Плюсы и минусы правления медведева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Достижение №1: российская экономика не пробила дно

Напомним, что первые экономические санкции против России со стороны США, ЕС и ряда других стран были введены в марте 2014 года. Причина — референдум в Крыму по вопросу воссоединения с Россией. Только за первый год санкций запрет иностранным банкам выдавать кредиты российским компаниям привел к тому, что российской экономике нужно было восполнить 160 — 200 млрд выпадающих заемных ресурсов (по данным Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН).

Достижение №2: поднял сельское хозяйство с колен

За три года после введения продуктового эмбарго поддержка сельского хозяйства из федерального бюджета выросла на треть (27%) — с 190 млрд рублей в 2014 году до 242 млрд рублей в 2017 году. Минсельхоз также создал механизм льготного кредитования в сфере АПК по ставке не более 5%. С 2017 года правительство увеличило размер гранта для фермеров, занятых мясным и молочным скотоводством в два раза (до 3 млн руб.), а для семейных животноводческих ферм почти на треть — до 30 млн руб. Эти и другие меры, предпринятые Минсельхозом дали высокие результаты в импортозамещении: флагманом стала мясная отрасль. Так, по данным министерства, за последние три года производство свинины в России выросло на 20%, ее экспорт увеличился в 4,3 раза, а импорт упал до минимума. По производству этого мяса наша страна находится на 5-м месте в мире (после Китая, ЕС, США и Бразилии). Кроме того, в 2017 году доля российской молочной продукции в потреблении составляла 81%, говядины — 80%.

Достижения на аппаратно-политическом фронте

Провал №1: Медведев так и не стал реформатором

Провал №2: имиджевые потери

Слияние Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда, по мнению экспертов, также ослабило юридический блок премьера: тогда несколько однокурсников Медведева потеряли свои руководящие должности.

Провалы в спорте, фарме и туризме

Оценивая эффективность Медведева, эксперты вспомнили ряд неудач, которые сопутствовали работе правительства. И, хотя за каждую из них отвечает профильный вице-премьер, скандалы в них ассоциируются в том числе и с самим премьером.

Кроме того, по словам Фетисова, вскрылись проблемы отечественной фармакологии. Этому способствовало обсуждение последнего законопроекта Госдумы об антисанкциях: выяснилось, что до сих пор в России не созданы аналоги важных зарубежных препаратов, что свидетельствует о провале программы импортозамещения в отечественной фармацевтике.

Напомним, что в этой связи спикер Госдумы Вячеслав Володин публично раскритиковал Минздрав России, который не смог выполнить свою задачу.

Десять успехов Дмитрия Медведева на посту президента

1. Появление у элит и части общества ощущения перемен.

2. Получение значительной общественной поддержки

Мы видим, что рейтинги Медведева ниже рейтингов Путина и отчасти зависимы от них. Но тем не менее они достаточно высоки, и отставание президента от премьера в этом смысле не столь принципиально.

3. Победа в наступлении на госкорпорации

Ожидания от госкорпораций в последнее время значительно снизились. Так или иначе, в ближайшее время удастся заставить их работать в рамках существующего законодательства. Часть государственных корпораций будет расформирована, остальные получат статус обычных компаний.

Мы видим желание президента рационализировать ее цели и задачи. Тот же разговор о безвизовом режиме с Евросоюзом — это попытка поставить внятную цель во внешней политике, не связанную с какими-то имиджевыми или виртуальными преимуществами.

5. Способность преодолеть наиболее опасные последствия экономического кризиса

Национальная валюта стабилизирована, а последствия кризиса оказались менее опасными, чем ожидалось.

6. Начало ротации губернаторского корпуса

Речь идет о замене губернаторов ельцинской эпохи и тех, кто пришел к власти при Владимире Путине. Не столь принципиально, какие именно региональные лидеры были отправлены в отставку, — прежде всего важен сам факт ротации.

В региональной политике были сделаны довольно удачные шаги — например, назначение президентом Ингушетии Юнус-бека Евкурова. Кремль добился снятия с этого поста Мурата Зязикова — человека, за которого федеральная власть долго и с ущербом для себя цеплялась. В Ингушетии появились надежды на преодоление давнего разрыва между населением и властью.

7. Смена власти на Украине

Чисто по-человечески это один из самых важных и принципиальных вопросов для Медведева. По двум причинам. Во-первых, в силу того раздражения, которое в последнее время у российских властей вызывала фигура Виктора Ющенко. Во-вторых, не стоит забывать, что нынешний президент лично участвовал в президентской кампании 2004 года на Украине, оказывая поддержку Виктору Януковичу. Тогда он потерпел фиаско. Поэтому ему было важно компенсировать неудачу шестилетней давности на нынешних выборах.

8. Реформа пенитенциарной системы

9. Попытка изменить ситуацию, связанную с экономическими преступлениями

Сделаны шаги в направлении смягчения уголовного законодательства за экономические преступления.

10. Окончательная отмена смертной казни в России

Несмотря на непопулярность этой идеи в обществе, Медведев продлил мораторий на смертную казнь.

Десять неудач Дмитрия Медведева на посту президента

1. Борьба с коррупцией

Пока не видно признаков того, что за последние два года уровень коррупции снизился.

2. Реформа избирательной системы и повышение прозрачности выборов

Несмотря на ряд позитивных изменений, непарламентские партии пока не получили возможности участвовать в выборах, до сих пор не защищены самовыдвиженцы, не отменено досрочное голосование по открепительным удостоверениям. Итоги голосования в Москве, снятия кандидатов на местных выборах (например, в Иркутске) и других регионах не позволяют однозначно говорить, что изменение климата будет распространено на все выборы — в том числе и муниципальные.

3. Фиаско идеи профессиональной армии при всех успехах военной реформы

Представители Генерального штаба недавно признали, что говорить о профессиональной армии пока не приходится. Естественно, сохранение призывной системы — это препятствие на пути модернизации вооруженных сил и сохранение того негатива, который существует.

Вместе с тем, вопреки постоянной критике, власти не отступают от политической поддержки Анатолия Сердюкова — что достаточно важно, тем более что многие военные эксперты позитивно оценивают действия министра обороны.

4. Сохранение в целом унитаризма в региональной политике

Многие идеи Центра, связанные, например, с сокращением часовых поясов, с унификацией названий региональных парламентов, не всегда учитывают интересы и стереотипы местных элит. В этой связи мы видим сейчас признаки подъема регионального патриотизма — в Калининграде, Иркутске, Самаре, Ханты-Мансийске.

5. Реформа МВД и силовых структур в целом

Тема борьбы за контроль над силовым блоком оказалась менее острой, чем ждали два года назад. Однако ситуация в МВД остается крайне проблематичной.

6. Модернизация государственного аппарата

Даже, казалось бы, прогрессивные идеи перехода к электронному правительству, упрощения документооборота в госучреждениях пока проходят со скрипом.

7. Господдержка российского автопрома

Представления о продукции российского автопрома как о рухляди в общественном мнении еще более укрепились. Никто не ждет появления русского народного автомобиля. Есть уже новые проекты — отличные от тех, которые предлагает АвтоВАЗ, держащийся на плаву в основном благодаря финансовым инъекциям государства.

Россияне требуют присутствия государства во всех сферах жизни общества. Это проявляется и в экономике, и в социальной политике, и во многих других сферах. Последние события в спорте — достаточно характерный пример. Никому не придет в голову требовать смены министра культуры за проигрыш России на Евровидении. В то же время профессиональный спорт почему-то должен быть сферой ответственности государства.

9. Инициативы по борьбе с алкоголизмом

Надо признать, что алкоголизм связан не только со спецификой продаж спиртного, но и с определенными социально-культурными факторами. Вообще с ощущением исторического тупика у жителей целого ряда регионов.

10. Уход Гуса Хиддинка с поста главного тренера сборной России по футболу

Голландский тренер символизировал собой эпоху везения, которое необходимо любому политику. В этой связи его отставка снижает иррациональное ожидание чуда, которое в политике часто важно.

Десять интриг на оставшиеся два года президентства Дмитрия Медведева

1. 2012 год — в чьих интересах конституционная реформа, связанная с увеличением срока правления президента

Вывод о возвращении Путина на пост главы государства в 2012 году пока выглядит преждевременно, хотя определенные основания для таких ожиданий появились. Интрига сохраняется и, очевидно, будет держаться вплоть до парламентских выборов.

2. Усиление политических партий и повышение роли ежегодных президентских посланий

Были предприняты шаги в направлении усиления политических партий. Об этом свидетельствуют регулярные встречи Медведева с лидерами парламентской и непарламентской оппозиции, их присутствие в телевизионном эфире. Вместе с тем эта институционально интересная задача пока не приносит особенных результатов.

Другая интрига: удастся ли Медведеву сделать институт президентских посланий влиятельным. В послании 2008 года говорилось о роли общественных организаций на муниципальных выборах. Однако вскоре был принят закон, исключающий их участие на муниципальных выборах. В 2009 году прозвучали слова о необходимости смягчения избирательного законодательства. Вместе с тем эта идея пока не реализована.

3. Сочи-2014 и спорт в целом

В поражении российской олимпийской сборной в Ванкувере есть некоторые позитивные моменты. Например, перспектива ухода государства из профессионального спорта, отказ от спортивного патернализма. С моей точки зрения, заявления представителей общественных организаций и первых лиц страны о том, что во всех неудачах виноваты чиновники, необоснованны. Профессиональный спорт не является сферой ответственности государства, поскольку здесь огромные финансовые вложения не гарантируют высоких результатов. Власти должны развивать массовый спорт и физкультуру. Все остальное — ответственность спортсменов, бизнеса, который хочет в этом участвовать, и болельщиков.

4. Реформа образования

Сама по себе реформа содержит рациональное зерно. Однако она не нашла значительной поддержки в обществе, в элитах, поскольку не является по-настоящему цельной и до конца продуманной.

5. Северный Кавказ

К какому результату приведут изменения политики государства на Северном Кавказе: к повышению эффективности управления, созданию полноценной экономики в регионе, или мы увидим акцент на имитации успеха?

6. Будущее СНГ

На мой взгляд, после российско-грузинской войны СНГ по большому счету распалось. И имитация его существования — это процесс, увлекающий чиновников и журналистов, но в целом бессмысленный.

7. Модернизация

8. Экспорт энергоносителей

Какой будет реакция России на снижении ее доли на мировом рынке энергоносителей, которое мы видим в последний год?

9. Дело Ходорковского

Второй процесс над Михаилом Ходорковским в определенной степени является гарантией его безопасности, поскольку экс-руководитель ЮКОСа находится в Москве, на публике, у него есть возможность общаться с адвокатами и при необходимости обращаться к присутствующим в зале суда зрителям. В свою очередь и для Медведева пребывание бывшего олигарха в столице гораздо более выгодно, нежели его случайная смерть где-нибудь в Забайкальском крае.

Но чем закончится судебное разбирательство — пока непонятно. Хотя вряд ли в интересах Медведева, если Ходорковскому будет вынесен обвинительный приговор.

Что это: фигура речи или политическая программа?

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 564 записи в блогах и 6800 комментариев.
Зарегистрировалось 19 новых макспаркеров. Теперь нас 5030941.

На расширенном заседании Госсовета в конце своего правления на президентском посту Дмитрий Медведев справедливо перечислил свои достижения и недочеты, а также рассказал о целях, которых собирается придерживаться на посту премьер-министра.

В целом, стиль его правления оказался гораздо более либеральным, чем у Владимира Путина. Медведев получил престижное юридическое образование, защитил кандидатскую диссертацию в 1990 году и написал несколько научных трудов. В результате в 2008 году политик получил большую популярность среди студенчества, создав образ интеллектуала и либерала.

Внешняя политика Медведева. Свою внешнюю политику юрист изначально решил строить на основе международного права. Главной задачей для президента Медведева было создание новых институтов безопасности на международной площадке, а также строительство многополярного мира. В результате Россия не стала полюсом, но влилась в ШОС, БРИКС и ОДКБ, став частью силы, которая альтернативно расширяет Североатлантический Альянс.

В свою очередь, за время правительства Медведева было достигнуто политического сближения с США. С Кубой и Венесуэлой также были налажены союзнические отношения. Вопрос о ПРО, став предметом диалога, приобрел более мягкий тон. В итоге скорость развертывания ПРО в Восточной Европе снизилась, что можно расценивать как несомненное достижение.

Образование России за 4 года пополнилось 9 федеральными вузами и 29 НИУ, но за последние 1,5 года лишилось 40 вузов, которые попали под слияние и реорганизацию.

Неоднократно выступал президент за десталинизацию и десоветизацию. Многие общественники и западные СМИ его поддержали.

Президентство Медведева прошло через целых два мировых экономических кризиса (2008 год и конец 2011 года). За это время внешний долг России увеличился на 14%. Но сравнительно с Европой, Японией и США, где долги достигли 90%, 226% и более 100% от ВВП соответственно, Россия может похвастаться размером кредита всего около 10% от ВВП, 2% из которого – внешний долг.

Важным шагом было введение Единого Социального налога (ЕСН), который позволил поднять ставки до уровня 34% от фонда заработной платы.Но предприниматели приняли событие крайне негативно.

В конце 2008 года Медведев заявил о предоставлении государством субординированного кредита для банков на сумму до 950 млрд. рублей и срок более 5 лет. Это вызвало временный рост на фондовом рынке, предотвратило панику среди населения и серьезно укрепило финансовую систему.

Социальная сфера при президенте Медведеве. Что касается социальной сферы, то тут Дмитрий Анатольевич Медведев во многом достиг успеха.

В мае 2008 года президент подписал указ, призванный облегчающий предпринимателям жизнь: с бизнеса должны были снять некоторые ограничения, упростить порядок начала бизнеса и сократить количество разрешительных для его осуществления документов.

Реальные доходы граждан при Медведеве выросли в 2008г. на 2,4%, в 2009г. на 3,1%, в 2010г. – 5,1%, а в 2011-м поднялись только на 1%. Средняя заработная плата по экономике поднялась за 4 ода на 18% в реальном выражении и на 75% в номинальном. Государственные зарплаты в этот период тоже росли (только уровень жизни существенно не улучшился, также не изменилось особо и качество услуг).

Государственная программа прямой поддержки позволила около 1,5 млн. граждан получить жилье. Более 1 млн. семей улучшили свои жилищные условия, используя выделенные им средства материнского капитала.

Среди минусов можно выделить увеличение безработицы (4,6% в 2011 году), недостаточное инвестирование в реальный сектор отечественной экономики, проблему нехватки лекарств и увеличение коррупции в сфере образования (посредством ЕГЭ).

На начало президентства Дмитрия Медведева пришлось непростое решение о военной операции против Грузии атаковавшей Южную Осетию, а окончание характеризуется масштабной политической реформой, включающей в себя уменьшение численности и упрощение регистрации политических партий, а также возвращение губернаторских выборов, которые были законодательно утверждены в конце апреля-начале мая 2012 года.

Вместе с тем выделим основные направления в деятельности Д.А. Медведева:

2. Изменения в конституции.Зачитывая свое первое послание федеральному собранию спустя девять месяцев после вступления в должность, Медведев предложил внести в Конституцию РФ поправки об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет, депутатов Госдумы — с четырех до пяти лет, а также об обязанности правительства ежегодно отчитываться перед депутатами. Это стало первым изменением российской Конституции за всю ее пятнадцатилетнюю историю. В соответствии с этой нормой в декабре 2011 года в России прошли выборы в Госдуму, а в марте 2012 года — президента.

Нововведения коснулись и Совета Федерации. Теперь сенатором может стать только депутат, который избран в региональные органы власти и местного самоуправления. Госдума также приняла законы, запрещающие называть глав регионов президентами; регионы должны будут привести свои конституции или уставы в соответствие с принятым законом до 1 января 2015 года.

Последним и весьма существенным изменением основного закона страны стал возврат прямых выборов глав регионов, которые были отменены в 2004 году — накануне Медведев подписал соответствующий закон, который он ранее внес для обсуждения в парламент. Кроме того, был существенно упрощен порядок регистрации политических партий.

3. Удар по коррупции. Борьба с коррупцией также была одним из главных тезисов предвыборной кампании Медведева. О коррупции как основной беде России, тяжелой болезни, разъедающей национальную экономику и разлагающей российское общество, президент говорил и в инаугурационной речи, и в многочисленных интервью после вступления в должность.

Уже через две недели после инаугурации глава государства подписал указ о создании совета при президенте РФ по противодействию коррупции. В июле того же года он подписал антикоррупционный план, рассчитанный на несколько лет, а позднее парламент принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана.

В рамках противодействия коррупции и повышения эффективности госуправления Медведев обязал госслужащих и членов их семей, а также руководителей госкорпораций и фондов предоставлять сведения о доходах и имуществе. В противном случае их ждало увольнение. Кроме того, в марте 2011 года глава государства потребовал вывода госчиновников из состава советов директоров крупных госкомпаний и госбанков, что было сделано к октябрю.

По оценке самого Медведева, несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией, в частности принятие первого в истории страны свода антикоррупционных правил, борьба с этим видом преступности далека от завершения, так как принимать участие в ней должно все общество, а не только государство.

В том же 2010 году был создан следственный комитет РФ, который вышел из подчинения прокуратуры. Тогда президент назвал это первым шагом на пути создания единого и независимого следственного органа в стране, однако пока следственные структуры других ведомств (прокуратуры, МВД, ФСКН и ФСБ) остаются самостоятельными.

Не менее масштабной стала реформа вооруженных сил и новая госпрограмма вооружений и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с планом реформирования ВС, к 2012 году численность армии уменьшилась с 1,2 миллионов военнослужащих до миллиона, из которых 220 тысяч составляют офицеры. В структуре вооруженных сил появились войска военно-космической обороны. Кроме того, в рамках реформы шесть военных округов были преобразованы в четыре — Западный, Восточный, Центральный и Южный. Существенно было повышено денежное довольствие офицеров, реорганизованы военные учебные заведения, армия перешла на систему аутсорсинга (когда питание и другие несвойственные ВС функции берут на себя гражданские структуры). Кроме того, значительно ускорились темпы строительства жилья для военнослужащих и ветеранов военной службы.

Беспрецедентная программа вооружений общим объемом около 20 триллионов рублей и рассчитанная до 2020 года также называлась Медведевым одним из важнейших приоритетов в области обороноспособности. Программа была принята несмотря на возражения вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, который из-за разногласий с президентом был отправлен в отставку.

Отношение к третьему сроку президентства В.В. Путина.МОСКВА, 4 марта 2013 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как избиратели, голосовавшие за Владимира Путина год назад, объясняют сегодня свой выбор, что россияне думают о выполнении им своих предвыборных обещаний, на решении каких задач советуют ему сосредоточить свою деятельность, какие позитивные и негативные изменения в жизни страны ему приписывают, и как оценивают возможность появления конкурента Путину.

Сегодня в том, что отдали голос за Владимира Путина на президентских выборах год назад, признаются почти две трети россиян (65%), принявших участие в голосовании (согласно официальным результатам выборов, за него проголосовали 63,60%). Поддержку нынешнему президенту оказали, прежде всего, 45-59-летние респонденты (70%). О том, что голосовали за Геннадия Зюганова, сообщили 12% респондентов (17,18% по официальным данным) — прежде всего это пожилые (23%). Владимира Жириновского поддержали 7% опрошенных (согласно официальным результатам за него проголосовали 6,22%). За Михаила Прохорова, по собственному признанию, проголосовали 4% опрошенных (7,98% согласно официальным результатам), а за Сергея Миронова — 2% (3,85% — по официальным данным).

Спустя почти год после президентских выборов респонденты, признавшиеся, что поддержали тогда Путина, объясняют свой выбор главным образом доверием ему (26%). О результатах его работы стали говорить реже (с 26 до 19%). В то время как о том, что Путин был самым достойным из кандидатов — чаще (с 8 до 12%). Также заметно чаще респонденты стали признаваться, что проголосовали за Путина от безысходности, отсутствия достойных альтернатив (с 11 до 21%).

Более половины респондентов, голосовавших за Путина в марте прошлого года, сообщили, что предвыборные обещания политика были весомым аргументом в его пользу (58%). Прежде всего на них обратили внимание жители крупных городов (70%), респонденты с доходами чуть ниже среднего (63%), люди, не пользующиеся интернетом (62%). Еще 38% сообщили, что обещания не стали решающим фактором при голосовании за Путина. Как правило, это жители столиц, миллионников и средних городов (46-48%), обеспеченные респонденты (42%), эпизодические пользователи интернета (45%). Обещания, данные кандидатом Путиным, имели несколько большее влияние на мужчин, чем на женщин (61 против 56%).

Топ-5 приоритетных задач президента, по мнению опрошенных, составляют: повышение благосостояние населения (22%), подъем промышленности и с/х, пенсионное обеспечение (по 13%), борьба с коррупцией (12%), обеспечение бесплатным качественным медобслуживанием (11%). По сравнению с мартом прошлого года список приоритетов скорректировался: на вершину рейтинга поднялись вопросы медицины и пенсий, более значимыми стали вопросы детских пособий и детсадов. Напротив, чуть менее значимыми стали казаться модернизация экономики и снижение безработицы.

Ключевые успехи Путина за последний год — рост благосостояния населения (11%) и борьба с коррупцией (10%). Среди позитивных изменений в жизни страны, не фигурировавших ранее в рейтинге: назначение Шойгу на пост министра обороны (2%), вступление в ВТО, улучшение качества дорог, борьба с алкоголизмом и курением (по 1%).

Мнения респондентов относительно конкурентов Путина разделились: 43% уверены, что политик, способный составить реальную конкуренцию действующему президенту, уже есть или появится в ближайшем будущем, но 48% полагают, что такого политика нет и в ближайшее время он не появится. Десять лет назад ситуация представлялась иначе: с небольшим перевесом побеждали те, кто видел или предсказывал появление серьезного конкурента Путина (49 против 42%). Уже сегодня видят достойного соперника Путина, способного всерьез претендовать на пост президента, прежде всего жители двух столиц (16%), активные пользователи интернета (11%), электорат Зюганова и Жириновского (23-22%). В ближайшем будущем ожидают появления серьезного конкурента в основном сторонники Миронова (68%). Отрицают возможность появления у Путина конкурентов, как правило, жители крупных городов (53%), люди, не пользующиеся интернетом (52%), и те, кто голосовал за него на выборах президента (58%).

Сравнивая стиль руководства страной Путина с прежними лидерами, респонденты, как правило, не находят ему аналогов (11% вообще убеждены, что Путин имеет свой неповторимый стиль управления). Те, кому удается провести историческую параллель, чаще всего признают тождественным путинскому стилю стиль Андропова (9%). В начале нулевых это сходство было более очевидным (19-24%).

Инициативные всероссийские опросы ВЦИОМ проведены 19-20 января, 26-27 января, 9-10 февраля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Не реформатор

К моменту назначения Медведева председателем правительства экономика России вышла из финансового кризиса, начавшегося в 2008–2009 гг., но попала в смысловой тупик. Стало понятно, что докризисная модель роста, основанная на потребительском спросе, себя исчерпала. Требовался переход на инвестиционную модель, необходимо было также проводить реформы – сокращать долю государства в экономике, улучшать инвестиционный климат.

Частично такие задачи были в программе Медведева-президента. Но уже будучи премьер-министром, большие реформы он провести так и не смог. Перед правительством 2012 г. стояла амбициозная задача. Вернувшись в Кремль в 2012 г., Путин выпустил майский указ, по которому чиновники должны были увеличить долю инвестиций в ВВП, производительность труда, упростить ведение бизнеса, повысить зарплаты и т. д.

Но серьезных реформ так и не было проведено, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. А в 2014 г. экономика России пережила идеальный шторм: падение цен на нефть (со $115,2 за баррель в июне 2014 г. до $45,1 за баррель в январе 2015 г., а в начале 2016 г. – даже до минимума с начала 2000-х гг., $27,5), введение санкций из-за присоединения в России Крыма и ответных российских санкций против западных, девальвация рубля (к концу 2014 г. курс доллара и евро снизился примерно вдвое). Уже в 2014 г. рост экономики замедлился до 0,7%, в то время как в 2013 г. были приемлемые 1,8%, а в 2012 г. – 3,7%, одновременно произошел рекордный отток капитала, а прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2015 г. спад ВВП увеличился до 2,3%, и продолжалась эта ситуация до начала 2016 г.

Стабилизатор

Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 г. Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2016 г., к росту они перешли только в 2018 г. – и то выросли лишь на 1,1%. Но в отличие от 2008–2009 гг. начавшийся рост цен на нефть не привел к росту экономики. И властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2018 г., когда было одобрено новое бюджетное правило (а применяться оно стало еще в 2017 г.).

Введение нового правила, поддержание макроэкономической стабильности, а также создание резервов фактически стало единственным достижением правительства Медведева 2012–2018 гг., говорит Тихомиров. Но это было скорее достижение не команды председателя правительства, а того блока [финансово-экономического], который работал непосредственно на президента, считает он.

Единственным успехом властей во времена премьерства Медведева стали макроэкономические реформы: переход к таргетированию инфляции, стабилизация бюджетных расходов и новое бюджетное правило, перечислял и бывший главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Чиновники ориентировались на чрезмерно жесткое бюджетное правило и сохраняли оптимизм– в надежде, что программный подход и точечные реформы все же дадут и в этих условиях экономический эффект, считает Наталья Акиндинова, директор Центра развития Высшей школы экономики. И хотя правительство добилось бюджетной стабильности, практически неуязвимой для краткосрочных рисков, рост экономики остался на минимальных уровнях, а рост доходов населения так и не возобновился, сетует она.

Нерешительный

Чиновники правительства и администрации президента говорили, что кризис дает шанс на реформы. Но шансом не воспользовались. И в итоге оба раза правительства Медведева с выполнением указов Путина 2012 и 2018 гг. не справились, полагает Тихомиров. У правительства все это время планы были амбициознее и ожидания были выше, чем то, что позволяла экономика, продолжает Акиндинова. Кроме того, рычаг воздействия был недостаточным – постоянно разрабатывались программы развития, многие из них даже были стратегически верными, но большая доля госсектора, политический дисбаланс – все это мешало реализовывать планы, считает она.

Правительство было создано из хороших специалистов, которым просто не хватало активного управления, полагает Тихомиров. Почти все совещания у Медведева заканчивались ничем, вспоминают два федеральных чиновника, – премьер не любил принимать на себя ответственность за сложные решения, поэтому все ключевые реформы согласовывались напрямую с президентом.

Так было и с налоговой реформой, которую правительство обсуждало несколько лет: все обсуждение в правительстве свелось к противостоянию финансового и социального блоков, которые не могли договориться, проводить ли налоговый маневр – снизить ставку страховых взносов, одновременно повысив НДС. А в итоге власти решили повысить НДС с 18 до 20% и не компенсировать это повышение снижением нагрузки на социальные взносы. Медведев не играл стратегической роли в системе правительства, зато был правой рукой Путина, чтобы правительство было подконтрольно президенту, считает Акиндинова. Решимости на принятие решений ему во многом не хватало, уверена она.

Неамбициозный

Особенно явно слабость правительства Медведева проявилась в 2019 г., когда власти начали выполнять новые национальные проекты президента. На основании нового майского указа Путина были разработаны нацпроекты общей стоимостью 25,7 трлн руб., из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывают, что в ответ 7,5 трлн руб. вложит бизнес.

Вероятно, логика отставки правительства заключалась именно в том, чтобы заменить Медведева на более амбициозного и активного управленца, который сможет организовать рывок экономики на созданной базе макроэкономической стабильности, накопленных резервов и запланированных нацпроектов, заключает Тихомиров.

Выбора Путина долго ждать не пришлось. Сразу после отставки правительства Медведева президент предложил должность премьера руководителю ФНС Михаилу Мишустину, а еще раньше объявил, что Медведева видит своим заместителем в Совете безопасности, такая должность будет создана.

Зависимый

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин настаивает, что Медведев остается в политической элите, но не думает, что он вновь станет президентом.

Федеральная карьера Дмитрия Медведева

Но планы Медведева обломал Путин, сформировавший тогда Общероссийский народный фронт, утверждает Макаркин. В его состав вошла значительная часть людей, на которых рассчитывал Медведев как президент. Тогда и стало ясно, что второго президентского срока у него не будет, и Медведев согласился быстро уйти, за что получил должность председателя правительства, считает Макаркин.

Медведев остается в политической элите. Но маловероятно, что он вновь станет премьером или президентом, возражает Макаркин Колесникову. Общественность этого не поймет: его все-таки ассоциируют с пенсионной реформой, заключает он.

Читайте также: