Под фт кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

ПОД/ФТ. Законодательство по ПОД/ФТ. Обучение по ПОД/ФТ

Основная задача ПОД/ФТ

При проведении проверок легко выявить правонарушения, а также заранее предупредить незаконную деятельность в работе всей организации и отдельных ее структур, выявить причины, установить виновных лиц, действия которых привели к нарушениям.

Если внутренний контроль проводится на низком уровне или вообще отсутствует, то это влечет за собой нарушения основных требований законодательства. Как следствие – серьёзные штрафные санкции или приостановление деятельности. Репутация организации при этом снижается, а восстановить ее будет не всегда просто и быстро.

Важность ПОД/ФТ

Очень важно, чтобы каждое лицо компании чувствовало заинтересованность в проведении верной политики по ПОД/ФТ. Для этого стоит обратиться в специализированный учебный центр, в котором будет пройден Целевой Инструктаж по ПОД/ФТ, в ходе которого будут наглядно продемонстрированы все необходимые аспекты и нюансы для максимального соблюдения законодательства по ПОД/ФТ.

Обучение ПОД/ФТ в обязательном порядке должны проходить те организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых неразрывно связана с денежными средствами или иным имуществом – перечень таких организаций определён ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ – Закона о ПОД/ФТ.

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе*

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Обязательная деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Повседневные меры по ПОД/ФТ для каждого лица, осуществляющего операции с деньгами или имуществом граждан, заключаются в идентификации и сборе информации о клиенте: его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце. Хранение полученных данных – не менее 5 лет.

Обязательно наличие как минимум одного ответственного за ПОД/ФТ сотрудника. При этом он подчиняется непосредственно руководителю и должен соответствовать ряду установленных законом требований, ежегодно проходить повышение квалификации. Ответственный сотрудник исполняет требования ПОД/ФТ согласно утвержденному документу Правил внутреннего контроля (ПВК). Нарушения в зависимости от степени тяжести караются мерами вплоть до приостановки деятельности и ликвидации организации.

Российские меры ПОД/ФТ соответствуют мировым стандартам, Россия является членом ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) с 2003 года.

В настоящее время документооборот по ПОД/ФТ ведется только в электронной форме через личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга с использованием электронной подписи.

no_secure.jpg

Борьбу государства с отмыванием денег и финансированием терроризма многие предприниматели ощущают буквально на себе и на своем бизнесе. Банк отказал в проведении операции, другой банк отказался открыть счет… Что делать, чтобы не попасть в категорию сомнительных клиентов? А если попал, как из нее выйти без потерь?

Блокируем всех, или Правоприменительная практика законодательства по ПОД/ФТПредставители бизнеса жалуются на банки, злоупотребляющие своим правом на блокировку счетов по подозрению в сомнительных операциях. Об этом юрист Наталья Табаченкова рассказала в своем выступлении на конференции АРБ по исполнению банками требований законодательства по ПОД/ФТ. Приводим ее доклад с незначительными сокращениями

Критерии банкиров

Критерии неблагонадежности клиента и сомнительных операций приведены в Положении Банка России N 375-П

  1. Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.
  2. Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации.
  3. Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
  4. Отказ клиента в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.
  5. Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.
  6. Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (в частности, тарифа комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам и вкладам до востребования, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг.
  7. Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики.
  8. Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент.
  9. Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества.
  10. Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с кредитной организацией.

Трудности информирования и вопросы злоупотребления

Банкам вовсе не запрещено законом информировать клиентов, где и в чем они показались сомнительными. Но и делать это они тоже не обязаны

Иначе говоря, банкам вовсе не запрещено законом информировать клиентов, где и в чем они показались сомнительными. Но и делать это они тоже не обязаны. И, скорее всего, на подробные объяснения от банковских менеджеров в такой ситуации надеяться не стоит.

Банк России периодически заявляет о том, что попадание клиента-отказника в соответствующий список, который, как уже говорилось выше, теперь получают все банки, не должно само по себе являться основанием для отказа ему в обслуживании. Банки должны принимать решения на основании совокупности признаков и их анализа. Вместе с тем, бытует мнение, что банкам, особенно крупным, проще отказать такому клиенту, чем заниматься его анализом.

На протяжении некоторого времени и ЦБ, и Росфинмониторинг говорили о необходимости выработки механизма реабилитации для таких клиентов. Однако на сегодняшний день его пока нет, и выход у него остается только один.

Читайте также: