Под фт кратко и понятно
Обновлено: 04.07.2024
ПОД/ФТ. Законодательство по ПОД/ФТ. Обучение по ПОД/ФТ
Основная задача ПОД/ФТ
При проведении проверок легко выявить правонарушения, а также заранее предупредить незаконную деятельность в работе всей организации и отдельных ее структур, выявить причины, установить виновных лиц, действия которых привели к нарушениям.
Если внутренний контроль проводится на низком уровне или вообще отсутствует, то это влечет за собой нарушения основных требований законодательства. Как следствие – серьёзные штрафные санкции или приостановление деятельности. Репутация организации при этом снижается, а восстановить ее будет не всегда просто и быстро.
Важность ПОД/ФТ
Очень важно, чтобы каждое лицо компании чувствовало заинтересованность в проведении верной политики по ПОД/ФТ. Для этого стоит обратиться в специализированный учебный центр, в котором будет пройден Целевой Инструктаж по ПОД/ФТ, в ходе которого будут наглядно продемонстрированы все необходимые аспекты и нюансы для максимального соблюдения законодательства по ПОД/ФТ.
Обучение ПОД/ФТ в обязательном порядке должны проходить те организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых неразрывно связана с денежными средствами или иным имуществом – перечень таких организаций определён ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ – Закона о ПОД/ФТ.
Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.
Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.
Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.
Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*
Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.
Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.
Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.
Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Обязательная деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Повседневные меры по ПОД/ФТ для каждого лица, осуществляющего операции с деньгами или имуществом граждан, заключаются в идентификации и сборе информации о клиенте: его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце. Хранение полученных данных – не менее 5 лет.
Обязательно наличие как минимум одного ответственного за ПОД/ФТ сотрудника. При этом он подчиняется непосредственно руководителю и должен соответствовать ряду установленных законом требований, ежегодно проходить повышение квалификации. Ответственный сотрудник исполняет требования ПОД/ФТ согласно утвержденному документу Правил внутреннего контроля (ПВК). Нарушения в зависимости от степени тяжести караются мерами вплоть до приостановки деятельности и ликвидации организации.
Российские меры ПОД/ФТ соответствуют мировым стандартам, Россия является членом ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) с 2003 года.
В настоящее время документооборот по ПОД/ФТ ведется только в электронной форме через личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга с использованием электронной подписи.
Борьбу государства с отмыванием денег и финансированием терроризма многие предприниматели ощущают буквально на себе и на своем бизнесе. Банк отказал в проведении операции, другой банк отказался открыть счет… Что делать, чтобы не попасть в категорию сомнительных клиентов? А если попал, как из нее выйти без потерь?
Блокируем всех, или Правоприменительная практика законодательства по ПОД/ФТПредставители бизнеса жалуются на банки, злоупотребляющие своим правом на блокировку счетов по подозрению в сомнительных операциях. Об этом юрист Наталья Табаченкова рассказала в своем выступлении на конференции АРБ по исполнению банками требований законодательства по ПОД/ФТ. Приводим ее доклад с незначительными сокращениями
Критерии банкиров
Критерии неблагонадежности клиента и сомнительных операций приведены в Положении Банка России N 375-П
- Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.
- Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации.
- Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
- Отказ клиента в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.
- Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.
- Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (в частности, тарифа комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам и вкладам до востребования, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг.
- Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики.
- Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент.
- Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества.
- Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с кредитной организацией.
Трудности информирования и вопросы злоупотребления
Банкам вовсе не запрещено законом информировать клиентов, где и в чем они показались сомнительными. Но и делать это они тоже не обязаны
Иначе говоря, банкам вовсе не запрещено законом информировать клиентов, где и в чем они показались сомнительными. Но и делать это они тоже не обязаны. И, скорее всего, на подробные объяснения от банковских менеджеров в такой ситуации надеяться не стоит.
Банк России периодически заявляет о том, что попадание клиента-отказника в соответствующий список, который, как уже говорилось выше, теперь получают все банки, не должно само по себе являться основанием для отказа ему в обслуживании. Банки должны принимать решения на основании совокупности признаков и их анализа. Вместе с тем, бытует мнение, что банкам, особенно крупным, проще отказать такому клиенту, чем заниматься его анализом.
На протяжении некоторого времени и ЦБ, и Росфинмониторинг говорили о необходимости выработки механизма реабилитации для таких клиентов. Однако на сегодняшний день его пока нет, и выход у него остается только один.
Читайте также: