Почекаев право золотой орды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Даже назначение из Стамбула требовалось подтвердить курултаем

— Мы подробно рассмотрели, как выборы ханов проходили в период Монгольской империи. А как эта система менялась в Золотой Орде и ханствах, которые образовались после ее распада?

— Здесь мы можем наблюдать очень интересное сочетание изменений в политическом устройстве и сохранения консервативных традиций тюрко-монгольских обществ. Со временем порядок престолонаследия укреплялся, некоторые правители стали назначать преемниками своих сыновей. Самый яркий пример — это передача власти в роду хана Узбека. Сначала власть перешла от Узбека к его сыновьям, в частности к Джанибеку, а потом Джанибек передал ее Бердибеку. С одной стороны, это было нарушением прежней традиции. Потому что ханская власть теперь стала сильнее, ислам стал государственной религией и тоже оказывал поддержку власти. Де-факто власть переходила по наследству. Но с другой стороны, каждый последующий правитель должен был хотя бы формально быть утвержденным на курултае. Ритуал избрания сохранялся, хотя выборы становились безальтернативными.

Курултаи проводились на протяжении всего существования Золотой Орды, а затем в постордынских государствах. Время от времени они были формальностью, когда избирался единственный кандидат. В некоторых случаях это был выбор из разных претендентов. Фактически фикцией курултай стал в Крымском ханстве XVI—XVII веков, где ханы назначались сюзеренами — османскими султанами. Тем не менее чтобы хан законно вступил на престол и начал осуществлять власть, в Крыму все равно считалось необходимым провести ритуал избрания. Так крымская знать показывала, что признает этого назначенца турецких султанов в качестве законного правителя.


Государственные перевороты и ханы не из ханского рода

— Как уживались выборы и государственные перевороты, к которым довольно часто прибегали для смены верховного правителя? Вообще, кто-нибудь считал, сколько ханов пришло к власти легальным путем, а сколько путем переворота?

— Специальных статистических исследований, насколько я знаю, не проводилось. Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что не меньше трети ханов пришло к власти или было лишено ее насильственным путем. В определенные периоды и того больше. И курултай часто являлся дополнительным способом придания законности правлению хана, пришедшего к власти путем переворота. Но у этого пути есть нюансы. Во-первых, разные политические силы могли провести несколько альтернативных курултаев и одновременно избрать своих ханов. Это означало гражданскую войну, победитель в которой становился законным правителем всего государства. Самый ранний пример. После смерти хана Мунке два его брата Хубилай в Китае и Ариг-Буга в Монголии на курултаях были провозглашены императорами Монгольской империи. Подобные ситуации возникали и в последующем. Можно вспомнить Золотую Орду эпохи великой замятни в 1360—1370-е годы. Там тоже одновременно пять-шесть кандидатов на трон могли провозглашаться ханами.


— Интересно, почему таким же образом не заполучили ханский титул ордынские диктаторы Мамай и Едигей?

За XVIII век в истории Средней Азии потомки Чингисхана зарекомендовали себя как крайне неэффективные правители. Поэтому в XVIII — начале XIX веков на троны Бухарского эмирата, Хивинского ханства и Кокандского ханства выступают представители местных узбекских династий, которые принимают ханские титулы. Хотя потомки Чингисхана были в этих государствах и в соседнем Казахстане, находившемся под российским управлением, местное население склонялось к более эффективным и энергичным местным правителям и выбирало их на курултае.

Чем Чингизиды отличались от Рюриковичей

— Можно ли сравнивать статус рода Чингисхана в тюркских государствах со статусом рода Рюрика на Руси?

— Сравнить можно, но все-таки статус разный в силу особенностей политического развития русского государства и тюрко-монгольских государств. У Чингизидов было тотальное и всеохватное право претендовать на любой трон на всем протяжении распавшейся Монгольской империи. Насколько я знаю, на Руси такого не было. Хотя в период раздробленности в домонгольскую эпоху могло быть, что представитель черниговской княжеской династии претендует на киевский или даже галицко-волынский престол, это было связано с кризисом власти, когда местная династия иссякла и создается новая.

А вот в монгольском мире считалось так, что представитель рода Чингисхана по прямой мужской линии мог провозгласить себя ханом, при условии, что он будет избран на курултае. Казахские султаны — потомки ханов Золотой Орды, могли быть ханами в Хиве, а это уже Чагатайский улус, или в Восточном Туркестане, в Кашгарии, а это тоже восточная часть Чагатайского улуса. Казахский хан Абулхаир претендовал на власть над башкирами, то есть почти над Поволжьем.

Представитель одного государства видел себя претендентом на троны на всем пространстве этой распавшейся Золотой Орды. Главное условие, что местная элита должна его призвать, избрать и признать. Ханы как раз добивались того, чтобы эта процедура избрания выборов официально соблюдалась. В глазах подданных это был яркий символ легитимности власти, законности претензий на престол.

— С выборами вроде бы разобрались. Как выглядела церемония возведения избранного хана на престол?

— Очевидно, что никакой присяги хан не должен был приносить. Но ведь кроме прав и полномочий у него наверняка были обязанности?

— Скажем так, были ограничения власти. Считать потомков Чингисхана абсолютными монархами нет никаких оснований. Они ограничивались в правах и законодательством Монгольской империи, иногда указами и распоряжениями своих предшественников, а иногда и своими собственными указами.

Один из моих любимых примеров в пользу того, что хан был связан собственным волеизъявлением, довольно известен. Это спор за великое княжение между московским великим князем Василием Васильевичем (будущим Темным) и его дядей Юрием Звенигородским. Они в 1433 приехали на суд к хану Улу-Мухаммеду и приводили разные доводы в пользу того, кто достоин трона. Победил Василий, представитель которого заявил, что хан несколькими годами ранее признал его права на княжение своим ярлыком. И хотя хану больше нравился Юрий Звенигородский, тем не менее он не изменил ранее изданный указ.

Также хан не мог позволить бесконтрольные расправы над своими родственниками, перетасовку улусов и прочие подобные действия. Потому что как хана могли избрать на курултае, так могли и сместить. И такое несколько раз случалось на протяжении XIV века. Со слов арабского путешественника ибн Баттуты известно про среднеазиатского хана Тармаширина, что прошел курултай, на котором хан был официально объявлен низложенным.

— Получается, что процедура импичмента была известна уже тогда.

— Это не импичмент, а лишение власти в том же порядке, в каком хан этой властью был наделен. Курултай мог возвести на престол и курултай мог лишить престола. Это тоже позволяет провести параллели с русскими земскими соборами. Вы упоминали Василия Шуйского, который был возведен на престол на не очень законном земском соборе. На таком же не очень законном соборе его и лишили власти. Но порядок был соблюден.


Русские цари не считали себя преемниками Золотой Орды

— Можно ли говорить об ордынском влиянии на политические институты и традиции России? Об этом часто говорят евразийцы в положительном смысле, а сторонники европейского пути — в отрицательном. Как на это смотрят специалисты по этой теме?

— Мне кажется, что абсолютизировать влияние золотоордынских политических традиций на развитие русского государства неправильно, как и абсолютизировать исключительно западное влияние. Поскольку Россия — государство евразийское, оно было открыто веяниям из самых разных регионов. Если взять систему избрания правителей на земских соборах, то можно увидеть параллели и с тюрко-монгольскими курултаями, и с польским сеймами и со съездами немецкой знати по избранию императора. Может, даже и влияния не было. Просто, достигая определенного уровня политического правового развития, каждое общество формирует аналогичные политические институты. В условиях кризиса власти избрание правителя на представительных собраниях является проверенным способом выработки политического компромисса.

— Со временем значительная часть тюркских народов бывшей Золотой Орды вошла в состав России. Перенесли ли они на русского царя то отношение, которое сложилось к ханам из рода Чингисхана?

— Этот вопрос неоднократно и подробно рассматривался исследователями. Если кратко резюмировать, то для того, чтобы подчеркнуть законность власти московских царей, предлагались разные обоснования легитимности. Во-первых, самими российскими властями, во-вторых, местным населением.

Местное население склонно было видеть в московских царях преемников ханов из рода Чингисхана. Иногда представители регионов, которые признали власть московских царей, обращались к Ивану Грозному как к чингизиду, как это делали ногайцы. Но самим московским правителям, ни Ивану III, ни Ивану IV, это было совершенно не нужно. Они не поддерживали данную традицию и строили свою идеологию на том, что благодаря Божией воле и помощи, благодаря собственной силе сумели присоединить эти государства.

Преемниками золотоордынских ханов в династическом отношении московские правители себя не видели, но старались соблюдать местные традиции. Как известно, после присоединения Казани, Астрахани и Сибири русские цари приняли титул царей казанских, астраханских и сибирских. В течение какого-то времени эти территории находились как бы в состоянии личной унии с Московским государством. Московский царь одновременно правил в нескольких государствах, но они не были неотъемлемой частью именно Московского государства. Была довольно сложная политическая система, которая на сегодняшний день изучена недостаточно хорошо. Поэтому есть хорошие перспективы для исследования истории этих государств на протяжении XVI—XVII веков.


— Корректно ли выводить истоки современной политической культуры тюркских государств из средневековых курултаев?

— Действительно, есть очень большой соблазн обнаружить истоки демократических процедур в древней истории своего народа. Показать, что когда-то в раннем средневековье мы практиковали избирательную систему, похожую на современную. Но я считаю, что здесь мы имеем дело больше с исторической памятью. В условиях глобализации и сближения политических систем всего мира демократические институты опираются на западную традицию выборов. А традиции курултаев, сеймов и земских соборов — это предмет для изучения историков, но не современных политиков. Хотя позицию того или иного кандидата может украсить утверждение, что в давние времена наши предшественники тоже выбирались среди кандидатов, имеющих равные возможности для занятия должности. Но надо помнить, что механизм тех выборов был совершенно иным.

Справка

Почекаев Роман Юлианович — профессор, заведующий кафедрой теории и истории права и государства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

Автор рассматривает историю Золотой Орды как часть истории державы Чингис-хана, а распад Монгольской империи считает началом разрушения Золотой Орды.

При написании книги использовались основные источники по истории Золотой Орды, Монгольской империи и других государств, а также учитывалась обширная историография, начиная с первых исследований по золотоордынской истории и до новейших работ.

Введение
Становление Золотой Орды
Улус Джучи и его первые правители
Багу ‒ фактический создатель Улуса Джучи
Правление Берке
Менгу-Тимур ‒ первый хан. Новый статус Золотой Орды в Монгольской империи
Формирование системы золотоордынского права
Золотая Орда на грани раскола: мятеж Ногая

Утрата имперского наследия и падение Золотой Орды
От единого ханства ‒ к многим вождествам
Хан Ахмад и последняя попытка возрождения Золотой Орды
Падение Золотой Орды

Приложения
Список правителей и ханов Золотой Орды
Глоссарий
Примечания
Библиография
Источники
Литература
Список сокращений

Мифы и правда о Золотой Орде: интервью с петербургским историком. Часть 1

- О демократии, тем более в современном понимании, конечно же, речи не шло. Но говорить о каком-то деспотизме тоже не приходится, учитывая, что и власть хана была очень ограничена: с одной стороны, влиятельными сановниками, родоплеменными предводителями, которые избирали ханов на курултае и теоретически точно так же могли их свергнуть через тот же курултай; с другой стороны, они были ограничены золотоордынским правом – тем, что мы называем Ясой Чингисхана (имперскими монгольскими установлениями), и даже собственно ханскими ярлыками, которые сами же ханы или их предшественники издавали. Так что говорить о том, что ханы были абсолютными монархами и деспотами в древневосточном понимании этого термина мы не можем о Золотой Орде.

- Говорят, что жестокость русских правителей и даже советских – это наследие Золотой Орды. Разве не так?

- Жестокость в средние века была явлением очень распространенным. Если мы посмотрим Западную Европу, Восточную Азию, то увидим очень близкие практики. Что касается тех же самых жестоких наказаний, на этот вопрос хорошо ответил исследователь Аверкиев: он обратил внимание на то, что многие жестокие наказания в Московском государстве начали вводиться через несколько веков после того, как Москва освободилась от власти Золотой Орды и как раз тогда, когда получили широкое распространение в соседних европейских государствах – Великое Княжество Литовское, Королевство Польское, Германия и т.д. Это как раз XVI-XVII века. Заимствования были из европейской практики, но никак не из ордынской, потому что из Орды заимствовать было нечего, она перестала существовать.

- Упомянутый вами курултай является демократической процедурой или нет?

- Представительство на курултае имели лица, обладающие достаточно высоким статусом. Речь не шла о том, что каждое стойбище, каждое племя выставляли определенное количество депутатов, независимо от их социальной принадлежности. Конечно, речь шла о родоплеменных предводителях, о военачальниках, членах ханского рода, ханских зятьях. Это было собрание знати, а не общедемократическое собрание.

Говорить о том, что ханы были абсолютными монархами и деспотами в древневосточном понимании этого термина мы не можем о Золотой Орде

- То есть это не как новгородское вече?

- А женщины могли участвовать в таких курултаях, участвовать в выборах?

- Нам хорошо известно о том, что женщины – представительницы ханского рода – не только участвовали в курултаях, но и между курултаями играли активную роль в политической жизни, возводили на престол ханов. Это хорошо известно из монгольской империи – ханша Туракина, ханша Огуль-Гамиш. И в Золотой Орде мы знаем таких ханш – Баракчин (супруга Бату); Тайдула, которая в значительной части XIV века принимала участие в управлении государством, при этом не будучи ни регентшей, ни ханшей, она всего-навсего была женой хана, матерью хана, бабкой хана, но тем не менее, ее влияние было очень значительно.

- Опять же заявляют, что коррупция к нам пришла из Золотой Орды. Имела ли она место?

- И это не считалось незаконным?

- Видимо, это не рассматривалось как незаконное. Другое дело, что какие-то злоупотребления были. Могли воздействовать так на более высокого чиновника, чтобы он мог принять решение в пользу просителя. Безусловно, это было всегда, везде. Но рассматривать, что как массовое явление, которое пришло из Золотой Орды, я бы не стал, потому что это были немножко другие категории взаимоотношений, в том числе и в денежной сфере.

В Золотой Орде была очень интересная политика в отношении государственных чиновников – они не получали жалование. Единственное, что они могли получить, – это как раз-таки эти самые приношения от тех, кто к нему обращался за принятием властного решения

- Крепостное право – тоже пережиток Золотой Орды или это более позднее изобретение?

- Здесь тоже издержки нашей не очень богатой терминологии. Например, Георгий Владимирович Вернадский, который изучал Ясу Чингисхана, обнаружил то, что назвал крепостным уставом. А крепостным уставом в его понимании было то, что ни один военнослужащий, военнообязанный не мог из своего десятка без разрешения начальства перейти в десяток соседей. И он это рассмотрел как зачатки крепостного права. Но если мы посмотрим любую современную армию, что российскую, что зарубежную, то мы тоже увидим, что никто не может перейти из одного подразделения в другое. Но никто не говорит, что солдаты находятся в крепостной зависимости. Опять же, крепостное право закрепляется на Руси после того, как она уже перестала зависеть от Золотой Орды – это конец XV века (эпоха Ивана III) и особенно XVI век.

- Вы имеете в виду отмену Юрьева дня?

- А отмена Юрьева дня – это уже конец XVI века – начало XVII века. Опять же, здесь идет параллельно с Западной Европой, где крепостное право было без всякого ордынского влияния (Англия, Франция).

- Некоторые политики, русские идеологи упрекают татаро-монгольское иго в том, что оно затормозило развитие России: если бы не Золотая Орда, мы были бы сейчас передовой европейской державой.

По большому счету эта вассальная зависимость русских княжеств от Золотой Орды, сводилась к тому, чтобы во внешней политике, в том числе в контактах с Западом, не дружить с теми, кто был враждебен Золотой Орде, и не враждовать с теми, кто был дружен с Золотой Ордой

Благосостояние Золотой Орды строилось вовсе не на набегах и даже не на дани со своих покоренных народов, вассалов. Самый главный источник Золотой Орды был в торговых сборах

- Даже критики Золотой Орды признают некую веротерпимость элит Улуса Джучи. Всегда ли так было или все же происходили перегибы? Чем выгодно было такое толерантное отношение к различным религиям?

- Считаю, что дело в прагматичности золотоордынских правителей, элит. После того, как Золотая Орда приняла ислам при хане Узбеке, возможно, там и были какие-то ужесточения к представителям других конфессий, но объявлять их вне закона, полностью лишать всех прав на территории Золотой Орды или подвластных государств, конечно, никому не пришло в голову, потому что это означало бы, во-первых, резкое уменьшение доходов (а ханы были заинтересованы в бесперебойном получении доходов); во-вторых, могло бы вызвать разного рода негативные последствия в виде восстаний, попыток отделиться из-под власти золотоордынских ханов. Но мы знаем, что эта правящая элита, изначально монгольского происхождения, а потом тюркизированная, была очень немногочисленная. И если бы разом восстали представители всех конфессий, она бы просто с ними не справилась. Поэтому невыгодно с прагматической точки зрения как-то сильно ущемлять права других религий.

Но отдельные перегибы, перекосы могли иметь место. Например, исследователями высказывается предположение, что хан Джанибек в начале своего правления попытался Русскую православную церковь обложить выходом-данью, которой никогда не облагали ни одну конфессию со времен Чингисхана. Потом при его сыне Бердибеке эта практика прекратилась, митрополит Алексий получил ярлык, полностью освобождающий Русскую церковь от всех этих выходов.

- Как понимаю, церковь пользовалась этими ярлыками даже после распада Золотой Орды?

- Есть сведения, что даже и в XVII веке, чуть ли не во времена патриарха Никона, эти ярлыки оказывались востребованными во взаимодействии государства и церкви. И церковь ссылалась на них в отношениях со светскими властями.

- Еще существует мнение, что Золотая Орда распалась из-за военных побед русских правителей. Согласны ли вы с такой позицией?

- И некоторые ученые утверждают, что чуть ли не чума была главным фактором, погубившим Золотую Орду.

- Мне кажется, ни один из этих факторов не стоит абсолютизировать. Их следует рассматривать в сочетании. Когда-то один больше проявлялся, когда-то меньше. Но в целом их совокупность повлияла на распад Золотой Орды.

- В свою очередь историк Данилевский сказал нам, что Монгольская империя была правовым государством. Согласны ли с таким заявлением?

© Татарское книжное издательство, 2016

© Почекаев Р. Ю, 2016

Наследие Чингис-хана и его потомков уже в течение веков привлекает интерес исследователей, и со временем количество исследований по этой тематике лишь возрастает. Не последнее место среди них занимают и работы, затрагивающие правовые аспекты истории Монгольской империи, а порой – и непосредственно посвящённые им.

Первые исследования чингизидского права появились уже в начале XVIII в., когда французский историк Ж. Пети де ла Круа впервые привёл и прокомментировал в своём исследовании о Чингис-хане фрагменты Великой Ясы (1710 г.). В дальнейшем работа по исследованию права чингизидских государств велась по двум направлениям: 1) опубликование и изучение источников чингизидского права; 2) исследование отдельных политико-правовых аспектов на основе юридических и иных источников.

В рамках первого направления следует упомянуть работы исследователей XIX – ХХ вв., занимавшихся тюрко-монгольским и постимперским законодательством. В первую очередь это работы о Ясе Чингис-хана (В. А. Рязановский, Г. В. Вернадский, Д. Айалон, Д. Морган, Д. Эгль, Н. Ням-Осор, Ц. Минжин и др.). Публикацией и изучением ханских ярлыков также занимались многие учёные из разных стран (Й. Хаммер-Пургшталь, В. В. Григорьев, И. Н. Березин, В. В. Радлов, М. Д. Приселков, А. Н. Самойлович, А. П. Григорьев, М. А. Усманов, Д. Тумуртогоо, Б. Баярсайхан и др.). Значительное внимание уделялось публикации и изучению сводов тюркского и монгольского права (К. Ф. Голстунский, Ф. И. Леонтович, Ф. В. Кливз, Н. Усеров, С. Жалан-Ажав, Ш. Нацагдорж, А. Мостэр, Г. Серруйс, С. Д. Дылыков, Х. Перлээ, А. Д. Насилов, К. Загастер, Ц. П. Ванчикова, Б. Баярсайхан, Р. Ю. Почекаев).

Второе направление представлено обзорными работами по истории тюркского и монгольского права (Я. И. Гурлянд, Ц. Жамцарано, В. А. Рязановский, Г. К. Гинс, С. М. Арсал, Ц. П. Ванчикова и др.). Также немало работ посвящено проблемам легитимации власти в связи с происхождением от Чингис-хана (Т. И. Султанов, В. В. Трепавлов, Т. Д. Скрынникова, А. фон Кюгельген, Т. К. Бесембиев, Б. М. Бабаджанов, О. А. Соловёва и др.). Большое внимание (особенно в советский период) уделялось регулированию с помощью ханского права отношений в административной, налоговой, земельной сферах (А. А. Семёнов, Е. А. Давидович, О. Д. Чехович, А. Егани и др.). Особое место занимали труды, в которых специально исследовалась роль государственной религии (ислама или буддизма) и духовенства в политико-правовой жизни того или иного чингизидского или постчингизидского государства (Б. Ахмедов, Б. Казаков, А. Болдырев, Ш. Бира, А. Алексеев, Д. Арапов и др.). Наконец, ряд учёных обращались и к исследованию отдельных аспектов права в чингизидских государствах или отдельных историчеких этапов их правового развития (Б. Берч, Д. Хойшерт-Лааге, М. Хагихара, Б. Далижабу и др.).

Впрочем, собственно фундаментальные историко-правовые исследования по вопросам тюрко-монгольского права довольно немногочисленны – среди них можно назвать, в частности, монографию С. Л. Фукса и ряд исследований С. З. Зиманова о государственности и праве казахов, работу Ю. Ф. Лунева по государству и праву среднеазиатских ханств XVI–XIX вв., исследование Б. Баярсайхана по истории государства и права Монголии, две книги Р. Ю. Почекаева о праве Золотой Орды.

Сам термин позаимствован нами из статьи Т. К. Бейсембиева (Бейсембиев Т. К. Чингизово право на Востоке и политико-правовые учения в соседних регионах (на примере сарматизма в Речи Посполитой XVI–XVIII вв.) // Известия АН КазССР. Серия общественных наук. – 1991. – № 4. – С. 26–32.

Юдин В. П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. – Алма-Ата, 1992. – С. 16.

Читайте также: