Подонцовье и северное приазовье в первобытную эпоху кратко

Обновлено: 08.07.2024

2. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.

ТЕМА 2. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (VI –XVIIвв.).

План

1. Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (VI – начало XIII вв.)

2. Приазовье и Подонцовье в Ордынский период (XIII – первая половина XIV вв.).

3. Роль козачества в борьбе с турецко-татарской агрессией.

4. Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV – XVI вв.).

5. Начало заселения и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья в XVII в.

ТЕМА 3. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVIII в.)

План

1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья.

2. Административно-территориальное разграничение региона.

3. Хозяйственное освоение Донбасса. Народные восстания.

4. Развитие городов, торговли. Строительство дорог.

1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья

XVIII век прошёл в многочисленных войнах, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям. Войны привели к постепенному заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережья Днепра и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и валахами), христианским населением Крыма
(греками и армянами).

Неспокойная обстановка на южных рубежах Российской империи привела к необходимости укрепления границ. 2 февраля 1713 г. Петр I подписал указ, предписывав­ший усилить обороноспособность расположенных вдоль южной границы крепостей, преж­де всего Бахмутской и Торской, которые после разорения по условиям Прутского договора Азовской и Троицкой (Таганрогской), оказались наиболее близкими к Крыму. Больше всего уделили внимания Бахмуту, разрушенно­му в начале июля 1708 г. На месте сожженной деревянной крепости в 1710 г. строится земляная. Посад города и соляные промыслы с трех сторон обводятся палисадом, а с четвертой – земляным валом. После разорения Азова и Таганрога в Бахмут перевезли часть пушек, а также и гарнизонов. На начало 1727г. гарнизон города насчитывал 503 человек, в том числе 14 штаб- и обер-офицеров, 474 унтер-офицеров и рядовых, 15 неслужащих. После административной реформы 1719 г., в связи с ликвидацией Азовской губер­нии на месте Бахмутского уезда создается Бахмутская провинция Воронежской губернии. В ее составе оказались следующие поселения: Райгородок, Сухарев, Ямполь, Краснянск, Боровск (два последние ныне Харьковской об­ласти), Старый и Новый Айдар (ныне Луганщина). Город Тор с окрестностями и Маяцкий остались в соста­ве Изюмского полка Слобожанщины. Население провинции составляло 5103 мужских душ.

Важную роль в заселении и хозяйственном осво­ении края продолжали играть запорожцы, которым нака­нуне войны с Турцией правительство разрешило возвратиться на старые места. В 1734г. запорожцы приступили к их упорядочению и заселению. Вся территория запорожских вольностей была поделена на паланки (уезды, округа). Две из них (Бугогардовская и Кодакская) находились на запад от Днепра, а Орельская, Самарская и Кальмиусская - на восток. Фактически южные границы этих паланок определялись российско-турецким договором, подписанным в Белграде в 1739 г., то есть после завершения войны 1735-1739 гг. Окончательное разграничение территории между Россией и Турцией произошло в 1742 г. От г. Азова до Миусского лимана граница проходила берегом Азовского моря.

Особо больших изменений претерпели восточные границы Кальмиусской паланки. Вызваны они были не только расширением созданного в 1708 г. Бахмутского уезда Азовской, а после ее ликвидации, Воронежской губернии, но и последующим расселением в Приазовье донских казаков, особенно во время русско-турецкой войны 1735-1739гг. Поддерживаемые царским правительством меры донских казаков в освоении Северного Приазовья привели к частым столкновениям между ними и запорожцами, в частности с побережья Азовского моря к востоку от Кальмиуса, где в первой половине 1740-х гг. находилась Еланецкая паланка. Сенатским указом 1746 г. границу между двумя казацкими вольницами устанавливался по г. Кальмиус.

Чтобы ускорить заселение и освоение южных рубежей Российской империи, в 1751 г. царское правительство принимает решение поселить здесь сербов и хорватов, перешедших на военную службу в Россию. Новая Сербия с центром в Новомиргороде была образована в 1752 году на территории современной Кировоградской области Украины. Её населили сербы с территории Воеводины, принадлежавшей тогда не Сербии, а Австрии. Воеводина в те времена была пограничным районом между Австрией и Османской империей. Австрийцы использовали сербов, вынужденных бежать к их границам на юге, для охраны своих рубежей от турок.

Вслед за созданием Новой Сербии в 1753 году в Россию переселились, приняв русское подданство, гусарские полки Ивана Шевича и Райко Прерадовича, поселённые на южном берегу Северского Донца между речками Бахмутом (Бахмуткой) и Луганью и образовавшие особую автономную область – Славяносербию, подчинённую непосредственно Сенату и Военной коллегии. В каждом полку было по 10 рот. Каждая рота образовывала шанец. Так был образован Серебрянский шанец, Крымский Брод, Подгорное, Нижнее и другие. Полк Прерадовича располагался на западе, в районе слияния Бахмутки и Донца, а Шевича – восточнее, гранича с областью Войска Донского. Кроме сербов, в полках служили валахи, венгры, молдаване, болгары, турки и даже евреи, принявшие православие. Административным центром области, общим с Новой Сербией, стал город Бахмут (при советской власти – Артемовск). В 1763г. население Славяносербии составляло более 10000 душ мужского пола. В целом по уезду с 1745 по 1762 гг. население возросло более чем в два раза и со­ставило 13217 душ мужского пола. При Екатерине Славяносербия вошла во вновь созданную Новороссийскую губернию, а Славяносербия – в Екатерининскую провинцию, подчиненную Новороссийской губернии. Позднее новые земли вошли в состав Екатеринославской губернии.

Территория на запад от Бахмута в 1740 - 1760-х гг. в основ­ном заселялась стихийно выходцами из Слобожанщины. На плане Бахмутского уезда в 1767 г. на правой стороне реки было нанесено 132 хутора и 8 слобод, в том числе слобода Никитовская. Таким образом, поселения в этом районе состояли из козацких зимовников, слобод и сел, которые принадлежали в большин­стве случаев представителям местной администрации и офицерам. Так, комендант Бахмутской крепости при реке Ближние Ступки на месте городских хуторов основал село Ивановку в 6 тыс. десятин земли, а в начале 1780-х гг. ему принадлежали села Ивановка, Кременное и Шабельковка. К тому же он вел споры за землю с крестьянами Красной Луки и Ямполя.

План

1. Развитие Донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы.

2. Формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (ХIХ - начало ХХст.).

3. Донбасс в период становления государственно-монополистического капитализма (начало ХХ ст.).

4. Общественно-политическая и хозяйственная жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции в России и Первой мировой войны.

План

1.Развитие революционных событий в России и их влияние на общественно-политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 года)

2. Нарастание системного кризиса в обществе и приход большевиков к власти. Установление Советской власти в Донбассе.

3. Донбасс в годы гражданской войны.

4. Создание и деятельность Донецко-Криворожской республики.

ИСТОРИЯ

МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИЯМ

В 2 частях

направление _подготовки все направления

специальность все специальности

факультет все факультети

Донецк, 2015 год

ЧАСТЬ 1.

ТЕМА 1. ПРИАЗОВЬЕ И ПОДОНЬЕ В ДРЕВНОСТИ (до V в. н.э.)

План

2. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.

ИСТОРИЯ

МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИЯМ

В 2 частях

направление _подготовки все направления

специальность все специальности

факультет все факультети

Донецк, 2015 год

ЧАСТЬ 1.

ТЕМА 1. ПРИАЗОВЬЕ И ПОДОНЬЕ В ДРЕВНОСТИ (до V в. н.э.)

План

2. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.

ТЕМА 2. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (VI –XVIIвв.).

План

1. Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (VI – начало XIII вв.)

2. Приазовье и Подонцовье в Ордынский период (XIII – первая половина XIV вв.).

3. Роль козачества в борьбе с турецко-татарской агрессией.

4. Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV – XVI вв.).

5. Начало заселения и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья в XVII в.

ТЕМА 3. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVIII в.)

План

1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья.

2. Административно-территориальное разграничение региона.

3. Хозяйственное освоение Донбасса. Народные восстания.

4. Развитие городов, торговли. Строительство дорог.

1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья

XVIII век прошёл в многочисленных войнах, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям. Войны привели к постепенному заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережья Днепра и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и валахами), христианским населением Крыма
(греками и армянами).

Неспокойная обстановка на южных рубежах Российской империи привела к необходимости укрепления границ. 2 февраля 1713 г. Петр I подписал указ, предписывав­ший усилить обороноспособность расположенных вдоль южной границы крепостей, преж­де всего Бахмутской и Торской, которые после разорения по условиям Прутского договора Азовской и Троицкой (Таганрогской), оказались наиболее близкими к Крыму. Больше всего уделили внимания Бахмуту, разрушенно­му в начале июля 1708 г. На месте сожженной деревянной крепости в 1710 г. строится земляная. Посад города и соляные промыслы с трех сторон обводятся палисадом, а с четвертой – земляным валом. После разорения Азова и Таганрога в Бахмут перевезли часть пушек, а также и гарнизонов. На начало 1727г. гарнизон города насчитывал 503 человек, в том числе 14 штаб- и обер-офицеров, 474 унтер-офицеров и рядовых, 15 неслужащих. После административной реформы 1719 г., в связи с ликвидацией Азовской губер­нии на месте Бахмутского уезда создается Бахмутская провинция Воронежской губернии. В ее составе оказались следующие поселения: Райгородок, Сухарев, Ямполь, Краснянск, Боровск (два последние ныне Харьковской об­ласти), Старый и Новый Айдар (ныне Луганщина). Город Тор с окрестностями и Маяцкий остались в соста­ве Изюмского полка Слобожанщины. Население провинции составляло 5103 мужских душ.

Важную роль в заселении и хозяйственном осво­ении края продолжали играть запорожцы, которым нака­нуне войны с Турцией правительство разрешило возвратиться на старые места. В 1734г. запорожцы приступили к их упорядочению и заселению. Вся территория запорожских вольностей была поделена на паланки (уезды, округа). Две из них (Бугогардовская и Кодакская) находились на запад от Днепра, а Орельская, Самарская и Кальмиусская - на восток. Фактически южные границы этих паланок определялись российско-турецким договором, подписанным в Белграде в 1739 г., то есть после завершения войны 1735-1739 гг. Окончательное разграничение территории между Россией и Турцией произошло в 1742 г. От г. Азова до Миусского лимана граница проходила берегом Азовского моря.

Особо больших изменений претерпели восточные границы Кальмиусской паланки. Вызваны они были не только расширением созданного в 1708 г. Бахмутского уезда Азовской, а после ее ликвидации, Воронежской губернии, но и последующим расселением в Приазовье донских казаков, особенно во время русско-турецкой войны 1735-1739гг. Поддерживаемые царским правительством меры донских казаков в освоении Северного Приазовья привели к частым столкновениям между ними и запорожцами, в частности с побережья Азовского моря к востоку от Кальмиуса, где в первой половине 1740-х гг. находилась Еланецкая паланка. Сенатским указом 1746 г. границу между двумя казацкими вольницами устанавливался по г. Кальмиус.

Чтобы ускорить заселение и освоение южных рубежей Российской империи, в 1751 г. царское правительство принимает решение поселить здесь сербов и хорватов, перешедших на военную службу в Россию. Новая Сербия с центром в Новомиргороде была образована в 1752 году на территории современной Кировоградской области Украины. Её населили сербы с территории Воеводины, принадлежавшей тогда не Сербии, а Австрии. Воеводина в те времена была пограничным районом между Австрией и Османской империей. Австрийцы использовали сербов, вынужденных бежать к их границам на юге, для охраны своих рубежей от турок.

Вслед за созданием Новой Сербии в 1753 году в Россию переселились, приняв русское подданство, гусарские полки Ивана Шевича и Райко Прерадовича, поселённые на южном берегу Северского Донца между речками Бахмутом (Бахмуткой) и Луганью и образовавшие особую автономную область – Славяносербию, подчинённую непосредственно Сенату и Военной коллегии. В каждом полку было по 10 рот. Каждая рота образовывала шанец. Так был образован Серебрянский шанец, Крымский Брод, Подгорное, Нижнее и другие. Полк Прерадовича располагался на западе, в районе слияния Бахмутки и Донца, а Шевича – восточнее, гранича с областью Войска Донского. Кроме сербов, в полках служили валахи, венгры, молдаване, болгары, турки и даже евреи, принявшие православие. Административным центром области, общим с Новой Сербией, стал город Бахмут (при советской власти – Артемовск). В 1763г. население Славяносербии составляло более 10000 душ мужского пола. В целом по уезду с 1745 по 1762 гг. население возросло более чем в два раза и со­ставило 13217 душ мужского пола. При Екатерине Славяносербия вошла во вновь созданную Новороссийскую губернию, а Славяносербия – в Екатерининскую провинцию, подчиненную Новороссийской губернии. Позднее новые земли вошли в состав Екатеринославской губернии.

Территория на запад от Бахмута в 1740 - 1760-х гг. в основ­ном заселялась стихийно выходцами из Слобожанщины. На плане Бахмутского уезда в 1767 г. на правой стороне реки было нанесено 132 хутора и 8 слобод, в том числе слобода Никитовская. Таким образом, поселения в этом районе состояли из козацких зимовников, слобод и сел, которые принадлежали в большин­стве случаев представителям местной администрации и офицерам. Так, комендант Бахмутской крепости при реке Ближние Ступки на месте городских хуторов основал село Ивановку в 6 тыс. десятин земли, а в начале 1780-х гг. ему принадлежали села Ивановка, Кременное и Шабельковка. К тому же он вел споры за землю с крестьянами Красной Луки и Ямполя.

План

1. Развитие Донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы.

2. Формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (ХIХ - начало ХХст.).

3. Донбасс в период становления государственно-монополистического капитализма (начало ХХ ст.).

4. Общественно-политическая и хозяйственная жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции в России и Первой мировой войны.

План

1.Развитие революционных событий в России и их влияние на общественно-политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 года)

2. Нарастание системного кризиса в обществе и приход большевиков к власти. Установление Советской власти в Донбассе.

3. Донбасс в годы гражданской войны.

4. Создание и деятельность Донецко-Криворожской республики.

ИСТОРИЯ

МАТЕРИАЛ К ЛЕКЦИЯМ

В 2 частях

направление _подготовки все направления

специальность все специальности

факультет все факультети

Донецк, 2015 год

ЧАСТЬ 1.

ТЕМА 1. ПРИАЗОВЬЕ И ПОДОНЬЕ В ДРЕВНОСТИ (до V в. н.э.)

План

2. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.

3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.

4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Древнегреческая цивилизация в Приазовье, Подонцовье и Северном При­черноморье продолжалась с VII в. до н. э. до IV в. н. э. Она сыграла огромную роль в развитии этих территорий. В результате великой греческой колониза­ции этих земель возникли полисы - античные города-государства: Ольвия (устье Южного Буга), Теодосия (нынешняя Феодосия), Херсонес (вблизи современного Севастополя), Пантикапей (район Керчи) и др. Наибольшего расцвета эти государства достигли в VII-VI вв. до н. э. Главными причинами основания греками колоний были дефицит земли и хлеба, перенаселенность городов Эллады, военно-политические конфликты.

По форме правления почти все греческие города-государства были рес­публиками, в которых законодательная власть принадлежала народному собранию. Часть из них, как Ольвия, были рабовладельческими республиками, а другая часть, как, например, Херсонес, были демократическими рес­публиками.

Единственная монархия была представлена Боспорским царством, ко­торое возникло в V веке до н. э. в результате объединения 20 больших горо­дов во главе с Пантикапеем, охватившего значительную часть Приазовья. ('о временем оно попало под власть Рима, а в IV в. н. э. окончательно рас­палось под ударами кочевников-скотоводов гуннов.

Хозяйство античных городов-государств было основано на жесткой экс­плуатации рабов. Основной хозяйственной деятельностью греков было земле­делие, скотоводство и виноделие. Колонисты выращивали пшеницу, ячмень, просо, виноград, яблоки, груши, миндаль, орехи и др. Они разводили коров, буйволов, коз, овец, свиней, лошадей. Высокого уровня достигло ремесло. I реки славились керамическими, ювелирными изделиями, ткачеством, вели оживленную торговлю с Элладой, с племенами скифов, сарматов.

Культура греческих городов была передовой для своего времени, имела много общего с культурой Греции, а позже - Рима. Но при этом колонисты создали свою самостоятельную культуру. Развивались литература, театр, му­зыка. Строились храмы, работали гимназии, в которых преподавались ритори­ка, философия, музыка. Очень была развита медицина, а в Ольвии была даже своя аптека.

Длительное (более 1000 лет) существование греческих городов-госу­дарств на территории Северного Причерноморья и в Крыму не прошло бес­следно. Под влиянием античных государств у здешних племен, в том числе и у славян, формировалось собственное государство, развивалась культура.

Во П-1У вв. под ударами готов, а затем гуннов греческие города-госу­дарства прекратили свое существование. Одной из главных причин этой фай-дин был общий кризис рабовладельческого строя, начиная с III в., и нашествие кочевников.

Великое переселение народов

В III в. н. э. началось Великое переселение народов, которое продол­жалось около 500 лет. Историки выделяют три основные причины массовой миграции племен и народов:

1. Увеличение численности варварских племен, которым к тому време­ни не хватало жизненного пространства;

2. Глобальное похолодание с конца IV в., которое привело к тому, что
многие племена двинулись на юг, в теплые края;

3. Зарождение государственности, что породило стремление к завоева­ниям.

Первая волна переселений народов началась с вторжения германских племен готов в III в. из Скандинавии на территорию Европы, которые разбив римлян, стали заселять европейские земли и даже Приазовье.

Вторая волна связана с кочевыми племенами гуннов, которые из Цент­ральной Азии вторглись в 378 г. в Европу. Они прошли через земли Донец­кого края и в V в. завоевали Римскую империю.

Третья волна массовой миграции связана с племенами славян и болгар. В 1У-УП вв. славяне переселились на территорию Византии и Балканского полуострова, а затем заселили Восточную Европу вплоть до реки Дон, в т.ч. Приазовье и Подонцовье.

Восточные славяне - это народы, говорящие на восточнославянских языках.

Дошедшие до нас источники упоминают славянские племена венедов, склавинов и антов. Самыми многочисленными и воинственными среди них были анты. В 1У-УП вв. они создали могущественное государство, которое в У-УП вв. занимало территорию между Днепром и Днестром, а также часть Приазовья. Это было первое восточнославянское государство.

В начале VII ст. анты бесследно исчезли. Многие историки считают, что они были завоеваны воинственными кочевыми племенами аваров и корились в славянской среде. Таким образом, государство антов просуществовало около 300 лет, с IV до VII ст.

К третьей волне Великого переселения наряду со славянами относят так же родственные гуннам болгарские племена, которые в У1-УП вв. про­никли с востока в Приазовские степи. В 30-40-е гг. VII в. болгары Приазовья и 11ричерноморья объединились в единое государство, которое греки называли Великая Болгария. Однако вскоре, в 671 г., она пала под ударами Ха­зарского каганата, которое оформилось как государство в 650 г. и занимало огромную территорию, включая нынешний Донецкий край.

Часть болгар ушла на север и образовала Волжскую Болгарию, а часть перешла Дунай и образовала там Дунайскую Болгарию, в результате чего местные славянские племена с течением времени слились с болгарами.

Таким образом, на первоначальную колонизацию Донецкого края оказа­но наибольшее влияние то, что он находился на пути великого передвижения народов с далекого востока на запад. Кочевые народы востока в течение дол­гих столетий проносились огромными потоками через этот край, накатывали волнами одни кочевники на других, многие из которых ассимилировались с местным населением. Каждый из народов, прошедших на протяжении тысячелетий наш край, оставлял после себя следы своей материальной и духовной культуры.

учебные: раскрыть основные задачи курса и сформировать представление об этапах заселения Юго-Восточной Европы; рассмотреть природно-климатические условия, основные места расселения первобытных людей на территории Донецкого бассейна; сформировать представление о занятиях и мировоззрении первобытных собирателей и скотоводов;

развивающие: способствовать дальнейшему формированию исторического мышления, совершенствовать умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты, делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы; содействовать формиро - ванию самостоятельной познавательной деятельности студентов, их мировоззренческой и социальной культуры;

воспитательные: воспитать мотивацию учения, положительное отношение к знаниям; содействовать развитию интерес а к изучению истории Донбасса, воспитанию культуры общения.

Вид занятия и форма проведения: лекция с элементами беседы

Тип занятия: усвоение новых знаний

Основные понятия: археологическая культура, неолитическая революция, микролиты, нуклеус

Методическое обеспечение и оснащение занятия: учебные пособия, дидактический материал, исторические атласы, учебная карта, мультимедиа.

3.Очерки истории Донецкого края/ Кравченко Э.Е., Кузин В.И., Ляшенко В.Г., Чепига Г.Г.

Ход занятия

I .Организационный момент:

1.1 Проверка присутствия студентов.

1.2 Проверка готовности студентов к занятию.

II .Вступление, мотивация изучения темы:

Преподаватель информирует студентов о начале изучения новой дисциплины, обращает внимание по требованиям программы относительно знаний, особенности оценивания учебных достижений. Проводит знакомство с литературой и пособиями.
Преподаватель проводит короткую вступительную беседу, предлагает поразмышлять по поводу высказываний:

Постановка проблемы: 1) в процессе изучения новой темы определить значение и назначение истории в жизни каждого человека и человечества в целом.

III .Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция

IV .Основная часть лекции .

План лекции

1.Введение. Объект и предмет изучения. Задачи курса.

2.Приазовье и Подонцовье в первобытную эпоху

2.1.Каменный век. Эволюция человека. Стоянки неандертальцев и кроманьонцев. Амросиевское костище.

2.2.Первые общины земледельцев и скотоводов в Северном Приазовье. Мариупольский неолитический могильник.

2.3.Донбасс в эпоху энеолита и бронзового века. Древнеямная, катакомбная, срубная культуры.

1.Введение. Объект и предмет изучения. Задачи курса.

Преподаватель раскрывает значение изучения дисциплины.

1.Не может быть высококвалифицированным специалист, если он не будет знать историю своей страны, региона, своего города, села, где он родился и живет.

2.Велика роль знаний истории в воспитании гражданской сознательности, патриотизма в классическом смысле этого слова.

3.Относительно вашей будущей деятельности на созидательной ниве, то в контексте нашего курса вы должны знать историю зарождения и развития финансовой системы, логистики, технологий обогащения полезных ископаемых и обслуживания и ремонта автотранспорта, начиная с зарождения человеческой цивилизации до сегодняшнего дня (натуральный обмен, торговля, ремесло, мануфактуры, формирование рынка, создание промышленных предприятий, сферы услуг, совершенствование управлением экономикой и банковской системой и т.д.).

4.Для вашей успешной деятельности вы должны знать и использовать исторический опыт в организации управления и предпринимательства, как отечественный, так и зарубежный, учитывать свою специфику. Если, например, взять наш край, Донбасс. Он очень интересен в этом плане.

В первую очередь это:

б) развитие предпринимательства и управленческой инициативы (особенно после 1861 года);

в) специфика формирования национального состава населения Донбасса на всех этапах его политического и социально-экономического развития.

Объектом Отечественной истории как науки является та реальная история общественной жизни с древнейших времен до наших дней, которая протекала на территории Донбасса. Между тем, историков, изучающих прошлое, не может не интересовать взаимоотношение живших в нашем крае народов (русичей, греков, татар, сербов, поляков, болгар, немцев и др.) с другими частями мирового сообщества.

Предмет курса. Если для науки объектом служит вся реальная история, то ее предметом являются закономерности исторического процесса. В нашем случае это закономерности возникновения и развития разнообразной политической, социальной и духовной деятельности человеческого общества и государств на разных этапах (зарождение, этап развития, кульминация развития, спад, распад или поглощение, снова развитие в новых условиях и т.д.).

Принципы исторических исследований

предусматривает упор на факты в их действительном содержании, а не подгоном под сиюминутную выгоду. По этой причине историки не должны быть заложниками политиков

предусматривает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов разных слое населения, разнообразия форм и проявлений в обществе

обозначает степень вероятности осуществления того или иного явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей – вынести урок на будущее

? – Какие исторические источники вам известны?

2.Приазовье и Подонцовье в первобытную эпоху.

Задание . Заполнить текстовую таблицу по ходу объяснения преподавателя.

1.Развитие первобытного общества. Древние кочевые племена на территории Донбасса (киммерийцы, скифы, сарматы и тд.).

1.Развитие первобытного общества. Древние кочевые племена на территории Донбасса киммерийцы, скифы, сарматы и тд.)

Данные археологии свидетельствуют, например, об интенсивном заселении Донецкого края, в частности, среднего течения Северского Донца, еще 40 тысячелетий тому назад, в эпоху камня и бронзы. Уникальные находки кремниевого рубила на территории Амвросиевки, Макеевки, Артемовска (города Донецкой области) свидетельствуют о возникновении здесь первых поселений около 150 тыс. лет тому назад. Эти безымян­ные поселения и племена, обозначенные лишь археологическими культурами, про­шли огромный путь в своем развитии.

Начиная с I тыс. до н.э., племена получают уже свои названия: киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны. Двигаясь с Востока на Запад по территории Донбасса, они оседали здесь на столетия, оказывая значительное влияние на культуру и быт коренного насе­ления У племен, населявших Юго-Восточную Европу, произошли принципиальные изменения, связанные в первую очередь с открытием железа и освоением технологи его изготовления. Следы древнейшего производства железа открыты, например, в поселениях ранней срубной культуры вблизи Капитаново (Луганская область) и Воронеж (1500— 1400 гг. до н.э.).

Овладение технологией изготовления железа и орудий труда совпало с другим не менее важным событием — отделением скотоводства от земледелия и переходом к кочевому скотоводству. Этому во многом способствовало также изменение климата, который становился более сухим и жарким. В IX век до н.э. иссушение климата достигло своего апогея. В связи с этим Евразийские степи протянулись почти на 6 тысяч км, однако наиболее благодатная и плодородная их часть находилась на территории Донбасса, что и сыграло решающую роль в формировании здесь определенного типа культуры, психологии и цивилизации, особенно на ее юго-востоке. Сюда стали переселяться азиатские кочевники, сталкиваясь с местным населением — антами, как называли их византийские источники, хозяйство которых было связано с земледелием в речных долинах и лесных массивах. Однако столкновения вскоре переросли во все более увеличивающиеся примеры культурного и экономического симбиоза. Да иначе и не могло быть, поскольку кочевое хозяйство не могло существовать без связи с земледельческим, а торговый союз постоянно перерастал не только в военный, но и семейный. Например, что у многих русских князей, том числе у Александра Невского, женам были половчанки. При этом, правда, ". в течение всего средневековья южнорусские степи представляли собой отдельную не только естественно-географическую, но этнополитическую систему, которая хоть и взаимодействовала с лесостепной земледельческой, но никогда не составляла с не единого хозяйственного целого" [ПЛ. Толочко, с. 7].

Климатические изменения существенно повлияли на заселение территории Донецкого края, который практически в течение 15-ти веков находился под преимущественным влиянием культуры кочевников. Эта культура была спровоцирована движением тюркских племен гуннов с востока на запад в III — VII вв. н.э., извест­ным под названием Великого переселения народов.

Постоянная забота о сохранении пастбищ, а также стремление захватить скот, имущество и земли соседей определило во­енный уклад их жизни. Кочевники пребывали в состоянии постоянных военных действий, объединяясь с целью нападения или защиты. На первое место в общественной иерархии при таком укладе жизни выдвигались воины и вожди, опирающиеся на жрецов и родоплеменную знать, что создавало предпосылки для возникновения на территории Донбасса древних государств.

Культура кочевников для большинства обитателей Дикого поля с древнейших времен и вплоть до конца XVIII века была традиционной и естественной. Наличие здесь островков оседлого населения никак не означало, что оно в отличие от постоянно накатывающихся азиатских племен и народов было на сто процентов оседлым и только земледельческим, как, скажем, западные или северные славяне, проживающие в зоне Леса. "Вмещающим ландшафтом древних русичей были не столько лесные массивы, сколько лесостепи, ополья и речные долины. При крайне редком населении Руси в XII в. (около 5,5 млн.) в ней практиковались переложные системы земледелия, требовавшие неполной оседлости; не исключалось и полукочевничество на основе скотоводческого хозяйства, особенно в степной зоне" [Л.Н. Гумилев, с. 172].

Кочевые племена, постоянно завоевывая и растворяясь либо в пришедшем до них, ли­бо в местном языковом и культурном субстра­те, обеспечивали "похожесть", казалось бы, разных народов и цивилизаций, удаленных друг от друга во времени и пространстве.

Наиболее могущественными народами раннего железного веке, проживающим на территории Дикого поля и олицетворяющими собой цивилизацию кочевников, были киммерийцы и скифы.

Древнейшим из известных народов пришедшим в Степь из Азии в конце эпох поздней бронзы — раннего железного ве­ка (I тыс. до н.э.) на смену более-менее оседлым скотоводам-земледельцам, были киммерийцы — представители ираноязычного этноса. Письменные упоминания о них мы находим еще у Гомера и географа древности Страбона.

Кочевой образ жизни киммерийцев и сплоченность во время войны в образовавшихся догосударственных союзах давали им безусловное преимущество по сравнению с народами, жившими родоплеменным строем, или государствами в период утраты ими единства. Прогрессивное для того времени кочевое скотоводство (главным образом ко­неводство, позволяющее обеспечивать высокую подвижность и одновременно продовольственную базу для населения) предполагало естественный торговый обмен с соседним земледельческим миром, но в то же время требовало расширения новых тер­риторий для выпаса скота.

Вот почему воинственность во имя самосохранения и выживания становится одной из главных движущих сил киммерийской цивилизации. Киммерийцы в УШ-УИ вв. до н.э. проникают через Закавказье на террито­рию Передней и Малой Азии, опустошая земли местных народов. Ассирийские кли­нописные таблички повествуют, например, о том, что в 714 г. до н.э. они разгромили войска урартского царя Русы I,

Археологические раскопки их захоронений, в том числе на территории Донбасса у сел Астахово, Беглица, Донское, Зимогорье, Кременевка, Ливищовка, Луганское, Приморское, Провалье, Черногоровка и др. свидетельствуют не только о высокой степени их промышленной, бытовой и хозяйствен­ной культуры, но и о не менее высокой степени военного искусства.

Вооружение киммерийского воина состояло из лука, меча, кинжала и копья. Воины принадлежали, как и у других кочевых народов, к высшему сословию. Захоронения в курганах с предметами быта и вооружения (посуды с Запада, мечей и украшений с Кавказа), поставленными над ними стелами .

Однако каким бы сильным ни был народ, если он не мог обеспечить себя всем необходимым без постоянного вливания людских и материальных ресурсов извне, он обязательно либо растворялся в традиционном местном населении, либо поглощался другим , более мощным кочевником пришедшим ему на смену.

Последнее произошло с киммерийцами, культура которых в VII в. до н.э. прекратила свое существование и логично вплелась в культуру других ираноязычных кочевников, пришедших из Азии, — скифов, влиявших несколько веков (вплоть до II в. до н.э.) на формирование Степи и дальнейшую судьбу Дикого поля. Согласно одной из теорий (теория пришельцев в отличие от автохтонной теории первоначально скифы обитали возле р, Аракс (Сыр-Дарьи или Аму-Дарьи), потом расширили свое влияние до Танаиса (Дона и Меотиды (Азовского моря), а позднее завоевали Северное Причерноморье до реки Истра (Дунай).

При появлении скифов, как сообща Геродот, киммерийцы отступили на Кавказ и в Переднюю Азию. В VII в. до н.э. оба народа находились в Передней Азии, наводя ужас на местное население.

Постепенно киммерийцы сходят с исторической сцены, и Геродот в основном свидетельствует только о скифах.

Будучи воинственными племенами, они совершали походы в Сирию, Палестину, дошли до владений Египта, что перекроило политическую карту Древнего Востока. В результате походов двух поколений скифов погибли, например, государства Урарту и деспотическая Ассирия. И это, несмотря на то, что кочевники не имели своего государственного образования.

Следы пребывания скифов в странах Древнего Востока хорошо прослеживаются в археологических памятниках Кавказа, где обнаружено скифское оружие и снаряжение верховых коней (УИ-У1 вв. до н.э.), Вавилона, Ассирии, Сирии, Палестины, Иранского Курдистана, где открыто богатейшее погребение скифского царя (к. VII в. до н.э.).

В VI в. до н.э. скифское владычество в Передней Азии прекратилось, после чего они вернулись в Причерноморье. Однако Древний Восток оказал глубокое влияние на формирование социальной структуры и культуры Скифии. Военное могущество скифов поднимало их вождей до уровня древневосточных владык, имеющих деспотическое правление и утопающих в роскоши.

Контакты скифов с великими цивилизациями Древнего Востока и Кавказа обогатили материальную культуру и искусство скифов. У них было первоклассное для того времени оружие и снаряжение, состоя­щее из железных доспехов, мечей, кинжалов, боевых топоров, копий с железными наконечниками, не имеющих аналогов в древнем мире по своей меткости и дальности полета лука и стрел. Исконно скифские мотивы, так называемый "звериный стиль", наблюдающийся в украшении оружия и одежды (изображения оленя, пантеры, бы­ка, кабана, лошади, барана, орла), обяза­тельно переплетались с художественными образами, заимствованными из искусства Древнего Востока (грифонами, львами, чудовищами). Даже сохранившиеся скульптурные изображения воинов-скифов, обнаруженные на курганах, подтверждают тезис об их высокой военной культуре, заимствованной во многом из древних восточных цивилизаций.

Так, на каменной статуе, обнаруженной близ села Ольховчик Шахтерского района Донецкой области, изображен скифский воин явно европеидного типа с атрибутами воинской силы и славы: коротким мечом — акинаком, футляром для лука , секирой и шлемом.

Воинское могущество скифских племен не смог поколебать даже персидский царь Дарий I, который безуспешно пытался разгромить Скифию в 513 г. до н.э.

Территорию северо-восточного Приазовья и современного Донбасса вплоть до Танаиса (Дона) населяли самые могущественные скифы — царские. Кроме них, в территориально-иерархической лестнице существовали еще эллино-скифы, аллазоны, скифы-пахари, скифы-земледельцы и скифы-кочевники. Последние из них представляли наиболее многочисленную группу народа-воина.

И все же полукочевой, полувоенный образ жизни скифских племен логично приводил их к необходимости заниматься также ремесленничеством, земледелием и скотоводством, что свидетельствует о начале перехода части населения к оседлости.

Рост экономического неравенства ускорил процесс разложения скифского общества, что, в свою очередь, привело к упадку его былого могущества, распаду и постепенному исчезновению Скифии.

В Ш-П вв. до н.э. скифов постепенно вы­тесняют сформировавшиеся в Поволжье племена сарматов, а границы земель кочевых скифов перемещаются за Днепр и в Крымские степи. В степях Приазовья и Причерноморья в течение шести веков устанавливается господство объединенных кочевых скотоводческих племен аланов, роксоланов, аорсов и языгов, названных на карте Птолемея (VI-VII в. н.э.) Сарматией — огромной территории по реке Танаис (Дон). Свидетельством пребывания здесь сарматов явля­ются их многочисленные захоронения: курганные могильники у с. Приморское, Шевченко, курганы у с. Усть-Каменка Днепропетровской области, у с. Новолуганское Артемовского района, у с. Васильевка Старобешевского района, в пос. Квашино Амвросиевского района, в пос. Острый Марьинского района, в пос. Чугуно-Креминка Шахтерского района Донецкой области и в с. Лимаревка Беловодского района Луганской области. В них обнаружены предметы вооружения из железа, конская сбруя, украшения, фрагменты римских амфор, серебряное зеркало, бронзовый котел, а также большое количество предметов, указывающих на кочевую культуру их обладателей.

Военное, торговое и мирное взаимодействие сарматов с Боспорским царством причерноморскими городами нашли свое отражение в их изобразительном искусстве надгробных каменных рельефах, терракотавых статуэтках, монетах, на которых изображаются пешие и скачущие воины с характарными для сарматов мечами, длинными копьями, развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней.

Учитывая близость языка скифов с сарматами (оба языка принадлежат к северо- восточной группе иранских языков и похожи на современный осетинский), Геродот отмечал их родство и преемственность во всем укладе жизни и культуры.


Сарматы "следуют за своими стадами — свидетельствует Страбон, — выбирали всегда местности с хорошими пастбищами зимой — в болотах возле Меотиды (Азовского моря), а летом — на равнинах". Вот почему, как и у скифов, жилищем для них служили кибитки из войлока.Признаком знатности для сармат были золотые гривны и венцы, а у женщин много численные украшения: диадемы, ожерелья серьги, браслеты, кольца, перстни, золота, вышивка одежды. Все это свидетельствует о высокой культуре прядения, ткачества, вышивания и кузнечного, кожевенного и бронзолитейного ремесла.

Развитие ремесел, кочевого хозяйства и выделение из военной среды касты вождей и знати стимулировало процесс имуществен­ного расслоения и способствовало развитию меновой торговли с античными городами. На многочисленные рынки в устье Дона сарматы поставляли рабов, скот, шкуры, продукты, по­лучая взамен из Боспора одежду, вино, амфо­ры, краснолаковую посуду и ювелирные из­делия; из Китая — шелк, бронзовые зеркала, изделия из нефрита; из Индии — бирюзу и корралы для ожерелий; из Ирана — полудра­гоценные камни сердолик и альмандин; из Египта — пастовые амулеты и золотые фибу­лы; из Средней Азии — фалары и костяные изделия; с Кавказа — хрустальные бусы. По­падали на сарматские рынки и изделия запад­ных стран: романские фибулы и браслеты, римские бронзовые ковши и стеклянные со­суды, чаши из драгоценных металлов.

Представляя большую военную и поли­тическую силу, с которой вынуждены были считаться европейские государства, вести с ними дипломатические переговоры, заклю­чать международные договоры и вступать в военные союзы, сарматы продолжали жить родоплеменным строем .

По мере продвижения сарматов на запад культура сарматов все более теряла свои этнические особенности и приобретала черты новых народов, с которыми они вступали в контакт. Ведя постоянные войны с государствами Кавказья и Римом, они постепенно утрачивали свое могущество. Во II в. н.э. на Дону сармат потеснили аланы, которые образовали мощный Аланский племенной союз, основная территория которого находилась на Северном Кавказе и распространялась до Аральского моря.

Читайте также: