Поддержание мира это кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПОДДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ — деятельность государств и международных организаций, преследующая цель не допустить нарушения мира и угрозу международной безопасности, в частности в результате действий, противоречащих принципу запрещения силы и угрозы силой. Такая деятельность… … Юридический словарь

Поддержание или восстановление мира и безопасности с участием РФ — Статья 2. В настоящем Федеральном законе под деятельностью по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности с участием Российской Федерации понимаются операции по поддержанию мира и другие меры, предпринимаемые Советом… … Официальная терминология

ПОДДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ — деятельность государств и международных организаций, преследующая цель недопущения нарушен мира и возникновения угрозы международной безопасности, в частности, в результате действий, противоречащих основным принципа международного права, прежде… … Энциклопедический словарь экономики и права

поддержание международного мира и безопасности — деятельность государств и международных организаций, преследующая цель не допустить нарушения мира и угрозу международной безопасности, в частности в результате действий, противоречащих принципу запрещения силы и угрозы силой. Такая деятельность… … Большой юридический словарь

поддержание международного мира — и безопасности деятельность государств и международных организаций, преследующая цель не допустить нарушения мира и угрозу международной безопасности, в частности в результате действий, противоречащих принципу запрещения силы и угрозы силой.… … Большой юридический словарь

Нобелевская премия мира — Нобелевская премия мира награда за достижения в области укрепления мира, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Осло. Кто может выдвигать кандидатов Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов могут следующие лица:… … Википедия

Лауреаты Нобелевской премии мира — Нобелевская премия мира высшая награда за достижения в области укрепления мира, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Осло. Содержание 1 Требования к выдвигающим кандидатов 2 Список лауреатов 2.1 1900 е … Википедия

Международный день мира — У этого термина существуют и другие значения, см. День мира. Междунар … Википедия

коллективные действия государств под эгидой (по мандату) международных организаций (ООН, ОБСЕ, СНГ и др.), направленные на предотвращение (прекращение) вооруженного конфликта внутри государств или между государствами с использованием политических, дипломатических, экономических, гуманитарных, военных и других средств по установлению и сохранению мира в зоне вооруженного конфликта внутри государств или между государствами. Эти действия осуществляются путем проведения операции по поддержанию мира. Силы по поддержанию мира — воинские подразделения, военный, гражданский и полицейский персонал, предназначенные для участия в таких операциях. Группа по поддержанию мира — временное многонациональное формирование, создаваемое на период проведения операции по поддержанию мира. В состав группы входят силы по поддержанию мира и группа наблюдателей военных.

Найдено научных статей по теме — 8

Помощь Европейского союза третьим странам в области поддержания мира и безопасности

Данная статья посвящена деятельности ЕС в области поддержания мира и безопасности как одного из направлений европейской помощи в целях развития.

Особенности участия фргв операциях по поддержанию мира и безопасности на арабском Востоке

Основное содержание статьи сконцентрировано на анализе вклада Германии в урегулирование кризисных ситуаций на Ближнем Востоке в Северной Африке, а также на выявлении приоритетов, которыми руководствуется германское правительство п

Сотрудничество оон и ас по предотвращению конфликтов, поддержанию мира и миростроительству

Статья посвящена сотрудничеству Организации Объединенных Наций (ООН) и региональных международных организаций, в частности Африканского Союза (АС) в сфере безопасности и урегулирования конфликтов.

Инициативы Росси по поддержанию и укреплению мира на евроазиатском континенте в 2006-2008 годах

В докладе использованы данные, содержащиеся в выступлениях Президента Российской Федерации Послания Президента России Вла димира Путина Федеральному собрания в 2007 году, Выступления 8 фе враля 2008 года на расширенном заседании Г

Роль операций по поддержанию мира в современной структуре миротворчества Организации Объединенных На

В статье рассмотрены особенности проведения операций по поддержанию мира ООН, дана их классификация и основные характеристики.

Межконфессиональный диалог как один из важнейших инструментов для поддержания мира и согласия между

Данная статья посвящена вопросу межнационального согласия в Республике Казахстан, которое является основой единства народа Казахстана.

Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира помогает странам, переживающим конфликты, создать условия для установления прочного мира.

Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении ООН для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации.

Миротворческая деятельность имеет уникальные преимущества, такие как легитимность, распределение ответственности, а также возможность развертывания и обеспечения функционирования воинских и полицейских подразделений из разных стран мира с объединением их усилий с усилиями гражданского миротворческого контингента в целях выполнения многопрофильных мандатов.

Миротворцы ООН обеспечивают безопасность, политическую поддержку и содействие миростроительству, с тем чтобы помочь станам как можно быстрее осуществить нелегкий переход от конфликта к миру.

В своей деятельности по поддержанию мира Организация Объединенных Наций руководствуется тремя основными принципами:

  • согласие сторон;
  • беспристрастность;
  • неприменение силы, за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

Миротворческая деятельность отличается гибкостью, и в течение последних двух десятилетий развертывание миротворческих сил происходило в рамках различных конфигураций. В настоящее время на трех континентах развернуто 12 операций ООН по поддержанию мира.

Сегодня многопрофильные операции по поддержанию мира проводятся в целях не только поддержания мира и безопасности, но и содействия политическому процессу, защиты гражданского населения, содействия разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов, а также оказания помощи в организации выборов, защиты и поощрения прав человека и содействия в восстановлении верховенства права.

Гарантировать успех невозможно, поскольку миротворческая деятельность ООН почти по определению осуществляется в самых сложных физических и политических условиях. Однако за 60 лет существования мы добились очевидных успехов, в том числе были удостоены Нобелевской премии мира.

Миротворческая деятельность всегда отличалась высоким динамизмом и претерпевала изменения, сталкиваясь с новыми вызовами. Бывший Генеральный секретарь Пан Ги Мун учредил состоящую из 17 членов Независимую группу высокого уровня по миротворческим операциям ООН для проведения всеобъемлющей оценки нынешнего состояния миротворческих операций ООН и потребностей, которые могут возникнуть в будущем.

Глобальное партнерство

Миротворческая деятельность ООН представляет собой уникальное глобальное партнерство. Оно объединяет Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Секретариат, страны, предоставляющие воинские и полицейские контингенты, и правительства принимающих стран, которые прилагают совместные усилия по поддержанию международного мира и безопасности. Эффективность такого партнерства обусловлена легитимностью Устава ООН и участием широкого круга стран, которые предоставляют ценные ресурсы.

Операции по поддержанию мира (далее - ОПМ) - одна из мер, выработанных практикой ООН и принимаемых во исполнение положений Устава ООН о поддержании или восстановлении международного мира и безопасности. Поддержание международного мира и безопасности есть главная цель ООН, сформулированная в ее Уставе. Достижение этой цели - задача Организации и всех ее органов. ОПМ - всего лишь одно из средств достижения главной цели ООН. Особенность именно этого средства в том, что содержание его не раскрывается ни в Уставе, где оно даже не упомянуто, ни в каком-либо ином юридически обязывающем акте.

Главой VII Устава ООН предусмотрено создание коалиционных сил, формируемых из воинских контингентов государств - членов ООН и применяемых по решению Совета Безопасности ООН и под его руководством при осуществлении принудительных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Для этой цели Устав ООН обязывает все члены Организации предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания. Такие коалиционные силы, как следует из Устава, не являются постоянными и формируются по требованию Совета Безопасности и на основании его решения о применении силы в конкретной ситуации.

Правовой основой для выделения национальных контингентов в распоряжение Совета Безопасности должны быть упомянутые соглашения, заключаемые между Советом, с одной стороны, и отдельными членами или группами членов ООН - с другой, подлежащие ратификации подписавшими их государствами в соответствии с их конституционными процедурами.

В том, что касается планирования применения коалиционных сил и их использования и командования ими. Совету Безопасности ООН должен оказывать содействие Военно-штабной комитет (ВШК), состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей.

На практике положения Устава ООН о порядке формирования и использования вооруженных сил под командованием ООН до настоящего времени не применялись, ни одного соглашения между Советом Безопасности и членами ООН о предоставлении воинских контингентов не было подписано, а ВШК не исполняет возложенных на него Уставом функций. Это произошло во многом из-за политико-идеологических противоречий периода холодной войны, а позднее — в силу финансовых и организационных проблем, с которыми столкнулась ООН. В этих условиях были выработаны способы формирования и использования воинских контингентов под флагом ООН, отличные от предусмотренных Уставом.

В своем изначальном смысле ОПМ предполагали ненасильственное применение воинских контингентов для сдерживания конфликта и содействия вето урегулировании, что отличает такие операции от принудительных действий, как они определены в Уставе ООН. Проведение ОПМ так называемого первого поколения осуществлялось группами военных наблюдателей.

Миссии военных наблюдателей состоят из невооруженных военнослужащих, как правило офицеров, выделяемых различными государствами в распоряжение ООН. Они создаются решением Совета Безопасности ООН для наблюдения за выполнением соглашений о перемирии или прекращении огня, за разъединением вооруженных сил враждующих сторон, их отводом из зон соприкосновения и т.п. путем выяснения фактов и представления докладов непосредственному командованию и Совету Безопасности ООН.

Военным наблюдателям местными властями или органами сторон конфликта должна обеспечиваться свобода передвижения, однако осуществление функций военных наблюдателей зависит от сотрудничества противостоящих сторон. На деле группам наблюдателей нередко отказывают в свободе передвижения местные власти; они становятся объектами нападения преступных групп, завладевающих их имуществом и средствами транспорта; их захватывают в заложники, нередки случаи их гибели.

Впервые в практике ООН военные наблюдатели были направлены на Ближний Восток в 1948 г. для действий в составе Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине. В настоящее время военные наблюдатели не образуют самостоятельных миссий, как правило, они являются составной частью комплексной операции.

Позднее войска стали наделяться правом применения силы в случае вооруженного воспрепятствования исполнению ими своих обязанностей, соответственно менялось и их оснащение. В операциях ООН стали применяться тяжелая бронетехника (например, танки в составе Сил ООН по охране в бывшей Югославии) и ударные вертолеты (например, российская вертолетная группа в составе Миссии ООН в Сьерра-Леоне).

ОПМ учреждается решением Совета Безопасности ООН, которым определяется мандат операции, а силы и средства предоставляются государствами на добровольной основе. В практике ООН имели место случаи, когда вместо Совета Безопасности, неспособного принять необходимое решение, оно принималось Генеральной Ассамблеей. Так были учреждены ЧВС-1 в 1956 г. и ОНУК (Операция ООН в Конго) в 1960 г.

Общее руководство ОПМ осуществляет Генеральный секретарь ООН, политическое руководство на месте - специальный представитель Генерального секретаря, оперативное военное командование — командующий силами миссии.

Финансирование ОПМ осуществляется путем участия в расходах всех государств — членов ООН. Для каждой ОПМ устанавливается обычно собственный бюджет. Для определения размеров взносов применяется специальная шкала, предусматривающая более высокие уровни взносов для пяти постоянных членов Совета Безопасности и значительные сокращения для наименее развитых стран. В некоторых случаях финансирование осуществляется за счет добровольных взносов.

Что касается принудительных действий с применением вооруженных сил, ни одна из операций, так или иначе санкционированных ООН (предоставление флага ООН силам, выступавшим на стороне Южной Кореи во время конфликта на Корейском полуострове, разрешение на применение силы многонациональной коалицией против Ирака после его вооруженного нападения на Кувейт, осуществление стабилизации и мирного урегулирования в Боснии и Герцеговине многонациональными силами под контролем НАТО), не являлась операцией ООН, проводимой в строгом соответствии с ее Уставом.

В составе Секретариата ООН образованы Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки, руководители которых занимают должности заместителя Генерального секретаря ООН.

Следует различать ОПМ, учреждаемые Советом Безопасности ООН, с одной стороны, и санкционируемые им — с другой. Последние одобряются Советом, но проводятся под командованием иных организаций или государств. Так, в 2001 г. Совет Безопасности уполномочил международную коалицию осуществлять военное присутствие в Афганистане, одновременно учредив собственную политическую миссию по оказанию содействия переходному правительству. Ранее, в 1999 г., Совет санкционировал операцию по восстановлению безопасности в Восточном Тиморе, первоначально проводившуюся Австралией, позднее возглавившей международную коалицию, на смену которой пришла ОПМ, учрежденная и руководимая ООН.

С 1990-х годов все более активную роль в проведении ОПМ играют региональные организации, осуществляющие их во взаимодействии с ООН или самостоятельно. Параллельно и в сотрудничестве с ООН

ОПМ проводило Содружество независимых государств, а в настоящее время продолжают проводить Европейский союз, НАТО, Африканский союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств. Такие региональные организации, как Африканский союз, Европейский союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств, имеют развитую нормативную основу для проведения ОПМ. Их уставными документами, договорами, прочими актами предусмотрены порядок подготовки и проведения ОПМ, полномочия главных органов в этой области, создание специальных органов для решения этих вопросов.

К наиболее актуальным прикладным правовым проблемам подготовки и проведения современных ОМП можно отнести проблемы статуса сил миссии, применения силы военным и полицейским компонентами, обеспечения безопасности персонала организации, проводящей ОПМ, и привлекаемого персонала, применения норм международного гуманитарного права, ответственности организации за действия своего персонала.

Читайте также: