Подготовка реформы александра 2 кратко в 1857

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка крестьянской реформы 1861 года

Создан Секретный комитет по крестьянскому делу, куда вошли высшие сановники государства. Его задача была в течение года рассматривть проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований

Рескрипт Александра 2 виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы

Рескрипт Александра 2 генерал-губернатору Петербурга П.И. Игнатьеву об учреждении губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы

17 февраля 1859

Создание редакционных комиссий при Главном комитете во главе с генералом Я.И. Ростовцевым для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами, и для составления правовых актов, регламентирующих отмену крепостного права

10 октября 1860

Роспуск редакционных комиссий и передача документов по крестьянской реформе сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет для обсуждения

19 февраля 1861

Александр 2 подписал основные правовые документы по крестьянской реформе (всего 17), основные из которых:

На схеме ниже показаны центральные и местные учреждения России, которые занимались подготовкой крестьянской реформы 1861 года

учреждения занимавшиеся подготовкой крестьянской реформы 1861

Крестьянская реформа 1861 года - ее причины, новые права и обязанности крестьян, последствия

Причины отмены крепостного права

— Труд крепостных являлся малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом.

— Кризис крепостнической системы хозяйствования (сокращение экспорта русского хлеба за границу; крестьянские повинности (барщина и оброк) достигли наивысшего уровня, кризис дворянства как сословия (3,5% дворян являлись беспоместными, 45,9% имели менее 20 душ крепостных)).

— Социальная напряженность в стране и массовые крестьянские выступления за отмену крепостного права, принявшие в период Крымской войны форму самовольного ухода от помещика в ополчение, за участие в котором якобы полагалась свобода от крепостной зависимости

— Военнотехническая отсталость России (продемонстрировала Крымская война 1853–1856 гг.).

— Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества.

— Правительство опасалось стихийных крестьянских выступлений

Новые земельные отношения крестьян

— Помещики сохраняли за собой: 1/3 поместья в Нечерноземье; 1/2 поместья в Черноземье.

— Земля предоставлялась крестьянской общине.

— Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него.

— Размер надела зависел от природных и экономических условий (чернозёмные, нечернозёмные, степные губернии). Норма надела устанавливалась от 3 до 12 десятин и фиксировалась, наряду с размером повинностей, в Уставной грамоте, которую помещик подписывал не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

— Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.

— Расположение крестьянских наделов определял помещик чересполосица.

Права, полученные крестьянами

— Гражданские: личная свобода, независимость от помещика; право переходить в другие сословия; право самостоятельного вступления в брак; свобода выбора рода занятий; защита своих прав в суде.

— Имущественные: самостоятельно совершать сделки; приобретать и распоряжаться имуществом; заниматься торговыми операциями; заводить промыслы.

— Политические: участие в выборном местном самоуправлении.

— Уплата подушной подати.

— Сохранение телесных наказаний

Последствия крестьянской реформы 1861 года

— Формирование рынка рабочей силы.

— Расширение потребительского рынка.

— Развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

— Сохранение полуфеодальных порядков (помещичья собственность на землю, крестьянская община, выкупные платежи и др.) тормозит развитие капиталистических отношений в экономике страны.

— Формирование условий для либеральных преобразований в управлении, судебной системе, образовании.

— Подъём либерального и революционно-демократического движения.

— Начало модернизации страны — процесс обновления, осовременивания отсталого, устаревшего традиционного общественного и государственного устройства в духе требований современности

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах : 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

60-70-е годы XIX в. - время коренных преобразований в России. Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская война (1853 – 1856 гг. против России выступала Европейская коалиция - Англия, Франция, Турция, Австрия и т.д.). Поражение России в войне

1) показало слабость в политической и экономической сфере системы Николая I;

2) привела Россию к международной изоляции.

Либерально настроенная часть общества и ряд правительственных чиновников (в результате неудач в войне и со смертью Николая I 18.02.1855г.) выступают с различными проектами, где говорится о необходимости преобразований. Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств. Главная его заслуга в том, что он осознал необходимость преобразований. Сохранить Россию как великую державу можно было только посредством реорганизации николаевской системы.

В первые годы своего царствования Александр II сделал ряд важных перемен: закрытие Высшего цензурного комитета, разрешение свободной выдачи заграничных паспортов, упразднение военных поселений, амнистия политических заключенных (декабристов, участников польского восстания 1831 г., петрашевцев). Определился круг будущих реформаторов - братья Милютины, С. Зарудный, П. Валуев, А. Головин (это чиновники 2-го эшелона) и высшие сановники государства: председатель Госсовета Д. Блудов, министр внутренних дел С. Ланской и др.

Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права, т.к.

1)Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества;

2)Модернизация страны, преодоление технико-экономической отсталости было невозможно в рамках крепостничества;

3)Труд крепостных крестьян был малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом;

1) Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). (Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику, а остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет);

3) Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. (Если дореформенный крестьянский земельный надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику);

5) Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Таким образом, реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены. Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия (малоземелье крестьян, многочисленные платежи и повинности).




С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. (В результате понадобились и другие преобразования, чтобы создать новую систему государственного управления).

60-70-е годы XIX в. - время коренных преобразований в России. Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления - судебная, земская, городская, военная реформа), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная). Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская война (1853 – 1856 гг. против России выступала Европейская коалиция - Англия, Франция, Турция, Австрия и т.д.). Поражение России в войне

1) показало слабость в политической и экономической сфере системы Николая I;

2) привела Россию к международной изоляции.

Либерально настроенная часть общества и ряд правительственных чиновников (в результате неудач в войне и со смертью Николая I 18.02.1855г.) выступают с различными проектами, где говорится о необходимости преобразований. Александр II решился на преобразования исключительно по воле обстоятельств. Главная его заслуга в том, что он осознал необходимость преобразований. Сохранить Россию как великую державу можно было только посредством реорганизации николаевской системы.

В первые годы своего царствования Александр II сделал ряд важных перемен: закрытие Высшего цензурного комитета, разрешение свободной выдачи заграничных паспортов, упразднение военных поселений, амнистия политических заключенных (декабристов, участников польского восстания 1831 г., петрашевцев). Определился круг будущих реформаторов - братья Милютины, С. Зарудный, П. Валуев, А. Головин (это чиновники 2-го эшелона) и высшие сановники государства: председатель Госсовета Д. Блудов, министр внутренних дел С. Ланской и др.

Важнейшим звеном в цепи реформ стала отмена крепостного права, т.к.

1)Крепостное право как форма рабства осуждалась всеми слоями общества;

2)Модернизация страны, преодоление технико-экономической отсталости было невозможно в рамках крепостничества;

3)Труд крепостных крестьян был малопроизводительным и не способствовал развитию аграрного сектора и экономики в целом;

1) Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). (Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику, а остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет);

3) Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. (Если дореформенный крестьянский земельный надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику);

5) Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Таким образом, реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены. Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия (малоземелье крестьян, многочисленные платежи и повинности).

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. (В результате понадобились и другие преобразования, чтобы создать новую систему государственного управления).

Причины и предпосылки александровских реформ

Необходимость изменений в российской жизни была очевидна многим образованным представителям верхушки. Для них не составляло секрета, что крепостное право тормозит в России развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства. Они стремились преобразовать Россию с целью продвинуть промышленный переворот, ликвидировать экономическую отсталость, стимулировать российские науку и образование.

Царь Александр II и его реформы

Основные реформы Александра II

В царствование Александра II был проведен ряд реформ в разных сферах. Их глубина и значение сильно различались; однако всем реформам была свойственна общая особенность – стремление максимально сохранить сословное неравноправие и привилегии дворянства. Период реформ растянулся почти на 2 десятилетия.

Крестьянская реформа 1861 года

Эта реформа является не только хронологически первой, но и самой известной, и самой масштабной. Она была призвана решить важнейшую российскую проблему – крестьянский вопрос.

Подготовка реформы была начата еще в 1857 году, а некоторые дополнительные акты в ее рамках принимались до 1881 года. Однако ее основным документом считается Манифест от 19 февраля 1861 года, Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости и сопутствующие им акты (всего 22 документа). Вкратце содержание реформы было следующим.

Оглашение манифеста от 19 февраля 1861 года

Земская реформа 1864 года

Назначением земской реформы было увеличение эффективности местного управления, ибо огромные размеры страны существенно ограничивали возможности руководства из центра. Основным документом, запустившим реформу, стало Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года.

Земские выборы

Основные положения земской реформы состояли в следующем.

  1. В уездах и губерниях создавались земские собрания и земские управы. Это были выборные органы, но членов собрания выбирали избиратели, а управу – собрание. Управа играла роль исполнительного органа собрания.
  2. Земские выборы проходили 1 раз в 4 года по 3 куриям. При формировании курий действовал сословный и имущественный ценз. Выборы по 3-й крестьянской курии были 3-ступенчатыми.
  3. Земские органы контролировались министерством внутренних дел и были лишены права общения и взаимодействия.
  4. Председателями земских съездов во всех случаях были предводители дворянства соответствующего уровня.

К сфере компетенции земских органов относились местные хозяйственные, санитарные и культурные дела: забота о начальном образовании, обустройство и комплектация персоналом больниц, содержание дорог и переправ, обеспечение при необходимости продовольствием, взимание местных налогов, призрение сирот и малоимущих и другие подобные дела.

Земства вводились не во всех губерниях и в разное время. Реформа проводилась так, чтобы максимально сохранить на местах влияние дворянства и отстранить от вопросов местного управления крестьян. Влияние и возможности земских органов были сильно ограничены.

Однако в целом земские структуры сыграли большую положительную роль в истории страны. Они способствовали распространению светского народного образования и доступной медицинской помощи. Земцы надзирали за культурными учреждениями и стимулировали развитие предпринимательства. Они также немало сделали для предотвращения голодовок и эпидемий либо уменьшения последствий этих бедствий. Земские учителя и врачи прославились своей самоотверженной работой.

Судебная реформа 1864 года

В том же году была реформирована судебная система. Разработки в этой области велись еще с 1840-х годов, а планомерная подготовка реформы была начата в 1861 году. Основными документами реформы стали Судебные уставы (по судам разной юрисдикции), подписанные царем 20 ноября 1864 года.

Суд присяжных в Российской империи

Изменения в судебной сфере были весьма значительны.

В целом идея судебной реформы была достаточно прогрессивной. Даже подсудность крестьян в незначительных преступлениях сословному волостному суду не слишком портила картину. Но ситуацию менял к худшему ход реализации реформы.

Изменения вводились не одновременно по всей территории страны. Во многих губерниях допускались существенные отклонения – например, не созывались суды присяжных. При проведении политических процессов оправдательный приговор не избавлял от преследований – подсудимый все равно минимум отправлялся в административную ссылку. Для крестьян (в отличие от прочих сословий) сохранялись телесные наказания.

Ближе к концу царствования Александра II усиление протестных настроений в обществе привело к отказу от многих норм Судебных положений 1864 года. Ряд судебных полномочий был передан полиции – в частности, она получила право проводить обыски без ордера и отправлять в ссылку просто по подозрению. От полицейского террора в результате пострадали не только (и не столько) революционеры, сколько рядовые обыватели.

Однако судебная реформа все же имела положительное значение. Она приблизила систему правосудия Российской империи к передовым по тому времени образцам.

Цензурная реформа 1865 года

Цензурная реформа оказалась самой противоречивой из всех александровских реформ. Датирование ее 1865 годом условно – оно проводится по Временным правилам по цензуре и печати от 6 апреля этого года. Однако изменения в сферу цензуры вносились на протяжении 1860-1870-х гг.

Основные особенности цензурной реформы

Образовательные реформы

Образовательную реформу Александра II часто датируют 1863-1864 гг. Упор при этом делается на принятие важнейших документов – Университетского устава 18 июня 1863 года и Положения о народных училищах и Устава гимназий и прогимназий соответственно от 14 июля и 18 ноября 1864 года. Но многие преобразования проводились позже, а некоторые – ранее этих событий.

Н. Ярошенко Курсистка

Основные мероприятия реформы принесли значительную пользу российскому образованию.

  1. За счет появления земских школ стало стремительно развиваться светское начальное образование.
  2. Реальные гимназии (реальные училища) дали доступ к качественному среднему и некоторым направлениям высшего образования выходцам из средних слоев населения.
  3. Значительно улучшилось качество женского образования и охват им девушек.
  4. Новый университетский устав дал больше свободы учебным заведениям, способствовав развитию университетской науки.
  5. В стране открывались новые (в том числе технические и естественнонаучные) вузы, что способствовало прогрессу науки и промышленной революции.

Народная школа

Городская реформа 1870 года

Городская реформа была сродни земской – она также регламентировала деятельность органов местного самоуправления. Подготовка реформы была начата в 1862 году и продолжалась 8 лет. Основным ее документом стало Городовое положение 16 июня 1870 года.

Реформа заменила сословный характер городского самоуправления имущественным цензом. При этом фактические полномочия местных органов были даже сокращены.

  1. В городах создавались избирательные собрания, думы и городские управы.
  2. Состав избирателей определялся по имущественному цензу, сословное деление упразднялось.
  3. Избирательное собрание 1 раз в 4 года проводило выборы гласных городской думы.
  4. Функцией думы было принятие решений по обустройству городской жизни. Городская управа формировалась думой и служила исполнительным органом.
  5. Полномочия думы касались городского благоустройства, содержания дорог и переправ, обеспечения продовольствием, противопожарной и противоэпидемической безопасности.
  6. Решения городских дум подлежали обязательному утверждению государственной администрацией.
  7. Думы могли устанавливать и взимать местные налоги, но их полномочия в этой сфере были ограниченными.
  8. Местная полиция была полностью выведена из подчинения местному самоуправлению.

Возможности городского самоуправления были ограниченными. Инициативы, не соответствовавшие планам властей, немедленно пресекалась. Имущественный ценз дал преимущество в принятии решений об устройстве городской жизни крупным купцам и предпринимателям. Это породило в российских городах огромную разницу между уровнями благоустройства центральных городских районов и окраин – думы направляли средства туда, где проживала основная масса избирателей.

Военная реформа 1874 года

Идея реформирования военной сферы возникла сразу после окончания Крымской войны. Первые изменения были внедрены еще в 1860-е годы, но главным событием стали Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности от 1 января 1874 года.

Александровская кавалерия

Военная реформа коренным образом изменила способы формирования российской армии.

  1. Был отменен рекрутский набор. Его заменила всеобщая воинская повинность для мужчин от 20 лет. Призывались представители всех сословий. Заранее определялся круг призывников, из которого каждый год набирали нужное количество по жребию.
  2. Срок службы сокращался (максимум до 7 лет – во флоте). Однако после окончания действительной службы призывники еще некоторое время числились в запасе. Для образованных призывников срок действительной службы сокращался, иногда очень существенно (так, призывник с высшим образованием служил всего полгода).
  3. Определялись категории мужчин, освобождаемых от призыва (единственный сын, кормилец семьи…).
  4. В армии и на флоте началось техническое переоснащение. Устаревшее вооружение заменялось современным.
  5. К минимуму были сведены телесные наказания. Теперь им подвергали только солдат-штрафников.
  6. Суды военных трибуналов стали гласными, подсудимые получили право на защиту.
  7. Реформировалось и управление армией: военные округа, Генеральный штаб.
  8. В военные и юнкерские училища открывался доступ представителям всех сословий.

Военная реформа многое дала России. Армию мирного времени удалось сократить на 40% с возможностью быстрого увеличения в случае войны (путем призыва резервистов из запаса). Соответственно, уменьшились и расходы на ее содержание, часть сэкономленных денег удалось потратить на техническое переоснащение. Потенциальные солдаты и матросы более не изымались из экономической жизни. Военная обязанность перестала быть лишением шансов на нормальную жизнь.

Российское военное образование отличалось высоким уровнем. Повышение уровня оснащенности армии сделало ее грозной силой – военный потенциал России снова соответствовал времени.

Финансовая реформа

Реформирование финансов империи было сложным процессом, продолжавшимся с 1860 по 1868 год. Целью было оптимизировать государственные траты и ограничить коррупционные возможности.

Финансовая реформа: кратко

  1. Государственный бюджет стал гласным – его публиковали.
  2. Были созданы Государственный банк (1860 год), а позже – казначейство и контрольные палаты на местном уровне.
  3. Отдельные кассы разных госорганов были упразднены.
  4. Вводились акцизные марки вместо существовавших ранее откупов.
  5. Реформировалась налоговая система – по причине отказа от подушной подати времен крепостничества.

В результате некоторого оздоровления финансовой сферы удалось добиться. Однако коррупция на всех уровнях продолжала сохраняться.

Значение александровских реформ

Реформы Александра II способствовали экономическому подъему России, ускорению промышленного развития и хода промышленного переворота. Они улучшили систему управления на местах, в финансовой сфере, укрепили обороноспособность. Были сделаны первые шаги к установлению сословного равенства, обеспечению прав человека. Расширились образовательные возможности россиян. Важнейшим достижением стала отмена крепостного права.

Общая схема александровских реформ

Однако все реформы имели незавершенный характер, так как проводились с намерением сохранить любой ценой доминирующее положение дворянства, самодержавную монархию и права церкви. В результате крестьяне остались неравноправным сословием, а любое несоответствие установлениям правительства или церкви (будь то в местном самоуправлении, в прессе или в образовании) пресекалось. В результате реформы дали не столь масштабные результаты, как от них ожидали.

В 1880-е годы политика контрреформ, проводимая Александром III, уничтожила часть достижений Александра II. Это способствовало закреплению отсталых проявлений в российской жизни и нарастанию протестных настроений.

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

Читайте также: