Эстетика в дизайне кратко

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время с точки зрения инженеров — дизайн относится к сфере техники, с точки зрения художников, к сфере искусства, с точки зрения архитекторов — к сфере архитектурно художественной деятельности.

Конечная цель у этих сфер деятельности одна, несмотря на принципиальные различия. Она заключается в том, что благодаря синтезу науки, техники и искусства культура материально предметной среды, окружающей человека, поднимается на самый высокий научно-технический и художественно- эстетический уровень. Технический прогресс, закономерности развития природы и композиционные основы, сформированные в течении тысячелетий в сфере архитектуры и техники следует максимально применять в этом созидательном творчестве.

Такие культуры как: научно-техническая и технологическая, духовная и материальная, гуманитарная и индустриальная дизайн объединяет в одно целое. Он является итогом их встречи, взаимодействием их пересечения. Тем самым гарантирует культурное единство современной цивилизации.

Под влияние дизайна попадают абсолютно все сферы жизни и деятельности людей. По силе эстетического воздействия и массовости он превосходит такие средства массовой информации, как кино и телевидение.

Техническая эстетика — это наука, занимающаяся изучением технических и эстетических проблем создания гармоничной предметной среды. Эта наука является результатом взаимодействия таких наук, как эстетика, технология производства, инженерная психология, социология, эргономика, экономика, искусствознание. Техническая эстетика занимается проблемами освоения мира по законам красоты.

Дизайн является творческой деятельностью. Она направленна на развитие и регулирование предметной среды с целью достижения целостности и единства ее многофункциональных и эстетических нюансов. Дизайн зародился в начале XX века, как ответ на стихийное развитие функциональных и визуальных характеристик предметной среды. В узком значении под дизайном подразумевают только проектирование эстетических свойств изделий. Дизайнерами называют людей, которые занимаются вопросами эстетических проблем предметной среды. Забота о человеке является их основной целью деятельности. Она заключается в совершенствовании и улучшении внешнего вида изделий, машин и оборудования, обеспечении удобства и оптимальных условий работы сотрудников, увеличение производительности. Дизайнер обязан согласовывать назначение изделия с его формой, пользу с красотой. Также дизайнер обращает внимание как на требования пользователя, так и на требования производства при разработке оборудования.

Проектируя предметы, дизайнер уделяет большое внимание форме создаваемых предметов. Он должен обращать внимание на такие мелочи как, структурные связи между их деталями, придающие им композиционное и функциональное единство, а не только на особенности внешнего вида предметов. Иными словами, дизайнер не только дает форме предмета конструктивную законченность и целесообразность, но и придает ей эмоциональную выразительность, владеющей эстетической ценностью. Дизайнер принимает во внимание такие детали как: красоту и пользу, рациональность конструкции, технологичность его изготовления при проектировании бытового изделия. В наши дни для изготовления изделия необходимо, чтобы его производство было технологичным, а реализация - выгодна предприятию. Достичь этой цели можно в том случае, если изделие понравится потребителю, то есть будет пользоваться спросом. Таким образом через предметы быта дизайнер формирует эстетический вкус клиентов.

Эстетика в дизайне — это эстетический анализ произведений авторов, когда проектирование анализируется как концептуальное и символическое, где анализируются соотношения меры предмета и меры человека. Техническая эстетика является научной основой дизайна. Каждый предмет имеет важное предназначение - функцию, в отличие от произведения искусства. Почти каждый человек имеет потребность окружать себя красивыми предметами, поэтому ценность вещи охватывает два начала - пользу и красоту.

Техническая эстетика — это результат множественного анализа различных факторов: освоения мира по законам красоты промышленными средствами, проектирования, серийного изготовления различных предметов, сочетающих в себе эстетические и утилитарные качества, на основании которых создаются оптимальные условия для жизнедеятельности человека.

Для основной массы произведений дизайна, эстетическая сторона считается производной, хотя это совсем не значит, что эстетическая ценность не так важна по сравнению с другими. Это значит, что эстетическая деятельность пристраивается над оптимальным, многофункциональным и технологическим решением, сконцентрированным на формировании мемориальной среды – предметной и пространственно- временной структуры для главных процессов жизнедеятельности человека и человеческого общества в целом. Целостные отношения человека к совершенству произведений и к их художественной ценности это и есть эстетические отношения.

Принципы и методы художественного построения и конструирования лежат в основе технической эстетики. Так же учитываются сложности, встречающиеся на пути дизайнеров при реализации их творчества.

Здесь в большей степени преобладает материально-тактильный опыт познания мира. Все познаётся с помощью ощущений, восприятия, анализа, соприкосновений, наблюдений. Это является главным катализатором в определении верных задач и установок в технической эстетике. Без них конструктивной и продуктивной работы просто не может быть.

Список литературы

1. Воронов Н. В., Шестопал Я. Е. Эстетика техники: Очерки истории и теории. — М.: Советская Россия, 1972. — 176 с.

2. Коллектив авторов. Техническая эстетика. Труды ВНИИТЭ: Проблемы формообразования и композиции промышленный изделий. — ВНИИТЭ, 1975. 6. Техническая эстетика / Соловьёв Ю. Б. // Струнино — Тихорецк. — М.: Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 25).

Сейчас нам кажется, что эстетика неразрывно связана с функцией, но в каждый период истории акценты смещались на разные свойства предметов дизайна. Семь дизайнеров и дизайн-директоров рассказывают, как они видят баланс между функцией и эстетикой сегодня.

Модерн появился в ответ на изменения в культуре и быте, связанные с набирающей темпы индустриализацией. Он ставил перед собой задачу найти баланс и целостность в продуктах дизайна нового времени, сочетая в них и художественные, и утилитарные качества.

Мы узнали у семи дизайнеров и дизайн-директоров, как они видят баланс между функцией и эстетикой сегодня, какой профессиональной философии придерживаются и как это отражается на их проектах.

Сегодня на первый план выходит сопричастность пользователя к бренду: он выбирает для себя не просто сервис, а ценности. Мы пользуемся услугами на основании того, что схоже с нашими внутренними ощущениями. Здесь очень важна эстетика, потому что функционально большинство компаний решают одни и те же задачи и конкурировать на этом уровне за внимание потребителей очень сложно.

Мне всегда хотелось делать продукты, которые будут давать дополнительную ценность через эстетику, качество взаимодействия с продуктом и пользовательский опыт. Нужно не просто дать человеку удобный продукт, а сделать так, чтобы ему нравилось возвращаться в приложение и пользоваться им.

Генеральный директор Red Collar

Мы находимся в заложниках утилитарных интерфейсов, когда важна экономика решений. При этом если бы человеческая натура была склонна только к функциональности, мы бы уже давно нашли идеальное утилитарное решение в одежде, у нас был бы один форм-фактор книги и журнала с лучшими размерами гарнитур и эффектными обложками. Все в нашей жизни было бы оптимизированно и рационально.

Но если посмотреть на это со стороны культуры в разрезе истории, то мы увидим, что у первых рукотворных сооружений нет никакой утилитарной функции. Люди построили их только для красоты, в творческом порыве, для вдохновения. Тяга к эстетике, к чему-то красивому, гармоничному у человека есть на физиологическом уровне. На протяжении веков люди вкладывали большое количество ресурсов в то, что поражало воображение, захватывало эмоционально. И эти вещи совершенно не связаны с прикладными историями.

Дизайн-директор Яндекс.Дзена

В юзабилити-исследованиях мы всегда фокусировались на функции. Ведь мы изучаем то, как люди взаимодействуют с продуктом, все ли находится там, где нужно, обладает ли продукт необходимыми качествами и функциями. Часто исследователи забывают о важности эстетического аспекта и о том, что его тоже нужно изучать.

Эстетика несомненно влияет на восприятие продукта. Причем она проявляется не только в визуальной составляющей. Она есть и в коммуникации, в тексте, в изящных речевых оборотах. Иногда мы готовы прощать продукту с хорошей эстетикой какие-то огрехи с функцией. У самой была такая ситуация: когда я выбирала себе микроволновку только по дизайну, забыв о функциональности.

На эту тему есть хорошая книга Дональда Нормана “Emotional Design” — о том, что продукт на самом деле должен создавать эмоции. Их можно получить и от функционального наполнения продукта, и от его визуальной составляющей. Это и есть та тонкая грань взаимодействия с эмоциями конечного пользователя, которая достигается за счет разных факторов. В этом и состоит основная задача — комплексное взаимодействие с пользователями.

Функция — это про удовлетворение от пользования, а эстетика — про удовольствие от пользования. Кажется, что сначала были функция и решение задач продукта и бренда в плоскости утилитарности и упрощения жизни человека. Но со временем одинаковых функциональных решений становится слишком много. И заполучить внимание и любовь пользователя можно только через эстетическую оболочку.

Дальше вступает в игру эстетика. Здесь огромное значение нужно придавать мастерству исполнения, которое проявляется в деталях, даже в функциональных деталях. Ведь именно красота делает брендинг, дизайн, маркетинг полноценными и меняет визуальную среду вокруг нас. То есть у функции задача – упрощать жизнь, делать ее удобной. А у эстетики две функции: одна маркетинговая — выделять объект из окружения, а вторая – делать мир вокруг нас прекраснее.

Мы в ONY и Signal называем это осмысленной эстетикой, которая наполняет базовое удобство смыслами и деталями, делает продукт интересным и неповторимым. Именно такие продукты выбирают для себя пользователи.

Директор по стратегии Signal by ONY

Даже у эстетики есть своя функция, которая трансформируется в зависимости от контекста задачи. Единственно правильный ответ о важности, равенстве и равновесии функции и эстетики в дизайне найти сложно, но мы постараемся разобраться в эту субботу, 31 июля, на бесплатной конференции MailDesignConf & DribbbleMeetup 2021.

Максимально разнообразный состав участников позволит под разными углами раскрыть отношение к вопросу, и команды поделятся полезной информацией для развития дизайнеров. На мероприятии мы всегда поддерживаем командные выступления, подсвечиваем новые имена и приглашаем спикеров из других индустрий для расширения кругозора.

Эстетизация предметного мира, окружающего человека. Измерение уровня эстетического в продукте дизайна. Эстетическая, креативная, гуманизирующая, организующая функция и высокая социальная значимость продуктов дизайна. Фактор меры в работе дизайнера.

Рубрика Этика и эстетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.01.2015
Размер файла 15,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Эстетическая функция

2. Гуманизирующая функция

Дизайн неразрывно связан со своим потребителем, все, что делают дизайнеры, призвано служить человеку, удовлетворять его потребности, прихоти. Как индивидуален каждый человек, также индивидуальна среда, которую он вокруг себя создает. Нельзя со всей уверенностью утверждать, что та, или иная вещь не имеет право на существование, из-за того что мы считаем ее безвкусной, все индивидуально, и если вещь сделана для конкретного потребителя, то в ней заложена именно та функция, необходимая данному, конкретному человеку. Но это утверждение действительно только при индивидуальном, частном подходе к проектированию вещи. Если говорить о массовом производстве, то ответственность дизайнера в этом вопросе возрастает. "В дизайне не может быть мелочей в работе с формой и материалом, потому что им предстоит сосуществовать с человеком, о котором нужно думать в первую очередь."(8) Но при массовом производстве невозможен диалог между дизайнером и потенциальным потребителем, в этом случае дизайнеру приходится полагаться на собственные представления о его потребностях, но также можно брать за основу статистические данные, практику своих предшественников или собственный жизненный опыт в работе с клиентами.

3. Организующая функция

Данная функция является следствием основной функции дизайна - гармонизации среды вокруг человека, ведь сложно представить хоть какую-то гармонию в хаосе. Организация, упорядочение предметов в пространстве - является неотъемлемой частью этой самой гармонии. Если рассмотреть эту функцию на примере интерьера, то она является едва ли не главной задачей в создании действительно качественного объекта. Так как упорядочить предметы в пространстве, при этом создать для человека по-настоящему комфортную среду, а не просто красивую картинку, которая развалится после нескольких дней пребывания человека в данном интерьере - задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Упорядочить предметы в пространстве. задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.

Каждый вещь, претендующая называться продуктом дизайна, должна совмещать в себе две основные характеристики - быть эстетически привлекательной и функциональной. Также в работе дизайнера немаловажное значение приобретает фактор меры, нужно уметь вовремя остановиться, особенно это касается использования декоративных средств в работе над какой-то конкретной вещью или интерьером. Данные аспекты "предполагают рациональную работу дизайнера, посредством которой форма вещи приводится в наиболее адекватное соотношение с ее целью. Предметы, созданные дизайнером, вообще не предполагают излишеств, но только - продуманные излишества." (9)

Каждый вещь должна быть эстетически привлекательной и функциональной. дизайн эстетический креативный

4. Созидательная (креативная) функция

5. Сигнификативная функция

Дизайн - многогранная структура, как индивидуальна и неповторима каждая отдельная личность, так и индивидуален дизайн. Ведь без социального контекста дизайн представлял бы собой всего лишь декоративное искусство, набор чертежей. Высокая социальная значимость продуктов дизайна и дизайна в целом, обуславливают значение, которое он приобретает в современном мире. Нет людей равнодушных к тому, что их окружает, какая предметная среда становится качественной характеристикой уровня жизни. Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что дизайн проникает во все сферы нашей жизни, трудно в таком случае переоценить его влияние на быт современного человека. Большое значение в современном дизайне приобретают идеи сотрудничества потребителя и дизайнера, для наиболее эффективного конечного результата совместной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, дизайн и его социальная составляющая неразделимы, так как дизайн призван к гармонизации среды вокруг человека, привнесения в нее комфорта и индивидуальности.

Подобные документы

Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Эстетические принципы дизайна, красота и польза в его конечном продукте. Особенности проектирования художественного образа. Эстетические факторы формообразования промышленных изделий.

шпаргалка [56,3 K], добавлен 02.03.2011

Понятие целостности в архитектуре и обоснование эстетической концепции проекта. Замыслы советских архитекторов - слияние архитектуры с трудом и производством. Целостность в архитектуре для В. Гропиуса и Ле Корбюзье. Эстетическая целостность в дизайне.

реферат [34,9 K], добавлен 06.03.2009

Предмет и функции эстетики. Взаимосвязь "художественного" и "эстетического". Структура эстетического знания и его основные формы. Возникновение, социальная сущность и основные правила этикета. Специфика, цель и содержание эстетического воспитания.

реферат [26,8 K], добавлен 30.11.2010

Основные понятия архитектуры и дизайна. Учет экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса при создании архитектурных произведений. Три начала архитектуры: прочность, польза и красота. Проблема красоты и пользы в дизайне.

реферат [24,3 K], добавлен 27.03.2012

Характеристика культуры Возрождения. Концепция креативной личности как достижение философии и эстетики Ренессанса. Портрет и пейзаж как формы выражения эстетического мышления Ренессанса. Роль маньеризма в разложении классического эстетического идеала.

Дизайн играет очень важную роль в жизни человека. Множество функций выполняет дизайн: эстетическую, организующую, рационализирующую, гуманизирующую, созидательную, социализирующую и другие. Подробнее хотелось бы остановиться на эстетической функции дизайна и в целом на эстетике. Автор ставит перед собой цель: изучить какое место в жизни человека занимает эстетика.Задачи:

  • Дать определение эстетики;
  • Проследить, как развивалось эстетическое отношение с древности и до нашего времени;
  • Сделать выводы о влиянии эстетики на человека.

Заключение

Список используемой литературы

Читайте также: