Педагогика сотрудничества соловейчик кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основные принципы пед.технологии - педагогика сотрудничества.

ВложениеРазмер
pedagogika_sotrudnichestva.docx 17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания . Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

Думается, что вопрос о Педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.

В одной из своих статей С.Л.Соловейчик писал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать. Полностью разделяя эту точку зрения, мы, (а не Симон Львович), приходим к выводу о несовместимости классно - урочной системы и Педагогики сотрудничества в полной мере.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.

Педагогика сотрудничества предполагает внутреннюю уверенность учителя в возможностях и способностях каждого ученика, доверие его к личностному достоинству и духовной сущности, ориентированной на Добро, Истину, Красоту и духовное совершенство, способность видеть мир глазами детей, способность понимать и принимать внутренний мир учащихся безоценочным способом.

Духовно-смысловая личностно-ориентированная педагогика сотрудничества в отличие от авторитарно-информативной директивной педагогики направлена на поддержку, активизацию и обеспечение изначальной познавательной (интуитивно-духовной и интеллектуальной) любознательности и активности учащихся, на инициирование процессов осмысленного учения. В этой педагогике – учитель не транслирует информацию, но учит самостоятельно работать и мыслить: осмысливать мир и личный опыт учащихся.

В педагогике сотрудничества школа не столько формирует человека, сколько создаёт условия для его личностного роста, для самодеятельной творческой активности учащихся, осуществляющейся из их духовной сущности и изначального добра. Школа создаёт учащимся условия для созидательного творчества, для восхождения к свободе и любви. Воспитание становится не просто важной составной частью образования личности учащегося, но основой и условием всего образовательного процесса. Духовно-нравственное воспитание, направленное на актуализацию духовного потенциала человеческой личности, раскрытие её сущностного ядра определяет содержание и направление образования, создаёт условия для развития познавательных способностей и возможностей человеческой личности. Личностно-ориентированная педагогика сотрудничества есть обучающее воспитание (В. В. Зеньковский), обращённое не только к рассудку и памяти, но к сердцу и, следовательно, к совести, нравственному чувству, целостному разуму и духовной силе учащихся. Главная задача обучающего воспитания – создание условий для творческой самодеятельности и самовыражения учащихся в их духовно-нравственной, художественной, познавательной, трудовой деятельности. Обучающее воспитание в личностно-ориентированной педагогике сотрудничества направлено на создание условий для осознания, укрепления, актуализации и выражения духовного потенциала человеческой личности, на обретение ею жизнестойкости на духовном, социальном и витальном уровнях бытия.

Главной целью педагогических усилий становится личность учащегося и её благополучие. Личностно-ориентированная педагогика создает условия для изучения школьниками того, что имеет для них личностно-практический смысл, включается в их жизненный опыт и способствует осознанному удовлетворению их базисных потребностей. К базисным потребностям личности относятся:

духовные потребности в любви, добре, красоте, познании Истины, мира и человека в полноте, свободе и устойчивости жизни, в понимании, творчестве, общении, самопознании, самодеятельности, самоактуализации и самовыражении;

социальные потребности в самоуправлении, справедливости, солидарности, заботе, творческой самодеятельности, взаимопомощи, поддержке, воспитании детей;

биологические потребности в достойном человека поддержании телесного здоровья, комфорта бытовых условий жизни, в воспроизведении здорового потомства, в безопасности и сохранении жизни.

Совершенствование личностно-ориентированной педагогики сотрудничества предполагает изучение и создание мировоззренческих, педагогических, методических, духовно-психологических условий становления духовно здоровой, целостной, творческой, жизнестойкой самодеятельной личности, способной к самостоятельному удовлетворению своих базисных потребностей, самостоятельному мышлению и образованию.

Идеи педагога, писателя, философа Симона Соловейчика легли в основу так называемой педагогики сотрудничества, где воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие, как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.

Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.

Рассмотрим четыре принципа воспитания от Симона Соловейчика.

Принцип 1. Свобода

Снисходительное отношение, одергивание, принижение — путь разрушения интересов ребенка, а зубрежка и скучный материал и вовсе отбивают всякое желание учиться. Задачи, которые дает ребенку школа, должны быть для него трудными и одновременно вдохновляющими: малыш должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И загруженность по горло уроками и кружками — совсем не показатель этого.

Принцип 2. Отношения между взрослыми и детьми

Однако ребенок растет, и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!

Принцип 3. Самостоятельность как цель воспитания

Принцип 4. Главная ценность — возможность развиваться

Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения.

Симон Соловейчик – автор нескольких книг, в которых есть не только конкретные рекомендации, но и весь ход размышлений автора, иллюстрации из самых разных источников.

Соловейчик С.Л
Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930, Симферополь - 18 октября 1996) - российский публицист, педагог и философ.

В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал Манифест Человек Свободный, в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, что такое свободные ребенок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.

Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика - книга Педагогика Для Всех (1977-1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.

Андрей Русаков

Сегодня от этих вроде бы необидных и общеудобных определений приходится отказаться. Нужно выбирать: или просто не замечать Соловейчика, умалчивать о нем — или признать в его лице не только крупнейшего отечественного педагогического журналиста, но и одного из наиболее значительных теоретиков педагогики прошедшего века.

Не возьмёмся судить, в какой мере мысль Соловейчика опиралась на идеи, сформулированные Сухомлинским, а в какой они оба вышли на сущность своего педагогического мировоззрения независимо друг от друга. Второе, вероятно, справедливей. Но в основании взглядов Сухомлинского и Соловейчика очевиден единый ценностный фундамент, достаточно резко выделяющий их двоих среди остальных выдающихся педагогических современников.

У Сухомлинского — свои парадоксы. Вот он берёт в заглавия статей навязшие в зубах советские морализаторские клише. А потом, никак интонационно не заостряя разговор, как о само собой разумеющемся, заговаривает о чём-то прямо противоположном, чем принято.

В обоснование тривиального тезиса подбирается оглушительный вывод: учитель должен глубоко знать свой предмет не для успеха научения — а для того, чтобы сердце воспитанника не было опустошено фальшью.

Где Сухомлинский настойчиво и аккуратно ведет беседу, демонстрирует, как можно и нужно действовать, там Соловейчик все время предлагает выбирать. Словно из каждого тезиса хочет сделать камень на развилке дорог.

Соловейчик будто развернул во-вне общий для них с Сухо-млинским ход мыслей; крайний для Сухомлинского рубеж стал исходным; предмет разговора с учителем сделался предметом Педагогики для всех. Он придаёт оценкам Сухомлинского следующий, предельный уровень всеобщности. Не только по широте аудитории, но и со стороны тщательного оформления теоретической завершенности, смыслового единства, уже отвлечённого от тех или иных социальных или профессиональных обстоятельств.

Отсюда вытекала резкая разница в повествовании.

Нормального — то есть почти никогда не обсуждавшегося.

Та суть человеческой личности, на которой в современной психологии содержались лишь намеки, была развернута Соловейчиком в огромную картину взаимодействия противоречивых начал духовной жизни.

Дело ж не в том, что одни педагогические исследователи выбирали в обоснование своих поисков психологию, другие культурологию, третьи — дидактику, а вот Соловейчик и Сухомлинский решили взять этику. Ведь этика как наука в XX веке — понятие почти призрачное. Вроде бы что-то такое должно из приличия иметься среди гуманитарных дисциплин, но в глаза её никто не видел.

Живой язык для него был не способом избавиться от жёсткой взаимной зависимости определений, а условием этой зависимости.

Плюсы и недостатки педагогики сотрудничества

В 80-е гг. прошлого века в Советском Союзе назрели серьёзные перемены не только в политической и социальной жизни страны. Необходимость изменения существующих устоев хорошо осознавалась педагогами-практиками, мечтающими сделать образовательный процесс более гуманным и творческим, отойти от прежних догм и устаревших авторитарных принципов. Школа должна была обратиться к ученику, его интересам и потребностям. Такое направление получило название педагогики сотрудничества.

Основные принципы педагогики сотрудничества

Новое движение в отечественной педагогической мысли объединило учителей с разными взглядами и подходами, но все они стремились к более демократичному и свободному образованию. Идейным вдохновителем нового направления можно считать С.Л. Соловейчика. К нему присоединились выдающиеся практики – учителя, обладающие огромным опытом работы и искренней любовью к детям: Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.

Учитель и ученик

К основным принципам педагогики сотрудничества можно отнести:

Плюсы новой педагогической системы

Педагогика сотрудничества обладала неоспоримыми преимуществами по сравнению с традиционной системой:

Счастливая ученица

Недостатки педагогики сотрудничества

Не успело новое направление в педагогике найти своих единомышленников, как на него сразу же обрушился шквал критики. Среди наиболее спорных вопросов можно назвать:

Выводы и рекомендации

Педагогика сотрудничества заложила основы для личностно-ориентированного подхода в образовании. Она попыталась преодолеть несовершенства традиционной системы и предложила своё видение организации школьного обучения, опирающегося на такие принципы, как сознательность в получении знаний, активность, умение работать в команде, уважительное отношение к личности ученика, взаимодействие с родителями.

Педагоги, работающие сегодня в школе, могут взять на вооружение наиболее ценные положения педагогики сотрудничества:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику;
  2. Создание ситуации успешности при решении учебных и жизненных задач.

Многие постулаты этого направления актуальны и для современной школы, например, на смену знаниевой парадигме приходит компетентностный подход, опирающийся на действенный характер получения знаний и способности ориентироваться в изменяющихся условиях жизни.

Читайте также: