том же году назвали себя акмеистами (от греческого akme – высшая степень чего-либо, цветущая пора).

Отличительной чертой поэзии акмеизма является ее вещественная реальность, предметность. Так же, как символизм, акмеизм вобрал в себя много разнообразных влияний и в его среде наметились разнообразные группировки. Объединяла всех акмеистов в одно их любовь к предметному, реальному миру – не к жизни и ее проявлениям, а к предметам, к вещам.

Последней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии ХХ века был имажинизм. Это направление было создано в 1919 году, следовательно, через два года после революции, но по всей идеологии это течение с революцией не имело.

Таковы основные направления и стили русской поэзии серебряного века. Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, каждое из перечисленных направлений дало немало превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

3. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ В 50-80-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Итак, в 50-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична и интимна. Среди литературных направлений данного периода выделяется почвенное направление.

4. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ В 90-е ГОДЫ ХХ – НАЧАЛЕ ХХ I ВВ.

И в результате в современной русской поэзии есть, конечно, группы авторов с родственной поэтикой, но эти группы, как правило, никак не оформлены, ничем не скреплены, не выдвинули никакого манифеста, и для самих поэтов их родственность друг другу подчас совершенно неочевидна. Это сильно осложняет задачу исследователя — и мы знаем из опыта, что попытки классификации новейших русских авторов по их эстетике (наиболее подробная такая попытка предпринималась лет 10 назад Михаилом Эпштейном) не имеют успеха, наталкиваясь на размытость, неопределенность самого материала. 1

В первой половине 90-х наиболее заметными тенденциями в русской поэзии считались концептуализм и метареализм (метаметафоризм). В центре внимания первого находилась проблема тотальной несвободы человеческого высказывания, его неизбежной неподлинности, неаутентичности, предопределенности набором дискурсивных практик. Социокультурная критика, предъявленная концептуализмом, была очень сильна и влиятельна, но к концу 90-х годов исчерпала себя. Из четырех центральных фигур этого течения один автор – Л. Рубинштейн – полностью ушел из поэзии в эссеистику, двое – Т. Кибиров и М. Сухотин – довольно резко поменяли поэтические ориентиры и обратились к очень личной, несколько болезненной лирике, и только Д. А. Пригов продолжает работать в рамках концептуалистской парадигмы, все больше сосредотачиваясь на критике слова и высказываниях как таковых, независимо от их социокультурной и дискурсивной принадлежности. Новых адептов концептуализм тоже не приобрел.

На рубеже 1990-2000 гг. среди молодых поэтов на короткое время стало очень влиятельным течение, названное постконцептуализмом и пытавшееся повернуть орудия концептуализма в другую сторону, использовать его методы для конструирования лирического высказывания.

Достижения поэтов-постконцептуалистов – Д. Соколова, Д. Воденникова, К. Медведева, Д. Давыдова – были довольно яркими, но и это течение быстро исчерпало себя: одни авторы замолчали, другие стали писать иначе, и художественная проблематика постконцептуализма вместе с его методами превратились (как это чуть раньше произошло с самим концептуализмом) из достояния одной группы авторов в элемент культурного багажа, так или иначе принадлежащего самым разным поэтам и по-разному ими используемого.

То же можно сказать и о хронологическом и логическом предшественнике концептуализма – русском конкретизме, сосредоточенном также на проблеме речи, но еще видящем в речи (разговорной или внутренней) источник смысла и эстетического переживания, которые поэту нужно только выделить и огласить: хотя патриарх этого течения В. Некрасов и несколько его талантливых последователей (И. Ахметьев, М. Нилин, Б. Кочейшвили) продолжают работать, в основном их дело уже сделано: представление о возможности понимать речь как эстетически самоценный объект стало общим достоянием современной русской поэзии.

Смена поколений произошла и в лагере метареалистов – поэтов, для которых основа поэтического мировидения – вещь, предмет окружающего мира, метафизическое содержание этой вещи, метафизически насыщенный диалог, который вещи ведут между собой и в который должен на равных включиться человек. Из пяти поэтов-метареалистов двое – А. Еременко и И. Жданов – практически замолчали, а еще трое – А. Драгомощенко, В. Аристов и А. Парщиков – продолжают плодотворно работать, но уже не оказываются в центре внимания критики и читателей: метареалистическая поэзия слишком сложна для восприятия и, что еще более важно, слишком опосредованным образом привязана к сегодняшнему дню. 1

В представлениях середины 90-х между полюсами концептуализма и метареализма лежало обширное пространство постакмеистического мейнстрима. Продолжая традиции русского акмеизма, ведущие поэты этого течения (В. Кривулин, Е. Шварц, А. Пурин, О. Юрьев, В. Шубинский и др.) удерживали привычное понимание лирики как психологически углубленного и философски насыщенного исследования о человеке, его месте в мире и в культуре – и при этом держались более или менее классической русской просодии.

Однако большинство новых авторов, выступивших со стихами постакмеистического рода в последние 10-15 лет, производили впечатление старательных, иногда очень талантливых – но все-таки эпигонов: их отдельные стихи ничем не уступали мастерам предыдущих поколений, но никакого нового высказывания, никакой собственной авторской индивидуальности у этих авторов невозможно было обнаружить.

На периферии постакмеистического мейнстрима обнаруживает себя, с одной стороны, более консервативная поэтика, прямо ориентирующаяся на русский стих XIX века, - в ней продолжают плодотворно работать несколько неувядающих авторов старшего поколения (И. Лиснянская, Н. Горбаневская), однако никаких новых интересных авторов здесь не появлялось уже давно.

Несколько особняком стоит линия русской поэзии, для которой главным событием серебряного века был не акмеизм, а футуризм. Те авторы, для которых наибольший интерес в футуризме представляли идеи синтеза искусств и отказа от логоцентризма, в большинстве своем покинули пределы поэзии как вида искусства и двинулись в сторону визуальной поэзии, саунд-поэзии, перформанса, - на грани до последнего времени оставался поэт старшего поколения Д. Авалиани, сделавший полноценными формами русской поэзии палиндром, анаграмму и несколько других экспериментальных типов письма.

Понимание футуризма как попытки высвободить смысл из оков языковой нормы дало во второй половине XX века таких выдающихся мастеров, как В. Соснора и Г. Айги, однако круг их нынешних продолжателей в целом состоит из не особо значительных авторов (впрочем, следует отметить особо неяркий, но глубокий дар Ю. Милоравы, в чьей поэзии заметно, как и у Айги, влияние французского сюрреализма, и своеобразного С. Завьялова, у которого опыт Айги специфически преломлен вдумчивым интересом к античной просодии и античному мировосприятию).

Яркие дебютанты-неофутуристы середины 90-х – А. Суриков, С. Проворов – быстро ушли из поэзии, и сегодня будущее этого течения в русской поэзии находится под вопросом. 1

Остальные гипотетически возможные направления развития русской поэзии фактически оказались к сегодняшнему дню представлены единичными авторами. Попытки воскрешения эпической поэзии всерьез предпринимаются только Л. Березовчук, чей подход беспрецедентен в силу того, что не опирается на традицию классической поэмы, апеллируя скорее к конструктивным принципам эпической драмы и крупной музыкальной формы, благодаря чему крупная поэтическая форма Березовчук обладает исключительно тонкой и сложной организацией на уровне малых единиц текста (звуков, слогов). Не столько эпическое, сколько нарративное начало располагает в сердцевине своей поэзии Ф. Гримберг, чьи длинные стихотворения представляют собой нечто вроде свернутых романов (в большинстве случаев любовно-исторических). Сложные преобразования фольклорно-мифологических ресурсов, подчас замаскированных до неузнаваемости, часто интерпретируемых в сугубо провокативном ключе благодаря двузначности определенного пласта лексики, сакрального в архаическом употреблении и обесцененного в современном, находятся в фокусе внимания Шиша Брянского (К. Решетникова).

В целом устройство российской литературной жизни оставляет авторам-одиночкам довольно призрачные шансы на внимание не только читателей, но и профессионального сообщества.

Вообще, о новом поколении авторов возникла возможность говорить лишь в самое последнее время. Рубеж поколений, очевидно, возникает тогда, когда какой-то крупный социокультурный сдвиг меняет условия формирования личности для молодых людей вообще и для молодых авторов в частности. Молодые поэты 90-х формировались в России под воздействием перестройки, резко изменившей социально-психологический климат и культурный контекст: это было первое за много десятилетий поколение, стоящее перед необходимостью определяться в быстро меняющемся мире, а не адаптироваться к условиям стагнации. В начале 2000 гг. ситуацию личностного и творческого созревания изменило массовое проникновение в жизнь человека новых информационных и коммуникационных технологий. Речь идет не только о переменах в мировосприятии и поведенческих моделях, но и о новой форме социализации молодого автора – интернет-сайтах со свободной публикацией, образующих своеобразную коммуникативную среду, в которой изначально оказываются почти все дебютанты 2000 гг.

Существует большое количество модернистских школ и течений: символизм, акмеизм, футуризм, эго-футуризм, имажинизм. Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, каждое из перечисленных направлений дало немало превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

Среди литературных направлений данного периода выделяется почвенное направление.

Говорить о направлениях и эстетических тенденциях в русской поэзии конца XX – начала XXI вв. сложно.

В первой половине 90-х наиболее заметными тенденциями в русской поэзии считались концептуализм и метареализм (метаметафоризм). На рубеже 1990-2000 гг. среди молодых поэтов на короткое время стало очень влиятельным течение, названное постконцептуализмом. В представлениях середины 90-х между полюсами концептуализма и метареализма лежало обширное пространство постакмеистического мейнстрима. Понимание футуризма как попытки высвободить смысл из оков языковой нормы дало во второй половине XX века таких выдающихся мастеров, как В. Соснора и Г. Айги; яркие дебютанты-неофутуристы середины 90-х – А. Суриков, С. Проворов.

Остальные гипотетически возможные направления развития русской поэзии фактически оказались к сегодняшнему дню представлены единичными авторами. В целом устройство российской литературной жизни оставляет авторам-одиночкам довольно призрачные шансы на внимание не только читателей, но и профессионального сообщества.

Аннинский, Л. Корни и побеги / Л. Аннинский // Жизнь. Герой. Литература. – М., 1961. – С.606-627.

Бердяев, Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. – М.: Владос, 1998. – 190 с.

Выходцев, П. С. Земля и люди: очерки о русской советской поэзии 40-70-х годов / П. С. Выходцев. – М., 1984. – 366 с.

Глинкин, П. Е. О некоторых закономерностях в литературном движении 1960–1970-х годов / П. Е. Глинкин // Русская литература. – 1976. - № 1. – С.54-77.

Ежов, И. С. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / И. С. Ежов, Е. И. Шамурин. – М.: Амирус, 1991. – 260 с.

Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин. – М.: Просвещение, 1990. – 390 с.

Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., Владос, 2004. – 350 с.

История русской советской поэзии 1941-1980 гг. – Л., 1984. – 390 с.

Ковский, В. Е. Литературный процесс 60-70-х годов (динамика развития и проблемы изучения советской литературы) / В. Е. Ковский. – М., 1983. – 336 с.

Кондаков, Б. В. Типологический и историко-функциональный анализ литературного процесса / Б. В. Кондаков. – Пермь, 1990. – 290 с.

Кузьмин, Д. Русская поэзия в начале XXI века / Д. Кузьмин // Аполлинарий. – 2006. - № 1. – С.76-88.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – 752 с.

Передреев, А. К. Лебедь у дороги / А. К. Передереев. – М., 1990. – 520 с.

Пикач, А. По границе прошлого с грядущим. / А. Пикач // Вопросы литературы. – 1980. - № 8. – С.3-37.

Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов. – М., 1972. – 271 с.

Соколов, А. Н. Литературное направление (опыт статьи для терминологического словаря) / А. Н. Соколов // Известия АН СССР. – 1962. – Т.21. – Вып. 5. – С.401-410

Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Н. Д. Тамарченко. – М.: РГГУ, 2001. – 468 с.

2 Пикач, А. По границе прошлого с грядущим. / А. Пикач // Вопросы литературы. – 1980. - № 8. – С.3-37, с.4.

1 Ковский, В. Е. Литературный процесс 60-70-х годов (динамика развития и проблемы изучения советской литературы) / В. Е. Ковский. – М., 1983. – 336 с., с.149.

2 Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения / Н. Д. Тамарченко. – М.: РГГУ, 2001. – 468с., с.112.

3 Глинкин, П. Е. О некоторых закономерностях в литературном движении 1960–1970-х годов / П. Е. Глинкин // Русская литература. – 1976. - № 1. – С.54-77, с.55.

1 Кондаков, Б. В. Типологический и историко-функциональный анализ литературного процесса / Б. В. Кондаков. – Пермь, 1990. – 290 с., с.5.

2 Соколов, А. Н. Литературное направление (опыт статьи для терминологического словаря) / А. Н. Соколов // Известия АН СССР. – 1962. – Т.21. – Вып. 5. – С.401-410, с.401.

3 Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов. – М., 1972. – 271 с., с.259.

1 Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – 752 с., с.232-233.

1 Ильина, Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., Владос, 2004. – 350 с., с.163.

2 Ежов, И. С. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / И. С. Ежов, Е. И. Шамурин. – М.: Амирус, 1991. – 260 с., с.98.

1 Ежов, И. С. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / И. С. Ежов, Е. И. Шамурин. – М.: Амирус, 1991. – 260 с., с.102.

2 Зезина, М. Р. История русской культуры / М. Р. Зезина, Л. В. Кошман, В. С. Шульгин. – М.: Просвещение, 1990. – 390 с., с.144.

1 Бердяев, Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. – М.: Владос, 1998. – 190 с., с.10.

2 Ежов, И. С. Антология русской лирики первой четверти ХХ века / И. С. Ежов, Е. И. Шамурин. – М.: Амирус, 1991. – 260 с., с.116.

1 Выходцев, П. С. Земля и люди: очерки о русской советской поэзии 40-70-х годов / П. С. Выходцев. – М., 1984. – 366 с., с.87.

3 Аннинский, Л. Корни и побеги / Л. Аннинский // Жизнь. Герой. Литература. – М., 1961. – С.606-627, с.607.

1 Передреев, А. К. Лебедь у дороги / А. К. Передереев. – М., 1990. – 520 с., с.351.

2 История русской советской поэзии 1941-1980 гг. – Л., 1984. – 390 с., с.234.

1 Кузьмин, Д. Русская поэзия в начале XXI века / Д. Кузьмин // Аполлинарий. – 2006. - № 1. – С.76-88, с.76.

1 Кузьмин, Д. Русская поэзия в начале XXI века / Д. Кузьмин // Аполлинарий. – 2006. - № 1. – С.76-88, с.76.

1 Кузьмин, Д. Русская поэзия в начале XXI века / Д. Кузьмин // Аполлинарий. – 2006. - № 1. – С.76-88, с.82.

1 Кузьмин, Д. Русская поэзия в начале XXI века / Д. Кузьмин // Аполлинарий. – 2006. - № 1. – С.76-88, с.83.

1 Кузьмин, Д. Русская поэзия в начале XXI века / Д. Кузьмин // Аполлинарий. – 2006. - № 1. – С.76-88, с.88.

Похожие документы:

Русская философия сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее появления уходят далеко вглубь российской и славянской ис

. литературно-художественных и философских направлений отечественной мысли рубежа XIX-XX веков становится символизм. Возникнув в 80-е годы .

1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров

. (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Ярким проявлением модернизма стал “серебряные век” русской поэзии. СИМВОЛИЗМ был первым . направление и развитие в 30-40-х годах в литературной деятельности Белинского. билет16 1.Тургенев как романист: типология .

Министерство образования российской федерации

Программы учебных предметов в 7-9-х классах Русский язык

. и русского реализма и романтизма. Декаданс - процесс упадка искусства. Проблема истинных и ложных ценностей. Новые литературные направления . данная программа, писали еще в 70-80-е годы 20 века В.П. Максаковский, Л.М. Панчешникова ( см. кн .

Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология

В середине 50-х гг. начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот период принёс значительные, коренные изменения в сознание народа.

На развитие литературного процесса оказали влияние:

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом.




ПВ-927, Литература

1. Прочитайте представленную ниже информацию. Перенесите в тетради информацию, выделенную синим цветом жирным шрифтом

(можно распечатать и вклеить)

Общая характеристика литературы 1950-1980 гг.

В середине 50-х гг. начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот период принёс значительные, коренные изменения в сознание народа.

На развитие литературного процесса оказали влияние:

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом.

Главная линия развития поэзии- обращение к современности. Поэтические строки 50-х исполнены пристального внимания к сегодняшнему дню с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героикой.

В конце 60-х начале 70-х годов раздумья о задачах поэзии и миссии поэта звучат в стихах многих поэтов. В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, Земле, народу, человечеству. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, - главное в их самосознании.

В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 60-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, звучит суровая память Великой отечественной войны. Важнейшим предметом философо-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы. Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов.

Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов.

А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В. Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лиро-эпические формы.

Фронтовая лирика

Все грущу о шинели,

Вижу дымные сны, —

Нет, меня не сумели

Возвратить из Войны.

И куда же мне деться?

Друг убит на войне.

А замолкшее сердце

Стало биться во мне.

Эстрадная лирика

И голосом ломавшимся моим

ломавшееся время закричало,

и время было мной,

и что за важность,

кто был кем сначала.

Какой я Северянин, дураки!

Слабы, конечно, были мои кости,

но на лице моем сквозь желваки

прорезывался грозно Маяковский.

И, золотая вся от удальства,

дыша пшеничной ширью полевою,

Есенина шальная голова

всходила над моею головою.

Тихая лирика

В потемневших лучах горизонта

Я смотрел на окрестности те,

Где узрела душа Ферапонта

Что-то Божье в земной красоте.

И однажды возникло из грезы,

Из молящейся этой души,

Как трава, как вода, как березы,

Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,

Из соседних явившись земель,

Это дивное диво возвысил

До черты, не бывалой досель.

Неподвижно стояли деревья,

И ромашки белели во мгле,

И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле.

Авторская песня

С 1950-х годов литературный процесс пополнился жанром авторской песни, который с течением времени стал необычайно популярным. Песенное творчество Б.Окуджавы, А.Галича, Н. Матвеевой, В. Высоцкого, Ю. Визбора и других стало одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза

Ах, жертва я доверия,

Беды своей родитель!

Вот слышу из-за двери я:

Разделся не спеша.

Тут в кабинете бывшие

Мне душу теребят:

Я говорю: «Обычная,

И рост не с бугая.

Творчество Булата Окуджавы. (1924—1997)

Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX века. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы — явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры.

Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности?

Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты. На протяжении всей своей творческой деятельности Окуджава не раз обращается к теме войны.

Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких.

Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени. Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия.

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое.

Поэт в своих стихах нередко обращается и к нашей истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века.

М ожно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50—60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.

Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к нашей истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик…

Чтение и анализ стихотворения.

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

Полночный троллейбус, по улице мчи,

верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

Я знаю, как в зябкую полночь

твои пассажиры — матросы твои —

Я с ними не раз уходил от беды,

я к ним прикасался плечами.

Как много, представьте себе, доброты

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затухает,

и боль, что скворчонком стучала в виске,

Как, на ваш взгляд, соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в этом произведении?

Лианозовская группа

С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились эксперименты авангардистов. Эксперименты в области поэзии объединили различные поэтические группы, прежде всего такие, как Лианозовская группа — одно из первых неформальных творческих объединений второй половины XX века, у истоков которого стояли художники Е. Л. и Л. Е. Кропивницкие, поэты Г. Сапгир, И. Холин и др. У истоков Лианозовской группы стоял поэт и художник Е. Л. Кропивницкий, творческий путь которого начался в 1910-х годах. В группу вошли поэты В. Некрасов, Г. Сапгир, Я.Сатуновский, И.Холин и художники Н. Вечтомов, Л. Е. Кропивницкий (сын Е. Л. Кропивницкого), Л. Мастеркова, В. Немухин, О. Рабин. Поэтов и художников, входивших в Лианозовскую группу, объединяло стремление к наиболее полному самовыражению и к созданию новой поэтики.

Пишите короткие стихи.

В них меньше вздора

И прочесть их можно скоро.

Литературное объединение «СМОГ

Концептуализм

. Карточка 37. Можно, увидев себя со стороны, ужаснуться, а можно

Карточка 38. Можно избегать каких-либо встреч, взглядов, разговоров

и т. п., но не лучше ли идти навстречу судьбе

Карточка 41. Можно оказаться неподалеку и зайти, чтобы выпить

чаю и поболтать.

Вошедшие в литературу на излете 1970-х и в 1980-е годы поэты А. Еременко, Т. Кибиров, Е. Бунимович, В. Коркия, М. Сухотин отталкивались от поэзии концептуалистов. Излюбленным приемом этих поэтов является цитатностъ, доходящая до центона , с помощью которого иронически обыгрываются цитаты из классической литературы, штампы официальной идеологии и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлены и смешение различных лексико-стилистических пластов, проявление

высокого в низком и наоборот.

И я там был, мед-пиво пил,

изображая смерть, не муку.

в мою протянутую руку.

Играет ветер, бьется ставень,

а мачта гнется и скрипит.

А по ночам гуляет Сталин,

но вреден север для меня.

Особое место в литературном процессе второй половины XX века занимает поэзия И. Бродского, вынужденного эмигрировать из страны в 1972 году. Талант поэта ярко проявился в разнообразных прозаических, лирических и лиро-эпических жанрах.

Уникальность И. Бродского заключается в том, что его поэзия вобрала в себя традиции русской и зарубежной поэзии.

ВЫВОД.

Черты поэзии оттепели:

· Неофициальность, ощущение свободы;

· Ответственность за преобразования в стране;

· Необходимость моральной перестройки общества;

· Надежды на скорое освобождение от пороков, которые воспринимались как искажение прекрасной идеи.

Особенности развития поэзии 50-80-х годов

Главная линия развития поэзии- обращение к современности. Поэтические строки 50-х исполнены пристального внимания к сегодняшнему дню с его острыми проблемами, противоречиями и конфликтами, с его буднями и героикой.

В конце 60-х начале 70-х годов раздумья о задачах поэзии и миссии поэта звучат в стихах многих поэтов. В своих стихотворениях они раскрывают отношение человека к Родине, природе, Земле, народу, человечеству. Чувство полноты жизненных связей с миром, постигаемое в неустанном творческом труде, - главное в их самосознании.

В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 60-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, звучит суровая память Великой отечественной войны. Важнейшим предметом философо-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы. Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов.

О поэзии 60-90-х годов XX века

Стихи не пишутся – случаются…

(Сага : [отрывок] // Стихотворения. Поэмы / А. А. Вознесенский. М., 2013. С. 236.)

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считаела одним из самых сильных человеческих чувств. Героями стихов Беллы Ахмадулиной становились русские поэты — от А. Пушкина и М. Цветаевой до друзей и современников А. Вознесенского и Б. Окуджавы, а также простые люди.

Есть в сумерках блаженная свобода
от явных чисел века, года, дня.
Когда? – неважно. Вот открытость входа
в глубокий парк, в далекий мельк огня.
Ни в сырости, насытившей соцветья,
ни в деревах, исполненных любви,
нет доказательств этого столетья, —
бери себе другое – и живи.

(Сумерки : [отрывок] // Белла Ахмадулина : [сборник стихов] / Б. А. Ахмадулина. М., 2014. С. 5.)

Особый интерес в этом издании представляет раздел, в котором впервые собраны стихотворения, посвященные Б. Ахмадулиной друзьям и сподвижникам по литературе. Белла Ахмадулина – поэт, чьи стихи знает и любит не одно поколение читателей, но, кроме того, она замечательный автор тонкой и нежной прозы. Настоящий сборник посвящен именно этой части творчества Ахмадулиной. На выставке также представлены ее сборники рассказов.

Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц,
и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок
поэзии.

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодежной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твердой нравственной и гражданской опоры. Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика.

Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы — долгое эхо друг друга.
И мне до тебя, где бы ты ни была,
дотронуться сердцем нетрудно.
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы — нежность,
Мы — нежность.
Мы — вечная нежность друг друга.
И даже в краю наползающей тьмы,
за гранью смертельного круга,
я знаю с тобой не расстанемся мы.
Мы — память,
Мы — память.
Мы — звездная память друг друга.

(Эхо любви // Собрание стихотворений, песен и поэм в одном томе / Р. И. Рождественский. М., 2015. С. 850.)

… Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

(Рождественский романс : [отрывок] // Малое собрание сочинений / Р. И. Рождественский. СПб., 2012. С. 7-8.)

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

(В горнице моей светло… // Той девушке, которую люблю : [стихотворения] / Н. М. Рубцов. М., 2008. С. 10) .

Одним из основателей жанра авторской (бардовой) песни считается Булат Окуджава, он заявил о себе, прежде всего, как романтик, дал в своем творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой – способность к возвышенным переживаниям. У Окуджавы очень много песен о любви. В своей любовной лирике он стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.

Так же не менее достойным представителем является Юлий Черсанович Ким. Талант его многогранен – он не только замечательный бард, но также серьезный драматург и прозаик. Песни Юлия Кима сочетают в себе иронию и безмятежность, умную мысль и, в то же время, скептичность. Обаяние его необычайного артистизма неотразимо на сцене, а исполнительская импровизация выше всяких похвал. Залом он владеет безраздельно.

Также немаловажный интерес представляет сборник песен Юлия Кима, где представлены не только песни, но и ноты.

Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Фатьянову), наконец, дворовые песни.

Читайте также: