Дефицит это в обществознании кратко

Обновлено: 30.06.2024

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В современной рыночной экономике он связан со стимулирующей фискальной политикой; его покрытие ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Он, напротив, связан со сдерживающей фискальной политикой и ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов.

Государственный долг имеет две основные формы:

- внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

- внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита включают:[12]

- выпуск государственных займов;

- сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Как следует воспринимать бюджетный дефицит? Является ли он злом, с которым нужно всеми силами бороться (как, например, с безработицей или инфляция издержек)? В экономической теории эта проблема трактуется неоднозначно. Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита.

Объяснить это можно следующим образом.[13] Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Возникает бюджетный дефицит. Стремясь сбалансировать бюджет, государство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Иными словами, государство должно прибегнуть к сдерживающей фискальной политике. В то же время, как мы знаем, в период спада стабилизации экономики может способствовать только стимулирующая фискальная политика, а сдерживающая будет лишь углублять спад и увеличивать безработицу.

Аналогично, попытка сбалансировать бюджет в условиях циклического подъема (когда образуется профицит) приведет к его искусственному продлению и ускорению инфляции спроса.

Таким образом, ежегодное балансирование государственного бюджета может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с антициклической фискальной политикой.

2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагающая, что бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет.

Для того чтобы противостоять спаду, государство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающий на этой основе бюджетный излишек может быть использован на покрытие государственного долга, возникшего в период спада.

Таким образом, данная концепция позволяет сочетать балансирование государственного бюджета с антициклической фискальной политикой. Однако и здесь их сочетание не лишено противоречий: сбалансирование бюджета в ходе цикла возможно только в том случае, если подъемы и спады будут одинаковы по глубине и длительности, что бывает далеко не всегда.

3. Концепция функционального финансирования бюджета, в соответствии с которой вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или циклической основе – второстепенный. Первостепенной целью фискальной политики является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Государство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.




Тема 7

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В современной рыночной экономике он связан со стимулирующей фискальной политикой; его покрытие ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Он, напротив, связан со сдерживающей фискальной политикой и ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов.

Государственный долг имеет две основные формы:

- внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

- внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита включают:[12]

- выпуск государственных займов;

- сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Как следует воспринимать бюджетный дефицит? Является ли он злом, с которым нужно всеми силами бороться (как, например, с безработицей или инфляция издержек)? В экономической теории эта проблема трактуется неоднозначно. Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита.

Объяснить это можно следующим образом.[13] Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Возникает бюджетный дефицит. Стремясь сбалансировать бюджет, государство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Иными словами, государство должно прибегнуть к сдерживающей фискальной политике. В то же время, как мы знаем, в период спада стабилизации экономики может способствовать только стимулирующая фискальная политика, а сдерживающая будет лишь углублять спад и увеличивать безработицу.

Аналогично, попытка сбалансировать бюджет в условиях циклического подъема (когда образуется профицит) приведет к его искусственному продлению и ускорению инфляции спроса.

Таким образом, ежегодное балансирование государственного бюджета может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с антициклической фискальной политикой.

2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагающая, что бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет.

Для того чтобы противостоять спаду, государство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающий на этой основе бюджетный излишек может быть использован на покрытие государственного долга, возникшего в период спада.

Таким образом, данная концепция позволяет сочетать балансирование государственного бюджета с антициклической фискальной политикой. Однако и здесь их сочетание не лишено противоречий: сбалансирование бюджета в ходе цикла возможно только в том случае, если подъемы и спады будут одинаковы по глубине и длительности, что бывает далеко не всегда.

3. Концепция функционального финансирования бюджета, в соответствии с которой вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или циклической основе – второстепенный. Первостепенной целью фискальной политики является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Государство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Создать идеальный государственный бюджет — желание любого правительства. Поэтому планирование порождает множество разногласий среди сторонников разных политических партий, ведь каждая имеет своё мнение, на что должны быть израсходованы бюджетные деньги. Но все сходятся в одном: план должен быть бездефицитным.

Шаблоны_Хвастунова (6).jpg

Есть два варианта увеличить доходы: обременить граждан новыми налогами или сократить расходы. При втором решении часто под ударом оказываются социально незащищённые слои общества, ведь сокращение расходов происходит именно за счёт пенсий, стипендий и пособий.

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Схематично механизм бюджетного дефицита (профицита) можно проиллюстрировать простым математическим выражением

  • при сальдо равном нулю – сбалансированный бюджет, уравновешивание статей доходов с расходными статьями бюджета;
  • при сальдо больше нуля – профицит бюджета, доход превышает расходные статьи бюджета;
  • при сальдо меньше нуля – дефицит бюджета, доход ниже расходных статей бюджета.

Бюджетный дефицит в экономической политике государства – большая проблема для решения задач по национальному развитию. Необходимо контролировать сбалансированность бюджета. Существует ряд методов для осуществления такого контроля, а определенные финансовые шаги по покрытию дефицита оказывают существенное влияние на урегулирование разбалансированного финансово-экономического состояния бюджета государства.

Варианты финансово-экономических решений для покрытия национального дефицита:

  • дополнительный выпуск денежных знаков, который уравновешивает дисбаланс в национальной экономике (при этом возрастает инфляция денежной массы);
  • выпуск облигаций госзайма, бюджетные ссуды от бюджетных систем различных уровней внутри государства, кредиты национальной банковской системы (увеличивают внутренний долг государства перед своими согражданами);
  • внешнее кредитование, иностранная помощь (увеличивают сумму внешней задолженности государства).

Существует и ряд общих организационных мер по стабилизации кризисной ситуации в бюджете государства.

Общеорганизационные мероприятия по сокращению дефицита бюджета:

  • необходимость повышения эффективности работы налоговой системы посредством ее реорганизации;
  • разработка вариантов реструктуризации внешней задолженности;
  • жесткий контроль расходов бюджетных средств;
  • уменьшение дотаций убыточным структурам и отраслям;
  • урегулирование социальных выплат и льгот.

Понятие бюджетного профицита

Готовые работы на аналогичную тему

Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).

Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Первичный профицит представляет собой ситуацию в госбюджете, когда доходы по статьям бюджета без суммы привлеченных кредитов и займов превышают расходы бюджета без суммы, необходимой на покрытие процентов по обслуживанию и погашению основной (капитальной) суммы государственного долга. Первичный профицит резервирует часть доходов, идущую на уменьшение государственного долга.

Статья 88 Бюджетного кодекса РФ предлагает при составлении бюджета в случае профицита:

  • направлять бюджетные средства сверх договорных обязательств по погашению ссуд и кредитов;
  • увеличить выплаты из госбюджета бюджетам других уровней.
  • уменьшить продажу государственной собственности.

Возможен также еще один шаг - сокращение суммы налоговых бюджетных доходов.

Финансирование дефицита федерального бюджета и его источники

Бывают случаи, когда по ряду объяснимых причин сведение бюджета без превышения сумм по расходным статьям над доходами не является возможным. В мировой практике бюджетный дефицит считается допустимым в пределах 3% от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Хотя бывают кризисные ситуации с большими процентами дефицита национального бюджета (дефицитные бюджеты в России – 1991-1999гг.). При сведении дефицитного бюджета необходимо четко определить источники возможного его финансового покрытия:

Внутренние источники (кредиты, полученные от кредиторов в национальной валюте; госзаймы в ценных бумагах). Источниками покрытия отрицательного сальдо (государственные займы, уменьшение ликвидных средств государства) являются:

  • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в национальной валюте и средствами, погашающими их;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными кредитами в национальной валюте, предложенными другими внутренними бюджетными системами;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте бюджетными кредитами, предложенными федеральному бюджету кредитными структурами государства
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте кредитами иностранных финансовых структур;
  • разница остаточных средств на счетах национального бюджета, образовавшаяся в течение финансового периода;
  • иные возможные варианты финансирования: средства от продажи акций и альтернативных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгметаллов и драгкамней, курсовая разница по средствам федерального бюджета).

Внешние источники (госзаймы в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств в иностранной валюте):

  • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в иностранной валюте и средствами, погашающими их;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государственных и частных организаций, включая целевые иностранные кредиты;
  • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в иностранной валюте кредитами зарубежных кредитных организаций.

Первичное размещение приобретенных долговых обязательств, а также кредиты государственного банка нельзя считать источниками финансирования дефицита бюджета, так как это представляется как денежная эмиссия.

В экономической теории большое внимание уделяется проблеме дефицита и профицита бюджета. Главной причиной дисбаланса является активный рост государств с большим бюджетным дефицитом. Существуют общие законы экономики, прогнозирующие будущую экономическую ситуацию. Расходы могут превышать доходы или наоборот.

Дефицит и профицит бюджета

Общая характеристика

Основной целью государственной политики является поиск лучшего решения проблемы недостаточности средств бюджета и его сбалансированности. Реформы, происходящие в России, модифицировали функционирование бюджетной системы и отношения между властью разных уровней.

Сущность государственных средств

На основании документа госбюджета расшифровывается понятие основных объектов системы. Государственный бюджет в бумажном варианте представляет собой документ, состоящий из двух разделов. Доходная часть отражает приток, поступление в госказну налоговых платежей, сборов, прибыли государственных учреждений.

Расходы (роспись бюджета) устанавливают направления использования денег на финансирование задач и функции государства. На доходную часть влияет экономическая ситуация, налогообложение, а структура расходов изменяется в зависимости от потребностей, а также внутренней, социально-экономической обстановки.

Основные источники доходов Федерального бюджета:

Налоги и сборы.

  • Налоги и сборы.
  • Доходы от сдачи в аренду или продажи государственного имущества.
  • Деятельность организаций.
  • Внешнеэкономическая деятельность.
  • Дивиденды от акций.
  • Прочие поступления.

Расходование средств из бюджета направлено на исполнение государственных задач, обслуживание внешних и внутренних долговых обязательств, пополнение государственных запасов и резервов.

К расходам на исполнение государственных функций относятся федеральное и местное самоуправление, судебная власть, оборона страны, правоохранительная деятельность, расходы на культуру, искусство, образование, здравоохранение и другое. С помощью сокращения нерациональных затрат удалось прийти к положительным сдвигам расходов.

Способы формирования ресурсов:

  • Прямое участие в рыночных сделках.
  • Налогообложение.

Хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости.

В некоторых случаях государство, осуществляя производство в условиях монополии, хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости. Госкомпании получают выручку, которая возмещает затраты и расширяет производство. Иногда для стимулирования потребления благ государство специально применяет цены, не покрывающие издержки.

Сниженные цены обеспечивают доступность предметов первой необходимости для граждан. В таком случае государственная убыточность оправдывается приоритетом простого перераспределения. Источником денежных средств является налогообложение коммерческих компаний.

Уравновешивание показателей системы

Бюджет является главной финансовой категорией, значимой частью финансов на уровне государства или муниципалитета. Чтобы посчитать его показатели, нужно владеть основной информацией и понимать принцип действия. Таким правом наделена Государственная дума. В этом документе отражается циклический характер развития общества.

Госбюджет — это значимый документ государства, в котором представлены финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нем определены потребности, которые необходимо покрыть за счет госказны, а также указывается размер предполагаемых поступлений извне. Бюджетная система регламентируется кодексом с одноименным названием.

Бюджет является главной финансовой категорией,

Виды бюджета РФ:

  • Федеральный.
  • Субъектов (региональный, консолидированный).
  • Муниципальный (местный).

Бюджет страны должен быть сбалансирован, но по причине различных обстоятельств возникает ситуация дисбаланса. Может образоваться кризисная ситуация, когда доходы не покрывают необходимые расходы.

Общий размер предусмотренных расходов должен соответствовать поступлениям в бюджет, включая заимствованные финансы. Наличие недостаточности бюджетных средств не означает несбалансированности, если достигнуто равенство между расходами и поступлениями.

Сбалансированное состояние государственной казны

Сбалансированное состояние государственной казны и экономики страны является основой нормального функционирования органов управления, административно-территориальных отделений. Например, если небольшая часть бюджетирования будет недостаточной и дефицитной, это приведет к задержке финансирования бюджетных учреждений, нарушению сроков выполнения заказов на государственной или местном уровне, возникновению проблем неплатежей.

Нелегко удается добиться уравновешивания доходной и расходной части. Если составление дефицитного бюджета неизбежно, для обеспечения его баланса привлекаются источники финансирования.

Приемы уравновешивания:

  • Установление предельных лимитов расходов.
  • Распределение доходов между бюджетами разных уровней, согласно распределению их полномочий.
  • Увеличение доходной части, поиск резервного финансирования, мониторинг.
  • Модернизация, планирование расходов, потенциально увеличивающих доходы.
  • Экономия.
  • Использование надежных заемных источников.

Важный потенциал представляет санкционирование расходной части. Это контроль со стороны казначейства за соблюдением лимитов обязательств.

Бюджетный дисбаланс

Когда в стране возникает превышение расходов над доходами, в бюджетной системе образуется дефицит. Если доходы превысили расходную часть, возникает профицит. Каждый показатель имеет особое значение и особенности.

Недостаточность финансирования

Перед правительственными начальниками всегда стоит выбор и текущие приоритеты: накопить сумму или потребление, увеличить, усилить экономику и социальную справедливость.

Причины дефицита бюджета России:

Недостаточность финансирования

  • Увеличение государственных расходов на фоне перестройки экономики, а также при необходимости развития промышленности.
  • Рост неоплаченного долга.
  • Снижение доходной части во время кризиса.
  • Чрезвычайные ситуации (катастрофы, война, стихии).
  • Неэффективность финансовой системы и налоговой политики страны.
  • Рост социальных программ без обеспечения средствами.
  • Коррупция.

Проблема снижения дефицита — очень серьезная, по разным причинам. Размер госрасходов огромен, эти обязательства накапливаются несколькими десятками лет, а многие не могут сократиться. Сложным представляется поиск новых источников пополнения казны. Увеличение налоговой нагрузки отрицательно сказывается на деловой активности, становятся частыми случаи криминализации экономики, в том числе уклонение от налогов, сокрытие налогового бремени и рост теневой экономики.

Виды бюджетного дефицита:

Виды бюджетного дефицита

  • Случайный. Этот метод называется кассовым, определяется разницей поступления и расходования средств чаще всего в местном бюджете.
  • Действительный. Невосполняемое отставание увеличения доходной части от расходной.
  • Хронический. Повторяется ежегодно и считается результатом долгого кризиса в стране.
  • Временный. Продолжается короткое время, не является очень опасным для экономики. Образуется из-за случайных колебаний доходов и расходов.
  • Плановый. Предусмотрен нормативными актами РФ.
  • Внеплановый.
  • Первичный. Может существовать превышение расходов над поступлениями.
  • Вторичный. Присутствие расходов на процентное обслуживание существующего долга.

В мировой практике известны циклический и структурный дефицит. Первый вариант указывает на снижение деловой активности и снижение налоговых поступлений. Во втором случае при наличии уровня безработицы существует остаток бюджета. Необходимо заранее рассчитать последствия.

Сбалансирование бюджета — это равенство доходов и расходов страны, которое не всегда удается достичь.

Способы равенства

Для финансирования дефицитной ситуации используются разные методы, чаще всего денежные и долговые: неэмиссионное покрытие отрицательного остатка (внутренние и внешние займы), инфляционные методы (выпуск денег).

Облигации, акции,

Главным инструментом является размещение долговых обязательств — облигаций, акций, предоставление банковского кредитования, займов в международных финансовых структурах.

Бюджетный дефицит также покрывается за счет печати новых денег, но это спасает только от увеличения внешнего долга, а также сопутствующих расходов. Инвестиционные потоки в экономику не снижаются, стимулируется совокупный спрос.

Часто используется секвестирование, которое представляет собой пропорциональное уменьшение всех расходов на конкретную дату. Используется с начала ввода и до конца бюджетного года.

Источники покрытия долга:

  • Банковские кредиты и займы.
  • Государственные займы, осуществляемые эмиссией ценных бумаг.
  • Бюджетные кредиты.
  • Поступления от продажи госимущества (акции, доли, земля, объекты природопользования, драгоценные металлы).

Банковские кредиты и займы

Превышение доходов страны над расходами

Определение профицитного бюджета прямо противоположно дефициту. Превышение доходов бюджета над его расходами означает излишек средств в казне. Государство покрывает все внешние долговые обязательства, выплачивает пенсии, заработную плату, пособия, могут финансироваться важные сферы промышленности, обороны, здравоохранения и образования. При этом в стране остаются деньги.

Определение профицитного бюджета

Существуют хорошие и плохие стороны профицита госбюджета.

Негативные последствия проявляются снижением эффективности использования бюджетных средств, а также означают повышение экономической нагрузки. Избыток денег просто хранится, что приводит впоследствии к обесцениванию.

Снижается возможность производственных организаций, хозяйствующих субъектов, а также сопровождается эффективностью работы органов власти. Конкурентоспособность денег снижается из-за невовлечения всей массы средств в оборот, возрастает нагрузка на бизнес, потому что профицит часто формируется за счет высоких налогов.

Плюсы профицита:

  • Большее доверие экономики для потенциальных зарубежных инвесторов.
  • При возникновении чрезвычайных, непредвиденных ситуаций страна располагает запасом финансовых средств.
  • Создание, увеличение стабилизационного фонда, неприкосновенного запаса для погашения всех долгов.

Профицит возникает путем увеличения доходной части над расходными статьями. Законодатели понимают, что значит такая ситуация в стране, поэтому принимают правовые меры по запрету структуры бюджетной системы. Государство создает стабилизационный фонд, который расходуется на социальную сферу. Идеальным положением считается баланс между доходами и расходами.

Читайте также: