Племена саки история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Нет у этих ученых своей строго научной, выверенной на фактах, истории саков, и все это потому, что они все, и ученые мужи, и не мужи, пытаются затащить ту самую девку к себе в постель. Спали бы уж мужчины со своими женушками, а женщины бы не занимались лесбиянством, все было бы в порядке. А то ведь что получается: как только хотят обозвать какой-нибудь народ, обвинить его в невежестве и дикости, так сразу - они кочевники, дескать, пьют кровь и запивают это кумысом, скачут по степи с дикими воплями и жгут города, нанося тем самым своим близким и неблизким соседям непоправимый ущерб. И все это в угоду сиюминутным притязаниям могущественных в данный момент империй, при этом забывая, что завтра все может вернуться назад. Ну, да ладно уж, продолжим дальше свое повествование.

260111fenix

Так кто же были саки на самом деле?

Ну, а почему же кыргызы присутствуют и среди древних жителей Турана, и среди не менее древнего, а не сегодняшнего, Ирана, возможно, спросите вы. А на этот вопрос я вам отвечу в следующий раз.

Саков в древние времена называли по-разному. К примеру, греческие учёные именовали их скифами, а в последние столетия широко используется термин “арии”, что относился к их племенам. Большинство историков сходятся в том, что саки представляли собой индоевропейский этнос, хотя некоторые источники прошлого приравнивают их к тюркским народностям.

Сакские общины и их культура оказали значительное влияние на становление новых народов земель, что находились под властью этих кочевников. Несмотря на то, что о саках сохранилось немало сведений, многие неясности и тайны по-прежнему окутывают эти загадочные племена. Как и когда появился этот народ? Чем отличались саки от соседей-кочевников? Каким был их образ жизни?

Появление саков

В I тысячелетии до нашей эры за счёт слияния различных племён эпохи бронз образовался новый этнос - саки. К предкам саков относили представителей андроновской культуры. Именно поэтому у саков был ярко выраженный андроновский антропологический тип внешности.

Подтверждения этому встречаются в трудах Е. Е. Кузьминой, где отмечается:

“Материальная культура саков сложилась в VIII-VII в. до н. э. на основе более древней местной культуры, известной под названием андроновской”.

Саки принадлежали к ираноязычным кочевым племенам, однако единства в используемом наречии среди них не было. Известно, что на землях саков существовало множество диалектов. Более того, учитывая масштабность расселения племён, учёные склоняются к версии, что часть саков переняла принципы оседлого образа жизни, создавая поселения, и в дальнейшем подготовив основу для возникновения многих европейских народов.

Особенности этноса

Важнейшим этапом перехода от первобытного общества к новой культуре стало появление ранее неизвестных форм деятельности, в частности, кочевого скотоводства. Оно позволяло сакам продвигаться на значительные территории, увеличивая свою численность и укрепляя положение своего народа. За счёт этого появляется возможность создать крупные племенные объединения.

Примечательно, что саки не были однородным этносом. Напротив, они представляли собой огромный племенной союз. В VIII-I веках до нашей эры их территории простирались от сегодняшних Тувы до Украины. Всех кочевников, обитавших на этой территории, персы называли саками, а европейцы (к примеру, древнегреческий историк Геродот) - скифами.

В VI-V веках до нашей эры происходит становление двух групп сакского народа. Они занимали земли Средней Азии и Тянь-Шаня. Персидские учёные называли их саки-тиграхауда и саки-хаумаварга.

Оба этих крупных племени отличались воинственностью и суровым нравом. В сакском обществе было принято по первому же приказу военачальника бросаться в противостояние с подошедшим к границам врагам. Далеко не все древние народы решались бросить вызов этим кочевникам.

Успехи саков

Значительная часть саков производит успешное вторжение в Дрангиану, после чего создаёт собственное государство - Сакастан. Оно занимало земли нынешнего Ирана и Афганистана. Конечно, владения других сакских общин простирались и за пределами Сакастана.

Британский офицер Роберт Сандеман отмечал в своих записях:

“Быстро уменьшающиеся племена Саджидов (Sajittae) и Сака (Sacac) являются другими из более древних рас Белуджистана легко узнаваемых в классической географии”.

Несмотря на эти сведения, саков не стоит приравнивать к народу белуджей. Более того, они представляли лишь незначительную часть этого этноса, что было обусловлено миграциями древних кочевников на землях Белуджистана.

Одно только название этих племён раскрывает нам особенности их быта и жизненный уклад. По мнению исследователей, слово “сакь” связано с определением собаки, лисы, волка и прочих производных.

Нельзя исключать, что такое “имя” саки получили из-за специфического вида их боевых шлемов. Они предпочитали создавать эту часть военного облачения с определённым “украшением”, например, изображением собаки или волка с разинутой клыкастой пастью. В дальнейшем такая деталь стала отличительным символом рода.

Саки в Индии

Несмотря на то, что саков историки часто называют кочевниками, это не совсем верно. Образ жизни племён мог быть как кочевым, так и оседлым - в зависимости от региона проживания.

Древние записи, таблички, найденные на сакских территориях, указывают, что этот народ имел строгую социальную иерархию. В сведениях авторов далёкого прошлого также значится, что в сакских общинах были цари, вельможи и их подданные.

В конце II - начале I веков до нашей эры отряды саков появляются в Северо-Западной Индии. Это стало началом образования индо-сакских государств. Местные цари стремились расширять границы своих владений. Со временем сакские территории стали охватывать Гандхару, долину Свата, большую часть Кашмира, доходя на востоке до Паталипутры.

Власть саков в Индии продлилась всего пару столетий. В I веке нашей эры их начинают теснить кушаны, племена, двигавшиеся с севера и в дальнейшем создавшие Кушанское царство. Последним сакским царём стал Рудрасимха III, что был повержен индийским правителем.

Саки так и не смогли установить своё владычество на землях Индии. Поражение племён в этой части их территорий стало началом падения могущества сакских общин и в других частях Азии. Саки действительно были превосходными воинами, однако они не смогли создать по-настоящему крепкое государство, что могло бы противостоять натиску могущественных соседей.

Сегодня саки упоминаются как древний народ, однако они стали предками для многих этносов современности. Генетические исследования последних лет показали, что сакские примеси есть во многих племенах Средней Азии, французах, литовцах, румынах, даже славянах. Конечно, саки стали лишь частью нашего прошлого, но неизвестно, каким было бы настоящее, если бы этот народ в далёком прошлом не установил свою власть на большей части земель Азии и Европы.

Саков в древние времена называли по-разному. К примеру, греческие учёные именовали их скифами, а в последние столетия широко используется термин “арии”, что относился к их племенам. Большинство историков сходятся в том, что саки представляли собой индоевропейский этнос, хотя некоторые источники прошлого приравнивают их к тюркским народностям.

Сакские общины и их культура оказали значительное влияние на становление новых народов земель, что находились под властью этих кочевников. Несмотря на то, что о саках сохранилось немало сведений, многие неясности и тайны по-прежнему окутывают эти загадочные племена. Как и когда появился этот народ? Чем отличались саки от соседей-кочевников? Каким был их образ жизни?

Появление саков

В I тысячелетии до нашей эры за счёт слияния различных племён эпохи бронз образовался новый этнос — саки. К предкам саков относили представителей андроновской культуры. Именно поэтому у саков был ярко выраженный андроновский антропологический тип внешности.

Подтверждения этому встречаются в трудах Е. Е. Кузьминой, где отмечается:

“Материальная культура саков сложилась в VIII-VII в. до н. э. на основе более древней местной культуры, известной под названием андроновской”.

Саки принадлежали к ираноязычным кочевым племенам, однако единства в используемом наречии среди них не было. Известно, что на землях саков существовало множество диалектов. Более того, учитывая масштабность расселения племён, учёные склоняются к версии, что часть саков переняла принципы оседлого образа жизни, создавая поселения, и в дальнейшем подготовив основу для возникновения многих европейских народов.

Особенности этноса

Важнейшим этапом перехода от первобытного общества к новой культуре стало появление ранее неизвестных форм деятельности, в частности, кочевого скотоводства. Оно позволяло сакам продвигаться на значительные территории, увеличивая свою численность и укрепляя положение своего народа. За счёт этого появляется возможность создать крупные племенные объединения.

Примечательно, что саки не были однородным этносом. Напротив, они представляли собой огромный племенной союз. В VIII-I веках до нашей эры их территории простирались от сегодняшних Тувы до Украины. Всех кочевников, обитавших на этой территории, персы называли саками, а европейцы (к примеру, древнегреческий историк Геродот) — скифами.

В VI-V веках до нашей эры происходит становление двух групп сакского народа. Они занимали земли Средней Азии и Тянь-Шаня. Персидские учёные называли их саки-тиграхауда и саки-хаумаварга.

Оба этих крупных племени отличались воинственностью и суровым нравом. В сакском обществе было принято по первому же приказу военачальника бросаться в противостояние с подошедшим к границам врагам. Далеко не все древние народы решались бросить вызов этим кочевникам.

Успехи саков

Значительная часть саков производит успешное вторжение в Дрангиану, после чего создаёт собственное государство — Сакастан. Оно занимало земли нынешнего Ирана и Афганистана. Конечно, владения других сакских общин простирались и за пределами Сакастана.

Британский офицер Роберт Сандеман отмечал в своих записях:

“Быстро уменьшающиеся племена Саджидов (Sajittae) и Сака (Sacac) являются другими из более древних рас Белуджистана легко узнаваемых в классической географии”.

Несмотря на эти сведения, саков не стоит приравнивать к народу белуджей. Более того, они представляли лишь незначительную часть этого этноса, что было обусловлено миграциями древних кочевников на землях Белуджистана.

Одно только название этих племён раскрывает нам особенности их быта и жизненный уклад. По мнению исследователей, слово “сакь” связано с определением собаки, лисы, волка и прочих производных.

Нельзя исключать, что такое “имя” саки получили из-за специфического вида их боевых шлемов. Они предпочитали создавать эту часть военного облачения с определённым “украшением”, например, изображением собаки или волка с разинутой клыкастой пастью. В дальнейшем такая деталь стала отличительным символом рода.

Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.

Сакский (скифский) всадник из Пазырыка в Центральной Азии, V-IV вв. до н.э.

Саки в Индии

Несмотря на то, что саков историки часто называют кочевниками, это не совсем верно. Образ жизни племён мог быть как кочевым, так и оседлым — в зависимости от региона проживания.

Древние записи, таблички, найденные на сакских территориях, указывают, что этот народ имел строгую социальную иерархию. В сведениях авторов далёкого прошлого также значится, что в сакских общинах были цари, вельможи и их подданные.

Сакские всадники

Сакские всадники

В конце II — начале I веков до нашей эры отряды саков появляются в Северо-Западной Индии. Это стало началом образования индо-сакских государств. Местные цари стремились расширять границы своих владений. Со временем сакские территории стали охватывать Гандхару, долину Свата, большую часть Кашмира, доходя на востоке до Паталипутры.

Власть саков в Индии продлилась всего пару столетий. В I веке нашей эры их начинают теснить кушаны, племена, двигавшиеся с севера и в дальнейшем создавшие Кушанское царство. Последним сакским царём стал Рудрасимха III, что был повержен индийским правителем.

Рудрасимха III

Рудрасимха III

Саки так и не смогли установить своё владычество на землях Индии. Поражение племён в этой части их территорий стало началом падения могущества сакских общин и в других частях Азии. Саки действительно были превосходными воинами, однако они не смогли создать по-настоящему крепкое государство, что могло бы противостоять натиску могущественных соседей.

Сегодня саки упоминаются как древний народ, однако они стали предками для многих этносов современности. Генетические исследования последних лет показали, что сакские примеси есть во многих племенах Средней Азии, французах, литовцах, румынах, даже славянах. Конечно, саки стали лишь частью нашего прошлого, но неизвестно, каким было бы настоящее, если бы этот народ в далёком прошлом не установил свою власть на большей части земель Азии и Европы.

Саки в мировой истории. Борьба за независимость

В первом тысячелетии до н. э. на основе конгломерата племен эпохи бронзы выросла новая этническая общность — саки. Переход от первобытного общества к классовому сопровождался здесь развитием нового способа хозяйствования — кочевого скотоводства и создания крупных племенных объединений. В VIII—I веках до н. э. на просторах Евразии от Тувы до Украины (включая ее территорию) обитали кочевые племена, которых в древнеперсидских клинописных текстах называли саками, а европейцы скифами. Предположительно, слово “сак” означало “сильный мужчина (воин)”.

Многие археологические находки свидетельствуют об общности этих кочевых племен. При раскопках курганов на западной и восточной окраинах их владений археологи нашли украшенные в так называемом “скифо-сибирском зверином стиле” схожие изделия оружие и утварь, конское снаряжение, другие бытовые предметы. Иначе говоря, на обширном пространстве, включая Семиречье и Тянь-Шань, шел единый процесс формирования культуры древних кочевников.

В VI- V веках до н. э. среднеазиатские племена саков сформировались в два крупных племенных объединения, поэтому говорить о границах их владений можно лишь ориентировочно. Одно из них занимало территорию от Каспийского моря и Уз-боя до Центрального Тянь-Шаня и реки Или.

На территории Средней Азии и Тянь-Шаня в VI—V вв. до н. э., судя по античным письменным источникам, обитало две крупные конфедерации племен: саки — тиграхауда (по персидским источникам), они же саки — ортокорибантии (по древнегреческим) и саки — хаумаварга (по персидским), они же саки — амюргии (по древнегреческим).

Союз саков состоялся из племен яксартов, массачетов, исседонов, дайдахов. Саки были воинственными племенами, играли активную роль в политических событиях Центральной Азии в I тысячелетии до н. э. Каждый взрослый сак считался воином и обязан был по призыву вождя выступить в поход в полном вооружении и на своем коне. Конница саков считалась лучшей в мире.

Хозяйство саков.

Саки говорили на языке восточных иранцев. По останкам древних людей, найденным археологами на Алае, Центральном Тянь-Шане, в районе Кетмень-Тюбе, установлено, что они внешне принадлежали к европеоидам. И только незначительная часть саков имела монголоидные черты. Они занимались круглый год кочевым скотоводством. В зависимости от времени года кочевали с многочисленными стадами овец и табунами лошадей по пастбищам. Для той эпохи кочевое хозяйство было прогрессивной формой, так как обеспечивало в большей степени ценными продуктами мясом, молоком, маслом, творогом, кумысом. Из шерсти и шкур кочевники изготавливали теплую, прочную одежду, кийизы войлочные покрытия и ковры для жилищ, из конского волоса плели веревки. Они освоили непригодные для земледелия территории степные равнины, пустыни и полупустыни, предгорные лощины и распадки. Но самое главное древние кочевники умели изготавливать из металла необходимые орудия труда, оружие топоры, ножи, наконечники копий, а также предметы быта посуду, зеркала, иглы, украшения. Бронза по-прежнему имела значительное употребление в хозяйстве кочевников. В начале I тысячелетия до нашей эры люди научились выплавлять железо. Так на смену бронзовому веку приходит железный век, который длится до сих пор.

Общественное устройство саков.

Немногочисленные письменные источники сохранили скупые сведения об общественном устройстве саков, живших в VI—V веках до н. э. В них встречаются слова “царь”, “владыка”, “воин”. В целом их общественное устройство можно охарактеризовать следующим образом: мелкие патриархальные роды объединялись в кочевые общины, несколько таких кочевых общин составляли племя, племена объединялись в племенные союзы. К V веку в общественном устройстве саков начинают проявляться имущественное и социальное неравенство, перерастающее в классовые различия. Это подтверждают и археологические раскопки. Под большими курганами захоронениями царей археологи находят настоящие сокровища, например, до 4 тысяч изделий из золота и серебра, а в могилах простых членов общины одну-две глиняные чаши.

На самой низшей ступени общественной пирамиды находились рабы, захваченные саками во время сражений и войн. Однако они не играли заметной роли в хозяйстве ввиду их малочисленности. Каждый достигший совершеннолетия сак считался воином. По призыву вождя он облачался в военные доспехи, брал оружие лук, саблю, секиру, садился на коня и выступал в поход. С раннего детства мальчика-сака приучали сидеть в седле, обращаться с конем, стрелять из лука, поэтому сакские воины-конники считались лучшими в мире. Воины настолько искусно владели луком, что на полном скаку, обернувшись назад, точно поражали цель. Цари Ассирии приглашали саков в качестве наставников своих воинов, чтобы научить их стрелять из лука. В V—IV веках до н. э. в сакской коннице появляются тяжеловооруженные отряды всадников, одетых в железные доспехи шлем и кольчугу. Они составляли элитную гвардию царей.

Кочевники Средней Азии поддерживали мирные и военные связи с персами народом Ирана, участвовали в экономической, культурной и политической жизни древнего мира. Двенадцатитысячный отряд саков помог персидскому царю Киру II одержать победу в войне с могущественной Ассирией. Саки принимали участие в спортивных состязаниях, которые устраивались во дворце персидского владыки. Например, один сакский юноша одержал победу во всех конных состязаниях, устроенных Киром II.

Как свидетельствует “История” великого Геродота, саки уже в V веке до н. э. участвовали во всех значительных событиях того периода, например, греко-персидских войнах (500—449 годы до н. э. ). Как союзники, иногда как наемные войска, саки сражались и на стороне Ахеменидов. Конница саков во время Марафонского сражения (490 год до н. э. ) разгромила на своем участке сражения афинских гоплитов (тяжеловооруженных пехотинцев). Пехота саков участвовала в битвах при Фермопилах (480 год до н. э. ) и при Платеях (479 год до н. э. ). Известно также, что степные саки входили в состав экипажей военных судов персов. Чтобы завоевать Грецию, персидский полководец Мердоний включил саков в свои отборные отряды. По данным письменных источников, в городах Египта и Вавилона были сооружены лагеря для войск саков, а персидский гарнизон, стоявший в египетском городе Мемфис, полностью был сформирован из среднеазиатских саков. Имя одного из них Сакиэт сохранилось в письменных источниках и благодаря им дошло до нас. В различных местах бывшей персидской державы, простиравшейся от Средней Азии до Египта, найдены глиняные фигурки в остроконечных колпаках, одетые в камзол, обутые в сапоги, похожие на сакских воинов, а также на тянь-шаньских саков-тиграхаудов.

Саки в мировой истории. Борьба за независимость

Военные успехи саков.

Саки имели непревзойденный международный авторитет: их считали непобедимыми воинами. В VI веке до н. э. саки-тиграхауды были вынуждены вступить в ожесточенную борьбу за свою независимость с очень сильным врагом царем персидских племен Киром И. В 550 году до н. э. этот правитель решил подчинить себе набиравшие силу на северо-востоке персидского государства сакские племена массагетов, возглавляемые царицей Томирис, а затем завоевать Египет.

Чтобы сражаться со стотысячной армией Кира II, царица Томирис должна была противопоставить ей такое же мощное войско. Против персов выступили не только сакские племена, земли которых намеревался подчинить Кир II, племена сопредельных с ними земель, но и другие племена саков-тиграхаудов, в том числе Семиречья, Иссык-Куля.

Летом 530 года до н. э. остановив свои войска перед рекой, отделявшей его от саков, Кир II направил к царице Томирис, которая была вдовой, послов с предложением стать его женой. Понимая, что царю персов нужна не жена, а необъятные владения саков, их богатства и храбрые воины, царица ответила отказом. Кир II, только и ждавший повода для начала войны, во главе войск переправляется через реку. Саки наблюдают за ним, не пытаются помешать. Томирис полагала, что врагам будет трудно сражаться на чужой земле, а когда они повернут обратно, широкая гладь реки станет для них непреодолимой преградой. Продвинувшись вглубь сакских земель, Кир II остановил свои войска. Он решил хитростью заманить саков в ловушку: сделал вид, что испугался, и повернул обратно, оставив, как бы в спешке, большой запас вина. План был прост, но итог оказался успешным. Как и предполагал Кир II,

Томирис отправила за ним в погоню треть своего войска во главе с единственным сыном Спарганистом. Саки заняли опустевший лагерь персов, нашли вино и, воспользовавшись неопытностью своего командующего, устроили пиршество. Под покровом ночи Кир II вернулся и уничтожил беспечно спавших саков. По сведениям одних источников, Спарганист был убит персами, по другим попал в плен, но покончил с собой, не вынеся позора. Томирис направила к Киру II посла с требованием немедленно уйти с сакской земли и вернуть тело сына. Письмо заканчивалось угрозой: “Если же ты не сделаешь этого, я напою тебя кровью, клянусь солнцем, которому поклоняются массагеты”. Кир II не внял угрозе. Началась ожесточенная битва, в которой сакам удалось заманить персов в узкое ущелье и перебить их. Согласно легенде, записанной греческим историком Геродотом, Томирис велела положить голову царя Кира II в бурдюк, наполненный кровью, и произнесла: “Ты хотел крови. Ты получил ее!”.

Однако позже саки были подчинены его наследником Дарием Гистаспом в 519—518 г. до н. э. В тяжелой борьбе с Ахеменидским государством участвовали объединенные силы сакских племен Средней Азии, включая и тех, которые занимали территорию древнего Кыргызстана. В ответ на мобилизацию всех сил Ахеменидов от Средиземного моря до Гиндукуша (у Кира II была двухсоттысячная армия) цари саков должны были сконцентрировать силы кочевников от Тянь-Шаня до Каспийского моря. Только так саки могли достойно встретить иноземных завоевателей.

Большое влияние в земледелии играли контакты с оседлым населением, особенно согдийцами, далекими предками таджиков, которые стали селиться в пределах Чуйской и Таласской долин. Со временем они смешались с тюркоязычным населением, приняв его обычаи и традиции.

На тогдашней территории Кыргызстана происходили бурные политические и военные события:

а) на протяжении 5 столетий, начиная с VII века до н.э., пастбищами владели ираноязычные саки (восточные скифы) далекие предки кочевых народов Средней Азии.
б) преемниками саков стали ираноязычные усуни - из разных народностей Средней Азии.
в) с III века до н.э. их сменили гунны.

Читайте также: