Почерковедение в криминалистике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Судебное почерковедение - это традиционный раздел криминалистики, объединяющий систему знаний о почерке и методах его исследования в целях решения идентификационных, диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы .

Судебное почерковедение имеет четко определенный предмет познания, который предполагает:

  • изучениезакономерностей почерка как объекта криминалистического исследования, а также процесса экспертного исследования почерка;
  • создание на основе выявленных закономерностей методов и методик решения задач судебно-почерковедческой экспертизы в целях установления фактов, имеющих доказательственное или розыскное значение при осуществлении деятельности правоохранительных органов;
  • разработкуметодических положений и рекомендаций, связанных с назначением, проведением и оформлением судебно-почерковедческих экспертиз и исследований, их оценкой - судебно-следственными и оперативными работниками;
  • разработку научных, методических и организационных основ профилактической деятельности эксперта-почерковеда.

Накопленные в судебном почерковедении знания образуют соответствующие учения, которые выступают в качестве теоретических и практических основ судебно-почерковедческой экспертизы. Но результат также определяет порядок проведения почерковедческой экспертизы.

Методы

Таким образом, характерной чертой метода судебного почерковедения является наличие специфической структуры, построенной по принципу иерархической организации всех используемых познавательных методов, приемов и технических средств исследования.

Центральное место в данной структуре в качестве всеобщего метода научного познания занимает метод диалектического материализма.

Применительно к судебному почерковедению он выражается в виде двух групп методов исследования: общепознавательных и специальных.

К группе общепознавательных методов относятся:

  • наблюдение,
  • описание,
  • измерение,
  • сравнение,
  • эксперимент,
  • моделирование,
  • системно-структурный анализ,
  • числовая дифференциальная диагностика и др.

Наблюдение предполагает целенаправленное экспертное восприятие с целью выявления свойств и отношений объекта исследования. На основе данного метода в судебном почерковедении разработана система общих и частных признаков почерка, создана методика судебно-почерковедческой экспертизы.

Метод описания выступает в качестве средства фиксации и систематизации результатов исследования, полученных с помощью других методов. Метод измерения выражается в изучении количественных характеристик почерковых объектов.

На современном этапе измерение применяют в экспериментальных научных исследованиях в целях разработки новых более эффективных методов идентификационного исследования малообъемных рукописей, кратких записей и подписей.

Сравнение играет важную роль в процессе производства идентификационных почерковедческих экспертиз. Его суть состоит в поочередном соотношении одноименных свойств — признаков почерка двух или более объектов исследования. Большое значение этот метод имеет и при изучении влияния на процесс письма разнообразных сбивающих факторов.

С помощью экспериментального метода достигается искусственное воспроизведение почерковых объектов в условиях, соответствующих определенным целям исследования.

В судебном почерковедении эксперимент также помогает при изучении основных криминалистических свойств почерка — индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности, избирательной изменчивости; определении вероятностно-статистических и иных характеристик его признаков.

В судебном почерковедении применяется при изучении механизма письма и разработке модельных методов решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Группа специальных методов судебного почерковедения весьма многочисленна.

  • графический,
  • инструментальный,
  • количественный,
  • кибернетический,
  • качественно-описательный,
  • комплексный и многие другие методы.

Характерным примером графического метода является составление алфавитной либо текстовой разработки рукописи; инструментального метода — микроскопическое или иное техническое исследование почерковых объектов; количественного — установление пожилого и старческого возраста исполнителя рукописного текста; кибернетического (машинного) — дифференционно-идентификационный алгоритм (ДИА); качественно-описательного — раздельный анализ общих и частных признаков почерка.

Теория

Высокий уровень развития судебного почерковедения на современном этапе позволил систематизировать эту область криминалистических знаний по дедуктивному принципу — от общего к частному.

Соответственно, весь теоретический, экспериментальный и методический материал науки в целом дифференцируется на две части — общую и особенную.

Общая часть, состоящая в основном из фундаментальных теоретических положений, является научной базой для особенной части, которая имеет прикладное значение и выступает в качестве методического руководства для практического решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Общая теория судебного почерковедения представлена в виде следующей системы знаний:

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности, который заключается в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений.

Такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут "прорываться" и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

Признаки почерка разделяются на две группы:

  1. общие (или групповые);
  2. частные (или особенности почерка).

Общие (групповые) признаки почерка

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:

    1. Выработанность почерка.
    2. Размер букв.
    3. Наклон букв.
    4. Связность почерка.
    5. Разгон почерка.
    6. Интенсивность нажимов.

    Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Из этого определения следует, что составными элементами выработанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.

    Рис. 1. Степень выработанности почерка:

    Б — средний по степени выработанности;

    Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа.

    Рис. 2. Размер букв почерка:

    Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым.

    Рис. 3. Наклон букв почерка:

    Связность почерка зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связанность – когда непрерывно выполняют не более 2-3 букв, средняя - от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая.

    Рис. 4. Связность почерка:

    Б — средний по степени связности;

    Разгон почерка:

    • если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым ;
    • при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону ;
    • если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым .

    Рис. 5. Разгон почерка:

    А — почерк сжатый;

    Б — почерк средний по разгону;

    В — почерк размашистый.

    Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (усложненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым.

    Рис. 6. Сложность почерка:

    Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза.

    Частные признаки почерка (или особенности почерка)

    Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

    1) признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

    Криминалистическое почерковедение — это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач, воз-никающих при расследовании преступлений.

    1. Признаки почерка, как особенности письменно-двигательного навыка, характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.

    Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.

    Вариационность почерка — это результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные — это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умыш-ленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого или маскировке собственного почерка.

    Вариационность почерка не препятствует идентификации ис-полнителя текста, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

    Индивидуальность почерка — это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков конкретным человеком. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после школы, он зависит от объема и характера почерковой практики.

    2. Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные.

    Топографические признаки — это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на листе, а делает это непроизвольно. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже. К этим признакам относятся:

    поля — отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы): ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм;

    абзацы — части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами;

    расположение строк обычно бывает горизонтальное, поднимающееся, опускающееся. По форме они могут быть прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге — над линиями, на линиях, без соблюдения линий;

    перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнитель документа либо не дописывает строку и переходит на следующую, либо уплотняет буквы, загибает строку кверху или книзу. При переносах знаки могут быть в одну или две черточки; большого, среднего или малого размера; прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке: посредине либо со смещением вверх или вниз вплоть до распо-ложения ниже линии строки; по отношению к горизонтали: гори-зонтальные, поднимающиеся или опускающиеся;

    промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, равномерными и неравномерными.

    выделение слов — это их подчеркивание одно- или двух- штриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.;

    вставки пропущенных слов и букв осуществляются по- разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение;

    положение нумерации страниц текста: слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

    Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.

    3. Общий признак почерка, характеризующий его в целом — это выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанности выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковырабо- танный почерк.

    Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы заметно отличаются от стандартных прописей.

    Средневыработанный почерк имеет обычный темп письма и такую же координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматически, появляются вариации в способах написания пись-менных знаков.

    Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетания с другими буквами, а с другой стороны, однотипное выполнение разных букв.

    Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным). Почерк считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

    Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

    Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

    По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, ле- вонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85-95°. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

    Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. Почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины, то размашистый.

    Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. Почерк бывает связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять букв и более, средним — три-четыре буквы и отрывистым — когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

    Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень их вдавленности. По этому признаку почерки подразделяются на имеющие: а) сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм); б) средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но больше соединительного); в) малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм); г) тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0,5 мм).

    Почерки подразделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя — на двух последующих листах; слабая — только на оборотной стороне листа.

    Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

    4. Частные признаки почерка — это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

    Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и со-единительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (рис. 1); выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (рис. 2); связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 3).

    Рис. 1. Элементы букв

    Рис. 1. Элементы букв

    Рис. 2. Направление движения при выполнении элементов букв

    Рис. 2. Направление движения при выполнении элементов букв

    Рис. 3. Способы связи элементов букв

    Рис. 3. Способы связи элементов букв

    Все многообразие частных признаков может быть классифи-цировано на четыре группы.

    1. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов (рис. 4).


    Рис. 4. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов

    2. Особенности связывания письменных знаков и их элементов (рис. 5).

    Рис. 5

    3. Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону (рис. 6).

    Рис. 6

    4. Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способы их выполнения (рис. 7).

    Рис. 7

    Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.

    Тождество исполнителя устанавливается в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

    Помимо выявления исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

    Составление розыскной таблицы. Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее в целях сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.

    Возможности криминалистического исследования почерка. Кроме изучаемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.); аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерко- ведческой экспертизы равен двум-трем листам писчей бумаги, а количество подлинных подписей должно быть не менее 15-20.

    Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в него слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.

    Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, в количестве не менее 20, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные, свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.

    Таким образом, основные пути применения методов криминалистического почерковедения — это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, а также подписавшихся в интересующем следствие документе.

    Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:

    кем из числа заподозренных лиц выполнен текст исследуемого документа;

    одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах;

    выполнена подпись от имени определенного лица данным субъектом или кем-то другим.

    Почерковедческая экспертиза – это вид криминалистической экспертизы, устанавливающий подделку (фальсификацию) подписи, рукописной записи и способствующий идентификации исполнителя. Экспертиза проводится специалистами, имеющими право проведения почерковедческих экспертиз и исследований.

    Объектом почерковедческой экспертизы может быть любой рукописный текст – доверенности, завещания, личные записи, договоры и т.д. Также объектом может являться подпись человека, выполненная на каких-либо договорах, документах, в паспорте.

    Цели почерковедческой экспертизы:

    2) Установление факта выполнения нескольких подписей одним исполнителем или разными исполнителями (на рисунке красителем красного цвета и одноименными цифрами отмечены совпадающие признаки);

    уц43256753-1.jpg

    3) Установление факта выполнения нескольких текстовых документов одним исполнителем или разными исполнителями;

    6) Необходимость в проведении почерковедческой экспертизы возникает в случаях, когда есть сомнения в том, что подпись выполнена лицом, от имени которого она значится, или когда необходимо установить факт того, что запись выполнена с подражанием почерку другого лица.

    Читайте также: