Наука эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

План урока:

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

Отличительные черты эпохи Возрождения:

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир.

  1. Утверждаются принципы гуманизмамировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Гуманисты эпохи Возрождения

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

  • признание человека в качестве высшей ценности;
  • повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
  • воспевание красоты человеческого тела;
  • внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.

Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.

Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.

Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.

Томас Мор – английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, долгие годы изучал право и стал прекрасным юристом. При дворе короля Томас заслужил высшую должность в государстве- пост лорда-канцлера.

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.

Наука

Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки - стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.

Научные открытия эпохи Возрождения:

  1. Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
  2. Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
  3. Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.

Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Общие понятие эпохи Возрождения

Среди определений Ренессанса нет общепризнанного. Мыслители, писатели, историки и искусствоведы предлагают свои объяснения этого культурного феномена и указывают на его различные характеристики. Суммируя множество различных персонажей, мы можем понять культурное значение эпохи Возрождения:
расцвет культуры;
культурный переворот;
культурный переход;
восстановление античности.

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но только их сочетание образует качественно новый этап в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как период мощного культурного расцвета, восстановления многих культурных традиций греко-римской античности, решительной культурной перестройки и перехода к новой эпохе в истории европейской цивилизации. Эта эпоха характеризуется светским характером культуры и ее антропоцентризмом (т.е. интересом прежде всего к человеку и его деятельности).

Социально-экономическое положение государств в эпоху возрождения

Италия. Формой правления была абсолютная монархия. Богатство городов-государств было основано на торговле и финансовых операциях. Италия была оживленным перекрестком торговых путей на Ближний Восток. В результате итальянские купцы и финансисты стали пионерами банковского дела и бухгалтерского учета, города стали богатыми, а искусство и наука получили щедрую поддержку меценатов. Итальянские города сохраняли свою независимость на протяжении веков борьбы за власть между папами и императорами, которые вмешивались в расширяющиеся сферы влияния друг друга. Великие города распространяли свою власть на соседние территории, что сопровождалось слиянием земельной аристократии с новым городским классом купцов и банкиров. К началу пятнадцатого века на территории Италии образовалось пять крупных государств.

Республиканская Флоренция, которая с 1434 года была самым динамично развивающимся из всех итальянских государств. Папа был не только духовным главой западного христианства, но и мирским правителем центральной Италии. В городах-государствах часто происходили конфликты, и даже такие титаны, как Медичи, иногда были свергнуты вершителями власти. Искусство дипломатии стало развиваться как баланс сил, формирование альянсов и коалиций, чтобы помочь обуздать аппетиты иностранных агрессоров.

Франция. К концу шестнадцатого века Франция стала одной из самых могущественных стран Западной Европы, с сильной королевской властью, развитой экономикой и быстро растущей культурой. Столетняя война с Англией (1337-1453) закончилась победой. Во Франции результаты XV и XVI веков противоположны результатам в Германии: движение Реформации здесь потерпело неудачу, и Франция осталась католической, но государственная централизация была достигнута раньше и полнее, чем в других странах. По сути, Франция в начале шестнадцатого века была абсолютной монархией. Королевская власть была довольно сильна в XV веке.

Нидерланды. Формирование новой социально-экономической структуры, разрушение средневековой религиозной догмы и возникновение нового светского мировоззрения. Новая социальная структура, возникшая в богатых, экономически развитых городах, все еще формировалась в рамках феодального бургундского государства, и это повлияло на общий характер голландской культуры. Голландские города, хотя и не были политически независимыми, давно разбогатели и окрепли, вели обширную торговлю, а затем развили свои мануфактуры по производству текстиля, ковров и стекла. Важным центром международной торговли был древний Брюгге, поэтический город каналов; к концу XV века он ослабел и уступил первенство оживленному Антверпену.

Научные открытия эпохи Возрождения

Необходимость развития производительных сил послужила толчком для экспериментального познания природы, для переориентации философии с теологических и схоластических проблем на вопросы познания природы, а необходимость труда, свободного от внешних ограничений, послужила толчком для возникновения новых представлений о человеке, его свободе и достоинстве.

Новые взгляды на мир и человека сделали возможными выдающиеся научные открытия, создали новые теории и подготовили основу для последующей научной революции, благодаря которой родилось классическое естествознание. В это время Н. Коперник создал гипотезу гелиоцентризма, которая требовала научного и философского обоснования.

С помощью концепции годового и суточного движения Земли теория Коперника сразу же объяснила все основные особенности запутанных видимых движений планет и раскрыла причину суточного движения небосвода.

Самое главное, что теория Коперника логически последовательна, ясна и проста. Поиск аргументов в пользу гипотезы Коперника был главной задачей научной революции, которая началась с работ Галилео Галилея (1564 — 1642). Галилей заложил основы новой науки и нового взгляда на мир. Новая научная методология Галилея может быть обобщена следующим образом: Объективность (учет только количественно измеряемых свойств объектов, таких как размер, форма, количество, масса, скорость); Экспериментализм (проверка гипотез проводилась эмпирически); Демонстративность.

Немецкий натурфилософ Парацельс был образом ученого-эзотерика эпохи Возрождения. Медицинские учения Парацельса основывались на натурфилософии, алхимии, астрологии, ботанике и некоторых других науках.

Прогресс философско-правовой мысли эпохи Возрождения

Прогресс науки в эпоху Возрождения также повлиял на возрождение философской и научной мысли, в том числе и правовой. Признание человека как индивидуальности привело к новому поиску обоснования сущности и государства. Возникло гуманистическое течение в юриспруденции, представители которого активно занялись изучением источников действующего права. Процесс рецепции римского права усилился. Начинают развиваться основы исторического понимания и толкования права.

На уровне философского осмысления права в эпоху Возрождения происходит процесс преодоления средневековой схоластики с помощью европейской Реформации.

Одной из самых значительных фигур движения Реформации является Мартин Лютер. Лютер установил права и обязанности человека как члена общества с религиозно-моральной точки зрения. Свобода совести должна быть равной для всех, не только вера, но и ее предпосылки должны быть защищены законом, свобода совести означает свободу слова, печати и собраний.

Возможно, эти права не касаются экономики, но идея светского государства является одним из элементов конституционного государства, государства, в котором экономика свободна.

Идеала светского государства придерживался также французский юрист и публицист Жан Воден (1530 — 1596). Однако он считал сильную монархию лучшим способом поддержания верховенства закона, поскольку монарх является единственным источником закона и суверенитета. Воден также выделил три формы правления: Монархия, аристократия и демократия.

Томас Мор и Томмазо Компанелла имели особое отношение к правительству и закону.

Заключение

Наука эпохи Возрождения не оказала большого влияния на производительные силы, которые развивались по пути постепенного совершенствования традиций. В то же время достижения астрономии, географии, картографии стали необходимой предпосылкой для великих географических открытий, которые привели к фундаментальным изменениям в мировой торговле, колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали предпосылкой для возникновения классической науки в современную эпоху.

Однако эпоха Возрождения (особенно XVI век) уже была отмечена крупными научными потрясениями в области естествознания. Их развитию, которое в этот период было непосредственно связано с потребностями практики (торговля, судоходство, строительство, военное дело и т.д.), началом капиталистического производства, способствовали первые успехи нового, антидогматического мировоззрения. Процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья происходил одновременно в науке и искусстве, а иногда совмещался в творчестве одного человека (ярким примером является творчество Леонардо да Винчи — художника, ученого, инженера). Астрономия, география и анатомия — это те области, в которых наука одержала наибольшие победы.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышления, основным содержанием которого выступает гуманизм. Гуманисты ратовали за создание нового уклада жизни, за возврат к духовным ценностям античности.

Несомненно мечтой Леонардо был полет человека. Он спроектировал в 1490 г., а возможно и построил, модель летательного аппарата с крыльями как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Леонардо понимал , что существует подъемная сила крыла, думал о полете с помощью ветра (парящем полете). Самый ранний дошедший до нас проект парашюта принадлежит Леонардо да Винчи. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни, возможно поэтому современники считали его не то магом, не то слегка сумасшедшим.

Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.) Он же установил, что свойства притяжения теряются у этих предметов при нагревании. Многочисленные эксперименты по электричеству Гильберт пытался связать в теории электромагнитного притяжения, но это ему не удалось. Он не вышел за пределы представлений античности, например, не считал мнение о существовании души у магнита, высказанное еще Фалесом, абсурдным. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойствами притяжения обладают тела, происходящие из воды.

Наиболее выдающихся достижений в эпоху Возрождения достиг Н. Коперник (1473-1543). Образование он получил в Ягеллонском университете в Кракове, а затем 10 лет совершенствовал свои знания в Италии, где знакомится с достижениями великих творцов Возрождения, изучает живопись, астрономию, математику, философию, греческий язык. В Падуанском университете он изучает юриспруденцию и становится специалистом по каноническому праву. В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г. возвращается на родину, становится каноником Вармейской епархии, где и прожил до конца своих дней.

К гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел от неудовлетворенности восприятия системы Птолемея. Коперник был убежден в гармоничности, простоте и разумности природы, а система Птолемея была громоздкой, сложной по расчетам, что вызывало его сомнения. Таким образом, к идеи пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности, т. е. от искусства, которое было основой мироощущения человека Возрождения.

-В первой приводятся аргументы Коперника о движении Земли и ее месте во Вселенной. Здесь также рассматривается вся Солнечная система в целом и излагается новое учение. Заканчивается первая книга трактатом по тригонометрии.

-Во второй книге содержатся элементы сферической астрономии и приводится каталог 1025 звезд.

-Третья книга трактует о видимом движении Солнца.

-В четвертой излагается теория движения Луны и ее затмений.

-В пятой и шестой книгах рассматривается видимое движение планет и объясняется с точки зрения новой теории неправильность и запутанность описания этих движений.

Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом:

-Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов ,подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики.

-Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и указал необходимость для науки критического разума.

Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой ,на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге (1546-1601). В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам, эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, ограничивающую Вселенную. Но этого не произошло.

Но научный прогресс это уже не могло остановить Наступали иные времена – эпоха Нового времени.

Тема 4. Наука Нового времени.

Почву для постройки новой рациональной науки создал другой основатель философии Нового времени – Рене Декарт (1596-1650). Им был разработан метод дедукции, который опирался на ясные и отчетливые идеи сознания, т. е. прочным основанием метода был сам человеческий разум. С Декарта начинается поклонение человеческому разуму как высшей инстанции познания. Среди многих достижений ученого и философа особую роль играет создание аналитической геометрии. Она, по его мнению, должна была стать универсальной наукой, тождественной методу. Создав систему координат и введя представление об одновременной взаимозависимости двух величин – функции и аргумента – Декарт внес в математику принцип движения. С этого момента математика становится рациональным приемом, обеспечивающим формализацию исследуемого явления, появилась возможность любую реальность представлять количественно.

В своих взглядах на природу (материю) Декарт придерживался материалистической позиции, хотя в целом по своим философским взглядам был дуалист. Атрибутом, т. е. неотъемлемым свойством материи, с точки зрения Декарта, является пространство. Оно непрерывно, но делимо до бесконечности и беспредельно. Поэтому космос у него беспределен. Но идею Бруно о множественности миров Декарт не разделял.

Философ внес свой вклад в учение о движении. Движение Декарт понимает как относительное: нет абсолютного покоя, тело может двигаться относительно одних тел и покоится относительно других. Источником движения является Бог – он перводвигатель.

Декарт дает первую формулировку принципу инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается.

Второй закон движения, предложенный Декартом, утверждает, что всякое тело стремится продолжить свое движение по прямой.

Третий закон определял принцип движения сталкивающихся тел.

В дальнейшем первый и второй законы движения признавались в науке Нового времени, третий подвергся резкой критике. Гарантом первого и второго законов движения, согласно Декарту, является Бог.

Декарт был создателем механистической картины мира. До Декарта никогда еще не высказывалась мысль о том, что природа есть сложная система механизмов, в число которых попадают и животные, и даже тело человека. В этом смысле Бог – Великий Механик, владеющий бесконечным арсеналом средств для построения машины мира. Человеку не дано постичь какими именно средствами пользовался Бог, строя этот мир. Создавая науку, человек конструирует мир так, чтобы между его представлениями и реальным миром имелось сходство. Вот поэтому предлагаемый в науке вариант объяснения мира носит гипотетический характер.

Сильное впечатление на современников произвела космогоническая гипотеза Декарта – теория вихрей, согласно которой мировое пространство заполнено особым легким, подвижным веществом, способным образовывать гигантские вихри. Космогоническая гипотеза позднее была отвергнута, но заложенная в ней идея развития Вселенной получила в дальнейшем последователей, таких как Кант, Лаплас и др. В целом же вклад Декарта в науку неоценим. Ему человечество обязано введением системы координат, алгебраических обозначений, понятия рефлекса в биологии, созданием аналитической геометрии, открытием законов механики.

Своими научными достижениями Декарт во многом был обязан Галилео Галилею (1564-1642), на труды которого он опирался. Галилея можно по праву назвать первым ученым Нового времени, стоявшим у истоков формировавшейся науки. Родился он в г. Пизе в семье небогатого дворянина в тот самый день 18 февраля, когда умер великий Микельанжело. В 1581 г. Галилей стал студентом Пизанского университета медицинского факультета. Медицина его не очень увлекала и он самостоятельно изучал труды Аристотеля ,Евклида, Архимеда, Витрувия и других античных ученых. Будучи студентом университета, он в 1583 г., наблюдая за раскачиванием лампады в Пизанском соборе, открыл закон маятника, согласно которому период колебания маятника не зависит от его массы и амплитуды колебаний. Позднее Галилей доказал зависимость периода колебаний от длины маятника. А в 1586 г. студент Галилей сделал свое первое изобретение – гидростатические весы, позволявшие точно измерять удельный вес. Это изобретение сделало его известным среди итальянских ученых.

В университете Галилей проучился 6 лет, но за не имением средств курс так и не закончил. Однако благодаря своей известности он получил в 1589 г. должность профессора по кафедре математики в Пизанском университете, а в 1592 г. – в Падуанском университете, где плодотворно работал 18 лет. К падуанскому периоду относятся изобретения термоскопа, исследование магнитов, открытие законов движения, использование зрительной трубы в астрономии и тем самым изобретение телескопа. В 1609 г. он построил свой первый телескоп, а затем и телескоп с 32-кратным увеличением, позволивший ему сделать ряд величайших открытий в астрономии.

В первой главе, соответствующей первому дню беседы, обсуждается возможность неизменности небесного мира. Галилей ссылкой на собственные астрономические открытия отрицает постоянство мира. Мир меняется, возникают новые звезды и т. д.

Во второй день беседы обсуждаются вопросы движения Земли. Здесь Галилей выдвигает базовые принципы механики – принцип инерции и принцип относительности. Принцип инерции Галилеем сформулирован по отношению к телу, движущемуся по неограниченной горизонтальной плоскости. Принцип относительности сформулирован на примере корабля, находящегося в покое и движении, когда наблюдаются процессы движения в его трюме. В современной формулировке принцип относительности гласит, что все процессы в природе протекают одинаково в любой инерциальной системе отсчета, т. е. независимо от того, неподвижна система или совершает равномерное и прямолинейное движение. Поскольку все движения, протекающие на Земле, совершаются вместе с движением самой Земли, для наблюдателя все процессы протекают так, как если бы Земля была неподвижна.

Третий день дискуссии и соответственно третья глава книги посвящены открытой в 1604 г. новой звезде и возможности гелиоцентрического устройства мира, годичного вращения Земли.

Подводя итоги научной деятельности Галилея следует отметить его огромные заслуги в создании нового метода научного мышления, заложившего основания нового мировоззрения. Основными чертами галилеевского метода научного мышления, воспринятого Новым временем, стали:

2)введение технического эксперимента (опыта) как метода исследования. Эксперимент должен быть очищен от случайных обстоятельств. Он не иллюстрация, а метод, который по возможности должен быть описан математически.

3)использование мысленного эксперимента как развитие технического эксперимента. Например, Галилей, проводя эксперименты предполагал возможность неких идеальных условий, когда полностью отсутствуют силы трения и т. п.

4)проведение количественного анализа. Для этих целей Галилей сам изобрел или усовершенствовал ряд измерительных приборов – термоскоп, барометр и др.

Благодаря новому научному мышлению, предложенному Галилеем, появилось математическое естествознание и была разрушена научная парадигма, созданная Аристотелем около 2-х тысяч лет назад.

В анализе природы Галилей отдавал предпочтение двум основным методам:

во-первых, аналитическому – выделяющему элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию с использованием абстрагирования, идеализаций, средств математики.

Во-вторых, синтетически-дедуктивному – состоящему в математической обработке данных опыта, на основе которых вырабатываются теоретические схемы, применяемые для интерпретации и объяснения явлений.

Современником Галилея и одним из создателей небесной механики был выдающийся астроном Иоганн Кеплер (1571-1630), труды которого также подтверждали и развивали теорию Коперника. После окончания университета Кеплер работал профессором математики и морали в училище г. Граца. В 1600 г. по приглашению Тихо Браге Кеплер переехал в г. Прагу и вскоре после смерти Браге занял место астронома при дворе Рудольфа II.В наследство от Тихо Браге Кеплер получил все реестры его обсерватории и мог свободно пользоваться собранными датским ученым наблюдениями. Благодаря богатому эмпирическому материалу Кеплеру удалось открыть законы движения планет.

Первый закон: каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Второй закон: радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени покрывает равные площади.

Третий закон: квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей их орбит.

В работах по оптике Кеплера были даны основы современной геометрической оптики. В ней не хватало одного важного звена – закона преломления. Современники не очень ценили и понимали Кеплера и только Исаак Ньютон смог понять и по достоинству оценить его открытия. Именно от законов Кеплера отталкивался Ньютон, когда открыл закон всемирного тяготения.

Блез Паскаль известен и как математик. Его работы касаются теории чисел, методам решения задач по вычислению площадей фигур, объемов тел, длин кривых, нахождению центров тяжести. Паскаль одним из первых начал разработку области математики, ставшей впоследствии теорий вероятностей, изучая комбинации ,возникающие в азартных играх.

Другой областью пристального внимания физиков 17 века было оптика и механика. Оптика занимает особое место в науке, хотя бы потому, что свет простирается от Вселенной (мегамира) до макро и микромира. Научные выводы, полученные при изучении оптических явлений или при помощи оптических методов и средств, не раз меняли представления об устройстве мира, т. е. носили мировоззренческий характер. Вспомним хотя бы Галилея и его первый телескоп. Только с помощью одного прибора он открыл мириады звезд.

во-первых, существует сила притяжения, которой обладают все небесные тела, и эта сила направлена к центру тела;

во-вторых, Гук следует Галилею в вопросе о законе инерции;

в-третьих, силы притяжения, по Гуку, увеличиваются по мере приближения к притягивающему телу.

В 1679 г. Гук в письме к Ньютону в Кембридж указал, что, если притяжение обратно пропорционально квадрату расстояния, то формой орбиты планет является эллипс.

Создателем классической механики, обобщившем достижения своих предшественников, по праву считают Исаака Ньютона (1643-1727). Ньютон учился в Кембриджском университете и в 1665 г. получил степень бакалавра, но в связи с охватившей Англию чумой, уехал в свою родную деревню Вулсторп, где плодотворно работал. Именно там под окнами дома росла та знаменитая яблоня, которая, по легенде, подсказала Ньютону закон всемирного тяготения. В течении 93 лет после смерти Ньютона посетители могли видеть эту знаменитую яблоню. В 1820 г. дерево погибло, сломанное бурей, и из его древесины был сделан памятный стул, который хранится в мемориальном музее. Считается, что в Вулсторпе был рожден метод дифференциального и интегрального исчисления, а также начаты знаменитые оптические эксперименты.

В 1668 г. Ньютон получил степень магистра и начал преподавать математику в Кембридже. В этом же году он собственноручно построил свой первый зеркальный телескоп – рефлектор. Это изобретение позволило ему стать членом Лондонского Королевского общества. Усовершенствованный вариант телескопа Ньютон послал в дар королю Карлу II. Как и Галилей, Ньютон заслужил признание в научном мире благодаря исследованиям по оптике, и, в частности, в связи с построением телескопа.

В 1688 г. Ньютон был избран членом английского парламента и два года жил в Лондоне. Но политики Ньютон не любил, как не любил делать научные доклады. В 1692 г. Ньютон заболел, потрясенный пожаром, который привел к утрате научных рукописей. В 1695 г. он выздоровел и был назначен хранителем, а с 1699 г. директором Монетного двора. Под руководством Ньютона была разработана и проведена необходимая экономике Англии денежная реформа. Есть сведения, что с техникой чеканки монет в Англии знакомился Петр 1, где встречался с Ньютоном. В 1703 г. Ньютон стал президентом Лондонского Королевского общества, а с 1705 г. королева Анна возвела Ньютона в дворянство.

Основные научные труды Ньютона следующие:

в области математики – дифференциальное и интегральное исчисление;

в области оптики – открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, разрабатывал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления света;

в области механики – сформулировал в 1687 г. три закона.

Первый: всякое тело пребывает в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояние.

Второй: произведение массы тела на его ускорение равно действующей силе; а направление ускорения совпадает с направлением силы.




КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ(1401-1464) – кардинал и богослов, который разрабатывал математику и естествознание. Основой науки он считал математику. Учение о противоположностях обосновывает посредством математики – окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую. В космологии считал, что Земля не является центром мира. Мир бесконечен, поскольку бесконечен воплощенный в нем Бог. Но бесконечность можно познать разумом как совпадение минимума и максимума.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) – выдающийся художник и учёный-энциклопедист эпохи Возрождения, изобретательская и научная деятельность которого долгие годы оставалась неизвестной. Рукописи Леонардо написаны особым способом – их можно читать только в зеркале, поэтому их изучение началось только в конце XVIII века. Утверждал решающее значение опыта, выдвигал на первый план математику и механику. Он считал, что единственным объектом науки является природа, выступал против магии, мистики, алхимии. Для познания природы необходим научный метод, основой которого является опыт. Но опыт должен дополняться математическими обобщениями и выводами. Все может быть и должно быть сведено к числовым выражениям. В настоящее время историки техники насчитывают сотни его изобретений. Наиболее известными являются такие изобретения, как цепная передача, ременная передача, роликовые опоры, карданное зацепление, различного рода станки – молотобойный, для нанесения насечек на инструменты, ткацкие машины, приспособления для чеканки монет гидравлические устройства. Он разработал механизмы, сходные с устройством современных землечерпалок, усовершенствовал конструкцию шлюзов. Мечтая о полётах человека, в 1490 г. он спроектировал (а возможно и построил) модель летательного аппарата с крыльями летучей мыши, который должен был использовать мускульные усилия рук и ног, но предполагал полеты с помощью ветра (парящие полеты). Самый ранний, дошедший до нас проект парашюта, тоже принадлежал ему. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни (возможно, поэтому современники считали его не то магом, не то слегка сумасшедшим).

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ(1401-1464) – кардинал и богослов, который разрабатывал математику и естествознание. Основой науки он считал математику. Учение о противоположностях обосновывает посредством математики – окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую. В космологии считал, что Земля не является центром мира. Мир бесконечен, поскольку бесконечен воплощенный в нем Бог. Но бесконечность можно познать разумом как совпадение минимума и максимума.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) – выдающийся художник и учёный-энциклопедист эпохи Возрождения, изобретательская и научная деятельность которого долгие годы оставалась неизвестной. Рукописи Леонардо написаны особым способом – их можно читать только в зеркале, поэтому их изучение началось только в конце XVIII века. Утверждал решающее значение опыта, выдвигал на первый план математику и механику. Он считал, что единственным объектом науки является природа, выступал против магии, мистики, алхимии. Для познания природы необходим научный метод, основой которого является опыт. Но опыт должен дополняться математическими обобщениями и выводами. Все может быть и должно быть сведено к числовым выражениям. В настоящее время историки техники насчитывают сотни его изобретений. Наиболее известными являются такие изобретения, как цепная передача, ременная передача, роликовые опоры, карданное зацепление, различного рода станки – молотобойный, для нанесения насечек на инструменты, ткацкие машины, приспособления для чеканки монет гидравлические устройства. Он разработал механизмы, сходные с устройством современных землечерпалок, усовершенствовал конструкцию шлюзов. Мечтая о полётах человека, в 1490 г. он спроектировал (а возможно и построил) модель летательного аппарата с крыльями летучей мыши, который должен был использовать мускульные усилия рук и ног, но предполагал полеты с помощью ветра (парящие полеты). Самый ранний, дошедший до нас проект парашюта, тоже принадлежал ему. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни (возможно, поэтому современники считали его не то магом, не то слегка сумасшедшим).

Читайте также: