Теория дискурса лакло и муфф кратко

Обновлено: 07.07.2024

Я часто рассказываю что-то или отвечаю на вопросы о психоанализе Жака Лакана. И в какой-то момент я понял, что одна из самых сложных тем для объяснения - это теория дискурсов. Что ж, я принял это как вызов и попытался придумать как прояснить теорию, постепенно двигаясь от простого к сложному.

Безусловно, Лакана заинтересовало то, что организация (или порядок) дискурса – это то, что существует по большей части бессознательно. Что бы мы по этому поводу не думали, наши языковые привычки и наши социальные связи не перестают воспроизводиться по определенным структурным правилам. Исключения, конечно, существуют, но они малочисленны и обычно непринципиальны; впрочем, об одном таком исключении мне хочется поговорить – а для этого придется более обстоятельно войти в теорию. Под исключением я имею в виду дискурс капитализма , который позднее выделит сам Лакан. На волне идеи о форклюзии самой невозможности, он пересмотрит схему дискурсов и признает, что есть дискурс, который нарушает прежние правила.

Более того, раз дискурсы – это структуры, то они могут быть записаны и выражены в знаках и отношениях. Базовые четыре дискурса записываются вот так:

В следующем тексте мы вернемся к этой форме записи, чтобы детально все прояснить. Пока же отмечу, что подобный подход сразу же порождает две проблемы. Во-первых, как распознавать дискурсы в реальной живой речи? Во-вторых, как пользоваться этой теорией, то есть как интерпретировать тот или иной дискурс, если мы уже смогли его распознать? На оба этих вопроса мы попытаемся дать ответ постепенно в этом цикле текстов

Теория дискурсов на первый и даже второй взгляд представляется весьма сложной, то ли эзотерикой, то ли высшей математикой. Однако единственная серьезная проблема для их понимания – это отсутствие привычки мыслить структурами, а не проявлениями. Как только вы схватите логику этих схем, то вы запросто найдете множество примеров и иллюстраций, которые упрочат понимание. Именно поэтому я решил разбить введение в дискурсы на несколько текстов. Наверное, рассказ о дискурсах можно было попробовать уместить в неприлично большой лонгрид (по крайней мере, если рассчитывать текст на тех, кто практически не знаком с идеями Лакана). В русскоязычном интернете вообще сложно найти что-то про четыре дискурса и дискурс капитализма, за исключением довольно удачного и относительно

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Я часто рассказываю что-то или отвечаю на вопросы о психоанализе Жака Лакана. И в какой-то момент я понял, что одна из самых сложных тем для объяснения - это теория дискурсов. Что ж, я принял это как вызов и попытался придумать как прояснить теорию, постепенно двигаясь от простого к сложному.

Безусловно, Лакана заинтересовало то, что организация (или порядок) дискурса – это то, что существует по большей части бессознательно. Что бы мы по этому поводу не думали, наши языковые привычки и наши социальные связи не перестают воспроизводиться по определенным структурным правилам. Исключения, конечно, существуют, но они малочисленны и обычно непринципиальны; впрочем, об одном таком исключении мне хочется поговорить – а для этого придется более обстоятельно войти в теорию. Под исключением я имею в виду дискурс капитализма , который позднее выделит сам Лакан. На волне идеи о форклюзии самой невозможности, он пересмотрит схему дискурсов и признает, что есть дискурс, который нарушает прежние правила.

Более того, раз дискурсы – это структуры, то они могут быть записаны и выражены в знаках и отношениях. Базовые четыре дискурса записываются вот так:

В следующем тексте мы вернемся к этой форме записи, чтобы детально все прояснить. Пока же отмечу, что подобный подход сразу же порождает две проблемы. Во-первых, как распознавать дискурсы в реальной живой речи? Во-вторых, как пользоваться этой теорией, то есть как интерпретировать тот или иной дискурс, если мы уже смогли его распознать? На оба этих вопроса мы попытаемся дать ответ постепенно в этом цикле текстов

Теория дискурсов на первый и даже второй взгляд представляется весьма сложной, то ли эзотерикой, то ли высшей математикой. Однако единственная серьезная проблема для их понимания – это отсутствие привычки мыслить структурами, а не проявлениями. Как только вы схватите логику этих схем, то вы запросто найдете множество примеров и иллюстраций, которые упрочат понимание. Именно поэтому я решил разбить введение в дискурсы на несколько текстов. Наверное, рассказ о дискурсах можно было попробовать уместить в неприлично большой лонгрид (по крайней мере, если рассчитывать текст на тех, кто практически не знаком с идеями Лакана). В русскоязычном интернете вообще сложно найти что-то про четыре дискурса и дискурс капитализма, за исключением довольно удачного и относительно

HNG | Historia nationem gignit

HNG | Historia nationem gignit

HNG | Historia nationem gignit запись закреплена

Очень популярно сейчас писать про этнические, национальные и прочие дискурсы. Дискурс стал жутко модным словом, где его ни встретишь: от университета до злачных заведений. Но все ли рефлексируют по поводу того, когда используют слово, приправляя им свою статью или речь?
Предлагаем Вам подборку материалов по дискурс-анализу. Надеемся, Вы не погрязните в академических терминологических баталиях.
Итак, существует несколько подходов к дискурс-анализу. Многие современные подходы к дискурс-анализу обязаны Мишелю Фуко:
Мишель Фуко Археология знания. Спб., 2004.
Большинство дискурсно-аналитических подходов разделяют концепцию Фуко в том, что дискурсы - относительно ограниченные наборы утверждений, которые устанавливают пределы того, что имеет значение, а что значение не имеет.

Современные подходы к дискурс-анализу происходят из структуруалистской и постструктуралистской теории языка.

1. Теория дискурса Лакло и Муфф. Дискурс формирует социальный мир с помощью значений. Дискурсы борются между собой, чтобы зафиксировать свое значение в языке.
Emesto Laclau , Chantal Mouffe. Hegemony and Socialist Strategy.
Towards a Radical Democratic Politics. 2nd ed.London, 2001.
2. Критический дискурс-анализ. Дискурс является одним из аспектов социальной практики, некоторые явления недискурсивны. Основная область интереса - исследование изменений. Дисурс способствует формированию и воспроизводству неравенства между социальными группами. Критичность подхода в том, что он стремится показать роль дискурсивной практики в поддержании социального устройства, включая социальные отношения с неравным распеределением власти. Иными словами, предупрежден - значит вооружен.
Norman Fairclough. Critical discourse analysis: the critical study of
language. Longman, 1995.
Lilie Chouliaraki; Norman Fairclough. Discourse in late Modernity: rethinking critical discourse analysis. Edinburgh, 2001.
Teun A. van Dijk. Principles of critical discourse analysis
Тён ван Дейк. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М., 2013.
3. Дискурсивная психология. Поход к социальной психологии, разработавший специальный тип дискурс анализа для исследования способов формирования и изменения личности человека, его мыслей и эмоции в процессе социального взаимодействия. Индивидуумы и продукты дискурса, и его создатели в зависимости от контекста взаимодействия.
Jonathan Potter, maragaret Wetherell. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behaviour. London, 1987.
Derek Edwards, Jonathan Potter. Discursive Psychology Inquiries in Social Construction. London, 1992.

Наконец, лучшее, на наш взгляд, пособие по дискурс-анализу, которое вполне понятно излагает все эти подходы, сопровождает их иллюстративными примерами, указывает на их сильные и слабые места и предлагает свое видение проблемы:
Л. Филлипс, М.В. Йоргенсен. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2008.

Читайте также: