Плюралистическая социология м ковалевского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты Социология Социология учебник В.К. Батурина 5.6. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского

5.6. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского

5.6. Плюралистическая социология М.М. Ковалевского

1 См.: Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. Пг., 1918.
2 Там же.
1 См.: Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. СПб., 1910. Т. 1. С. 6.
2 Эволюционистские представления об общественном развитии характерны и для консерватизма. Но последовательный консерватизм признает социальное неравенство как вечную характеристику общественной жизни, как Богом данное условие социальной гармонии.

Взгляды Ковалевского на социологию

Формирование взглядов М. М. Ковалевского на социологию происходило под воздействием социологии позитивизма О. Конта, совместно с значительным влиянием личного знакомства с К. Марксом и Г. Спенсером. При оценке значимости теории эволюции Г. Спенсера и учения об экономике К. Маркса, М. М. Ковалевым было признано, что они до определенного момента являлись проводниками его научной деятельности.

М. М. Ковалевским, в результате следования контовскому позитивизму, социология признавалась в качестве самостоятельной и равной другим направлениям естествознания научной отрасли.

Согласно его взглядам, социология, в статусе молодой науки, реализовывает первые шаги научного развития, и превратится в полноценную обширную научную отрасль исключительно после формулирования и выведения собственных научных законов. Согласно его позиции, специфика социологического знания, как общественной науки, заключается в том, что она может предоставить целостные и развернутые представления об устройстве общества, в этом и состоит ее главное преимущество перед другими общественными науками, среди которых экономика, юриспруденция и история.

М. М. Ковалевский по-своему понимал специфику взаимодействия социологии и других общественных и гуманитарных наук. Так, он утверждал, что в конкретных науках об обществе содержится подлинный материал, необходимый социологии для реализации своей деятельности, вместе с тем, информация, предоставляемая данными науками, должна в своем основании иметь различные эмпирические обобщения, основанные на общих законах развития и существования, что, в свою очередь, и будет являться объектом для социологического изучения.

Исходя из вышеописанного представляется уместным выделить следующие задачи социологии, как позитивной науки:

  1. структурирование и упорядочение различных теорий социологии в единую систему, совместно с синтезом научных исследований об обществе.
  2. формулирование общих принципов и законов функционирования общества, совместно с установлением связей между различными сторонами общественной жизни.
  3. изучение коллективных форм сознания социальной общности в контексте их эволюционных модификаций и общей организации.
  4. определение фаз социальной эволюции и выявление содержания прогресса общества.

М. М. Ковалевский выступал в качестве приверженца соединения различных научных течений в социологии и постулировал не опровергать текущие концепции социологии, а искать в них позитивные положительные факторы. Он активно критиковал те направления социологии, в которых утверждалось, что их выводы являются единственно верными и которые претендуют на правы быть социологическими монополистами.

М. М. Ковалевский утверждал о необходимости сближения разных подходов, совместно с их последующим синтезом в рамках позитивной социологии. При этом, он был противником утверждений о том, что законы развития общества являются непознаваемыми, совместно с попытками мистического и теологического объяснения общественного развития.

М. М. Ковалевский активно выступал за социологический эклектизм, но также он одобрял тенденции плюрализма в социологии – то есть выделение нескольких возможных причин развития общества. Из-за этого, в более поздних своих работах от опровергал более ранние свои идеи о допустимости монистического подхода, в рамках которого, в качестве определяющего фактора эволюционного развития народных форм хозяйства могут выступать только демографические показатели о плотности населения и увеличение численности.

Вместе с тем, им допускалась возможность того, что в процессе изучения определенных границ, либо временных промежутков жизни общества реализовывать выделение преобладающих форм воздействия определенных и наиболее преобладающих факторов.

В своих работах автор высказывался против применения в социологии компонентов оценки наблюдаемых явлений и субъективизации. Согласно его позиции, социология должна обладать тем же уровнем объективности, который содержится в науках о природе. Исходя из этого, он предлагал ведущим методом социологического исследования сделать сравнительно-исторический метод.

До его высказываний, западными социологами понимание сравнительно-исторического метода сводилось к простому сопоставлению двух, либо нескольких обществ, претерпевающих развитие, для того, чтобы обнаружить в них определенные различия, либо сходства. Представитель русской социологии отмечал, что факт случайного различи, либо сходства не является достаточным для формулирования научных заключений.

Согласно мнению М. М. Ковалевского, сущность сравнительно-исторического метода заключается в параллельном изучении общественного развития у разных народов, как древних, так и современных, итогом чего должна стать общая формула поступательных движений общественных форм жизнедеятельности.

Для сравнения могут подходить схожие, либо однотипные социальные факты, однако если изучаемые общества достигли идентичных уровней собственного развития. Недостаточным является просто установление каких-либо фактов, помимо этого также необходимо отразить, что изучаемые явления имеют тесную связь со всей суммой условий, необходимых для проживания представленной фазы общественного развития.

Изучаемые явления должны быть зафиксированы в конкретном периоде исторической эволюции. Так, благодаря соединению исторического подхода с принципами сравнения, станет возможным формулирование выводов о сходстве некоторых явлений и паттернов, совместно с воспроизведением тенденций и устойчивых моментов в развитии определенных социальных процессов, явлений и институтов.

М. М. Ковалевский выделил следующие основные принципы сравнительно-исторического метода:

  1. отсутствие использования всех оценочных высказываний.
  2. изучение определенных явлений исключительно в контексте из взаимосвязи с местом и временем их проявления.
  3. исследование исключительно закономерных изменений общественной жизнедеятельности.
  4. учет последовательных переходов в развитии общества на разные фазы.

Говоря о применении сравнительно-исторического метода, М. М. Ковалевский рекомендовал придерживаться трех правил: первое заключается в том, что сопоставление должно выстраиваться в максимально широкой базе, в которой возможным будет проведение учета исторического опыта различных народов, второе сводится к тому, что социологам необходимо использовать материалы всех наук, которые имеют отношение к исследуемому объекту, а также использовать все доступные для них методы.

В качестве центрального звена своих воззрений, М. М. Ковалевским было выделено учение об общественном прогрессе. В качестве общественного прогресса им понимались основные социологические законы. При этом, исследователь утверждал, что социология не может существовать вне идей о прогрессе. В рамках его видения, у всех народов существуют примерно одинаковые эволюционные этапы, хотя, в контексте временных рамок, развитие различных народов может не совпадать. и

Социальная солидарность

М. М. Ковалевский определял общественный прогресс в качестве процесса постоянного роста социальной солидарности. Так, им, вслед за Л. И. Мечниковым и Э. Дюркгеймом была выдвинута идея об общественной солидарности, как основополагающей позиции в вопросах общественного прогресса.

В последующем, возрастание социальной солидарности, согласно его позиции, будет связываться с объединением людей в крупные общественные общности, среди которых: племя, нация, государство, совместно с их внутренней социальной дифференциацией.

В процессе своего увеличение. Социальная солидарность проходит три этапа:

Из всех основных типов социального эволюционирования, М. М. Ковалевский особое внимания уделял описанию экономических и политических форм прогресса. Экономический прогресс понимался им в качестве перехода от натуральных форм хозяйствования и последующего потребления к международным рыночным меновым формам хозяйства. Политический прогресс, в свою очередь, является переходом от национальных форм государствования к формам образования всемирной федерации.

М. М. Ковалевский, говоря о том, что общественный прогресс является магистральным путем человеческой эволюции, в качестве препятствия укрепления социальной солидарности и движения человечества к достижению социальной гармонии выделял социальную поляризацию и классовую борьбу.

В качестве другого тормоза для достижения общественного прогресса им, вслед за О. Контом, признавалось доминирования эгоизма над альтруизмом в человеке, совместно с чувственностью над разумом. Для преодоления представленных препятствий, согласно его взглядам, необходимо выделять не столько ликвидацию в социально-политическом дифференцировании общества, сколько изменения в характере и природе человека, совместно с упрочнением взаимосвязи внутренних социальных образований и заменой борьбы классов на сотрудничество между ними.

Социология М. М. Ковалевского является многоплановым и социально-оптимистическим явлением. В своих научных работах, им было продолжено исследование линии классических форм проявления либерализма и позитивизма.

Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внес Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Разносторонне образованный и широко мыслящий ученый, чьи научные интересы касались обширного круга вопросов социологии, истории, государствоведения, права, этики, психологии и других наук, он пользовался широким признанием ученого мира России и за ее пределами, был избран вице-президентом, а затем председателем

Он в целом разделял теорию подражания Тарда, находил подтверждающие ее примеры.

Ковалевский рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей и потому как важнейший фактор их общественной жизни.

Положительное отношение к многим социологическим направлениям и школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, рано как и готовность применять их учения при анализе тех или иных общественных явлений – еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского.

Исходя из основных установок социологического плюрализма М.Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса.

Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий

11.Социологический неопозитивизм п. Сорокина.

Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала

ХХ века стали работы выдающегося русского социолога Питирима

Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы.

Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

Практическая социология характеризуется Сорокиным, как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.

Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а так же происходящие в нем социальные процессы.

П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп- односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации или другие сложные, часто социально не однородные группы.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.

Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице.

Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей ХХ века.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии—множество натуралистических теорий, признающих ведущим фактором социальных изменений или исходным пунктом социол. анализа обществ, бытия, порядка, организации географическую среду. Филос. опорой теорий Г. н., тяготевших к географическому детерминизму, т. е. к методологической установке, что психологические и культурные процессы однозначно определяются физическими факторами внешней среды, было механистическое миропонимание, физический монизм. В философии истории 18—19 вв. (Монтескье, К. Риттер, Бокль, Л. И. Мечников и др.) преимущественное внимание обращалось на роль географической среды (напр., длины береговой линии, особенностей речного половодья и т. д.) в формировании цивилизаций, в генезисе первых исторических форм общественности. Однако признавалось, что на высших ступенях цивилизации постепенно приобретают перевес умственные факторы.

Плюралистическая социология М.Ковалевского.

Вопрос №12 Социологические идеи теоретиков анархизма

Анархизм А. Бакунина и П. Кропоткина Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторон-обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921). Они в свою очередь опирались на труды таких западноевропейских теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М. Штирнер и П. Прудон. Как считал Бакунин, суть анархии выражена в словах: предоставьте вещи их естественному течению . Отсюда одна из центральных идей анархизма - идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Оставьте людей совершенно свободными, - говорил Ш. Фурье, - не уродуйте их . не бойтесь даже их страстей: в обществе свободном они будут совершенно безопасны . Исходя из того, что личность должна быть свободной и ей нельзя ничего навязывать, Бакунин в то же время указывают на всецело социальный характер свободы, ибо она может быть осуществлена только через общество и при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми . Общество должно предоставить условия для полноценного развития каждого человека, что и определяет реальные возможности его социальной свободы. Но есть и другие проявления свободы человека, а именно бунт против всякой власти - божеской и человеческой, - если эта власть порабощает личность . Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ н существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально. Государство, по Бакунину, - это всегда власть меньшинства, противопоставленная народу сила. Оно остается законным насильником воли людей, постоянным отрицанием их свободы. В конечном счете оно явно или неявно закрепляет привилегии какого-нибудь меньшинства и реальное порабощение огромного

Читайте также: