Плюсы и минусы конституции 1993 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина [1] .

Содержание

История конституции

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ. [2]

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

Принятие (1993)

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:



  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
  • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России [8] . В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9 1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции



    Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

      ; ; ; ;
    • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
    • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

    Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

    1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
    2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
    3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
    4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

    Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

    Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

    В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    Нормативный акт До изменений После
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания
    Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия
    Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

    Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

    В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

    Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

    Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
    от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
    от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО Красноярский край
    от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край
    от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
    от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

    Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

    Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

    Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

    Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

    Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

    • подтверждает неизменность Конституции;
    • разрабатывает проект новой Конституции, который:
      • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
      • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

      Отличие Конституции от законов

      • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
      • обладает высшей юридической силой;
      • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
      • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
      • является базой для текущего законодательства.

      Конституция и ограничение прав и свобод человека

      К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
      Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.


      Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

      В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

      Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

      Издание Конституции

      См. также

      Примечания

      Ссылки

      Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

      Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

      Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

      • Конституции
      • Конституции России
      • 1993 год в России
      • 1993 год в праве

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Конституция Российской Федерации" в других словарях:

      Конституция Российской Федерации — Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые , организации государственной власти и местного самоуправления, отношения гражданина и государства. Конституция Российской Федерации… … Российское избирательное право: словарь-справочник

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Constitution of the Russian Federation) основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Конституция Российской Федерации — Констит уция Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г — КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и… … Юридическая энциклопедия

      Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. — основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ содержит… … Энциклопедический словарь экономики и права

      Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

      Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

      Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

      Исследовательская работа на тему: Положительные и отрицательные стороны Конституции РФ.

      Подготовила:

      учитель истории и обществознания

      МКОУ СОШ №7 ст.Ессентукской

      Магомедова С.Р

      План работы:

      Проблема исследования

      Актуальность исследования

      Предмет исследования

      Объект исследования

      Цель исследования

      Задачи исследования

      Методы исследования

      2 Основная часть

      2.1Общая характеристика Конституции РФ

      2.2 Положительные черты Конституции РФ

      2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия

      2.4 Перспективы совершенствования

      4.Заключение

      1.1 Проблема исследования

      С одной стороны, Конституция основной закон российского государства, имеет много положительных черт: она заложила фундамент новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах, способствовала стабилизации положения в российском обществе.

      Но, с другой стороны , Конституция имеет множество недостатков, мешающих нормальному функционированию государственного аппарата.

      1.2 Актуальность

      1.3 Объект исследования

      Действующая Конституция РФ.

      1.4 Предмет исследования

      Плюсы и минусы Конституции РФ.

      1.5 Цель исследования.

      Определить положительные и отрицательные черты действующей Конституции РФ, предложить пути решения некоторых недоработок документа и несоответствия статей.

      1.6 Задачи исследования.

      1. Изучить Конституцию РФ

      2. Выделить плюсы и минусы Основного закона

      Определить перспективы совершенствования документа

      4. Предложить пути решения некоторых недостатков Конституции

      1.7 Гипотеза

      Я считаю, что действующая Конституция РФ имеет много недостатков и основным из них является несоответствие положений Основного закона и федеральных конституционных и федеральных законов.

      1.8 Методы исследования

      Теоретический (изучения текста Конституции РФ и подзаконных актов)

      2.1 Общая характеристика Конституции РФ

      Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, определяющей его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

      Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г. Она подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем, заложила фундамент новой общественно- политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях , демократических процедурах.

      Основной закон Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

      Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоящее из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории , единое гражданство.

      Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. Вне полномочий Федерации , как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

      Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом устанавливает, что человек , его права и свободы являются высшей ценностью, их признание , соблюдение и защита являются обязанностью государства.

      Основной закон определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент , высший представительный орган –двухпалатное Федеральное Собрание, высшей исполнительный орган –Правительство РФ, высшей судебный орган- Верховный суд.

      2.2 Положительные черты Конституции РФ

      Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах
      человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в
      этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих
      подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно.
      Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают
      общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых
      документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в
      Международном пакте о гражданских и политических правах и в
      Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
      Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает
      Всеобщую декларацию прав человека. Устав ООН, Международные

      пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках СБСЕ, многих международных конвенциях и др. Иными словами, в силу собственного выбора, восприятия ценностей человеческой

      Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека
      закрепляются в невозможно более полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике. Безусловно, закрепление прав и свобод человека является одной из положительных черт Конституции.

      Конституция расшифровывает непосредственное действие прав и свобод
      человека и гражданина таким образом, что они определяют смысл,
      содержание и применение законов, деятельность законодательной и
      исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
      правосудием (статья 18).

      В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и
      бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное
      образование.
      В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и
      муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет
      средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

      В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает
      государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет
      добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм
      социального обеспечения и благотворительность.

      2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия.

      Одна из проблем связана с принципом прямого действия Конституции, непосредственно закрепленным в статье 15. Эта статья предполагает реализацию Конституции независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее нормативных правовых актов. Конституция призвана регулировать основополагающие начала общественных отношений, которым предстоит развиваться, что подразумевает, в определенной степени, ее стратегический характер.

      Другая проблема реализации Конституции касается ее соотношения с актами действующего законодательства, которые, с одной стороны, призваны развить ее положения и обеспечить их воплощение в действительность, а с другой стороны, должны соответствовать ей как акту, обладающему высшей юридической силой.

      Далеко не все из прямо предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов (а также законов, предполагаемых логикой конституционных положений), воплощены. Так, не приняты важнейшие федеральные конституционные законы о Конституционном Собрании, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации.

      Одна из наиболее обсуждаемых проблем связана с принципом разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Имеется некоторое несовпадение между статьей 10 Конституции, закрепляющей данный принцип, и частью 1 статьи 11, перечисляющей четыре звена в системе государственной власти (президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ, суды РФ). Исходя из смысла положений Конституции, участие президента в осуществлении государственной власти предполагает включение его в одну из ветвей власти. Конституция закрепляет за ним статус главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Однако положение президента в системе существующих трех властей Конституцией не определено, что дает почву для дискуссий о существовании особой формы власти – президентской и о сущности тех полномочий, которыми он должен быть наделен.

      Не урегулирован Конституцией и ряд принципиальных вопросов о природе и статусе некоторых государственных органов, таких как федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, избирательные комиссии, администрация президента. Наряду с правительством исполнительную власть осуществляют федеральные органы исполнительной власти, - министерства, службы и агентства, - статус которых определен указом президента. Между тем Конституция предусматривает осуществление исполнительной власти только правительством (ст.110 Конституции РФ). Ситуация осложняется и тем, что часть федеральных органов исполнительной власти действуют непосредственно под руководством президента.

      2.4 Перспективы совершенствования Конституции РФ .

      Итак, Надо ли перерабатывать конституционные нормы? Конституция, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Любой закон, даже конституция, не является неприкосновенным и может быть подвергнут изменениям. Опросы общественного мнения показали, что более половины граждан считают необходимым вносить поправки в действующую Конституцию.

      Согласно статье 134 гл. 9 Конституции РФ «Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ,

      А что можем сделать для совершенствования Основного закона мы?

      Ведь мы не имеем ни власти ,ни права законодательной инициативы. Я считаю , что для решения этой проблемы мы можем громко и четко заявлять, что потребность в этом действительно существует, и первой ступенькой достижению цели будет призыв к законодательным органам нашего субъекта .Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. И нет никакой гарантии того, что обновленная или даже новая Конституция не столкнется с аналогичными проблемами.

      Моя гипотеза частично подтвердилась, так как Конституция РФ действительно имеет много недостатков , но наиболее остро стоят проблемы разделения органов власти и неточные формулировки некоторых статей Основного закона.

      4. Заключение

      В своей работе я выделила положительные и отрицательные черты Конституции РФ и сделала вывод о том, что она действительно нуждается в совершенствовании.

      Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют более полно и разнообразнее понять недостатки и преимущества действующей Конституции ФРФ РФ. Полученный теоретический материал может быть использован на уроках правоведения и обществознания в учреждениях образования.

      Нет нужной работы в каталоге?


      Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

      Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

      Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

      Бесплатные доработки и консультации

      Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

      Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

      Техподдержка 7 дней в неделю

      Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

      Строгий отбор экспертов

      computer

      Требуются доработки?
      Они включены в стоимость работы


      Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

      В России дан старт очередному раунду споров вокруг конституции. Закон пора менять, все больше экспертов сходятся во мнении, что в главном документе России должны быть закреплены права православного большинства, русских, а также должны появиться и обязанности. Новый виток обсуждения пошел после заявления спикера Госдумы Вячеслава Володина о необходимости внесения поправок в Основной закон. Правда, по его мнению, проблема лишь в дисбалансе между различными ветвями власти.

      Конституционный процесс существует в развитии. Конституция, полагает заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Константин Малофеев, может развиваться как путем толкования, так и путем внесения поправок.

      Чем плоха Конституция 1993 года

      По его мнению, конституция - совсем не сакральный камень, который положен единожды в фундамент государства и больше неприкасаем. И более того, существующий документ "откровенно плох". Объясняется это, прежде всего, годами его создания. Именно в начале 1990-х во всех кабинетах всех уровней властей сидели американские советники, которые, по сути, и создавали это "нетленный" фундамент российского государства. "Это годы максимального унижения России, именно с этими "советниками" мы сейчас находимся в состоянии гибридной войны", - констатирует Малофеев, уточняя, что главная задача конституции - служить основным законом, который "должен отражать основные принципы существования нации".


      Фото: Царьград

      "А конституция 1993 года ничего подобного не отражает. Более того, Конституционное совещание было искусственно прервано тогда неконституционными действиями Ельцина, который совершил государственный переворот, разогнал парламент. А потом в спешном порядке голосовали за конституцию. Причем до сих пор не знают, где эти бюллетени, по которым голосовали. Есть даже такой аспект", - поделился историей создания главного документа замглавы ВРНС.

      "Но есть у этого документа и бесспорный плюс: "мы стараемся его не замечать". Решения принимаются, как и положено, как и должны приниматься в России, в связи с интересами государства, а вовсе не с этой непонятной конституцией", - объясняет Малофеев, который окончил юрфак МГУ как специалист по конституционному праву.

      Все это приводит к тому, что конституцию 1993 года необходимо менять.

      Что менять

      Самым первым делом необходимо изменить основные положения - 1-ю и 2-ю главы. Как убежден Константин Малофеев, эти главы основаны на либеральной догме, где России отводится роль колонии. Стоит подчеркнуть, что именно в них описаны права и свободы человека, отделение Церкви от государства.

      "Это полный набор постмодернистских таких либеральных тезисов. Страшно далеких как от русского народа вообще, так и от текущего момента в России", - считает заместитель главы ВРНС.

      В сегодняшней конституции прописаны только права. И никаких обязанностей - ни со стороны государства, ни со стороны самих людей. Получается, что русский человек, который привык воспринимать государство как заботливого отца, потерял это надежное плечо. Ярким примером такой ситуации можно назвать пенсионную реформу, когда народ воспринял изменения законодательства, как дети, от которых отвернулся отец.

      "Мы очень патерналистский народ. Мы ждем от государства помощи. И если у нас такое общество, если у нас такой народ - значит, мы должны отразить эту роль, она должна быть прописана в конституции", - продолжает Малофеев.

      Тут важно добавить, что права и свободы, на которых и сделан упор в Конституции РФ, по своей сути являются простым набором слов, за которыми не стоит ничего, кроме истории Французской революции, борьбы буржуазии 3-го класса и масонов Франции с французскими аристократами XVIII века. Хотя именно за права и свободу ратовали и наши социал-демократы перед революцией 1917 года, которая тоже прошла кровавым вихрем над страной.

      Буржуазия хотела прав, а не обязанностей. И сейчас мы получили документ, который не прописывает никаких обязанностей. Поэтому важно закрепить роль государства как отца.

      "Вместо этих прав и свобод у нас должно быть Православие. Потому что мы православная страна. Какая будет роль Православия в государстве - это вопрос общественной дискуссии, обсуждения. Но это обсуждение должно быть", - полагает Малофеев, подчеркивая, что вопросы нравственности и морали также должны встать на первые места в главном документе страны.

      "Про Православие в стране, в которой больше 100 млн православных, не сказано ничего. Там сказано, что Россия многонациональная страна, Церковь отделена от государства. При этом Церковь названа Церковью - что, безусловно, христианское понятие", - недоумевает заместитель главы ВРНС.

      Полностью солидарен с ним и председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов.

      "К конституции есть ряд основных претензий. Первая, конечно, это уход государства от идеологии. Мы видим, как это опасно, потому что внутри страны политический класс и государство раскалываются на приверженцев различных политических, часто антагонистических сил. И мы понимаем, что для страны, для ее единства и будущего, конечно, необходима общегосударственная идеология патриотизма, духовных, нравственных ценностей, справедливости… И мы хотели бы, чтобы роль традиционных конфессий, прежде всего Русской Православной Церкви, значимость семьи, патриотизма, любви к Родине более явно присутствовали в тексте конституции", - добавил он.

      Согласен с этой позицией и член фракции "Единая Россия" Николай Земцов. По его мнению, главная задача конституции – обеспечить защиту традиционных укладов нашего общества, нравственности и семейных ценностей.

      "Наш путь – это великая Россия, которая идет через эволюционные изменения своих законов к лучшему, к тем законам, которые удобны гражданам и форматируют наше общество как традиционное, которое хранит семью, возвышает человека как нравственного члена общества. Если наше законодательство движет народ и общество в эту сторону – это, конечно, хорошо. Если оно не следит за этим и общество скатывается к примитивным инстинктам, хлебу и зрелищам, чему-то там еще – это недостойно нашей великой Родины", - убежден Земцов.

      А вот депутат Госдумы лидер партии "Родина" Алексей Журавлев обратил внимание на то, что сегодняшняя конституция урезает в правах ряд субъектов.

      "Сейчас мы имеем полную асимметрию. И ничего, если бы речь шла о каких-то национальных культурах, развитии этносов и так далее. Но на деле зачастую в республиках создается этнократия, то есть государственный строй, при котором предпочтение отдается титульной нации. И это сплошь и рядом, и мы это тоже понимаем. Статус русского народа фактически в конституции нигде не закреплен. Хотя он - государствообразующая нация. Русские фактически лишены собственного дома, поэтому необходима такая правка, которая бы давала русским статус государствообразующего народа и право на гражданство для зарубежных русских, которые сегодня считают себя русскими, но после распада Советского Союза живут еще за рубежом и не могут стать таковыми, если даже хотят. Они должны иметь такое право", - подчеркнул Журавлев.

      Как это ни парадоксально, но на десятках страниц конституции ни разу не упомянуто определение "русский".

      "Мы русские. Это прилагательное слово, мы знаем, что может быть русский чеченец, русский татарин, русский казах. Но не отразить роль русского народа, народа, построившего государство, которое теперь живет по этой конституции, невозможно. А этого нет в конституции", - печально признает заместитель главы ВРНС, добавляя, что "по документу живут 146 миллионов в основном русских людей, а слово "русский" упомянуто только один раз - когда говорится про русский язык".

      Что делать?

      Эксперты сходятся во мнении, что необходимо начать обсуждение в обществе по вопросу изменения конституции России. Для начала вынести вопрос порядка созыва Конституционного собрания и закона о Конституционном собрании. Это бы помогло одновременно учесть правопреемство России, Российской Федерации как правопреемницы Российской Империи.

      "Если бы мы наше Конституционное собрание одновременно признали учредительным, которое большевики разогнали в январе 1918 года, мы могли бы тогда сомкнуть тысячелетнюю, вековую традицию существования единого русского государства, которое здесь всегда было", - разъяснил заместитель главы ВРНС, уточнив, что "Собор должен объединять политические силы - это инструмент, который позволит нам говорить о будущем России, которое одно для всех, кто живёт в России, независимо от того, в какой партии состоит или каких политических взглядов придерживается".

      Именно ВРНС сможет начать эту дискуссию сейчас, для того чтобы, когда подойдет соответствующее время, когда назреет политическая обстановка, уже на руках были готовые предложения, которые позволят сделать процесс изменения конституции более эффективным.

      Читайте также: