Площадь искусств в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Площадь Искусств — одна из центральных в Санкт-Петербурге. Она была создана архитектором Карлом Росси при постройке здесь Михайловского дворца, который построил тот же великий архитектор.

Михайловский дворец начал строиться 26 июля 1819 года для Михаила — младшего сына Павла I. Строительство было закончено в 1825 году. Дворец вместе с садом и боковыми флигелями (корпус Бенуа)

а также здание этнографического музея

занимает обширную территорию между Мойкой и площадью Искусств, Садовой улицей и каналом Грибоедова. Сегодня в Михайловском дворце находится знаменитый Русский музей и это здание, расположенное в глубине парадного двора, по-прежнему выполняет функцию архитектурной доминанты.

Скульптурные детали фасадов выполнены С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, которые участвовали и в работах по внутренней отделке, как и другие художники.
В 1894 году ставший при новых владельцах доходным домом, Михайловский дворец стал разрушаться. В 1895 году он специальным указом императора Николая II был приобретен в казну для устройства в нем Русского музея, который был открыт для посетителей в 1898 году. Это был первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. За приспособлением здания под музей, присматривала специальная комиссия которую возглавлял Л. Н. Бенуа. Работы по перестройке вел и архитектор В. Ф. Свиньин, который строил здание Этнографического музея значительно позднее.

Сегодня Русский музей — это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, который курирует работу 260 художественных музеев России.

Если стоять лицом к Михайловскому дворцу и поворачиваться влево, то следующим очень важным объектом для внимания будет Михайловский театр, который вернул свое первоначальное название, после того, как в Ленинграде он долгое время назывался Театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Театр был построен в 1831-1833годах архитектором П.Брюлловым, с использованием проекта фасада К.И. Росси.

Сегодня этот театр находится в очень хорошей творческой форме, здесь прекрасная труппа, в театр постоянно приглашаются выдающиеся режиссеры и балетмейстеры с мировыми именами.

Внешне театр очень похож на обычный жилой дом, однако за скромным фасадом кроется богатое внутреннее убранство созданное для императорского театра, которое изобилует серебром, зеркалами, хрусталём, а также великолепной живописью и лепниной. В 1859–1860годах театр был перестроен архитектором А. К. Кавосом, изменившим внутреннюю отделку и планировку, увеличившим размеры зала.

Дом Голенищева-Кутузова (Площадь Искусств, 3) построен в 1820-егоды по проекту архитектора К. И. Росси для Военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга П. В. Голенищева-Кутузова.

Фасад трёхэтажного здания повторяет общий стилевой замысел Росси. Верхний этаж увенчан аттиком, нижний рустован.

С 1924 по 1939 годы в этом доме жил русский художник И. И. Бродский. В 1939 году в его квартире был открыт музей, где представлена коллекция произведений русских художников, собранная И. И. Бродским, и работы самого художника.

Дом Жако (Площадь Искусств, 5) — собственный доходный дом архитектора П. П. Жако был построен с использованием проекта фасада К. И. Росси в 1831 году, надстроен в 1862–1863годах архитектором И. Д. Корсини. В 1990–1991годах здание полностью перестроено с сохранением фасадов. Сейчас это жилой дом.

Здание Дворянского собрания, ныне это Филармония имени Шостаковича, с 1921 года здесь размещается Большой зал на 1500 человек, с прекрасной акустикой.

Здание для Дворянского собрания построено по проекту К. И. Росси в 1834–1839годах архитектором П. П. Жако, в 1949 году по проекту архитектора И. Г. Капцюга была проведена реконструкция.

Дом Виельгорского построен в 1831 году архитектором А. М. Болотовым. В первой половине XIX века дом был одним из центров музыкальной и творческой жизни Санкт-Петербурга, где собирались многие выдающиеся представители искусства, выступали знаменитые артисты и музыканты. Здесь выступал со своими концертами Ференц Лист, Роберт Шуман, во время их путешествий в Россию.

В 1872 году дом был продан дочерями Виельгорского, и в здании разместилась кондитерская Кочкурова, впоследствии ставшая местом встречи революционеров и террористов-народников.

В 1993 году часть помещений дома Виельгорских были переданы Российской гимназии при Русском музее, которая пользуется большой популярностью и уважением среди петербуржцев.

Здание Гимназии при Русском музее (Площадь Искусств, 2/3) построено в 1937 году по проекту архитектора Н. А. Троцкого, в 1947 году по проекту архитектора А. А. Кедринского фасад стилизован под ансамбль площади. В 1989 году средняя общеобразовательная школа № 199 была преобразована в Российскую гимназию при Государственном Русском музее. На основе одного из крупнейших музеев Европы было создано первое российское учебное заведение, позволившее совместными усилиями педагогов и музейщиков решать вопросы художественно-эстетического образования и воспитания.

В центре сквера Площади искусств находится памятник А.С.Пушкину, скульптора М.К.Аникушина. Он был открыт в 1957 году и с тех пор сквер рядом с памятником поэту — любимое место отдыха петербуржцев и гостей города.

Высота скульптуры —4,1 м, высота постамента —4,5 м. Памятник выполнен из бронзы, четырёхгранный постамент из красного полированного гранита, основание — из кованого гранита[. Скульптор изобразил Пушкина, читающим свои стихи.

Площадь Искусств в Петербурге — это удивительное место, где ансамбль формировался постепенно в течение не только многих лет, но и веков.

В отличие от Москвы, где архитектурные застройки обычно поручались целым школам, в Петербурге была иная практика — то или иное здание обычно строил отдельный, специально приглашенный архитектор. Ценно понять, что каждый Художник, получивший задание, старался не только выразить себя, но и думал о том, как вписать, вместить свои замыслы в уже готовый архитектурный ансамбль. Каждый стремился реализовать гармонию, добиться созвучия старого и того нового, что ему предстояло воплотить.

Не хочется повторять уже сказанное и словами, и некоторыми фотографиями, которые я разместила в одноименном фотоальбоме.

Пусть этот рассказ будет доброй предпосылкой для изучения каждого здания этой замечательной площади, ведь история каждого объекта — это уникальное историческое и художественное явление!

Площадь Искусств Санкт-Петербурга, первоначальное название Михайловская площадь, — архитектурный ансамбль, спроектированный в первой половине XIX века великим архитектором Карлом Росси.

Конечно, не все здания площади были созданы при участии Росси, но, застраивая площадь, другие архитекторы использовали его проекты или имитировали стиль фасадов своих зданий.

История создания

Начало уникального облика площади положило строительство Михайловского дворца, где сегодня располагается Государственный Русский музей. Над проектом резиденции князя Михаила Павловича начиная с 1817 года работал архитектор Карл Росси, а идея строительства принадлежала отцу великого князя, императору Павлу I. Однако к реализации проекта приступили только после смерти монарха. Место выбирали долго и наконец остановились на заросшем пустыре в центре города, в северной части которого располагался основанный Петром I фруктовый сад (Третий Летний).

Росси поставил перед собой грандиозную задачу: создать новый городской ансамбль в классическом стиле, спланировав площадь и две новые улицы, получившие название Инженерная и Михайловская. Зодчий также спроектировал все выходящие на площадь фасады зданий, хотя строились они впоследствии другими архитекторами. Коренная перепланировка обширной территории, до того лишь частично застроенной деревянными оранжереями и бытовыми постройками Третьего Летнего сада, позволила Росси связать новой Михайловской улицей площадь перед зданием Михайловского дворца с центральной магистралью города — Невским проспектом. В результате открылся вид на дворцовый фасад с изящным восьмиколонным портиком коринфского ордера.

Архитектор вел проект крайне тщательно, прорабатывая в эскизах все детали, от чугунной решетки и планировки парка до рисунка на паркете в залах дворца.

Строительство Михайловского дворца продолжалось до 1823 года, еще два года велась отделка интерьеров. Внешний вид главного здания и западного флигеля дворца сохранился практически без изменений. А вот из интерьеров до настоящего времени дошли только два — главный вестибюль и Белый зал.

В 1827 году по указу императора Николая I началось устройство перед дворцом сквера. Проект его также разработал Росси, а озеленением занимался садовник Джозеф Буш, создавший сквер в английском стиле: с зелеными газонами и широкими дорожками, по краям которых располагались клумбы из редких кустарников и цветов. Вокруг площадь была обнесена чугунной решеткой и окружена тротуаром из пудостского камня. С этого же времени площадь стала именоваться Михайловской.

Михайловский театр

Михайловский театр (площадь Искусств, д. 1) задумывался как камерная сцена для высокопоставленных гостей. Он открыл свои двери для первых зрителей 8 ноября 1833 года. Архитектор здания Александр Брюллов начал строительство в 1831 году и попытался органично вписать театр в уже сложившийся ансамбль площади. Фасад театра, которому был придан вид жилого дома, выполнен по проектам Карла Росси, чтобы гармонировать со зданием Михайловского дворца. Поэтому подлинный блеск императорского театра — серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина — открывались лишь зрителям.

В 1859 году архитектор Альберт Кавос реконструировал внутреннюю планировку и отделку театра. Он увеличил размеры зала, устроил 5-й ярус. В классических интерьерах появились элементы барокко — лепнина, кариатиды над авансценой. Эти интерьеры сохранились до нашего времени. До революции Михайловский театр не имел своей труппы и наряду с Мариинским и Александринским управлялся общей дирекцией императорских театров и использовался как дополнительная сцена. В 1918 году по инициативе А. Луначарского был создан новый музыкальный театр — Государственный Михайловский театр, который сначала показывал старые спектакли Мариинской сцены, тогда же в театре появилась постоянная труппа.

Здания площади

В 1822 году по периметру площади началось строительство частных домов. Рядом с театром в 1831 году появляется дом (площадь Искусств, д. 3), также созданный по проекту Росси. Первым его хозяином был граф Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Человек неоднозначный, причастный к убийству императора Павла I, храбрый воин, сражавшийся с Наполеоном, и царский чиновник, в ранге генерал-губернатора Санкт-Петербурга, участвовавший в комиссии по расследованию заговора декабристов. В 30-е годы в доме поселилась семья музыканта и композитора графа Михаила Вильегорского. Позднее, в 1835 году, семья Вильегорских переехала в соседний дом, а еще через десять лет они выкупили дом 4, принадлежавший ранее табачному фабриканту Жукову. В первой половине XIX века дом Вильегорских был одним из центров музыкальной и творческой жизни столицы, их салон посещали Пушкин, Жуковский, Вяземский, бывали Лист, Глинка, Берлиоз.

Михайловскую улицу от площади к Невскому проспекту проложили в 1834–1835 годах. Тогда же угловой участок дома №9 (по Итальянской улице) был передан Дворянскому собранию. Сейчас в этом здании располагается Филармония. Автор дома, построенного в 1839 году, — архитектор Поль Жако, а фасад, как и другие фасады площади, был спроектирован Росси для Дворянского собрания Петербурга.

Первоклассный по акустике зал, вмещающий более 1500 человек, с конца 1840-х годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. Здесь выступали известные музыканты ХIX века: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Г. Малер, А. Рубинштейн, К. Шуман, П. Виардо, П. Сарасате и многие другие. Здесь же впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова. 12 июня 1921 года в этом здании состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии.

Площадь искусств

После революции, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, на Невском проспекте в 1918 году был установлен бюст немецкого социалиста Фердинанда Лассаля. В связи с этим в начале 1920-х годов Михайловская площадь (равно как и Михайловская улица в 1918 году) получила имя Лассаля. 26 сентября 1940 года площадь Лассаля была переименована в площадь Искусств. Такое имя она получила потому, что здесь расположены крупнейшие учреждения культуры. 19 июня 1957 года в центре площади Искусств был открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы Михаила Аникушина.

В историческом центре северной столицы есть площадь, которая является сосредоточением культурной жизни города. Здесь из раскрытых окон филармонии доносятся звуки рояля, в музыкальном театре поднимается занавес, а в выставочных залах музея замерли живописные полотна. Поэтому и называется она символично – площадь Искусств.

Монумент словно овальной виньеткой обрамлен зеленью сквера, к которому стекаются улицы:

  • Итальянская
  • Инженерная
  • Михайловская

Композиционный центр площади – величественный силуэт Русского музея. Создатель архитектурной жемчужины – знаменитый Карл Росси. Единство стиля высокого классицизма подчеркивают строгие линии фасадов остальных зданий, разместившихся вокруг площади.

История

В период застройки Петербурга Петром I на этом месте красовался фруктовый сад. Во время царствования Елизаветы он превратился в Третий Летний сад с двумя прудами.

Только в двадцатых годах XIX столетия здесь развернулось строительство. В честь сына императора Павла I великого князя Михаила был выстроен особняк, получивший название Михайловского дворца. Земельный участок был отведен под площадь, для подъезда к дворцу были перепланированы близлежащие улицы и разбит сквер в английском стиле.

Шли годы, и площадь Искусств преображалась. В 1860 году через нее пролегла линия знаменитой русской конки.

Конка описание

В 1895 году ставшее доходным домом помещение Михайловского дворца перешло в казенную собственность. Через три года указом Николая II в бывшем дворце был открыт крупнейший музей изобразительного искусства.

В годы советской власти площадь изменилась. На ней появился памятник немецкому политику-социалисту Ф. Лассалю. И петроградцы стали называть это место площадью Лассаля.

Только накануне войны место, объединившее несколько крупных учреждений культуры, стало именоваться площадью Искусств

Архитектурные особенности

В проекте застройки Михайловской площади отразилась главная особенность городской архитектуры XIX столетия: стремление к ансамблевому единству. Замысел гениального итальянца Росси отличался сочетанием своеобразной театрализации и монументальности в едином архитектурном решении.

Росси тщательно продумал схему застройки, проектируя все здания в стилистической близости с архитектурой Михайловского дворца

Градостроители, позднее завершавшие проектировку площади, придали всем строениям композиционное единство.

Площадь искусств Михайловский дворец

Парад музеев

  • Всех любителей живописи гостеприимно приглашает Русский музей. В его экспозициях – самая многочисленная коллекция работ кисти русских художников: начиная от Андрея Рублева до полотен Васнецова. При музее функционирует реставрационный центр и научно-исследовательский институт.
  • Живописные работы русского модерна представлены в соседнем корпусе Бенуа и квартире-музее Исаака Бродского.
  • Этнографический музей славится самой большой коллекцией предметов быта всех народностей России.

С площади хорошо просматриваются купола Воскресенского храма Спас на крови


Площадь Искусств, расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Название связано с размещенными на ней учреждениями культуры и вполне отражает красоту и идеальные пропорции ее архитектурного ансамбля.

Содержание:

Историческая справка
Достопримечательности
Где находится и как добраться

Историческая справка

В петровские времена на обширной территории, включавшей и современную площадь Искусств, был разбит фруктовый сад. Позднее сад предназначался для охоты, затем был преобразован в сад Летнего дворца императрицы Елизаветы (Третий Летний сад).

Площадь, носившая изначально название Михайловской, сформирована в начале XIX века. Первым зданием, возведенным на заросшем пустыре в центре города возле Третьего Летнего сада, становится дворец, построенный в 1819-1825 годах для великого князя Михаила, младшего сына императора Павла. Проектировал его русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси, он же создал единый архитектурный комплекс, которому подчинил все окружающее пространство.

Создание городских архитектурных ансамблей являлось основной сферой деятельности зодчего, сумевшего придать Петербургу новое лицо в стиле высокого классицизма. Выдающееся градостроительное мастерство архитектора в высшей степени воплотилось в ансамбле Михайловского дворца.

Территория перед главным фасадом дворца была преобразована в площадь. Фасады всех зданий, выходящих на площадь, были спроектированы Карлом Росси. Застройкой занимались другие архитекторы, но они были внимательны к идеям великого зодчего, обращаясь к его чертежам для поддержания единого стиля. По сравнению с великолепным дворцом остальные строения выглядят скромно. Этим подчеркивается главная роль Михайловского дворца в ансамбле площади. По проекту Росси все фасады имели общие декоративные элементы, одинаковое расположение и оформление окон, этажность и высоту.

Чтобы связать усадьбу с основными магистралями города, изменили планировку близлежащих улиц. С Невским проспектом ее соединила Михайловская улица, проложенная в 1819-1825 годах. Улица Большая Садовая была продлена от Невского проспекта до Марсова поля, а от Екатерининского канала (канал Грибоедова) до Фонтанки проложили Инженерную улицу. При этом часть Садовой улицы переименовали в Итальянскую.

Карлу Росси принадлежит и планировка овального сквера на Михайловской площади, проект которой относится к 1826 году. Композиция расположения деревьев и кустарников редких пород, выполненная в английском стиле, — с газонами, цветниками и дорожками, т.е. проект озеленения, – заслуга садовника Джозефа Буша. В дальнейшем городской садовник В. Визе внес изменения, заменив разросшиеся деревья в центре сквера клумбами, чтобы открыть вид на дворец с Невского проспекта.

В очередной раз сквер перед главным фасадом Михайловского дворца претерпел изменения в ходе масштабной реконструкции площади 1946-1950 годов. Тогда ликвидировали поздние пристройки, и облик зданий был приближен к замыслу Росси, а скверу придали четкую планировку и одновременно живописность, сблизившую его с Михайловским садом, который примыкает к парковому фасаду дворца.

Примерно в это же время (к 1950 году) с площади убрали трамвайные пути. Трамвай ходил с 1907 года, сменив конку. Линия конной железной дороги существовала здесь еще с 1860 года – одна из первых в Петербурге.

Площадь дважды меняла свое название. В начале 20-х годов прошлого века Михайловская площадь, как и Михайловская улица, была переименована в площадь Лассаля в честь немецкого социалиста, бюст которому работы скульптора В. А. Синайского был установлен на Невском проспекте согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. Название площадь Искусств она носит с 26 сентября 1940 года.

Летом 1957 года сквер украсил памятник А. С. Пушкину, который по праву считается одним из лучших. Его авторы (скульптор М. Аникушин и архитектор В. Петров) так органично вписали свое творение в архитектурный ландшафт, что создается впечатление, будто памятник стоял здесь со дня основания площади.

Последняя капитальная реконструкция 2001 года проводилась по проекту архитектора Ф. К. Романовского и включала в себя работы по ремонту коммуникаций, освещения, гранитному мощению тротуаров.

Достопримечательности площади Искусств

Площадь Искусств и сегодня сохраняет исторический облик и оправдывает свое название. По Инженерной улице на нее выходят:

Михайловский дворец

Михайловский дворец.

Архитектурный шедевр К. Росси. С 1898 года и поныне во дворце размещается Русский музей – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, крупнейший в мире музей национального изобразительного искусства. Музей учрежден в честь покровителя искусств и страстного коллекционера императора Александра III.

(подробнее про Михайловский дворец можно прочитать здесь).

Корпус Бенуа

Вид на корпус Бенуа со стороны канала Грибоедова.

Назван в честь автора проекта архитектора Л. Н. Бенуа. Здание, изначально предназначенное для проведения художественных выставок, построено в 1919 году соавтором проекта архитектором С. О. Овсянниковым в стиле неоклассицизма. В 1930-х годах было передано Русскому музею. В послевоенные годы был достроен специальный переход, соединивший корпус Бенуа и основное здание музея с сохранением отдельного входа со стороны канала Грибоедова. В постоянной экспозиции представлено искусство ХХ века, часть залов отведена под временные выставки.

(подробнее про Корпус Бенуа можно прочитать здесь).

Этнографический музей

Фасад здания Этнографического музея.

Здание строилось специально для размещения этнографической коллекции Русского музея с 1900 по 1911 год архитектором В. Ф. Свиньиным в стиле неоклассицизма. Музейный фонд формировался с 1902 года путем сбора и хранения предметов обихода различных этнических групп и содержит около 500 тысяч экспонатов и материалов культурного наследия народов, населяющих Россию.

(подробнее про Этнографический музей можно прочитать здесь).

Михайловский театр

Фото фасада здания Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

Жемчужина в ожерелье архитектурного ансамбля, спроектированного Росси. Построен талантливым архитектором А. Брюлловым в 1831-1833 годах. Своим названием театр обязан младшему брату императора Николая I – великому князю Михаилу, так как вначале предназначался исключительно для правящей семьи и ее гостей. Позднее, открывшись для широкой публики, театр являлся третьим по счету императорским театром в Петербурге (после Мариинского и Александринского) и выполнял функцию дополнительной сцены.

(подробнее про Михайловский театр можно прочитать здесь).

На противоположной стороне площади по Итальянской улице находятся не менее интересные в историческом и культурном отношении здания. Здесь расположены:

Филармония имени Шостаковича

Здание было построено для Дворянского собрания архитектором П. П. Жако в 1834-1839 годах. Ленинградская филармония, находящаяся здесь с 1921 года, даже в блокадные военные годы не прекращала концертную деятельность, поднимая дух защитников города. Тогда впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Сегодня – это обитель музыкальных традиций, главный концертный зал Санкт-Петербурга.

(подробнее про филармонию им. Шостаковича можно прочитать здесь).

Театр музыкальной комедии


(подробнее про Театр музыкальной комедии можно прочитать здесь).

Другие здания, образующие площадь, также являются памятниками архитектуры и имеют интересную историю.

Рядом с Михайловским театром находится дом (пл. Искусств, дом 3), построенный К. Росси в 1820-е годы для графа П. В. Голенищева-Кутузова – генерал-губернатора Санкт-Петербурга, человека, причастного к убийству Павла I. В советское время с 1924 по 1939 год в этом доме проживал знаменитый художник Исаак Бродский, ученик И. Е. Репина, основоположник нового течения в живописи – социалистического реализма. В 1949 году в квартире, где прошли последние 15 лет жизни художника, был открыт музей его имени, который в настоящее время является одним из филиалов музея Российской академии художеств. Посетить музей, где расположена внушительная коллекция картин Бродского и других художников, можно со среды по воскресенье. Здесь также часто проводят выставки современной живописи и вечера классической музыки.

Гармоничная и красивая площадь Искусств с 2008 года приобрела неоновое сияние, которое дает специальная подсветка. Фасады зданий с тех пор радуют переливами цветов в праздничные дни. Ищущим вдохновение горожанам и гостям Петербурга музеи и театры, которыми так богата площадь, подарят незабываемые впечатления, а уютные кафе и сквер позволят отлично отдохнуть.

Читайте также: