Племена центрального кавказа в 4 12 веках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кавказ — один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал внимание историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Изучение этой горной страны, интенсивно продолжающееся в течение около 500 лет, позволило накопить огромный фактический материал. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изучении археологических памятников. Однако история этой горной страны многогранна и сложна, напоминая о том, что изучена тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.

По языковой структуре кавказские языки резко отличаются от всех остальных языков, расположенных в этой части мира, причем, несмотря на отсутствие непосредственного родства, между ними имеются определенные черты сходства, заставляющие говорить о кавказском языковом союзе. Их характерными особенностями являются относительная простота системы гласных (в убыхском их только две, что является мировым рекордом) и необычайное разнообразие согласных; широкое распространение эргативной конструкции предложения.

Таким образом, в IV-III тыс. до н.э. на территориях Кавказа, Закавказья, Месопотамии, Малой и Передней Азии жили народы или народности с этнографически близкими родственными связями по антропологии, культуре, территории расселения и языку.

Пеласги и родственные им племена.

С VIII-VII тыс. до н.э. на юго-западе Малой Азии начинает развиваться земледельческая культура, которую условно называют чатал-хуюкской (по современному названию места в Турции). Эта культура была распространена ши-рокой полосой вдоль юга Малой Азии и вероятно, достигала в то время Эгейского моря в районе острова Родос. Она отличалась удивительно высоким для того времени уровнем развития сельского хозяйства, ремесла, культуры.

Как установлено с достаточной надежностью, с V тыс. до н.э. на территории Малой Азии жили племена, говорившие на так называемых хатто-хуритских языках. Несколько позже они занимали значительную территорию, включающую кроме Малой Азии Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию, Закавказье, весь Северный Кавказ, и западное побережье Каспийского моря. Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа -хаттская — включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа — хурритская — двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Север-ный Кавказ в районе современного Дагестана и Чечни.

Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хурритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры.

Малоазийские племена и кавказские албанцы.

Родство касков с хаттами было указано Э. Форрером , П.Н. Ушаковым, Г.А. Меликишвили и Г.Г. Гиоргадзе. О языке касков судят только по некоторому количеству названий местностей, населенных пунктов и имен лиц.

С III тыс. до н.э. в северо-восточной Месопотамии жили племена кутиев, язык которых отличается от шумерского, семитских или индоевропейских языков; возможно, они были родственными хурритам. В конце XXIII в. до н.э. кути вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство. Предполагается, что язык кутийцев относится к северо-восточно-кавказской языковой группе. К этой группе принадлежали и албаны, населявшие Северный Азербайджан в I тыс. до н.э. Ученые идентифицируют кутиев с одним из Кавказско-Албанских племен -утиями или же современными удинами, живущими сейчас в двух селениях на границе Азербайджана и Грузии.

Общеизвестно, что кавказские языки древнее, чем индоевропейские. В этом отношении и лезгинский язык не исключение. Еще Е.Бокарев, Е.Крупнов, М.Ихилов и др. утверждали 4-5 тысячелетнюю древность лезгинских языков. Хотя у них в руках не было ни одного предложения древнелезгинского (пралезгинского) языка, на его древность были серьезные предпосылки.

в) в лезгинском языке обилие согласных букв, при наличии только пять гласных, что является одним из основных условий для получения разнообразных слов;

Языковеды, сравнивая слова различных языковых семей, выявляют их более древние формы, составляющие самый древний праязык, так называемый ностратический язык. Они предполагают, что общеностратический язык сущест-вовал до неолита, т.е. примерно в конце X тысячелетия до н.э. Следовательно, на рубеже мезолита (XI-X тыс. до н.э.) и неолита (IX тыс. до н.э.) в одном из районов Передней Азии уже существовал один из потомков общеностратиче-ского языка. Сравнивание родственных языков и даже языковых семей позволяло лингвистам выявить более древние корни, из которых были составлены этимологические словари, где приводятся реконструированные праностратические слова (а их известно сейчас около тысячи). Среди этих слов нет ни названий домашних животных, ни наименований культурных растений, ни вообще понятий, возникших в связи с земледелием или скотоводством. Нет и названий глиняных сосудов. Есть только те термины, которые связаны с охотой и рыболовством.

Самым правильным способом получения достоверной информации о каком-либо древнем этносе — это правильная дешифровка его письменности, т.е. почерпнуть информацию из оригинала. Древность лезгинского языка неоспори-мо доказывается родственными его связями с древнейшими языками, письменные памятники которых впервые в мировой практике дешифровываются при помощи этого языка. К таким древним языкам относятся кавказско-албанский, урартский, хурритский, хаттский, пеласгский, этрусский языки.

Многие пеласгские слова вместе с письмом заимствованы ахейцами (древними греками), и поэтому можно обнаружить сотни греческо-лезгинских параллелей в древнегреческом языке.

Этрусские эпиграфические памятники состоят как из сравнительно крупных текстов, так и из свыше 10 тыс. коротких эпитафий, из надписей на таблетках и на других материалах. Самым пространным из крупных текстов является рукопись на пеленах Загребской мумии, содержащая около 1500 слов. Вторым по величине этрусским памятником является надпись на терракотовой черепице, обнаруженной на месте древней Капуи (уцелело более 160 различных слов). К той же группе текстов культового назначения относят и надпись на линзообразной свинцовой пластинке, найденной в Мальяно и содержащей около 70 слов. Также предполагают, что надпись на колонне из Перузии, насчитывающая 130 слов, является единственным юридическим документом — договором между представителями двух этрусских семейств о продаже или передаче каких-то владений. К числу важнейших этрусских эпиграфических памятников, несомненно, принадлежат и обнаруженные в Пиргах три посвятительные надписи на золотых фольгах, две из которых — на этрусском языке и одна — на финикийском.

Почти 500 лет бьются и серьезные ученые и бесчисленные дилетанты над разгадкой тайны этрусского языка. Для интерпретации этрусского письма испробованы почти все языки земного шара и все известные методы дешифровки и не получено никаких удовлетворительных результатов. При помощи же лезгинского языка дешифрованы все известные крупные этрусские тексты и 320 коротких надписей (см. «Яралиев Я.А. Османов Н.О. История лезгин. Этруски. I тыс. до н.э. Том 3. М., 2012; и «Яралиев Я.А., Османов Н.О. Дешифровка этрусского письма. Этрусско-лезгинский язык. История лезгин. Том 4 (Книги 1 и 2), М., 2012;).

Многие этрусские слова перешли в латинский язык, и поэтому неудивительно, что в латинском языке можно обнаружить сотни латино-лезгинских параллелей.

В начале 90-х годов прошлого столетия в Синайском монастыре (Египет) обнаружены палимпсесты, где на стертом албанском тексте произведен новый текст на древнегрузинском языке. Директору Рукописного фонда АН Грузии З.Н.Алексидзе удалось полностью возобновить стертый албанский текст на синайских палимпсестах. В 2009 году этот албанский текст (около 250 страниц) опубликован в Бельгии на английском языке. Авторы без надлежащей дешиф-ровки утверждают, что текст интерпретируется при помощи удинского языка, и представляет собой перевод Евангелия на албанский язык. Наша попытка дешифровать албанский текст на синайских палимпсестах при помощи лезгинских языков дала поразительные результаты: текст не является переводом Евангелия. Выявляется удивительный древний лезгинский язык. Исследования по этому направлению продолжаются.

Великое переселение народов привело к очередному изменению этнополитической картины на Северном Кавказе. Этот процесс занял три столетия и длился с IV по VII века н.э.

Форсировав в 70-х годах IV в. р. Волгу, гунны обру­шились на аланов и после упорной борьбы нанесли им по­ражение. Считается, что часть аланов была истреблена, не­которые присоединились к гуннской орде, а те, кто решил сохранить независимость, отступили за Терек, где уже имелись аланские поселения. Гунны же устремились дальше на запад. Во главе со своим легендарным предво­дителем Атиллой они создали в Паннонии (территория Венгрии) державу, которая, впрочем, оказалась недолго­вечной и распалась после смерти гуннского вождя в 454 г.

После гуннского погрома этнополитическая ситуация на Северном Кавказе представляла собой следующую кар­тину. На юго-востоке Предкавказья в середине V в. про­живали племена хайландуров или оногуров . Рядом с ни­ми, в приморском Дагестане расположились гунны- маскуты . Центральная часть Кавказа была заселена ала­нами, а на северо-западе находились протоадыгские пле­мена. На Таманском полуострове и близлежащем Черно­морском побережье обитали готы-тетракситы . Это было германское племя, сформировавшееся на Скандинавском полуострове и к началу новой эры занимавшее территорию между Одером и Вислой. Отсюда они устремились на юго- восток и к концу III в. обосновались в Северном Причер­номорье, создав племенное объединение во главе со своим вождем Германарихом. Готы, сумевшие захватить Крым и подчинившие Боспорское царство, устраивали набеги на дунайские владения Рима. Часть готов-тетракситов посе­лилась на Черноморском побережье Кавказа. Их могуще­ство так же, как и аланское, сильно подорвало нашествие гуннов, которые опустошили поселения этого народа. В степной зоне Северо-Западного Предкавказья проживали
булгарские племена, а к северу от них кочевали акациры , которых считают предками хазар.

Но подобное размещение народов было неустойчи­вым и уже с конца V в. изменилось. В Восточном Предкав­казье усиливается влияние племени савиров , которые ра­нее проживали в Западной Сибири. Они активно вмешива­лись в противостояние Византийской империи и Персии, в качестве союзников поддерживая то одну, то другую сто­рону. В эту борьбу оказались втянуты и аланы, которые традиционно придерживались византийской ориентации. Оногуры разместились к северу от Кубани и подчинили себе часть булгарских племен, на которых распространили свое имя. На севере от р. Кумы образовался Барсилский союз. В него вошли кочевые аланы и акациры.

В конце V - начале VI вв. доминирующие позиции среди булгар заняли племена утигур и кутригур , которые со­перничали друг с дру­гом за власть. Кутригуры неоднократно нападали на погранич­ные земли Византии, и империя стремилась нейтрализовать их, ис­пользуя военный по­тенциал утигур. Пока главные силы кутригур находились в походе, на их кочевья нападали соперники и наносили большой урон. В итоге разгорелась междоусобная борьба, результатом которой стало ослабление обеих враждебных сторон и их ассими­ляция другими племенами.

К середине VI столетия у алан формируются две эт­нокультурные группы: восточная и западная. Восточная локализуется на территории Северной Осетии, Ингушетии и Чечни , а западная в верховьях Кубани , Пятигорья и Балкарии. Восточные аланы в своих внешнеполитических предпочтениях придерживались проперсидской ориента­ции, а западные были сторонниками Византии. Из Визан­тии к аланам в VI в. начинает проникать христианство, с помощью которого империя стремилась закрепить выгодный для себя союз с местными народами.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.

Начало средневековья принято связывать с так называемым Великим переселением народов и крушением Римской империи в 4-5 веках н.э. Эта эпоха Великого переселения народов, названная так потому, что на этот период времени приходится пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Через земли Предкавказья и Северного Причерноморья на запад в Европу шли одна за другой волны кочевых народов. Около 3 века до н.э. в Северном Китае и Монголии образовался крупный кочевой скотоводческий союз племен тюркского и монгольского происхождения во главе с гуннами. В конце 1 – середине 2 в. н.э. союз гуннов перекочевал в Среднюю Азию и Приуралье. Затем в 375-378 гг. гунны, появились в Предкавказье. Они разгромили алан и готов в Приазовье. Нашествие гуннов перекроило политическую и этническую карту Северного Кавказа. Было уничтожено Боспорское царство, разрушены античные города Черноморского побережья. Гунны произвели страшные разрушения и опустошения земель Северного Кавказа от Каспия до Черного моря. Восточное Приазовье стало ареной господства кочевников. Затем гунны и часть покоренных алан направились в Европу. Другая часть алан, спасаясь от гуннов, переселилась в предгорную и горную часть Западного и Центрального Кавказа. После ухода основной части гуннского союза, в степном Предкавказье осталось могущественное племя гуннов-акациров и часть тюркских булгарских племен. Акациры в 395 г. совершал набег на восточные провинции Римской империи и являлись самым мощным на Северном Кавказе племенем до 453 г. Затем с востока в начале 6 века пришли гунны-савиры. Они доминировали в степях Предкавказья и принимали участие в ирано-византийских войнах. В середине 6 века на территории Северного Кавказа вторглись тюрки авары. Они подчинили себе проживавших здесь кочевников. Во второй половине 6 века авары направились в Восточную Европу и образовали там Аварский каганат.

- Булгары и хазары.

В конце 7-8 веков на западе степного Предкавказья утвердились тюрки булгары, которые пришли на Северный Кавказ еще с гуннами в 4 веке. Булгары образовали в 635 году свое государство под названием Великой Болгарии. Оно включало политическое объединение приазовских, причерноморских и предкавказских болгар. Занимало территорию от устья Днепра до Кубани, охватывало все Центральное Предкавказье. Болгарский хан Кубрат был крещен в Константинополе и до конца жизни поддерживал дружеские отношения с Византией. После его смерти, непрочное государство распалось. Часть булгар во главе с ханом Аспарухом переселилась на Дунай, где в последствии ассимилировалось со славянским населением. Другая часть булгар передвинулась на северо-восток. Здесь на Средней Волги и Камы булгары создали свое государство Волжскую Булгарию.

Во второй половине 7 века на Северном Кавказе появилась новая орда тюркских кочевников – хазаров. Они прошли через Нижнее Поволжье и заняли территории в предгорьях Кавказа. В 651 году образовалась сильное хазарское государство, которое занимает территорию степей Азово-Каспийского междуречья и всего Приазовья, вплоть до Крыма. Кроме того, они завоевали и включили в состав своей державы Северный Дагестан. В устье Волги была основана столица Хазарии город Итиль. Во главе Хазарского государства стоял каган, имевший огромную власть. Значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. Это было многонациональное государство, включающее многие народы, в том числе и кавказские. Господствующей религии в каганате не было, и равными возможностями обладали иудаизм, ислам, языческие верования и христианство. Впоследствии правящая верхушка каганата приняла иудейскую религию, а значительная часть простых хазар стала мусульманами. В 662-663 годах на Северный Кавказ нападают арабы. Мусульманский арабский халифат проводит агрессивную политику мирового завоевания. Однако здесь арабы столкнулись с сильным соперником, молодым хазарским государством, которое не позволило арабам покорить весь Северный Кавказ. Однако часть земель южного Дагестана было арабами покорено. Арабские завоевания и владычество обусловили начало исламизации народов Северного Кавказа. Крупным религиозным центром, распространявшим в регионе мусульманство, стал Дербент.Необходимость обороны от войск халифата заставляла хазар создавать в горах укрепления. Строить сами недавние кочевники не умели, поэтому они обратились за помощью к своим союзникам аланам. Так возникли городища на Кубани. Одно из них называлось Хумаринское городище, которое охраняло дороги, ведущие от перевалов, прежде всего Клухорского. Хазарское государство оставалось господствующей силой на Северном Кавказе вплоть до 10 века.

- Ранние русско-северокавказские контакты. Тмутараканское

Княжество.

Персидские историки упоминают о появлении русов на Каспийском море около 880 г., затем в 909 и 910 годах. В 913-914 годах русы вновь появились на Каспии на 500 судах, по 100 человек в каждом. Миновав Дагестан, они обосновались на одном из островов близ Баку и несколько месяцев господствовали на море. В это же время другой отряд русов высадился на юго-восточном берегу Каспия близ Ферахабада.В 965 г. киевский князь Святослав совершил свои походы на Волгу, разгромив булгар и буртас, разру­шил Итиль - хазарскую столицу. Оттуда, идя вдоль Каспия, он пришел в кавказскую часть Хазарии, где опустошил город Семендер, столкнулся с ясами (ала­нами), касогами (адыгами), затем поднялся от Азов­ского моря вверх по Дону к Саркелу (Белая вежа), ко­торый также разрушил. Хазары после этого сохранились как этнос, однако государство было сокрушено навсегда.

Походы киевского князя Святослава на Дон, Волгу и в Приазовье способствовали притоку сюда славянского населения. В Приазовье возник политический и торговый форпост Руси - Тмутараканское княжество, с центром в городе Тмутаракини. Территория княжества охватывала Восточный Крым, Таманский полуостров и нижнее Прикубанье. Сюда Владимир отправил в 988 г. на княжение своего сына Мстислава. Поначалу население прилегавших к Тмутаракани районов Северо-Западного Кавказа, в частности адыги, находились в даннических отношениях с тмутараканскими князьями. Имели место и военные столкновения. В 1022 г. произошел поединок князя Мстислава с касожским (адыгским) князем Редедей, закончившийся поражением и гибелью последнего. В последующие годы отношения между северокавказским населением и русскими были большей частью мирные и союзнические. В самой Тмутаракани жили адыги, аланы, хазары, армяне, русы и представители других племен и народов. Их внешняя торговля шла через этот город, расположенный на берегу моря. С конца 70-х гг. 11 века Тмутаракань оказалась прибежищем русских князей, потерпевших поражение в междоусобной борьбе. Затем в конце 11-начале 12 веков это княжество прекратило свое существование под ударами тюркских кочевников половцев. В 12 веке Таманский полуостров попал под влияние Византийской империи, а в 13 веке Тмутаракань стала резиденцией адыгского князя и находилась под властью адыгов до начала 15 века. После чего она стала одной из генуэзских колоний. В 1475 г. генуэзские колонии в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа, были захвачены турками-османами. Таманский полуостров стал территорией Османской империи.

Северный Кавказ при переходе к позднему средневековью

Кипчаки на Северном Кавказе.

Территория, которую в настоящее время называют Кавказом (по названию гор), включает в себя территорию, входящую в несколько современных государств (Россия, Азербайджан, Грузия, Армения, Турция). На этой территории в настоящее время проживает много народов, различных по языку, культуре и вероисповеданию. В современной исторической науке есть много книг о истории этого края и его народов. Но вся современная историческая наука раскрывает эту историю в неполном объеме и сравнительно с недавнего времени. Современная историческая наука признает историю человечества с 38 тысяч лет днэ, а возникновение цивилизации на Земле относит к 4-му тыс.днэ (Египет и Шумер). На самом деле история человеческих цивилизаций на Земле начинается значительно раньше (с 300-200 млн.лет днэ), а если учесть, что на Земле были еще и другие (не человеческие) цивилизации разумных существ, то начало цивилизаций следует отнести до 1 млрд.лет днэ и возможно и еще дальше.
Это же можно сказать про историю всех народов Земли, она начинается тоже в очень древние времена. Я попытаюсь в кратце написать про историю всех народов Кавказа с самых наидревнейших времен. Сразу скажу, что эту историю современная историческая наука не признает и в ближайшие несколько лет признавать не будет.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: