Думская монархия и столыпинские реформы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояли особенности социально-экономического развития России в конце XIX — начале XX в.?
2. В чем заключались особенности образования российских политических партий?
3. Причины и основные этапы первой русской революции.
4. Охарактеризуйте итоги революции 1905 — 1907 гг.
5. Каких функций не хватало российскому парламенту для того, чтобы быть полноценным?
6. Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершены?

Аврех А. Я. Столыпин и судьба реформ в России. — М., 1991.
Верт Н. История советского государства. 1900 — 1991. — М., 2002.
Витте С. Ю. Избранные воспоминания. — М., 1991.
Ерошкин Н. История государственных учреждений дореволюционной России. — М., 1968.
История политических партий России. — М., 1994.
Милюков П. Н. Воспоминания. — М., 1991.
Новейшая история Отечества. ХХ в. / Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. Т. 1. – М., 1998.
Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. — М., 1992.
Сeменникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск, 2002.

Лекция, реферат. Думская монархия и реформы П.А. Столыпина - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

Третьеиюньская монархия (думская монархия) период в истории России с 1907 по 1917 годы. Это период между революциями, когда у страны был шанс выскочить из кризиса, но этим шансом она не воспользовалась. События этих 10-ти лет очень важно подробно изучать, поскольку они привели к развалу Российской Империи.

Третьеиюньская монархия характеризуется:

Примечательно другое - если попытаться найти в истории аналог периода 1907-1917, то по целому ряду факторов этим периодом будут 90-е после развала СССР. Посмотрите на особенности думской монархии по пунктам выше и сравните с тем, что творилось в России в 90-е. Ситуация один в один. То есть, сколько бы современные историки не говорили о том, насколько прекрасной была Российская Империя, это не соответствует действительности. В здоровом обществе не случится 3 революции за 10 лет.

Третьеиюньская монархия - манифест от 3 июня 1907 года

История появления термина

Первая госдуарсвтенная Дума

Избирательный кодекс от 3 июня 1907 наделял правом голоса всех, но при этом разделял население на 4 курии (категории):

  • Землевладельцы. Это помещики, дворяне и другие привилегированные слои населения.
  • Городские обыватели. Дополнительно делились на 2 курии, разделяя богатых и остальных.
  • Крестьяне всех категорий.
  • Рабочие всех категорий.

На таких принципах формировалась Дума, а вместе с ней и третьеиюньская монархия. Здесь может возникнуть вопрос - если во главе угла думская монархия, то при чем здесь Николай 2, и может страну развалила Дума, а не царь. Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть состав 3-ей государственной Думы, работавшей с 1907 по 1912 годы. Ее состав: монархисты (33%), октябристы (34%), кадеты (12%), прогрессисты (6%), национальные партии (5%) и дальше ряд мелких партий. Монархисты и октябристы вместе составляли 67% Думы, и обе партии были процарские. То есть, в Думе у Николая 2 всегда было большинство.

Попытка укрепить власть

Сначала успокоение, потом реформы.

П.А. Столыпин

После событий 1905-1907 главная задача Николая 2 и его окружения стало предотвращение новой революции. События 1907-1917 нужно рассматривать именно с этой точки зрения. И это крайне любопытный период русской истории, поскольку он показывает как страна за 10 лет развалилась. Практически все шаги власти толкали страну к краху.

Репрессии

Всего за 2,5 года репрессиям было подвергнуто порядка 26 тысяч человек!

Национальная политика

Идея национализма, в какой бы форме она не преподносилась, не может способствовать подъему многонациональной страны. В результате мы получили 1917 год, когда страна развалилась на Россию, Украину, Финляндию, Польшу, Белоруссию, Молдавию и так далее. То есть думская монархия усугубила и без того острый национальный вопрос.

Еврейская проблема

Третьеиюньская монархия одной из своих задач ставила решение еврейского вопроса. Здесь также прослеживается явная параллель с событиями 90-х годов и развалом СССР: все внутриполитические проблемы страны попытались возложить на плечи одной нации. Первая мера в этом направлении касалась получения образования. Число евреев в учебных заведениях столицы не должно было превышать 3% от учащихся. В других городах - 5%. За пределами городов - 10%.

Еврейская проблема при Николае 2

Особый резонанс в антиеврейском вопросе 1907-1917 годов получило дело Бейлисома. М. Бейлисом был обвинен в убийстве в Киеве русского мальчика А. Ющинского. Следствие обвинило еврея в ритуальном убийстве. В итоге суд присяжных обвиняемого оправдал, а Министерству юстиции был нанесен страшный репутационный удар.

Разложение элиты

Самодержавие в России всегда опиралось на элиту. В роли элиты дворянство выделилось еще при Петре 1, а Жалованная грамота Екатерины 2 сделала это сословие реально привилегированным. Для сохранения страны/строя/системы государство и элита должны смотреть в одну сторону, причем и те и другие должны быть заинтересованы в текущей власти. В российской же империи сложилась парадоксальная ситуация - власть все больше отдалялась и от простых людей и еще больше от элиты. Виной тому - отмена крепостного права 1861 года. Как бы это ни дико звучало на первый взгляд, но именно эта реформа нанесла удар и по крестьянам и по помещикам. Первым землю в личное пользование практически не давали (если давали, то ее не хватало даже для собственного пропитания), а вторые массово нищали. В результате дворянство вырождалось, и когда в 1917 году произошла революция, выяснилось, что ни императору (он уже ничем не управляет) ни элите (у нее нет ни сил ни желания) Российская Империя не нужна. Большевикам оставалось только подобрать то, что оказалось никому не нужным.

Киса Воробьянинов - прообраз разложившейся элиты

Реформы и их роль

Главное действующее лицо в Третьеиюньской монархии, кроме Николая 2, был Петр Аркадьевич Столыпин. Относительно этого человека ходит множество слухов и легенд, в частности сегодня стало модно рассуждать насколько это был гениальный реформатор. Не будем сейчас подробно останавливаться на этом вопросе, отметим только, что реформы по большому счету провалились и привели страну к революции 1917 года. Но самое главное другое - реформы Столыпина носят не экономический характер. Их главная задача была разрушить крестьянскую общину, как элемент коллективного сопротивления крестьян власти. Сделать этого не удалось - из общины вышло только 25% крестьян. Я это специально подчеркиваю. Реформы главной задачи не решили, но выстроили противоречия, вылившиеся в развал страны. Но Столыпин сегодня это великий реформатор.

Столыпин, безусловно, желал добра России и делал все, чтобы страна преодолела кризис. Но получилось наоборот - все его реформы и начинания толкали страну в пропасть.

Революция 1905 г. привела к появлению в России парламента. В результате резко возросла значимость политических партий, которые до революции были подпольными.

План урока:

Политические партии Российской империи

Думская монархия – это период в истории России между 1907 и 1917 г. В это время в стране функционировал устойчивый парламент, который в отличие от первых двух Государственных Дум не распускался царем Николаем II. Дума стала ареной борьбы между различными политическим партиями.

Первые политические партии стали появляться в Российской империи ещё до 1905 г. Естественно, что они не были легальными. Возникали они как ответ общества на обострившийся аграрный и крестьянский вопрос, на чудовищное экономическое неравенство в стране, а потому придерживались левых взглядов.

Первая партия России – это РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). Она была основана в 1898 г., когда нелегально был проведен первый съезд РСДРП в Минске. Следующий съезд удалось провести только в 1903 г., причем за границей – в Брюсселе.

Лидеры РСДРП Ленин (слева) и Мартов

Вторая фракция – это меньшевики. Их лидером был Юлий Мартов. Меньшевики были не так радикальны, как большевики. Они полагали, что партия должна быть открытой для ее членов, в ней допустимы политические дискуссии. Крестьян меньшевики считали консервативной, настроенной против прогресса силой, а в буржуазии видели союзников.

Лидер эсеров В. М. Чернов

ПСР полагало, что после революции должно быть избрано Учредительное собрание, которое и примет решение о дальнейшем устройстве страны. При этом ПСР выступала за превращение России в федерацию, то в государство, регионы которого имеют большую автономию от центральной власти. При этом ПСР в отличие от РСДРП была против сепаратизма народов, проживавших в России. Заметим, что эсеры в политической борьбе активно использовали террористические методы.

Лидер кадетов П. Н. Милюков

Лидер октябристов А. И. Гучков

Единой монархической партии в России не было. Крупнейшими правыми партиями были:

  • Союз русского народа;
  • Союз имени Михаила Архангела;
  • Русская монархическая партия.

Итак, действовавшие в России партии можно условно разделить на:

  • левые (РСДРП, ПСР);
  • правые (черносотенцы);
  • центристские, в основном либеральные (кадеты, октябристы);
  • партии национальных меньшинств.

Третья Государственная Дума

Напомним, что по избирательному закону 1906 г. выборы в Государственную Думу Российской империи не были равными – 1 голос помещика имел такой же вес, как 15 крестьянских или 45 рабочих голосов. Однако результаты работы первых двух Государственных Дум показали, что даже при таком соотношении большинство в парламенте получали радикальные силы, не способные договориться с правительством и императором Николаем II. Поэтому в ходе Третьеиюньского переворота эта пропорция была изменена. Теперь 1 голос помещика имел такой же вес, как и:

  • 4 голоса крупной буржуазии;
  • 65 голосов мелкой буржуазии;
  • 260 крестьянских голосов;
  • 543 голоса рабочих.

Также было уменьшено количество представителей Польши и Кавказа. Представителей Средней Азии и вовсе не допускали в Думу.

Изменение законодательства принесло эффект – в III Государственной думе 34% мандатов получили октябристы, а ещё 33% – монархические партии. Обе эти силы были лояльны царю, а потому правительство смогло наконец провести некоторые преобразования. Однако иногда между октябристами и монархистами возникали разногласия. Тогда октябристы заключали временные союзы с другими партиями.

Деятельность Столыпина

В ходе политических реформ, проведенных царем для успокоения революции 1905 г., был создан Совет министров – правительство по образцу европейских стран. Возглавлял правительство председатель (премьер-министр), который фактически становился вторым по важности человеком в стране после царя. Пост премьер-министра и ранее существовал в Российской империи, но считался скорее почетным. Первым председателем Совета министров 24 октября 1905 г. стал С. Ю. Витте, однако уже 22 апреля 1906 г. его заменил И. Л. Горемыкин, а его в свою очередь 8 июля сменил Петр Аркадьевич Столыпин. Он был российским премьер-министром более 5 лет и провел в стране ряд преобразований.

Первоочередной задачей Столыпина было подавление революции. Он принял закон о военно-полевых судов. Ранее многие террористы, убивавшие царских чиновников, могли избежать тяжелого наказания при рассмотрении их дела в обычном суде из-за сочувствия суда присяжных. По новому закону в ряде губерний начинали действовать особые суды, состоящие не из юристов, а из военных офицеров. Офицеры могли судить людей, обвиняемых в убийствах и грабежах, причем разбиралось дело не более двух дней. Приговор (а это часто была смертная казнь) приводился в исполнение через день после оглашения приговора.

Столыпина сильно беспокоил статус Финляндии в Российской империи. Она имела столь широкую автономию, что многие революционеры, опасавшиеся преследований царской власти, просто прятались от полиции на ее территории. Фактически Финляндия стала гнездом революционеров. В связи с этим Столыпин предпринимал меры по ограничению ее автономии.

Аграрная реформа Столыпина

Столыпин осознавал, что бедственное положение крестьян во многом явилось почвой для революционных настроений. Необходимо было улучшить жизнь крестьян, не затрагивая при этом и интересов помещиков.

Столыпин видел основную причину бедности крестьян в крестьянской общине. Напомним, что в России большинству крестьян не принадлежала земля, которую они обрабатывали. Земля находилась не в частной собственности, а в собственности общин. Периодически община перераспределяла свои земли, так как численность общин увеличивалась. Если в 1860-х г. в среднем на каждого мужчину в общинах приходилась по 4,8 десятин земли, то к 1900 г. это число уменьшилось до 2,8 десятин. Проблема заключалась не только в уменьшении крестьянских наделов. Община давала каждому своему члену не один большой участок, а множество маленьких, удаленных друг от друга, которые назывались полосами. Такая система называлась чересполосицей. Порою в надел крестьянина входило 30-40, а иногда даже более ста маленьких полос. Работать на таком хозяйстве было чрезвычайно неудобно.

В западных областях империи земля была в частной собственности крестьян, и потому производительность труда, то есть урожайность, была там выше.Столыпин прекрасно знал об этом, так как долгое время работал в городах Ковно и Гродно на западе империи.

Премьер-министр считал важнейшей задачей разрушение системы общинного землевладения. 9 ноября 1906 г. был издан указ, согласно которому любой крестьянин мог выйти из крестьянской общины, получив от нее свою землю. При этом крестьянин мог потребовать, чтобы все его земли были объединены в один участок земли, называемый отрубом. Отруб назывался хутором, если крестьянин строил на нем свой дом.

Крестьяне делят землю на хутора

Также государство начало распродавать свои собственные земли крестьянам, причем для покупки можно было взять льготный кредит в специальном Крестьянском поземельном банке. Более того, кредит можно было использовать и для покупки помещичьих земель, если, конечно, сам помещик желал их продать. Проводились политика консультирования крестьян – им объясняли, как правильно вести хозяйство, какие удобрения и оборудование использовать.

В результате аграрной реформы в период 1907-1914 г. 28% крестьян, состоявших в общинах, вышли из неё. Заметим, что по большей части из общин выходили либо бедные, либо богатые крестьяне. Богатые были уверены, что самостоятельно смогут вести хозяйство лучше, чем находясь в составе общины. А бедняки просто продавали полученную в частную собственность землю и переезжали в города. Крестьяне среднего достатка не хотели рисковать и оставались в общинах.

Также Столыпин решал аграрный вопрос за счет добровольного переселения крестьян в азиатские регионы страны (Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток). Любой крестьянин, решивший переселиться туда, получал от государства 15 га земли. Если с ним переселялась семья, то добавлялось ещё 45 га. При этом переселенец мог 5 лет не платить налоги, а также освобождался от воинского призыва. Государство не просто давало людям землю, оно помогало в переселении – предоставляло удобные вагоны, куда можно было загрузить скот, строило переселенческие пункты.

В 1907-1914 г. более 3 млн человек переехало на новые земли. В основном это были те бедняки, продававшие свою землю в общинах, но не хотевшие жить в городах.

Крестьяне, переселяющиеся в Сибирь

В целом аграрная реформа отчасти улучшила положение крестьян и увеличила производительность сельского хозяйства. Но этого было мало – экономическое неравенство в стране все равно было крайне велико.

У Столыпина был огромный план реформ в России, который включал в себя 43 проекта. За 5 лет премьерства он успел реализовать лишь 10 из них. В частности Столыпин желал ввести в России всеобщее начальное образование, но другие чиновники заблокировали это решение. Сам премьер утверждал, что его реформы дадут эффект в течение 20 лет, если Россия проживет эти годы мирно. Однако сам Столыпин умер уже через 5 лет после начала своих реформ – в 1911 г. он был убит во время спектакля в одном из киевских театров.

Нарастание революционных настроений

К 1907 г. общество устало от революционных настроений и потому мирно отреагировало на Третьеиюньский переворот. Однако ситуация снова стала накаляться к 1910 г. 7 ноября 1910 г. умер Л. Н. Толстой, знаменитый писатель, который был противником смертной казни и яростно критиковал деятельность военно-полевых и военно-окружных судов. Массовые акции протеста против правительства прошли в крупных городах. Общество чувствовало, что те политические преобразования, которые произошли после Первой русской революции, не смогли разрешить проблем России, а только заморозили их.

17 апреля 1912 г. произошла знаковая трагедия, известная как Ленский расстрел. На золотом прииске на одном из притоков Лены проходила забастовка против тяжелых условий труда. Солдаты расстреляли бастовавших, в итоге погибло от 150 до 270 рабочих (точная цифра неизвестна). В ответ в стране стали проходить манифестации, собиравшие сотни тысяч человек.

Жертвы Ленского расстрела

На этом фоне в сентябре-октябре 1912 г. проходят выборы в четвертую Государственную Думу. Октябристы потеряли почти треть мандатов [2] по сравнению с предыдущим созывов парламента. При этом возросла численность депутатов, представлявших как крайне правые, националистические партии, так и либеральную партию кадетов.

Сегодня мы рассмотрели внутреннюю политику России в период думской монархии. Важнейшим политическим деятелем этого времени был П. А. Столыпин. В итоге реформы Столыпина принесли пользу стране, но их было недостаточно для успокоения население. Важнейшей причиной экономического и политического неравенства в России являлось сословное деление общества. В начале XX в. такое деление представлялось атавизмом прошлых лет, однако реформы Столыпина почти не затрагивали этот вопрос. Широкое недовольство народа своим экономическим и социальным положением грозило государству новой революцией…

Словарь

1. Сепаратизм – политическое движение, ставящее своей задачей отделение от государства часть его территории.

2. Мандат – полномочия, предоставленные человеку или организации с помощью выборов. В данном случае – синоним места в парламенте. Например, если в состав партии входят 150 депутатов, то говорят, что у партии 150 мандатов.

Третьеиюньская монархия — период в истории российского самодержавия начавшийся 3 июня 1907 года и продолжавшийся до августа 1915 года, когда депутатское большинство в Думе составило Прогрессивный блок, оппозиционный правительству. Основное содержание периода составляли попытки правительства избежать нового революционного взрыва путём лавирования между интересами основных социальных слоёв и проведения неоднозначных и половинчатых реформ.

Первая и Вторая думы не оправдали надежд правительства на конструктивный диалог. Обе Думы были оппозиционно настроены и саботировали все действия правительства, вносимые на обсуждение. Со своей стороны, правительство, во главе с императором Николаем II, само не шло ни на малейшие уступки Думе.

Принятые в 1906 году дополнения к законам империи позволяли императору:

  1. Распускать и созывать Думу (назначать дату выборов),
  2. В период отсутствия Думы самолично принимать законодательные акты.

Со своей стороны Дума могла:

  1. Принимать или отвергать предлагаемые ею правительством законодательные проекты,
  2. Утверждать или нет государственный бюджет.

Правительство не устраивали пропорции выборщиков и их качественный состав. В итоге, в начале июня 1907 года, император объявляет о роспуске Думы и не объявляя о выборе новой просто вносит на обсуждение правительства новые законы о выборах. Будучи принятыми эти акты серьёзно изменили структуру выборщиков. Влияние реального большинства населения страны стало в этом представительном органе минимальным. Голоса представителей национальных окраин, рабочих и крестьян имели вес в сотни раз меньший, чем дворян, крупных землевладельцев и буржуа.

Так, голос представителя привилегированного сословия был равен четырём голосам представителей городской буржуазии, 543 рабочих и 240 крестьян. В основу допуска на выборы был положен ещё более завышенный имущественный ценз. В результате из всего правоспособного населения только 13—15% получали возможность осуществлять избирательные права.

В избранной третьей Думе большинство составили крайне правые проправительственные и умеренно правые либеральные депутаты. Такая Дума была гораздо сговорчивее и подконтрольна правительству. Всё десятилетие третьеиюньской монархии (при третьей и четвёртой Думах) от 53 до 65% депутатов разделяли проправительственные настроения.

Читайте также: