Подведение итогов голосования на выборах депутатов и выборных должностных лиц кратко

Обновлено: 02.07.2024

Результаты муниципальных выборов – это данные об итогах проведения муниципальных выборов, определяемые по результатам подсчета голосов избирателей.

Процедура подсчета голосов избирателей по результатам муниципальных выборов осуществляется в гласной и открытой форме, с последующим оглашением итогов голосования и их оформления в виде протокола последовательного отображения всех действий по подсчету голосов избирателей и бюллетеней членами участковой комиссии.

Законодательство устанавливает перечень лиц, имеющих право присутствовать при процедуре подсчета голосов избирателей и бюллетеней, а также осуществлять наблюдение за этой процедурой.

Порядок проведение процедуры подсчета голосов избирателей на муниципальных выборах

Процедуру подсчета голосов избирателей по итогу муниципальных выборах начинают по окончании времени, отведенного на голосование. Процедура осуществляется без объявления перерывов до полного подведения итогов голосования. Итоги голосования доводятся до всех членов участковой комиссии и наблюдателей.

В том случае, если выборы в органы муниципального управления проводятся одновременно с федеральными и региональными выборами, процедура подсчета голосов осуществляется по уровням власти, сначала подводятся итоги федеральных выборов, затем региональных и в последнюю очередь – муниципальных.

По окончании времени, отведенного на голосование, членами участковой комиссии в присутствие наблюдателей или иных лиц, которым разрешено присутствовать при процедуре подсчета, осуществляется подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней посредством отрезания их левого нижнего угла. Количество неиспользованных и погашенных бюллетеней подлежит оглашению и внесению в протокол итогов голосования. Аналогичное правило распространяется на бюллетени, испорченные избирателями.

Готовые работы на аналогичную тему

Указанные сведения отмечаются в увеличенной форме протокола голосования.

Также в протоколе, включая его увеличенную форму, председателем, заместителем председателя или секретарем участковой комиссии уточняется, оглашается и отмечается количество бюллетеней, полученных из конвертов избирателей, реализовавших право на досрочное голосование на муниципальных выборах.

Непосредственно процедуре подсчета голосов избирателей по итогам муниципальных выборов предшествует внесение в протокол следующих сведений:

  • во-первых, количество избирателей, включенных в список на момент окончания голосования;
  • во-вторых, количество бюллетеней, которые выданы избирателям на муниципальных выборах в день голосования в помещении для голосования;
  • в-третьих, количество бюллетеней, которые выданы избирателям, воспользовавшимся правом досрочного голосования на муниципальных выборах;
  • в-четвертых, количество открепительных удостоверений, выданных избирателям;
  • в-пятых, количество избирателей, которые проголосовали на конкретном избирательном участке по открепительным удостоверениям.

Непосредственно процедуру подсчета голосов избирателей выполняют члены участковой комиссии, имеющей право решающего голоса. Также при процедуре присутствуют наблюдатели и иные лица, предусмотренные федеральным законодательством.

Подсчет голосов осуществляется в специальных помещениях. Членам комиссии, осуществляющим подсчет голосов, запрещено использование письменных принадлежностей при осуществлении подсчета. Таким правом обладают только председатель или заместитель председателя и секретарь комиссии. Наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий участковой комиссии.

Члены комиссии осуществляют сортировку бюллетеней после проверки отсутствия повреждений у печатей на урнах до голосования и их вскрытия. Результаты подсчета голосов, в том числе по недействительным бюллетеням, подлежат оглашению. Подсчет голосов по каждой пачке бюллетеней осуществляется отдельно. Для подсчета бюллетеней могут использоваться технические средства подсчета.

В протоколе итогов голосования на муниципальных выборах отмечается количество действительных и недействительные бюллетеней.

Прочитанные бюллетени подлежат упаковыванию и опечатыванию с возможностью вскрытия только при наличии решения суда или вышестоящей избирательной комиссии.

Проверка итогов результатов муниципальных выборов

Заполнение протокола итогов результатов муниципальных выборов завершается процедурой проверки определенных контрольных соотношений: так, количество полученных участковой комиссией открепительных удостоверений должно равняться сумме количества открепительных удостоверений, выданных избирателям, и количества погашенных открепительных удостоверений. При несоблюдении соотношения проводится дополнительная процедура подсчета открепительных удостоверений.

По завершении такой проверки со списком избирателей могут ознакомиться наблюдатели, прочие лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов. Члены участковой комиссии наделяются правом проверки правильности произведенных подсчетов.

Работа со списком избирателей приостанавливается до момента проверки всех контрольных соотношений. Ответственность за хранение списка избирателей возлагается на председателя участковой комиссии или ее секретаря. Для хранения списка используются сейф или иное специальное приспособление.

После полного подсчета голосов по итогам выборов, список избирателей извлекается из сейфа для проведения проверки остальных контрольных соотношений. Наличие несоответствия по контрольным соотношениям является причиной для повторного пересчета бюллетеней.

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ в статью 39 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона

Статья 39. Подведение общих итогов выборов

На основании протоколов нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через десять дней со дня выборов устанавливает общие итоги выборов.

Окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования принимает по итогам голосования одно из следующих решений:

признает выборы недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей либо если выборы были признаны недействительными на участках, на которых должно было проголосовать более 10 процентов избирателей округа;

признает выборы несостоявшимися, если число избирателей, проголосовавших против всех кандидатов, оказалось больше, чем число избирателей, проголосовавших за кандидата, набравшего наибольшее число голосов в данном округе;

назначает повторные выборы на день не позднее чем через три месяца, если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными.

Окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования может признать выборы недействительными по отдельным избирательным участкам в случае, если нарушения, допущенные при проведении выборов, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов на выборах.

Окружная избирательная комиссия, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу избирательная комиссия муниципального образования составляет протокол об общих итогах выборов, в который вносятся следующие данные:

число территориальных либо участковых избирательных комиссий, образованных на территории округа;

число протоколов об итогах голосования территориальных либо участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;

число избирательных бюллетеней, выданных всем участковым избирательным комиссиям в день выборов;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, содержавшихся в стационарных избирательных ящиках;

число избирательных бюллетеней, содержавшихся в переносных избирательных ящиках;

общее число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

фамилии, имена и отчества кандидатов, а при их совпадении - иные данные о кандидатах, внесенные в избирательный бюллетень;

число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Протокол окружной избирательной комиссии, а при выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу протокол избирательной комиссии муниципального образования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех избирательных комиссий на территории муниципального образования. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому и второму экземплярам протокола прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения, поступившие в избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.

Второй экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. По требованию вышеуказанных лиц им предоставляются заверенные копии протокола избирательной комиссии и сводной таблицы.

Подведение итогов выборов проходит в несколько этапов.

Избирательные участки передают результаты подсчета голосов в окружную (территориальную) избирательную комиссию, которая подводит итоги голосования в своем избирательном округе. Затем данные передаются в избирательную комиссию муниципального образования, где и происходит подведение общих итогов выборов.

Подведение итогов выборов в случае выборов в коллегиальный орган власти регулируется законами:

Подведение итогов голосования территориальной избирательной комиссией

Территориальная (окружная) избирательная комиссия получает протоколы контрольного подсчета голосов от всех участковых избирательных комиссий и суммирует содержащиеся в них данные. Суммирование данных осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Не позднее чем через 5 дней со дня выборов территориальная избирательная комиссия устанавливает итоги голосования.

Составляется протокол в трех экземплярах, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий, числе протоколов и суммарные данные протоколов. Также к протоколу прилагается сводная таблица, включающая в себя данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. Протокол подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии.

К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы (заявления) и принятые по ним решения. Заверенные копии данных документов прилагаются ко второму и третьему экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола отправляется в избирательную комиссию муниципального образования. Второй экземпляр и сводная таблица вместе с протоколами участковых избирательных комиссий хранится у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания работы комиссии. А третий экземпляр и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, СМИ.

Подведение общих итогов выборов

Окружная избирательная комиссия на основании протоколов нижестоящих избирательных комиссий не позднее чем через 10 дней со дня выборов устанавливает общие итоги выборов.

При выборах должностного лица местного самоуправления по единому одномандатному округу или выборах депутатов представительного органа местного самоуправления по единому многомандатному округу общие итоги выборов устанавливает избирательная комиссия муниципального образования.

В случае нарушений на отдельных избирательных участках, избирательная комиссия может признать выборы недействительными по отдельным избирательным участкам. Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов на выборах.

После установления общих итогов голосования и принятия одного из решений, составляется протокол об общих итогах выборов.

Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии. К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех избирательных комиссий на территории муниципального образования.

Если какой-то член избирательной комиссии не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, он вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Ко всем экземплярам протокола прилагаются жалобы (заявления), поступившие в избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.

Второй экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, СМИ.

Избирательная комиссия извещает участников выборов о результатах. Избранные кандидаты обязаны в трехдневный срок сообщить избирательной комиссии о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата или выборного должностного лица.

Не позднее чем через 8 дней после выборов избирательная комиссия публикует итоги выборов по избирательному округу.

Подсчет голосов и подведение итогов голосования осуществляют избирательные комиссии, начиная с участковой, путем составления протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по установленной форме.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

- в соответствии с законом голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

- менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

- за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

- если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися;

- на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.




Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, недействительными:

- в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

- в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;

- по решению суда.

Подсчет голосов и подведение итогов голосования осуществляют избирательные комиссии, начиная с участковой, путем составления протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке по установленной форме.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

- в соответствии с законом голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

- менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

- за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;

- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

- если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися;

- на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.

Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, недействительными:

- в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

- в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;


Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах.

В случае досрочного прекращения полномочий вышеуказанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Голосование может быть:

  • В помещении для голосования в день выборов;;
  • Вне помещения для голосования в день выборов;
  • Досрочное голосование в помещении избирательной комиссии;
  • Досрочное голосование в труднодоступных и отдаленных местностях.

В помещении для голосования должны быть:

  • зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования;
  • информационный стенд, на котором размещается: информация обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень, образцы заполненных избирательных бюллетеней;
  • увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления;
  • стационарные ящики для голосования.

Места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования должны одновременно находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей.

Порядок голосования

Голосование проводится в день выборов с 8 часов до 20 часов по московскому времени. На избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным ранее 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

Порядок досрочного голосования

Избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (соответственно уровню выборов) за 10-4 дня до дня голосования или участковой комиссии не ранее чем за 3 дня до дня голосования.

В случае совмещения дня голосования на муниципальных выборах с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование в вышеуказанном порядке не проводится.

Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК), окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой избирательной комиссии (далее - УИК) с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.

Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.

В день голосования председатель участковой комиссии после официального открытия помещения для голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, перед началом голосования сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

После совершения этих действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования.

2.Как проводится наблюдение на выборах. Лица, имеющие право присутствовать при проведении голосования и подсчета голосов избирателей.

Наблюдатель - гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

В каждую комиссию можно назначить не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.

Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям бюллетени;
б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
ж) проводить агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

3. Общая последовательность и порядок действий членов УИК при подсчете голосов избирателей и определении итогов голосования:

Читайте также: